Иркутское областное отделение общероссийской — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Иркутское областное отделение общероссийской

2020-12-27 78
Иркутское областное отделение общероссийской 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ

 ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ»

ПРОЕКТ

«ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОДООХРАННОЕ ДВИЖЕНИЕ

«ЧИСТЫЕ ВОДЫ ПРИБАЙКАЛЬЯ»

Проект «Общественное водоохранное движение «Чистые воды Прибайкалья» признан победителем в конкурсе социально значимых проектов Губернское собрание общественности Иркутской области» в 2012 году

Г. Иркутск, 2012 год

ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОДОТОКОВ И ВОДОЕМОВ

Методические рекомендации для организаторов и участников областного общественного водоохранного движения «Чистые воды Прибайкалья»

МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВИЛИ ЧЛЕНЫ СОВЕТА ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ «ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ»

Корытный Леонид Маркусович – заместитель директора по науке Института географии СО РАН, д.г.н., руководитель проекта «Общественное водоохранное движение «Чистые воды Прибайкалья»

Хлиманкова Елена Семеновна – заместитель директора по учебно-методической работе ОГОБУ ДОД «Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области», к.б.н.

Ответственная за выпуск Шлёнова Вера Михайловна, председатель Иркутского областного отделения «Всероссийское общество охраны природы»

Адрес организатора: 664025 г. Иркутск, ул. Российская, 20, офис 202

Тел/факс (8-3952)34-23-28, e- mail: voopbeis @ mail. ru

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Гидрографические работы

1.1.Маршрутное обследование долины (глазомерная съемка)

1.2. Составление плана водоема

Гидрологические работы

2.1. Измерение уровня воды

2.2. Измерение температуры воды

2.3. Измерение глубины реки

2.4. Измерение скорости течения

2.5. Расчет расхода воды

2.6. Изучение ледового режима

2.7. Наблюдения над русловыми процессами

Гидрохимические исследования

     3.1. Химические свойства воды

    3.2. Химический анализ воды

   3.3. Методика газового анализа воды

   3.4. Экспресс-метод определения качества воды

Гидробиологические исследования

Экологический паспорт водотока или водоема

Рекомендуемая литература

Приложение 1. Протокол обследования участка реки

Введение

Вода – один из важнейших природных ресурсов нашей планеты. Россия обладает огромными водными богатствами, а Иркутская область занимает по величине водных ресурсов одно из первых мест в стране. Рациональное использование и охрана этих ресурсов – дело первостепенной важности всего населения нашей области, в том числе школьной молодежи. Для этой цели создана программа «Чистые воды Прибайкалья».

Важной частью этой Программы являются полевые школьные исследования водотоков и водоемов. Они проходят на берегах и акваториях рек, озер, водохранилищ, прудов, а также в их бассейнах. При этом под бассейном реки или озера понимается часть земной поверхности, включая толщу почво-грунтов, откуда происходит сток воды в водоток или водоем.

Полевые исследования проходят преимущественно в летний период и включают четыре основные части: гидрографические, гидрологические, гидрохимические и гидробиологические работы. Завершаются исследования подготовкой экологического паспорта водного объекта.

Наиболее ценными являются полевые наблюдения, которые можно вести во время целенаправленных экспедиций или туристических походов. В зависимости от возраста школьников программу можно усложнять либо упрощать. Школьники, живущие вблизи реки, могут вести и стационарные наблюдения за уровнем воды, ледовым и температурным режимом.

 

 

Гидрографические работы

1.1.Маршрутное обследование долины (глазомерная съемка)

Работы начинаются с предварительного сбора информации о реке по литературным источникам и Интернету, а также по картографическим материалам. В нее входят:

- общие сведения: название, в каком районе протекает, куда впадает, к бассейну какой крупной реки относится, длина;

- описание бассейна реки: площадь бассейна, характеристика водосбора (лесистость, распаханность и т.п.), общие физико-географические и климатические условия;

- сведения об использовании реки: заселенность местности близ реки, частота встречаемости дорог (грунтовых и шоссейных) и расстояние их от берега, перечень промышленно-хозяйственных объектов, гидротехнических сооружений (плотины, мосты, водяные мельницы, водозаборы, каналы и т.п.).

       

     Необходимое снаряжение: планшет для глазомерной съемки, компас, по возможности эклиметр для определения крутизны склона, рейки, рулетка, штыковая лопата, карта района.

Маршрутный метод предполагает выбор маршрута – вдоль реки, поперек долины или совмещенного. При этом на точках маршрута даются географические описания.

