Великоустюгская женская гимназия — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Великоустюгская женская гимназия

2020-12-27 179
Великоустюгская женская гимназия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Еще в 50-х годах XIX века большая часть мужского населения города считала необязательным давать образование женщинам. Неизвестный автор в «Вологодских губернских ведомостях» в 1859 году в заметке под названием «Из Устюга» писал: «...когда один из почтенных людей в начале настоящего года очень умно и решительно высказал потребность современного общества к образованию девиц и указал на существующий порядок вещей в этом отношении у нас, общее мужское поколение нашего городка взбеленилось и начало руками и ногами отбояриваться от требований истины и, ухватившись за свои карманы, кричало: "Нам не надо училищ, мы не будем туда посылать учиться своих дочерей, а кому надо, так тот может платить деньги учителю, и тот будет ходить на дом"»1.

К этому времени в Устюге существовала женская приходская школа, дававшая начальное образование небольшому количеству девочек. Она помещалась в собственном деревянном одноэтажном доме, пожертвованном в 1847 году купцом Павлом Максимовичем Жилиным. Город отпускал на содержание школы 101 рубль 31 коп.2

Вместо школы 4 февраля (по старому стилю) 1862 года в Великом Устюге было открыто второразрядное женское училище. Курс учения был рассчитан на три года. При училище одновременно было открыто и приготовительное отделение, куда могли поступить девочки, не умеющие читать. Начальницей училища была назначена Мария Петровна Жаворонкова, получившая образование в Санкт-Петербургском университете. Оклад ее составлял 200 рублей в год при готовой квартире в здании училища. Преподавателями пригласили учителей Устюгского уездного училища с оплатой по 30 копеек за урок. Законоучителем был утвержден о. Арсений Попов, преподавателем чистописания – Андрей Сидоров, а его помощником - Николай Кайдалов. Для преподавания в приготовительном отделении была определена надзирательница бывшей девичьей школы Марья Дмитриевна Протопопова с жалованьем 90 рублей в год. Звание попечительницы училища приняла на себя Анна Абрамовна Грибанова, супруга купца I гильдии, потомственного почетного гражданина В. И. Грибанова. Она изъявила желание ежегодно жертвовать в пользу училища 150 рублей серебром. Училище размещалось в нанятой квартире в каменном доме купеческой вдовы Толоконцовой3.

Но одного учебного заведения для девочек городу уже явно не хватало. О среднем учебном заведении желающие учиться могли пока лишь мечтать. Правда, и по всей России женских средних учебных заведений насчитывалось немного. Общественное движение 1860-х годов заставило правительство провести школьную реформу. С 1862 года начали открываться семиклассные Мариинские женские гимназии, а вслед за ними с 1870 года – министерские женские гимназии и прогимназии. Для них был выработан особый устав. Гимназии предназначались для учениц всех сословий и вероисповеданий, состояли из семи классов, восьмого педагогического и девятого приготовительного. Первые три класса составляли прогимназию.

В Великом Устюге прогимназия была открыта в 1870 году на базе второразрядного женского училища4. Вскоре она стала авторитетнейшим учебным заведением в округе. Немалая заслуга в этом принадлежала начальнице прогимназии А. А. Неустроевой. Родилась она в 1832 году в сельце Беседы Вологодского уезда в дворянской семье. Отец ее, Алексей Семенович Неустроев, был в чине полковника. Аполлинария Алексеевна в 1843 году поступила в Педагогический институт в Санкт-Петербурге и в 1849 году успешно окончила его, получив звание домашней учительницы и одобрительный аттестат. В Великий Устюг она приехала в 1868 году, когда была утверждена в должности начальницы женского училища. В 1870 году, по преобразовании училища, стала начальницей прогимназии. Одновременно вела уроки русского языка, рисования, гимнастики. За все получала 540 рублей в год при готовой квартире. Не имея семьи, всю свою жизнь посвятила воспитанию и обучению чужих детей. В 1893 году была уволена по личному заявлению, а в 1894 году ей назначили пенсию 160 рублей в год5.

