Афоризмы и цитаты к направлению «Время перемен» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Афоризмы и цитаты к направлению «Время перемен»

2020-11-19 268
Афоризмы и цитаты к направлению «Время перемен» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН


В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

  1. Внутренние и внешние перемены в жизни человека, их причины и последствия. Взросление, становление, старение человека.
  2. Человек в эпоху перемен. Боязнь перемен, стремление к переменам. Поведение человека во время душевных, социальных и политических изменений, нравственный выбор.
  3. Искусство (литература, музыка, архитектура) и наука как отражение культурных перемен. Влияние культурных, исторических, политических перемен на искусство, науку.
  4. Эволюция, революция, деградация. Перемены к лучшему и худшему.

Афоризмы и цитаты к направлению «Время перемен»

· Жить по-новому очень трудно. Жить прошедшим еще трудней. М.А. Булгаков

· Мы должны стать частью перемен, которые мы хотим видеть в мире. Махатма Ганди

· Изменение порождает изменения. Ч. Диккенс

· Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось. Б. Окуджава

· Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала. М. Горький

· Не дай вам бог жить в эпоху перемен. Китайская мудрость

· «Новый строй политической жизни требует от нас и нового строя души» М. Горький

 

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» на примере конфликта представителя «отцов» Павла Петровича Кирсанова и представителя «детей» Евгения Базарова продемонстрирован конфликт между либеральными дворянами и революционными демократами.

Павел Петрович Кирсанов был типичным представителем дворянства. В споре с Базаровым он защищает аристократию, потому что не смыслит жизни без нее. Базаров же, причисляющий себя к нигилистам, отрицает необходимость аристократии, она, по его мнению, уже давно изжила себя и только затормаживает развитие страны. Автор показывает, что Базаров отрицает необходимость аристократии, а Кирсанов отрицает течение нигилизма, которое, по его мнению, разрушает общественные традиции. Взгляды персонажей, представляющих разные поколения, совершенно противоположны. Это демонстрируется и на примере отношений Кирсанова и Базарова к природе, искусству и любви, у противоборствующих в социальных взглядах сторон разные позиции даже в этих вещах. Центральным конфликтом романа становится конфликт двух поколений с разными мировоззрениями.

Сам И.С. Тургенев говорил о том, что его произведение «направлено против дворянства как передового класса». Писатель отмечал, что поместил в повествование «хороших представителей дворянства», чтобы заставить читателя задуматься: «Если сливки плохи, то что же молоко?». Все это означает, что И.С. Тургенев выступал за общественные изменения. Литературоведы и многие современники писателя отмечали, что И.С. Тургенев был одним из первых, кто осознал неизбежность общественных перемен.

В романе «Отцы и дети» звучит тезис: «Преобразования необходимы». Автор показывает, что совершать эти преобразования должны люди нового поколения, представители «детей», коим является разночинец по происхождению Евгений Базаров. Однако нигилизм Базаров сталкивается с реальной действительностью, и мировоззрение Базарова рушится на глазах читателя. В романе происходит развенчивание нигилизма Базарова. Автор романа показывает несостоятельность взглядов не только Павла Петровича Кирсанова, но и Евгения Базарова. И.С. Тургенев уважает главного героя за стремление к изменениям в обществе, однако писатель, выступающий за постепенные преобразования, показывает свое неверие в то, что можно изменить общество революционным способом.

И.А. Гончаров «Обломов»

В романе И.А. Гончарова «Обломов» поднимается проблема «обломовщины». Данное понятие обозначает не столько образ жизни центрального персонажа Ильи Ильича Обломова, сколько социальное явление, которое связано с распадом крепостных устоев дореформенной России. Образ Обломова важен в идейно-смысловом содержании романа, так как он является олицетворением всего угасающего дворянства. Это бездеятельный общественный тип, который не может найти себе применение в жизни. С помощью образа Обломова И.А. Гончаров демонстрирует деградацию помещичьего дворянства, которое не может и не хочет приспособиться к происходящим изменениям.

