Форма промежуточной аттестации (по семестрам) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

2020-12-27 93
Форма промежуточной аттестации (по семестрам) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «РГГУ»)

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

                                                                                                         

Кафедра организационного развития

 

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Направление подготовки: 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Профиль: « Государственное и муниципальное управление »

Уровень квалификации выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

 

РПД адаптирована для лиц

с ограниченными возможностями

 здоровья и инвалидов

 

 

Москва 2019


 

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

 

Рабочая программа дисциплины

 

Составитель:

канд.экон.наук, доцент Т.М.Алиева  

 

Ответственный редактор

д-р экон. наук, профессор Н.И.Архипова

 

УТВЕРЖДЕНО                                                                          УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания кафедры

организационного развития                                                     Руководитель ОП ВО

№12 от 20.09.2019 г                                                    _________________________

                                                                               __ __________

                                                                                             «___» ________ 2019 г.

 

СОГЛАСОВАНО:

 

.

 

 

Директор Научной библиотеки                                      

«____» ________________2019 г.                                               Батова Л.Л.

 

 

© Российский государственный гуманитарный университет, 2019

 

Оглавление

Пояснительная записка

1.1 Цель и задачи дисциплины

1.2. Формируемые компетенции, соотнесённые с планируемыми результатами обучения по дисциплине 

1.3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

2.. Структура дисциплины

3. Содержание дисциплины

Образовательные технологии

5. Оценка планируемых результатов обучения

5.1. Система оценивания

5.2.Критерии выставления оценок

5.3. Оценочные средства (материалы) для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Список источников и литературы

6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

8. Обеспечение образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Методические материалы

9.1. Планы семинарских занятий 

9.2. Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины

Приложения

Приложение 1. Аннотация дисциплины

Приложение 2. Лист изменений

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель и задачи дисциплины

Дисциплина «Управление качеством» является дисциплиной по выбору учебного плана образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

 Дисциплина реализуется кафедрой организационного развития факультета управления Института экономики, управления и права РГГУ.

Цель дисциплины - сформировать у студентов целостное системное представление об управлении качеством как современной концепции управления, сформировать такие умения и навыки в области управления качеством, которые позволят обоснованно действовать и принимать эффективные решения в области повышения качества административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти, качества самих услуг, качества труда персонала, создания условий для ликвидации необоснованных и неэффективных с общественной точки зрения услуг на основе процедур контроля и оценки качества деятельности органов исполнительной власти.  

       Задачи:

- дать знания обобщающего характера об основных этапах развития и становления менеджмента качества в России и за рубежом,

- познакомить с основами нормативно-правового регулирования отношений в области управления качеством в России, контроля качества социального обслуживания населения,

- познакомить с особенностями современного этапа развития систем менеджмента качества (СМК), особенностями концепции принятия решений на основе оценки рисков в СМК,новыми концепциями и требованиями к персоналу организации в версии ISO 9001:2015,

- дать знаниятеоретических основ современной методологии управления качеством,

- научить базовым технологиями практическим методам разработки, анализа и совершенствования системы менеджмента качества,

- научить основным методам измерения и оценки качества, оценки затрат на качество.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

ПК-25 – умение организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществления административных процессов.

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- объективные предпосылки роста внимания к проблеме качества труда, продукции, работ и услуг за рубежом и в России;

- теоретические основы управления качеством;

- основные требования стандартов ИСО серии 9000 к системам менеджмента качества и их содержание;

- базовые методы измерения, анализа и оценки качества;

- основы правового регулирования отношений в области качества в России, оценки и контроля качества социального обслуживания населения.

Уметь:

- применять методы менеджмента качества для решения практических задач совершенствования управленческой деятельности организации;

- определять приоритеты качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры;

- оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсовдля ликвидации необоснованных и неэффективных с общественной точки зрения услуг;

- применять на практике знания в сфере нормативно-правового обеспечения качества;

- использовать знания в области разработки, документирования, анализа и совершенствования системы менеджмента качества при решении конкретных задач, составлять описания и распределять функции и функциональные обязанности сотрудников, а также функции подразделений разного уровня;

- применять знания методов измерения и оценки качества.

Владеть:

- навыками разработки и внедрения системы менеджмента качества в организации;

- навыками сбора, анализа и результативного использования информации о качестве персонала, процессов, продукции, работах и услугах для совершенствования организации.

