Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-12-27 | 179 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Еще в 50-х годах XIX века большая часть мужского населения города считала необязательным давать образование женщинам. Неизвестный автор в «Вологодских губернских ведомостях» в 1859 году в заметке под названием «Из Устюга» писал: «...когда один из почтенных людей в начале настоящего года очень умно и решительно высказал потребность современного общества к образованию девиц и указал на существующий порядок вещей в этом отношении у нас, общее мужское поколение нашего городка взбеленилось и начало руками и ногами отбояриваться от требований истины и, ухватившись за свои карманы, кричало: "Нам не надо училищ, мы не будем туда посылать учиться своих дочерей, а кому надо, так тот может платить деньги учителю, и тот будет ходить на дом"»1.
К этому времени в Устюге существовала женская приходская школа, дававшая начальное образование небольшому количеству девочек. Она помещалась в собственном деревянном одноэтажном доме, пожертвованном в 1847 году купцом Павлом Максимовичем Жилиным. Город отпускал на содержание школы 101 рубль 31 коп.2
Вместо школы 4 февраля (по старому стилю) 1862 года в Великом Устюге было открыто второразрядное женское училище. Курс учения был рассчитан на три года. При училище одновременно было открыто и приготовительное отделение, куда могли поступить девочки, не умеющие читать. Начальницей училища была назначена Мария Петровна Жаворонкова, получившая образование в Санкт-Петербургском университете. Оклад ее составлял 200 рублей в год при готовой квартире в здании училища. Преподавателями пригласили учителей Устюгского уездного училища с оплатой по 30 копеек за урок. Законоучителем был утвержден о. Арсений Попов, преподавателем чистописания – Андрей Сидоров, а его помощником - Николай Кайдалов. Для преподавания в приготовительном отделении была определена надзирательница бывшей девичьей школы Марья Дмитриевна Протопопова с жалованьем 90 рублей в год. Звание попечительницы училища приняла на себя Анна Абрамовна Грибанова, супруга купца I гильдии, потомственного почетного гражданина В. И. Грибанова. Она изъявила желание ежегодно жертвовать в пользу училища 150 рублей серебром. Училище размещалось в нанятой квартире в каменном доме купеческой вдовы Толоконцовой3.
|
Но одного учебного заведения для девочек городу уже явно не хватало. О среднем учебном заведении желающие учиться могли пока лишь мечтать. Правда, и по всей России женских средних учебных заведений насчитывалось немного. Общественное движение 1860-х годов заставило правительство провести школьную реформу. С 1862 года начали открываться семиклассные Мариинские женские гимназии, а вслед за ними с 1870 года – министерские женские гимназии и прогимназии. Для них был выработан особый устав. Гимназии предназначались для учениц всех сословий и вероисповеданий, состояли из семи классов, восьмого педагогического и девятого приготовительного. Первые три класса составляли прогимназию.
В Великом Устюге прогимназия была открыта в 1870 году на базе второразрядного женского училища4. Вскоре она стала авторитетнейшим учебным заведением в округе. Немалая заслуга в этом принадлежала начальнице прогимназии А. А. Неустроевой. Родилась она в 1832 году в сельце Беседы Вологодского уезда в дворянской семье. Отец ее, Алексей Семенович Неустроев, был в чине полковника. Аполлинария Алексеевна в 1843 году поступила в Педагогический институт в Санкт-Петербурге и в 1849 году успешно окончила его, получив звание домашней учительницы и одобрительный аттестат. В Великий Устюг она приехала в 1868 году, когда была утверждена в должности начальницы женского училища. В 1870 году, по преобразовании училища, стала начальницей прогимназии. Одновременно вела уроки русского языка, рисования, гимнастики. За все получала 540 рублей в год при готовой квартире. Не имея семьи, всю свою жизнь посвятила воспитанию и обучению чужих детей. В 1893 году была уволена по личному заявлению, а в 1894 году ей назначили пенсию 160 рублей в год5.
|
После ухода со службы А. А. Неустроевой начальницей прогимназии была назначена Валентина Павловна Заварина (родилась в 1861 году, дочь обер-офицера). В 1880 году она окончила полный курс наук в Вологодской Мариинской женской гимназии и работала учительницей в Устюжском женском училище. На должности начальницы прогимназии, а затем гимназии была с 1894 года до закрытия последней6.
