Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Вопрос 10. Развитие и роль обмена в первобытную эпоху.

2020-12-27 261
Вопрос 10. Развитие и роль обмена в первобытную эпоху. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В период позднеродовой общины собственность окончательно разделилась на личную (движимое имущество – украшения, скот, орудия) и коллективную – землю. Изменяется и порядок наследования. Важную роль играет обмен. Это было связано, во-первых, с тем, что оседлость повысила изоляцию общин и ограничила доступ к природным ресурсам, а, во-вторых, с некоторым ростом производительности труда, который время от времени давал некоторый прибавочный продукт, пригодный для обмена. Система обмена отличалась многообразием:

1) Самая простая форма – межобщинный обмен, обмен между двумя соседними поселками или общинами;

2) Ко второй ступени относился межплеменной обмен, который приурочивался к межплеменным праздникам, имелся разнообразный рынок на границе племен, куда собирались представители племен и обменивались. Обменивались керамикой, оружием, орудиями труда, бытовыми предметами;

3) Дальний обмен, обмен между племенами, расположенными далеко друг от друга, и добираться из одного в другое нужно было по несколько недель, а то и месяцев. Обменивалось труднодоступное сырье, соль, охра, камень, пригодный для изготовления труда (темный кремень из среднего Поволжья, медная руда).

В результате развития обмена вырабатываются некие обменные эквиваленты, или обменные деньги, в их качестве могли фигурировать раковины, птичьи перья, шкурки зверей, керамика, но первобытные деньги – это не деньги. Хотя в неолитическом хозяйстве излишки производства появлялись чаще, но неравенства как такового тут нет. Избыточная продукция запасается не для улучшения собственного материального положения, а для устройства пиров и церемоний социально-престижного и церемониального характера. Иногда экономику этого периода так и называют престижной экономикой. Иногда даже доходило до того, что семья предпочитала сама перебиваться с хлеба на воду, но устроить праздник не хуже, чем у других. С другой стороны, накопление продуктов для устройства праздников гарантировало людям поддержку в голодное время.

На стадии позднеродовой общины приобретают определенное значение военные столкновения: это могли быть набеги карательного характера, достаточно короткие по времени, причиной которых могли быть частные ссоры. А иногда это быть длительные военные действия между племенами, основной имевшие кровную месть или причины ритуального характера. Во время инициаций юношам в определенный период полагалось устраивать набеги на соседей.

Первоначально имущества побежденных не захватывалось вообще. Позднее начинают присваивать движимое имущество. Но характерный момент: территорию чужого племени не захватывали, территорию побежденных к своей не присоединяли: считалось, что данная земля находится под защитой духов-предков убитых людей, они не дадут ту спокойно жить, будут мстить за убитых. Пленных иногда уводили, но впоследствии они работали вместе с победителями и становились полноправными членами общества.

 
Вопрос 11. Проблема происхождения дуальной экзогамии

 

С появлением на исторической арене гомо-сапиенс связывается и возникновение нового типа социальных отношений – появление раннеродовой общины. Процесс превращения праобщины в раннеродовую общину сложно объяснить теоретически. Видимо, связано это был с ростом производительных сил и усложнением социальных отношений между людьми. Коллективная охота и собирательство требовали усложнения отношений между мужчинами и женщинами: первые должны были охотиться, а вторые – оставаться на месте. Одним из специфических признаков рода стало появление экзогамии – запрета половых отношений внутри родственного коллектива. В праобщине были гаремные семьи, промискуитет, теперь же любые половые отношения между родственниками запрещены. Впервые данное явление вводит в научный оборот британский ученый Мак-Леннан в 1860-е г. Он заметил это явление, изучая североамериканских индейцев.

Причины экзогамии точно неизвестны, называются разные:

1. Мак-Леннан считал, что: экзогамия возникла в результате обычая у индейцев убивать пленных девочек из племен воинственных дикарей и искать жен на стороне.

2. Были объяснения, что это было связано с деспотией патриарха.

3. Более подвижные охотники отрывались от женщин своего коллектива и искали женщин другого коллектива.

4. Дарвин говорил об инстинктивном отношении к кровосмешению. Действительно, у животных инстинктивное ограничение инцеста присутствует. И реальные родные братья и сестры, и дети разных родителей, росшие вместе, особого полового тяготения друг к другу не испытывали. Ряд других исследователей тоже говорили об экзогамии как о стремлении избежать последствий кровосмешения, которое ведет к накоплению летальных генов и приводит к тяжелым, а иногда и смертельным болезням. Было ли это осознанным или инстинктивным? Трудно сказать. У архаичных племен не прослеживается связь между половым актом и рождением ребенка. В некоторых случаях предписывалось брать супругов среди родственников, а в каких-то племенах запрещены браки между сводными братьями и сестрами.

5. Наши ученые считали, что экзогамия возникла из стремления праобщин преодолеть замкнутость и завязать хозяйственные отношения с другими праобщинами.

