Библиотечный техникум в Великом Устюге — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Библиотечный техникум в Великом Устюге

2020-12-27 114
Библиотечный техникум в Великом Устюге 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Страницы истории)

 

В первые годы советской власти в стране ощущался острый недостаток квалифицированных библиотечных кадров. Подготовка библиотекарей и библиографов средней квалификации началась с 1922 года. Специальные библиотечные техникумы начали создаваться с 1929 года.

1 сентября 1934 года на основании постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 июля 1934 года был организован Великоустюгский краевой библиотечный техникум на 60 учащихся1. Постановлением президиума Северного крайисполкома от 22 ноября того же года техникуму присвоено имя Н. К. Крупской2. В МУ «Великоустюгский центральный архив» сохранились рекомендации, указания по библиотечным вопросам за подписью Н. К. Крупской, вклад которой в становление и развитие библиотечного дела в нашей стране неоценим. В 1937 году Надежда Константиновна написала письмо в Великоустюгский горком ВКП(б) с просьбой найти для библиотечного техникума преподавателя истории3. В том же году, благодаря ее содействию, техникуму было отпущено три тысячи рублей для создания своей библиотеки4.

Первоначально библиотечный техникум находился в ведении Наркомпроса РСФСР, с февраля 1945 года – Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР, а с марта 1953 года – Министерства культуры РСФСР5.

Техникум готовил специалистов массовых библиотек для Вологодской, Архангельской, Мурманской областей и Коми АССР. В 1938 году при техникуме было организовано новое отделение по подготовке детских библиотекарей. В учебную программу техникума входили следующие дисциплины: история, политэкономия и экономическая политика, ленинизм, география, русский язык, литература, математика, физика, химия, естествознание, иностранный язык, библиография и комплектование, формы и методы работы с читателями, организация и планирование библиотечного дела, организация книжных фондов и каталогизация, графика (плакат), переплетное дело, работа с детьми, физкультура, военное дело, практика6.

Открытие библиотечного техникума в Великом Устюге связано с именем его первого директора – Татьяны Степановны Арининой. В этой должности она работала до сентября 1937 года. Ее преемником стал П. А. Гневашев, которого с 21 августа 1938 года сменил И. И. Журавлев. Позднее директорами техникума были К. К. Фуряев, М. П. Лукин, Л. Г. Скрыпник.

Занятия в техникуме начались 7 сентября 1934 года. С начала функционирования техникума в нем числилось 2 штатных преподавателя, на 2 февраля 1935 года – 11, их них – 8 совместителей. Число учащихся составляло 47 человек (15 мужчин и 32 женщины). С сентября 1938 года в связи с открытием нового отделения количество учащихся увеличилось до 150 человек. Лица, поступившие в техникум, обеспечивались стипендией из расчета 65 рублей на человека. Учащиеся – дети колхозников, составлявшие 95 процентов от общего числа студентов, – получали стипендию от 45 до 78 рублей, а остальные – пособие от 15 до 40 рублей7.

Первые годы работы техникума совпали с годами первых пятилеток, с ростом культуры народа. Кадры пропагандистов книги нужны были в городе, в рабочих поселках и на селе. Перед коллективом преподавателей стояли непростые задачи. Студентам, пришедшим в техникум в разном возрасте и с самым разным уровнем подготовки, нужно было дать навыки работы с книгой, привить интерес к занятиям, подготовить к практической работе. Готовился библиотекарь-профессионал, имеющий высокую гражданскую позицию, культурный, политически грамотный специалист. Многие выпускники первых лет направлялись на заведование районными библиотеками.

Желающих получить профессию библиотечного работника в то время было мало. Из года в год набор производился из отсеявшихся из других техникумов. Мероприятий для выполнения плана набора предпринималось немало: рассылали по районам правила приема, специальных вербовщиков в неполные средние школы, помещали объявления в газетах и на видных местах города, писали письма директорам педучилищ Никольска, Вологды, Архангельска, Сольвычегодска, Великого Устюга с просьбой отправлять в Великоустюгский библиотечный техникум тех юношей и девушек, которые отвечали бы всем правилам приема, но оказались незачисленными в их учебные заведения. Несмотря на принимаемые меры, конкурса в библиотечный техникум не было. В отчете за 1936 год директор техникума Т. С. Аринина писала: «Принимаем с плохими отметками, тратим государственные средства, а потом отсеиваем за низкую успеваемость. Другая трудность – плохое материальное обеспечение студентов во время учебы. Часто студенты из дома ничего не получали, жили на одну стипендию, систематически недоедали. Но главным тормозом в наборе было то, что после окончания техникума зарплата библиотечных работников среди других специалистов была всех ниже. Окончивший техникум получал квалификацию 4 разряда с зарплатой 150–170 рублей, тогда как работник школы – 260 – 270 рублей, работник больницы – 250 рублей, строитель – 250 и выше. Как узнает учащийся о своей будущей зарплате, сразу изменит свое желание поступать»8.

