Литературоведческое исследование — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Литературоведческое исследование

2021-01-29 83
Литературоведческое исследование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Литературоведческое исследование

«Победа жизни над смертью, света над тьмою и доброты                    над злобой»

(На примере самых загадочных произведений Н.А.Заболоцкого)

 

                                                                           

                  Студентка

Козлова Екатерина Владимировна

                                                                                             

Москва 2018

«Победа жизни над смертью, света над тьмою и доброты                         над злобой»                   

 (По произведениям Н.А. Заболоцкого)

           Глава Первая. «Песня жизни», побеждающая смерть».

Тема победы жизни над смертью и доброты над злобой одна из главных в литературе, особенно - в русской. Добро всегда одерживает победу над злом и в знакомых с детства сказках – но не только, конечно. А потом, уже  будучи уже взрослыми и обращаясь к более сложным сюжетам, мы тоже не можем не видеть, что никогда зло не остаётся безнаказанным, что ему  не торжествовать.  

  Один из многих и многих примеров того стали удивительные стихи Николая Алексеевича Заболоцкого. Переживший унизительные допросы, пять лет сталинских лагерей и ссылку,  поэт всё же не был сломлен  духовно – иначе бы мы никогда не прочитали многих великих, жизнеутверждающих произведений. Н.А.Заболоцкий  очень хорошо знал и понимал, даже, ощущал, наверное, что значит победа жизни                           над смертью и доброты  над злобой.  

Вот строки, знакомые многим хотя бы по песне, исполненной ветераном Великой Отечественной войны – учителем истории в фильме «Доживём до понедельника».


В этой роще березовой,

Вдалеке от страданий и бед,

Где колеблется розовый

Немигающий утренний свет,

Где прозрачной лавиною

Льются листья с высоких ветвей,—

Спой мне, иволга, песню пустынную,

Песню жизни моей.


Берёзовая роща показана  как образ Райского сада. Белые, чистые, ещё незапятнанные кровью и пороками людей берёзы на фоне рассвета – зарождения нового дня, начала новой страницы человеческой жизни – олицетворение надежды и веры на то, что будущее светло и радостно.

И вот утренняя тишина «нарушается», а скорее всё же, – наполняется песней иволги как некой Высшей Гармонией – «песней пустынной» - «песней жизни».  А почему же песня «пустынная»? Может быть, автор говорит о своём духовном мире, который был «истощен», разгромлен и опустошен войной. И наполняет этот мир простая, а потому такая близкая и нужная, «ненавязчивая» песенка иволги, схожая с родным каждому звучанием «неприметной дудочки».

Но, может быть, что слово «пустынная» тоже означает   «вдалеке от страданий и бед» - потому что однокоренными являются слова: «пустынь», «пустынька», в которой вдали              от суеты стоит святая обитель - прибежище от зла.


Пролетев над поляною

И людей увидав с высоты,

Избрала деревянную

Неприметную дудочку ты,

Чтобы в свежести утренней,

Посетив человечье жилье,

Целомудренно бедной заутреней

Встретить утро мое.


Сравнивая песню с «целомудренно бедной заутреней», поэт, скорее всего, говорит о том, что в простоте, в отсутствии прикрас кроется настоящая духовная ценность.                    

(Ведь говорил же Старец Амвросий Оптинский: «Где просто, там ангелов сто, а где мудрено, там нет ни одного).  Именно это - сокрытое в глубине духовное начало и помогает людям держаться, не «ломаться» духовно, преодолевать скорби. И ещё – «заутреня» - церковная служба – и здесь она «совершается» в мироздании. 

Но произведение посвящено не только этому прекрасному миру березовой рощи -                       оно строится на яркой антитезе. Читаем дальше:


Но ведь в жизни солдаты мы,

И уже на пределах ума

Содрогаются атомы,

Белым вихрем взметая дома.

Как безумные мельницы,

Машут войны крылами вокруг.

Что ты смолкла, мой друг?

Окруженная взрывами,

Над рекой, где чернеет камыш,

Ты летишь над обрывами,

Над руинами смерти летишь.

Молчаливая странница,

Ты меня провожаешь на бой,

Над твоей головой.


