Тема 4. История развития декоративно-прикладной керамики, гончарства — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема 4. История развития декоративно-прикладной керамики, гончарства

2020-12-27 108
Тема 4. История развития декоративно-прикладной керамики, гончарства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Пояснительная записка

 

Образовательная программа «Гончар» реализуется в студии керамики. Основной упор программы делается на изучение гончарного мастерства, приемов работы на гончарном станке, традиционных приемов гончарства народов России, усвоение техники декорирования гончарных изделий, знакомства с традиционными гончарными промыслами России, Украины, Белоруссии, а также уделяется внимание и на ручную лепку и другие виды декоративной пластики из глины.

 

В керамике основным материалом для приложения творческих сил, является ГЛИНА, которая обрабатывается разными способами, некоторые из них предлагается изучить на занятиях с детьми. Это:

l лепка из одного куска.

l лепка из пласта.

l основы гончарства.

l отминка и отливка в гипсовую форму.

l

Существует также множество технологий декорирования глиняных изделий:

1. Нанесение на необожжонное изделие рисунков различными способами.

2.Роспись обожжонных изделий разноцветными глазурями.

3.Покрытие обожжонных изделий разноцветными глазурями.

4.Декорирование по необожжонной глине цветными глинами (ангобами).

5.Роспись подглазурными и надглазурными керамическими красками.

 

В данной программе предусмотрено ознакомление, а затем апробирование всех этих способов формообразования и декорирования. Включены также занятия по работе с гипсом. Это снятие гипсовой формы с матрешки и несложного рельефа, который дети делают сами из пластилина.     

 

Программа рассчитана на детей о т 8 до 17 лет. Группы формируются по возрастам: 1 группа — с 8 до 12 лет, 2 группа — с 12 до 14 лет. В случае, если пришедший подросток обладает определенными навыками в декоративном творчестве и может быстро освоить программу первого года обучения по прошествии первых месяцев, подросток может быть определен сразу на второй год обучения в соответствующую возрастную группу. Срок освоения программы 3 года.

Занятия проходят в режиме:

1 группа - общекультурного уровня - два раза в неделю по 2 часа;

2 группа — углубленного уровня — два раза в неделю по три часа.

 

Дополнительное время занятий для школьников второй группы берется из соображений более вдумчивого и кропотливого овладения предлагаемыми в программе темами.

 

Особенность программы по сравнению с имеющимися является:

        Вводится понятие «Гончарное Мастерство» - что  предполагает расширенное знакомство с историей, развитием и современностью этого мастерства.

      В программе «Гончар» предполагается более четко различить

                                 принципы создания декоративно-прикладных керамических изделий от создания скульптур малой формы. Развивается «вкус» к декоративно-прикладному творчеству.

           

      В учениках развивается усидчивость, упорство и эстетический вкус.

 

Актуальность -  в наш век машинных технологий и переизбытка информации, обращение к древним традициям гончарства, спасает молодые личности от стресса и прививает им художественно-эстетические навыки отношения к жизни.

 

      Цель: развитие свободной творческой личности через постижение гончарного искусства, насчитывающего вековые исторические корни и традиции во всех мировых культурах.

 

Образовательные:

l введение в гончарное мастерство: мастерская, оборудование, глина как материал, этапы изготовления керамических изделий и пр.

l изучение элементов культуры и традиций гончарного искусства народов России (Дымково, Филимоново и пр.) и мира (Греция, Рим, славянские народы)

l изучение основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства,

l знакомство с основами построения орнамента, история его развития, стилей.

l

 

Развивающие:

l развитие наблюдательности и зрительной памяти, работы с натуры;

l приобретение и развитие первоначальных навыков владения материалом (глина, краска)

l приобретение и развитие навыков владения оборудованием (кисть, стеки, гончарный круг и пр.)

l развитие способности творчески воспринимать окружающий мир

l

Воспитательные:

l привитие общего эстетического вкуса детям на примере классических и современных образцов декоративно-прикладного искусства

l воспитание чувства коллективизма, патриотизма, толерантности, бережного отношения к своим и чужим работам, оборудованию

l воспитание трудолюбия, дисциплинированности. Усидчивости, настойчивости.

Освоение программы предусматривает выполнение принципа от простого к сложному. Основными методами являются наглядность (показ, использование электронных средств обучения), практика (выполнение практических заданий как репродуктивного, так и творческого характера).