Прогимназия (а затем и гимназия) располагалась в двухэтажном деревянном доме на углу улиц Преображенской и Ильинской (здание разобрано весной 2005 г.). Она содержалась на средства государственного казначейства, губернской, городской и земской управ, городского общественного банка и частные пожертвования. Прогимназия находилась в ведении попечителя Санкт-Петербургского учебного округа и руководствовалась в своих действиях Положением о женских гимназиях от 25 мая 1870 года и уставом, утвержденным Министерством народного просвещения.
Ил.:
Здание женской гимназии. 1911 г.
Обязательными предметами в трехклассных прогимназиях являлись: Закон Божий, русский язык, русская история и география, арифметика, чистописание и рукоделие. Необязательными были немецкий и французский языки, рисование, музыка, пение и танцы. Учебный год начинался с 16 августа и заканчивался 1 июня. В первые годы количество учащихся в прогимназии было немногим более 20. В середине 80-х годов XIX века в прогимназии обучалось уже более 180 девочек.
Преподавательский состав в прогимназии менялся довольно часто, но некоторые учителя работали по 10 и более лет. Так, историю и географию 15 лет преподавала Софья Воронецкая. В 1885 году она умерла, оставив четверых малолетних детей. Преподавателем арифметики 20 с лишним лет трудилась Л. Н. Пыляева. Образование она получила в Ярославском училище девиц духовного звания. Ее муж, священник Устюжского Иоанно-Предтеченского монастыря Стефан Васильевич Пыляев, рано умер. Она осталась с тремя детьми. Сын тоже вскоре умер. Людмила Николаевна сама была больна, но продолжала работать, так как средств семья не имела, и хотелось дать образование дочерям. Ее старшая дочь училась в Вятке на фельдшерских курсах, а младшая обучалась в епархиальном женском училище. В 1903 году Л. Н. Пыляева была уволена со службы по состоянию здоровья. Ей назначили пенсию 60 рублей в год. Затем, после длительной переписки, в 1909 году она стала получать полную пенсию 210 рублей в год. Долго работали в этом учебном заведении супруги Фалины. Агния Ивановна в 1885 году была утверждена в должности помощницы учительницы приготовительного класса, в 1902 году назначена классной надзирательницей. Работала в прогимназии и гимназии до закрытия последней, в общей сложности более тридцати лет. В 1910 году награждена золотой медалью «За усердие» на аннинской ленте. Владимир Алексеевич преподавал в прогимназии арифметику и геометрию. За усердную службу в 1893 году удостоен ордена Св. Станислава 3-й степени. Имел также серебряную медаль в память царствования императора Александра III на александровской ленте. Четыре года служила в прогимназии Камилла Николаевна Бордовская. Родилась она в 1865 году, дочь штабс-капитана. Окончила Вологодскую Мариинскую женскую гимназию с серебряной медалью, получив звание домашней наставницы. В Устюг приехала в 1886 году на должность учительницы математики. Уволилась в 1890 году по состоянию здоровья7. Законоучителем более десяти лет был священник Арсений Попов, написавший историю почти всех городских церквей.
|
Обучение в прогимназии было платным. В 1903 году размер годовой платы за учение составлял: в приготовительном классе – 6 рублей, в 1 – 3 классах – 10 рублей, в 4-м классе – 20 рублей, в 5-м классе – 30 рублей. Плата за учебу значительно возросла в 1901/02 учебном году. До этого учащиеся 1–3 класса платили 6 рублей, а учащиеся 4-х классов – 10 рублей в год8.