Вдоль водотоков часто бывают тропы, маршрут желательно проводить по ним. В ходе маршрута проводится глазомерная зарисовка водотока и береговой линии, а также физико-географической обстановки по пути следования на точках описания, которые располагаются примерно через 20-30 минут пути, а также на характерных местах – резких поворотах русла, мостах, бродах и т.п.   

Для построения орографического профиля поперек долины (3-4 профиля за дневной маршрут) необходимо:

- определить протяженность маршрута.

- выбрать горизонтальный и вертикальный масштабы.

- последовательно изобразить в масштабе на горизонтальной оси расстояние между точками измерения на маршруте.

- из каждой точки восстановить перпендикуляры, высота которых соответствует высотам этих точек.

-точки, соответствующие верхним концам перпендикуляров, соединить плавной линией.

По ходу маршрута отмечайте элементы рельефа (склоны, бровки, береговые валы и др.), характеристику склонов (крутизну, экспозицию).

План описания на точке.

1. Рельеф (микрорельеф; характеристика склона: экспозиция, угол наклона, характер склона (выпуклый, вогнутый); в какой части склона находится точка; абсолютная высота; дренированность).

Характеристика крутизны склона: <3о – очень пологий;3-5о – наклонный;5-10о – слабо покатый;10-15о – покатый;15-20о – сильно покатый;20-45о – крутой;>45о – обрывистый.

     2. Геологическое описание делается с естественных обнажений (обрыв берега). Оно начинается с адреса обнажений – точной географической привязки. Тщательно изучив профиль обрыва, приступайте к записям. Исследование обнажений осадочных пород начинают с выделения слоев различного литологического состава, каждый из которых после тщательного изучения описывается в следующей последовательности: название породы, цвет, величина и форма частиц, слагающих породу, распределение частиц различного размера по слою, характер цемента, слоистость, остатки животных и растений, трещиноватость, водопроявления, контакты с выше- и нижележащими слоями, мощность, элементы залегания.

   3. Растительность: состав (основные деревья, кустарники и травы), средняя высота, сомкнутость древостоя, степень нарушенности.

    4. П очвы. Для описания почв необходимо либо найти естественные обнажения, либо делать прикопки, ямы.

Описание почв по генетическим горизонтам: индекс почвенный (Ч – чернозем, С – солончаки), мощность, механический состав, цвет, влажность, структура, плотность сложения, новообразования, включения, корневая система, следы деятельности живых организмов, характер перехода в следующий горизонт. Одновременно производят фотографирование, отбирают почвенные образцы (из каждого горизонта), геологические образцы.

После завершения глазомерной съемки, желательно с привлечением крупномасштабных картографических материалов на эту местность,   подготавливается комплексное описание маршрута, сопровождающееся фотографиями и рисунками профилей (рис 1). Его удобно оформить также в виде Протокола (Приложение 1)

 

 

Рис. 1. Поперечный профиль долины реки

 

1.2. Составление плана водоема

Оборудование: буссоль, компас, рулетка, блокнот, карандаш.

Любое исследование водоема начинается с составления плана. Для этого производят съемку местности. Обычно для детальной съемки необходимы буссоль или компас, но можно провести съемку и более простым, правда, и менее точным способом. Самый простой способ – это глазомерная съемка, при которой наши глаза берут на себя функцию приборов (например, буссоли). Для этого обходят водоем по береговой линии по замкнутому контуру. Расстояние между отдельными точками наблюдения измеряют рулеткой или размеренной веревкой, при отсутствии того и другого - шагами. Углы поворотов измеряют по компасу. Детали береговой линии зарисовываются на глаз с обозначением каждого характерного участка.

При составлении плана водоема, например, озера, необходимо отметить:

1. Географическое положение

2. Физико-географические особенности бассейна озера: рельеф, геологическое строение, климат, растительный покров

3. Морфология озера: длина, ширина, глубина.

4. Современная стадия эволюции.

5. Гидрологический режим, качество воды

6. Хозяйственное использование.

7. Экологическое состояние, мероприятия по его охране.

Стадию развития озера устанавливают путем обследования его берегов:

- если берега обрывистые, отмель еще не сформирована – озеро молодое;

- если берега пологие, отмель хорошо выражена, состоит из песка или песчано-глинистого материала – озеро зрелое;

- если берега плоские заболачивающие, отмель илистая, занимает значительную часть площади – озеро в стадии старения.

