Глава 1. Предпроектное исследование — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 1. Предпроектное исследование

2021-01-29 85
Глава 1. Предпроектное исследование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1. Предпроектное исследование

 

Традиции Пасхи

 

Крымская восточнославянская культура - представляет собой удивительный симбиоз традиций украинского, белорусского и русского народов, проживающих на одной территории.

В обрядах славян Крыма, как и других славянских народов, не могут не угадываться обряды, сохранившиеся со времен язычества. Многие праздники, хотя и приурочены к датам религиозных событий, представляют собой культы почитания предков, солнца, различных природных явлений.

Традиции празднования Пасхи в Крыму аналогичны традициям в других регионах Украины. Воскресные школы проводят совместно с библиотеками, городскими домами культуры и Домами детского творчества пасхальные концерты, утренники, музыкально-литературные программы (например, в Евпатории, Феодосии, Симферополе, Саках, Джанкое, Севастополе, Алуште, Керчи, Раздольненском, Советском благочиниях). Ежегодно на Пасху дети из каждой воскресной школы для своих сверстников готовят праздничные концерты, выставки, конкурсы на лучший пасхальный стол и конкурсы пасхальных открыток.

Симферопольская и Крымская епархия УПЦ Московского патриархата ежегодно на Пасху проводит фестивали церковных хоров, "Славим Христово Воскресение", которые становятся настоящим праздником, так как проходят в центре Симферополя на открытом воздухе. Ежегодно члены Общества православных врачей Крыма на Пасху посещают все крымские больницы, детские дома и вместе со священнослужителями раздают пасхальные куличи и яйца.

Пасха, как известно многим, день воскрешения Иисуса Христа. Этому празднику уже более 2000 лет, и многие традиционные действия потеряли свой смысл в глазах обычного человека. Однако, тем не менее, многие на Пасху пекут куличи, замешивают паску и красят куриные яйца в разные цвета, так принято. Почему же этот праздник всегда был одним из самых массовых? Кроме дня воскресения Христа, этот день знаменит окончанием строгого поста. Строгий пост накладывал запрет на любые увеселения, а так же очень строго ограничивает продукты, которые в этот период нельзя употреблять постящимся. Многие праздники специально переносились на время после поста, чтобы отпраздновать, как следует. Сами религиозные традиции - крестный ход, всенощная служба - были необычайно яркими, в сравнении с рутинными и обыденными днями строгого поста. Во время всенощной люди освящали в церкви традиционные блюда, чтобы потом подать их на стол, в светлый праздник Пасхи. Традиционно в день праздника люди христосовались - говорили друг другу "Христос воскресе" - "воистину воскресе" и обменивались троекратным поцелуем. Сегодня эта традиция поддерживается даже неверующими людьми.

Итак, как же происходит само празднование? Пасхе предшествует Страстная неделя, посвященная различным религиозным действиям, предваряющим праздник. Основная подготовка к Пасхе начинается с Чистого четверга, в этот день принято навести везде порядок, в том числе и в душе, а так же выкупаться. Этот день посвящен мирскому, обычному бытовому труду, чтобы в страстную пятницу и в субботу готовиться встретить праздник с чистым сердцем и душой. Наверное, не стоит принимать значение дня столь буквально, и устраивать генеральную уборку с больших букв, более глубокий смысл дня был очиститься духовно. Далее следует Страстная пятница, день выноса плащаницы, воспоминаний о смерти Христа. Это день, в который не должно быть дел мирских, только духовные. Конечно, в наших реалиях сложно избежать бытовой рутины, но можно стараться делать лишь необходимое. В этот день верующие посещают богослужение, происходит целование плащаницы, которая будет находиться в храме три дня, в честь трех дней нахождения Христа в гробу. Ну а в субботнюю ночь и происходит освящение традиционных кушаний и всенощная молитва. После этого, собственно и приходит воскресенье - день Пасхи. Перед пасхой хозяйки не только готовили еду, они украшали весь дом салфетками и букетами первоцветов, все это символизировало воскрешение и жизнь. Дети и взрослые начинали Пасхальную трапезу, съедая традиционно окрашенное в красный цвет яйцо. По преданию яйцо стало красным в руках императора Тиберия, когда Мария Магдалина пришла известить императора о воскрешении Христа. Император, конечно же, не поверил, сказав, что это невозможно, и такая же вероятность воскрешения, как если это яйцо в его руках покраснеет. Согласно легенде, яйцо покраснело, и родилась традиция.