После ухода со службы А. А. Неустроевой начальницей прогимназии была назначена Валентина Павловна Заварина (родилась в 1861 году, дочь обер-офицера). В 1880 году она окончила полный курс наук в Вологодской Мариинской женской гимназии и работала учительницей в Устюжском женском училище. На должности начальницы прогимназии, а затем гимназии была с 1894 года до закрытия последней6.

Прогимназия (а затем и гимназия) располагалась в двухэтажном деревянном доме на углу улиц Преображенской и Ильинской (здание разобрано весной 2005 г.). Она содержалась на средства государственного казначейства, губернской, городской и земской управ, городского общественного банка и частные пожертвования. Прогимназия находилась в ведении попечителя Санкт-Петербургского учебного округа и руководствовалась в своих действиях Положением о женских гимназиях от 25 мая 1870 года и уставом, утвержденным Министерством народного просвещения.

 

Ил.:

 

Здание женской гимназии. 1911 г.

 

Обязательными предметами в трехклассных прогимназиях являлись: Закон Божий, русский язык, русская история и география, арифметика, чистописание и рукоделие. Необязательными были немецкий и французский языки, рисование, музыка, пение и танцы. Учебный год начинался с 16 августа и заканчивался 1 июня. В первые годы количество учащихся в прогимназии было немногим более 20. В середине 80-х годов XIX века в прогимназии обучалось уже более 180 девочек.

Преподавательский состав в прогимназии менялся довольно часто, но некоторые учителя работали по 10 и более лет. Так, историю и географию 15 лет преподавала Софья Воронецкая. В 1885 году она умерла, оставив четверых малолетних детей. Преподавателем арифметики 20 с лишним лет трудилась Л. Н. Пыляева. Образование она получила в Ярославском училище девиц духовного звания. Ее муж, священник Устюжского Иоанно-Предтеченского монастыря Стефан Васильевич Пыляев, рано умер. Она осталась с тремя детьми. Сын тоже вскоре умер. Людмила Николаевна сама была больна, но продолжала работать, так как средств семья не имела, и хотелось дать образование дочерям. Ее старшая дочь училась в Вятке на фельдшерских курсах, а младшая обучалась в епархиальном женском училище. В 1903 году Л. Н. Пыляева была уволена со службы по состоянию здоровья. Ей назначили пенсию 60 рублей в год. Затем, после длительной переписки, в 1909 году она стала получать полную пенсию 210 рублей в год. Долго работали в этом учебном заведении супруги Фалины. Агния Ивановна в 1885 году была утверждена в должности помощницы учительницы приготовительного класса, в 1902 году назначена классной надзирательницей. Работала в прогимназии и гимназии до закрытия последней, в общей сложности более тридцати лет. В 1910 году награждена золотой медалью «За усердие» на аннинской ленте. Владимир Алексеевич преподавал в прогимназии арифметику и геометрию. За усердную службу в 1893 году удостоен ордена Св. Станислава 3-й степени. Имел также серебряную медаль в память царствования императора Александра III на александровской ленте. Четыре года служила в прогимназии Камилла Николаевна Бордовская. Родилась она в 1865 году, дочь штабс-капитана. Окончила Вологодскую Мариинскую женскую гимназию с серебряной медалью, получив звание домашней наставницы. В Устюг приехала в 1886 году на должность учительницы математики. Уволилась в 1890 году по состоянию здоровья7. Законоучителем более десяти лет был священник Арсений Попов, написавший историю почти всех городских церквей.

Обучение в прогимназии было платным. В 1903 году размер годовой платы за учение составлял: в приготовительном классе – 6 рублей, в 1 – 3 классах – 10 рублей, в 4-м классе – 20 рублей, в 5-м классе – 30 рублей. Плата за учебу значительно возросла в 1901/02 учебном году. До этого учащиеся 1–3 класса платили 6 рублей, а учащиеся 4-х классов – 10 рублей в год8.