Занятия строятся обычно по следующему плану:

l показ

l одновременное выполнение задания

l самостоятельное исполнение задания со своими творческими по усвоенным приемам,

l общее обсуждение достоинств и недостатков изделий каждого из учеников. Каждый ученик рассказывает о своем изделии, что он хотел «вылепить».

Кроме традиционного занятия используются экскурсии, посещение художественных выставок, праздники.

В результате освоения программы учащиеся будут знать:

l основы гончарного искусства

l историю и этапы развития гончарного дела в России идругих странах

l основы изобразительного и декоративно-прикладного искусства

будут уметь:

l обрабатывать глину и создавать гончарные изделия,

l владеть кистью и красками

l использовать законы композиции в декорировании глиняных изделий.

У обучающихся разовьется хороший эстетический вкус, любовь к природному материалу — глине, внимательное и творческое отношение к народным традициям керамической пластики, а также разовьются личностные качества: чувство коллективизма, патриотизм, толерантность, трудолюбие, дисциплинированность. усидчивость, настойчивость.

Формой итоговой аттестации является итоговая выставка творческих работ.

 

 

II. Учебно-тематический план

Тема

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Введение в керамику

«Гончарство — от первобытного сосуда                                        до крынки»

«От крынки до античной вазы»

всего теор практ всего Теор практ всего теор практ
1 Вводная 2 1 1 3 1 2 3 1 2
2 Теоретические основы изобразительного искусства 10 2 8 15 2 13 15 2 13
3 Теоретические основы декоративно-прикладного искусства 10 2 8 15 2 13 15 2 13
4 История развития декоративно-прикладной керамики, гончарства 10 2 8 15 2 13 15 2 13
5 Создание и декорирование керамических изделий 80 7 73 123 10 113 123 10 113
6 Сувениры и подарки 10 2 8 15 1 14 15 1 14
7 Экскурсии 10 - 10 12 - 12 12 - 12
8 Организация выставок 6 1 5 9 1 8 9 1 8
9 Выпускные мероприятия 6 1 5 9 1 8 9 1 8
  ИТОГО 144 18 126 216 20 196 216 20 196

 

III. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Первый год обучения

 

                                                             «Введение в керамику»

Задачи первого года обучения:

l Образовательные - введение в гончарное мастерство: мастерская, оборудование, глина как материал, этапы изготовления керамических изделий и пр.

l изучение элементов культуры и традиций гончарного искусства народов России (Дымково, Филимоново и пр.) и мира (Греция, Рим, славянские народы)

l изучение основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства,

l знакомство с основами построения орнамента, история его развития, стилей.

 

 

Развивающие - Развитие наблюдательности и зрительной памяти.

         Изучение основных принципов построения композиции.

         Приобретение первоначальных навыков по владению материалом (лепка из целого куска обеими руками, круговой обзор изделия, проверочный отход от выполняемой работы — от общей формы к постепенной конкретизации изображаемого, и в завершающем периоде работы — от частного к общему.)

 

 

Воспитательные -

        Воспитание у детей наблюдательности и зрительнойпамяти.

понимания материала и любви к нему.

Тема 1. Вводная

Теория. Знакомство с мастерской, её оборудованием. Беседа о керамике с использованием репродукций и слайд-шоу. Основные этапы изготовления керамических изделий и материалы которые при этом используются. Техника безопасности при работе в мастерской и с оборудованием.

Практика.

Задание. Из небольшого кусочка глины слепить поделку на свободную тему.

 

Тема 2. Теоретические и практические  основы изобразительного искусства

Теория.

Приемы работы кистями и красками. Понятие тепло-холодных красках, понятие колорита.

  Знакомство с орнаментом. История развития орнамента, элементы орнамента.

Практика.

Практическая работа с орнаментом. Копирование классических образцов орнамента, геометрический орнамент, растительный орнамент, арабеска.

 

Тема 3. Теоретические основы декоративно-прикладного искусства

Теория.- раскрытие на примерах народных промыслов прикладной характер керамики, используемой в быту и декоративный – украшающий и оберегающий дом.

Практика.

Задание. Нарисовать простую форму сосуда и слепить её.