 

Ил.:

 

Выпускники библиотечного техникума. Великий Устюг. Фото 1958 г.

 

Выпускница 1939 года Е. Г. Бушковская (Довбня) вспоминает, что среди поступавших было мало таких, которые пришли в техникум по призванию и решили посвятить свою жизнь служению книге. Во время приемных экзаменов спрашивали нестрого, преподаватели подсказывали. На третьем курсе особое внимание уделялось военному делу. За городом, на Борках, в военизированном лагере летом проводился месячный сбор. Изучали строевую подготовку, учились стрелять. По результатам зачетов студенты получали значки ПВО, ПВХО, ГСО, «Ворошиловский стрелок». Екатерине Григорьевне запомнились строчки из песни о военной присяге, которую пели студенты:

Я Родины славной защитник и воин.

Я сын трудового отца.

Клянусь и ручаюсь, что буду достоин

Высокого званья бойца.

Знания, полученные на уроках по военному делу, в годы Великой Отечественной войны пригодились многим выпускникам техникума. В 1941 году, когда началась война с немцами, юноши добровольцами или по призыву ушли на фронт. Девушки с середины августа 1941 года и до весны 1942 года в голоде и холоде рыли противотанковые рвы недалеко от Тихвина, о чем вспоминает студентка тех лет М. Е. Колосова (Дьяконова). В ряды РККА были призваны Е. Г. Бушковская (Довбня), Н. И. Кузнецов, В. Ф. Булдаков, В. Н. Шипицын. По комсомольской путевке ушла на фронт Г. Г. Мелехина. В 1941–1945 годах защищали Родину преподаватели техникума Г. Ф. Гринько, Е. С. Толстокоров, И. С. Маклаков, А. В. Клепиков и др. Иван Семенович Маклаков в 1943 году писал своей невесте: «Всем хочется скорее разгромить проклятого врага. Сегодня исполнилось два года, как я нахожусь на защите города Ленина, и 3 года, как я не видел родных. Вот кончим воевать, тогда и займусь делом...»9.

Боевой путь от Великих Лук до Берлина прошла заведующая библиотечным кабинетом техникума Мария Аркадьевна Латынина. В 1943 году в возрасте 37 лет она была мобилизована и отправлена на курсы военных поваров в Тулу. По окончании курсов ей присвоили звание старшего сержанта и отправили на II Прибалтийский фронт в 3-ю ударную армию, 79-й стрелковый корпус старшим поваром. Непосредственного участия в боевых действиях Мария Аркадьевна не принимала. Ее боевая задача была другая: вовремя, при любых условиях, сытно и вкусно накормить бойцов. С этой задачей она справлялась успешно, о чем говорят многочисленные награды: знак «Отличный повар», орден Красной Звезды, две медали «За боевые заслуги», медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Вернувшись в Великий Устюг, M. А. Латынина снова стала работать в библиотечном техникуме.

В военные годы коллектив техникума испытывал огромные трудности. В 1942 году у техникума отобрали здание по Советскому проспекту. Занятия стали проводиться в приспособленном здании, построенном в 1937 году под общежитие, на улице Банковской (ныне Шилова, 1). В этом здании имелось 14 комнат. Весь нижний этаж был отведен под общежитие, в котором проживало 100 человек. На одной койке спали по два человека. План набора на первый курс не был выполнен. За первую четверть отсеялось 26 человек. Материально-бытовые условия жизни студентов были очень тяжелыми. Большинство учащихся готовило пищу в общежитии или питалось сухими пайками. Подсобного хозяйства техникум не имел. Отсутствовала прачечная комната при общежитии, не было мыла и необходимого хозяйственного инвентаря. Учебное здание отапливалось 1–2 раза в неделю. Учителя и студенты на занятиях сидели в верхней одежде. Электрического освещения в учебном здании из-за отсутствия лампочек не было. В учебных комнатах, учительской, общежитиях не хватало мебели10.

