Криминалистическое исследование письма. Признаки письма и их классификация — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Криминалистическое исследование письма. Признаки письма и их классификация

2021-01-29 120
Криминалистическое исследование письма. Признаки письма и их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С помощью криминалистического исследования письма при сравнивании текстов можно установить лицо, которым был составлен данный документ.

Почерк и письменная речь человека индивидуальны и постоянны, что позволяет экспертам устанавливать исполнителя документа даже в тех случаях, если человек умышленно пытался изменить почерк.

Письмо – средство фиксации речи человека с помощью специальных символов и знаков. В рукописном тексте имеется совокупность признаков письменной речи и почерка, выполненных конкретным субъектом.

Для того чтобы фиксировать мысли на бумаге, человек должен учиться письму. Навыки письма являются приобретенными в течение жизни человека. Это результат воспитания и обучения письму.

Почерк – система привычных движений руки, в основе формирования которых лежит письменно-двигательный навык, служащий для воспроизведения письма.

Почерк каждого человека индивидуален. По истечении определенного периода времени у человека меняется темп письма, степень и характер его выработанности, но обычно в нем сохраняются одни и те же особенности. Почерк относительно устойчив. Почерк изменяется по таким причинам, как болезнь, возраст, под влиянием культурного развития, окружающей среды и т. д.

Признаки почерка:

1. общие – характеризуют привычную систему движений: степень выработанности, разгон, размер, наклон;

2. частные:

а) особенности формы и направления движения:

o правоокружные движения;

o левоокружные движения;

o переменный;

б) особенности соотношения элементов письменных знаков:

o по размеру;

o по наклону;

o по разгону;

в) детали почерка:

o положение точки начала письменных знаков;

o положение точки окончания письменных знаков;

o ретушь;

o извилистость штрихов;

o особенности нажима и др.

Почерк может быть:

1. по степени выработанности почерка (приспособленности движений руки к скорописи):

а) выработанным;

б) маловыработанным;

в) дрожащим;

2. по характеру выработанности:

а) простым;

б) упрощенным;

в) вычурным;

г) смешанным;

3. по степени связанности:

а) связанным;

б) отрывистым;

в) средним по степени связанности;

4. по разгону:

а) сжатым;

б) средним;

в) расширенным;

5. по размеру:

а) большим;

б) мелким;

в) средним;

6. по форме движений:

а) прямолинейно-угловатым;

б) округлым;

в) смешанным;

7. по наклону:

а) правонаклонным;

б) левонаклонным;

в) прямым.

 

8. Основные сведения о возможностях и методика судебно-почерковедческой и судебно - автороведческой экспертиз.

Методика судебно-почерковедческой экспертизы - система методов, приемов и технических средств, определяющая процедуру и содержание решения задач судебно-почерковедческой экспертизы.

Методики судебно-почерковедческой экспертизы различаются в зависимости от степени их общности (общая, частная и конкретная) и класса решаемых задач (идентификационная и диагностическая). При неоднородности методов, составляющих методику, применяют комплексную методику

В криминалистической технике различают несколько видов криминалистического исследования документов, одним из которых является криминалистическая идентификация автора текста (автороведение). Автороведческое исследование, в отличие от других видов криминалистического исследования документов, опирается на исследование содержательной стороны рукописи, тогда как почерковедение – на исследование навыков письма, проявляющихся в движениях пишущей руки, а технико-криминалистическое исследование документов направлено на установление существенных для расследования обстоятельств и способов изготовления документа, а также фактов изменения и восстановления его первоначального содержания.

Автороведческая экспертиза может дополнять исследование подчерка, а может иметь и самостоятельное значение в том случае, автор и исполнитель рукописи являются разными лицами и требуется установить личность автора текста, а также в случаях исполнения рукописи на печатающих устройствах.

Научную основу судебно-автороведческой экспертизы составляет система знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека, определяющих индивидуальность письменной речи, её динамическую устойчивость и вариационность, и о методах исследования авторства. Как самостоятельный вид криминалистического исследования документов, криминалистическое автороведение объединяет в себе данные многих специальных наук, изучающих закономерности письменной речи, таких как лингвистика, психология, психолингвистика, социология, теория коммуникации, логика и других.

Криминалистическое автороведение призвано решать несколько задач:

1) идентификационные;

2) диагностические.

Идентификационные задачи включают в себя решение следующих вопросов:

a) установление конкретного автора одного или нескольких документов;

b) исключение предполагаемого автора документов;

c) установление факта создания документа одним или несколькими авторами;

d) выяснение того, является ли исполнитель документа его автором.

Диагностические задачи направлены на разрешение следующих вопросов:

a) установление принадлежности автора к определенной группе лиц в зависимости от его

· образовательного уровня;

· профессии;

· социально-демографических особенностей;

· наличия навыков определенного стиля письменной речи и так далее;

b) установление факта намеренного искажения письменной речи и так далее.

Предметом автороведческой экспертизы является фактические данные о личности автора, устанавливаемые экспертом при исследовании документов и иных материалов дела на основе специальных познаний в области автороведения. Письменная речь как объект изучения криминалистического автороведения представляет собой сложную систему, основу которой составляет комплекс неоднородных языковых и интеллектуальных навыков.

К языковым навыкам относятся пунктуационные, орфографические, лексико-фразеологические, синтаксические и стилистические. Пунктуационные и орфографические навыки связаны непосредственно с письмом и сами по себе существовать не могут. Они выполняют в письменной речи второстепенную роль. Интеллектуальные навыки – это навыки мышления, памяти, которые определяют способ познания действительности, присущий человеку и обусловленный его индивидуальным опытом и особенностями психики. У каждого человека его языковые и интеллектуальные навыки начинают формироваться в детстве и ранней юности, развиваясь по мере дальнейшего обучения. Содержание этих навыков у конкретного лица проявляется при построении высказываний в виде соответствия определенным речемыслительным нормам и отклонений от них. Хотя соблюдение речемыслительных норм является обязательным для всех членов общества, в речевой практике наблюдается ряд устойчивых отклонений от них, которые вызваны влиянием диалектов, других языков, расстройством психики человека и общих условий, при которых формировались данные навыки.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.