Сведения о режиме водоема и его хозяйственном использовании можно получить путем опроса местных жителей.

 

 

Гидрологические работы

Измерение уровня воды

 

Наблюдение за уровнем реки

Режим реки меняется не только на протяжении года, но и в различные годы. Полное представление о режиме реки, о наибольшей высоте подъема уровня и водности реки удается получить лишь при многолетних наблюдениях. Эти знание очень важны для проектирования всех гидротехнических сооружений, для рационального использования воды, а также для экологической оценки водосборного бассейна.

Для наблюдений за уровнем воды надо установить на реке так называемый водомерный пост – самую простую гидрологическую станцию (рис.2).

 Водомерный пост состоит из:

- водомерных устройств (свая, рейки);

- постоянных высотных знаков (реперы).

Водомерная рейка представляет собой деревянный брусок длиной 0.5-1м, шириной около 3-5 см и толщиной 2-4 см. Брусок размечают на сантиметры и дециметры и затем устанавливают его в русле реки у берега, наглухо прикрепив к вбитой в русло реки свае или к опоре моста.

Наблюдение производят ежедневно по утрам и вечерам, в одно и то же время, желательно в 8 и 20 часов. Если уровень воды в реке подвержен быстрым и резким изменениям, то наблюдения производят три раза в день: 8, 14 и в 20 часов. Кратко необходимо отмечать сведения о состоянии погоды.

Оформить результаты можно в виде таблиц и графиков.

В маршрутных работах желательно дополнительно определять уровень высоких вод (УВВ). Этот уровень достигается во время многоводных фаз водного режима – весенних снеговых половодьях и летних дождевых паводках. Эта характеристика очень важна для оценки наибольшей водности реки опасности наводнений. Определять УВВ можно по меткам высоких вод - следам высокой воды на крутых берегах, на стволах деревьях, на «валах» остатков растительности и др. Здесь также много могут помочь расспросы старожилов, которые хорошо помнят, до какой высоты и когда поднималась вода.   

 

Рис. 2.  Устройство водомерного поста

 

 

Измерение температуры воды

Определяют температуру воды так называемым родниковым термометром, заключенным в металлическую оправу. Если нет такой возможности, можно пользоваться и обычным бытовым водным термометром, несколько его модернизировав. К нижнему концу термометра нужно прикрепить небольшую емкость (это может быть обыкновенная консервная банка) так, чтобы его оправа упиралась о дно емкости. Чтобы оправа термометра не билась о дно емкости, нужно проложить между ними уплотнитель (например, вату). Назначение этой емкости в следующем: она предохранит от резкого изменения показаний термометра при прохождении через верхние более теплые слои воды, а также через воздух.

К верхнему концу термометра привязывают веревку (линь), размеченную на метры (дециметры и т.д.), принимая во внимание и длину самого термометра. Всегда рекомендуется делать 2 параллельных измерения температуры – сначала в воздухе, затем в воде, и производить их в затененном месте, избегая действия прямых солнечных лучей.

В воде следует делать измерения под самой поверхностью и около дна. При поверхностном измерении в воду погружается лишь нижний конец термометра. По шкале следят, когда конец столбика остановится на одной точке, записывают показания термометра.

Для измерения температуры у дна, термометр опускают на нужную глубину и держат там 3-5 мин., затем быстро вытаскивают термометр и быстро смотрят показания по шкале, причем если шкала с десятыми долями градуса, то смотрят сначала на них, потом уже на целое число градусов.

Если свои исследования вы проводите на озере, то хотя бы в одном пункте (наибольшей глубины или середины озера) желательно детальное измерение температуры по всей вертикали от поверхности до дна. Рекомендуем делать замеры через каждые полметра: сначала измеряют температуру под самой поверхностью, затем на глубине 0.5м, потом 1м, 1.5м, 2м и т.д. до конца. При этом необходимо соблюдать 2 правила: выдерживать термометр на каждой глубине в течение достаточного времени (примерно 3 минуты), затем быстро вытаскивать его и фиксировать температуру. Такое детальное измерение необходимо для того, чтобы узнать, есть ли температурная слоистость и температурный скачок в данном водоеме.

Если измерения температуры проводят на водомерном посту, делают это в то же время, что и наблюдения над уровнем. 

