Блок VI. Формирование неречевых процессов — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Блок VI. Формирование неречевых процессов

2021-01-29 86
Блок VI. Формирование неречевых процессов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для детей с общим недоразвитием речи и не резко выраженным общим недоразвитием речи наряду с речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированное психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

· нарушены внимание и память;

· нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;

· недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Эти отклонения у таких детей проявляются в следующем:

· неустойчивое внимание;

· низко развиты способности к переключению;

· недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;

· незаконченное развитие словесно-логического мышления;

· слабая способность к запоминанию;

· невысокий уровень развития самоконтроля.

В результате у детей наблюдается недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Это выражается в трудностях формирования учебных умений: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование собственной деятельности; умение работать в определенном темпе.

Р. Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями специалистов Института физиологии детей и подростков АПН РФ.

Они установили, что если движения пальцев не соответствуют возрасту, то и речь не соответствует возрастным нормам. У таких детей пальчики малоподвижны, их движения недостаточны или несогласованны

Учитывая эти особенности развития психической деятельности, на каждом логопедическом занятии необходимо наряду с развитием речи учить детей правильно логически мыслить, сравнивать и обобщать, развивать навыки анализа и синтеза, учить контролировать свою и чужую речь, развивать общую и пальцевую моторику, зрительную и слуховую память и внимание.

Нижеприведенные упражнения рекомендуется проводить как часть логопедического занятия в виде игр, подчинив их основной теме. Они не должны быть продолжительными, проводятся в спокойном темпе, с элементами соревнования, в красочном оформлении, с поощрением детской инициативы, с активным речевым участием всех детей.

Упражнения для развития зрительного, слухового восприятия и активного устойчивого внимания

1. Найдите две одинаковые фигуры в ряду.

2. Найдите два одинаковых изображения в ряду.

3. Соедините линией похожие фигуры в верхнем и нижнем ряду.

4. Соедините линией одинаковые фигурки зверей и др.

5. Найдите по два одинаковых предмета (яблочки, грибы, дракончики и др.)

6. Найдите в каждом ряду изображение, которое соответствует данному слева образцу.

7. Укажите рисунок, который следует перенести в пустую клетку.

8. Соберите картинку из осколков.

9. Поднимите руку, услышав название предметов (например, одежды или слова на звук Л и т.д.).

10. Прослушайте ряд предложений и запомните только те, в которых говорится о лете или все слова имеют рабочий звук.

11. Найдите ошибки в рассказе (все предложения о зиме, а несколько предложений о мокром, о тающем снеге и др.).

12. Определите, какое слово встречается чаще всего (слова читаются быстро).

13. Дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы (кто? что? какой? какая? какое? и др.).

14. Узнайте стихотворение по ритму.

15. Развитие произвольного зрительного внимания. Даются три таблицы (4x4) и 12 фишек. Фишки располагают произвольно по 4 в каждой таблице. Затем на одну меняется расположение фишек. Что изменилось?

16. Развитие устойчивости внимания. Внимательно посмотрите на образец и под каждой фигуркой (контурное изображение) проставьте тот же значок.

17. Развитие объема внимания. На время 15-30-45 секунд даются три карточки с изображением семи различных по тематике предметов. Показ - воспроизведение. Запомните и назовите.

18. Переключение внимания на время. Распределите картинки - 22 карточки в беспорядке изображением вверх - в две стопки.

19. Распределение внимания. Игра с мячом и со словами «Я знаю пять названий на звук И».

20. Воспитание внимания. Определите конец слова по его началу (можно по картинкам). Например? КАР -, АР - и т.д.

21. Развитие концентрации внимания. Посчитайте в уме без пальцев, сколько в секторе кружков разного диаметра (от 9 до 24).

22. Найдите такую же (или такой же). Даны 7-12 предметов. Среди них два одинаковых.

23. Развитие устойчивости и сосредоточенности внимания. Лабиринты:

· «Кто скорее приведет домой кошку и собаку».

· «Поселите девочку в многоэтажный дом».

· «Кто потерял туфлю».

