Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Анализ сюжетосложения трагедии Сумарокова.

2020-12-27 191
Анализ сюжетосложения трагедии Сумарокова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

      В этой трагедии разрабатывается сюжетная схема, основу которой составляет выступление патриотически настроенных заговорщиков из дворян-аристократов против царя-тирана, угнетающего собственный народ с помощью иноземцев. Глубоко сочувствуя народу и пользуясь его поддержкой, заговорщики освобождают страну от власти тирана и засилья иноземцев.

Выбор подобного сюжета давал Сумарокову возможность постановки в трагедии серьёзных и злободневных политических проблем: престолонаследия, проблема зависимости власти монарха от воли подданных, проблема веры и др. Но решение и обсуждение их подчинено в пьесе центральному и наиболее важному для драматурга вопросу: о долге и обязанностях монарха перед подданными и государством.

Эта трагедия выделяется из общего драматического репертуара XVIII в. выбором исторической темы из недавнего прошлого русской истории - XVII в., тогда как большинство трагедий Сумарокова написано на сюжеты древнерусской истории.

Сюжет строится на эпизодах активного противоборства положительных героев тирании монарха. Трагедия написана на историческом материале «эпохи смуты»: взят период короткого пребывания Димитрия Самозванца на московском троне. В основу сюжета положен эпизод восстания народа против Димитрия и его свержение. Внешне действие строится на любви Самозванца к дочери Шуйского Ксении, любви, вступающей в противоречие с тем, что Ксения любит другого и любима им, а Димитрий женат. Однако движение событий и их развязка определяются не любовными отношениями героев, а организованным в Москве заговором против Димитрия. Заговор возник потому, что Димитрий, во-первых, осуществляет политику полновластного самодержца, забывшего о своем истинном назначении и поправшего свободу и права своих подданных. Он «изверг на троне», для него закон ― это его же «царска страсть». Ради прихоти он готов убрать все препятствия на своем пути: убить жену, казнить жениха Ксении. Не менее важно отношение Димитрия к русским. Он ― предатель, презирает и ненавидит своих соотечественников, не скрывает своих планов.

 

Источники: https://belami-club.ru/fizicheskie-zakony-i-uravneniya/tragediya-dmitrii-samozvanec-tragediya-sumarokova-dimitrii-samozvanec.html

http://brain.0pk.ru/viewtopic.php?id=201

 

Художественное пространство и время в трагедии.

 

Действие не выходит за сцены Кремля, но в орбиту политических и нравственных дискуссий героев оказывается вовлечена не только Россия, но и весь мир (диалоги о преимуществах православия над католицизмом + реальные исторические персонажи – Климент VII, Иван IV). Пространственно-временные границы пьесы расширяются за счет упоминаний исторических событий и лиц, вовлечения в спор об истинной вере и истинной власти других стран и народов.

Сумароков пытался конкретизировать сценическую обстановку: «Действие в Кремле в царском доме».

Образ Москвы ― это не просто фон, на котором разворачиваются события пьесы, но и действующее лицо, символизирующее всю страну. Отношение к Москве у добродетельных героев окрашено патриотическим чувством. Если Шуйский любит и стремится спасти «престольный град», то Лжедмитрий, боясь и ненавидя Москву, пытается уничтожить город, предать его огню.

Сумароков не воссоздает исторической атмосферы эпохи и исторического бытийно-бытового колорита, но придерживался исторической достоверности характера, конструируя под классицистическую категорию «страсти» наиболее выразительные вымышленные обстоятельства, позволяющие продемонстрировать нравственно-политический урок в развертывании этого достоверного характера. Тип сумароковского историзма наиболее точно может быть определен термином «характерологический».

 

Источники: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sootnosheniya-hudozhestvennoy-i-istoriograficheskoy-form-osmysleniya-istoricheskogo-syuzheta-epohi-smutnogo-vremeni-v

 

Диалог и монолог в пьесе.

Появление в произведениях наперсников было на определённом этапе развития театра большим прогрессивным достижением драматической эстетики. Вместо прежних, не всегда уместных монологов, в которых действующие лица мотивировали свои поступки, сообщали зрителям о своих намерениях или вспоминали о прошлом, появлялись «естественные» беседы героев со своими наперсниками; из этих разговоров зритель, с одной стороны, узнавал о событиях, предшествующих началу пьесы и составляющих её завязку, а с другой получали возможность проникнуть во внутренний мир героев, чтобы лучше понять идею произведения.

Диалоги, в особенности центральных героев, получают лирическую окраску. Нет повествовательных вставок.

 

Источники: https://students-library.com/library/read/45780-apsumarokov-dramaturg-analiz-tragedii-dmitrij-samozvanec

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.