Поскольку прогимназия давала неполное среднее образование, многих это не устраивало. В городской думе сторонники женского образования все настойчивее доказывали необходимость открытия в Устюге среднего учебного заведения для девочек. По настоятельным требованиям горожан и педагогического совета прогимназии в 1894/95 учебном году был открыт четвертый класс, позднее – пятый класс. В 1903 году Устюжская прогимназия преобразована в семиклассную женскую гимназию9. Через год открыли восьмой класс, педагогический, с двумя отделениями: по русскому языку и по математике. В этом классе уделялось серьезное внимание методике преподавания и практическим занятиям. Пробные уроки девочки проводили в городских приходских училищах. В гимназии, кроме предметов, изучавшихся в прогимназии, преподавали всеобщую географию и историю, естественную историю, физику. По окончании семи классов ученицам выдавали аттестат на звание учительницы начальных классов, а те, кто окончил восемь классов, получали свидетельство домашней учительницы или домашней наставницы с правом поступления в высшие учебные заведения.
|
Следует отметить, что уровень преподавания в женской гимназии значительно повысился. В 1900 году в Устюге открылась мужская гимназия, для преподавания в которой были привлечены учителя с университетским и институтским образованием. Многие преподаватели мужской гимназии одновременно служили и в женской гимназии. Например, уроки физики и отечествоведения вел Б. М. Костриц, окончивший физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. И. М. Меньшиков преподавал физику и математику в 6 –7-х классах женской гимназии после окончания Московского университета. Преподаванием педагогики занимался В. М. Польский, получивший образование в Санкт-Петербургском университете. С течением времени в штате женской гимназии появились преподаватели, направленные на работу непосредственно в это учебное заведение. Так, 1909 году, после окончания Санкт-Петербургского университета, преподавателем физики и математики был назначен К. М. Петров. Позднее он работал в мужской гимназии. С 1907 года преподавателем истории в гимназии был В. А. Образцов, окончивший Санкт-Петербургскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия. В 1912 году «за отлично усердную службу и особые труды» он был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени. После окончания высших женских курсов и с аттестатом Сорбонны в сентябре 1917 года преподавателем французского языка пришла в женскую гимназию Ольга Григорьевна Бибергаль (дочь устюжского купца Г. П. Жилина)10. Все молодые педагоги с успехом использовали в работе свои обширные знания и новые методы преподавания. Качество знаний выпускниц стало намного выше. Желающие продолжить свое образование успешно учились потом в высших учебных заведениях страны.
Ил.:
Б. М. Костриц, преподаватель физика и отечествоведения.
Фото 1904 г.
|
Третий класс женской гимназии. Фото 1909 г.
Восьмой класс женской гимназии. Фото 1915 г.
Непосредственное управление гимназией находилось в руках начальницы, которая утверждалась в должности министром просвещения. Зарплата начальницы гимназии составляла 700 рублей в год. Кроме начальницы, в состав служащих гимназии входили попечительницы, председатель педсовета, законоучитель, преподаватели, надзирательницы (классные дамы), врач. Среди них были штатные служащие и работавшие по найму (совместители). За каждый проведенный урок в 1 – 4-х классах учителя получали по 45 рублей, в 5 – 8-х – по 60 рублей. За уроки рукоделия, французского и немецкого языков платили по 35 рублей. Председатель педагогического совета получал 300 рублей в год, надзирательницы – также по 300 рублей. Врач принимал в гимназии 2 раза в неделю, а в экстренных случаях посещал учениц на дому. Зарплата врача в гимназии составляла 200 рублей в год. Надзирательницы присутствовали на уроках, наблюдали за дисциплиной подопечных, за исправным посещением учебного заведения, посещали учениц, живущих на частных квартирах, осуществляли надзор за поведением учениц во время публичных спектаклей, концертов и других увеселений, следили за их одеждой, прическами. На занятия в гимназию девочки должны были ходить в темно-коричневых платьях, черных фартуках и белых пелеринах. Летние платья гимназисток были светлыми, но строгими, без всяких украшений. Непременной частью летней одежды являлась белая соломенная шляпка котелком с черной бархатной лентой. По шляпке можно было определить, учится ли девочка в гимназии. При встрече с учителями гимназистки делали реверанс. По воскресеньям девочки ходили в Успенский собор.
