Великоустюгского музея-заповедника — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Великоустюгского музея-заповедника

2020-12-27 194
Великоустюгского музея-заповедника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во многих музеях в процессе систематизации коллекции древнерусской живописи были выделены в отдельную группу иконы подписные, датированные, с надписями, как представляющие особый интерес для специалистов, занимающихся историей иконописания1.

В коллекции Великоустюгского музея-заповедника в настоящее время известны 70 подписных и датированных икон XV–XIX веков. В хронологическом порядке группу икон XV –XVI веков образуют 4 памятника, икон XVII века – 14, икон XVIII века – 46 и икон XIX века – 6. Из них 30 икон с личной авторской подписью.

Подписные иконы открыли нам имена и творчество многих устюжских мастеров, а также вкладчиков икон. В XVI веке это Иосиф Аверкиев сын Скулин, оставивший подпись на иконе «Богоматерь Одигитрия» (ИК 16273) из Прокопиевского собора: «Икона Иосифа Аверкиева с(ы)на Скулина». Мастер Мисаил вытесал в 1625 году каменный Поклонный крест (ИК 13066), который был установлен у стен Михайло-Архангельского монастыря, в месте успения святого праведного Прокопия Устюжского. В 1737 году крест был перенесен во Введенскую церковь и установлен в трапезной в большой иконной доске с живописными клеймами страстей Господних. Четырехконечный крест уникален резьбой по камню с изображением в центре Распятия и надписью; «Распятие Г(оспод)а н(а)ш(е)го И(и)сус(а) Х(рист)а // Ц(а)рь Сл(а)вы // И(ису)с Х(рис-то)с // лета 7133 ко // п(ие) тросьть // при архима(нд)рите Варламе // ни д ка д // м(есто) л(обное) д р(аб) б(ожий) д // выписал Мисаил». Ключарь поп Афонасей подписал икону середины XVII века «Никола Зарайский с 10-ю клеймами жития» (ИК 8706), возможно, его же подпись, трудно читаемая, и на иконе конца XVII века «Успение Богоматери» (ИК 13287). Подпись Василия Кондакова: «199 повеление(м) архие(писко)па Александра писал Васка Кондаковъ» сохранилась на иконе с образом трех святителей «Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст», 1691 (ИК 21928) из Успенского собора.

В XVIII столетии устюжские мастера ставили свои подписи на лицевой стороне иконной доски. Как правило, подписи были выполнены на нижнем поле или внизу на поземе мелким, невидимым издали почерком. Подписи, выполненные декоративным почерком, иногда включенные в живописное обрамление, органично входили в художественный строй иконы. Чаще всего такие подписи встречаются на иконах в местном ряду иконостасов, которые заказывали наиболее признанным мастерам. Это были известные устюжские иконописцы: Стефан Соколов, Василий Колмогоров, Иван Кондаков, Алексей Колмогоров, Козьма Волков. Благодаря сохранившимся подписным храмовым иконам их творчество в музейной коллекции представлено наиболее полно2.

На иконах XVIII века до нас дошли имена и других иконописцев. Среди них: Артемий Кузнецов, Петр Правдин, Семен Попов, Никита Горбунов, Ефим Денисов, Прокопий Соколов. В коллекции икон XIX века имеется лишь две иконы с авторскими подписями Ивана Васильева Калиновского и Николая Дофина3.

Данный список далеко не полный. По архивным и письменным источникам в XVII веке известны имена около 80 иконописцев, работавших в Устюге, а в XVIII веке – около 604.

В XVII столетии и ранее вкладные, иногда авторские подписи встречаются на тыльной стороне иконы, как это видим на вкладных иконах Никиты и Федора Строгановых или на иконе с авторской подписью Василия Кондакова. Если же на древних иконах и имеются надписи на лицевой стороне доски, они, как правило, поздние, появившиеся во время поновления иконы или как знак особого почитания образа в храме. Примером может быть икона «Успение», около 1496 года (ИК 13295) с надписью на поземе начала XIX века: «Лета 7005 м(еся)ца Сентеврия при // бл(а)говерномъ Великомъ Кн(я)зе Иване // Васильевиче. Поставлена бысть икона успение с(вя)тыя Б(огороди)цы Повеле // нием кн(я)зя Семена Борисовича Суздальского»5.