Куличи пеклись с дохристианских времен, изначально их смысл был в самой форме, пасхальный кулич и яйца были символами плодородия, однако традиция сохранилась и в христианстве, и хозяйки до сих пор выпекают эти сдобные кексы, покрывая их глазурью. Паска, или же пасха - это творожное блюдо. Традиционно ему придавали форму пирамидки, ставили печать из букв ХВ (Христос воскрес). Творог для пасок брали самый лучший, несколько раз перетирали и сдабривали всевозможными пряностями, орехами, изюмом, а так же добавляли в творог сливок и яиц. Такие паски делались небольшими, так как хранится это блюдо очень не долго.

Наверное, в каждой семье есть свой рецепт и паски, и кулича (нет строгих канонов), а краски для яиц сейчас продают и в магазине, как и полиэтиленовые наклейки, имитирующие крашенки. Наши хозяюшки красили яйца крепким отваром луковой шелухи, шелуху приходилось собирать задолго до праздника. Для такой покраски большое количество шелухи заливалось водой и бурлило около получаса, после в кипящую воду погружали сырые куриные яйца и варили около 10 минут. Так же окрашивали яйца свекольным соком, черникой, красной капустой и куркумой. Яйца оставляли остывать в этой же воде, для лучшего закрепления цвета. После яйца вытирали насухо и смазывали маслом, для блеска. Для образования различных узоров скорлупу обматывали ниткой, заливали парафином и вырезали узоры, обматывали тонкой тканью и так варили. Современные краски красят ярче, результат более предсказуем, но все же, покрашенные натуральными красителями яйца намного красивее.

Ограничения в еде Великим постом, кулинарные хлопоты перед Пасхой, разговление в пасхальную ночь делают Воскресение Христово самым "вкусным" праздником. Особое внимание уделялось убранству стола. Белоснежная скатерть, красивая посуда, живые и искусственные цветы, на самом видном месте яркие ритуальные блюда со всевозможными украшениями. Каждая хозяйка стремилась сделать свой стол неповторимым. Для яиц использовались специальные плоские блюда. Одни из них просто лежали на столах, у других были высокие ножки-подставки и они как бы возвышались над всем остальным угощением.

В некоторых домах для такого торжественного случая существовали даже отдельные скатерти, которые стелились только на праздник Пасхи. На такой скатерти умелые хозяйки вышивали обычно различные узоры с присутствием именно пасхальных атрибутов. Можно было увидеть вышитые яйца, свечи, цветы, даже куличи и, конечно, буквы: ХВ, что, как известно, означало "Христос Воскресе". Вышивались к такой скатерти и салфетки. Материал для таких изделий выбирался простой: лен, лен с лавсаном, холст, плотный хлопок. Цвета были в основном светло-серые и белые. И, конечно, яркие праздничные узоры. Была и специальная посуда, все с теми же предметами, которые олицетворяли этот светлый праздник. Такая посуда хранилась в домах и доставалась только на праздник.

На Пасху готовят куличи и пасхи, запекают окорок, жарят телятину. Пасхальный стол не имеет никаких запретов, но рыбные блюда на нем обычно не присутствуют. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, - пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца. Кроме пасхальных блюд на столе множество традиционных лакомств русской кухни. Пасхальный стол накрывали на весь день. За ним собиралась семья и друзья, которые давно не виделись, потому что в пост не принято было ходить в гости. Рассылались открытки дальним родственникам и знакомым. Пообедав, люди сидели за столами и играли в различные игры, ходили на улицу, поздравляли друг друга.