Измерение скорости течения

Скорость течения воды измеряют через каждые 35 км, ва тех же створах, что и глубины,  с помощью деревянных поплавков, забрасываемых в реку с берега. Отмерив вдоль берега с помощью размеченного шнура расстояние в 10-20 м, отсчитывают это расстояние по течению реки. Поплавок изготавливается из дерева диаметром 6-7 см и высотой 2-3 см. Заготавливают их 8-10 шт. Если река достаточно широка, можно попробовать пустить поплавки по разным траекториям, например, у каждого берега им посередине. Определяют время прохождения поплавками отмеренного расстояния, причем  измерения повторяют не менее 3 раз (рис. 3).

Скорость вычисляют по формуле: V=L/t ср,

где V – скорость течения (м/с); L – расстояние между створами (м); t ср – среднее из всех измерений времени (сек).

 

 

Рис. 3. Измерение скорости течения реки с помощью поплавков

 

 

Расчет расхода и стока воды

 

Расход воды – важнейшая гидрологическая характеристика. Она показывает, сколько воды проходит за 1 секунду через поперечное сечение реки.

Чтобы рассчитать расход реки, надо знать площадь ее живого сечения и скорость течения. Умножив площадь живого сечения, выраженную в квадратных метрах и полученную с помощью промеров глубин,  на скорость течения, выраженную в метрах

Рис. 4. К расчету расхода воды

 

в секунду и полученную с помощью поплавков, получают расход воды, выраженный в кубических метрах в секунду (рис 4).

Расход воды вычисляется по формуле:

V = S On * v,

где V – расход воды за единицу времени (м3/с); SOn – площадь живого сечения реки (м2); v- скорость течения (м/с).

С помощью расхода воды определяют количество воды, которое проходит через данный створ за определенное время - за сутки, месяц или год, умножая величину расхода на количество секунд в единице времени, например, для суток – на 86400. Этот параметр называется стоком и относится к важным, определяющим водные ресурсы территории. При этом нельзя забывать, что и расход, и сток изменяются во времени в зависимости от фаз водного режима, определяемых сменой времен года.

 

Изучение ледового режима

 

Хотя большинство полевых исследований проводится в летний период, иногда имеется возможность провести наблюдения зимой за ледовыми явлениями. К таким явлениям относятся: забереги - первый лед у берегов реки; образование внутриводного льда (шуги); ледостав; ледоход; образование заторов (загромождение русла льдинами) или зажоров (закрытие русла внутриводным льдом). В программу включаются наблюдения за сроками всех этих явлений, а также – в разгар зимы, когда лед толстый и на нем нет трещин – за толщиной льда, с помощью размеченных реек – стационарных (вмороженных в лед на створе) или переносных.   

 

Химические свойства воды

 

Вода – уникальный на планете раствор, содержащий минеральные и органические вещества в ионном, молекулярном и коллоидном состоянии. Содержание растворенных веществ воде называется соленостью. Соленость воды создает определенный уровень осмотического давления и влияет на плотность воды. По степени солености природные водоемы делятся на: пресные — концентрация солей до 1 г/л; солоноватые — концентрация солей 1-10 г/л; соленые — концентрация солей 10-50 г/л; рассолы — концентрация солей более 50 г/л.

Содержание солей в пресных и солоноватых водах обычно называют минерализацией и выражают в мг/л. В пресных водоемах преобладают три вида солей: карбонаты (до 80%), сульфаты и хлори­ды. Содержание солей щелочноземельных металлов кальция и магния определяет жесткость воды. Причем карбонаты и гидрокарбонаты этих металлов образуют вре­менную, а сульфаты — постоянную жесткость воды. Временная и постоянная жесткости вместе составляют общую жесткость воды. В зависимости от концентрации этих солей выделяют воду: мягкую — до 2 ммоль/л; средней жесткости — 2-6 ммоль/л; жесткую — 6-10 ммоль/л; очень жесткую — свыше 10 ммоль/л.

Активная реакция воды обусловлена ее способностью воды диссоциировать на ионы Н+ и ОН-. Концентрацию водородных ионов выражают ее отрицательным десятич­ным логарифмом и обозначают рН. Все обитатели водной среды приспособились к определенному уровню рН: одни предпочитают кислую реакцию (рН<7), другие - щелочную (рН>7), третьи - нейтральную (рН = 7). Активная реакция среды может меняться в водоеме в течение суток на 2 и более единиц. Ночью рН ниже в связи с увеличением содержания углекислого газа  в результате дыхания растений, днем — выше за счет использования его на фотосинтез.