На иконе «Никола Зарайский, с деисусом и избранными святыми» начала XVI века (ИК 8649) на поземе средника черной краской полууставным почерком написано: «1718 года поновлен писмомъ на Устюге Великомъ» – и ниже белилами курсивом: «Поновлен сей с(вя)тый образъ 1822 года марта 25-го дня // иконописец Прокопей Соколовъ».

На иконе «Богоматерь Одигитрия с образом Спаса Нерукотворного и 18 избранными святыми» XVI века (ИК 8720) в правом нижнем углу на поле иконы сохранилась надпись белилами в одну строку: «Поновленъ 1789 м(еся)ца октя[...]».

В конце XVII века на лицевой стороне иконы можно встретить надписи только с указанием даты или места написания иконы, но без указания имени автора. Так, на иконе «Собор Иоанна Предтечи», 1687 (ИК 8730), имеется надпись у нижнего поля: «1687 году ноября въ. 4. д(е)н(ь) написана Сиа икона».

Подробная датирующая надпись у нижнего поля в одну строку сохранилась и на иконе «Рождество Христово», 1690 (ИК 21225): «198 год(а) се(н)тября. въ. 25. розчата. писа[...] сия икона, усовершена Того же год(а). ноябръ въ. 1. де(нъ)».

В XVIII веке часто встречаются датирующие надписи. На тыльной стороне иконы «Створы с четырьмя живописными клеймами», 1704 (Вр. 1084/11) из Михайло-Архангельского монастыря имеется дважды повторяющаяся крупная надпись в три строки черной краской: «1704. годъ писаны сия створы Устюга Великаг(о) //Архангельского м(о)н(а)стыря на делово(й) дворецъ // въ служню горъницу». На резном двустороннем выносном кресте из Троице-Гледенского монастыря (ИК 21244) под живописным изображением Распятия в резное клеймо в виде рамы-картуша включен крупным шрифтом текст коричневой краской в четыре строки: «Написанъ // сей с(вя)тый кр(е)стъ // 1786, года, въ Тро(и)цкой // Гледенской м(о)н(а)стырь». На некоторых иконах указан только год написания.

В группу подписных вкладных икон входят 11 памятников, 6 из них – вклады Строгановых. Самый ранний – небольшой пядничный образ (18×14,5 см) – «Св. вмч. Никита, побивающий беса» (ИК 8601) в эмалевом окладе XVI века и надписью XVII века на тыльной стороне иконы, сделанной черными чернилами на рубашке из тонкого зеленого шелка: «Лета 7069 Сей образ бл(а)гословение // Соли Вычегодцкие на посаде Борисоглеб // ского игумена Иоасафа. Никиту // Григорьева с(ы)на Строганова, в первое // лето рож(де)ства его; [...] // без окладу. // А окладыван сий образ 101 году // и деяния писаны около сего образа с окла // дом и с киотью зделанъ в том // же году»6.

К строгановскому письму относится еще одна древняя икона, также времени основателя рода Строгановых Иоаникия (1563–1618) – «Воскресение Христово», 1571 (ИК 8610). Икона включена в раму с изображением деисуса и избранных святых. Датируют памятник более поздние надписи на тыльной стороне доски. Черной краской в одну строку: «Писан сей с(вя)тый образ въ лето от сотворения мира 7079 от Хр(и)ста 1571». Другая надпись полустертая: «В ле(т)о 7079 [...]» Эта икона происходит из Воскресенской обыденной церкви и, по описаниям церковного историка XIX века Арсения Попова, стояла как местный образ по левую сторону царских врат на завороте. Икона экспонировалась на выставке строгановского письма в Ватикане и Генуе7.

Вкладом Никиты Строганова в собор Прокопия Праведного является икона «Прокопий Устюжский, предстоящий Богоматери с Младенцем, с житием в 24-х клеймах», 1602 (ИК 16268). На тыльной стороне иконной доски имеется надпись в две строки черными чернилами: «[...] 7110 июн(ь) в 13 д(ень) поставил сии образ на Устюге Великом на Посаде у ц(е)лбоносна гроба у с(вя)таг(о) праведнаг(о) Прок[...] // [...] стюжскаго чюдотворца Никита Григор(ь)ев с(ы)нъ Строганов8.

