Женский белорусский национальный костюм — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Женский белорусский национальный костюм

2021-01-29 122
Женский белорусский национальный костюм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1 Общая характеристика женского национального костюма

Традиционно, в любой культуре, женскому костюму уделялось больше внимания, чем мужскому. Это связанно в первую очередь с особенной ролью женщины в обществе культуре. Особую роль женщины играли еще в языческих верованиях, и поскольку костюм нес не только практическую, но и эстетическую и охранную функцию, крою, украшению и отделке женского костюма уделялось большое внимание.

История развития женского костюма на территории Беларуси перекликается с историей развития национального костюма в целом, что более подробно изложено в предыдущей главе. Именно на примере сохранившихся элементов женской одежды можно восстановить историю народного костюма в целом. Это связанно в первую очередь с тем, что мужской костюм традиционно, имел более простой крой и меньшее количество декоративных элементов.

Женский костюм более разнообразен, и имеет ярко выраженную национальную специфику. Традиционный женский костюм, на протяжение своего развития приобретал новые черты, которые соответствовали эстетическим нормам определенного времени и местным обычаям. К концу XIX началу XX века женский костюм приобрёл ярко выраженные этнические особенности и складывался из множества локальных комплексов одежды - строев, каждый из которых был характерен для определенной местности. Региональные и локальные особенности женского костюма завесили от определенного набора предметов одежды, которые входили в каждый строй, материалу их изготовления, характера кроя и отделки, способу носки. Тесное географическое соседство Беларуси с западными странами нашло сое отражение в ее культурных особенностях, что в свою очередь проявилось и в некоторых элементах национального женского костюма. [11]

Выделяются четыре основных комплекта женского национального комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом). Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах.

Женщины поверх рубахи носили понёву -- давнюю женскую одежду, -- это три сшитых суконных больших куска, сверху собранных шнуром, который стягивался на талии или под животом. Понёва была распашная (открытая впереди или сбоку) и закрытая. Цвета самые разные, часто с орнаментом, который носил в себе защитную функцию и защищал наиболее уязвимые участки тела от злых духов.

Имелось три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах, которая также несла в себе определенное семантическое значение. Поясная одежда имела очень разнообразный фасон, юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также понёвы, фартуки. Юбки различных цветов - красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками, вышитым узором, безрукавки или гарсеты -- вышивкой, кружевами, декоративными нашивками и аппликациями. Существовало большое количество различных вариантов юбок, которые отличались кроем и носили различные названия: андарак, саян, понёва, летник и другие.

Женская безрукавка из ситца, бархата или парчи, на подкладке, самого разного цвета была составной частью праздничной одежды и звалась гарсетом. Впереди она застегивалась на пуговицы, крючки или шнуровалась. Все это украшалось вышивкой, нашивками из цветной тесьмы. Гарсеты шились прямого кроя, до талии, или удлиненные, с клиньями, приталенные. Согласно мнению многих исследователей, появление гарсета в традиционном белорусском женском костюме, можно связать с влиянием западных культурных традиций, что в частности подтверждается сходством образов с литовскими и польскими костюмами.

Женский национальный костюм формировался на протяжении всей белоруской истории. Его характерной особенность является не только практическая функциональность, но и семантическое значение отдельных элементов, как способа отражение духовной составляющей народа в объектах материальной культуры.[1.]

 

рис.1.Традиционный и очень архаичный кобринский крестьянский праздничный женский костюм из дер. Хабовичи, конец XIX в. Музей древнебелорусской культуры

Верхняя женская одежда

Что касается верхней одежды, ее крой и пошив не отличался широким разнообразием. Женская верхняя одежда в отличие от мужской, меньше представлена в старых актовых документах феодального времени. чаще и богаче, чем мужская украшалась вышивкой и аппликацией, но по виду и крою не очень сильно отличалась от мужской. Такая черта в развитии женского костюма была характерна для многих народов. Различия проявляются в первую очередь в отдельных деталях. Принципы же конструкции мужского и женского костюмов были одинаковыми в разных социальных группах, среди знатных людей и простого населения. Однако одежда первых шилась из дорогих привозных тканей и имела более богатую отделку, простые же жители предпочитали натуральную ткань местного производства.

 

В изготовление женской верхней одежды в древности использовались ткани из льна, шерсти, конопли, которые изготавливались фактически в каждой семье. С праславянского времени известны названия шерстяной ткани: сукно, сармяга, апона, власеница. Верхняя одежда женщин застегивалась и фиксировалась с помощью различного рода застежек или фибул.

 

Распространенным зимним вариантом верхней одежды были шерстяные свитки, белые и красные кожушки. Самой популярной зимней одеждой был кожух из овчины. У белорусов он делался прямого покроя -- спинка и полы прямые, большой отложной воротник. Низ и рукава обшивались полосой овчины шерстью наружу.

 

Следует понимать различие верхней одежды относящейся к традиционному народному костюму сельских жителей, с костюмом жителей города и высшего социального сословья. Если в первом лучше сохранились национальные традиции и веяния, то второй чаще принимал на себя влияние различных модных в тот или иной отрезок времени направлений. Объединяло эти две разновидности верхней женской одежды в первую очередь простота кроя и схожесть линий. Различия прослеживались в первую очередь в характере тканей и внешней отделке изделий.

 

 


 

Традиционная верхняя летняя одежда белорусских крестьян, XIX в. (Музей древнебелорусской культуры)

 

 

Традиционная верхняя зимняя одежда белорусских крестьян

 (деревня Гоща около Ивацевичей), XIX в.

