Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Вопрос 7. Предмет истории первобытного общества. Основные проблемы.

2020-12-27 211
Вопрос 7. Предмет истории первобытного общества. Основные проблемы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В истории человечества известно несколько сменяющих друг друга общественно-экономических формаций, последовательная смена которых представляет собой естественноисторический процесс. О количестве формаций, или исторических типов общества существуют разные мнения, однако ни у кого нет сомнений в том, что начальным этапом в истории человеческого общества была первобытнообщинная формация, которая началась около 3 млн. л. назад с выделением людей из животного состояния и завершилась за несколько тысячелетий до н. э. с появлением имущественного, общественного неравенства, классов и гос.-ва. Большую часть своего исторического пути человечество прошло в условиях первобытнообщинного строя. История первобытного общества рассматривается как раздел исторической науки, изучающий развитие человечества до появления классов и государства. Утверждение о том, что настоящая история начинается только с появления классового общества, а история первобытности лишь подготовка к ней неправомерны.

История первобытного общества включает целый ряд важнейших до конца нерешенных проблем — происхождение самого человека (антропогенез), становление общественных отношений (социогенез), происхождение семьи, религиозных верований, искусства, зарождение важнейших форм хозяйственной деятельности — земледелия и животноводства, возникновение частной собственности, классов и государства. С первобытной истории начинается история человечества, поэтому только в истории первобытного общества можно найти истоки явлений и процессов, которые составляют содержание человеческой деятельности и культуры. Знание первобытной истории расширяет исторический кругозор, углубляет понимание современного мира, показывает его исторические корни, позволяет выявить исторические закономерности поступательного развития человечества. В этом заключается познавательное значение изучения первобытной истории.

Целый ряд проблем исследуемых историей первобытного общества имеют мировоззренческое значение — проблема происхождения человека, религиозных верований и т. д., их изучение способствует формированию материалистического мировоззрения.

Наука о первобытности — это не только далекая история, отошедшая в небытие, но, отчасти и современная изучающая ныне живущее поколение людей — т. н. первобытную периферию, а также остатки первобытности в классовых обществах. Основные этапы первобытной истории: эпоха первобытного человеческого стада, ранняя родовая община охотников, рыболовов и собирателей, позднеродовая община земледельцев-животноводов, первобытная соседская (земледельческая, территориальная, сельская община), являвшаяся промежуточным звеном между родовым строем и классовым обществом. Каждому из этих этапов соответствуют определенные археологические периоды.Военная демократия, по последним данным, не является универсальным путем классообразования и становления государств. Таким образом, предмет история первобытного общества изучает процесс зарождения, расцвета и гибели первобытнообщинных отношений, а также судьбы первобытной периферии в классовых формациях.


Вопрос 8. Развитие хозяйства в эпоху классобразования.

Основой хозяйственной деятельности были охота и собирательство, а начиная с мезолита – и рыболовство. Еще одной гранью между периодами было изобретение лука и стрел. Связано это было с тем, что в мезолите меняются условия, теплеет, меняется объект охоты. Появляются и другие виды оружия дальнего боя – праща, например. Возможно, первоначальный архаичный тип пращи – палка с расщепленным концом, в который вкладывается камень и летит. Другое оружие, более экзотическое, - бола, известное в Южной Америке, в Австралии: 2-3 камня привязаны к веревке, которая раскручивается и бросается, камни раскручивают, и веревка обвивает ноги. Если нужно поймать животное, берут легкие куски дерева. Еще одно изобретение – бумеранг. Жители Австралии бросают бумеранг на расстояние до 150 м, были и тяжелые боевые бумеранги с заостренным концом.

Несмотря на изобретение новых вооружений, удельный вес охоты в этот период несколько снижается. Это связано с тем, что индивидуальная охота приносит меньше добычи, чем коллективная. С другой стороны, возрастает роль рыболовства. Изобретаются почти все способы рыбной ловли: запруды, корзины, сети, рыболовные крючки (из кости, когтей птиц), дротики, стрелы. В этот период, на исходе верхнего палеолита, был сделан первый шаг к доместикации. На исходе верхнего палеолита была одомашнена собака – первое домашнее животное. В последнее время появляются предположения, что еще одним рано одомашненным животным был северный олень. Люди кочевали за стадами, и взаимно привыкали и олени к людям, и наоборот.