Поскольку прогимназия давала неполное среднее образование, многих это не устраивало. В городской думе сторонники женского образования все настойчивее доказывали необходимость открытия в Устюге среднего учебного заведения для девочек. По настоятельным требованиям горожан и педагогического совета прогимназии в 1894/95 учебном году был открыт четвертый класс, позднее – пятый класс. В 1903 году Устюжская прогимназия преобразована в семиклассную женскую гимназию9. Через год открыли восьмой класс, педагогический, с двумя отделениями: по русскому языку и по математике. В этом классе уделялось серьезное внимание методике преподавания и практическим занятиям. Пробные уроки девочки проводили в городских приходских училищах. В гимназии, кроме предметов, изучавшихся в прогимназии, преподавали всеобщую географию и историю, естественную историю, физику. По окончании семи классов ученицам выдавали аттестат на звание учительницы начальных классов, а те, кто окончил восемь классов, получали свидетельство домашней учительницы или домашней наставницы с правом поступления в высшие учебные заведения.

Следует отметить, что уровень преподавания в женской гимназии значительно повысился. В 1900 году в Устюге открылась мужская гимназия, для преподавания в которой были привлечены учителя с университетским и институтским образованием. Многие преподаватели мужской гимназии одновременно служили и в женской гимназии. Например, уроки физики и отечествоведения вел Б. М. Костриц, окончивший физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. И. М. Меньшиков преподавал физику и математику в 6 –7-х классах женской гимназии после окончания Московского университета. Преподаванием педагогики занимался В. М. Польский, получивший образование в Санкт-Петербургском университете. С течением времени в штате женской гимназии появились преподаватели, направленные на работу непосредственно в это учебное заведение. Так, 1909 году, после окончания Санкт-Петербургского университета, преподавателем физики и математики был назначен К. М. Петров. Позднее он работал в мужской гимназии. С 1907 года преподавателем истории в гимназии был В. А. Образцов, окончивший Санкт-Петербургскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия. В 1912 году «за отлично усердную службу и особые труды» он был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени. После окончания высших женских курсов и с аттестатом Сорбонны в сентябре 1917 года преподавателем французского языка пришла в женскую гимназию Ольга Григорьевна Бибергаль (дочь устюжского купца Г. П. Жилина)10. Все молодые педагоги с успехом использовали в работе свои обширные знания и новые методы преподавания. Качество знаний выпускниц стало намного выше. Желающие продолжить свое образование успешно учились потом в высших учебных заведениях страны.

 

Ил.:

 

Б. М. Костриц, преподаватель физика и отечествоведения.

Фото 1904 г.

 

Третий класс женской гимназии. Фото 1909 г.

 

Восьмой класс женской гимназии. Фото 1915 г.

 

Непосредственное управление гимназией находилось в руках начальницы, которая утверждалась в должности министром просвещения. Зарплата начальницы гимназии составляла 700 рублей в год. Кроме начальницы, в состав служащих гимназии входили попечительницы, председатель педсовета, законоучитель, преподаватели, надзирательницы (классные дамы), врач. Среди них были штатные служащие и работавшие по найму (совместители). За каждый проведенный урок в 1 – 4-х классах учителя получали по 45 рублей, в 5 – 8-х – по 60 рублей. За уроки рукоделия, французского и немецкого языков платили по 35 рублей. Председатель педагогического совета получал 300 рублей в год, надзирательницы – также по 300 рублей. Врач принимал в гимназии 2 раза в неделю, а в экстренных случаях посещал учениц на дому. Зарплата врача в гимназии составляла 200 рублей в год. Надзирательницы присутствовали на уроках, наблюдали за дисциплиной подопечных, за исправным посещением учебного заведения, посещали учениц, живущих на частных квартирах, осуществляли надзор за поведением учениц во время публичных спектаклей, концертов и других увеселений, следили за их одеждой, прическами. На занятия в гимназию девочки должны были ходить в темно-коричневых платьях, черных фартуках и белых пелеринах. Летние платья гимназисток были светлыми, но строгими, без всяких украшений. Непременной частью летней одежды являлась белая соломенная шляпка котелком с черной бархатной лентой. По шляпке можно было определить, учится ли девочка в гимназии. При встрече с учителями гимназистки делали реверанс. По воскресеньям девочки ходили в Успенский собор.

