Периодизация и хронология ИПО. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Периодизация и хронология ИПО.

2020-12-27 255
Периодизация и хронология ИПО. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет, источники ИПО.

Предмет истории первобытного общества включает в себя происхождение человека, зарождение и первоначальное развитие его хозяйственной и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры. Важнейшей задачей истории первобытного общества является установление основных особенностей первобытнообщинного строя, выявление общих закономерностей его становления, расцвета и распада, изучение условий и форм его превращения в классовое общество.

 

Археологические источники Археологические памятники - орудия труда, остатки древних построек, украшения, посуда и т. п. Вещи — ценнейший исторический источник, так как все они являются продуктами своей эпохи, свойственны данной эпохе и отражают условия жизни того времени, когда они были произведены. Взаимосвязь материальной культуры и социально-экономического строя. Фрагментарность и неравномерность археологических источников.

 

Этнографические источники Этнография, изучающая особенности культуры и быта народов земного шара, занимается исследованием этих племен и народностей, а также тех первобытных пережитков, которые сохранились в быту более развитых народов. Благодаря этнографическим источникам удалось получить более полное представление о различных ступенях общественного развития в прошлом.

 

Антропологические источники Антропология – наука, исследующая исторические и географические аспекты изменчивости антропологических признаков человека. Чем древнее эпоха, к которой относятся эти остатки, тем они фрагментарнее и тем большее искусство требуется для того, чтобы извлечь из них полноценную информацию.

 

 

Геология, восстанавливающая картину геологической истории нашей планеты; Четвертичная геология даёт знания об изменении земной поверхности на протяжении времени, в рамках которого вмещается история человечества.

 

Археозоология изучает костные останки животных, их дикие или домашние формы, важно для определения характера охоты, рыболовства и собирательства, для восстановления древних ареалов многих современных видов, для разработки проблем доместификации и др.

 

Археоботаника определяет состав культуры флоры. В раскопках обнаруживаются пыльца и семена древних диких и культурных растений, что дает нам информацию о введении в агрикультуру растениях и характере использования диких растений, помогает выявить районы мира с первичным земледелием, много дала для понимания очагов возникновения вторичного земледелия.

 

Физика и химия позволяют установить абсолютную хронологию. Например радиоуглеродный метод, калий-аргоновый, археомагнитный, палеомагнитный, по содержанию фосфора в костях.

 

Лингвистика восстанавливает историю отдельных языков и их генетического ветвления реконструирует протоязык, диалекты для многих языковых семей, устанавливает внешние связи для каждой языковой семьи с другими семьями. Письменные же источники занимают второстепенное место так как они часто фантастичны из-за непонимания увиденных обычаев.

 

Историография ИПО.

1) Древний Египет. Тексты о ливийцах, семитах и нубийцах соответственно, донесшие до нас их антропологические и этнологические чер­ты, «народах моря» (II тыс. до н.э.);

2) Античность. Сочинения древних авторов (Геродота (V в. до н. э.) о скифах, сарматах и народах Средней Азии, Ксенофонта (конец V – первая половина IV в. до н. э.) о малоазиатских народах, Страбона (рубеж н. э.) о народах южной Европы и Кавказа, Цезаря (I в. до н. э.) о галлах (кельтах) и Тацита (I в. н. э.) о германцах. Демокрит (V в. до н. э.) представлял, что люди в древности напоминали зверей, подобно зверям боролись друг с другом за средства к существованию, и только эта борьба за существование и вывела их из животного состояния. Лукреций Кар (I в. до н. э.) поэма «О природе вещей». Сыма Цянь «Ши-цзи» («Исторические записки»).

3) Средневековье. Схоластика.

Плано Карпини, Гильома де Рубрука, Марко Поло. Они обогатили западноевропейскую науку неоценимыми географическими сведениями о Средней, Центральной и Восточ­ной Азии, хотя и привезли в Европу некоторые фантастические сведения (особенно был повинен в этом Марко Поло).