Рабочей программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме работы на семинарских занятиях (контрольные работы, коллоквиум, тесты, решение кейс-задач), промежуточная аттестация в форме зачета с оценкой.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

1.2. Формируемые компетенции, а также перечень планируемых результатов обучения

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

ПК-25 – умение организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществления административных процессов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать результаты образования, представленные в следующей таблице.

Коды компетенции Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ПК-25 Умение организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществления административных процессов. Знать: - объективные предпосылки роста внимания к проблеме качества труда, продукции, работ и услуг за рубежом и в России; - теоретические основы управления качеством; - основные требования стандартов ИСО серии 9000 к системам менеджмента качества и их содержание; - базовые методы измерения, анализа и оценки качества; - основы правового регулирования отношений в области качества в России, оценки и контроля качества социального обслуживания населения. Уметь: - применять методы менеджмента качества для решения практических задач совершенствования управленческой деятельности организации; - определять приоритеты качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры; - оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсовдля ликвидации необоснованных и неэффективных с общественной точки зрения услуг; - применять на практике знания в сфере нормативно-правового обеспечения качества; - использовать знания в области разработки, документирования, анализа и совершенствования системы менеджмента качества при решении конкретных задач, составлять описания и распределять функции и функциональные обязанности сотрудников, а также функции подразделений разного уровня; - применять знания методов измерения и оценки качества. Владеть: - навыками разработки и внедрения системы менеджмента качества в организации; - навыками сбора, анализа и результативного использования информации о качестве персонала, процессов, продукции, работах и услугах для совершенствования организации.  

 

1.3 Место дисциплины   в структуре основной образовательной программы

Дисциплина "Управление качеством» является дисциплиной по выбору учебного плана образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

Дисциплина реализуется на факультете управления кафедрой организационного развития.

Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин:

В соответствии с матрицей компетенций и формирующих их составных частей для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: Исследование систем управления, Документационное обеспечение управления, Управление человеческими ресурсами.

       В результате освоения дисциплины (модуля) формируются компетенции, необходимые для изучения следующих дисциплин: Управление проектами, Принятие управленческих решений, Управленческое консультирование.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Для очной формы обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем - 42 ч., самостоятельная работа обучающихся – 66 ч.

 

П/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

П/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Для заочной формы обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем - 12., самостоятельная работа обучающихся - 96 ч.

П/п

Разделы

дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

       Информационные и образовательные технологии, используемые в процессе обучения студентов,направлены на реализацию компетентностного подхода и основываются на принципе профессиональной направленности обучения. Каждая лекция сопровождается презентацией, отражающей основные положения излагаемого материала и содержащей необходимые для изучения практические примеры.

В практике обучения сочетаются традиционная лекционная и семинарская деятельность с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций, подготовка документов системы на основе отработанных клише и др.). Желательным сопровождением сообщений студентов на семинарском занятии также является презентация.

Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление полученных навыков и для приобретения новых теоретических и фактических знаний, выполняется в читальном зале библиотеки и в домашних условиях, подкрепляется учебно-методическим и информационным обеспечением (учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций).

При реализации рабочей программы дисциплины используются следующие образовательные технологии (указываются по видам занятий).

 

Образовательные технологии

№ п/п Наименование раздела Виды учебной работы Информационные и образовательные технологии
1. Сущность понятия «качество» и основные принципы менеджмента качества Лекция Практическое занятие Самостоятельная работа студентов (СРС) Лекция-визуализация Развернутая беседа с обсуждением докладов Дискуссия
2. Теория и практика управления качеством в России и за рубежом Лекция Практическое занятие Самостоятельная работа студентов (СРС) Лекция-визуализация Развернутая беседа с обсуждением докладов Дискуссия
3. Методологические основы управления качеством на основе стандартов ИСО Лекция Практическое занятие Самостоятельная работа студентов (СРС) Лекция-визуализация с элементами лекции дискуссии Практическое занятие: выполнение практических заданий, выступление, презентация, участие в дискуссии
4. Основные требования стандартов ИСО серии 9000 к системам менеджмента качества (СМК), особенности системного и процессного подхода к менеджменту качества Лекция Практическое занятие Самостоятельная работа студентов (СРС) Лекция-визуализация с элементами лекции дискуссии Практическое занятие: выполнение практических заданий, выступление, презентация, участие в дискуссии
5 Особенности управления человеческими ресурсами. Требования к переходу от концепции компетентность персонала к концепции компетентность организации в версии ISO 9001:2015 Лекция Практическое занятие Самостоятельная работа студентов (СРС) Лекция-визуализация с элементами лекции дискуссии Практическое занятие: выполнение практических заданий, выступле-ние, презентация, участие в дискуссии
6 Особенности концепции принятия решений на основе оценки рисков в СМК версии ISO 9001:2015 Лекция Практическое занятие Самостоятельная работа студентов (СРС) Лекция-визуализация с элементами лекции дискуссии Практическое занятие: выполнение практических заданий, выступление, презентация, участие в дискуссии
7 Основные методы измерения и оценки качества. Механизмы подтверждения соответствия в рыночных условиях Лекция Практическое занятие Самостоятельная работа студентов (СРС) Лекция-визуализация с элементами лекции дискуссии Практическое занятие: выполнение практических заданий, выступление, презентация, участие в дискуссии