Количество растворенных газов существенно влияет на видовой состав и жизнедеятельность водных обитателей. Газы проникают в воду из атмосферы, образуются при дыхании живых существ и гниении органических веществ. Для жизни водных организмов наибольшее значение имеют кислород, углекислый газ, сероводород и метан.

Кислород хорошо растворяется в воде, но количество его не постоянно и зави­сит от температуры. В одном литре воды содержится следующее количество кисло­рода:

при 0° — 10.29 мл; при 10°. — 8.02 мл; при 20° —6.57мл; при 30° —5.75мл. Кислород постоянно расходуется на дыхание и окисление. Если расход его зна­чительно превышает поступление, то наступает дефицит, приводящий к замору жи­вотных.

Углекислый газ образуется при дыхании живых существ и разложении органи­ческих веществ. Он хорошо растворяется в воде и содержится здесь в большем коли­честве, чем в атмосферном воздухе. При нормальном атмосферном давлении, при 0° С в 1 литре воды растворяется 0.514 мл газа.

Сероводород образуется в результате гниения белковых веществ, поэтому вода, загрязненная органическими остатками, пахнет сероводородом. Этот газ очень ядо­вит и даже в небольших количествах опасен для всех животных. При 20° С в 1 литре воды растворяется 2500 мл сероводорода.

Метан образуется при разложении клетчатки и содержится в пузырьках возду­ха, поднимающихся со дна стоячих водоемов. Ядовит.

 

Химический анализ воды

Техника отбора проб из воды. Виды отбора проб бывают разовые и зональ­ные, когда воду отбирают через строго определенные промежутки времени.  Виды проб подразделяются на простые и смешанные. Анализ простой пробы дает сведения о составе воды в данный момент в одном месте. Смешанная проба образуется в результате слияния простых проб, взятых в местах, не сильно отличаю­щихся друг от друга. Объем воды для неполного анализа (гигиеническая оценка, не­которые определения и т.д.) — 1 литр. Для подробного анализа, с учетом повторности, требуется около 3 литров воды.

В водоеме пробы воды следует брать с сезонной периодичностью и в местах, наиболее отличающихся одно от другого: в зарослях, на чистом плесе, в местах с подводной растительностью; в глубоких водоемах — на различных глубинах.

Каждую пробу снабжают этикеткой, в которой указывается: точное место, день и час отбора, номер бутыли с пробами. Усредненную пробу протекающей воды берут в местах наиболее сильного тече­ния на глубине 20-30 см. Сразу измеряют температуру воды. В течение двух часов определяют рН, содержание сульфатов; в течение суток — прозрачность, содержание кислорода. Хранят пробу при температуре 3-4° в темном месте.

Определение рН. Определение рН проще всего провести колориметрическим методом с помощью универсального ин­дикатора. В небольшую фарфоровую чашечку или в одно из углублений специаль­ной фарфоровой пластинки (можно также пользоваться предметным стеклом или пробирками) наливают немного (1-2 мл) испытуемой воды и добавляют в нее 1 -2 капли универсального индикатора. Затем сравнивают цвет (именно цвет, а не густоту или интенсивность) окраски жидкости со специальной отпечатанной на бумаге шкалой, которая должна быть приобретена в комплекте с универсальным индикатором. Вели­чина рН, обозначенная рядом с тем окрашенным прямоугольником на шкале, к кото­рому ближе всего подходит цвет жидкости, и будет величиной рН испытуемой воды. Для удобства вместо раствора универсального индикатора можно пользоваться уни­версальной индикаторной бумагой, которая продается в розницу.

Определение содержания хлоридов. Хлориды являются состав­ной частью большинства природных вод, однако большое содержание хлоридов геологичес­кого происхождения в поверхностных водах — явление редкое. Поэтому обнаруже­ние большого количества хлоридов является показателем загрязнения воды бытовы­ми или некоторыми промышленными сточными водами.

Приготовление реактивов. 10% раствор нитрата серебра (AgNO3) — 10 г AgNО3 растворяют в 90 Мл дис­тиллированной воды и добавляют 1-2 капли азотной кислоты. 1:4. Хранить раствор AgNO3, в темном месте с притертой крышкой.

Ход определения. В пробирку отбирают 5 мл исследуемой воды и добавляют 3 капли раствора нитрата серебра. Приблизительное содержание хлоридов определяют по осадку или мути. Характерные признаки этой реакции и связанные с ними содержание хлоридов отражены в табл. 1.

