Ограничения от злоупотребления полномочий статья 201 УК РФ — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Ограничения от злоупотребления полномочий статья 201 УК РФ

2021-01-29 56
Ограничения от злоупотребления полномочий статья 201 УК РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде всего, отличие ст. 285 УК РФ от ст. 201 УК РФ в субъекте. В примечании 1 к ст. 285 УК РФ дается перечень того, кто относится к должностным лицам: ими признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-исполнительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В то время как в ст. 201 УК РФ также в примечании 1 указываются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, а также лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена Совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административнохозяйственные функции в этих организациях.

Таким образом, субъект ст. 285 УК РФ - должностное лицо, а ст. 201 УК РФ - лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Различие данных составов преступлений состоит также в том, кто в учреждениях является собственником: если государство или муниципальное образование, то действие данных лиц является должностным преступлением и будет квалифицироваться по ст. 285 УК РФ. Но есть исключение в виде государственных и муниципальных унитарных предприятий. В коммерческих организациях различных форм собственности или иных организациях ответственность наступает по ст. 201 УК РФ.

Отличие злоупотребления должностных полномочий от ст. 201 УК РФ состоит также в мотивах и целях. В тексте ст. 285 УК РФ содержится указание на мотив - совершение лицом преступления из корыстной или иной личной заинтересованности.

Корыстная заинтересованность - стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц. Иная личная заинтересованность - стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность.

В тексте ст. 201 УК РФ указывается на цель совершения преступления - извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам. Под выгодой следует понимать приобретение или получение возможности приобретения дополнительных материальных благ, избавление от расходов. Преимуществом является превосходство, наличие дополнительных возможностей по сравнению с другим субъектом по реализации желаемых действий.

Таким образом, можно провести разграничение данных составов преступления, взяв за основу субъект, мотив, а также цель преступления.


7. Превышение должностных полномочий статья 286 УК РФ уголовно правовая характеристика проблемы классификации и отграничение от смежных составов

 В отличие от предусмотренной ст. 285 УК ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

 С объективной стороны превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: — относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); — могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);— совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; — никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинение вреда их здоровью. При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.). Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. Но о явности следует говорить в тех случаях, когда превышение является очевидным, бесспорным.

В п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19 по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт). Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства — понятие оценочное, оно было рассмотрено применительно к ст. 285 УК. По своей конструкции состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в комментируемой статье последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Мотивы преступления могут быть самыми различными (месть, карьеризм, корысть и др.). Они не имеют значения для квалификации преступления.

 Субъект преступления — специальный — должностное лицо.

 Часть 2 комментируемой статьи (квалифицированный состав преступления) предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. примечание к ст. 285).

 Часть 3 комментируемой статьи содержит особо квалифицированные составы преступления. В ней установлена ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, при отягчающих обстоятельствах, а именно: — совершение деяния с применением насилия или угрозой его применения (п. «а»). Под применением насилия следует понимать причинение потерпевшему физического вреда. Составом преступления при этом охватывается нанесение побоев, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, истязания. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийство лица дополнительно квалифицируются по ст. ст. 111 или 105 УК. Под угрозой применения насилия понимается угроза причинить физический вред. Такая угроза должны быть реальной, т.е. у потерпевшего должны иметься основания опасаться ее фактического осуществления. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается рассматриваемым составом, и дополнительной квалификации по ст. 119 УК России не требуется; — совершение деяния с применением оружия или специальных средств (п. «б»). Это означает фактическое использование должностным лицом оружия или специальных средств для физического (выстрел, удар прикладом автомата и т.п.) или психического (удар резиновой дубинкой рядом с рукой потерпевшего, выстрел в непосредственной близости, но мимо потерпевшего и иное, если при этом угроза применения оружия воспринимается потерпевшим как реальная) воздействия на потерпевшего. В случае, когда виновный лишь демонстрирует оружие или специальные средства и реальная опасность для жизни или здоровья потерпевшего отсутствует, деяние при наличии соответствующих оснований может быть квалифицировано по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК. Для вменения рассматриваемого квалифицирующего признака необходимо также установить, что оружие и специальные средства были применены должностным лицом в нарушение определенных законодательством оснований, условий и пределов их использования.