Для решения вопросов по учебной и воспитательной части при гимназии действовал педагогический совет под председательством директора мужской гимназии. Педсовет обсуждал успеваемость и поведение учениц, прием новых учащихся, перевод их из класса в класс, результаты выпускных и специальных испытаний, назначение стипендий, наград, рассматривал составленные преподавателями предметные программы гимназического курса, утверждал списки необходимых учебных пособий и книг для пополнения библиотеки и т. д.

В начале XX века преподавательский состав женской гимназии был чрезвычайно обеспокоен падением нравственности учащейся молодежи. Этот вопрос не раз обсуждался на педсоветах. В сентябре 1908 года педсовет принял решение: «1) просить полицию обязать торговцев не выставлять на окнах и в витринах и не продавать учащимся картин и брошюр неприличного содержания; 2) разрешить учащимся посещение имеющейся в Устюге публичной столовой только до 7 часов вечера; 3) признать необходимость идти навстречу потребности учащихся в разумных развлечениях путем устройства литературно-музыкальных вечеров, концертов, разрешить учащимся с особого позволения в каждом случае посещение в местных клубах спектаклей, литературных вечеров с танцами; 4) насколько возможно, усилить надзор за квартирами учениц и запретить самовольно, без разрешения учебной администрации, менять квартиры»11.

Педагогический коллектив гимназии принимал все возможные меры для улучшения учебно-воспитательного процесса, для организации разумного отдыха учениц в учебное и внеучебное время (летние и рождественские каникулы, Пасхальная неделя и последние дни Масленицы). Для более успешного освоения курса по разным предметам время от времени устраивались вечерние занятия, на которых с ученицами повторялось пройденное в классе. Ученицам предоставлялась возможность более глубоко изучать интересующую их отрасль знаний под руководством преподавателей в свободное от учебных занятий время. С этой целью в гимназии устраивались чтения по истории, разучивались на французском и немецком языках монологи и небольшие пьески. Ученицы, изучающие физику, занимались в физическом кабинете. При гимназии существовала неплохая по тому времени библиотека. К 1 января 1905 года в ней имелось 2612 книг. Ежегодно в гимназии тратилось до 300 и более рублей на приобретение новых книг. Кроме того, ученицам разрешалось посещение городской Пушкинской бесплатной библиотеки. В помощь педагогам и для общего развития учениц в гимназии выписывалось большое количество журналов: «Журнал Министерства народного просвещения», «Русская школа», «Вестник воспитания», «Вопросы философии и психологии», «Естествознание и география», «Физик-любитель», «Физическое обозрение», «Путеводный огонек», «Светлячок», «Родник», «Воспитание и обучение», «Солнышко», «Юная Россия», «Педагогический листок», «Всходы», «Задушевное слово» и даже «Модный курьер». Администрация гимназии всячески поощряла успехи воспитанниц в рукоделиях, в занятиях музыкой. Были куплены фисгармония, а позднее и рояль. Часто проводились литературно-музыкальные вечера с приглашением мальчиков из мужской гимназии. В 1909 году 3 октября (по старому стилю) гимназистки отмечали столетие со дня рождения А. В. Кольцова. В этот день была отслужена панихида. На вечере преподаватель словесности знакомил учениц с биографией поэта. Звучали стихи и музыка. Ученицы 5 – 8-х классов получили в подарок пожертвованные почетным попечителем местной мужской гимназии Я. Г. Долбышевым сочинения А. В. Кольцова. В зимнее время во дворе гимназии устраивались горка и кружало, организовывались лыжные прогулки. Летом девочки играли в мяч, совершали прогулки по городу и за город, вместе с классными дамами посещали на каникулах известные монастыри, памятные исторические места, музеи и театры Москвы, Санкт-Петербурга12.