Тема 6. Сувениры и подарки

Теория:

Рассказ о нарадных промыслах игрушек Дымково, Филимоново, Каргополь.

Практика:

Лепка игрушек.

Тема 7. Экскурсии

Теория. Цель экскурсии, правила поведения в музее на выставке, правила поведения на дороге.

Практика. Посещение Российского музея этнографии, Эрмитажа (стоянки славян) с выполнением набросков. Обсуждение и создание эскизов будущих изделий, копирующих понравившиеся экспонаты.

Второй год обучения

«Гончарство — от первобытного сосуда до крынки»

 

 Задачи второго года обучения:

     Закрепление знаний полученных в первый год обучения.

              Образовательные:

          Изучение истории развития керамики от неолита к современности.

l                 дальнейшее изучение элементов культуры и традиций гончарного искусства народов России (Дымково, Филимоново и пр.) и мира (Греция, Рим, славянские народы)

 

                    

          Развивающие:

   Развитие способности творчески воспринимать окружающий мир.

Развитие умения передавать строение животных и человека, их пропорции и движение в форме рисунков и керамических произведений.

                       

                    Воспитательные:

     Умение самостоятельно подготовить работу при создании композиции, использование документального материала, собственных наблюдений, умение видеть главное, запечатлеть этого в своих композициях.

                

                

 Повторение и развитие тем первого года обучения:

         

     Тема 1. Вводная:

                Введение в гончарное мастерство. Скульптурная пластика и гончарные              формы близки в своей основе — глине.

Показать приемы работы на гончарном круге. Показ слайфильма с работами мастеров.

 

Продолжение темы «введение в гончарное мастерство»

  Состав глинянной смеси пригодной для гончарства.

.                 Разминание глины.

             Спиралевидное замешивание глины.

             Гончарный круг — его детали и история развития.

 

 

      Тема 2. Теоретические и практические основы изобразительного искусства:

          Беседа о жанрах изобразительного искусства. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. О передаче цвета в искусстве, о красках, их составление, основы цветоведения, основы композиции.

         Показ альбомов и слайшоу.

   Задание: создание теплой палитры, создание холодной палитры, смешение красок и получение дополнительных тонов.

         Тема 3. Теоретические основы декоративно-прикладного искусства

         Беседа о различии декоративно-прикладного искусства от «Станкового» искусства, декоративно-прикладной керамики от скульптуры. Понятие фактуры, текстуры,-их использование в произведениях ДПИ.

 

        Тема 4. История развития декоративно-прикладной керамики, гончарства.

  «Культура и искусство гончаров Древней Руси»

         история возникновения славянского государства Русь, краткий исторический   рассказ

Изучение первобытной керамики (Полхово-Майданские раскопы)  реконструкция древней гончарной мастерской в Пскове.

      Показать слайды, фото

 

 

       Тема 5. Создание и декорирование керамических изделий

 

                           Задание. Лепим игрушки детей древности. Сочиняем легенду о ребенке в древнем мире и его игрушках — чем эти игрушки обуславливались, в каком мире жил ребенок древности.

Задание. Лепим «древние» сосуды руками.

Декорируем «древний сосуд» примитивными узорами древности.

 Задание Лепка на свободную тему.

Задание. Прием первый. Спирально- жгутовой сосуд.

                 Задание. Прием второй — налеп.

Задание. Прием третий - ручной гончарный станок. Показать Фильм с приемами лепки современных корейских мастеров.

Создание альбома с эскизами будущей керамики.

Эскиз росписи будущей керамики.

Подача, обсуждение и утверждение проекта гончарной композиции.

 

 

        Тема 6. Сувениры и подарки

          Лепим сувениры в духе народной игрушки народов мира – показ слайдов,  альбомов с примерами.

 Лепим свистульку. Лепим на свободную тему

       Тема 7. Экскурсии

   В Российский музей этнографии. Посещение периодических выставокСоюза художников..

           Тема 8. Организация выставок

Организация выставок по темам занятий внутри студии. Новогодняя выставка в ДДЮТ. Участие в Городских выставках детского творчества.

            Тема 9. Выпускные мероприятия

  Подведение итогов работы за год. Награждение и поощерение учеников за активную работу. Итоговое родительское собрание. Летние задания.