При определении понятия «оружие» следует руководствоваться Законом об оружии. Перечень специальных средств установлен различными нормативными правовыми актами (например, Постановлениями Правительства РФ от 30.12.1999 N 1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной» (в ред. от 11.02.2003), от 24.06.1998 N 634 «Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации» и др.)

 Понятие тяжких последствий является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела. К числу тяжких могут быть отнесены такие последствия, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, иное нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п. К числу тяжких последствий следует отнести также и причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом дополнительной квалификации по ст. 111 УК не требуется, если ответственность за причиненный вред квалифицировалась бы по ч. ч. 1 или 2 ст. 111 УК РФ. В остальных случаях необходима дополнительная квалификация деяния. Преступное деяние, предусмотренное ч. 3 комментируемой статьи, квалифицируется по совокупности с ч. 4 ст. 111 УК лишь при доказанности умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Не требует дополнительной квалификации по ст. 109 УК причинение смерти потерпевшему по неосторожности. Если же превышение должностных полномочий было сопряжено с умышленным убийством, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: по ч. 3 комментируемой статьи и соответствующей части ст. 105 УК. В случаях, когда должностным лицом причиняется вред здоровью потерпевшего средней тяжести или тяжкий, а также в случае, когда причиняется смерть потерпевшему, но указанный вред причинен в условиях превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное охватывается соответственно ст. ст. 108 или 114 УК и дополнительной квалификации по комментируемой статье не требуется
проблемы классификации и отграничение от смежных составов
Как свидетельствуют специалисты, наибольшие проблемы в разграничении составов преступлений возникают между статьями 286 и 285 УК РФ. Наибольшие сложности возникают, когда должностное лицо, действуя вопреки интересам службы, нарушает особые обстоятельства службы, что характерно для статьи 286 УК РФ, а поэтому ее сложно отграничить от статьи 285 УК РФ. У обоих составов один объект преступления (исключение составляют случаи должностного превышения, которое посягает также и на дополнительный объект: жизнь либо здоровье виде потерпевшего).

Субъект также у данных преступлений совпадает. В связи с этим отграничивать рассматриваемые составы становится возможным только по объективной и субъективной сторонам состава преступления. Разграничение указанных составов преступления возможно по объективной стороне, мотиву, а также цели преступления.

В случае использования должностным лицом должностного положения, а не должностных полномочий, данные действия не будут квалифицироваться по статьям 285 или 286 УК РФ, если только в их действиях нет состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 140, 290 УК РФ.

При рассмотрении преступлений, указанных в статьях 285, 286 УК РФ, стоит учитывать, что по объективной стороне состав злоупотребления гораздо шире, чем состав превышения должностных полномочий, так как включает и бездействие. Вместе с тем, по субъективной стороне имеется обратная РФ, может быть любым, в соответствии с чем, состав превышения

должностных полномочий шире, чем должностное злоупотребление.

Более понятными в свете исследуемого постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации становятся только действия лица, злоупотребляющего своими полномочиями, где присутствует критерий корыстной или иной заинтересованности, а также указание на использование собственных полномочий.

Деяние, выходящее за пределы полномочий, как это указано в статье 286 Уголовного кодекса Российской Федерации можно толковать как присущие лицу лишь отчасти, но превышенные, либо как не присущие вовсе. Представляется возможным отметить, что, поскольку положения

Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают возможность реализации карательной функции государства, то они должны быть максимально четкими и корректными, чтобы на практике никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности за совершение того или иного деяния только вследствие того, что положения статьи можно толковать произвольно. На практике присутствует абсолютно иная ситуация. Очень яркий пример произвольного толкования диспозиции статей 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации приводят И.А. Гааг и Е.Н. Разыграева.

П.С. Яни в своих исследованиях также рассматривает проблему соотношения

составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 285 и 286 УК РФ как таковую. Так, по

объективной стороне состав должностного злоупотребления шире, чем состав превышения

должностных полномочий, так как включает в себя, помимо действий, также бездействие.

Однако по субъективной стороне прослеживается обратная ситуация – мотив преступления,

предусмотренного ст. 286 УК РФ может быть любым, соответственно, состав ст. 285 УК РФ

уже. Кроме того, в случаях использования полномочий по бездействию, совершения

действий, относящихся к полномочиям другого должностного лица, либо действий, которые

никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать, данные составы преступлений

характеризуются как смежные, при использовании должностным лицом полномочий в

отсутствие предусмотренных нормативными актами оснований, квалификация

осуществляется по правилам конкуренции общей и специальной нормы [4, 28].