Для решения вопросов по учебной и воспитательной части при гимназии действовал педагогический совет под председательством директора мужской гимназии. Педсовет обсуждал успеваемость и поведение учениц, прием новых учащихся, перевод их из класса в класс, результаты выпускных и специальных испытаний, назначение стипендий, наград, рассматривал составленные преподавателями предметные программы гимназического курса, утверждал списки необходимых учебных пособий и книг для пополнения библиотеки и т. д.
В начале XX века преподавательский состав женской гимназии был чрезвычайно обеспокоен падением нравственности учащейся молодежи. Этот вопрос не раз обсуждался на педсоветах. В сентябре 1908 года педсовет принял решение: «1) просить полицию обязать торговцев не выставлять на окнах и в витринах и не продавать учащимся картин и брошюр неприличного содержания; 2) разрешить учащимся посещение имеющейся в Устюге публичной столовой только до 7 часов вечера; 3) признать необходимость идти навстречу потребности учащихся в разумных развлечениях путем устройства литературно-музыкальных вечеров, концертов, разрешить учащимся с особого позволения в каждом случае посещение в местных клубах спектаклей, литературных вечеров с танцами; 4) насколько возможно, усилить надзор за квартирами учениц и запретить самовольно, без разрешения учебной администрации, менять квартиры»11.
Педагогический коллектив гимназии принимал все возможные меры для улучшения учебно-воспитательного процесса, для организации разумного отдыха учениц в учебное и внеучебное время (летние и рождественские каникулы, Пасхальная неделя и последние дни Масленицы). Для более успешного освоения курса по разным предметам время от времени устраивались вечерние занятия, на которых с ученицами повторялось пройденное в классе. Ученицам предоставлялась возможность более глубоко изучать интересующую их отрасль знаний под руководством преподавателей в свободное от учебных занятий время. С этой целью в гимназии устраивались чтения по истории, разучивались на французском и немецком языках монологи и небольшие пьески. Ученицы, изучающие физику, занимались в физическом кабинете. При гимназии существовала неплохая по тому времени библиотека. К 1 января 1905 года в ней имелось 2612 книг. Ежегодно в гимназии тратилось до 300 и более рублей на приобретение новых книг. Кроме того, ученицам разрешалось посещение городской Пушкинской бесплатной библиотеки. В помощь педагогам и для общего развития учениц в гимназии выписывалось большое количество журналов: «Журнал Министерства народного просвещения», «Русская школа», «Вестник воспитания», «Вопросы философии и психологии», «Естествознание и география», «Физик-любитель», «Физическое обозрение», «Путеводный огонек», «Светлячок», «Родник», «Воспитание и обучение», «Солнышко», «Юная Россия», «Педагогический листок», «Всходы», «Задушевное слово» и даже «Модный курьер». Администрация гимназии всячески поощряла успехи воспитанниц в рукоделиях, в занятиях музыкой. Были куплены фисгармония, а позднее и рояль. Часто проводились литературно-музыкальные вечера с приглашением мальчиков из мужской гимназии. В 1909 году 3 октября (по старому стилю) гимназистки отмечали столетие со дня рождения А. В. Кольцова. В этот день была отслужена панихида. На вечере преподаватель словесности знакомил учениц с биографией поэта. Звучали стихи и музыка. Ученицы 5 – 8-х классов получили в подарок пожертвованные почетным попечителем местной мужской гимназии Я. Г. Долбышевым сочинения А. В. Кольцова. В зимнее время во дворе гимназии устраивались горка и кружало, организовывались лыжные прогулки. Летом девочки играли в мяч, совершали прогулки по городу и за город, вместе с классными дамами посещали на каникулах известные монастыри, памятные исторические места, музеи и театры Москвы, Санкт-Петербурга12.
