Родители и дети: кто кого воспитывает? — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Родители и дети: кто кого воспитывает?

2020-12-27 148
Родители и дети: кто кого воспитывает? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Родители и дети: кто кого воспитывает?

Материал взят из книги «Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания». ОГИ 2005, Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005.

 

Анна Варга

Почему результаты воспитания бывают неожиданными? В статье вы найдете ценные рекомендации семейного психотерапевта по достижению нежелательных результатов воспитания: как сделать братьев и сестер врагами, помочь детям никогда не создать собственной семьи и т.д. Статья также содержит опросник, направленный на выявление способности родителей достигать результата воспитания, противоположного осознаваемым целям и рекомендации по избавлению от этой способности. 

Почему результаты воспитания бывают неожиданными?

Все родители хотят, чтобы их дети были здоровы и счастливы. К сожалению, как ни изобретай панацею, иногда результаты воспитательного процесса изумляют всех. Подвох кроется в том, как вообще устроение человеческое взаимодействие. Подробный разбор этого естественного подвоха читатель найдет в этой статье

Люди, как правило, не осознают, какие на самом деле коммуникативные сигналы они посылают, и как эти сигналы «прочитываются» окружением. Обычное общение в семье — это недоразумение за недоразумением.

Хочется, чтобы ребенок был здоров. Нормальное желание. Хочется, чтобы не падал, не испытывал боли, не разбивал коленки. Нормально. Прямой ход — запрещать делать все, что может к этим нежелательным явлениям привести: «Не бегай!»; «Не прыгай!»; «Осторожно, упадешь»; «Ай, лужа, вымочишь ноги — простудишься!». Обычно все это произносится громко, высоким голосом, сопровождается тревожным выражением лица. Эти несловесные сопровождения произносимых слов и есть подтекст. Подтекст, как правило, сообщает об отношении к происходящему. В данном случае отношение такое: «Я боюсь. Мир опасен. Ты хрупкий, беспомощный». Дети, особенно в младшем возрасте, некритично усваивают родительское отношение к себе и миру. Не успев стать здоровым и крепким, ребенок превратится в мнительного, робкого и тревожного. Этого никто не хотел? На каком-то неосознаваемом уровне родители все-таки делают все, чтобы укрепить основы неправильного, нежелательного поведения ребенка. Простой пример. Ребенок канючит в магазине: «Купи, купи». Просит что-то, что родители категорически не намерены ему покупать. Родители говорят: «Нет». Ребенок упорно продолжает просить, кричит, плачет, может даже упасть на пол, начать колотить ногами. Родители пытаются отодрать ребенка от пола и заткнуть ему рот. Окружающие с выражением начинают смотреть на эту живописную семейную группу. Чтобы не позориться (не надо бояться называть вещи своими именами), родители покупают то, что совсем не собирались покупать своему ребенку. Из этого ребенок усвоит две вещи: 1. Если родители говорят «Нет», это не означает отказа, а только возвещает начало переговоров; 2. Надо кричать, реветь и валяться по полу, чтобы добиться своего. Тот факт, что ребенку удалось добиться своего, и является стимулом для дальнейшего негативного поведения. Страх общественного мнения, стыд перед людьми оказались важнее, чем цели воспитания. Существует технология достижения отрицательных результатов воспитания. Позволю себе дать некоторые полезные рекомендации.

 

Ценные рекомендации семейного психотерапевта. «Что делать»

Мамочкин убийца, или как объяснить ребенку, что он губит своих родителей.

Комментарий психолога

Не всякой личности удается так стойко и последовательно провести в жизнь подобную модель воспитания. Увлеченная концентрация на себе, на своих потребностях и переживаниях в сочетании с открытостью, искренностью — одно условие; неколебимая уверенность в своей правоте, неспособность видеть других людей и слышать их точку зрения — второе условие. Кроме того, должен присутствовать так называемый внешний локус контроля — способность человека видеть причины своих поступков либо во внешних обстоятельствах, либо в действиях других людей, никогда в себе самом. Все эти черты свойственны нашей маме. Благодаря им, она и может последовательно выращивать «мамочкиного убийцу». Страдания ее неподдельны, выражает она их прямо, смело, потому что не понимает, как это все будет воспринято ее родными. Она знает, что у других людей есть чувства, но не может их сопережить. Швейцарский психолог, много изучавший особенности психологического развития ребенка, Жан Пиаже, описал забавный феномен восприятия, свойственный всем детям определенного возраста. У Пиаже была игрушечная гора с разными ландшафтами — с одной стороны лесочек, с другой стороны горы — деревушка. Он сажал с одной стороны горы ребенка, а с другой — куклу. Ребенок до 6 лет не в состоянии правильно ответить на вопрос: «Что видит кукла?». Пятилетний ребенок полагает, что кукла видит то же, что и он. Если он видит деревеньку, то и кукла ее видит, несмотря на то, что сидит с другой стороны горы. По особенностям своего восприятия мира трагическая мама находится на этой стадии психического развития.

