Классификация тезисов научных работ — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Классификация тезисов научных работ

2020-12-27 213
Классификация тезисов научных работ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Такие тезисы могут быть представлены двумя основными группами:

1. Написанные по уже имеющемуся материалу (большой статье или докладу).

2. Написанные до того, как составлен доклад.

 

В первом случае основной сложностью при составлении тезисов является необходимость значительного уменьшения объема печатного текста при максимальном сохранении его содержания. Чем хуже автор владеет материалом, тем труднее ему выразить свои мысли кратко. В такой ситуации поможет тот же рецепт, что и при составлении тезисов по материалам другого автора

Наиболее часто встречается ситуация второго типа – когда вначале пишут тезисы, которые со временем автор расширяет до размеров статьи. Именно так преимущественно и поступают авторы тезисов докладов, представляемых на научные конференции.

Основная сложность с таком случае заключается в том, что автор не до конца сформировал свое представление о том, что хочет написать. В научных исследованиях это является нормальной ситуацией. Вначале появляется идея, которую хочется записать. Запись будет краткой, т.к. кроме нее писать нечего. Дальше хочется сделать эту идею достоянием общественности – и автор садится за написание тезисов, которые потом отправит на конференцию. Чтобы сделать идею понятной читателю, необходимо ее аргументировать, ввести читателя в проблему, изложить другие аспекты работы. Первоначальное описание всех этих аспектов такое же короткое, как и описание самой идей. Весь текст умещается на 1–2 страницах – тезисы готовы.

Можно выделить три основных типа тезисов:

· К постановке проблемы

· Результаты исследования

· Новая методика работы

Каждый тип предъявляет довольно жесткие требования к структуре работы.

Что предполагают эти варианты?

 

Типовая структура тезисов

 

При написании тезисов типа «К постановке проблемы» необходимо представить следующие блоки информации:

- Краткое вступление (актуальность темы).

- Цель работы (поставить проблему/задачу).

- Обзор существующих точек зрения на проблему, или описание ситуации в предметной области.

- Некоторые собственные мысли на эту тему.

- Предполагаемые исследования(опционально).

- Вывод (какая задача или проблема ставится для последующего решения).

 

При написании тезисов типа «Результаты исследования» необходимо представить следующие блоки информации:

- Краткое вступление, постановка проблемы (собственно, все то же, что в тезисах «к постановке проблемы», только коротко).

- Цель работы (исследовать что-то конкретное).

- Базовые положения исследования или гипотеза (в случае экспериментального исследования).

- Примененные методы.

- Параметры выборки.

- Промежуточные результаты (при необходимости).

- Основные результаты.

- Интерпретация + выводы.

При написании тезисов типа «Новая методика работы» необходимо представить следующие блоки информации:

- Краткое вступление, описывающее задачи, для решения которых необходима разрабатываемая методика, область применения методики (актуальность).

- Цель работы (разработать такую-то методику).

- Описание существующих методик.

- Описание новой методики.

- Описание результатов применения.

- Оценка преимуществ и ограничений новой методики.

- Выводы.

Некоторые общие требование к написанию тезисов

 

· Каждое утверждение (тезис) должно быть кратким и ёмким.

· Каждое утверждение должно быть обосновано либо логикой, либо эмпирикой.

· Не «переписывайте» Internet и учёные статьи.

· Не пишите доклады, рефераты, теоретические записки.

· Не стремитесь рассмотреть в тезисах решение проблемы, тезисы – это аналитический труд по выбранной теме.

· Соблюдайте научный стиль, меньше эмоций – выше результативность.

· Даже неподготовленный читатель должен понять ваш текст.

 

Источник: Берг Д. Б. Краткое руководство по написанию тезисов научного доклада: методические указания / сост. Д. Б. Берг. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. – 33 с.

 

Приложение 9

Образец оформления тезисов доклада

 

О. В. Рыжкова, Е. А. Черненко,

НТГСПА, Нижний Тагил

Систематизация данных об археологическом наследии региона средствами ГИС (на примере археологических памятников Горбуновского торфяника)

  Сохранение археологического наследия для грядущих поколений рассматривается в современном мире как одно из важнейших направлений глобальной культурной политики, как неотъемлемая норма поведения при решении любых задач современного развития.