«Для ближайшего содействия успешному со стороны общества развитию гимназии» был создан попечительный совет. Председателем этого совета являлся один из членов, выбираемый на три года. Попечительный совет частично решал административные и финансовые вопросы (о выделении нуждающимся ученицам единовременного пособия, об освобождении учащихся от взноса платы за учение, о выделении средств на приобретение учебных пособий, книг, на экскурсионные поездки, танцевальные вечера, занимался ремонтом помещений, ходатайствовал о строительстве нового здания и т.д.). 16 ноября (по старому стилю) 1912 года отметила 25-летие службы в попечительном совете прогимназии и гимназии жена купца Лидия Александровна Азова. С 1902 года она являлась председателем совета. В честь этого события попечительный совет постановил «назначить ежегодно из сумм гимназии одной из учениц старших классов денежное пособие в размере оплаты за учение и обращать это пособие в уплату за обучение этой ученицы». Пособие в размере 45 рублей решили назвать «стипендия имени Л. А. Азовой»13.

В сентябре каждого года избирался родительский комитет. Заседания его проходили 4 – 6 раз в полугодие. Родителей информировали о состоянии дел в гимназии, привлекали к решению самых насущных проблем.

В Великоустюгской женской гимназии ежегодно обучалось более 300 девочек. Родители, желавшие дать дочерям среднее образование, подавали в гимназию прошение о приеме. Девочки сдавали вступительные экзамены, по результатам которых принимали далеко не всех. Так, в 1914 году поступило 120 заявлений. Принято было 69 человек. Из них 10 человек были приняты в разные классы по свидетельствам других учебных заведений, 23 человека – в восьмой (педагогический) класс из окончивших общегимназический курс, 36 человек успешно сдали экзамены и поступили в первый класс. 22 девочки не выдержали испытаний и 29 получили отказ в приеме за неимением вакансий14.

В гимназии учились девочки разных сословий: дочери дворян, чиновников, представителей духовенства, купцов, мещан и крестьян (см. табл. 1).

 

Таблица 1

КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ ВЕЛИКОУСТЮГСКОИ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ

ПО СОСЛОВИЯМ В 1905 - 1918 гг.

Год (на 01. 01) Потомств. дворяне Личные дворяне и чиновники Духовн. звания Купеч. звания Мещане Крестьяне Иностр. Всего учащихся
1905 4 57 9 48 99 74 - 291
1906 4 83 10 50 87 94 1 329
1907 3 90 8 69 108 96 1 375
1908 - 98 8 62 105 89 1 363
1909 2 99 11 48 100 80 340
1910 2 81 10 45 102 78 - 318
1911 4 82 7 35 106 72 306
1912 5 74 8 37 120 78 - 322
1913 2 76 10 38 130 72 328
1914 2 84 10 33 129 78 336
1915 2 91 10 29 112 72 1 317
1916 3 80 8 25 138 76 1 331
1917 5 79 12 23 136 74 2 331
1918 3 80 15 31 148 81 2 360

Источники: МУ «Великоустюгский центральный архив». Ф. 235. Оп. 1. Д. 18. Л. 29, 50, 73, 99; Д. 24. Л. 20, 33, 75, 109. Д. 35. Л. 41. Д. 36. Л. 39; Д. 40. Л. 39. Д. 42. Л. 31.

Средняя стоимость обучения одной ученицы в гимназии в 1905 году составляла 48 рублей 64 копейки в год, но с течением времени это число почти постоянно изменялось в сторону увеличения (см. табл. 2).