5. Оценка планируемых результатов обучения

Система оценивания

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины представляется в виде таблицы:

 

№ п/п Контролируемые разделы дисциплины   Код контролируемой компетенции (компетенций) Наименование оценочного средства
1. Сущность понятия «качество» и основные принципы менеджмента качества ПК-25 Тест
2. Теория и практика управления качеством в России и за рубежом ПК-25 Опрос
3. Методологические основы управления качеством на основе стандартов ИСО ПК-25 Проверка результатов решения кейсов
4. Основные требования стандартов ИСО серии 9000 к системам менеджмента качества (СМК), особенности системного и процессного подхода к менеджменту качества ПК-25 Проверка результатов решения кейсов
5 Особенности управления человеческими ресурсами. Требования к переходу от концепции компетентность персонала к концепции компетентность организации в версии ISO 9001:2015 ПК-25 Проверка результатов решения кейсов Тест
6 Особенности концепции принятия решений на основе оценки рисков в СМК версии ISO 9001:2015 ПК-25 Проверка результатов решения кейсов
7 Основные методы измерения и оценки качества. Механизмы подтверждения соответствия в рыночных условиях ПК-25 Проверка результатов решения кейсов

 

В процессе изучения курса проводится рейтинговый контроль знаний студентов в соответствии с Положением РГГУ о его проведении. Он предполагает учет результатов написания контрольных работ на семинарских занятиях, результатов самостоятельной работы по выполнению аналитических заданий, а также степени участия студентов в обсуждении вопросов и выполнения практических заданий на семинарских занятиях.

Соотношение суммарного количества набранных баллов и экзаменационной оценки представлено в таблице:

Баллы

Традиционная

 ECTS

95-100

83-94

отлично

зачтено

A B 68-82 хорошо C

56-67

50-55

удовлетворительно

D E

20-49

0-19

неудовлетворительно

не зачтено

FX F

Примеры контрольных вопросов по курсу

1. Охарактеризуйте этапы развития менеджмента качества в России и за рубежом.

2. Сформулируйте основные положения концепция всеобщего управления качеством.

3. Назовите основоположников «концепций качества» и опишите их вклад в развитие теории управления качеством.

4. Охарактеризуйте основные этапы развития и совершенствования управления качеством в Японии.

5. Выделите и проанализируйте особенности японского опыта управления качеством.

6. Выделите и проанализируйте особенности опыта США в управлении качеством.

7. Выделите и проанализируйте особенности опыта Европы в управлении качеством.

8. Дайте сравнительный анализ отечественных систем управления качеством: БИП, КАНАРСПИ, НОРМ и КС УКП.

9. Опишите структуру и основные функции международной организации по стандартизации (ИСО).

10. Дайте содержательное описание следующих принципов менеджмента качества: лидерство руководителя; ориентация на потребителя; вовлечение работников.

11. Дайте содержательное описание следующих принципов менеджмента качества: процессный подход; системный подход к менеджменту.

12. Дайте содержательное описание следующих принципов менеджмента качества:постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками.

13. Дайте содержательное описание понятий «качество», «обеспечение качества», система менеджмента качества (Международный словарь менеджмента качества).

14. Дайте содержательное описание понятий «менеджмент качества», «мониторинг качества» и «улучшение качества» (Международный словарь менеджмента качества).