 Почему трагическая мама такая? Откуда такие люди берутся? Ничего нового не сообщу, таких людей выращивают в семьях. Другое дело, что эти семьи особенные, хоть и часто встречающиеся. Вообще-то цель воспитания ребенка в семье — сделать из него жизненно-компетентного взрослого. Это значит, что человек должен уметь работать, достигать в работе результата (Сизифов труд как-то не вдохновляет) вступать в прочные, длительные, эмоциональные отношения с другими людьми, и желательно, чтобы он от всего этого получал радость. В этих нарушенных семьях не растят взрослых людей, не создается условий для отделения, сепарации детей от родителей. Экзамен на успешность семьи в человеческой среде — это своевременность и гладкость протекания сепарационных процессов.

Критерий взрослости, отдельности человека — не то, сколько денег он способен заработать, не то, сколько у него самого детей, не то, насколько высокое положение он занимает в обществе, а то, насколько он психологически зрелая личность. Психологически взрослый человек может обладать любым характером, любыми особенностями личности. Взрослость касается поведения, образа действий. Зрелый, взрослый человек умеет делать выбор и, соответственно, умеет определять, что для него принципиально важно, а чем можно поступиться. Ответственность за последствия своего выбора он берет на себя. Например, материнство. Взрослая женщина решает завести ребенка не для того, чтобы удержать мужа, тем более не для того, чтобы выйти замуж и не потому, что все подружки обзавелись детьми, а потому что она сама хочет этого ребенка. При этом женщина ясно понимает, что жизнь складывается часто непредсказуемо, люди, на помощь которых она рассчитывает, могут эту помощь в силу разных обстоятельств ей не предоставить, и муж, с которым они вроде бы по обоюдному согласию создают этого ребенка, может исчезнуть из ее жизни. Она заводит ребенка осознанно, понимая, что в плохом варианте развития событий может рассчитывать только на себя. Если этот плохой вариант действительно наступает, взрослая женщина никого не обвиняет, не травмирует ребенка своими переживаниями, а спокойно живет своей и правда нелегкой жизнью, воспитывая этого ребенка. Она не нуждается в одобрении и поддержке. Выбор делается на основе внутренних критериев правильности—неправильности, долга, понятий добра и зла.

 Сепарационные процессы протекают медленно, занимают много лет.

 Жизнь младенца начинается благодаря процессам слияния тел (хорошо, если душ тоже) и половых клеток, но продолжается она благодаря процессам разделения, которые начинаются на клеточном уровне, а с определенного момента переходят на психологический уровень. Появление ребенка на свет — это первый значительный акт разделения, сепарации с матерью. Далее можно отметить еще несколько этапов сепарации: 1) самостоятельные передвижения ребенка, 2) посещения детских учреждений, то есть первые выходы из семьи в социум, 3) подростковый кризис, 4) самостоятельная взрослая жизнь. Сепарационные процессы протекают непросто, этапы сепарации могут сопровождаться семейными кризисами, незавершенность сепарационных процессов значительно снижает уровень жизненного функционирования человека.

Послеродовой психоз, послеродовая депрессия — симптомы патологически протекающего сепарационного процесса. Эти состояния, помимо клинических симптомов, характеризуются повышенной тревогой за ребенка, страхом за его жизнь, отчаянием, связанным с тем, что собственная жизнь изменилась необратимо, ужасом перед ответственностью за младенца. Не восторг перед новой жизнью, а ясное понимание собственной неготовности взаимодействовать с этим отдельным человеком так, чтобы он был здоров и счастлив.

Люди, не прошедшие сепарацию, испытывают большие трудности в создании собственной семьи и воспитании детей.

 

Как научить ребенка заботиться о своем здоровье, или вечный больной

 

Рекомендации как прекратить делать то, что вы делаете.

Совет простой — поменьше проводите времени с ребенком, побольше с любимым человеком или занимаясь любимым делом.

Рекомендации как делать то, что вы делаете еще лучше.

Это так же очень просто. Постарайтесь снизить качество своей жизни — побольше огорчений, стрессов, усталости, чувства безнадежности и злости. Если каждый день вы будете мучиться не менее часа — все получится.

 

Родители и дети: кто кого воспитывает?

Материал взят из книги «Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания». ОГИ 2005, Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005.

 

Анна Варга

Почему результаты воспитания бывают неожиданными? В статье вы найдете ценные рекомендации семейного психотерапевта по достижению нежелательных результатов воспитания: как сделать братьев и сестер врагами, помочь детям никогда не создать собственной семьи и т.д. Статья также содержит опросник, направленный на выявление способности родителей достигать результата воспитания, противоположного осознаваемым целям и рекомендации по избавлению от этой способности. 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.