Глава 2. Разработка керамического питьевого набора "Пасхальный"

 

Работа в материале

 

Среди различных способов формовки керамических изделий литье занимает особое место. Оно дает возможность с большой точностью изготовить множество совершенно одинаковых тонкостенных сосудов, имеющих сложную форму, небольших скульптурок с тонкой проработкой деталей. Глиняное, или шликерное, литье основано на свойстве гипса впитывать в себя влагу и на свойстве глины отдавать влагу.

Шликер - это глина, разведенная до состояния текучести, напоминающая по консистенции густые сливки

Гипсовая форма, в которую наливают шликер, интенсивно вбирает в себя воду. При этом слой глинистой массы одинаковой толщины равномерно распределяется по внутренним поверхностям формы, образуя стенки будущего изделия, или, как говорят керамисты, черепок. После высыхания полое глиняное изделие извлекают из формы и досушивают перед тем, как подвергнуть обжигу. Такова в общих чертах схема глиняного (шликерного) литья. Непосредственному литью предшествует большая подготовительная работа. Необходимо выполнить эскиз и изготовить по нему модель будущего изделия, а затем отлить из гипса по модели литейную форму.

К разработке эскиза следует приступать только после того, как вы четко представите себе назначение разрабатываемого изделия, ведь форма, пропорции, величина и декоративная отделка находятся в тесной связи с ним. Но учтите, каким бы удачным ни был эскиз, при. изготовлении по нему объемной вещи почти всегда возникает необходимость внести какие-то поправки. Таким образом, непосредственная работа над объемной моделью может подсказать художнику такие решения, которые не всегда можно предугадать в эскизе. На производстве иногда существует разделение труда, когда эскиз выполняет художник, а модель вытачивает мастер-модельщик. Чтобы творческий процесс не прерывался, художник должен уметь сам вытачивать или вырезать модели. Модель можно выполнять из дерева или гипса. Из дерева модели точат на токарном станке или изготавливают столярными и резчицкими инструментами. Выточенные и вырезанные детали соединяют в единое целое с помощью гвоздей, шурупов и водостойкого клея, например БФ-2 или эпоксидной смолы. Готовую модель несколько раз пропитывают горячей олифой и просушивают. Модели из гипса вытачивают на специальном точильном станке, который представляет собой, по сути дела, гончарный круг, по правую и левую стороны которого расположены ступенчатые подпорки (рис.33.1а). Во время точения на ступеньки укладывают деревянную рейку-правилку (33.16). Правилка служит опорой резца при вытачивании модели. Если к гончарному кругу подсоединить электромотор, то его вполне можно использовать в качестве точильного станка. На верхний диск набивают несколько реек и по периметру привязывают бечевками опалубку из водостойкого картона, пропитанного олифой или парафином (33.1 в). В опалубку заливают гипс (33.1г). Таким образом, на диске после затвердения гипса и снятия опалубки образуется массивная цилиндрическая болванка - головка точильного станка (33.1д). Головка располагается с таким расчетом, чтобы во время работы вращающаяся модель находилась примерно на уровне глаз точильщика.

Так же, как и при вытягивании глиняного изделия на гончарном круге, диск должен вращаться против часовой стрелки со скоростью 300-350 оборотов в минуту. По принципу действия точильный станок напоминает токарный: с вращающейся заготовки также постепенно снимаются резцами стружки до тех пор, пока не будет получена нужная конфигурация тела вращения. Но в отличие от токарного станка, гипсовая заготовка располагается вертикально, а не горизонтально.