Любовь заставляет Обломова измениться физически и душевно. Чувства к Ольге Сергеевне Ильинской помогают главному герою обрести смысл жизни, помогают встать с дивана и снять свой засаленный халат. Однако перемены, произошедшие в жизни и в душе Обломова, не долгосрочны. Со временем он понимает, что новая жизнь, которую он обрел из-за желания быть рядом с Ольгой, ему не приносит никакого удовольствия. Он вновь возвращается к прежнему образу жизни, прогресс заменяется регрессом.

Илья Ильич Обломов и Ольга Сергеевна Ильинская не могут быть вместе из-за разных взглядов на жизнь: если Обломов понимает пустоту существования общества, но ничего не делает для его изменения, то Ольга Ильинская выступает за общественные изменения. Неудивительно, что Ольга Ильинская выходит замуж за деятельного Андрея Штольца, ведь они смотрят на жизнь в одном направлении. Многие исследователи и критики именно в Ольге Ильинской, а не в Андрее Штольце, видели человека настоящего, способного предложить пути развития России, способного повести всю Россию за собой, освободив ее от «обломовщины».

И.А. Гончаров, демонстрируя образ жизни Обломова, выражает мысль о том, что дворянско-помещичья среда обречена на гибель. Неслучайно центральный персонаж погибает, а писатель устами Штольца прощается с «обломовщиной». Прощание с Обломовкой и «обломовщиной» выражает идею необходимости коренных общественных преобразований. То, что после смерти центрального персонажа повествование продолжается, указывает на авторскую позицию: гибель дворянско-помещичьей среды не станет причиной общественных потрясений, так как в обществе уже есть люди, готовые вести Россию по новому пути развития.

«Обломов», И. А. Гончаров

Если мечтать о переменах, они произойдут? Нет, здесь одного желания мало, нужны еще целенаправленные действия. Это описано в данном романе. В первые годы жизни в Петербурге Обломов много мечтал, на что-то надеялся, ждал перемен. По истечению десяти лет все осталось без изменений: Илья Ильич продолжал рисовать будущее в уме. Герой любил полежать на диване, на улицу выходил редко. Он живет безмятежной жизнью в имении, даже упадок хозяйства и угроза выселения не мотивируют к действию Обломова. Временное пробуждение героя наступает благодаря его другу Андрею Штольцу. В этот период Илья Ильич знакомится с Ольгой Ильинской. Это талантливая и прогрессивно мыслящая девушка, сумевшая покорить сердце героя. Обломов долго раздумывает, сомневается, но все же делает ей предложение. После этого опять следует период безмятежной жизни. Увидев Илью Ильича в таком состоянии, Ольга поняла, что его от себя самого ничего не спасет – они расстаются. По стечению обстоятельств, поддавшись интригам Тарантьева, Обломов попадает в дом Пшеницыной. Постепенно женщина прибирает хозяйство Ильи Ильича в свои руки. Позже Пшеницына влюбляется в Обломова и у них рождается сын Андрей. Из-за малоподвижного образа жизни и инсульта Обломов умирает молодым, так и не достигнув того, о чем мечтал. Герой прожил жизнь, плывя по течению.

А.П. Чехов «Вишневый сад»

В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» все персонажи разделены на три временных категории: прошлое, настоящее и будущее.