 

Таблица 2

СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ГИМНАЗИИ ОДНОЙ УЧЕНИЦЫ

В 1905 - 1917 гг.

 

1905 48 руб. 64 коп.
1906 48 руб. 17 коп.
1907 52 руб. 67 коп.
1908 55 руб. 49 коп.
1909 58 руб. 23 коп.
1910 61 руб. 05 коп.
1912 59 руб. 89 коп.
1913 65 руб. 76 коп.
1914 63 руб. 04 коп.
1915 70 руб. 24 коп.
1916 80 руб. 79 коп.
1917 74 руб. 27 коп.

Источники: МУ «Великоустюгский центральный архив». Ф. 235. Оп. 1. Д. 18. Л. 36, 57, 80, 106; Д. 24. Л. 40, 125 об.; Д. 29. Л. 12; Д. 35. Л. 15; Д. 36. Л. 15; Д. 40. Л. 51; Д. 42. Л. 89.

Обучение в женской гимназии, как и в прогимназии, было платным. В 1905 году плата за учение в 1 –3-х классах составляла по 15 рублей в год, в 4 –7-х классах – по 30 рублей в год. В 1908/09 учебном году годовой взнос в 1 – 4-х классах уже был 30 рублей, а в 5 –8-х классах – 45 рублей с правом изучать за эту же плату немецкий и французский языки, которые не являлись обязательными. В 1916 году попечительный совет гимназии принял решении об увеличении платы за учение, и со второго полугодия она составляла в 1 – 4-х классах 45 рублей в год, в 5 – 8-х классах – 60 рублей в год. Желающие после уроков могли посещать занятия музыкой и танцами, но тоже за плату. В 1912 году обучение игре на рояле стоило 15 рублей, на скрипке – 10 рублей, танцам – 6 рублей в год. В годы Первой мировой войны эти цены также выросли. За неуплату взноса за обучение учениц из гимназии увольняли. Почти треть учащихся составляли иногородние девочки. Пансиона и общежития при гимназии не было. Девочки жили на квартирах, которые в большинстве своем были плохи и дороги. За комнату со столом приходилось платить 5 – 8 рублей. Платить больше были не в состоянии многие15.

Педагогический и попечительный советы гимназии делали все возможное для того, чтобы способные и желающие учиться девочки могли посещать учебное заведение. Наиболее бедные ученицы освобождались от платы за учение, а отличившиеся в учебе получали стипендии. От взноса за учение освобождались также дети тех, кто работал в ведомстве Министерства народного просвещения. Во втором полугодии 1904 года от взноса платы за обучение были освобождены 72 ученицы. 7 учениц получали стипендии (из них 5 стипендий по 40 рублей в год и 2 – по 20 рублей в год). В 1909 году получали стипендию 12 учениц (2 – по 44 рубля в год, 7 – по 40 рублей, 2 – по 20 рублей и 1 – 25 рублей в год). На заседании попечительного совета 5 ноября 1908 года было решено освободить от платы за учебу на все время пребывания в гимназии ученицу 1-го класса Анну Антонову как внучку участника обороны Севастополя в годы Крымской войны. В 1917 году дополнительно были освобождены от платы за обучение три ученицы – дочери георгиевских кавалеров16.