В сложное время (1944–1947) училась в техникуме Н. В. Калининская (Шарыпова). Нина Васильевна вспоминает, что у студентов по ряду предметов не было учебников. Все записывали под диктовку преподавателя. Писали между строк на старых книгах, так как тетрадей не было. Техникум не имел запаса дров. Учащиеся сами вытаскивали бревна из реки Сухоны под хлебокомбинатом и на санках возили к техникуму, пилили, кололи и заносили в комнаты, где жили, укладывали под кровати и на свободные места. Классы отапливались редко и плохо. Бывало, придут на урок, а там и чернила замерзли. Иногда уроки проводились в одной из комнат общежития. Питание было плохое, давали хлеба по карточкам 500 граммов, за ним надо было выстоять большую очередь. Хлеб был почти всегда сырой. Принесут и сразу съедят. Столовая находилась в одном из зданий педучилища. Студенты ходили туда редко: далеко, да и невкусно готовили. В группе, в которой училась Н. В. Калининская, были в основном девушки из района, только две – из города. На выходные дни всегда ходили домой пешком за 15 километров и более, чтобы принести из дома что-нибудь поесть: картошки, лепешек и т. д. Есть хотелось всегда.

Довольно напряженно жил техникум и в послевоенные годы. На дневном отделении в 1947 году обучалось 198 человек (6 мужчин и 192 женщины). Учащиеся были в основном из четырех близлежащих районов Вологодской области и единицы из других районов и Архангельской области. Окончили техникум в 1947 году 62 человека, получив специальность библиотекаря 3 разряда. Направлены на работу они были в разные районы Вологодской области (36 человек), в Карело-Финскую ССР (10 человек), в Архангельскую область (10 человек), в Коми АССР (5 человек), 1 выпускник уехал с родителями в Московскую область. Из них на заведование районными и городскими библиотеками было направлено 16 человек, вторыми работниками районных библиотек – 40 человек, в сельские библиотеки – 3, отправлено на учебу – 3. Выпускники неохотно получали направления в Мяксинский, Оштинский, Борисово-Судский, Верховажский районы Вологодской области11.

В 1947/48 учебном году техникум впервые за 6 лет выполнил государственный план набора учащихся и допустил незначительный отсев по уважительным причинам. План набора учащихся увеличивался с каждым годом. На 1949/50 учебный год он составлял 115 человек, заявлений поступило 232. Выдержало экзамены 110 человек, 5 отличников было принято без экзаменов. 1956/57 учебный год техникум начал с контингентом 301 человек. Преподавательский состав был в основном укомплектован. Из 17 преподавателей 15 имели высшее образование. Опыт работы лучших преподавателей С. С. Антонова и И. А. Петровой распространялся на заседаниях педагогического совета. Преподаватели спецпредметов изучали, обобщали и использовали на уроках опыт лучших библиотек – баз практики. Работа передовых библиотек Великоустюгского района – Еремеевской, Юдинской, Трегубовской – была описана и проиллюстрирована в плакатах. Эти библиотеки имели единые планы библиотечного обслуживания сельского населения.

Техникум имел 4 учебных кабинета: спецпредметов, литературы и русского языка, основ сельского хозяйства, физического воспитания и спорта. Кабинеты возглавлялись подготовленными и опытными преподавателями и обслуживались лаборантами (Н. В. Шарыповой, М. А. Загорской, Р. И. Клишиной – выпускницами техникума). В кабинете спецпредметов были сосредоточены учебно-наглядный материал по библиотековедению, библиографии, разработки преподавателей по отдельным темам, плакаты, журналы, выписываемые библиотекой, альбомы о лучших библиотеках области и района. Об истории техникума велись альбомы «Наши выпускники», «Выпускники техникума о своей работе». В кабинете имелись лучшие практические работы учащихся, дневники, отчеты по практике и пр. В кабинете основ сельского хозяйства был оформлен стенд «Великие ученые-дарвинисты», имелись плакаты, таблицы к ряду тем курса, диапозитивы, образцы хлебных злаков, кукурузы, льна. Участвуя в благоустройстве города, студенты сажали деревья и кустарники возле техникума и в сквере речников.