«Для ближайшего содействия успешному со стороны общества развитию гимназии» был создан попечительный совет. Председателем этого совета являлся один из членов, выбираемый на три года. Попечительный совет частично решал административные и финансовые вопросы (о выделении нуждающимся ученицам единовременного пособия, об освобождении учащихся от взноса платы за учение, о выделении средств на приобретение учебных пособий, книг, на экскурсионные поездки, танцевальные вечера, занимался ремонтом помещений, ходатайствовал о строительстве нового здания и т.д.). 16 ноября (по старому стилю) 1912 года отметила 25-летие службы в попечительном совете прогимназии и гимназии жена купца Лидия Александровна Азова. С 1902 года она являлась председателем совета. В честь этого события попечительный совет постановил «назначить ежегодно из сумм гимназии одной из учениц старших классов денежное пособие в размере оплаты за учение и обращать это пособие в уплату за обучение этой ученицы». Пособие в размере 45 рублей решили назвать «стипендия имени Л. А. Азовой»13.
В сентябре каждого года избирался родительский комитет. Заседания его проходили 4 – 6 раз в полугодие. Родителей информировали о состоянии дел в гимназии, привлекали к решению самых насущных проблем.
В Великоустюгской женской гимназии ежегодно обучалось более 300 девочек. Родители, желавшие дать дочерям среднее образование, подавали в гимназию прошение о приеме. Девочки сдавали вступительные экзамены, по результатам которых принимали далеко не всех. Так, в 1914 году поступило 120 заявлений. Принято было 69 человек. Из них 10 человек были приняты в разные классы по свидетельствам других учебных заведений, 23 человека – в восьмой (педагогический) класс из окончивших общегимназический курс, 36 человек успешно сдали экзамены и поступили в первый класс. 22 девочки не выдержали испытаний и 29 получили отказ в приеме за неимением вакансий14.
В гимназии учились девочки разных сословий: дочери дворян, чиновников, представителей духовенства, купцов, мещан и крестьян (см. табл. 1).
Таблица 1
КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ ВЕЛИКОУСТЮГСКОИ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ
ПО СОСЛОВИЯМ В 1905 - 1918 гг.
Год (на 01. 01) | Потомств. дворяне | Личные дворяне и чиновники | Духовн. звания | Купеч. звания | Мещане | Крестьяне | Иностр. | Всего учащихся |
1905 | 4 | 57 | 9 | 48 | 99 | 74 | - | 291 |
1906 | 4 | 83 | 10 | 50 | 87 | 94 | 1 | 329 |
1907 | 3 | 90 | 8 | 69 | 108 | 96 | 1 | 375 |
1908 | - | 98 | 8 | 62 | 105 | 89 | 1 | 363 |
1909 | 2 | 99 | 11 | 48 | 100 | 80 | – | 340 |
1910 | 2 | 81 | 10 | 45 | 102 | 78 | - | 318 |
1911 | 4 | 82 | 7 | 35 | 106 | 72 | – | 306 |
1912 | 5 | 74 | 8 | 37 | 120 | 78 | - | 322 |
1913 | 2 | 76 | 10 | 38 | 130 | 72 | – | 328 |
1914 | 2 | 84 | 10 | 33 | 129 | 78 | – | 336 |
1915 | 2 | 91 | 10 | 29 | 112 | 72 | 1 | 317 |
1916 | 3 | 80 | 8 | 25 | 138 | 76 | 1 | 331 |
1917 | 5 | 79 | 12 | 23 | 136 | 74 | 2 | 331 |
1918 | 3 | 80 | 15 | 31 | 148 | 81 | 2 | 360 |
Источники: МУ «Великоустюгский центральный архив». Ф. 235. Оп. 1. Д. 18. Л. 29, 50, 73, 99; Д. 24. Л. 20, 33, 75, 109. Д. 35. Л. 41. Д. 36. Л. 39; Д. 40. Л. 39. Д. 42. Л. 31.
