Трагедия А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» как произведение русского классицизма. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Трагедия А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» как произведение русского классицизма.

2020-12-27 2246
Трагедия А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» как произведение русского классицизма. 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Трагедия А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» как произведение русского классицизма.

 

Трагедия Сумарокова внешне не нарушает правил классицизма. Она имеет исторический характер; ее героями являются значительные люди, причастные к решению государственных проблем; «высокость» темы подчеркнута отсутствием элементов комического, низкого бытописания, грубого стиля. Деление персонажей на положительных и отрицательных резкое  и категоричное, лишенное оттенков и полутонов. Если Дмитрий — воплощение абсолютного зла, то Георгий и Ксения олицетворяют истинный патриотизм и являются носителями "разумных" чувств, а Пармен ― воплощение долга и рассудительности. Сумароков соблюдает формальные признаки, канонизированные эстетикой классицизма: обязательное пятиактное построение, она стихотворна и написана каноническим высоким метром – александрийским стихом (шестистопный ямб с парной рифмой). Сумароков чётко следует закону единства времени, места и действия. В центре пьесы одно событие, которое происходит в течение суток в царских покоях московского Кремля. Характеры героев трагедии "Дмитрий Самозванец" (как и других пьес Сумарокова) лишены противоречивости, глубины, психологической сложности. В "Дмитрии Самозванце" нет героев, борющихся со своими пороками, страстями, преодолевающими искушение перед нравственным выбором и т.д. Конфликт между страстью и долгом не предполагает элементов психологической напряженности. Герои лишены характерных черт, т.к. классицизмом негативно воспринималось все конкретное – воспринималось как искажение человеческой натуры.

 

Источники: Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: Учебник. М.: Высш. шк.: Изд. центр «Академия», 2000. 415 с.

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995

 

Анализ сюжетосложения трагедии Сумарокова.

 

      В этой трагедии разрабатывается сюжетная схема, основу которой составляет выступление патриотически настроенных заговорщиков из дворян-аристократов против царя-тирана, угнетающего собственный народ с помощью иноземцев. Глубоко сочувствуя народу и пользуясь его поддержкой, заговорщики освобождают страну от власти тирана и засилья иноземцев.

Выбор подобного сюжета давал Сумарокову возможность постановки в трагедии серьёзных и злободневных политических проблем: престолонаследия, проблема зависимости власти монарха от воли подданных, проблема веры и др. Но решение и обсуждение их подчинено в пьесе центральному и наиболее важному для драматурга вопросу: о долге и обязанностях монарха перед подданными и государством.

Эта трагедия выделяется из общего драматического репертуара XVIII в. выбором исторической темы из недавнего прошлого русской истории - XVII в., тогда как большинство трагедий Сумарокова написано на сюжеты древнерусской истории.

Сюжет строится на эпизодах активного противоборства положительных героев тирании монарха. Трагедия написана на историческом материале «эпохи смуты»: взят период короткого пребывания Димитрия Самозванца на московском троне. В основу сюжета положен эпизод восстания народа против Димитрия и его свержение. Внешне действие строится на любви Самозванца к дочери Шуйского Ксении, любви, вступающей в противоречие с тем, что Ксения любит другого и любима им, а Димитрий женат. Однако движение событий и их развязка определяются не любовными отношениями героев, а организованным в Москве заговором против Димитрия. Заговор возник потому, что Димитрий, во-первых, осуществляет политику полновластного самодержца, забывшего о своем истинном назначении и поправшего свободу и права своих подданных. Он «изверг на троне», для него закон ― это его же «царска страсть». Ради прихоти он готов убрать все препятствия на своем пути: убить жену, казнить жениха Ксении. Не менее важно отношение Димитрия к русским. Он ― предатель, презирает и ненавидит своих соотечественников, не скрывает своих планов.

 

Источники: https://belami-club.ru/fizicheskie-zakony-i-uravneniya/tragediya-dmitrii-samozvanec-tragediya-sumarokova-dimitrii-samozvanec.html

http://brain.0pk.ru/viewtopic.php?id=201

 

Диалог и монолог в пьесе.

Появление в произведениях наперсников было на определённом этапе развития театра большим прогрессивным достижением драматической эстетики. Вместо прежних, не всегда уместных монологов, в которых действующие лица мотивировали свои поступки, сообщали зрителям о своих намерениях или вспоминали о прошлом, появлялись «естественные» беседы героев со своими наперсниками; из этих разговоров зритель, с одной стороны, узнавал о событиях, предшествующих началу пьесы и составляющих её завязку, а с другой получали возможность проникнуть во внутренний мир героев, чтобы лучше понять идею произведения.

Диалоги, в особенности центральных героев, получают лирическую окраску. Нет повествовательных вставок.

 

Источники: https://students-library.com/library/read/45780-apsumarokov-dramaturg-analiz-tragedii-dmitrij-samozvanec

 

Трагедия А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» как произведение русского классицизма.

 

Трагедия Сумарокова внешне не нарушает правил классицизма. Она имеет исторический характер; ее героями являются значительные люди, причастные к решению государственных проблем; «высокость» темы подчеркнута отсутствием элементов комического, низкого бытописания, грубого стиля. Деление персонажей на положительных и отрицательных резкое  и категоричное, лишенное оттенков и полутонов. Если Дмитрий — воплощение абсолютного зла, то Георгий и Ксения олицетворяют истинный патриотизм и являются носителями "разумных" чувств, а Пармен ― воплощение долга и рассудительности. Сумароков соблюдает формальные признаки, канонизированные эстетикой классицизма: обязательное пятиактное построение, она стихотворна и написана каноническим высоким метром – александрийским стихом (шестистопный ямб с парной рифмой). Сумароков чётко следует закону единства времени, места и действия. В центре пьесы одно событие, которое происходит в течение суток в царских покоях московского Кремля. Характеры героев трагедии "Дмитрий Самозванец" (как и других пьес Сумарокова) лишены противоречивости, глубины, психологической сложности. В "Дмитрии Самозванце" нет героев, борющихся со своими пороками, страстями, преодолевающими искушение перед нравственным выбором и т.д. Конфликт между страстью и долгом не предполагает элементов психологической напряженности. Герои лишены характерных черт, т.к. классицизмом негативно воспринималось все конкретное – воспринималось как искажение человеческой натуры.

 

Источники: Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: Учебник. М.: Высш. шк.: Изд. центр «Академия», 2000. 415 с.

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.