Закрепить полученные теоретические знания на уроках помогала студентам учебная практика. Базами практики были массовые библиотеки города Великого Устюга: районная библиотека (фонд – 40 тысяч книг), городская библиотека (28 тысяч книг), детская районная (20 тысяч книг), детская городская (12 тысяч книг), а также библиотеки Дома учителя, ГК КПСС, ТУ № 5, щетинно-щеточной фабрики.

Производственная практика проводилась по особому плану на базах практики, разбросанных на 600 километров – от Устюга до Вологды. Базами практики были Вологодская областная библиотека, библиотеки № 1, 2, 3, 5 города Вологды, городская и районная библиотеки Сокола, Кубеноозерская, Котласская, Красавинская. Всего – 20 библиотек.

На производственную практику в библиотеках отводилось 144 часа с отрывом от учебы. Практика проходила в библиотеках, утвержденных базами практики Вологодским облкультпросветотделом. Каждый учащийся работал по 6 часов ежедневно. Практика длилась 24 рабочих дня. Перед началом работы учащийся с зав. библиотекой намечал план работы с указанием сроков выполнения каждого мероприятия. После проведения практики учащийся представлял отчет о проделанной работе со своими выводами и замечаниями. К отчету прилагались образцы работ, выполненных учащимися: картотеки, альбомы, плакаты, рекомендательные списки и другие материалы. В результате учащиеся приобретали навыки работы с читателями на абонементе, в читальном зале, передвижках по пропаганде книг, журналов, газет, в организации работы с читателями. Работа практикантов проверялась преподавателями техникума. За каждым был закреплен участок. Так, преподаватель М. Е. Колосова проверяла учащихся, проходивших практику в сельских библиотеках района. Ходила пешком по деревням: Будрино, Пушкариха, Марденьга, Красавино, Лодейка, Кичуга, Анисимово, Полдарса. Молодость, желание работать помогали преодолевать расстояния и трудности.

Воспитательная работа в классах во внеурочное время проводилась классными руководителями, которые имели планы работы на месяц, вели учет успеваемости, посещаемости уроков и всех мероприятий, проводимых с классом. Задача создания дружного коллектива неплохо решалась классными руководителями

М. А. Дановой, Е. С. Зубовой, М. Е. Копосовой. Они систематически следили за работой класса и вовремя приходили на помощь отдельным учащимся.

В свободное от уроков время учащиеся занимались в литературном, драматическом, географическом кружках, но больше всего любили физкультурные секции. В лыжной секции, например, занималось более 60 человек.

В год 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина (1949) литературный кружок (руководитель С. С. Антонов) поставил своей целью научить студентов самостоятельно работать над художественным произведением и выступать с докладами. Основная тема занятий – изучение творчества А. С. Пушкина. В кружке занималось 20 человек. К знаменательной дате во всех классах были проведены беседы о творчестве А. С. Пушкина, конкурс на лучшее исполнение его произведений, оформлялось много библиотечных плакатов, выставок, альбомов, в заключение был проведен литературный вечер для учащихся всего техникума. Многим студентам запомнились также литературно-художественные вечера, посвященные творчеству М. Ю. Лермонтова, А. М. Горького, В. В. Маяковского, Н. А. Некрасова, Н. Г. Чернышевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Популярностью пользовались читательские конференции по новинкам художественной литературы: «Честь смолоду» А. А. Первенцева, «Сталь и шлак» В. Ф. Попова, «Далеко от Москвы» В. Н. Ажаева, «Они сражались за Родину» М. А. Шолохова, «Два капитана» В. А. Каверина и др.

В целях привития навыков в проведении общественной работы среди трудящихся учащиеся 2 и 3 курсов проводили читки газет, беседы, оформляли витрины с книгами для рабочих и служащих щетинно-щеточной фабрики, судостроительно-судоремонтного завода, артели инвалидов. Учащиеся старших групп были агитаторами на избирательных участках в подшефном колхозе «Солидарность» Юдинского сельсовета. Комсомольская организация техникума провела три вечера-встречи с колхозной молодежью.