  Спокойному, умиротворенному и лишенному страданий миру противопоставлен образ, наполненный кровью, смертями                           и разрушениями, -  образ войны.

 И создается ощущение, что Н.А.Заболоцкий писал отнюдь                       не только о войне, которая была в умах, в душах, в памяти русского народа - войне Великой Отечественной. Эти строки обо всех когда-либо бывших и будущих «столкновениях». И, конечно, не только военных действий в прямом смысле, особенно                           в контексте этого произведения. Это – столкновение со злом, с тьмою, которое происходит не только во время сражений на поле брани. Столкновение – и Победа.


За великими реками

С опаленными веками

Припаду я, убитый, к земле.

Крикнув бешеным вороном,

Голос твой запоет.


 Итак, всё произведение строится на этой  яркой антитезе: наполненной светом жизни                         и тёмной, грязной войны.  Образ природы олицетворяет Райский Сад - а потому                                 и противопоставлен образу войны, превращающей  Землю в ад – «земной ад»,                         как писали русские мыслители.  Но среди «земного ада» «запоёт» иволга – зазвучит сама Песня Жизни.


     Многие слова Н.А.Заболоцкого в песне не звучат – это было хрущёвское время, когда было обещано «показать последнего попа»...    

 А теперь все, читающие прекрасные произведения Н.А.Заболоцкого, знают,                           что заканчивается стихотворение вовсе не песней иволги, хоть и воплощает она надежду, «намёк», на то, что душа всё-таки бессмертна. Завершают его совсем другие мысли                          и слова:


И над рощей березовой,

Над березовой рощей моей,

Где лавиною розовой

Где под каплей божественной

Холодеет кусочек цветка,—

На века.


А это уже несколько иное. Финал стихотворения снова «возвращает»                                                всё к первоначальному «состоянию» – умиротворенной и спокойной берёзовой роще. Возвращает «на круги своя» - к Главной Теме всей русской литературы - Пасхальной! Христос Воскресе из мертвых, смертью смерть поправ!

А иначе победить смерть не дано!

Кажется, всё уже сказано, но всё же… Образ природы одухотворён во многих произведениях русской литературы - и не только образ берёзовой рощи. Но всё же любимая каждым русским сердцем берёза - символ самой России, Света, Пресвятой Троицы! И потому русская берёза – светлая, «радостная» усиливает антитезу жизни                         и смерти, усиливает  жизнеутверждающее начало произведения.

И ещё: сравнивая победу с утром, писатель показывает происходящее после битвы духовное «перерождение» - а вернее, - Начало Новой Жизни   - Жизни Вечной.

Подобно огненному зверю,

Глядишь на землю ты мою,

Но я ни в чём тебе не верю

И славословий не пою.

Звезда зловещая! Во мраке

Печальных лет моей страны

Ты в небесах чертила знаки

Страданья, крови и войны.

Когда над крышами селений

Ты открывала сонный глаз,

Какая боль предположений

Всегда охватывала нас!


Почему же он «звероподобный»?! Потому что бездуховный, бездушный, бесчеловечный. Языческое божество Марс, которое своими бесконечными войнами словно поглощает приносимые ему человеческие жертвы. Ведь именно во время войн являются слуги антихриста, стремящиеся к мировому господству, не взирая на страдания и смерти других людей. В священном Писании «зверь» - символ антихриста – достаточно вспомнить «число зверя».

 И поэт, понимая это, призывает нас  не «поклоняться» Марсу, не слушать его лживых речей, не верить ему – иначе «страданьям, крови и войне» конца не будет. Ведь война никогда не решает сути проблемы, она лишь отнимает и калечит жизни.  Война стремится уничтожить истинные нравственные ценности людей и «заменить» на «искусственные»: деньги и власть. И Марс в данном произведении олицетворяет антихриста, «искушающего» людей и «пожирающего» их как принесённую жертву, о чём мы уже говорили. Он словно «смотрит», «выбирает» того, кто «следующим» будет принесён в жертву его коварным замыслам.


И был он в руку — сон зловещий:

Война с ружьём наперевес

В селеньях жгла дома и вещи

И угоняла семьи в лес.

Печаль скитаний и разлук,

И уставало сердце плакать

От нестерпимых этих мук.