Вкладные надписи Федора Строганова имеются на тыльной стороне икон «Преображение» (ИК 8603), «Богоявление» (ИК 8604) первой половины XVII века и «Богоматерь Гора Нерукосечная» 1661 года (ИК 17 123). На тыльной стороне иконной доски с образом «Успения» XVIII века (ИК 13298) надпись: «Поставление многогрешна (го) // Федора Строганова» – оказалась в перевернутом положении. Видимо, живопись XVII века на иконе была полностью утрачена, и доску в XVIII столетии использовали для нового образа.

К остальным вкладным иконам относятся уже названные нами иконы: «Успение» (1496) – вклад князя Семена Борисовича Суздальского, «Богоматерь Одигитрия» XVI века Иосифа Аверкиева Скулина, а также «Усекновение главы Иоанна Предтечи» XVII века (ИК 8624) с надписью на тыльной стороне доски: «Приложенъ сей образъ въ казну // Преображения Господьня отъ мещи // нина Ивана Прокопьева Шешу // кова меньшаго // 1822-го года сентября 8-го дня»; «Спас Нерукотворный», 1737 (ИК 22 877), с вкладной надписью на лицевой стороне в левом нижнем углу в рамке, в семь строк, белилами: «1737 июля в 20 ден(ь) написанъ сей с(вя)тый // образъ верою и обещанием устюжа // нина посацкого человека Алексия // Борисова сына Плотникова и от // данъ в казну ц(а)рю Константину // в вечное по себе поминовение // [...] ним же свидете(ле)мъ моимъ»; маленький трехстворчатый складень «Коронование Богоматери, с избранными святыми на створах», 1738 (ИК 9092). На его нижней наружной створе в раме-картуше имеется текст, выполненный белилами в четыре строки: «1738 году напи // саны сии складни, // а моление, Андрея // Алексиева с(ы)на Ча // гина».

В отдельную группу можно выделить иконы с историческими летописными сведениями. В коллекции музея имеются две рамы к устюжской чудотворной двусторонней иконе «Богоматерь Одигитрия / Богоявление», около 1558 (ИК 8697), с клеймами Акафиста Богоматери. Почитаемая икона стояла в особом киоте в Успенском соборе и для нее в конце 70-х – начале 80-х годов XVIII столетия были написаны обрамляющие икону живописные клейма (ИК 21218, ИК 21941). Последние по манере исполнения близки творчеству Алексея Колмогорова (1742–1782), который мог написать эту икону не позднее 1782 года, года своей смерти. Помещенный в ней пространный текст из устюжских летописей повествует о почитании чудотворного образа в Устюге, о пребывании в городе в 1693 году Петра I, о пожарах и строительстве каменного Успенского собора, о вкладе на храм императрицы Екатерины II. Самые поздние описываемые события в тексте относятся к 1782 году.

Летописная надпись о первом освидетельствовании и перенесении мощей святого праведного Прокопия Устьянского в новый ковчег по благословению и указу преосвященного Афанасия архиепископа Холмогорского и Важского в Важском Благовещенском соборе содержится на двух иконах с образом святого праведного Прокопия Устьянского, созданных после 1695– 1696 годов (ИК 8679, Вр. 728), как это можно также определить из текстов, помещенных на произведениях.

На иконе с образом Феодосия Тотемского (конец XVIII – начало XIX века) (ИК 13269) летописная надпись указывает: «Пр(е)п(о)-д(о)бны(й) Феодосии Тотемски(й) чудотвор(ец) //преставился 7076 году 28 день генвар(я) // Обретены мощы по 228 летехъ // бывшыя в земли 1796 году 2 сентябр(я)».

В эту же группу можно включить и икону с образом Богоматери Тихвинской 1797 года (ИК 22407), где на нижнем поле имеется надпись: «Истинное изображение и мера с чюдотворного образа прес(вя)тыя Б(огороди)цы Тихвинския писанъ 1797 году, мая 20 дня».

