Игра «Если звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Игра «Если звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

2021-01-29 79
Игра «Если звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного звука из ряда других.

У каждого ребенка в руках мяч. Учитель называет ряд звуков, дети подбрасывают мяч, если услышат заданный звук.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Свяжем мы из слов цепочку,

Мяч не даст поставить точку.

Учитель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова…).

Игра «Придумай слово по модели»

Проводится в конце курса обучения, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах.

Учащимся предлагается по созданной модели слова придумать свои слова.

Игра «Кто внимательный»

Учитель предлагает детям выложить перед собой две фишки: синюю, обозначающую твёрдый согласный звук, и зелёную, обозначающую мягкий согласный звук, а за ними те гласные, которые пишутся после этих звуков. Когда это задание выполнено, учитель предлагает детям закрыть глаза, а он в это время переставляет фишки местами. Ученики должны отгадать, что изменилось.

Кроме игр на уроке можно предусмотреть для ребенка с нарушениями письменной речи индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа и синтеза. Хорошо использовать карточки и для дифференцированного домашнего задания.

Задания на карточках могут быть следующими:

· вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а и т.д.;

· подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);

· выбрать из данных предложений слова с определенным количеством звуков.

 

 

Игры на развитие слогового анализа и синтеза.

ü добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па- (пар)

                                                    па-- (парк)

                                                    па--- (паром)

                                                    па---- (паруса);

ü преобразовать слова различными способами

- добавляя звук (рот-крот, осы-косы, мех-смех);

- изменяя один звук слова (сом – сок – сук – суп – сух - сох – сор – сыр – сын - сон);

     - переставляя звуки (пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак);

ü разгадать ребус;

ü составить как можно больше слов из букв одного слова (крапива – парк, ива, карп, пар, рак, Ира);

ü составить слово, выделив данный по порядку звук (третий звук в словах рак, брови, сумка, трава, сыр – комар).

Кроме этого, в тетрадях «Пропись» и «Русский язык» также содержится достаточное количество упражнений по формированию фонематического слуха и восприятия: составь и запиши звуковую модель слова, вставь пропущенные буквы, подбери слово к модели и другие (приложение 4)

Для выполнения подобных упражнений я использую игровой приём «Загадки деда Буквоеда».

Таким образом, присутствие игры на уроке правомерно, если она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.

Систематически используемые дидактические игры на каждом уроке обучения грамоте, начиная с самых первых, постепенно усложняющиеся. Игры позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, давать им игровые задания в точном соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помогать в игре слабому ученику.

Процесс формирования фонематического слуха довольно длительный и будет продолжаться до конца учебного года и в следующих классах.

 

Заключение

 

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Уровень грамотности учащихся средней школы — одна из острейших проблем народного образования, а ее решение должно начинаться с первых лет жизни ребенка. И для этого есть серьезные основания.

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”а” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.

Предложенные мной игры имеют для эффективного формирования фонематического слуха и восприятия большее значение, чем чисто учебные занятия. Один из важнейших компонентов учебной деятельности – учебно-познавательная мотивация – у детей этого возраста особенно успешно формируется именно в интересной для них учебной игре.

Описанные мной игры – это не отдых и не развлечение, это серьёзная учебная работа.

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.

Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом.

Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

Неоценимую помощь учителю приносит тесное сотрудничество с учителем-логопедом и заинтересованность родителей в успешном обучении детей в школе.

Самое главное – не превращать игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно! Начинать с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружать ребенка и вовремя завершать игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, учитель поможет и в развитии внимания, например, а также памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

 

 

Литература

 Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1981.

Варенцова Н.С. Колесникова Е.М. Развитие фонематического слуха

М.Ю.Гаврикова “Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками”, Волгоград: Издательство “Панорама”, 2006 г.

Горецкий В.Г.О возможных вариантах обучения грамоте. Начальная школа, 2000, №7, с.35-45.

Н.Ю.Григоренко “Гласные звуки и буквы”, Москва, 2003 г.

 Жедек П.С. Усвоение фонематического принципа письма и формирование орфографического действия. М., 1975.

Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников. Начальная школа, 2001, №11, с.41-46.

И.Л.Калинина “Учим детей читать и писать”, Москва, Издательство “Флинта”, 2001 г.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет», Москва,издательство «ГНОМ и Д», 2004 г.

Кулюкина Т.В.,Шестакова Н.А. Фонетической ошибке нет! Начальная школа, 2002, №4, с.45-50.

Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова “Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи”, Москва, творческий Цент “Сфера”, 2000 г.

Р.И.Лалаева, Л.В.Венидиктова “Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников”, Санкт-Петербург, Издательство “Союз”, 2001 г.

Е.А.Пожиленко “Волшебный мир звуков и слов”, Москва, Издательство “Владос”, 2001 г.

Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия М.,2001г.

 Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988, с.42–63.

Эльконин Д. Б. Как учить детей читать.— М., 1976.

Приложение 1


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.