«Доведите девочку до школы»: иди прямо, дойди до светофора, поверни направо; дойди до елочки и поверни налево; там увидишь школу (по иллюстративному плану).

24. Подберите к слову-предмету (например: ПОМИДОР, ОГУРЕЦ и т.д.) две карточки по форме и цвету.

25. Запомните как можно больше деталей сюжетной картинки «Какие овощи вырастил Пятачок».

26. По образцу расставьте знаки под цифры:

1234535124

х • =!?

27. Какая картинка (слово) встречается чаще всего? Сколько раз?

28. Распределение внимания (на время). Найдите в тексте буквы С и 3. Букву С подчеркните одной чертой, а букву 3 зачеркните.

29. Развитие наблюдательности. По памяти подробно опишите школьный двор, путь из дома в школу и т.д.

30. Игра в «корректировщиков». Даны несколько предложений с пропуском или перестановкой букв. Ученик читает один раз и сразу исправляет ошибки. Затем следующий.

31. Игра «Муха». «Муха» - это присоска или магнит. Дан квадрат из 9 или 16 клеток. «Муха» двигается в квадрате строго по команде. Цель: не допустить выхода «мухи» за игровое поле. Исходное положение - центральная клетка. Команды «вверх вправо», «вниз влево» и т.д. по одной клетке за ход.

32. Игра «Селектор». Несколько человек одновременно считают вслух (в прямом и обратном порядке), а один - «приемник» - следит.

33. Расставьте по дорожке картинки в соответствии с условными знаками (на время). Расшифровка фигур находится в центре доски. У детей дорожки с шестью окошками, в каждом из которых нарисована геометрическая фигура. Дети на дорожке правильно выкладывают картинки.

34. Игра «Найди пару». Детям раздаются картинки, например, 4 синих ботинка (со шнурками, с молнией, на каблуке), 4 красных сапога (высокий, низкий...), 4 зеленые туфли. Ведущему предлагается найти второй такой же предмет у ребят по его вопросам. Например: «У кого ботинок?», «У кого синий ботинок?», «У кого синий ботинок со шнурком?». Так он находит пару.

35. Игра «Угадай, что в конверте?» (на время). На доске шифр:

И У К А Т Ф Л М

Л х V - 0 +... =

У детей надписи в конвертах? О х +...

36. Расставьте знаки под указанные цифры в соответствии с указателем (за 1 минуту).

Указатель:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

х II =.;? О ∆ □ О

У детей на карточках:

271385 641093

37. Расставьте буквы в соответствии с цифрами. Какие слова получились? Прочитайте.

38. Всевозможные задания с квадратом Шульте. В квадрате 5x5 разбросаны числа от 1 до 25. Ученик должен смотреть сверху вниз (так вырабатывается специальное движение глаза, которое необходимо при чтении). Ученик ищет числа по порядку. Систематически применяемое движение улучшает технику чтения и развивает внимание.

Упражнения и приемы, развивающие память

Зрительные игры

1. «Что изменилось?»

2. «Чего не стало?»

3. «Что прибавилось?»

4. «Запомните и назовите».

5. «Запомните и воспроизведите».

Например:

1 2 И Б Ч К С или символы? 1 | ® 0 и т.д.

Узнайте буквы по их фрагментам.

6. Запомните, где расположены фишки 4,5,6,... 12 в квадрате 4x4.

7. Детям предлагается для запоминания четыре цветные карточки различной формы и цвета с изображенными на них значками. Найдите их среди других.

красная желтая зеленая синяя

8. Работа по схемам: «Теперь, глядя на схему, давайте расскажем об осени». Работа с символическими знаками.

9. Найдите отличия в двух картинках.

10. Припоминание и классификация названий овощей, посуды, листьев деревьев и т.д.

11. Игра «Запомни, назови, положи» (с картинками).

12. Игра «Большие - маленькие». При демонстрации большого предмета дети встают, маленького - приседают.

13. «Копия образца». Дети смотрят и списывают.

14. «Образец по памяти». Зрительные диктанты.

15. По словесной инструкции логопеда логопаты выполняют действия. Например: «Коля, выйди к доске, возьми указку, подойди к столу, положи указку под стол и выйди из класса».