4) Великие географические открытия XV – XVI вв. познакомили европейцев с удивительным разнообразием населения Земли в расовом и этнографическом отношениях. Колонизаторы. Лафито, довольно полно описавший в книге «Обычаи американских дикарей в сравнении с обычаями древних времён» (1724) быт канадских ирокезов и гуронов, среди которых он прожил 5 лет. Лафито, сравнивая обычаи индейцев с обычаями первобытных племён, описанных античными авторами, пришёл к выводу, что уровень общественного строя аборигенов Америки соответствует той стадии развития, на которой находились в древности отсталые народы.

Значительную часть своей книги «Описание земли Камчатки» выдающийся русский географ и этнограф С.П. Крашенинников (1711 – 1755) посвятил этнографическому описанию камчадалов (ительменов), коряков и айнов.

Русский православный миссионер И. Е. Попов-Вениаминов (митрополит Иннокентий (Вениаминов) (1797-1879) 15 лет прожил среди алеутов и индейцев Северо-Западной Америки. Написанная им обстоятельная монография о населении Алеутских островов является ценным источником при изучении культуры алеутов XVIII – первой половины XIX в.

Выдающийся вклад в науку о первобытности внёс знаменитый русский путешественник и учёный Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888). Он изучал аборигенов Малакки, Австралии, островов Тихого океана, но глубже всего – папуасов Новой Гвинеи, прежде всего – живших в северной части острова, получившей наименование «Берега Маклая».

Но всё же русские учёные шли не в самом авангарде изучения отсталых народов, и, прежде всего, – в теоретическом осмыслении накопившегося фактического материала.

Американский учёный Льюис Генри Морган (1818 – 1881), который добился выдающегося прогресса в изучении систем родства, истории семьи, родовой организации первобытнообщинного строя. Морган построил схему развития семьи и брака, рода – основной ячейки первобытного общества. Морган также разработал периодизацию первобытного общества, имевшую в его время прогрессивное значение: дикость (охотники и рыболовы), варварство (скотоводы), цивилизация (земледельцы).

4) Возникновения науки о первобытном обществе. В этнографии возникли школы, одна из которых получила наименование эволюционной школы, виднейшими представителями которой были Адольф Бастиан, Герберт Спенсер, Эдвард Тайлор. Эволюционисты доказывали прогрессивность развития общества и культурное единство народов мира независимо от расовой принадлежности, установили последовательность в развитии явлений культуры от низших форм к высшим.

В крупнейшем труде Тайлора «Первобытная культура» (1871) мате­риальная культура, общественные институты и народные верования подразделены на составляющие элементы, и история каждого элемента рассмотрена независимо от всех остальных. Был использован колоссальный этно­логический материал, представлявший народы всех континентов.

Археология. Трем западноевропейским исследователям удалось сделать открытия каменных ору­дий и древних людей вместе с костями вымерших животных: Джюрджу Мак-Инери на юге Англии и французам П. Шмерлингу и Жану Буше де Перту в Бельгии и Франции. При раскопках в Бельгии близ Льежа Шмерлинг обнаружил костные остатки само­го человека. Книга Буше де Перта «Допотопный человек и его труды» с описа­нием его находок вышла в 1860 г. почти одновременно с коренным переломом во взглядах на происхождение человека и заложила основы научного подхода к изучению древнейших следов человеческой деятельности.

Известный английский геолог Чарлз Лайелл в своей книге «Геологические доказательства древности человека с замечаниями о происхождении видов на основе вариаций», вышедшей в 1863 г. проанализировал и обобщил всю накопленную ин­формацию о древнем человеке, включая и его костные остатки, и до­казал их совмещенность с древними геологическими слоями и вы­мершей фауной.

Английский археолог Джон Леббок в 60-е годы XIX в. выделил два этапа в технике обработки камня, связанные с двумя хронологическими этапами в истории ранней технологии, – палеолита и неолита.

Ещё более детальную схему хро­нологической динамики каменного века разработал в последней четверти XIX в. француз Габриель де Мортилье, предложивший для отдельных периодов в истории каменной индустрии наименования по наиболее известным местонахождениям, сохранившиеся до на­стоящего времени: шелль, ашель, мустье, солютре, мадлен – для палеолита; азиль и тарденуаз – для мезолита как промежуточного звена между палеолитом и неолитом. Первые три периода обозна­чались как нижний палеолит, четвертый и пятый – как верхний па­леолит.