15. Определите и сравните понятия «характеристики качества продукции» и «показатели качества продукции».

16. Определите и сравните понятия «менеджмент качества», «управление качеством» и «обеспечение качества».

17. Охарактеризуйте основные стадии и этапы жизненного цикла продукции.

18. Опишите этапы цикла PDCA (цикла Деминга).

19. Выделите и опишите те постулаты Деминга, которые относятся к контролю качества.

20. Выделите и опишите те постулаты Деминга, которые относятся к развитию человеческих ресурсов.

21. Выделите и опишите те постулаты Деминга, которые относятся к эмоциональной и мотивационной сфере сотрудников фирмы.

22. Выделите и опишите те постулаты Деминга, которые относятся к взаимоотношениям между руководителем и подчиненными, к взаимоотношениям между различными отделами фирмы.

23. Расскажите о сути «процессного подхода» к управлению и о том, как этот подход применяется в системах менеджмента качества.

24. Расскажите о сути «системного подхода» к управлению и о том, как этот подход применяется в системах менеджмента качества.

25. Опишите концептуальные положения модели Фейгенбаума.

26. Опишите модель системы качества Джурана и расскажите, как в этой модели устраняются противоречия и недостатки моделей Фейгенбаума и Эттингера.

27. Опишите структуру и элементы модели системы менеджмента качества, представленной в стандартах ИСО (версия 2008 г.).

28. Опишите роль руководства при разработке и поддержании в рабочем состоянии эффективной и результативной системы менеджмента качества по требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

29. Определите роль документирования системы менеджмента качества, способы управления документацией и расскажите о содержании документа «Руководство по качеству».

30. Опишите содержание и назначение целей и политики в области качества.

31. Расскажите, как происходит распределение ответственности, обязанностей и обмен информацией при управлении качеством.

32. Расскажите об организационных преобразованиях, необходимых для успешной разработки и внедрения системы менеджмента качества.

33. Расскажите о целях и задачах анализа системы менеджмента качества со стороны руководства.

34. Расскажите о целях и задачах управления человеческими ресурсами в системе менеджмента качества.

35. Расскажите о сути требований к качеству инфраструктуры предприятия и качеству его производственной среды.        

36. Определите общие требования к качеству процессов, необходимых для производства продукции и/или услуги.

37. Опишите, как осуществляется управление процессами в системе менеджмента качества.

38. Опишите требования к качеству процессов, связанных с маркетингом и проектированием продукции и/или услуги в системе менеджмента качества.

39. Опишите требования к качеству процессов, связанных с производством и закупками в системе менеджмента качества.

40. Перечислите причины, по которым предприятию необходимо обеспечивать пригодность и работоспособность средств измерения и контроля.

41. Опишите требования стандартов ИСО к качеству исполнения погрузочно-разгрузочных работ, процессам упаковки, хранения, консервации и поставки продукции.

42. Опишите способы сбора и анализа информации об удовлетворенности потребителей качеством продукции и/или услуги.

43. Опишите цели и задачи внутренних проверок (аудитов) действующей системы качества. 

44. Опишите способы проведения мониторинга качества продукции и/или услуги (текущий и окончательный контроль, программа контроля качества продукции).

45. Опишите требования, предъявляемые в системе менеджмента качества к процессу управления несоответствующей продукцией.

46. Расскажите, почему корректирующие и предупреждающие действия обеспечивают улучшение системы менеджмента качества.

47. Определите предмет и задачи квалиметрии.

48. Расскажите о факторах, влияющих на качество продукции. Определите понятие «уровень качества объекта».

49. Дайте общую характеристику наиболее распространенных инструментов контроля качества продукции.

50. Расскажите о диаграммах Парето и Иссикавы, способах их построения и использования.

51. Расскажите о «контрольных картах» Шухарта, способах их построения и использования.

52. Расскажите об основных идеях FMEA-анализа (анализа возможностей возникновения и влияния дефектов на потребителя).

53. Расскажите о социально-психологических аспектах управления качеством и внедрении изменений.

54. Расскажите об организации системы сертификации в РФ.

55. Расскажите о сущности и содержании сертификации, о сертификате соответствия и декларации о соответствии.

56. Расскажите об особенностях сертификации систем качества.

57. Перечислите основные задачи, которые решаются при рассмотрении вопросов экономики качества.