Прошлое представлено образами Любви Андреевны Раневской, Леонида Андреевича Гаева и Фирса. Автор показывает, что эти герои боятся прощаться с прежними порядками, потому что они привыкли к ним. Раневская, Гаев и Фирс привыкли к тому образу жизни, которой они вели всю жизнь. Раневская и Гаев считают, что такая жизнь является прекрасной и идеальной, ведь фактически им ничего не приходилось делать, так как за них все делали слуги, они только получали различные удовольствия. Любовь Андреевна и ее брат Леонид Андреевич, а также верный им Фирс, не могут смириться с теми изменениями, которые произошли в обществе, им тяжело приспособиться к новой жизни, они пытаются противостоять будущему, все еще живя по старым порядкам. Имение Раневской находится на грани продажи из-за долгов, однако она отказывается от предложения Лопахина сдать имение под дачи. Любовь Андреевна не хочет прощаться со своим вишневым садом, однако ей приходится это сделать, так как имение все же оказалось продано. А.П. Чехов сюжетно подчеркивает, что прошлое изжило себя. На это особо ярко указывает смерть представителя прошлого Фирса, которая становится весьма символичной.

Происходят перемены: с пьедестала уходят представители дворянства Раневская и Гаев, на их место приходит Лопахин – представитель настоящего. Именно он покупает имение Раневской, которое планирует сдавать под дачи. А.П. Чехов не отрицает достоинств Лопахина, но подчеркивает и его недостатки. В пьесе «Вишневый сад», где показан приход капиталистического общества, воплощенный образом Лопахина, купившим бывшее имение дворян, выражается мысль о том, что время Лопахиных будет таким же трагичным, как и время Раневских и Гаевых.

Демонстрируя смену старого поколения новым, А.П. Чехов выступает за еще большие общественные преобразования, поэтому он помещает в повествовании образы людей будущего: Ани и Пети Трофимова. Они довольно равнодушно отнеслись к продаже имения, автор показывает, что они понимали необходимость общественных перемен. И они готовы бороться за лучшее будущее и дальше. А.П. Чехов показывает, что в отличие от представителей прошлого, которые пользовались вишневым садом, созданным чужими руками, в отличие от представителей настоящего, которые вырубают вишневый сад ради наживы, представители будущего планируют вновь посадить вишневый сад, символизирующий в пьесе всю Россию, только сделать это не чужими, а собственными руками.

Вывод

Таким образом, общественные перемены и перемены внутри отдельного человека могут иметь разные причины и приводить к разным результатам. В некоторых случаях происходящие изменения способствуют развитию личности и общества, а в других – способствуют нравственной и общественной деградации.

 

 

Сочинение

Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?

Время перемен – черта, которая разделяет старое и новое, вчера и завтра. В такое нелёгкое время каждому человеку приходится выбирать между прошлым и будущим.

Человека в эпоху стремительных перемен описал Антон Павлович Чехов в комедии «Вишнёвый сад». В начале ХХ века некогда процветавшие дворянские усадьбы приходили в упадок, а их хозяева не могли приспособиться к жизни без доходов от крепостного труда. Именно от этого явления пострадали герои комедии. Семья Раневских разорилась, а фамильное поместье вместе с принадлежавшим ему вишнёвым садом собирались продавать за долги. Любовь Раневская, как и другие члены семейства, привыкла к красивой и беззаботной жизни и не была готова принять такие перемены. Поэтому, когда Лопахин предлагает ей приспособить сад под дачи, чтобы расплатиться с долгами, она отказывается, и дом вместе с садом продают. Так, не желая прощаться с прошлым своей семьи, Раневская теряет всё имение. Оказавшись перед выбором между прошлым и будущим, героиня выбирает прошлое и в конце концов остаётся ни с чем.

К этой теме также обращался Александр Сергеевич Грибоедов. В комедии «Горе от ума» изображён период социальных конфликтов – первая четверть XIX века. Часть российского дворянства считала унизительным наличие крепостного права в стране, победившей Наполеона. Дворяне, привыкшие к старым порядкам, наоборот противились переменам, желая и дальше извлекать выгоду из своего социального положения. Подобно персонажам «Вишнёвого сада», герои Грибоедова оказываются перед выбором между прошлым и будущим. Но если Чацкий придерживается передовых взглядов, осуждает чинопочитание и приспособленчество, глупость и необразованность московского высшего света, то  Фамусов, напротив, является типичным представителем консервативного дворянства. Для Павла Афанасьевича  главное в жизни – звание и достаток. Александр Сергеевич показывает, что сделать выбор в пользу будущего могут лишь достойные и благородные люди.