Еженедельно в группах проводились политинформации, которые в основном готовили классные руководители. Большое внимание уделялось лекционной работе, особенно по тематике, содействующей воспитанию любви к профессии. «Наша профессия» – так назывался устный журнал с участием местного писателя В. Амосова. На вечере «XVI Олимпийские игры» были подведены итоги спортивной работы за год, вручены значки ГТО, грамоты, премии лучшим спортсменам, группам, подготовлен концерт по теме вечера. Регулярно выходила общетехникумовская стенгазета «За библиотечные кадры», в группах – «За учебу», «Голос класса» и др. Все группы вели «Экран чтения» – своеобразный график на большом листе по учету внеклассного чтения литературы каждым учащимся. В «Учебных уголках» классов имелись извлечения из устава техникума, лозунги о книге, библиотечном деле и общеполитического характера.

По воспоминаниям выпускницы, а затем преподавателя техникума М. Е. Дьяконовой (Копосовой), в техникуме была хорошо организована художественная самодеятельность. Учащиеся ставили сценки по пьесам А. П. Чехова. Выступали в городе, в поселке Кузино, в деревнях. Особенно много ездили с концертами в выборную кампанию. Выборы все считали большим событием, настоящим праздником. Кроме учебы, занимались в политкружках, организовывали культпоходы в кино и театр.

Большую помощь преподавателям и студентам в организации учебного процесса и в проведении мероприятий оказывала библиотека техникума. Книжный фонд ее увеличивался с каждым годом. Если в 1937 году в фонде библиотеки было 10 тысяч книг (из них - 3418 учебников), то в 1950 году – 17 082 книги. Фонд был удовлетворительно укомплектован общественно-политической литературой, книгами по языкознанию, искусству, литературоведению. Техникум выписывал 18 наименований газет, 45 – журналов («Большевик», «Библиотекарь», «Смена», «Огонек», «Молодой колхозник» и др.). Библиотекарь обеспечивала учебниками и учебными пособиями, подбирала литературу для практических занятий по спецпредметам, руководила чтением учащихся, устраивала книжные выставки, проводила библиографические обзоры и читательские конференции.

И в годы войны, и в послевоенный период коллектив техникума ежегодно оказывал помощь колхозам Великоустюгского района по уборке урожая. Так, в 1946 году, работая по мобилизации в колхозах Палемского и Юдинского сельсоветов, учащиеся и преподаватели за 25 дней сентября выработали более 1000 трудодней. В 1947 году техникум взял шефство над колхозом Юдинского сельсовета «Солидарность» и добился того, что колхоз из отстающих вышел на первое место в сельсовете как по уборке урожая, так и по сдаче продуктов государству. Многие учащиеся ежедневно вырабатывали 1,5 – 2 нормы.

В 1946 году при техникуме открылось заочное отделение. Организация работы с заочниками была возложена на М. А. Латынину.

Вели занятия преподаватели основного отделения техникума. План набора на заочное отделение на 1947/48 учебный год был 140 человек, на 1948/49 – 70 человек. В течение учебного года преподаватели проверяли работы, а во время сессии, когда заочники приезжали из разных мест, проводили с ними занятия. За короткий срок нужно было пройти весь курс, а потом принять экзамен. С заочниками было работать сложно. В основном это были опытные работники, много лет проработавшие в библиотеках. Для подготовки занятий с ними преподавателям приходилось основательно трудиться еще и потому, что с большей частью учащихся курс проходился постепенно, а здесь нужен был весь объем сразу. В 1956/57 учебном году на заочном отделении обучалось 284 человека. Работа отделения была хорошо спланирована. Рецензирование осуществляли регулярно и качественно С. С. Антонов и В. А. Гагарский. Отделение имело два консультпункта в Вологде и Архангельске и обслуживалось преподавателями техникума.