58. Дайте краткую характеристику методам калькуляции затрат на качество

59. Расскажите о подходе к управлению качеством на основе стратегии «ноль дефектов».

Пример тестовой контрольной работы

1. Ошибочно полагать, что стремление к порядку и дисциплине, желание выпускать продукцию высокого качества чужды россиянам. В этом нетрудно убедиться, прочитав Указ Петра I от 11 января 1723 года: «Повелеваю хозяина Тульской фабрики Корнилу Белоглазова бить кнутом и сослать на работу в монастыри, понеже он, подлец, осмелился войску Государеву продавать негодные пищали и фузеи, старшину Флора Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья. Приказано оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей. Пусть дьяки и подьячие смотрят, как альдермалы клейма ставят, буде сомнение возьмет, самим проверять и осмотром и стрельбою. А два ружья каждый месяц стрелять, пока не испортятся. Буде заминка в войске приключаться при сражении по недогляду дьяков и подьячих, бить оных кнутьями и нещадно …………..». Можно ли назвать страх наказания универсальным средством повышения качества продукции? Объясните свой ответ.

2. Какой пример относится к корректирующим действиям?

 Устранение конкретного выявленного несоответствия.

 Устранение причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения.

 Устранение причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления.

 

Что такое качество изделия?

 качество услуги;

 качество сервиса;

 качество модели;

 качество разработки;

 все выше перечисленные.

Что такое качество фирмы?

 качество системы управления;

 качество системы организации;

 качество оснащенности фирмы новым оборудованием;

 качество персонала и его руководства;

 все, выше перечисленное.

Литература

Основная

  1. Аристов О.В. Управление качеством: учебник / О.В. Аристов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 224 с. (ЭБС Znanium.com)
  2. Вдовин С.М., Салимова Т.А. Система менеджмента качества организации. Учебное пособие. М.Инфра-М. 2019, 299 с. (ЭБС Znanium.com)
  3. Елохов А.М. Управление качеством. Учебное пособие. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.Инфра-М, 2017. 334 с. (ЭБС Znanium.com)
  4. Сероштан М.В. Управление качеством. Учебник / Михеева Е.Н., Сероштан М.В., - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2017. - 532 с. С.72-106 (ЭБС Znanium.com)
  5.  Протасьев В.Б. Управление качеством: учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 231 с. + Доп. Материалы (ЭБС Znanium.com)
  6. Сизикин А.Ю. Управление качеством: учеб. пособие / Е.Б. Герасимова, Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин; под ред. Б.И. Герасимова. 4-е изд., испр. и доп. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. — 217 с. + Доп. материалы (ЭБС Znanium.com)
  7. Магер В.Е. Управление качеством: учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 176 с. (ЭБС Znanium.com)

 

Дополнительная

1. Ильенкова С.Д., Ильенкова Н.Д., Мхитарян В.С. Управление качеством: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004– 352 с. 

2. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004, 720 с.

3. Одегов Ю.Г., Абдурахманов К. X., Котова Л. Р. Оценка эффективности работы с персоналом: методологический подход: Учебно-практическое пособие. М.: Альфа-Пресс», 2011– 752 с.

Дополнительная: научная

1. Круглов М.Г., Шишков Г.М. Менеджмент качества как он есть. – М.: ЭКСМО, 2012. – 544с. – (Качественный менеджмент)

2. Комаров Е.И., Жданкин Н.А. Система управления персоналом предприятия на основе стандарта ИСО 9001/ Кадровая служба и управление персоналом предприятия, 2005, №1

3. Никитин В.А., Филончева В.В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2008. – Спб.: ПИТЕР, 2004. – 127с.

4. Панов А.Н. Как победить в конкурентной борьбе. Гармоничная система качества – основа эффективного менеджмента. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. – 272 с.  

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

9.1. Планы семинарских/ практических/ лабораторных занятий

Содержание семинарских занятий

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема. Сущность понятия «качество» и основные принципы менеджмента качества – (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Качество и удовлетворенность потребителя.

2. Качество как составляющий элемент конкурентоспособности.

3. Основные принципы управления качеством.

4. Основные модели качества услуг 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Тема. Теория и практика управления качеством в России и за рубежом. Практика использования идей управления качеством в области зарубежного государственного и муниципального управления - (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Вклад России в теорию и практику управления качеством.

2. Отличительные особенности подхода к управлению качеством в Японии.