Слуховые игры

1. «Прослушайте, запомните, повторите».

2. «Соотнесите картинки».

3. «Прослушайте, запомните, назовите одним словом».

4. Дидактическая игра «Все по местам».

5. «Чего не стало?»

6. «Что прибавилось?»

7. «Что изменилось?»

8. Запомните слова с нужным звуком.

9. Запомните предложения с нужным звуком.

10. Прослушайте стихотворение и запишите по памяти.

11. «Запишите слова». Читается один раз. Запомнить в том же порядке.

12. Упражнение на развитие слухового восприятия, ритма. Узнавание четверостишия по ритму.

13. Исключить четвертое лишнее слово (по звуку или по обобщению).

14. Упражнение на развитие ассоциативной памяти. Демонстрируются картинки, потом прячутся, называются слова. Дети вспоминают картинки. Например, слово - МОЛОКО, а картинка - КОРОВА.

15. Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления. Детям даются 10 слов, к ним надо подобрать слова, связанные с ними по смыслу. Воспроизвести ряды. Например: даются слова: ЗИМА СОБАКА КОРОВА ЛЕС... дети подобрали: СНЕГ ЛАЕТ МОЛОКО ВОЛК...

16. Упражнения на обобщения и исключения, осложненные заданием на запоминание. Зачитываются две группы слов по пять слов в каждой. Из них четыре слова объединены общим понятием, а одно - лишнее. Детям предлагается исключить лишние слова и запомнить их. Например:

СТУЛ СТОЛ, ПОЛ, ШКАФ, ПОЛКА.

ИВАН, СЕРГЕЙ, ПЕТРОВ, МАКСИМ, ПЕТЯ.

17. Упражнение на развитие мышления, осложненное заданием на запоминание. Записать слова.

Ключ: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

апрниеукод

1269

8738

2690

6902

2670

18. Используя ключ (упр. 17), зашифровать слова: ИДИ, КОРИДОР, ПРИДИ, УКОР и т.д.

19. Упражнение на развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания. Игра «Собираем букет». Первый ученик называет один цветок, второй повторяет и добавляет свой и т.д.

20. Аналогичная игра «Соберем урожай фруктов, овощей».

21. Аналогичная игра со словами на рабочий звук.

22. Упражнение на развитие логического мышления усложненное заданием на запоминание. Расшифровать и запомнить, не записывая, зашифрованные двузначные слова.

Ключ: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

АМВЕКОСИПТ

Расшифруй: МА, ВК, ЕЙ, ОТ, СА, ПО.

23. Упражнение на развитие долгосрочной памяти и логического мышления. После работы над пословицами, не приводя их текста, вспомнить смысл этих пословиц и воспроизвести текст.

24. Упражнение на развитие слуховой памяти:

· дается установка на запоминание односложных слов из двух рядов слов (слова в один, два, три слога);

· дается установка на запоминание второго ряда слов;

· дается установка на запоминание слов из второго, третьего рядов с рабочим звуком.

25. Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти. Подберите слова-признаки к каждому слову. Запомните подобранные признаки. Например: ВЕТЕР-ОСЕННИЙ, СТУЖА - ЗИМНЯЯ, ТУМАН - ГУСТОЙ и т.д.

26. Как и в упражнении 25, подберите несколько слов-признаков. Назовите и запомните их.

27. Как и в упражнении 25, подберите слова-действия и запомните их.

28. Звуковой диктант. Интервал между звуками - одна секунда. Воспроизвести слова. Например: П Э И, П О И О М и т.д.

29. Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти. Засчитываются шесть пар слов, связанных между собой по смыслу. Необходимо из правого столбика к каждой паре подобрать по смыслу третье слово и записать. Например:

ЯЙЦО-КУРИЦА ТРАМВАЙ

УЛИЦА-ПРОВОДНИЦА ЦЫПЛЕНОК

ПОЯСНИЦА-КОЛЕНЦЕ РЕСНИЦЫ

30. Упражнение на развитие смысловой памяти. Детям предлагаются шесть слов: СНЕГ, ТЕЛЕНОК, ХОЛОД, ОБЕЗЬЯНА, КОРОВА, БАРАН. Необходимо их запомнить, предварительно образовав из них смысловые пары: ХОЛОД - СНЕГ, ОБЕЗЬЯНА - БАНАН, ТЕЛЕНОК - КОРОВА.