Благодаря этому заготовку удобно отливать непосредственно на головке точильного станка; к тому же мастер видит изделие в естественном положении, то есть так же, как если бы оно стояло на столе. В процессе поиска или уточнения формы это очень важно. Резцы для точильно-модельного станка называются клюшками (33.2б). Клюшки изготавливают из стальных стержней, которые насаживают на деревянные ручки. На торце стержня под прямым углом прикрепляется стальная пластинка, имеющая форму треугольника, ромба, трапеции, вала и т.п. Так как обрабатываемый материал достаточно мягок, то нет необходимости закалять режущие части резцов. Некоторые резцы можно изготовить из толстой проволоки, конец которой расплющивают и сгибают крючком. Подобные клюшки используются при точении глиняных изделий на гончарном круге.

Определяя размеры модели, а следовательно, и заготовки, нужно учитывать, что глиняная отливка после сушки, а затем и после обжига уменьшается в общей сложности на 10-15%. Чтобы керамическое изделие после сушки и обжига имело ранее запланированные на эскизе размеры, следует модель для ее формы делать крупнее, с учетом процента усадки, который определяется опытным путем. Если же он заранее известен, размеры гипсовой или деревянной модели определяют по формуле: X = 100 х а/100 - б, где а - размер керамического изделия после сушки и обжига, б - воздушная и обжиговая усадка в процентах. Предположим, что высота готового керамического изделия должна быть 250 мм при 10-процентной усадке глиняной массы. По формуле определяем, что высота модели из гипса должна быть равной 276 мм. Если же вы имеете дело с одной и той же глиной постоянно, то, значит, и усадка всегда будет постоянной. В этих случаях для определения размеров модели можно использовать масштабный циркуль, сделанный из двух стальных полосок (33.2а). Кончики циркуля подогните так, чтобы расстояния между ними имели определенные пропорциональные соотношения, которые устанавливаются опытным путем. Раствор циркуля на одной стороне должен соответствовать действительным размерам глиняной отливки, на другой - размеру, который необходимо взять на модели. Подготовив станок и инструменты, установите на гипсовой головке обечайку в виде цилиндра, свернутого из плотного, пропитанного олифой картона или толя (33.3а). Цилиндр скрепите мягкой проволокой или сшейте толстыми нитками.

Высота обечайки должна соответствовать высоте вытачиваемой модели, а диаметр - наибольшему диаметру модели с небольшим припуском.

В закрепленную на головке точильного станка опалубку налейте доверху гипсовый раствор (на 7 частей гипса 10 частей воды). Как только через 8 - 10 минут гипс затвердеет, снимите опалубку и, разметив карандашом все основные размеры (33.3б), приступайте к вытачиванию модели. Правильце положите на верхние ступеньки, обоприте на него клюшку и начинайте снимать стружку с вращающейся гипсовой заготовки (33.3в). Насыщенный влагой гипс режется очень легко. Во влажном состоянии его следует поддерживать до окончания точения. При высыхании гипс нужно увлажнять смоченной в воде губкой. Добившись нужной конфигурации модели, срежьте ее у основания стальной проволокой, а затем просушите при комнатной температуре 2-3 суток. Высушенную модель пропитывают несколько раз олифой или эпоксидной смолой, разведенной ацетоном. Чтобы модель просохла, требуется еще не менее двух суток. Модель служит основой для изготовления литейной гипсовой формы. Простейшая гипсовая форма состоит из двух "половин. Прежде чем приступить к отливке формы, со стороны донышка в основании модели сделайте неглубокий полусферический вырез. Это обеспечит устойчивость будущей отливки. Установите опалубку из толя на ровный щит, предварительно смазав разъединительной смазкой ее внутренние поверхности (рис.34). Разъединительную смазку приготовьте из двух частей парафина и пяти частей керосина, расплавленных на водяной бане. Закончив подготовку, налейте в опалубку слой гипса толщиной 10-15 мм (34.1). Как только гипс схватится, но не потеряет пластичности - примерно через 1,5-2 минуты, - установите внутри опалубки модель, вдавив в мягкий гипс ее основание. Затем долейте гипс в опалубку с таким расчетом, чтобы раствор оказался на уровне самых выпуклых участков модели. Помните, что если уровень гипсового раствора будет поднят выше самых выпуклых точек, то модель невозможно будет извлечь из нижней части формы.

