Загадки, задачи-шутки и текстовые упражнения для развития речи и мышления — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Загадки, задачи-шутки и текстовые упражнения для развития речи и мышления

2020-12-27 131
Загадки, задачи-шутки и текстовые упражнения для развития речи и мышления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети любят отгадывать загадки. Их можно отгадывать и гуляя, и играя, на улице и дома. Придумывайте сами и учите детей со­чинять загадки.

• Зимой на прогулке вы спрашиваете: «Что это? "Белый, лег­
кий, в руках тает"; "Сами маленькие, а человек на них с
горки едет"; "Пушистый, ходит, мяукает"»,

• Положите картинки с изображением отгадок, а затем по­
очередно предлагайте загадки. Например, положите картин­
ки с изображением книги, петуха, моркови, лука и попро­
сите отгадать загадки:

"Красная девица сидит в темнице, а коса на улице"; "Не куст, а с листочками; не рубашка, а сшита"; "Хвост с узорами, сапоги со шпорами"; "Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот сле­зы проливает."

Можно предложить рис. 27 с изображенными отгадками.

Поочередно говорите загадку и просите ребенка показать

или назвать отгадку:

"Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Со­бака лает, да достать не может*'; "Рано встает, людям спать не дает1*; "Сто одежек и все без застежек"; "Сквозь землю прошел, себе шапочку нашел"; "Не лает, не кусает, чужих в дом не пускает*'; "Без рук, без топоренка построена избенка".

• Особое удовольствие вызывают у детей игровые действия.
Например, загадывая загадку, взрослый производит опре­
деленные действия, по которым ребенок и должен ее отга­
дать (взрослый тяжело ступает, переваливается с ноги на
ногу, рычит, изображая медведя).

• Детям старше 6 лет полезны задачи-шутки на смекалку,
внимание, понимание грамматических конструкций типа:

"Катя выше Нины, а Нина выше Лены. Кто самый вы­сокий?";

"Меня зовут Тамара. У моего брата только одна сестра. Как ее зовут?";

27


28


"Одна курица живет два года. Сколько лет живет ш

рицы?";

"На сосне выросло одно яблоко, а потом еще два яблс

ка. Сколько всего яблок выросло на сосне?*'.

• Вы читаете или рассказываете коротенький текст, соде]
ние которого может быть понятно лишь при анализе ci
ции. Ребенок должен понять смысл и сделать вывод,
пример:

Мама шла из магазина и несла в руках тяжелые Мальчик решил помочь маме и сказал: "Мамочка, дай одну сумку, а меня возьми на ручки ". Правильно ли pei мальчик?

• Можно предложить тексты, приведенные ниже.

Горькое лекарство

У Тониной мамы заболело горло, и доктор прописал ей го/ кое лекарство. Увидела Таня, что мама пьет лекарство морщится, и говорит: "Давай я за тебя выпью". Правильно ли поступила Таня? Почему?

Галка и голуби

Услыхала галка, что голубей хорошо кормят. Выкраы в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби ее npi как свою, накормили, но она не удержалась и закричала галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Полетела она было своим, к галкам, но и те ее не приняли.

Зачем галка выкрасилась в белый цвет?

Почему галки прогнали ее?

Белочка и зайчик

Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была pi женькая, а зайчик был серенький. Каждый день они npi голи на полянку и угощали друг друга. Белочка npunoct шишки, орехи, а зайчик — морковку, капусту. Прошло. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась дупле, а зайчикпод елкой. Раз белочка высунулась дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был серый, а белый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал Он знал рыженькую белочку, а это была серая. Но они снова узнали друг друга.

Почему зимой белочка и зайчик не узнали друг друга?

Почему они летом снова узнали друг друга?


Не забывайте расширять словарный запас ребенка. Для этого те обязательны специальные занятия. На прогулке, во время со­вместной уборки и т.п. играйте «в слова".

• Кто больше придумает слов на заданную букву или назовет

цветов, зверей.

• Предложите ребенку называть слова противоположного зна­
чения Например, вы говорите "большой", а ребенок —
«маленький"(толстый—тонкий, широкий—узкий).

• Можно называть признаки знакомых предметов. Например,
яблоко — большое, круглое, сочное, вкусное; сосна — вы­
сокая, зеленая; огурец — зеленыЙ!...

• Можно предложить ребенку закончить предложение. На­
пример, взрослый начинает: "Зимой холодно, а летом...";
«После весны наступает..."; "В лесу мы собирали..."

• Более сложный вариант — составление рассказа, когда взрос­
лый начинает, а ребенок продолжает. В случае затруднений
взрослый произносит соответствующую фразу и просит про­
должить, чтобы получился рассказ. Дети любят "сочинять",
и надо помогать им в этом.

Стимулируют мыслительную активность детей и задания на установление закономерностей.

• Предложите ребенку закончить ряд:

д + д ++ д +++...

• Попросите ребенка сказать, какие деревья пропущены в ука­
занном ряду с учетом последовательности их расположе­
ния:


Предложите заштриховать квадратики с учетом заданной последовательности (должна получиться шахматная доска).

29


• Предложите продолжить буквенный ряд: ААААБААВА...

• Попросите ребенка сказать, какой из изображенных
метов (рис. 28) должен быть нарисован в пустой клето*
(рис. 28а). Такая же работа проводится, и с рис. 29, 29а,
ЗОа, 31, 31а. В этих заданиях ребенку надо выбрать пс
дяшую картинку из четырех предложенных. Для этого
должен проанализировать каждое изображение, noi
принцип их расположения. Для ребенка это сложная
лительная деятельность, поэтому сначала сами продемс
стрируйте принцип выбора.

Для формирования у ребенка мыслительных операций аш за, синтеза, сравнения, обобщения можно использовать и дрз задания.

• Возьмите из детского лото картинки разных родовых гр}
(с изображениями цветов, игрушек, зверей, одежды,
порта и т.д.) и попросите ребенка разложить их в "]
какая к какой подходит,

• Подберите картинки, из которых три можно объедин]
группу по общим признакам, а четвертая — лишняя,
жите эти картинки перед ребенком в произвольном пор;
ке и попросите убрать ту, которая не подходит. Обяза!
но спросите, почему он так думает, что общего у тех
нок, которые он оставил. С этой целью можно исп<
вать и любые подходящие предметы.

Малышам можно облегчить ^задание, предложив разлс картинки, вырезанные из рис. 32, под наиболее подход картинками (рис. 32а).

• Предложите сравнить две картинки (см. рис. 7, 7а) и
звать отличия. Более сложный вариант — сравнение
метов, которые ребенок в данный момент не видит: "Ч<
различаются ель и береза?".

• Попросите ребенка положить кружок (фишку) в
клеточку в зависимости от того, кто что любит (рис. 3;
кому что надо (рис. ЗЗа), у кого какой детеныш (рис. 33<

• Попросите показать (или назвать) то, что не нарисованс
каждой строке, пользуясь сравнением с образцом (рис.

• Предложите ребенку рассмотреть картинку, где есть oi
бочные изображения, и определить, что перепутал худе
ник (рис. 35).



Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.