31. Упражнение на развитие смысловой памяти. Детям предлагаются девять слов. К словам из упражнения 30 добавить третье. Сгруппировать их, запомнить. Например: СНЕГ, ХОЛОД, ЗИМА, ОБЕЗЬЯНА, БАНАН, МАРТЫШКА, ТЕЛЕНОК, КОРОВА, СЕНО.

Упражнения для развития тактильной памяти

1. «Чудесный мешочек». Ощупывание и узнавание предметов, букв..

2. «Потрогай руками». Потрогать руками и запомнить ощущения от предмета. Затем показать его: КИРПИЧ, ШЕРСТЬ, ГВОЗДЬ...

3. С закрытыми глазами ощупать поверхность каждой дощечки и запомнить, в каком порядке они были. Дощечки обиты разным материалом: бархат, кожа, рубчатая ткань...

4. Ощупывание букв, вырезанных из бархатной или наждачной бумаги. Обведите их пальчиком.

5. Составление предложений с опорой на тактильные ощущения. Задание: определить зрительно и на ощупь материал, из которого сшито платье, и составить предложение. Например: Платье сшито из шерсти. Оно шерстяное.

Упражнения для развития словесно-логического мышления

1. Упражнения по соотнесению предметов (большой, маленький):

найдите аквариум для каждой рыбки;

найдите конуру для каждой собачки;

найдите гнездо для каждой птички.

2. Кто продолжит дорожку?

3. Какая из фигур отличается от других?

4. Чем отличаются предметы слева от предметов справа?

5. Сравните и найдите отличия.

6. Определите, какие рыбы в аквариуме плывут слева направо, а какие справа налево.

7. Игра «Четвертый лишний». Выделите четвертую лишнюю картинку или слово (на обобщения, на рабочий звук).

8. Разложите одинаковые предметы в две, три корзинки.

9. Расскажите, что можно нарисовать из палочек (карандаш, дерево, дорогу, стол...).

10. Отгадайте загадки (по темам, по обобщениям, на звуки).

11. Подберите слово, противоположное по значению.

12. Соедините линией соответствующие картинки. Например, даны:

· телефон и части лица (глаз, нос, ухо, рот); духи и части лица(глаз, ухо, нос, рот); яблоко и части лица (глаз, ухо, нос, рот); книга и части лица (глаз, ухо, нос, рот);

· дерево, море, конура и ранец (справа), собака, яблоко, водолаз и книга (слева).

13. Зачеркните лишнее изображение и объясните. Например: нарисованы звери и телефон; музыкальные инструменты и карандаш; ложка, вилка, нож и ключ и т.д.

14. Найдите начало, конец, середину события (по картинкам).

15. Расставьте серию сюжетных картин в нужной последовательности.

16. Решите ребусы:

Ответ: вода, Наташа.

17. Закончите третьим рисунком ряд и обоснуйте устно ответ:

18. Повторите в нужной последовательности действия по мытью посуды: очистить, вымыть, прополоскать, вытереть, убрать.

19. Называются несколько слов, обозначающих действия. Дети должны продолжить, учитывая, о каком времени года идет речь: загорать, плавать, кататься на коньках, лепить снеговика...

20. Найдите в рисунке ошибку. Например: «булки на дереве» и др.

<…> (ПРОПУЩЕНО)

1. Восприятие и понимание серии картинок, связанных единым сюжетом. Развиваются способности устанавливать причинноследственные связи, делать обобщения, давать оценки воспринимаемым ситуациям.

2. Восприятие и понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом. Развиваются зрительное внимание, наблюдательность, логическое мышление, способности доказывать.

3. Восприятие картин со скрытым смыслом (серия «Веселые картинки»).