 

 

Ожидаемые результаты:

           Ребята самостоятельно создают свои композиции. Более уверенно работают на гончарном станке, начинают «думать» руками. Создание коллективных работ для выставок. Коллектив студии керамики «ГОНЧАР» складывается в коллектив друзей.

 

          

 

                                                                                                                                                           

Третий год обучения

«От крынки до античной вазы»

Тема 1. Вводная

Впечатления о проведенном лете. Если есть рисунки или фотографии летних работ их обсуждение и проведение мини выставки в помещении студии.

Обсуждение предстоящих тем обучения — знакомство ребят (в общих чертах) с планом третьего года обучения.

               Задание:

Создание проекта композиции на тему летних впечатлений — индивидуальное обсуждение будущих композиций.

 

      Тема 2. Теоретические и практические основы изобразительного искусства

           

                        Закрепление знаний полученных на втором году обучения.

Жанры изобразительного искусства. Техники станковой живописи (масло, акрил, инкаустика, смешанные техники). Техники станковой графики (акварель, классическая пастель, соус, китайская тушь, карандаш) Что такое эстамп, его техники (классический офорт, акватинта, мецо-тинта, линогравюра и т.д.)

         Задание; Постановка натюрморта –объяснение композиции натюрморта, круговой обзор. Написать натюрморт акварелью.

 

         Беседа на тему построение орнамента, Виды орнамента, Примеры исторических орнаментов. Греция, Рим, Византия, Россия.

         Задание: Копирование орнамента с классических образцов.

         Тема 3. Теоретические основы декоративно-прикладного искусства         Закрепление знаний полученных на втором году обучения.

Беседа — обсуждение видов декоративно — прикладной керамики:

в быту — посуда, светильники, мелкая пластика и т. п.

В интерьере — изразцовые печи в интерьере дворцов 17 -18в.в., керамическая расписная плитка (отделка «Турецкой бани» в бывшем дворце кн. Юсуповых — ныне Дом Учителя). Майоликовые украшения дворцов и церквей Спб. Современные садовые скульптуры.

Выводы — отличие приемов изготовления и декорирования декоративно-прикладной керамики от приемов скульптурной лепки.

 

 

        Тема 4. История развития декоративно-прикладной керамики, гончарства.

        Гончарство Западной Европы в средние века на примере Мейсенской майолики (показ альбомов, слайды) Итальянская майолика Восемнадцатого века на примере коллекции Эрмитажа - Бернардо Полисси, коллекции Фаэцо.

 

       Тема 5. Создание и декорирование керамических изделий

                         Эскиз в карандаше.

Эскиз в цвете.

Обсуждение и утверждение эскиза.

Обсуждение керамической техники будущего произведения.

 Работа на гончарном круге, досушка готового изделия, изготовление элемнтов будущего изделия, сборка изделия.

                    Декорирование изделия, глазурные краски, змали, цветные ангобы.

       Тема 6. Сувениры и подарки

                   Вазочки, светильники, декоративные кружки, декоративные блюда, выполненные в гончарной технике.

           Тема 7. Экскурсии

            Государственный Эрмитаж – зал итальянской майолики. Государственный Русский музей – залы народных промыслов.

           Тема 8. Организация выставок:

   Текущие выставки проводимые в ДДЮТ. Городские выставки и фестивали детского творчества. Периодическое проведение выставок внутри студии

.

            Тема 9. Выпускные мероприятия

  Итоговая выставка работ на пройденные темы. Обсуждение работы за год.

Вручение грамот о окончании трехгодичного курса обучения, вручение поощерительных подарков. Чаепитие.

                      Ожидаемые результаты.

           Ребята самостоятельно создают свои композиции. Уверенно работают на гончарном станке, в своих работах свободно используют усвоенные приемы работы с керамикой. Создают коллективные работы для выставок. Становятся «патриотами» студии «ГОНЧАР». Вероятно обретают будущее свое призвание в керамике.

 

                                                                                                                                                               

                        IV. Методическое обеспечение образовательной

                                              программы

                        

средства обучения:

1. Набор открыток «Дымковская игрушка» издательство «Аврора» Ленинград 1974 г.

2. Набор открыток «Филимоново» издательство «Аврора» Ленинград 1980 г

3. Набор открыток «Керамика средневекового Ирана» издательство «Аврора» Ленинград 1974 г

4. Набор открыток «Русский набор в собраниях Эрмитажа» издательство «Аврора» 1970г. Ленинград.