Можно сказать, что женская гимназия в городе пользовалась особенным вниманием со стороны устюжских благотворителей. Попечителями этого учебного заведения длительное время являлись В. В. Жилина (с 1893 по 1903) и Е. А. Кострова (с 1904 по 1917). Ежегодный взнос попечительниц составлял 200 рублей. Кроме того, они делали и единовременные пожертвования. Так, Е. А. Кострова во второй половине 1909 года пожертвовала в гимназию 1350 рублей. Две тысячи рублей завещал женской гимназии купец второй гильдии П. И. Костров. Проценты с этого капитала в виде единовременных пособий ежегодно выдавали особо нуждающимся ученицам. В 1908 году Г. Л. Зебальд выразил желание вносить плату за обучение одной из учениц гимназии, начиная с 1-го класса до окончания ею курса. Попечительный совет предложил г. Зебальду вносить плату за обучение ученицы первого класса Софьи Хабаровой. В 1909 году по духовному завещанию потомственной почетной гражданки У. С. Чебаевской в гимназию поступило 1100 рублей на учреждение стипендии имени завещательницы. Три тысячи рублей поступили в гимназию в 1913 году по духовному завещанию купеческой сестры Екатерины Павловны Воробьевой «на образование двух стипендий для наибеднейших воспитанниц». Кроме этих, в гимназии имелись две стипендии имени Грибановых (по 40 рублей в год каждая), стипендия имени В. И. Кострова (20 рублей в год), а также две стипендии имени И. А. Смирнова, которые, согласно положению, могли быть назначаемы непременно по выбору основательницы этих стипендий О. И. Зепаловой (купец И. А. Смирнов – ее отец). В благотворительный фонд гимназии делали вклады устюжские купцы В. Е. Корельский, А. И. Ноготков, А. А. Тарутин, Н. В. Костров и многие другие17.

 

 

Ил.:

 

Е. А. Кострова, попечительница женской гимназии с 1904 по 1917 г.

Фото конца XIX в.

 

К. М. Петров, преподаватель

физики и математики.

Фото 1912 г.

 

У. С. Чебаевская, купеческая жена.

Фото ок. 1900 г.

 

На пособие «недостаточным» ученицам использовались также доходы от концертов, пожертвования «взамен пасхальных и рождественских визитов» и другие случайные поступления. При гимназии функционировал чайный буфет, и во время второй перемены ученицы получали бесплатно чай, а несостоятельные бесплатно получали и булки. Многие ученицы пользовались казенными учебниками и учебными принадлежностями.

От общего количества городского и сельского населения процент девочек, получавших среднее образование, был слишком низок. Желающих учиться было много. Из всех подаваемых в гимназию прошений удовлетворялось меньше половины, так как существующее здание не позволяло увеличить количество учащихся. Здание, которое занимала гимназия, ранее принадлежало частному лицу. Большая часть окон выходила на север и северо-восток, в классах никогда не было солнца. Счастливое исключение составляли приготовительный и пятый классы, окна которых были обращены на юго-запад. Классы разделялись узкими темными коридорами. С первого этажа на второй вела узкая лестница без промежуточных площадок. Зимой в классных комнатах царил холод, не спасали теплая одежда и валенки. Классы были тесны и малы, воздуха не хватало. Ученицы часто жаловались на головные боли, носовые кровотечения, случались даже обмороки. Вентиляторов не имелось. С преобразованием прогимназии в гимназию в 1904 году было проведено внутреннее переустройство гимназических помещений, но объем здания почти не увеличился. Актуальной стала проблема строительства нового здания для женской гимназии. С этой целью в 1912 году и был создан строительный комитет под руководством устюжского купца Н. П. Зепалова. Пока разрабатывали проект и заготовляли необходимые материалы, началась Первая мировая война. Все работы были замедлены, так что в летний сезон 1915 года успели только сделать фундамент здания и вывести подвальный и первый этажи. Необходимые для постройки здания железные балки были реквизированы в годы войны, поэтому все строительные работы пришлось прекратить. Здание, предназначенное для женской гимназии, достроили лишь в 1929 году18.