В конце XIX – начале XX века, по-видимому, наиболее известными в Великом Устюге были живописцы Иван Васильевич Калиновский и Николай Александрович Дофин. Н. А. Дофин в 1902 году расписывал стены алтаря Успенского собора, а И. В. Калиновский в 1904 году украсил живописью стены Тихоновского придела собора Прокопия Праведного9. Их творчество в коллекции музея представлено подписными иконами, выполненными в технике масляной живописи. На иконе «Св. Кирилл и Мефодий» 1885 года имеется надпись: «В память тысячелетия со дня кончины просветителя славянъ св. Мефодия. 6 апреля 1885 г. // Писалъ И. В. // Калинов-(ский)». На иконе с образом преподобного Киприана Устюжского, основателя Михайло-Архангельского монастыря, в правом нижнем углу подписано: «Писанъ въ 1897 году, живописецъ // Н. Дофинъ въ Устюге».

Из подписных икон иногородних мастеров известны пять. Икона Стефана Нарыкова «Богоматерь Одигитрия», 1698 (ИК 22408) из Троице-Гледенского монастыря, подписана автором на нижнем поле слева белилами в одну строку: «Лета. 7206 год писал сии образ Стефан Нарыков». Имя этого иконописца более всего известно как автора икон иконостаса Введенского собора в Сольвычегодске, написанных им в 1693 году по заказу именитых людей Строгановых. По их же заказу, предполагается, была написана и икона с образом Богоматери для Троице-Гледенского монастыря10.

Авторская подпись Ефима Денисова, иконописца из города Вязники, сохранилась на иконе с образом священномученика Харлампия (ИК 21285).

В местном ряду иконостаса церкви Вознесения в Великом Устюге находится икона «Св. Николай Чудотворец Мирликийский», 1720 (ИК 21835), Артемия Кузнецова из города Хлынов, с авторской подписью: «1720. го(д). построилъ сей с(вя)тый образ устюжский посацкой ч(е)л(ове)къ Стефан Демидовъ с(ы)нъ Клестовъ. А писал зографъ хлыновецъ Артемий Кузнецовъ».

Икона «Евхаристия», 1852 (ИК 8653), имеет следующую надпись: «Написана сия с(вя)тая икона // В царствующемъ Граде Москве // 1852 года месяца июня 29 дня».

Икона афонских мастеров «Богоматерь Отрада и Утешение», 1899 (ИК 8754), с надписью на тыльной стороне: «Сия св(ятая) икона писана и освящена на // Св(ятой) горе Афонской, въ обители Благовещения // Богоматери 1899 года // Настоятель схимонахъ Парфений».

Анализ состава устюжской коллекции подписных и датированных икон, открывший новые имена устюжских иконописцев, подтверждает признанное мнение о Великом Устюге как центре иконописания, сохраняющемся вплоть до начала XX столетия. Произведения иногородних иконописцев в устюжских храмах были единичными, иконописцы других художественных центров не привлекались, и весь обширный Устюжский край обслуживали свои местные мастера11.

Имеющиеся подписные иконы XVIII века из Михайло-Архангельского монастыря свидетельствуют, что и в этом столетии в монастыре по-прежнему сохранялось иконописание, ведущее свое начало с XIII века. Вкладные иконы Строгановых в церкви Великого Устюга (и не только иконы, но и богослужебные книги, церковная утварь, лицевое шитье, а также храм, построенный ими в городе) – знак того, как значим был для именитого рода Строгановых Великий Устюг с его святынями.

Список подписных и датированных икон, хранящихся в фондах Великоустюгского музея-заповедника, нельзя считать исчерпывающим. Живопись многих произведений находится под поздними поновлениями и записями или скрыта окладами. В процессе реставрации при расчистке авторской живописи, снятии окладов могут быть открыты новые подписи.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI – начала XX века с надписями, подписями, датами в собрании Государственного Эрмитажа. Каталог выставки. Л., 1990; Вешнякова О. Н., Кольцова Т. Н. Подписные и датированные иконы в собрании Архангельского музея изобразительных искусств. Каталог выставки. Архангельск, 1993; Вахрина В. И. Иконы с датами, подписями, надписями из собрания Ростовского музея // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1998. С. 89–110; Комарова Ю. Б. Иконы с подписями, датами и надписями в собрании Новгородского музея // Ежегодник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Великий Новгород, 2000. С. 44-51.