В начале 1950-х годов произошли значительные улучшения в учебно-воспитательной работе техникума. Сложился сильный коллектив преподавателей, способный решать любые педагогические задачи. Прекрасные уроки по литературе давал С. С. Антонов. Он умел развить инициативу учащихся, самостоятельные навыки по глубокому анализу творчества писателей, раскрытию и использованию в библиотечной работе их произведений; был хорошим методистом, замечательно декламировал стихи, пользовался авторитетом среди студентов и преподавателей. Естествознание и химию преподавала Н. Ф. Мартюшова. Длительное время она была завучем. Некоторое время в годы войны исполняла обязанности директора техникума. Тщательно продумывала и разрабатывала по содержанию, методам и приемам календарные планы, интересно вела уроки. С. С. Антонов и Н. Ф. Мартюшова работали в техникуме с первых лет и до его закрытия. После демобилизации преподавателем географии в техникуме работал участник Великой Отечественной войны Б. Н. Колбин. Его уроки отличались глубоким содержанием и доступной формой подачи учебного материала. Несколько лет Борис Николаевич являлся секретарем партийной организации техникума. М. Е. Копосова (Дьяконова) преподавала в техникуме спецдисциплины: организацию библиотечных фондов и плакатное дело. Умение ярко и выразительно оформлять плакаты, книжные выставки, альбомы Мария Ефимовна передала многим студентам. В 1949 году окончила техникум М. С. Попова (Коносова). Мария Семеновна с особой теплотой вспоминает свою наставницу М. А. Данову, которая ее, деревенскую девчушку, «вывела в люди», по-матерински заботилась о ней. Запомнились ей преподаватели П. Ф. Калинин, Н. Н. Калининский, директор техникума М. П. Лукин, который был строгим, добрым, очень серьезным и справедливым. На работу в техникум они пришли сразу после войны, на занятия ходили в военной форме. В 1953 году в техникуме появились молодые специалисты. Окончив с отличием Государственный библиотечный институт им. Н. К. Крупской (ныне Академия культуры), в Великий Устюг приехала преподаватель библиографии М. А. Верцинская. Почти одновременно с ней приступили к работе преподаватели, окончившие вузы Ленинграда и Москвы, библиотековеды Г. Мерцалова и П. А. Кузнецов, литераторы Л. Г. Чуднова и B. М. Доммес, физик Б. В. Лотарев. Этих и многих других преподавателей (Н. А. Суранова, М. А. Тарасенко, Р. А. Пекуровского, Е. С. Мансветову, И. А. Петрову, Н. М. Камышеву, М. А. Сетову, C. П. Жданову и др.) с благодарностью и уважением вспоминают выпускники разных лет. Все преподаватели стремились дать учащимся хорошие знания и практические навыки, много делали для развития культуры речи своих подопечных, добрыми советами и участием помогали пережить трудности учебы и быта.

 

Ил.:

 

Преподаватели и другие работники Великоустюгского библиотечного техникума.

Фото ок. 1957 г.

 

Н. Г. Пурыскина, преподаватель русского языка и литературы Великоустюгского библиотечного техникума. Фото 1953 г.

 

Самые теплые воспоминания остались о Великом Устюге и коллективе техникума у М. А. Доммес (Верцинской). Марина Александровна пишет: «Работавший в техникуме коллектив встретил меня очень радушно. Работа была напряженной и ответственной. Надо было подготовить хороших специалистов для работы в основном в сельских библиотеках, где они должны были знать все особенности библиотечной деятельности. Жили дружно, во всем помогали друг другу. На педсоветах могли спорить, критиковать друг друга, но педсовет заканчивался, и отношения оставались прежними. Вместе отмечали праздники, а молодежь частенько собиралась по вечерам, пела под гитару, читала стихи. Регулярно бывали в кино, смотрели спектакли приезжавшего театра, катались на лыжах. Классные руководители старались следить за успеваемостью учащихся, их поведением, давать какие-то полезные советы, делать полноценным отдых. Посещали общежития учащихся на улицах Водников, Красной. Преподаватели вместе с учащимися ездили на уборку урожая, в основном картофеля. Это тоже сближало, давало возможность лучше узнать друг друга. Интересно проходили праздничные вечера, которые учащиеся заранее готовили, а потом пели, читали стихи, ставили сценки. Особенно успешно выступали классы, руководителем которых была Людмила Васильевна Кузнецова. На вечера обычно приглашались курсанты речного училища. Много делалось для развития культуры речи. Этот предмет в техникуме преподавали В. М. Доммес и Л. Г. Чуднова. Старались сделать речь учащихся правильной и другие преподаватели. Так, в классах обычно вывешивались плакаты с теми словами, которые чаще всего произносились неправильно, и в нужном месте было четко проставлено ударение. Время от времени списки слов обновлялись. За культуру речи боролось и местное радио, ему помогали преподаватели техникума – работали дикторами. Закончившие семилетнюю школу обучались три года, а потом были организованы спецгруппы для окончивших десять классов. Срок обучения в них составлял 1,5 года. Государственные экзамены проводились дважды в год, в состав комиссии всегда включались преподаватели спецдисциплин, приезжал и представитель Управления культуры из Вологды. По окончании техникума учащиеся получали распределение в библиотеки. Судя по приходившим откликам, они вполне успешно справлялись со своими обязанностями. Хочется особо отметить огромную помощь, которую оказывала мне и другим специалистам библиотекарь техникума М. Е. Дьяконова. Благодаря ее помощи, я всегда могла подобрать для занятий требуемую литературу, дать полноценный обзор. Обзоры литературы приходилось делать и на конференциях работников сельского хозяйства. Сотрудничали преподаватели техникума и с городской библиотекой, и с учебными заведениями Великого Устюга. Это было общение и в личном плане, и в профессиональном. Так, например, я читала курс библиографии в Учительском институте. Жизнь и работа в Великом Устюге дали хорошую закалку для дальнейшей деятельности. Проработав в техникуме 6 лет, я затем вполне успешно работала старшим библиографом в научно-технической библиотеке Центрального музея связи им. А. С. Попова. В 1971 году в связи со 100-летием музея была награждена орденом "Знак Почета"»12.