Возросший уровень техники позволил мезолитическим племенам заниматься разнообразными формами хозяйственной деятельности, в зависимости от природных условий: появляются специализированные племена собирателей, рыболовов. В связи с разделением труда зарождается обмен между раздельными родами или племенами. Он мог быть достаточно дальним, об этом свидетельствуют остатки средиземноморских раковин в Германии, Кавказского обсидиана на Печоре. В качестве предметов обмена могли выступать утварь, изделия, на нашей территории кремень, необходимый для орудий труда, к нам был привезен из среднего Поволжья. Обмен носил коллективный характер, приурочивался к праздникам, натурального характера экономики не нарушал. Обменивали по причин6е жизненной необходимости. Большую роль в развитии обмена играл культурный традиционализм. Были представления, что вещи из какого-то племени обладают особенными свойствами и лучшие.

 Мы уже говорили, что для первобытного общества был характерен коллективизм, главным его фактором была коллективная собственность на средства производства: главный собственник земли – род, и ему принадлежат животные, растения, рыба, месторождения камня. Интересно, что в данном случае, речь шла о том, что находится на земле рода. Помимо коллективной существовала и личная собственность на индивидуальные орудия труда, оружие и предметы. В данном случае, принципы коллективизма этот факт не подрывал. При этом, любой охотник, возвращаясь с охоты, отдавал свою добычу в общий котел, и даже при неудачной охоте он мог претендовать на долю еды, добытой другими охотниками.

В раннеродовом обществе не было разделения труда между разными группами производителей: не было рыболовов, охотников, но существовало разделение труда по полу и возрасту. В частности, на долю взрослых мужчин приходились работы, требующие большой физической силы: они готовили орудия труда, оружие, строили дома, охотились, ловили рыбу, обороняли род от врагов. Женщины занимались собирательством, готовкой пищи, изготовлением посуды, одежды, домашней утвари, воспитанием детей, женщины время от времени могли участвовать в загонной охоте или в вылове рыбы. Дети не участвовали в военных столкновениях, не имели права голоса в народном собрании. Трудиться они должны были с малых лет: в начале это было собирательство, а потом охота. Переход из одной группы в другую был важным делом и сопровождался посвятительными обрядами – инициациями (посвятительными обрядами при переходе от одной возрастной группы в другую). Такие обряды могли растягиваться на длительный срок и быть сложными: не все дети эти обряды проходили, справлялись с ними. Как правило, инициация имела несколько этапов:

- Детей уводили из поселения, изображалось, что уходят навсегда и никогда не вернутся.

- После более или мене длительного подготовительного церемониала проходили телесные испытания: юноши должны были показать свои способности будущих мужчин, а девочки – будущих женщин. Испытания касались физической стороны: люди должны были показать, что умеют терпеть боль и лишения: например, на тело наносились ожоги, испытуемых могли обжигать на костре, для юношей одним из испытаний было обрезание. Часто во время испытаний сами испытуемые были уверены, что умирали и воскресали новыми людьми.

После всех испытаний следовал период уединения, который длился несколько месяцев, а то и год. Юноши селились в хижинах, где их обучали некоторыми секретным знаниям тайного рода: их учили верованиям, семейным обрядам. Затем шло возвращение посвящаемых к повседневной жизни, и строилось оно как возвращение новых людей с новыми именами, и они должны были изображать, что забыли все, что было раньше. Инициации воспринимались как смерть и второе рождение. Многие исследователи считают, что многие сказки отражают обряд инициации: человек уходит из дома, проходит через лес, некоторые испытания, а потом возвращается и женится. После обрядов инициации подростки пополняли ряды взрослых членов рода, взрослые юноши и девушки жили отдельно: в поселениях были мужские и женские половины, дома. Опять же были свои мужские тайны и женские секреты. Мужчины и женщины были равноправны в деле жизни и управления данным родом, и отдельный человек мог быть принесен в жертву ради общественной необходимости. Например, в голодные времена общество избавлялось от стариков и деток – это рациональная мера самосохранения. Эти обычаи сохранялись довольно долго, можно прочитать о них уже в средневековых источниках.