  Археологические памятники являются важной частью культурного наследия человечества. Памятники и памятные места археологии хрупки, постоянно находятся под угрозой разрушения как со стороны преднамеренного, так и непреднамеренного вандализма. Нарастание процессов расхищения археологического наследия в современном мире в результате несанкционированных раскопок археологических памятников, незаконной торговли древностями, разграбления музейных собраний – очевидная тенденция. Неизбежным результатом разрушения археологического наследия становится сужение возможностей для научного изучения прошлого.

   Усугубляет ситуацию тот факт, что информационные ресурсы (коллекции, полевая документация, научные публикации и т. д.) об археологическом наследии конкретного микрорайона, региона нередко рассредоточены по нескольким фондохранилищам, архивам, библиотекам. В связи с этим актуализируется проблема систематизации всех накопленных информационных ресурсов об археологическом наследии, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать разработка модели археологических памятников того или иного микрорайона средствами геоинформационных систем (ГИС). В докладе презентуется опыт систематизации данных об археологическом наследии Горбуновского торфяника.

Горбуновский торфяник находится в 6 км к югу от Нижнего Тагила, расположен в сточной впадине на водоразделе р. Тагил и его левого притока Чащихи. Географические координаты торфяника: 59° 58' восточной долготы и 57° 50' северной широты. Площадь торфомассива в границах промышленной залежи составляет 461,8 га. Торфяник имеет вытянутую форму с юго-востока на северо-запад, его длинна – более 3 км, ширина – до 1,5 км. Торфяник озерного происхождения, о чем свидетельствует присутствие под торфом сапропеля. Торфомассив эксплуатируется с 1906 г. резным способом, и вся его центральная часть уже выработана. Торфяник осушен посредством двух магистральных каналов.

Первые археологические находки были обнаружены на Горбуновском торфянике в 1908 г. (1). С тех пор торфяник вызывает интерес археологов и широко известен своими уникальными находками, прежде всего, изделиями из органических материалов. На торфянике выявлено 38 археологических памятников и местонахождений различных периодов эпохи голоцена, от мезолита до раннего железного века включительно. Полученная в процессе разведок и раскопок коллекция находок насчитывает десятки тысяч единиц хранения. Список архивных дел, научных статей и монографий, посвященных изучению археологического наследия Горбуновского торфяника, весьма значителен. Таким образом, назрела необходимость в систематизации всех накопленных информационных ресурсов для создания целостного представления об этом интересном археологическом комплексе.

Активизация научно-исследовательской и иной антропогенной (не всегда законодательно санкционированной) деятельности на этой территории приводит к постоянным изменениям информационной базы, которые необходимо учитывать для принятия оперативных, научно-обоснованных решений об охранных мероприятиях, перспективном планировании различных видов деятельности.

  С этой целью началась разработка модели археологических памятников Горбуновского торфяника средствами ГИС. Геоинформационная система объединяет традиционные операции работы с базами данных, такими как запрос и статистический анализ, с преимуществами полноценной визуализации и географического (пространственного) анализа, которые предоставляет карта.

Основные этапы создания модели археологических памятников Горбуновского торфяника средствами ГИС:

1. Сбор необходимой информации, отражающей сведения о местоположении памятников, их размерах, взаимном расположении, а также различные атрибутивные сведения.

2. Разработка структуры базы данных – хранилища. Это таблица «Памятники», содержащая необходимые атрибутивные данные об археологических памятниках.

3. Определение необходимых характеристик карты Горбуновского торфяника: системы координат, масштаба, легенды, ориентирование карты по отношению к сторонам света.

4. Нанесение объектов (археологических памятников) на карту Горбуновского торфяника с максимальной точностью и  заполнение таблицы атрибутивных данных.

5. Классификация объектов в виде построения тематической карты и создание запросов для поиска и выборки информации из базы данных.

Таким образом,  разрабатываемая ГИС позволит: просматривать и оперативно редактировать структуру таблицы, содержащую самые разнообразные сведения по каждому памятнику; выбирать объекты карты и изменять свойства выбранного объекта; просматривать все сведения в окне данных; осуществлять поиск и выборку информации из базы данных и отображать результат в окне карты.

 

Литература

1. Рыжкова О. В., Устинова Е. А. История исследования археологических памятников Горбуновского торфяника // Древности Горбуновского торфяника. Охранные археологические исследования на Среднем Урале. Сборник статей. Выпуск 6. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2010. – С. 6–30.

 

Приложение 10

Методические рекомендации для начинающего оратора

Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, вы должны научиться избегать распространенных ошибок. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, как растет ваша уверенность и самоконтроль во время публичных выступлений. Ниже приводятся рекомендации, как преодолеть типичные ошибки начинающего оратора.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме — будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» – радуйтесь на самом деле! Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно – люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт. Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь...» Тогда вы, по крайней мере, произведете впечатление честного человека, говорящего правдивые вещи.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Посыл, казалось бы, честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».