В начале 1950-х годов произошли некоторые изменения и в материальной базе техникума. Был проведен капитальный ремонт учебного здания, отремонтированы общежития, находившиеся в разных местах города (на улицах Покровского, Красноармейской и на Комсомольской площади). Специально для преподавателей был перестроен домик с мезонином (улица П. Осипенко, 28), в котором жили семьи преподавателей Лукиных, Тарасенко, Камышевых и вновь образовавшиеся семьи Кузнецовых и Доммесов, здесь же жил и В. А. Гагарский, преподаватель литературы. Поскольку техникум не имел собственного здания, неоднократно ставился вопрос о строительстве нового учебного корпуса на 300 – 400 мест. Но новое здание так и не было построено, а материальная база техникума оставляла желать лучшего. Библиотека находилась в стесненных условиях и не имела читального зала. В общежитиях размещалось лишь 120 учащихся, остальные жили на частных квартирах. Были затруднения с выплатой стипендии учащимся и зарплаты учителям, с большим трудом находили средства для ремонта. И в целом не обеспечивались нужды учебно-воспитательного процесса, бытовых условий преподавателей и учащихся.

Выпускница 1958 года Г. М. Ермолина так вспоминает свои студенческие годы: «Трудно жилось студентам 1930– 1940-х годов, но, может быть, чуть лучше тем, кто учился в 1950-е годы. Судите сами. Мы жили на частной квартире вчетвером. В 12 километрах от города находился мой дом, и была возможность в субботу на две ночи уходить домой. А в понедельник утром я снова бежала на занятия, прихватив на неделю картошки, луку и 2 рубля 50 копеек денег, чтобы самой пропитаться, да и домой хлебушка принести. Живности, кроме козы («сталинской коровы»), у нас не было, больше из дома нести было нечего. Мама в колхозе получала трудодни, денег на них не давали. Выручала нас пенсия, которую мама получала на меня с братом за отца, пропавшего без вести на войне в январе 1942 года. Три девочки, с которыми я жила, были приезжие, все из Вологодской области (из Никольска, Уломы, Вохтоги). Они ездили домой только на каникулы. Жили они на свою стипендию. Основная еда у них была хлеб и кипяток. Я не помню ни конфет, ни пряников, которыми мы побаловали бы себя.

Вера Тимофеевна, хозяйка нашей квартиры, была выпускницей библиотечного техникума 1938 года, работала в профсоюзной библиотеке судостроительно-судоремонтного завода. Ее муж, Анатолий Арсентьевич Коковин, участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. Вернувшись домой, сел за руль полуторки (грузовая машина, перевозившая 1,5 тонны груза, с деревянной кабинкой, без отопления) и возил разные грузы, но в основном дрова для техникума. Это были простые, добрые, трудолюбивые люди. Помочь нам материально они не могли, но советами, своим вниманием стремились скрасить нашу жизнь. Мы благодарны им за это».

