Психолого-педагогические аспекты занимающихся различного возраста и квалификации — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Психолого-педагогические аспекты занимающихся различного возраста и квалификации

2021-01-29 114
Психолого-педагогические аспекты занимающихся различного возраста и квалификации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей от 6-7 до 11 лет. Данный возраст - это не только важнейший период для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных процессов, продуктивных приемов и навыков учебной работы, но и великолепный задел для развития индивидуальных особенностей и способностей ребенка, навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, становления адекватной оценки, развития критичности по отношению к себе и окружающих. Это период усвоения социальных норм, нравственного развития, развития навыков общения со сверстниками и установления прочных дружественных контактов.

Начало школьного обучения совпадает с периодом второго физиологического кризиса - кризиса произвольности. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий головного мозга является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили свое формирование. Регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным и дает о себе знать в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, а также эмоциональны.

Особенности познавательных процессов:

1) Внимание. В младшем школьном возрасте идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Для ребенка важно умение приспосабливать свое внимание к специфике выполняемой задачи, гибко оперируя отдельными его свойствами. Однако развитие внимания у детей происходит неравномерно.

2) Память. Младший школьный возраст сензитивен для становления произвольного запоминания. Ребенок должен не без помощи взрослых овладеть приемами смыслового, логического запоминания. Педагоги и психологи имеют ряд методик, направленных на овладение ребенком мнемической деятельности, в которых стараются учитываться индивидуальные характеристики памяти ребенка: ее объем, модальность (зрительная, слуховая, моторная) и т.д. Очень полезными могут быть игры в ассоциации (одним ребенком называется предмет, другой пробует показать то, с чем ассоциируется названный предмет), упражнения на память физических действий и т.д.

3) Мышление. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. С развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии. Овладение анализом начинается с умения ребенка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки, с умения сопоставлять данный предмет с другим, обладающим иными свойствами.

С 7 лет происходит заметное увеличение жизненной емкости легких. На развитие дыхательного аппарата ребенка большое влияние оказывают занятия спортом. Показатели функции дыхания у 8— 9-летних пловцов со стажем 1—2 года соответствуют показателям 12—13-летних подростков, не занимающихся плаванием; а показатели пловцов в возрасте 10—11 лет соответствуют показателям возрастной группы школьников 14—15 лет. Хорошо влияют на развитие дыхательного аппарата различные циклические упражнения на суше и специальные дыхательные упражнения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: ребенок ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Подростковый возраст (11-15 лет). Подростковый возраст является переходным, прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости – главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала "вырастания"из него.

Известно, что в области человеческого развития прослеживаются следующие закономерности:

– отдельные стороны, компоненты психики и даже органы человеческого тела развиваются относительно друг друга неравномерно;

– физически, психически и социально человек также развивается неравномерно: в чем-то быстрее, в чем-то медленнее.

Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя самым неожиданным образом, обратить на себя внимание любой ценой. Многие психологи и педагоги связывают это с кризисом полового созревания, который часто проходит в душевных переживаниях, в честолюбивых устремлениях, в бурных фантазиях и самоуверенном поведении. Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания.

В подростковом возрасте происходят физиологические изменения, которые приводят к изменениям в поведении детей:

- сокращается период активности доминирующего центра коры головного мозга. В результате этого внимание становится непродолжительным и неустойчивым;

- ухудшается способность к дифференцированию. Это приводит к ухудшению понимания излагаемого материала и усвоения информации;

- увеличивается латентный (скрытый) период рефлекторные реакций. Замедляется реакция, подросток не сразу отвечает на заданный вопрос, не сразу начинает выполнять требования учителя;

- подкорковые процессы выходят из-под контроля коры головного мозга. Подростки не способны контролировать проявления как положительных, так и отрицательных эмоций.

Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. Он характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

Юношеский возраст (15-17 лет). Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости. Все это неотделимо от формирования мировоззрения как системы устойчивых взглядов на мир в целом и свое место в нём. Безусловно, не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение — система ясных, устойчивых убеждений. Отсутствие мировоззренческого выбора в юности затрудняет поиск личностью своего места в мире человеческих отношений.

Формирование мировоззрения становится возможным благодаря развитию мышления. В юности развивается абстрактное и логическое мышление.

Взаимодействие педагога.

Период «Младший школьный возраст». Помочь приспособиться к обществу, а также найти своё место среди сверстников.

Период 10–15 лет. Физическое или психологическое давление на подростков необходимо избегать.

Период 13-14 лет. Помочь подростку понять и принять свои физические изменения, которые влияют на внимание, мотивацию и способность сосредотачиваться на учебной деятельности.

Период 15-17 лет. Создание условий для сбалансированных интеллектуальных и физических нагрузок; Пропаганда здорового образа жизни.


 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.