3. Опыт Европы в области управления качеством.

4. Опыт США в области управления качеством.

5. Принципы управления качеством государственных услуг

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема. Методологические основы управления качеством на основе стандартов ИСО – (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Модели управления качеством: управленческий цикл P-D-C-A (цикл Деминга-Шухарта).

2.  Модели управления качеством: спираль Джурана, модель А.Фейгенбаума.

3. Концепция и принципы всеобщего управления качеством (TQM).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема. Основные требования стандартов ИСО серии 9000 к системам менеджмента качества (СМК), особенности системного и процессного подхода к менеджменту качества (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Модель системы менеджмента качества, предложенная международной организацией по стандартизации ИСО. Структура модели.

2. Системный и процессный подходы к менеджменту качества и их реализация в модели системы менеджмента качества

3. Роль высшего руководства в системе менеджмента качества (политика в области качества, оргструктура, анализ результативности СМК).

4. Управление ресурсами в системе менеджмента качества.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5, 6

Тема. Особенности управления человеческими ресурсами. Требования к переходу от концепции компетентность персонала к концепции компетентность организации в версии ISO 9001:2015 – (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Управление процессами жизненного цикла продукции.

2. Современные концепции «знаний организации» и «менеджмента знаний». «Ремесленный» подход: умение и квалификация отдельного специалиста.

3. Концепция компетентность организации. Переход от концепции компетентность персонала к концепции компетентность организации в версии ISO 9001:2015.

4. Усиление роли руководителя. Использование «структур высокого уровня».

5. Продолжение работы над кейсами 2, 3, 4.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема. Особенности концепции принятия решений на основе оценки рисков в СМК версии ISO 9001:2015. – (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Концепция риск-ориентированного мышления. Фокусирование на снижение рисков и применение процессного подхода

2. Принятие решений на основе оценки рисков в системе менеджмента качества как развитие и дополнение принципа «принятие решений, основанных на фактах».

3. Социально-психологические аспекты управления качеством и внедрение изменений.

4. Идентификация внутренних и внешних факторов, влияющих на достижение поставленных целей, оценка влияния этих факторов (оценка риска) и выработка мер по снижению риска.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8,9

Тема. Основные методы измерения и оценки качества. Механизмы подтверждения соответствия в рыночных условиях – (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений».
  2. Основные понятия квалиметрии. Показатели качества. Методы оценки уровня качества.
  3. «Семь инструментов» управления качеством: причинно-следственная диаграмма Ишикавы, контрольные листки и контрольные карты, гистограммы, диаграммы разброса, анализ Парето, стратификация данных.

4. Стандарты. Роль и значение стандартизации в обеспечении качества.

5. Особенности применения международных стандартов в России.

6. Сертификация как механизм обеспечения качества. Цели проведения сертификации и объекты сертификации.

7. Организация системы сертификации в РФ, ее место в международной системе сертификации.

8. Проблемы обязательной сертификации в современной России.

 

Источники:

       Федеральный Закон от 26.06.2011 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

Основная

1. Аристов О.В. Управление качеством: учебник / О.В. Аристов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 224 с. (ЭБС Znanium.com)

2. Вдовин С.М., Салимова Т.А. Система менеджмента качества организации. Учебное пособие. М.Инфра-М. 2019, 299 с. (ЭБС Znanium.com)

3. Елохов А.М. Управление качеством. Учебное пособие. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.Инфра-М, 2017. 334 с. (ЭБС Znanium.com)

4. Сероштан М.В. Управление качеством. Учебник / Михеева Е.Н., Сероштан М.В., - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2017. - 532 с. С.72-106 (ЭБС Znanium.com)

5.  Протасьев В.Б. Управление качеством: учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 231 с. + Доп. Материалы (ЭБС Znanium.com)

6. Сизикин А.Ю. Управление качеством: учеб. пособие / Е.Б. Герасимова, Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин; под ред. Б.И. Герасимова. 4-е изд., испр. и доп. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. — 217 с. + Доп. материалы (ЭБС Znanium.com)

7. Магер В.Е. Управление качеством: учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 176 с. (ЭБС Znanium.com)

Дополнительная

1. Ильенкова С.Д., Ильенкова Н.Д., Мхитарян В.С. Управление качеством: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004– 352 с. 

2. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004, 7


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.185 с.