Другой французский археолог – Анри Брейль на рубеже XIX – XX вв. предложил выделить ещё один начальный период для верхнего палеолита – ориньяк. В таком виде периодизация пере­шла в XX в. и широко использовалась в археологии до 30-х годов.

Биология. Эволюционная теория Чарльза Дарвина впервые была из­ложена в печати в 1859 г. «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение избранных по­род в борьбе за жизнь». Всё же ос­новная направленность его книги была ясна любому непредубеж­денному читателю: человек должен был произойти в силу тех же естественных закономерностей, в силу которых произошли и все другие живые организмы.

Швейцарец Карл Фогт в 1862 г. и анг­личанин Томас Гекели, в 1863 г. вы­ступили с обоснованием эволюционной теории происхождения че­ловека, показав его анатомическое сходство с человекообразными обезьянами. Они считали, что современному человеку предшество­вал человек, морфологически более примитивный.

Сам Дарвин обратился к теме происхождения человека лишь в 1871 г. и посвятил ей книгу «Происхождение человека и половой отбор», в которой значительно расширил и обогатил аргументацию своих предшест­венников.

Большой резонанс в понимании начальных шагов превращения человека из обезьянообразных форм имела теоретическая деятель­ность немецкого зоолога и морфолога Эрнста Геккеля, предсказав­шего, что в начале антропогенеза стояла какая-то промежуточная очень примитивная форма, названная им «пи­текантропом» («обезьяночеловеком»). 

Эволюционизм в первобытной истории и в особенности взгляды Л.Г. Моргана оказали сильнейшее воздействие на мировоззренческие взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса. Маркс составил снабженный примечаниями конспект «Древнего общества». Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана». Кроме того, в «Диалектике природы» Энгельса имеется подготовительная глава «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которая во многом предопределила характер интерпретации в первобытной археологии и палеоантропо­логии на долгое время вперёд и получила развитие в ряде фундаментальных исследований. Поло­женный Энгельсом в основу развития в антропогенезе фактор труда в западноевропейской и особенно американской литературе все более осознается как ведущий с самых первых шагов формирова­ния древнейших людей.

В разработку периодизации истории первобытного общества, предложенной Энгельсом в книге «Про­исхождение семьи, частной собственности и государства», изданной в 1884 г., в сущности, ничего нового не было – она представляла собой повторение периодизации, предложенной еще Фергюссоном и обогащенной конкретными историческими и этнологическими материалами Морганом. Энгельс принял их деление первобытной ис­тории на эпохи дикости, варварства и цивилизации. Принял он и вве­денную Морганом стадию военной демократии на рубеже эпох вар­варства и цивилизации, подразумевавшую политическое господство племенных вождей.

Обнаружение в XX в. в Европе, и осо­бенно во Франции, в боль­шом количестве пещерных стоянок палеолитических людей, в которых были найдены не только погребения, но и огромный по разнообразию и количеству каменный материал, предметы из кости, образцы искусства значительно расши­рило исследовательский кругозор.

 

В XX в. значительное число новых подходов и теоретических концепций создала этнологическая наука. Сторонники группировались в так называемые школы. В числе их наиболее известны следующие:

– диффузионистская ш. - распространение культурных явлений через контакты между народами — торговлю, переселение, завоевание. Д. как научное направление рассматривал главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, заимствование, взаимодействие культур. Фридрих Ратцель;

– ш. культурных кругов - (Л. Фробениус, Ф. Гребнер и др.), сочетание ряда признаков в определенном географическом районе позволяет выделить отд. культурные провинции («круги»), которые при взаимодействии образуют новые. Если культура перенесена в иные природные условия, ее развитие пойдет по другому пути и из взаимодействия старых культур могут возникнуть новые;