И над безжизненной пустыней

Смотрел внимательно на нас.

Кривила смутные черты,

Как будто дух звероподобный

Смотрел на землю с высоты.

Для неизвестных нам судов

И стекловидные вокзалы

Средь марсианских городов.

Дух, полный разума и воли,

Лишённый сердца и души,

Кому все средства хороши.


Поэт словно показывает войну одновременно с двух сторон: со стороны воюющего                               и страдающего народа и со стороны «марсов», которые ради своих корыстных целей эту войну развязали. Таких, как Гитлер, например.

И снова невольно возникает вопрос, который возникал уже в связи с предыдущим произведением:  только ли о войне, пережитой лично, пережитой нашим народом говорит писатель? И снова: отнюдь не только. 

В своем произведении Н.А. Заболоцкий «смотрит» гораздо шире. В его строках отразилась и борьба внутри самого человека, - его небольшие, но такие глубокие                             по смыслу произведения продолжают, естественно и мысли великой эпопеи «Война                              и мир» - хотя бы то, что «вокруг» преисполненной света берёзовой рощи «машут войны крылами». «Войны», а не война.

  Это - и «войны» внутри государства, когда одержимое безумной идеей  высокопоставленное «лицо», устремляясь к власти, «воюет» с собственным народом.                  И ломает, уничтожает на своём пути миллионы жизней, «о чужой не боли», не думая, сострадать не умея. Для которого «все средства хороши».  Ведь и сам поэт, как уже говорилось, стал жертвой таких «одержимых» - и чудо, что не сгинул. (Вообще, тема сталинских репрессий в связи с Великой Отечественной войной – тема очень болезненная, но сейчас разговор не об этом).  

А любая из «войн» оставляет на месте духовного мира человека, самого человека                                и целых государств «безжизненную пустыню», на которую с высоты своих деяний                               и «статуса» смотрят слуги антихриста, предавшие свой народ и душу свою продавшие.

Всё  потеряно, разрушено, уничтожено и отдано во власть бездушных «марсов»?! Нет!

Глава Третья.  «Одоление «звероподобного духа»


Планета малая одна,

Где из столетия в столетье

Живут иные племена.

И там есть муки и печали,

Но люди там не утеряли

Души единственной своей.

Там золотые волны света

Плывут сквозь сумрак бытия,

И эта милая планета —

Земля воскресшая моя.


Значит, надежда всё же не потеряна - и «власть» антихриста на людьми не вечна.                 И святая вера помогает выстоять против антихриста, остаться людьми, отстоять свою землю. И его победить! И совсем неважно, что произведение написано в годы безбожия – как говорит великая народная мудрость, на войне атеистов нет.

И русские воины, как во все времена, встали на пути зла, готовые, как сказано                      в Писании, «положить жизнь свою за други своя»! Потому что русскому воину, всему народу русскому всегда  было присуще жертвенное служение Родине.

  И лирический герой, как и многие истинно русские люди, знает: антихрист и все «слуги» его всё равно будут повержены и наказаны за свои деяния. (Вспомнить хотя бы Нюрнбергский Процесс – кажется, пришло время для нового). И тогда – Земля духовно «переродится», обновится. И вместе с «воскресшей землёю» воскреснут                                и души. Неслучайно День Победы всегда приходится на один из Сорока Пасхальных Дней – ближе к началу или к концу – но всегда на эти Святые Дни...

  Конечно, и лирический герой, и сам, прошедший сталинский Гулаг поэт понимает,                     что страсти и печаль никогда не смогут полностью исчезнуть из нашей земной жизни. Но бессмертная душа человеческая всегда будет стремиться к свету!

И тогда лишь, когда перестанут люди думать только о своей личной выгоде, когда будут побеждены те, для которых в достижении корыстных целей «все средства хороши», мир озарится «золотыми волнами света»! Света, побеждающего смерть                   и злобу.

 Оттого-то и нераздельны в русской литературе победа над супостатом и победа                     над смертью, причастность Бессмертию!

Литературоведческое исследование

«Победа жизни над смертью, света над тьмою и доброты                    над злобой»

(На примере самых загадочных произведений Н.А.Заболоцкого)

 

                                                                           

                  Студентка


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.