Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-01-29 | 122 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
2.1 Общая характеристика женского национального костюма
Традиционно, в любой культуре, женскому костюму уделялось больше внимания, чем мужскому. Это связанно в первую очередь с особенной ролью женщины в обществе культуре. Особую роль женщины играли еще в языческих верованиях, и поскольку костюм нес не только практическую, но и эстетическую и охранную функцию, крою, украшению и отделке женского костюма уделялось большое внимание.
История развития женского костюма на территории Беларуси перекликается с историей развития национального костюма в целом, что более подробно изложено в предыдущей главе. Именно на примере сохранившихся элементов женской одежды можно восстановить историю народного костюма в целом. Это связанно в первую очередь с тем, что мужской костюм традиционно, имел более простой крой и меньшее количество декоративных элементов.
Женский костюм более разнообразен, и имеет ярко выраженную национальную специфику. Традиционный женский костюм, на протяжение своего развития приобретал новые черты, которые соответствовали эстетическим нормам определенного времени и местным обычаям. К концу XIX началу XX века женский костюм приобрёл ярко выраженные этнические особенности и складывался из множества локальных комплексов одежды - строев, каждый из которых был характерен для определенной местности. Региональные и локальные особенности женского костюма завесили от определенного набора предметов одежды, которые входили в каждый строй, материалу их изготовления, характера кроя и отделки, способу носки. Тесное географическое соседство Беларуси с западными странами нашло сое отражение в ее культурных особенностях, что в свою очередь проявилось и в некоторых элементах национального женского костюма. [11]
|
Выделяются четыре основных комплекта женского национального комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом). Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах.
Женщины поверх рубахи носили понёву -- давнюю женскую одежду, -- это три сшитых суконных больших куска, сверху собранных шнуром, который стягивался на талии или под животом. Понёва была распашная (открытая впереди или сбоку) и закрытая. Цвета самые разные, часто с орнаментом, который носил в себе защитную функцию и защищал наиболее уязвимые участки тела от злых духов.
Имелось три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах, которая также несла в себе определенное семантическое значение. Поясная одежда имела очень разнообразный фасон, юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также понёвы, фартуки. Юбки различных цветов - красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками, вышитым узором, безрукавки или гарсеты -- вышивкой, кружевами, декоративными нашивками и аппликациями. Существовало большое количество различных вариантов юбок, которые отличались кроем и носили различные названия: андарак, саян, понёва, летник и другие.
Женская безрукавка из ситца, бархата или парчи, на подкладке, самого разного цвета была составной частью праздничной одежды и звалась гарсетом. Впереди она застегивалась на пуговицы, крючки или шнуровалась. Все это украшалось вышивкой, нашивками из цветной тесьмы. Гарсеты шились прямого кроя, до талии, или удлиненные, с клиньями, приталенные. Согласно мнению многих исследователей, появление гарсета в традиционном белорусском женском костюме, можно связать с влиянием западных культурных традиций, что в частности подтверждается сходством образов с литовскими и польскими костюмами.
|
Женский национальный костюм формировался на протяжении всей белоруской истории. Его характерной особенность является не только практическая функциональность, но и семантическое значение отдельных элементов, как способа отражение духовной составляющей народа в объектах материальной культуры.[1.]
Верхняя женская одежда
Что касается верхней одежды, ее крой и пошив не отличался широким разнообразием. Женская верхняя одежда в отличие от мужской, меньше представлена в старых актовых документах феодального времени. чаще и богаче, чем мужская украшалась вышивкой и аппликацией, но по виду и крою не очень сильно отличалась от мужской. Такая черта в развитии женского костюма была характерна для многих народов. Различия проявляются в первую очередь в отдельных деталях. Принципы же конструкции мужского и женского костюмов были одинаковыми в разных социальных группах, среди знатных людей и простого населения. Однако одежда первых шилась из дорогих привозных тканей и имела более богатую отделку, простые же жители предпочитали натуральную ткань местного производства.
В изготовление женской верхней одежды в древности использовались ткани из льна, шерсти, конопли, которые изготавливались фактически в каждой семье. С праславянского времени известны названия шерстяной ткани: сукно, сармяга, апона, власеница. Верхняя одежда женщин застегивалась и фиксировалась с помощью различного рода застежек или фибул.
Распространенным зимним вариантом верхней одежды были шерстяные свитки, белые и красные кожушки. Самой популярной зимней одеждой был кожух из овчины. У белорусов он делался прямого покроя -- спинка и полы прямые, большой отложной воротник. Низ и рукава обшивались полосой овчины шерстью наружу.
Следует понимать различие верхней одежды относящейся к традиционному народному костюму сельских жителей, с костюмом жителей города и высшего социального сословья. Если в первом лучше сохранились национальные традиции и веяния, то второй чаще принимал на себя влияние различных модных в тот или иной отрезок времени направлений. Объединяло эти две разновидности верхней женской одежды в первую очередь простота кроя и схожесть линий. Различия прослеживались в первую очередь в характере тканей и внешней отделке изделий.
|
Традиционная верхняя летняя одежда белорусских крестьян, XIX в. (Музей древнебелорусской культуры)
Традиционная верхняя зимняя одежда белорусских крестьян
(деревня Гоща около Ивацевичей), XIX в.
(Музей древнебелорусской культуры)
Головные уборы
С древних времен, головной убор был обязательным элементом женского костюма и женщины прикладывали большие усилия для того, чтоб сделать его более привлекательным.
