Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2021-01-29 | 108 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Администрации города Белогорск Амурской области
МО СОШ № 10
Ткачук Елена Александровна
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Решение задач по теме «Растворы».
БЕЛОГОРСК 2011 год
Предисловие
В условиях сокращения количества часов на изучение химии необходимо отметить нехватку времени на отработку навыков решения расчетных задач, что сказывается на результатах контрольных, практических работ, олимпиад, ЕГЭ и ГИА
Решение расчетных задач — способ реализации межпредметных связей практического применения теоретических знаний и развития логического мышления учащихся.
Одну и ту же расчетную задачу можно решить разными способами. В данном методическом пособии рассматривается способ решения задач по теме «Растворы», который позволяет увидеть, что многие химические задачи знакомы учащимся из курса математики и нужно лишь умело применять полученные на других уроках знания.
Сборник состоит и 6 разделов:
В каждом разделе подробно рассматривается решение задач, приведены задачи для самостоятельной работы.
Учителя химии могут использовать данное пособие не только для подготовки учащихся к итоговой аттестации, но и на уроках, факультативных, элективных занятиях, в индивидуальной работе по подготовке учащихся предметным олимпиадам по химии и математике.
Раздел 3. Упаривание раствора.
Задача № 1.
Вычислите массу воды, которую надо выпарить из 1 кг 3%- ного раствора сульфата меди для получения 5% - ного раствора.
|
Решение:
Для решения данной задачи так же возможно применение рассмотренного выше способа.
Проанализировав условие, составим схему:
0,03 0 0,05
|
|
|
исходный вода полученный
раствор раствор
Составим и решим уравнение:
1· 0,03 – х · 0 = (1 – х) · 0,05
0,03 = 0,05 – 0,5х
0,05х = 0,02
х = 0,4
Ответ: масса воды составит 0,4 кг или 400 г.
Задача № 2.
Вычислите массовую долю хлорида натрия в растворе, если из 30г 10 % раствора соли при нагревании испаряется 10 мл воды.
Решение:
Определим массу испарившейся воды зная, что плотность воды равна 1г/мл.
m (H2 O) = 10 мл · 1г/мл = 10г
Составим схему к задаче:
0,1 0 х
|
|
|
- =
исходный вода полученный
раствор раствор
На основании схемы составим уравнение:
30 · 0,1 – 10 · 0 = (30 -10) · х
3 = 20 х
х = 0,15 = 15%
Ответ: массовая доля соли в полученном растворе 15%
Задача № 3.
Раствор соли объемом 80 мл, имевший плотность 1,1 г/мл выпарили, получив 12 г сухого остатка. Определите массовую долю соли в исходном растворе.
Решение:
Определим массу исходного раствора по формуле m = V·ρ
m (раствора) = 80 мл · 1,1г/мл = 88 г
Составим схему к задаче:
х 0 1%
| |
|
- =
исходный вода сухой
раствор остаток
Составим уравнение: 88 · х = 12 · 1
88х = 12
х = 12: 88
х = 0,136 = 13,6%
|
Ответ: массовая доля соли в исходном растворе составляла 13,6 %
Задачи для закрепления
1. Из 170 г 9% раствора выпарили 50 г растворителя. Определите массовую долю соли в полученном растворе.
2. Определите массу воды, которую нужно выпарить из 340 г раствора хлорида цинка с массовой долей соли 4% чтобы массовая доля соли в полученном растворе увеличилась на 1,5%.
3. Раствор соли объемом 60 мл, имевший плотность 1,3 г/мл, с массовой долей соли 3% нагрели. В результате испарилось 10 мл воды. Определите массовую долю соли в полученном растворе.
4. Вычислите массовую долю хлорида натрия в растворе, если из 50г 10 % раствора соли при нагревании испаряется 20 мл воды.
5. Вычислите массу воды, которую надо выпарить из 2 кг 5%- ного раствора сульфата натрия для получения 7% - ного раствора.
Администрации города Белогорск Амурской области
МО СОШ № 10
Ткачук Елена Александровна
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Решение задач по теме «Растворы».
БЕЛОГОРСК 2011 год
Предисловие
В условиях сокращения количества часов на изучение химии необходимо отметить нехватку времени на отработку навыков решения расчетных задач, что сказывается на результатах контрольных, практических работ, олимпиад, ЕГЭ и ГИА
Решение расчетных задач — способ реализации межпредметных связей практического применения теоретических знаний и развития логического мышления учащихся.