2 В коллекции музея имеются подписные иконы XVIII столетия известных устюжских иконописцев: Стефана Соколова - «Богоматерь Одигитрия», 1718 (ИК 17586), «Воскресение Христово», 1719 (ИК 8726) - из Воскресенского придела церкви Вознесения и «Богоматерь Одигитрия», 1741 (ИК 21196) - из церкви Илии Пророка; Ивана Кондакова - «Св. вмч. Димитрий Солунский в житии», 1725 (ИК 22053) - храмовый образ церкви Димитрия Солунского; Василия Колмогорова – «Успение Богоматери», 1744 (ИК 8727), «Рождество Богоматери», 1768 (ИК 21 651); Алексея Колмогорова – «Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий», 1777 (ИК 22179), «Св. Прокопий и Иоанн Устюжские, св. Димитрий митрополит Ростовский», 1777 (ИК 22169), «Богоматерь с Младенцем», 1778 (ИК 22173), «Троица Ветхозаветная», 1778 (ИК 22175), «Сошествие Святого Духа», 1778 (ИК 22177), «Успение Богоматери», 1778 (ИК 22170) – из местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Гледенского монастыря; Козьмы Волкова – «Господь Вседержитель на престоле», 1781 (ИК 21222), «Святитель Николай Мирликийский», 1781 (ИК 21221), «Троица Новозаветная», 1782 (ИК 21224), «Богоматерь с Младенцем», 1782 (ИК 21223) - из местного ряда иконостаса Троицкой церкви.

3 В коллекции музея это иконы работы Артемия Кузнецова «Святитель Николай Чудотворец Мирликийский», 1720 (ИК 21835) – из местного ряда иконостаса церкви Вознесения; Петра Правдина «Алексий человек Божий и Параскева Пятница», 1787 (ИК 8695) – из Красноборской церкви; Семена Попова «Св. мчч. Кир и Иоанн», 1792 (НВ 1394) – из Успенского собора; Никиты Горбунова «Иоанн Богослов в молчании», конец XVIII в. (ИК 8669) - из Варваринской церкви; Ефима Денисова «Св. мч. Харлампий» XVIII в. (ИК 21 185); Прокопия Соколова «Рождество Богоматери» конца XVIII в. (ИК 8665); «Богоматерь из деисуса» XVIII в. (ИК 8738); Ивана Васильевича Калиновского «Св. Кирилл и Мефодий», 1885 (НВ 1464); Николая Александровича Дофина «Прп. Киприан Устюжский», 1897 (НВ 1511).

4 Брюсова В. Г. Русская живопись XVII в. М., 1984; Кочетков И. А. Иконописание в российских городах во второй половине XVII века // История и культура Ростовской земли, 1997. Ростов, 1998. С. 121; Рыбаков А. А. Вологодская икона. М., 1995; Сорокатый В. М. Вопросы биографии Г. Островского и искусство портрета в Великом Устюге XVIII в. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник, 1989. С. 276.

5 Храмовой иконе главного собора Устюга посвящен большой исследовательский труд. (См. ст.: Сорокатый В. М. Храмовая икона Успенского собора Великого Устюга // Древнерусское искусство. Художественные памятники. М.: Наука, 1989. С. 181-192.)

6 Интерес к этой иконе был проявлен уже в XIX в. В «Вологодских епархиальных ведомостях» за 1888 г. о ней есть небольшое сообщение: «Древняя Строгановская икона св. вмч. Никиты и игуменство Иоаникия (в монашестве Иоасафа) Строганова».

7 Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы. Каталог выставки. М.: Советский художник, 1991. С. 172.

8 Логвинов Е. В. Иконы «строения именитых людей» Строгановых. Каталог 22 // Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы. Каталог выставки. М.: Советский художник, 1991. С. 58.

9 МУ «Великоустюгский центральный архив». Ф. 23. Оп. 1. Д. 162. Л. 8; Ф. 584. Оп. 33. Д. 149. Л. 30.

10 Корнеева (Комашко) Н. И. Живописец Стефан Довментиев Нарыков. Заметки к творческой биографии // Филевские чтения. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева. Вып. X. М., 2003. С. 372; Рыбаков А. Реставрация иконы «Богоматерь Одигитрия» работы Стефана Нарыкова // Грабаревские чтения. Древнерусское искусство. IV. М., 1999. С. 80–89.

11 Сорокатый В. М. Указ. соч. С. 293.

Автор выражает признательность доктору искусствоведения

А. А. Рыбакову за научную рецензию и помощь в подготовке статьи.