Вопрос 9. Расогенез

В проблеме завершения антропогенеза остро стоит вопрос о становлении современных людей. Некоторые ученые связывают это с природными факторами (концом Ледникового периода), либо с социальными факторами: с развитием речи, укреплением связей внутри коллектива и т.п. В 1940-50 годы ученый Рогинский говорил, что в сравнении с неандертальцем у современного человека не изменяется объем мозга, но изменяется его структура: например, увеличиваются лобные доли мозга (у шимпанзе это 14% мозга, у неандертальца 18%, а у современного человека – 24%). А известно, что эти структуры отвечают за социальное поведение и ассоциативное мышление. Становление современных людей происходило, видимо, на африканской территории по линии африканских Homo-гейдельбергских. По крайней мере, поздние Homo-гейдельбергские имели достаточно сходных черт с современным человеком. Например, родезейский человек (найден на территории Родезии), или находки их долины Ома. Последней ступенью на пути к человеку стал Homo -сапиенс-идалту. Открыт лон был в 1997 году на территории Эфиопии, в пустыне Афар экспедицией под руководством Тимати Уайта и эфиопского палеонтолога Берхара Асфаба. Открытие было случайным: его причиной были ливни в Эфиопии, которые вымыли зарытые под песками окаменелости. Уайт писал, что они проезжали мимо деревни и заметили торчащий череп гиппопотама. Подъехав ближе, они увидели, что череп пробит, начали раскопки и обнаружили 3 взрослые особи и 6 детских.

Скорее всего, умерли они насильственной смертью. Черепа отскоблены, отшлифованы – убийство скорее ритуальное. Эти черепа относятся к заключительной ступени эволюции человека. Как писал Уайт, они не были полностью подобны современным людям, но приблизились к ним почти вплотную. Возраст черепов – примерно 150-160 тыс. лет. Находку назвали Homo -сапиенс-идалту (идалту – старший, древнейший). Теперь ясно, что современные люди существовали в Африке гораздо раньше, чем классические неандертальцы в Европе. Вообще, по вопросу о происхождении людей высказывались две гипотезы: перваятеория полицентризма или «теория канделябра». В ней говорится, что становление современных людей происходило независимо, в разных районах и от разных ветвей Homo-гейдельбергского, чем объясняются различия между расами. Вторая теория – теория моноцентризма, условно говоря, «теория Ноева ковчега»: человек сложился на ограниченной территории, откуда расселился по планете и вытеснил прежние виды. Сейчас ученые почти не сомневаются во второй теории, в пользу которой говорят данные генетики: ДНК современного африканского человека (особенно население Восточной Африки) обнаруживает большую степень вариативности, чем ДНК остальных людей. Например, данные митахондральной ДНК (мтДНК) (передающейся по женской линии) имеют 3 группы, две из них есть только в Африке. По ним была выведена праматерь человечества, митахондральная Ева, которая жила в Африке примерно 100 – 200 тыс. лет назад. До сих пор загадка, почему Homo - sapiens, появившийся 200 000 лет назад, много десятков тысячелетий ничего не приобретал с точки зрения материальной культуры, продолжая пользоваться теми же мусьтерскими каменными орудиями. В связи с этим, высказываются предположения, что современный человек не сразу достиг современного уровня интеллектуальных возможностей. Эволюция до сих пор продолжается, но изменения касаются уже тонких структур мозга, отвечающих за особенности ин6теллекта и за интеллектуальные способности

Современные изменения в виде люди есть, но не так заметны. Люди 100 000 лет назад покидают Африку и 80 000 лет назад расселяются по Азии. 60 000 лет назад добираются до Австралии, 40-45 000 лет назад заселяют Европу, 30 000 лет назад добираются до Америки. Возникают зоны изоляции – изоляции расстоянием, составляющие почву для становления рас.

Особенности рас появляются на стадии Верхнего палеолита. Впрочем, для этого периода характерны находки с негроидными чертами и наоборот. Традиционное деление человечества на 3 расы устарело.

Сейчас используют не только и не столько внешность, сколько генетическое сходство. Разделяют два ствола: западный и восточный, а в каждом по 3 расы.

Западный ствол:

1) Европеоиды;

2) Негроиды. Африканоидная раса – центральная, западная, восточная Африка

3) Капоиды (кайсанская раса) – население Южной Африки, бушмены, пигмеи. Последние имеют короткий рост, закрученные волосы, кожа желтовато-бурая, но не упругая – быстро появляются морщины; эпикантус придает сходство с монголоидами.

Восточный ствол:

1) Монголоиды (азиатская раса). Узкий разрез век, эпикантус, выступающие скулы, прямые черные волосы;

2) Америнды (коренные американцы): подразделяют на северную и южную группу,

3) Австралоиды – австрало-океанийская раса. Раса очень древняя – это население Австралии, Тасмании, Гавайских, Курильских островов: темная кожа, длинные волнистые волосы, борода, крупный нос, массивные надбровья.

В результате смешения появляются расы: мулаты (европейцы и негры), самбо (негроиды и монголоиды). Некоторые народности меняют свою расовую принадлежность. У эфиопов – переход от негроидов к европеоидам, у народов Мадагаскара от негроидов к монголоидам.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.365 с.