 (Музей древнебелорусской культуры)

 

Головные уборы

 С древних времен, головной убор был обязательным элементом женского костюма и женщины прикладывали большие усилия для того, чтоб сделать его более привлекательным.

Материалы археологических раскопок показывают, что в городах на территории Беларуси женские головные уборы в X-XIII веках состояли из твердой основы и обшивки из ткани, у девушек главным головным убором были разного рода веночки. Одновременно, среди королевского двора и верхов привилегированного сословья стали распространятся головные уборы западноевропейского и итальянского образца. Однако вернемся к традиционному национальному костюму, носителем которого выступали в первую очередь крестьянки.

О головных уборах селянок можно судить по летописным и археологическим материалам. К сожалению, сведения о древних головных уборах сельских жительниц их одежде в целом немногочисленны. Однако, по сохранившимся сведениям можно судить о том что, они имели важное социальное и обрядовое значение. По их виду можно было определить семейное положение, возраст женщины, её материальное положение. Головные уборы использовались в обрядах и ритуалах, например, на свадьбах девушке торжественно меняли девичий убор на женский. Коренные отличия существовали между женскими и девичьими головными уборами. Девушки носили венки, узкие разноцветные ленты (скидочка, шлячок), а женщины прятали волосы под чепец, надевая сверху головной убор полотенчатого типа, например, намитку или платок.

Намитка была исключительно женским головным убором. Впервые ее одевали на свадьбе, когда снимали девичий венок.

Знаковая и этноопределяющая функция намитки проявлялась в локальности и разнообразии способов ее завязывания и украшения.

Существовало большое количество способов завязывания намиток. Свадебная намитка часто хранилась женщиной всю жизнь и надевалась на неё при похоронах.

Зажиточные женщины изготавливали свои намитки из дорогого тонкого полотна и украшали их кружевом, вышивкой золотыми и серебряными нитями, а женщины более бедного положения использовали более дешёвые ткани и более простые украшения, при этом разнообразие орнамента, как правило, сохранялось.

С глубокой древности, практика перекрывания волос была связана с поверьем белорусов о возможно силе открытых женских волос, способных приносить несчастья. Охранную функцию намитки усиливали вышитые или тканые концы.

Также женщины использовали такие головные уборы, как платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.

Головные уборы являются неотъемлемым элементом любого национального костюма, они создают композиционную и структурную завершенность образа, делая весь наряд цельным ансамблем.

Женские национальные головные уборы имели и ряд дополнительных функций, а так же отражали социальный статус и общественное положение женщины.

Девушка в повойнике, деревня Вялова (около Воложина). Фотограф граф Бенедикт Тышкевич, июль 1897 г.

Обувь и аксессуары

Важным элементом женского костюма была обувь. Основной обувью привилегированного сословья и городских жительниц были кожаные ботинки и сапоги. Традиционная обувь сельских жительниц, как и весь национальный костюм, отражают условия жизни белорусов и особенности их материальной культуры. Женщины в крестьянских семьях чаще всего носили лапти. Для Беларуси были характерны лапти прямого плетения. В холодную погоду носили постолы. Сапоги и женские башмаки (чаравики) в деревнях носились только по праздникам или в наиболее зажиточных семьях. Такую обувь чаще изготавливали специальные ремесленники на заказ.

Особое место в колористке женского национального костюма занимают аксессуары. Они являются дополнительными элементами украшения женского костюма и создают в сочетании с его главными элементами единый стилистический комплекс.

С глубокой древности женщины старались украсить свой костюм с помощью различных дополнений. В славянских археологических памятниках неоднократно встречаются браслеты, четки, поясные пряжки и подвески амулеты. Часть украшений не только эстетическую, но и практическую функцию. Так фибулы и застежки скрепляли разные элементы женского костюма.

И если украшение высшего сословья и привилегированной части общества отличались особой изысканностью, то украшения и аксессуары селянок были более простыми. В традиционном женском костюме украшения, аксессуары и вышивка несли в себе не столько эстетическую, сколько оберегательную функцию. Они выполняли роль защитников от злых духов, сглаза, оговора. Женщина, которая носила бусы определенного образца, чувствовала себя в большей безопасности. Именно украшением давалась магическая сила охранять душу и, чем больше на ней было украшений, тем в большей безопасности она находилась. Такие представление держались в сельском обществе вплоть до начала XX века.

Магическую функцию выполнял и размещенный на одежде орнамент. Он нес в себе целый культурный код. И умея "читать" нанесенный на одежду орнамент можно было судить о социальном статусе, возрасте и положении его обладательницы.

Женский национальный костюм белорусок имеет долгую историю развития. Он вобрал в себе элементы межкультурного взаимодействия различных народов. В народном женском костюме нашли отражения традиции и верования нашего народа, его обычаи и взгляд на окружающий мир. Национальная одежда является этноопределяющим признаком народа и несет в себе определенный культурный код, особенно данное утверждение, верно по отношению к женской одежде. Именно она наиболее полно отражает все особенности национального костюма, вбирая в себя весь комплекс элементов его составляющих. Национальная одежда белорусок формировалась под влиянием культурных тенденций и видоизменялась вслед за развитием общества. Наиболее полно национальный женский костюм сохранился именно в сельской местности, где также приобрел ряд локальных особенностей. Каждый из элементов национального костюма несет в себе определенную практическую функцию, кроме того, они имеют смысловую наполненность, что делает сочетание фрагментов костюма в общем ансамбле сбалансированным и цельным.

 

Мужской национальный костюм


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.