4. Отгадывание ребусов:

Упражнения для формирования мелкой моторики руки

В последнее время вышло много литературы с подробным описанием упражнений по развитию мелкой моторики руки. Перечислим лишь те упражнения, которые подготавливают руку к письму и выполняются в определенной последовательности.

Все движения выполняются правой и левой рукой одновременно и попеременно.

1. Противопоставление пальцев друг другу.

2. Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.

3. Опрокидывание кисти (движение вверх и вниз), смена быстрая и медленная.

4. Отведение и приведение пальцев (по одному, по два и т.д.).

5. Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.

6. Свободное постукивание пальцами по парте (одновременно и поочередно).

7. Свободное похлопывание кистью по парте.

8. Надавливание подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

9. «Щелчки».

10. «Крючки».

11. Упражнения для держания карандаша: «щепоть», «соление» и др.

Затем можно проводить упражнения с движениями пальцев (можно со стихами).

Далее необходимо тренировать руку для письма. Начинать следует р упражнений с мелом на доске и карандашом на большом листе. Затем идут упражнения:

1. обводка по шаблону, трафарету;

2. обводка по контуру;

3. соединение по точкам;

4. раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением ограничения. Например, заштриховать треугольник вертикальными линиями.

Дальше даются упражнения на рисование орнаментов.

1. Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и из ломаных линий:

3. Зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы.

4. Рисование знакомых предметов.

елочка, грибок,

 

5. Рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий.

6. Рисование узоров из геометрических фигур.

7. Рисование бордюров из волнистых линий.

Подготовительная работа руки к письму заканчивается написанием элементов букв.

КОНСПЕКТ ПРИМЕРНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Тема. Дифференциация звуков С - Ш.

Цель: совершенствование фонематического восприятия; развитие целенаправленного слухового внимания и зрительной памяти; развитие логического мышления; четкое артикулирование звуков; расширение словаря детей, практического навыка преобразования слов; отработка практического навыка преобразования слов; развитие мотивации самостоятельной речи; обучение связному рассказу с опорой на картинки и слова.

Оборудование: таблица С-Ш, предметные картинки, разрезные слоги, домики, раздаточный материал для обучения звуковому анализу и синтезу, карточки, схема предложений.

Ход занятия

Организационный момент.

1. Сядет тот, кто запомнит пять-шесть картинок.

Красное Красный Красная Красные

КАШНЕ ШАРФ ШАПКА ШТАНЫ РУБАШКА ШОРТЫ

2. Как назвать все эти предметы одним словом?

Введение в тему.

1. Какой одинаковый звук в словах-признаках?

2. Какой одинаковый звук в словах-предметах?

3. Какие звуки и буквы мы будем сегодня продолжать различать?

Актуализация опорных знаний по теме.

Обобщающая беседа на повторение:

1. характеристика звуков С и Ш;

2. сравнение по артикуляции;

3. сравнение по звучанию;

4. сравнение по написанию.

5. Игра «Назови - не ошибись».

Назвать картинки, выставленные на доске, сначала с С, во второй - со звуком Ш. Картинки: сарафан, шапка, костюм, шорты, бушлат, свитер и т.д.

6. Назовите предметы на карточках по цвету. Даны синий, красный цвета.

7. Измените слова по образцу (устно):

слух - слушать - ты слушаешь;

спешка –

шелест-

Физминутка.

1. Развитие общей моторики.

У лисицы острый нос, (показывают руками, какой у лисы острый нос, и имитируют ее походку)

У нее пушистый хвост. (движение рук в стороны, назад)

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты, («оглаживают» воображаемый хвост, бока, грудь)

2. Развитие мелкой моторики руки.

Хлоп, ладошка мы пошлепаем немножко

Вот у нас игра какая

Хлоп, ладошка,

Хлоп, другая!

(хлопок в ладоши;

ладони хлопают о ладони товарища;

3,4 - перекрестное похлопывание ладонями обеих рук)

Закрепление.

1. Игра «Преобразование слов» (используется «Волшебная коробка»). Дети достают картинку и по инструкции логопеда преобразуют слова-названия. Например: МИСКА - МИШКА, КРЫСА - КРЫША, СТУК-КУСТ и т.д:

2. Полный анализ и шифровка предложения: «Саша услышал смешн(...) историю».