Таблица 1

Характерные признаки реакций и содержание хлоридов в пробах воды

 

Характерные признаки Содержание хлоридов, мг/мл
Опалесценция или, слабая муть 1-10
Сильная муть 10-50
Образуются хлопья, но осаждаются не сразу 50- 100
Белый объемистый осадок Более 100

 

Качественное и количественное определение сульфатов. Есте­ственное содержание сульфатов в поверхностных и грунтовых водах обусловлено вы­ветриванием пород и биохимическими процессами в водоносных слоях. Их содержа­ние определяет, в известной мере, некарбонатную (постоянную) жесткость воды. Содержание сульфатов в водоемах может быть повышенным вследствие сброса в них сточных вод с неорганическими и органическими соединениями серы.

Приготовление реактивов:

1. Хлорид бария ВаСl 5% раствор — 5 г соли растворяют в 95 г дистиллированной воды, после растворения фильтруют через «синюю ленту».

2. Соляная кислота НСl (1:5) с плотностью 1.19 г/см3.

3. Сульфат калия K2S04, стандартный раствор:

а) основной стандартный раствор — 0.9071 г безводного K2S04 растворяют в мер­ной колбе в 1 л дистиллированной воды;

б) рабочий стандартный раствор K2S04 получают, разбавляя основной раствор в 10 раз. 1 мл раствора содержит 0.05 мг сульфата.

Приготовление шкалы стандартных растворов. Вносят в три пробирки последовательно 2, 4, 8 мл рабочего стандартного ра­створа K2S04 а в следующие 1.6, 3.2, 6.4 мл основного раствора K2S04. Объем во всех пробирках доводят дистиллированной водой до 10 мл. Получается шкала ра­створов с содержанием сульфатов: 10, 20, 40, 80,160, 320 мг/л.

Определение.

В пробирку вносят 10 мл исследуемой воды, добавляют 0.5 мл соляной кислоты (1:5). В каждую из пробирок шкалы стандартных растворов также вносят по 0.5 мл НСl. Затем в пробирки с исследуемой водой и стандартным раствором вносят до 2 мл 5% раствора BaCl2. Содержимое пробирок перемешивают и сравнивают со шкалой. Приблизительное содержание сульфатов в воде можно определить по табл. 2.

Таблица 2

Характерные признаки реакций и содержание сульфатов в пробах воды

 

Характерные признаки   Содержание сульфатов, мг/мл •  
Отсутствие мути   5
Слабая муть, появляющаяся через 3-5 минут   10
Слабая муть, появляющаяся после добавления НСl (1:5)   10-100
Сильная муть, быстро осаждающаяся   более 100

 

 

Приложение 1. ПРОТОКОЛ

Обследования участка реки

Дата                                                                                                                                    

Название реки по карте                                                , местное                                     

Область (край, республика)                                                    район                                

Ближайший постоянный ориентир                                                                                       

Откуда река начинается                                    куда впадает                               

Морфометрические особенности реки (ориентировочно)

Ширина (м)         , глубина на середине реки (м)             ,

Скорость течения (м/с)               расход воды (л/с)                       

Характеристика русла реки

Русло прямое, умеренно извилистое, извилистое, меандры (здесь и далее – выбрать)

Русло закоряжено, завалено сучьями, упавшим древостоем, спадом листвы, полуразложившимися растительными остатками, захламлено бытовым мусором, металлоломом

Наличие островов, мелей, перекатов, плесов                                                          

Имеются ли запруды, плотины                                                                                              

Характеристика дна реки

Каменистое, каменисто-песчаное, песчаное, глинистое, глинисто-каменистое, заиленный песок, сильно заиленное топкое, ил черного цвета, коричневого цвета, светлый ил. Наличие родников на дне реки (есть, нет, мало, много)                            

Характеристика воды

Наличие следов нефтепродуктов (отдельные пятна, примазки на растениях, пятна и пленки на большей части поверхности), пена, мусор                                            

Вода прозрачная             см, мутная, слегка мутная, бесцветная, сероватая, зеленоватая, коричневатая,                                                    

Температура воды                      ; температура воздуха                           

Запах землистый, гнилостный, гнилостный, торфяной, травянистый                             

Интенсивность запаха (в баллах): нет (0), очень слабая (1), слабая (2), заметная (3), отчетливая (4), очень сильная (5)

ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ

 ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ»

ПРОЕКТ

«ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОДООХРАННОЕ ДВИЖЕНИЕ

«ЧИСТЫЕ ВОДЫ ПРИБАЙКАЛЬЯ»


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.