Материалы археологических раскопок показывают, что в городах на территории Беларуси женские головные уборы в X-XIII веках состояли из твердой основы и обшивки из ткани, у девушек главным головным убором были разного рода веночки. Одновременно, среди королевского двора и верхов привилегированного сословья стали распространятся головные уборы западноевропейского и итальянского образца. Однако вернемся к традиционному национальному костюму, носителем которого выступали в первую очередь крестьянки.
О головных уборах селянок можно судить по летописным и археологическим материалам. К сожалению, сведения о древних головных уборах сельских жительниц их одежде в целом немногочисленны. Однако, по сохранившимся сведениям можно судить о том что, они имели важное социальное и обрядовое значение. По их виду можно было определить семейное положение, возраст женщины, её материальное положение. Головные уборы использовались в обрядах и ритуалах, например, на свадьбах девушке торжественно меняли девичий убор на женский. Коренные отличия существовали между женскими и девичьими головными уборами. Девушки носили венки, узкие разноцветные ленты (скидочка, шлячок), а женщины прятали волосы под чепец, надевая сверху головной убор полотенчатого типа, например, намитку или платок.
Намитка была исключительно женским головным убором. Впервые ее одевали на свадьбе, когда снимали девичий венок.
|
Знаковая и этноопределяющая функция намитки проявлялась в локальности и разнообразии способов ее завязывания и украшения.
Существовало большое количество способов завязывания намиток. Свадебная намитка часто хранилась женщиной всю жизнь и надевалась на неё при похоронах.
Зажиточные женщины изготавливали свои намитки из дорогого тонкого полотна и украшали их кружевом, вышивкой золотыми и серебряными нитями, а женщины более бедного положения использовали более дешёвые ткани и более простые украшения, при этом разнообразие орнамента, как правило, сохранялось.
С глубокой древности, практика перекрывания волос была связана с поверьем белорусов о возможно силе открытых женских волос, способных приносить несчастья. Охранную функцию намитки усиливали вышитые или тканые концы.
Также женщины использовали такие головные уборы, как платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.
Головные уборы являются неотъемлемым элементом любого национального костюма, они создают композиционную и структурную завершенность образа, делая весь наряд цельным ансамблем.
Женские национальные головные уборы имели и ряд дополнительных функций, а так же отражали социальный статус и общественное положение женщины.
Девушка в повойнике, деревня Вялова (около Воложина). Фотограф граф Бенедикт Тышкевич, июль 1897 г.
Обувь и аксессуары
Важным элементом женского костюма была обувь. Основной обувью привилегированного сословья и городских жительниц были кожаные ботинки и сапоги. Традиционная обувь сельских жительниц, как и весь национальный костюм, отражают условия жизни белорусов и особенности их материальной культуры. Женщины в крестьянских семьях чаще всего носили лапти. Для Беларуси были характерны лапти прямого плетения. В холодную погоду носили постолы. Сапоги и женские башмаки (чаравики) в деревнях носились только по праздникам или в наиболее зажиточных семьях. Такую обувь чаще изготавливали специальные ремесленники на заказ.
Особое место в колористке женского национального костюма занимают аксессуары. Они являются дополнительными элементами украшения женского костюма и создают в сочетании с его главными элементами единый стилистический комплекс.
С глубокой древности женщины старались украсить свой костюм с помощью различных дополнений. В славянских археологических памятниках неоднократно встречаются браслеты, четки, поясные пряжки и подвески амулеты. Часть украшений не только эстетическую, но и практическую функцию. Так фибулы и застежки скрепляли разные элементы женского костюма.
|
И если украшение высшего сословья и привилегированной части общества отличались особой изысканностью, то украшения и аксессуары селянок были более простыми. В традиционном женском костюме украшения, аксессуары и вышивка несли в себе не столько эстетическую, сколько оберегательную функцию. Они выполняли роль защитников от злых духов, сглаза, оговора. Женщина, которая носила бусы определенного образца, чувствовала себя в большей безопасности. Именно украшением давалась магическая сила охранять душу и, чем больше на ней было украшений, тем в большей безопасности она находилась. Такие представление держались в сельском обществе вплоть до начала XX века.
Магическую функцию выполнял и размещенный на одежде орнамент. Он нес в себе целый культурный код. И умея "читать" нанесенный на одежду орнамент можно было судить о социальном статусе, возрасте и положении его обладательницы.
Женский национальный костюм белорусок имеет долгую историю развития. Он вобрал в себе элементы межкультурного взаимодействия различных народов. В народном женском костюме нашли отражения традиции и верования нашего народа, его обычаи и взгляд на окружающий мир. Национальная одежда является этноопределяющим признаком народа и несет в себе определенный культурный код, особенно данное утверждение, верно по отношению к женской одежде. Именно она наиболее полно отражает все особенности национального костюма, вбирая в себя весь комплекс элементов его составляющих. Национальная одежда белорусок формировалась под влиянием культурных тенденций и видоизменялась вслед за развитием общества. Наиболее полно национальный женский костюм сохранился именно в сельской местности, где также приобрел ряд локальных особенностей. Каждый из элементов национального костюма несет в себе определенную практическую функцию, кроме того, они имеют смысловую наполненность, что делает сочетание фрагментов костюма в общем ансамбле сбалансированным и цельным.
Мужской национальный костюм
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!