В первой половине 1950-х годов в библиотечных техникумах страны стали создавать группы ускоренного обучения на базе общего десятилетнего образования. К концу 1950-х годов уже многие техникумы принимали на первый курс только лиц с законченным средним образованием, так как учащиеся на базе семилетнего образования давали более низкую успеваемость. Одновременно наметилась тенденция к свертыванию библиотечных техникумов и образованию на их базе библиотечных отделений культпросветучилищ. В 1957 году прием учащихся на базе 7 классов в Великоустюгском библиотечном техникуме был прекращен и проведен полностью за счет окончивших среднюю школу. В августе 1959 года техникум был закрыт13.

За четверть века техникум сделал 23 выпуска и дал стране немало библиотекарей, влюбленных в свое дело. Выпускники техникума трудились в самых разных уголках нашей страны и, пропагандируя книги и знания, способствовали воспитанию подрастающего поколения, внесли большой вклад в развитие библиотечного дела, культуры.

Много лет директором Вологодской областной детской библиотеки была Е. А. Задумкина, центральную детскую библиотеку Череповца возглавляла М. И. Серова, заведовала детской библиотекой Тотьмы Е. П. Романовская, работали в Вологодской областной библиотеке им. Бабушкина Н. Я. Чурина, В. В. Печенгская, К. И. Леушева, С. П. Селиверстова, Н. А. Шиян и др. В 1957 году окончила техникум, а затем Ленинградский библиотечный институт жена, друг и верная помощница писателя В. Пикуля – Антонина Ильинична. Она являлась первым критиком произведений мужа, сама написала несколько интересных книг. Работали заведующими городскими и районными отделами культуры Вологодской области бывшие библиотекари Н. В. Шарыпова (Великий Устюг), К. В. Мельчакова (Тарногский район), М. С. Попова (Великоустюгский район). Последней в 1968 году было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Мария Семеновна издала брошюру «Книга в каждом доме» (1962), в которой обобщила опыт работы библиотек Великоустюгского района по доведению книги до каждой семьи, до каждого грамотного человека.

Не одно поколение устюжан добрым словом вспоминает З. И. Юферицыну, Н. К. Невзорову, Л. И. Долгодворову, М. А. Загорскую, А. М. Козулину, Н. И. Колбину, В. И. Тельтевскую, Е. А. Гарманову, Н. С. Шучеву, А. И. Махину, Л. Ф. Муравинскую и многих других выпускниц библиотечного техникума, работавших в библиотеках города. Они всегда готовы были прийти на помощь и взрослому, и маленькому читателю в поисках нужной книги, журнала или статьи.

Сейчас выпускники техникума давно все на пенсии, а некоторых уже и нет с нами. Поскольку у библиотекарей всегда была низкая зарплата, соответственно и пенсия такая же. Не ценился и не ценится труд библиотекаря. Проблемы у библиотечных работников те же, что и раньше (слабая материальная база, неприспособленные помещения, плохое комплектование и т. д.). Несмотря на это, библиотекари – духовно богатые люди, а профессия библиотекаря – одна из самых благородных и интересных.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 МУ «Великоустюгский центральный архив». Ф. Р-392. Оп. 1. Д. 1. Л. 8.

2 Там же. Л. 31.

3 Там же. Д. 11. Л. 7.

4 Культурное строительство в Вологодской области: Сборник статей. Вологда, 1958. С. 36.

5 Путеводитель. Вологда, 1970. С. 264.

6 МУ «Великоустюгский центральный архив». Ф. Р-392. Оп. 1. Д. 43. Л. 15; Оп. 2. Д. 4. Л. 2.

7 Там же. Оп. 1. Д. 1. Л. 1; Д. 2. Л. 68 об.; Д. 11. Л. 48.

8 Там же. Оп. 1. Д. 11. Л. 13, 14.

9 Советская мысль. 2001. 11 мая. С. 4.

10 МУ «Великоустюгский центральный архив». Ф. Р-392. Оп. 3. Д. 41. Л. 1.

11 Там же. Оп. 1. Д. 43. Л. 36.

12 Письмо М. А. Доммес (Верцинской) к автору статьи от 07. 02. 2005.

13 МУ «Великоустюгский центральный архив». Ф. Р-392. Оп. 4. Д. 1358. Л. 90, 93 об.

 

ЯЗЫК РОДНОГО КРАЯ

 

С. Н. Смольников


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.