Публика эгоистична. В ее центре внимания стоит, прежде всего, она сама. Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель – информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. Если вы будете действовать именно так, тогда:

а) гораздо больше слушателей, чем вы думаете, просто не обратят внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются, прежде всего, собой и своими делами.

б) ваше волнение улетучивается тем скорее, чем больше внимания вы уделяете другим людям, а не собственным ощущениям.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т. д. и т.п.)». Публика – не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно – за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего – умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все – одна команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10–15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови – главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови – признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови — это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.

Ошибка 5: Подбор слов

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «... не принесет убытков», «... не плохо», «... не боимся прилагать усилия», «... не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Помните: слова – это картинки в голове! Недаром в древности учителя риторики говорили своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы я это увидел!». Слова должны создавать нужную вам картинку в голове слушателей. Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо». Создавайте позитивное настроение позитивными словами — ведь от настроения публики зависит очень многое!

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Всем студентам известны лекторы-зануды. «Воздействие внешнего объекта связано, во-первых, с прогрессирующей эмансипацией когнитивных функций от примитивных аффективных структур, во-вторых, с дифференциацией самих аффективных структур, их автономизацией от базальных влечений...», – бубнит такой преподаватель битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги и они полностью утратили нить повествования.

Лучше информативной речи – только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность – слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез. Смех — это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации – это доказано нейропсихологами.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов – ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас, иначе вам отплатят той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. Так, однажды всеми нелюбимому лектору по истории философии студент-психолог прилюдно задал каверзный вопрос: как следует относиться к философу Уоллесу? Преподаватель, испугавшись, что его поймают на недостатке эрудиции, долго и убедительно разъяснял затаившей дух аудитории ошибки этого философа, выдуманного студентами накануне лекции.

Чтобы не попасть в смешное положение, достаточно было просто ответить: «Нет, этот автор мне не знаком. Если вы считаете, что его учение подходит к нашей теме, прошу рассказать о нем в нескольких словах». Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории. Подключайте слушателей с новой информацией к докладу, умейте оценить их знания. Этим вы убьете сразу нескольких зайцев: продемонстрируете уважение к участникам и внесете оживление в собственное выступление, дополните и обогатите его. Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т. п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией. Этим горе-ораторам так и хочется дать совет строго по Архимеду: «Найдите же, наконец, точку опоры!»

Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни». Вы можете сидеть или стоять – это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и проч. факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Не стоит «окапываться» на одном месте. Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления – тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве в следующую точку и т.п. Таким образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления и вселяете в них уверенность.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать публику «в тонусе» он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать напряженность и интерес, он заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своем публичном выступлении. Когда нужно, он добавляет голосу значительности и драматизма.

Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства, и вы завоюете публику! Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило, они спешат заполнить их разной словесной чепухой и словами-паразитами («Ээээ... Значит так... Ээээ... Ну, что еще сказать... Ээээ...»). В результате публика думает: «Ээээ... Ну ничего себе! Когда же он закончит мычать?» Кто-то начинает считать, сколько раз вы скажете «Ээээ..», кто-то погружается в свои мысли и начинает смотреть в окно, не обращая на вас внимания, остальные мучаются и считают минуты до конца лекции.

Полезно помнить совет блистательной Джулии Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное – это умение держать паузу, лучше ее не делать, но если уж вышло – держи ее, сколько можешь». Когда нечего сказать — лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами. Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории. Они активно пользуются интерпаузами, во время которых публика может обдумать сказанное, и нагнетающими обстановку интрапаузами, когда слушатели должны предугадать дальнейшее развитие повествования. Паузу можно использовать для установления визуального контакта, чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения и драматизма; для возбуждения любопытства («...а что он скажет дальше?») и для многого другого. Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.

Источник: Медведев И. Правила успешного публичного выступления / И. Медведев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/orator1.htm

Рекомендуемая литература

1. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д.: Феникс,1996. – 576 с.

2. Виноградов С. И. Культура русской речи / С. И. Виноградов, Л. К. Граудина, В. П. Даниленко. – М.: Новая школа, 1994.– 320 с.

3. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи / Н. Н. Кохтев. – М.: Изд-во МГУ, 1992.– 236 с.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.