Средняя стоимость обучения одной ученицы в гимназии в 1905 году составляла 48 рублей 64 копейки в год, но с течением времени это число почти постоянно изменялось в сторону увеличения (см. табл. 2).
Таблица 2
СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ГИМНАЗИИ ОДНОЙ УЧЕНИЦЫ
В 1905 - 1917 гг.
1905 | 48 руб. 64 коп. |
1906 | 48 руб. 17 коп. |
1907 | 52 руб. 67 коп. |
1908 | 55 руб. 49 коп. |
1909 | 58 руб. 23 коп. |
1910 | 61 руб. 05 коп. |
1912 | 59 руб. 89 коп. |
1913 | 65 руб. 76 коп. |
1914 | 63 руб. 04 коп. |
1915 | 70 руб. 24 коп. |
1916 | 80 руб. 79 коп. |
1917 | 74 руб. 27 коп. |
Источники: МУ «Великоустюгский центральный архив». Ф. 235. Оп. 1. Д. 18. Л. 36, 57, 80, 106; Д. 24. Л. 40, 125 об.; Д. 29. Л. 12; Д. 35. Л. 15; Д. 36. Л. 15; Д. 40. Л. 51; Д. 42. Л. 89.
Обучение в женской гимназии, как и в прогимназии, было платным. В 1905 году плата за учение в 1 –3-х классах составляла по 15 рублей в год, в 4 –7-х классах – по 30 рублей в год. В 1908/09 учебном году годовой взнос в 1 – 4-х классах уже был 30 рублей, а в 5 –8-х классах – 45 рублей с правом изучать за эту же плату немецкий и французский языки, которые не являлись обязательными. В 1916 году попечительный совет гимназии принял решении об увеличении платы за учение, и со второго полугодия она составляла в 1 – 4-х классах 45 рублей в год, в 5 – 8-х классах – 60 рублей в год. Желающие после уроков могли посещать занятия музыкой и танцами, но тоже за плату. В 1912 году обучение игре на рояле стоило 15 рублей, на скрипке – 10 рублей, танцам – 6 рублей в год. В годы Первой мировой войны эти цены также выросли. За неуплату взноса за обучение учениц из гимназии увольняли. Почти треть учащихся составляли иногородние девочки. Пансиона и общежития при гимназии не было. Девочки жили на квартирах, которые в большинстве своем были плохи и дороги. За комнату со столом приходилось платить 5 – 8 рублей. Платить больше были не в состоянии многие15.
Педагогический и попечительный советы гимназии делали все возможное для того, чтобы способные и желающие учиться девочки могли посещать учебное заведение. Наиболее бедные ученицы освобождались от платы за учение, а отличившиеся в учебе получали стипендии. От взноса за учение освобождались также дети тех, кто работал в ведомстве Министерства народного просвещения. Во втором полугодии 1904 года от взноса платы за обучение были освобождены 72 ученицы. 7 учениц получали стипендии (из них 5 стипендий по 40 рублей в год и 2 – по 20 рублей в год). В 1909 году получали стипендию 12 учениц (2 – по 44 рубля в год, 7 – по 40 рублей, 2 – по 20 рублей и 1 – 25 рублей в год). На заседании попечительного совета 5 ноября 1908 года было решено освободить от платы за учебу на все время пребывания в гимназии ученицу 1-го класса Анну Антонову как внучку участника обороны Севастополя в годы Крымской войны. В 1917 году дополнительно были освобождены от платы за обучение три ученицы – дочери георгиевских кавалеров16.