3. Чтение с ускорением потешек с закрытой нижней половиной строчки. Текст второй записать в тетради.

МАША СПЕШИТ К ОКОШКУ С ПУШИСТОЙ КОШКОЙ.

ШАШКИ НА СТОЛЕ.

ШИШКИ НА СОСНЕ.

ШАПКОЙ САШКА ШИШКИ СШИБ.

4. Работа над составлением рассказа:

· чтение начала рассказа (на доске даны предложения из слов и картинок);

· составление предложений, продолжающих рассказ по цепочке (каждому ребенку дается конверт со словами и картинками; дети восстанавливают логическую последовательность событий);

· чтение составленных предложений;

· чтение составленного рассказа;

· пересказ составленного рассказа;

· расшифровка рассказа.

Итог.

Над чем дети работали на занятии?

Поощрение детей.

ЛИТЕРАТУРА

 

Закономерности психического развития дошкольника

1. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. Воронеж; 1995.

2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник. Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль, 1998.

3. Воронкова В. З. Обучение грамоте и правописанию в 1-3 классах вспомогательной школы. М., 1995.

4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. А.А. Венгерка. М., 1973.

5. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. М., 1978,1985.

6. Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение: Пособие для логопедов и родителей. Спб., 1997.

7. Матвева Н. П. Развитие логического мышления у детей 6-7-летнего возраста на логопедических занятиях: Из опыта работы учителя-логопеда. М., 1993.

8. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. Как развивать внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и родителей. М, 1995.

9. Профессиональная деятельность детского городского психологического центра: Учебно-методическое пособие. Шахты, 1994.

10. Ткаченко Т. А. Если школьник плохо говорит. Спб, 1997.

11. Цвынтарский В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб, 1997.

Развитие речи

1. Аксенова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: Учебник для 4 классов вспомогательной школы. М., 1991.

2. Аксенова А. К., Якубовкая Э. В. Русский язык: Учебник для 3 класса вспомогательной школы. М., 1991.

3. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. 1998.

4. Бебешина Н. Н., Свириденков В. П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы: Из опыта работы / Под ред. Смирновой З. Н. М., 1978.

5. Гадасина Л. Я.,Ивановская О. Г. Увлекательные игры со звуками. Спб., 1996.

6. Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков. Спб., 1997.

7. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. М., 1984.

8. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. М., 1989.

9. Журова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973.

10. Журжина Д. Т., Костромина Н. В. Дидактический материал по русскому языку. 2 класс: Пособие для учащихся четырехлетней начальной школы. 2-е изд. М.,1989.

11. Иващенко С. Ф. Формирование восприятия у детей с тяжелыми нарушениями произношения: Книга для учителя. М., 1984.

12. Каше Г. А, Никашина Н. А, Шуифер Р. Й., Евлахова Э. А. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся / Под ред. П. Е. Левиной. М., 1960.

13. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием: Пособие для логопедов. Серия «В помощь логопеду». М., 1998.

14. Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и словами; Пособие для воспитателей и родителей. Серия «Опыт работы практического педагога». М., 1999.

15. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у дошкольников: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов пединститутов. М., 1983.

16. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., 1983.

17. Логопедия / Под ред. проф. Волкова Л. С. М., 1989.

18. Методы обследования речи у детей. Ч. I / Под общей ред. Власенко И. Т., М., 1992.

19. Пособие по формированию произношения в 3-5 классах школ слабослышащих (2-е отделение): Учебное пособие для учащихся / Под ред. Слезиной Н. Ф. М., 1986.

20. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников: Книга для учителя. М., 1983.

21. Ткаченко Т. Д. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Спб., 1998.

22. Худенко Е. Д. Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии. 150 уроков. Ч. I, II / Под. ред. Воронцовой В. В. М., 1992.

23. Шумаева Д. Т. Как хорошо уметь читать!.. Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект. Серия «Из опыта педагога». Спб., 1998.

24. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе: Инструктивно-методическое письмо. М., 1996.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.168 с.