Сняв опалубку, вырежьте ножом вдоль всего периметра фальц (четверть), которая в дальнейшем будет являться частью замкового соединения двух половин гипсовой литейной формы (34.2). Плоскости срезов смажьте разъединительной смазкой и снова установите в опалубку, которую теперь уже нужно залить гипсовым раствором доверху (34.3). После затвердевания гипса снимите опалубку и на боковой поверхности нанесите риску (34.3а), идущую вдоль ее оси и пересекающую обе половины формы. Это необходимо для того, чтобы при сборке формы можно было быстро и точно соединить одну половину с другой. После нанесения риски затвердевшие половины формы разъединяют и извлекают из нее модель (34.4). Форму нужно досушить уже без модели в течение двух-трех суток. Она высохнет гораздо быстрее, если ее сушить около печи или у батареи центрального отопления. Форма готова. Теперь нужно приготовить шликер - отмученную жидкую глину. О способе отмучивания глины рассказано в самом начале книги.

Глиняное литье. Залейте шликер в хорошо просушенную гипсовую форму доверху (рис.35.1). Пористый гипс сразу же начнет всасывать из него влагу. Об этом легко догадаться по тому, как будет быстро падать в форме уровень шликера. Всасывая влагу, гипс притягивает к поверхности формы мельчайшие частицы глины, находящиеся в шликере во взвешенном состоянии. Постепенно на стенках формы образуется достаточно плотный слой глиняной массы.

Процесс всасывания влаги с одновременным нарастанием глиняного слоя на стенках формы называется у керамистов "насасыванием черепка". Сразу же после заливки шликера этот процесс идет очень быстро, затем замедляется и прекращается совсем. Именно в этот момент шликер нужно слить (35.2). На стенках внутренних поверхностей гипсовой формы остается слой глины, находящийся в тестообразном состоянии, - стенки будущего сосуда. Через некоторое время слой глины на стенках формы начинает подсыхать (35.3). Одновременно происходит его усадка. При этом отливка уменьшается в размерах, и ее стенки (черепок) постепенно отделяются от гипсовой формы. В этот момент стенки затвердевают и становятся тоньше. Убедившись, что отливка достаточно хорошо подсохла, а ее стенки отделились от формы, осторожно снимите верхнюю половину и так же не спеша извлеките отливку из нижней половины. Пока изделие еще не совсем высохло, производят его оправку: срезают ножом рельефно выступающие швы, образовавшиеся кое-где на стыках гипсовой формы; заделывают мягкой глиной всевозможные вмятины, углубления и царапины; после этого поверхность заглаживается увлажненной губкой. Если изделие пересохло, то неровности можно устранить с помощью наждачной бумаги. После оправки изделие ставят на полку и сушат при комнатной температуре в течение пяти-шести дней. После просушки гигроскопичность (влагопоглощаемость) гипсовой формы полностью восстанавливается и в ней можно отливать следующее керамическое изделие, которое будет точной копией первого. В одной форме можно выполнить около двухсот отливок. Конечно, сосуд, в основе которого лежит тело вращения, можно изготовить и другим способом, например на гончарном круге. Но есть сосуды, для которых литье чуть ли не единственный способ формовки. К ним относится прямоугольная декоративная ваза, изображенная на рисунке (рис.36). Модель вазы изготовляют из прямоугольного деревянного бруска, к которому приклеивают ножки и горлышки, выточенные на токарном станке (36.1). На одной или двух стенках модели вырезают рельеф. Готовую модель зачищают наждачной бумагой и пропитывают горячей олифой два-три раза. Форма по этой модели отливается в той же последовательности, что и круглая ваза, только вместо цилиндрической опалубки применяется прямоугольная, собранная из четырех дощечек (36.2). Опалубку и поддон смазывают разъединительной мастикой и наливают в нее жидкий гипс так, чтобы в нем оказалась ровно половина модели. Замковое соединение получают вырезанием в нижней половине формы по углам конических углублений (36.3а), которые смазывают мастикой. После заливки второй половины формы (36.4) гипс заполняет эти углубления, образуя шипы. При сборке формы шипы точно войдут в соответствующие углубления и обеспечат точность соединения обеих половин.