В Великоустюгской женской гимназии получили среднее образование около 350 человек. С золотыми медалями окончили гимназию Филимонова Лариса, Чебаевская Раиса, Шляпина Ксения, Зепалова Ольга, Репнина Екатерина, Цыбасова Александра, Тулубенская Вера и др. Серебряными медалями были награждены Воробьева Аделаида, Кусова Муза, Норицына Анна, Цфасс Ревекка, Чиркова Екатерина, Шляпина Елена и др. Большинство выпускниц-медалисток, окончив восьмой (педагогический) класс гимназии, поступили затем в высшие учебные заведения страны. В 1916 году, например, из окончивших восьмой класс 16 учениц пять продолжили образование на Высших женских курсах и одна – в Императорской Петроградской консерватории. В 1917 году две выпускницы поступили на историко-филологический факультет Пермского университета и одна – на Высшие женские курсы19. Учительница Антонина Яковлевна Шерскова-Колотилова, выпускница гимназии 1909 года, окончив позднее специальные курсы в Москве и Ленинграде, посвятила себя изучению и собиранию русского народного песенного искусства Севера, организовала Северный русский народный хор и с 1926 по 1960 год являлась его художественным руководителем. А. Я. Колотилова (1890 – 1962) – лауреат Государственной премии, заслуженный деятель искусств РСФСР, народная артистка РСФСР.

Многие выпускницы гимназии, получив педагогическое образование, работали учителями в городских и сельских школах. Некоторые девушки, окончив Высшие женские курсы, вернулись в родную гимназию и работали преподавателями или классными дамами (например, Тереза Борисовна Пец, Элеонора Федоровна Глезер). И где бы ни трудились бывшие гимназистки, их отличали усердие и преданность делу, хорошие манеры и воспитание, грамотность. Каждая из воспитанниц всегда с благодарностью вспоминала годы, проведенные в гимназии, и своих преподавателей и наставников.

В 1919 году, с введением единой трудовой школы, женские гимназии были упразднены. На базе женской гимназии в Великом Устюге открылась вторая советская школа второй ступени.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 ВГВ. Ч. неоф. 1859. 12 декабря. № 50. С. 424.

2 Там же. 1860. № 12.

3 Там же. Ч. неоф. 1862. 24 февраля. № 8.

4 МУ «Великоустюгский центральный архив». Ф. 235. Оп. 1. Д. 2. Л. 2.

5 Там же. Оп. 2. Д. 27. Л. 1-11.

6 Там же. Д. 37. Л. 1 об.-2.

7 Там же. Оп. 1. Д. 2. Л. 13; Оп. 2. Д. 16; Л. 1 -15; Д. 2. Л. 1 -99; Д. 35. Л. 1-32.

8 Там же. Оп. 1. Д. 8; Л. 40 об., 48 об.; Д. 9. Л. 3

9 Там же. Д. 9. Л. 35; Д. 13. Л. 1.

10 Там же. Оп. 2. Д. 28. Л. 1-41; Д. 30. Л. 1-22; Оп. 1. Д. 42. Л. 63.

11 Там же. Оп. 1. Д. 14. Л. 101 - 102.

12 Там же. Д. 18. Л. 6-8. Д. 24. Л. 13-14; Д. 25. Л. 2, 151.

13 Там же. Д. 24. Л. 89.

14 Там же. Д. 35. Л. 11.

15 Там же. Д. 14. Л. 1; Д 17. Л. 17об.; Д. 18. Л. 86; Д. 29. Л. 10 об.; Д. 40. Л. 53.

16 Там же. Д. 18. Л. 4; Д. 23. Л. И; Д. 24. Л. 11; Д. 42. Л. 56 об.

17 Там же. Д. 4. Л. 10 об.; Д. 17. Л. 1 - 1 об.; Д. 19. Л. 6; Д. 21. Л. 13; Д. 23. Л. 12, 24; Д. 25. Л. 106; Д. 28. Л. 20, 38; Д. 33. Л. 20 об.; Д. 42. Л. 8-8 об.

18 Там же. Д. 36. Л. 9 об.; Д. 17. Л. 15-16 об.; Кудрин Н. Запечатленная память. Архангельск, 1986. С. 61–63.

19 Там же. Д. 25. Л. 94, 137 об.; Д. 33. Л. 40 об., 100- 100 об.; Д. 40. Л. 12 об.; Д. 42. Л. 54 об.

 

Ил: с. 146-150

 

Г. М. Аникиева


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.