Можно сказать, что женская гимназия в городе пользовалась особенным вниманием со стороны устюжских благотворителей. Попечителями этого учебного заведения длительное время являлись В. В. Жилина (с 1893 по 1903) и Е. А. Кострова (с 1904 по 1917). Ежегодный взнос попечительниц составлял 200 рублей. Кроме того, они делали и единовременные пожертвования. Так, Е. А. Кострова во второй половине 1909 года пожертвовала в гимназию 1350 рублей. Две тысячи рублей завещал женской гимназии купец второй гильдии П. И. Костров. Проценты с этого капитала в виде единовременных пособий ежегодно выдавали особо нуждающимся ученицам. В 1908 году Г. Л. Зебальд выразил желание вносить плату за обучение одной из учениц гимназии, начиная с 1-го класса до окончания ею курса. Попечительный совет предложил г. Зебальду вносить плату за обучение ученицы первого класса Софьи Хабаровой. В 1909 году по духовному завещанию потомственной почетной гражданки У. С. Чебаевской в гимназию поступило 1100 рублей на учреждение стипендии имени завещательницы. Три тысячи рублей поступили в гимназию в 1913 году по духовному завещанию купеческой сестры Екатерины Павловны Воробьевой «на образование двух стипендий для наибеднейших воспитанниц». Кроме этих, в гимназии имелись две стипендии имени Грибановых (по 40 рублей в год каждая), стипендия имени В. И. Кострова (20 рублей в год), а также две стипендии имени И. А. Смирнова, которые, согласно положению, могли быть назначаемы непременно по выбору основательницы этих стипендий О. И. Зепаловой (купец И. А. Смирнов – ее отец). В благотворительный фонд гимназии делали вклады устюжские купцы В. Е. Корельский, А. И. Ноготков, А. А. Тарутин, Н. В. Костров и многие другие17.
Ил.:
Е. А. Кострова, попечительница женской гимназии с 1904 по 1917 г.
Фото конца XIX в.
К. М. Петров, преподаватель
физики и математики.
Фото 1912 г.
У. С. Чебаевская, купеческая жена.
Фото ок. 1900 г.
На пособие «недостаточным» ученицам использовались также доходы от концертов, пожертвования «взамен пасхальных и рождественских визитов» и другие случайные поступления. При гимназии функционировал чайный буфет, и во время второй перемены ученицы получали бесплатно чай, а несостоятельные бесплатно получали и булки. Многие ученицы пользовались казенными учебниками и учебными принадлежностями.
От общего количества городского и сельского населения процент девочек, получавших среднее образование, был слишком низок. Желающих учиться было много. Из всех подаваемых в гимназию прошений удовлетворялось меньше половины, так как существующее здание не позволяло увеличить количество учащихся. Здание, которое занимала гимназия, ранее принадлежало частному лицу. Большая часть окон выходила на север и северо-восток, в классах никогда не было солнца. Счастливое исключение составляли приготовительный и пятый классы, окна которых были обращены на юго-запад. Классы разделялись узкими темными коридорами. С первого этажа на второй вела узкая лестница без промежуточных площадок. Зимой в классных комнатах царил холод, не спасали теплая одежда и валенки. Классы были тесны и малы, воздуха не хватало. Ученицы часто жаловались на головные боли, носовые кровотечения, случались даже обмороки. Вентиляторов не имелось. С преобразованием прогимназии в гимназию в 1904 году было проведено внутреннее переустройство гимназических помещений, но объем здания почти не увеличился. Актуальной стала проблема строительства нового здания для женской гимназии. С этой целью в 1912 году и был создан строительный комитет под руководством устюжского купца Н. П. Зепалова. Пока разрабатывали проект и заготовляли необходимые материалы, началась Первая мировая война. Все работы были замедлены, так что в летний сезон 1915 года успели только сделать фундамент здания и вывести подвальный и первый этажи. Необходимые для постройки здания железные балки были реквизированы в годы войны, поэтому все строительные работы пришлось прекратить. Здание, предназначенное для женской гимназии, достроили лишь в 1929 году18.