Готовую форму освобождают от модели, сушат, а затем выполняют отливку уже известным способом (36.5).

 

Литература

 

1. Артемоненко А.В. 1960 Технология керамики // УГ№8

2. Абрамова М.П. 1969. О керамике с зооморфными ручками // СА. №2.

3. Артамонов М.И. 1948. Скифское царство в Крыму // ВЛГУ. № 8

4. Арчер Мартин. Эллинистическая и римская керамика в Северном Причерноморье. - М: Просветление, 1998 - 128 с

5. Андреева О., Бежина И. Комодные игрушки для любования // Народное творчество. - 2000. - №2. - С.46-47.

6. Баранов И.А. 1968. Археологические памятники у с. Новокленово // АИУ 1967 г. Вып. II

7. Бурмистров В.Н. Нормирование теплотехнических свойств керамических стеновых изделий // Строит, материалы. 1996. № 4

8. Бондаренко В.М., Римшин В.И. Строительная наука - направления развития // Строит, материалы. 1998. № 4

9. Бабков В.В. и др. Несущие наружные трехслойные стены зданий сповышенной теплозащитой // Строит, материалы. 1998. № 6

10. Бабков В.В. и др. Несущие наружные трехслойные стены зданий сповышенной теплозащитой // Строит, материалы. 1998. № 6

11. Борейко В.Е. Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи. - К: Наукова Думка, 2000 - 200 с

12. Внуков С.Ю. 1984. Светлоглиняные амфоры городища Чайка близ Евпатории // ВМГУ. Серия 8. История. № 6.

13. Воробьев Х.С., Филиппов Е.В. Важный фактор повышения конкурентоспособности стеновых автоклавных изделий // Строит, материалы. 1997. № 2

14. Воробьев Х.С. Производство вяжущих материалов и изделий из ячеистых бетонов в рыночных условиях России // Строит, материалы. 1998. № 1

15. Горчаков Г.И. Строительные материалы: учебное пособие для высших учебных заведений/ Г.И. Горчаков, Ю.М. Баженов; под общ. ред.Г.И. Горчакова. - Владимир: Союзполиграфпром, 1986. - 686 с

16. Инчик В.В. Высолы и солевая коррозия кирпичных стен. СПб.: СПбГАСУ. 1998

17. Залесская В.Н. Керамика с поливой, люстром и другими способами орнаментации. К: Наукова Думка, 1985 - 240 с

18. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. - М.: Высш. Школа, 1980. - 176 с., ил.

19. Кокоев М.Н. Перспективы применения вакуумно-порошковой теплоизоляции в строительстве // Строит, материалы. 1998. № 3

20. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. - М.: Искусство, 1982. - 577 с., ил.

21. Музыка О.И. Пасхальные традиции // С: Искусство, 1989. - 355с

22. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 1984. - 144 с.

23. Рекитар Я.А. Экономичные системы наружных ограждений для реконструкции панельных зданий. // Строит, материалы. 1997. № 3

24. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высш. Школа, 1992. - 159 с.

25. Хигерович М.И., Байер В.Е. Производство глиняного кирпича. М.: Стройиздат. 1984

26. ХохловаЕ. Скопинское гончарство // Народное творчество. - 1997. - №6. - С.38-40.

27. Шмидт Е.А. Керамика. - Симферополь: Таврия 1970 - 280 с

28. Шепелев A. M. Как построить сельский дом. Россельхозиздат, 1984

29. Якобсон АЛ. Привозная керамика. Амфоры и красноглиняные кувшины. - Симферополь: Таврия, 1955 - 180 с.

 A

Глава 1. Предпроектное исследование

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.