5. Набор открыток «Крестьянская керамическая утварь в собраниях Музея этнографии народов СССР» издательство «Аврора» Ленинград 1979г.

6. «Современная Латвийская керамика» издательство «Советский художник «Москва 1979год..

7. IRENA PISUTOVA «FAJANSA» Tatran Bratislava 1981 г.

8. «Матриаловедение и технология производства художественных керамических изделий» Л.Ф Акулова С.З. Приблуда Москва «Высшая школа» 1979г.

9. Интернет сайт СERAMIC PORTAL «Не боги горшки обжигают» статьи о гончарном искусстве.

 

список литературы для детей:

1. Уроки народной культуры: традиционная одежда: Учебно-методическое пособие/ авт.-сост. О.В.Розова, И.А.Щербакова. -М.: «Ладога-100»,2007.

2. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира. -СПб: Кристалл, 1998.

3. Бедник Н. Хохлома. -Л.: Художник РСФСР, 1980.

4 Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство.   в  жизни человека. -М.: «Просвещение», 2003.

5. Дайн Г. Детский народный календарь. -М.: Дет.лит-ра, 2001.

6.   Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея, /сост. И.Богуславская. —Л.: «Искусство», 1976.

7. Жемчугова П.П. Декоративно - прикладное искусство. -СПб: «Литера», 2006. (Серия «Иллюстрированный словарик школьника»).

8. Клиентов А.Е. Народные промыслы. -М.: «Белый город», 2003.

Ю.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: «Паритет», 2003.

9. Любимые детские игры./ Сост. Г.Н. Гришина. -М.: Сфера, 1981

10. Орлова Н. Г. Иконопись./Энциклопедия живописи для детей -М.: «Белый город», 2004.

11. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. и др. - Ярославль: Академия развития, 2000.

12. Рогов А. Кладовая радости./Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. -М.: Просвещение, 1982

13. Русская народная игрушка. -М., «Художник РСФСР»,1988.

14. Семенова Т. Художники Полховского Майдана и Крутца. -М.: Сов. Художник, 1972.

15. Сказки, сказания, былины, предания.- Ярославль: Академия развития, 1997. 16Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство/часть 4/Краткий словарь

художественных терминов. -Обнинск: «Титул», 1996. 23.Фрейтаг И.П., Аникина Л.Л. Что умеют мастера. Детям о традиционной культуре

Русского Севера. Выпуск 3. Жилище.-СПб: «СМИО Пресс», 2004. 24.

Техника и приемы росписи

17. Величко Н.К. Роспись. Техники. Приемы. Изделия. -М.: «АСТ-ПРЕСС», 1999.

18. Вохринцева С. Полхов - Майданская роспись.- Екатеринбург: «Страна Фантазий»,2002.

список литературы для педагога

Справочная литература по педагогике и психологии

1. Вакуленко Л.М. «Два аспекта деятельности педагога дополнительного образования» Санкт-Петербург 2007 г.

2. Аверьянова. Изобразительная деятельность: планы занятий. -М., Мозаика-Синтез.: ТЦ Сфера. 2003.

3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. -М., 2000.

4. Блонский П.П. Педология. -М., 1999.

5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика./ Учебник для вузов. -СПб.: «Питер», 2000.

6. Ежеленко В.Б. Новая педагогика массовой школы. -СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения./ Учебное пособие для вузов. -М.: «Академия», 2004.

8. Кон И.С. Психология ранней юности./ Книга для учителя. -М.: «Просвещение», 1989.

9. Круглый год. Народный календарь /Сост. М.Ф. Андреева. -СПб: «Агропромиздат», ООО «Диамант», 2001.

10. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. -М.: «Знание», 1992. Ю.Масляков О.И. Психология личности. -М.: «Сталкер», 1997.

11. Плотникова Т.В. Дизайн для ленивых. -Ростов н/Дону: Феникс, 2006.

12. Развитие творческой активности школьников./ Под ред. A.M. Матюшкина. -М.: «Педагогика», 1991.

13. Фромм А. Азбука для родителей. -Л.: «Лениздат», 1991.

 

Список использованной литературы

1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Выпуск 1-3. -М.: Искусство, 1987.

2. Добрых рук мастерство. Сост. Богуславская. -Л.: Искусство, 1981.