Итак, в эпоху перемен люди оказываются перед невероятно сложным выбором, ведь прошлое уже не вернуть, а будущее не даёт никаких гарантий. Тем не менее, добиться развития можно,  только идя вперёд.

 

А.Н. Островский «Гроза»

В драме А.Н. Островского «Гроза» особое внимание уделяется внутреннему конфликту главной героини Катерины.

А.Н. Островский неслучайно вкладывает в уста своей героини рассуждения о ее прежней жизни. В драме показано, что внешние изменения, с которыми столкнулась Катерина, оказали огромное влияние на ее душу. Если раньше Катерина чувствовала себя счастливой, так как «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», то после замужества она чувствовала себя несчастной, так как в доме Кабановых ей не давали той свободы, к которой она привыкла и которую она так сильно ценила. Воспоминания о жизни в родительском доме, где ей «таково хорошо было», делают существование Катерины в доме Кабановых еще болезненней. С каждым днем Катерина чувствует себя более несчастной, одиночество и тирания Кабанихи до ужаса тяготят ее. Возможно, если бы Катерина родилась в Калинове и сразу же воспитывалась в соответствии с принципами «темного царства», то она бы реагировала на жизнь в Калинове не так болезненно, но Катерина воспитывалась свободной личностью, поэтому несвобода в доме Кабановых и в Калинове в целом не могла не сказаться на душе Катерины.

Сначала Катерина пытается подчиниться тем принципам, по которым живет город Калинов. Неравнодушная к Борису Катерина оказывается перед нравственным выбором: остаться верной мужу, которого она не любила, или отдаться любви человеку, в которого она была влюблена. Не сразу, душевно мучаясь от выбора, Катерина все же выбирает второй вариант, однако внутренний конфликт остается неразрешенным. Она тяготится тем, что нарушила традиции того патриархального общества, в котором она находилась. Душевные терзания во время встреч с Борисом и после приезда Тихона приводят Катерину в тому, что она признается мужу и его семье в измене.

После признания Катерина еще больше тяготится «жестокими нравами» города Калинова. Она больше не хочет жить той несвободной жизнью, которой жила все это время, находясь в доме Кабановых. После отказа Бориса сбежать вместе с ней Катерина задумывается о самоубийстве, а вскоре и совершает его. Самоубийство главной герои становится своеобразным бунтом против несправедливого и жестокого «темного царства», в котором не было место свободе и возможности развития индивидуальных черт. А.Н. Островский показывает, что Катерина долгое время пыталась привыкнуть к своей новой жизни, однако внутренние терзания не позволяли ей вести существование, которое ей было противно.

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН


В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

  1. Внутренние и внешние перемены в жизни человека, их причины и последствия. Взросление, становление, старение человека.
  2. Человек в эпоху перемен. Боязнь перемен, стремление к переменам. Поведение человека во время душевных, социальных и политических изменений, нравственный выбор.
  3. Искусство (литература, музыка, архитектура) и наука как отражение культурных перемен. Влияние культурных, исторических, политических перемен на искусство, науку.
  4. Эволюция, революция, деградация. Перемены к лучшему и худшему.

Афоризмы и цитаты к направлению «Время перемен»

· Жить по-новому очень трудно. Жить прошедшим еще трудней. М.А. Булгаков

· Мы должны стать частью перемен, которые мы хотим видеть в мире. Махатма Ганди

· Изменение порождает изменения. Ч. Диккенс

· Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось. Б. Окуджава

· Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала. М. Горький

· Не дай вам бог жить в эпоху перемен. Китайская мудрость

· «Новый строй политической жизни требует от нас и нового строя души» М. Горький

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.