 

Иллюстрации (вкладки)

 

Фотографии к статье Л. В. Остроумовой

 

Голиков В. П. Модель парохода «Мурман», 1984,

 

Остроумова Л. В. Август. Вечер. 1999. Бум., гуашь

 

Остроумова Л. В. Клюква и брусника. 1991. Х., м.

 

Остроумова Л. В. Натюрморт с земляникой. 1992. Карт., м.

 

Остроумова Л. В. Памяти отца. 1997. ДВП, м.

 

Остроумова Л. В. Портрет вдовы Голиковой Александры Павловны. 1990. ДВП, м.

 

Остроумова Л. В. Портрет отца В. П. Голикова. 1985. Х., м.

 

Остроумова Л. В. Семейные реликвии. 1995. Х., м.

 

Остроумова Л. В. Цветы и травы Северной Двины. 1993. Х., м.

 

Фотографии к статье Л. Н. Сыроватской «Иконы с подписями…»

 

Надпись на иконе «Успение Богоматери». Ок. 1496 г.

Икона происходит из Успенского собора. ВУГИАХМЗ, ИК 13295.

 

Каменный крест с 16 живописными клеймами страстей Господних.

Мастер Мисаил. 1625 г. Клейма – 1707 г.

Происходит из Михайло-Архангельского монастыря. ВУГИАХМЗ, ИК 13066

 

Надпись начала XVII в. на иконе «Никита, побивающий беса».

Икона происходит из Успенского собора. ВУГИАХМЗ, ИК 8601

 

Вкладная надпись Федора Строганова на иконе «Богоматерь Гора Нерукосечная». 1661 г.

Икона из фондов ВУГИАХМЗ, ИК 17123

 

Надпись на книге «Рождество Христово». 1690 г.

Икона из фондов ВУГИАХМЗ, ИК 21225

 

Надпись на иконе Василия Кондакова «Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст». 1691 г.

Икона происходит из Успенского собора. ВУГИАХМЗ, ИК 2192

 

Надпись на створах с 4-мя живописными клеймами. 1704 г.

Происходят из Михайло-Архангельского монастыря. ВУГИАХМЗ, ИК 1084/11

 

Василий Колмогоров. Икона «Успение Богородицы». 1744 г.

Из фондов ВУГИАХМЗ, ИК 8727

 

Надпись на иконе Василия Колмогорова «Успение Богородицы». 1744 г.

 

Петр Правдин. Икона «Алексий человек Божий и Параскева Пятница». 1787 г.

Из фондов ВУГИАХМЗ, ИК 8695

 

Надпись на иконе Петра Правдина «Алексий человек Божий и Параскева Пятница». 1787 г.

 

Козьма Волков. Икона «Николай Мирликийский». 1781 г.

Происходит из Троицкой церкви. ВУГИАХМЗ, ИК 21221

 

Надпись на иконе Козьмы Волкова «Николай Мирликийский». 1781 г.

 

Фрагмент выносного запрестольного резного креста с надписью, 1786 г.

Крест происходит из Троице-Гледенского монастыря.

ВУГИАХМЗ, ИК 21244

 

Фотографии к статье Л. А. Тимошиной

 

Водосвятная чаша. 1673 г. Медь, чеканка, гравировка. Вклад устюжского купца Афанасия Гусельникова в Иоанно-Предтеченский монастырь.

Надпись (по окружности): «Лета 7181 году июня в 20 день приложил сию чашу в монастырь Иоанна Предтечи, что на Устюге, гость Афонасей Федотов Скорая Запись по родителех своихъ». Из фондов ВУГИАХМЗ, ИК 9173

 

«Св. Прокопий Устюжский». Нагробный покров. 1684 г.

Шит по заказу родственников Афанасия Гусельникова (по смерти его).

Из фондов ВУГИАХМЗ

 

Икона «Прокопий Устюжский, молящийся пред иконой Божией Матери Одигитрии» с житием в 40 клеймах.

Дар А. Гусельникова при создании храма в 1669 г. Из фондов ВУГИАХМЗ, ИК 8609

 

Прокопьевский собор.

Построен иждивением купца Афанасия Гусельникова в 1668 г.

Фотография выполнена В. Костоломовым в 2004 г.

 

Фотография к статье Г. Н. Чебыкиной «Купец Василий Шилов»

 

Дом купца Василия Шилова. XVIII в. Фотография 2006 г.

 

 

Г. Н. Чебыкина


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.