6. Сейчас многие исследователи считают, что одной из причин экзогамии стало подчинение половых инстинктов социальным нормам поведения. Оно предотвращает конфликты из-за самок внутри рода. В итоге, первобытное стадо делится на два рода, связанных родственными отношениями. Любые половые отношения внутри коллектива строго запрещены, и половые отношения выходят за пределы рода. Это способствовало миру внутри коллектива, подчинению личных интересов общественным. Вполне возможно, в начале экзогамные запреты были временными: на время охоты, войн, впоследствии они растягивались на все более длительные сроки. В итоге первобытное стадо перестает существовать, и на его место встает род.

Род представлял собой группу лиц, ведущих происхождение и имеющих счет родства по одной – чаще всего женской – линии, как правило, от какого-то дальнего мифологического предка. Каждый род имел свое имя, какие-то общие обычаи, традиции, религиозные представления. Все члены рода никогда не живут вместе, т.к., вступая в брак, женщина – или, чаще всего, мужчина – уходит в соседний род, в случае развода возвращается назад. Род является основной социальной ячейкой общества, а основной экономической ячейкой выступала община.

Община, которая состояла, в среднем, на 75% из представителей одного рода и на 25% из пришельцев по браку. Интересно, что собственником земли – лесных, рыбных угодий – является род. Вступив в брак, мужчина может охотиться на угодьях другого рога, но разведясь, теряет это право. Повседневная жизнь людей была ограничена рамками другой организации. Совокупность нескольких (4-5) родов, связанных между собой, представляет племя. Тогда племена были небольшими по размеру и составляли 450-500 человек.

Племя характеризовалось общими этническими особенностями, имело свое название, территорию, диалект, но системы управления (потестарной системы – вождя, совета племени) еще не было. Все управление шло лишь на уровне рода и общины. Высшим органом власти было собрание всех взрослых сородичей – и мужчин, и женщин, на котором избирались старейшины. Они были хранителями родовых норм, разрешали споры, некоторые старейшины занимались охотой и рыбалкой, другие – войной, женщины – хозяйством, домом. Нормы родовой общины были суровы и нацелены на подчинение коллективу.

 

Вместе с появлением раннеродовой общины возникают брак и семья, т.е. особые общественные институты, призванные регулировать отношения между полами и их отношение к потомству.

Ряд исследователей считает, что первой формой брачно-семейных отношений был экзогамный дуально-родовой (между представителями двух разных родов) групповой брак. Последний термин определяет потенциальную возможность (ограниченную рамками одного поколения) вступления людей в брак – все юноши и девушки одного рода потенциально жены и мужья. Но такие отношения со временем ограничиваются, и основной формой брачных отношений был кросс-кузенный (перекрестно двоюродный) парный брак. Например, в браке у людей рождаются дети, потом мальчики уходят в чужой род, а девочки остаются. Дальше девочек выдают замуж, мальчики женятся, у тех и у других появляются дети, и формально эти самые дети родственниками не считаются, хотя реально они двоюродные братья и сестры – и между ними-то и заключается брак. С точки зрения поселения супругов для того периода был характерен матрилокальный брак, то есть кросс-кузены селились в роду жены. Развод был возможен, брак заключался под добровольному согласию без каких-то особых обрядов и в течение жизни мужчины и женщины женились и выходили замуж по 6-8 раз. Парный брак довольно долго переплетался с остатками групповых половых отношений: например, у некоторых народов – австралийских, африканских племен – сохраняется такое явление, пирауру – «добавочные мужья и жены»: мужчина и женщина вступают в брак, формально женаты, но и у нее, и у него могут быть добавочные муж и жена в соседних деревнях, которые были хорошо известны. Если, например, женщине нужно строить дом, она берет всех своих добавочных мужей, и они вместе живут. Помимо добавочных мужей и жен можно назвать такое явление, как полиандрия: многомужество. Оно долго сохранялось в Полинезии, на Тибете, или полигиния – многоженство, но не в смысле гаремов, а добровольное, равноправное многоженство, где жены могут объединиться и выгнать мужа. Сорорат – вариант полигинии, брак с несколькими сестрами одновременно. Впоследствии, в Средневековье сорорат перерастает в явление, когда после смерти жены муж берет её сестру. Левират – брак с вдовой умершего брата. В восточных странах он доживает до Нового времени. Еще один обычай искупительный гетеризм – обычай, по которому девушка перед вступлением в брак вступает в половые отношения со своими потенциальными мужьями из соседнего рода. Гостеприимный гетеризм – право мужчины на своих потенциальных жен из другого рода. В дальнейшем, в Средние Века, гостеприимный гетеризм превращался в право мужчины на жену или дочь хозяина. В некоторых случаях, гостеприимный гетеризм имел под собой практические основания: например, в племенах, которые живут замкнуто, и отношения переходят в ранг кровосмесительных, появление такого человека было шансом влить новую кровь.

В целом, если говорить о парном браке, можно назвать отличия его от современного моногамного:

6) Наличие пережитков группового брака;

7) Узы непрочны и легко расторжимы;

8) Брак характеризуется полным равенством обоих супругов, иногда женскуое слово главенствует;

9) Парная семья не является экономической ячейкой общества, хозяйство ведет вся община в целом;

10)  В парном браке присутствует терпимое, а иногда и поощрительное отношении к до- и внебрачным половым связям. Невеста считается более престижной, если у нее есть дети.



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.