В Великоустюгской женской гимназии получили среднее образование около 350 человек. С золотыми медалями окончили гимназию Филимонова Лариса, Чебаевская Раиса, Шляпина Ксения, Зепалова Ольга, Репнина Екатерина, Цыбасова Александра, Тулубенская Вера и др. Серебряными медалями были награждены Воробьева Аделаида, Кусова Муза, Норицына Анна, Цфасс Ревекка, Чиркова Екатерина, Шляпина Елена и др. Большинство выпускниц-медалисток, окончив восьмой (педагогический) класс гимназии, поступили затем в высшие учебные заведения страны. В 1916 году, например, из окончивших восьмой класс 16 учениц пять продолжили образование на Высших женских курсах и одна – в Императорской Петроградской консерватории. В 1917 году две выпускницы поступили на историко-филологический факультет Пермского университета и одна – на Высшие женские курсы19. Учительница Антонина Яковлевна Шерскова-Колотилова, выпускница гимназии 1909 года, окончив позднее специальные курсы в Москве и Ленинграде, посвятила себя изучению и собиранию русского народного песенного искусства Севера, организовала Северный русский народный хор и с 1926 по 1960 год являлась его художественным руководителем. А. Я. Колотилова (1890 – 1962) – лауреат Государственной премии, заслуженный деятель искусств РСФСР, народная артистка РСФСР.
Многие выпускницы гимназии, получив педагогическое образование, работали учителями в городских и сельских школах. Некоторые девушки, окончив Высшие женские курсы, вернулись в родную гимназию и работали преподавателями или классными дамами (например, Тереза Борисовна Пец, Элеонора Федоровна Глезер). И где бы ни трудились бывшие гимназистки, их отличали усердие и преданность делу, хорошие манеры и воспитание, грамотность. Каждая из воспитанниц всегда с благодарностью вспоминала годы, проведенные в гимназии, и своих преподавателей и наставников.
В 1919 году, с введением единой трудовой школы, женские гимназии были упразднены. На базе женской гимназии в Великом Устюге открылась вторая советская школа второй ступени.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 ВГВ. Ч. неоф. 1859. 12 декабря. № 50. С. 424.
2 Там же. 1860. № 12.
3 Там же. Ч. неоф. 1862. 24 февраля. № 8.
4 МУ «Великоустюгский центральный архив». Ф. 235. Оп. 1. Д. 2. Л. 2.
5 Там же. Оп. 2. Д. 27. Л. 1-11.
6 Там же. Д. 37. Л. 1 об.-2.
7 Там же. Оп. 1. Д. 2. Л. 13; Оп. 2. Д. 16; Л. 1 -15; Д. 2. Л. 1 -99; Д. 35. Л. 1-32.
8 Там же. Оп. 1. Д. 8; Л. 40 об., 48 об.; Д. 9. Л. 3
9 Там же. Д. 9. Л. 35; Д. 13. Л. 1.
10 Там же. Оп. 2. Д. 28. Л. 1-41; Д. 30. Л. 1-22; Оп. 1. Д. 42. Л. 63.
11 Там же. Оп. 1. Д. 14. Л. 101 - 102.
12 Там же. Д. 18. Л. 6-8. Д. 24. Л. 13-14; Д. 25. Л. 2, 151.
13 Там же. Д. 24. Л. 89.
14 Там же. Д. 35. Л. 11.
15 Там же. Д. 14. Л. 1; Д 17. Л. 17об.; Д. 18. Л. 86; Д. 29. Л. 10 об.; Д. 40. Л. 53.
16 Там же. Д. 18. Л. 4; Д. 23. Л. И; Д. 24. Л. 11; Д. 42. Л. 56 об.
17 Там же. Д. 4. Л. 10 об.; Д. 17. Л. 1 - 1 об.; Д. 19. Л. 6; Д. 21. Л. 13; Д. 23. Л. 12, 24; Д. 25. Л. 106; Д. 28. Л. 20, 38; Д. 33. Л. 20 об.; Д. 42. Л. 8-8 об.
18 Там же. Д. 36. Л. 9 об.; Д. 17. Л. 15-16 об.; Кудрин Н. Запечатленная память. Архангельск, 1986. С. 61–63.
19 Там же. Д. 25. Л. 94, 137 об.; Д. 33. Л. 40 об., 100- 100 об.; Д. 40. Л. 12 об.; Д. 42. Л. 54 об.
Ил: с. 146-150
Г. М. Аникиева
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!