Отграничение преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, от преступления,

предусмотренного ст. 2861 УК РФ, заключается в следующем. Исходя из расположения

нормы, указанной в ст. 2861 УК РФ, по всей видимости, законодатель предполагал ввести

данный состав преступления – неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа в

качестве специального по отношению к превышению должностных полномочий. Однако,

при анализе состава данного преступления, приходим к выводу о том, что его объективная

сторона включает в себя деяние исключительно в форме бездействия. В то же время,

превышение должностных полномочий совершается только в форме активных действий. При

этом, как уже было отмечено, деяние в форме бездействия характерно для злоупотребления

должностными полномочиями, соответственно, состав ст. 2861 является специальным по

отношению именно к должностному злоупотреблению, выделяя в качестве отдельного

субъекта сотрудника органа внутренних дел. При этом, говоря о субъекте, ранее, до введения

в Уголовный кодекс РФ данного состава, сотрудники органов внутренних дел, обладающие

признаками должностного лица, в случае совершения данных противоправных действий,

подлежали ответственности по ст.ст. 285, 286 УК РФ. С принятием данной нормы

бездействие любого сотрудника, в том числе и не являющегося должностным лицом,

выразившееся в неисполнении приказа начальника, следует квалифицировать по более

точной норме – ст. 2861, несмотря на то, что ее санкция значительно мягче.

Как пишет В. Н. Шиханов, идеальная совокупность преступлений, предусмотренных

ст. 2861 и ст. 285 или 286 УК РФ, представляется невозможной из-за совпадения

практически всех основных признаков объективной и субъективной стороны в их составах –

они являются именно конкурирующими нормами [5, 10].

Стоит отметить, что в литературе высказываются мнения о том, что подобные

законодательные решения более характерны для англо-саксонской правовой системы,

известной своей казуистичностью, но не для российского законодательства, которое не

ставит перед собой цель указания в уголовном законе всех возможных видов общественно

опасных виновно совершенных деяний.

С.С. Медведев и А.В. Лысенко, указывая на это, считают, что введение данной нормы

было нецелесообразным. Отграничение преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, от

преступления, предусмотренного ст. 288 УК РФ, заключается в следующем. Ст. 288 УК РФ

предусматривает ответственность государственных служащих или служащих органов

местного самоуправления, не являющихся должностными лицами, за присвоение

полномочий должностного лица и совершение в связи с этим действий, повлекших

общественно опасные последствия, характерные для превышения должностных полномочий

Очевидно, что для данных преступлений предусмотрен разный субъектный состав.

Ст. 286 УК РФ предполагает наделение в установленном порядке лица организационно-

распорядительными либо административно-хозяйственными функциями, либо функциями

представителя власти, в чем и проявляется его особенность как специального субъекта.

Субъект ст. 288 УК РФ, напротив, данными властными функциями не обладает, приобретает

их в нарушение установленного порядка, т.е. присваивает, и, совершая в связи с этим

определенные действия, причиняет вред объекту уголовно-правовой охраны.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления не

обладают властными полномочиями, а обеспечивают исполнение властных полномочий

вышестоящих лиц, являющихся должностными. Например, они имеют доступ к

официальным документам, бланкам, что создает для них благоприятную ситуацию для

нанесения ущерба интересам государственной службы и службы в органах местногосамоуправления.

Таким образом, злоупотребление должностными полномочиями, равно как и

превышение должностных полномочий, отнесены к должностных преступлениям,

предусмотренным главой 30 УК РФ. В данном случае объект преступления одинаков (за

исключением случаев должностного превышения, посягающего также на дополнительный

объект в виде жизни либо здоровья потерпевшего), а субъект данных преступлений

совпадает, поэтому отграничение данных составов преступлений проводится по объективной

и субъективной сторонам состава преступления.ситуация, так как мотив преступления, который предусмотрен в статье 286 УК


8. Злоупотребление должностными полномочиями статья 285 УК РФ в соотношение с превышением должностных полномочий статья 286 УК РФ


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.