3. Кузнецова Л.С. Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре. -Киев: Радянська школа, 1989.

4. Любимов Л. Искусство Древней Руси. -М.: Просвещение, 1981.

5. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. -М.: Советская энциклопедия, 1991.

6. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. -М.: Советский художник, 1981.

7. Рудомётова О.Л. Тайны древнего орнамента. -Каргополь 1994.

8. Кузнецова Л.С. Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре. -Киев: Радянська школа, 1989.

9. Любимов Л. Искусство Древней Руси. -М.: Просвещение, 1981.

10. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. -М.: Советская энциклопедия, 1991.

11. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. -М.: Советский художник, 1981.

                                                                                                                                                                                                                

I. Пояснительная записка

 

Образовательная программа «Гончар» реализуется в студии керамики. Основной упор программы делается на изучение гончарного мастерства, приемов работы на гончарном станке, традиционных приемов гончарства народов России, усвоение техники декорирования гончарных изделий, знакомства с традиционными гончарными промыслами России, Украины, Белоруссии, а также уделяется внимание и на ручную лепку и другие виды декоративной пластики из глины.

 

В керамике основным материалом для приложения творческих сил, является ГЛИНА, которая обрабатывается разными способами, некоторые из них предлагается изучить на занятиях с детьми. Это:

l лепка из одного куска.

l лепка из пласта.

l основы гончарства.

l отминка и отливка в гипсовую форму.

l

Существует также множество технологий декорирования глиняных изделий:

1. Нанесение на необожжонное изделие рисунков различными способами.

2.Роспись обожжонных изделий разноцветными глазурями.

3.Покрытие обожжонных изделий разноцветными глазурями.

4.Декорирование по необожжонной глине цветными глинами (ангобами).

5.Роспись подглазурными и надглазурными керамическими красками.

 

В данной программе предусмотрено ознакомление, а затем апробирование всех этих способов формообразования и декорирования. Включены также занятия по работе с гипсом. Это снятие гипсовой формы с матрешки и несложного рельефа, который дети делают сами из пластилина.     

 

Программа рассчитана на детей о т 8 до 17 лет. Группы формируются по возрастам: 1 группа — с 8 до 12 лет, 2 группа — с 12 до 14 лет. В случае, если пришедший подросток обладает определенными навыками в декоративном творчестве и может быстро освоить программу первого года обучения по прошествии первых месяцев, подросток может быть определен сразу на второй год обучения в соответствующую возрастную группу. Срок освоения программы 3 года.

Занятия проходят в режиме:

1 группа - общекультурного уровня - два раза в неделю по 2 часа;

2 группа — углубленного уровня — два раза в неделю по три часа.

 

Дополнительное время занятий для школьников второй группы берется из соображений более вдумчивого и кропотливого овладения предлагаемыми в программе темами.

 

Особенность программы по сравнению с имеющимися является:

        Вводится понятие «Гончарное Мастерство» - что  предполагает расширенное знакомство с историей, развитием и современностью этого мастерства.

      В программе «Гончар» предполагается более четко различить

                                 принципы создания декоративно-прикладных керамических изделий от создания скульптур малой формы. Развивается «вкус» к декоративно-прикладному творчеству.

           

      В учениках развивается усидчивость, упорство и эстетический вкус.

 

Актуальность -  в наш век машинных технологий и переизбытка информации, обращение к древним традициям гончарства, спасает молодые личности от стресса и прививает им художественно-эстетические навыки отношения к жизни.

 

      Цель: развитие свободной творческой личности через постижение гончарного искусства, насчитывающего вековые исторические корни и традиции во всех мировых культурах.

 

Образовательные:

l введение в гончарное мастерство: мастерская, оборудование, глина как материал, этапы изготовления керамических изделий и пр.

l изучение элементов культуры и традиций гончарного искусства народов России (Дымково, Филимоново и пр.) и мира (Греция, Рим, славянские народы)

l изучение основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства,

l знакомство с основами построения орнамента, история его развития, стилей.

l

 

Развивающие:

l развитие наблюдательности и зрительной памяти, работы с натуры;

l приобретение и развитие первоначальных навыков владения материалом (глина, краска)

l приобретение и развитие навыков владения оборудованием (кисть, стеки, гончарный круг и пр.)

l развитие способности творчески воспринимать окружающий мир

l

Воспитательные:

l привитие общего эстетического вкуса детям на примере классических и современных образцов декоративно-прикладного искусства

l воспитание чувства коллективизма, патриотизма, толерантности, бережного отношения к своим и чужим работам, оборудованию

l воспитание трудолюбия, дисциплинированности. Усидчивости, настойчивости.