Одну и ту же расчетную задачу можно решить разными способами. В данном методическом пособии рассматривается способ решения задач по теме «Растворы», который позволяет увидеть, что многие химические задачи знакомы учащимся из курса математики и нужно лишь умело применять полученные на других уроках знания.
Сборник состоит и 6 разделов:
В каждом разделе подробно рассматривается решение задач, приведены задачи для самостоятельной работы.
Учителя химии могут использовать данное пособие не только для подготовки учащихся к итоговой аттестации, но и на уроках, факультативных, элективных занятиях, в индивидуальной работе по подготовке учащихся предметным олимпиадам по химии и математике.
|
Раздел 1. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.
Задача № 1
В 10 г воды растворили 1 г хлорида натрия. Какова массовая доля хлорида натрия в полученном растворе.
Решение:
Данную задачу можно решить, применив формулу для расчета массовой доли вещества в растворе.
w (NaCl) = m (NaCl) / m(раствора) · 100%
m (раствора) = m (NaCl) + m (H2 O) = 1+10 = 11г
w (NaCl) = 1 / 11 · 100% = 9%
Предлагаю рассмотреть решение данной задачи, используя математический подход.
Нам дано вещество массой 1 г. Так как хлорида натрия является чистым веществом, его начальная массовая доля равна 100% или 1.
1
|
NaCl
По условию задачи к хлориду натрия добавили воду массой 10г.
Так как в воде хлорида натрия не содержалось, то его массовая доля в этом случае равна 0% или 0. В результате получили раствор. Масса раствора (1+10), а массовая доля хлорида натрия в нем – х Составим схему согласно условию задачи.
1 0 х
|
|
|
+ =
NaCl H2 O раствор
Используя данную схему, составим математическое уравнение и решим его:
1· 1 + 10 · 0 = (1+10)· х
1 = 11х
х = 1: 11
х =0,09 = 9%
Ответ: w (NaCl) = 9%
Задача № 2
Хлорид бария массой 6 г растворили в 250 мл воды (плотность воды принят за 1 г/мл). Чему равна массовая доля соли в полученном растворе?
Решение: Предлагаю рассмотреть решение данной задачи, используя приведенный выше способ.
Вычислим массу воды, зная, что плотность воды равна 1г/мл.
m (H2 O) = 250 мл · 1г/мл = 250г
Составим схему:
1 0 х
|
|
|
+ =
хлорид H2 O полученный раствор
бария
|
Составим и решим уравнение: 6 · 1 + 2500· 0 = (6 + 250) · х
6 = 256х
х = 6: 256
х = 0,0234 = 2,34%
Ответ: w (ВаCl2) = 2,34%
Задача № 3
Какую массу фосфата калия и воды надо взять для приготовления раствора с массовой долей К3РО4 8% массой 250г?
Решение: как и в предыдущих примерах, воспользуемся методом схем.
1 0 0,08
|
|
| ||||||
+ =
К3РО4 вода раствор
Используя схему, составим и решим уравнение:
1 · х + (250 – х) · 0 = 250 · 0,08
1 х = 20х
х = 20: 1
х = 20г – масса соли
250 – 20 = 230 г – масса воды
Ответ: массы веществ составляют 20 г и 230 г.
Задачи для закрепления:
1. Какую массу нитрата натрия необходимо растворить в 200 г воды для получения
раствора с массовой долей соли 20%?
2. Вычислите объем формальдегида (н.у.), который потребуется для получения 1 л раствора (плотность = 1,11г/мл) с массовой долей формалина 10 %.
3. Сколько граммов хлорида калия содержится в 750 мл 10% раствора, плотность которого равна 1,063 г /мл.
4. В воде массой 400г растворили сероводород объемом 12 мл (условия нормальные). Определите массовую долю сероводорода в растворе.
5. В 1000 г воды растворили 2 моль сульфата калия. Рассчитайте массовую долю растворенного вещества.
6. В растворе хлорида натрия массовая доля растворенного вещества составляет 11,7%. Вычислите количество вещества NaCl, который содержится в 400 г этого раствора.
7. Определите массу хлорида калия и воды, которые надо взять для приготовления 60 г раствора с массовой долей растворенного вещества 15%.
8. В органическом растворителе бензоле объемом 120 мл растворили серу массой 0,96 г. Плотность бензола равна 0,88 г/мл. Определите массовую долю серы в полученном растворе.
9. Определите массу соли и воды, которые потребуются для приготовления раствора объемом 120 мл (плотность 1,1 г/ мл) с массовой долей соли 15%.
10. Определите массу оксида серы (IV), который надо растворить в 4 кг воды, чтобы получить раствор с массовой долей кислоты 4,9%.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!