Освоение программы предусматривает выполнение принципа от простого к сложному. Основными методами являются наглядность (показ, использование электронных средств обучения), практика (выполнение практических заданий как репродуктивного, так и творческого характера).

Занятия строятся обычно по следующему плану:

l показ

l одновременное выполнение задания

l самостоятельное исполнение задания со своими творческими по усвоенным приемам,

l общее обсуждение достоинств и недостатков изделий каждого из учеников. Каждый ученик рассказывает о своем изделии, что он хотел «вылепить».

Кроме традиционного занятия используются экскурсии, посещение художественных выставок, праздники.

В результате освоения программы учащиеся будут знать:

l основы гончарного искусства

l историю и этапы развития гончарного дела в России идругих странах

l основы изобразительного и декоративно-прикладного искусства

будут уметь:

l обрабатывать глину и создавать гончарные изделия,

l владеть кистью и красками

l использовать законы композиции в декорировании глиняных изделий.

У обучающихся разовьется хороший эстетический вкус, любовь к природному материалу — глине, внимательное и творческое отношение к народным традициям керамической пластики, а также разовьются личностные качества: чувство коллективизма, патриотизм, толерантность, трудолюбие, дисциплинированность. усидчивость, настойчивость.

Формой итоговой аттестации является итоговая выставка творческих работ.

 

 

II. Учебно-тематический план

Тема

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Введение в керамику

«Гончарство — от первобытного сосуда                                        до крынки»

«От крынки до античной вазы»

всего теор практ всего Теор практ всего теор практ
1 Вводная 2 1 1 3 1 2 3 1 2
2 Теоретические основы изобразительного искусства 10 2 8 15 2 13 15 2 13
3 Теоретические основы декоративно-прикладного искусства 10 2 8 15 2 13 15 2 13
4 История развития декоративно-прикладной керамики, гончарства 10 2 8 15 2 13 15 2 13
5 Создание и декорирование керамических изделий 80 7 73 123 10 113 123 10 113
6 Сувениры и подарки 10 2 8 15 1 14 15 1 14
7 Экскурсии 10 - 10 12 - 12 12 - 12
8 Организация выставок 6 1 5 9 1 8 9 1 8
9 Выпускные мероприятия 6 1 5 9 1 8 9 1 8
  ИТОГО 144 18 126 216 20 196 216 20 196

 

III. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Первый год обучения

 

                                                             «Введение в керамику»

Задачи первого года обучения:

l Образовательные - введение в гончарное мастерство: мастерская, оборудование, глина как материал, этапы изготовления керамических изделий и пр.

l изучение элементов культуры и традиций гончарного искусства народов России (Дымково, Филимоново и пр.) и мира (Греция, Рим, славянские народы)

l изучение основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства,

l знакомство с основами построения орнамента, история его развития, стилей.

 

 

Развивающие - Развитие наблюдательности и зрительной памяти.

         Изучение основных принципов построения композиции.

         Приобретение первоначальных навыков по владению материалом (лепка из целого куска обеими руками, круговой обзор изделия, проверочный отход от выполняемой работы — от общей формы к постепенной конкретизации изображаемого, и в завершающем периоде работы — от частного к общему.)

 

 

Воспитательные -

        Воспитание у детей наблюдательности и зрительнойпамяти.

понимания материала и любви к нему.

Тема 1. Вводная

Теория. Знакомство с мастерской, её оборудованием. Беседа о керамике с использованием репродукций и слайд-шоу. Основные этапы изготовления керамических изделий и материалы которые при этом используются. Техника безопасности при работе в мастерской и с оборудованием.

Практика.

Задание. Из небольшого кусочка глины слепить поделку на свободную тему.

 

Тема 2. Теоретические и практические  основы изобразительного искусства

Теория.

Приемы работы кистями и красками. Понятие тепло-холодных красках, понятие колорита.

  Знакомство с орнаментом. История развития орнамента, элементы орнамента.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.264 с.