– культурно-историческая - каждое явление культуры, каждый ее элемент возникает однажды в одном месте и принадлежит к одному «культурному кругу». Такой «культурный круг» (культурная провинция) порожден природными условиями и не зависит от воли людей, не развивается во времени, а лишь взаимодействует с другими «кругами» в географическом пространстве. Элементы одного «круга» могут распространяться путем диффузии и накладываться на элементы другого «круга». Сменяющие друг друга во времени «культурные круги» образуют культурные слои. Вся история культуры – это история перемещения нескольких культурных кругов и их механическое взаимодействие

– соци­ологическая (французские ученые Эмиль Дюркгейм, Марсель Мосс, Люсьен Леви-Брюль) - человеческое общество не сводится к простой сумме индивидов. В каждом обществе существует комплекс коллективных представлений, которые обеспечивают устойчивость общества.

Этнология в своем развитии выделила экономическую антро­пологию, политическую антропологию и этнологию права. Нача­лом экономической антропологии считается традиционно 1925 год, когда появился «Этюд о даре» Марселя Мосса, в котором сделана попытка рассмотреть экономические отношения в первобытном обществе в рамках обмена.

Рождение по­литической антропологии многие историографы связывают с англичанином Эдуардом Эванс-Притчардом (институты власти).

Успешно идут разработки в сфере общественного сознания. После работ Леви-Брюля о первобытном мышлении была предпринята попытка показать алогический характер первобытного мышления и господство в нем коллективных представлений - ра­боты Клода Леви-Стросса.

 

Николай Иванович Зибер «Очерки первобытной экономической культуры», 1883 г. (попытка реконструкции производственных отношений в первобытном обществе) + писал о стадном характере отношений у древнейших людей, развитие общины подразделял на два этапа — родовой общины и территориальной.


Максим Максимович Ковалевский - фундаментальные исследования родовых и семейных отношений на Кавказе, общинного землевладения, общественных институтов средневековой Европы, отношений собственности и многих других социально-экономических и общественно-политических явлений.

 

Петр Петрович Ефименко «Первобытное общество» 1938 речь шла о становлении человеческой сущности в целом, в широком смысле слова, во втором — о становлении уже сложившейся человеческой сущности. Я. Я. Рогинский работал дальше.

 

В конце XX – начале XXI в. история первобытного общества – ещё очень молодая наука – переживает новый подъём, связанный с большим количеством археологических материалов, поступивших (и постоянно поступающих) в распоряжение исследователей. Эти материалы требуют не только новых способов интерпретации, новых и новых теоретических идей.

                                    

Миоценовые предки человека.

Дриопитек имел сходство с человекообразными обезьянами и человеком в строении челюсти и зубов (уменьшение клыков и диастемы), в то же время сильное развитие клыков и наличие соответствую­щих признаков типичны для антропоморфных обезьян.

Рамапитек – прогрессивная ветвь дриопитека (Индия и Пакистан). Клыки не выдавались вперед, укороченный лицевой отдел, выпрямившееся, ростом 90-120 см, отсутствие хвоста, по их зубам можно заключить, что они питались мелкими фруктами, почками, молодыми листьями, личинками насекомых и, может быть, муравьями и термитами – кормился на земле. Жили в конце миоцена или в начале плиоцена, примерно 12-14 млн. лет назад.

Кениапитек - род человекообразных обезьян, близких к гоминидам. Миоцен восточной Африки. 14 миллионов лет назад. 1984 г. появилось описание скелета 12-летнего мальчика, найденного на западном берегу оз. Туркана (Кения). В отличие от предыдущих находок он отличался высоким ростом - 168 см. По морфологическим особенностям зубов кениапитеки близки к рамапитеку. Судя по слабому развитию клыков и другим прогрессивным особенностям зубной системы, кениапитеки, возможно, были предками австралопитековых.

Рудапитек – род человекообразных обезьян, Рудабания, Венгрия, 8 млн. лет назад. Характерно выступание носовых костей, стенки носовой полости вертикальные. Предположительно могли передвигаться в выпрямленном положении, питались, вероятно, ягодами и фруктами, так как найденные коренные зубы покрыты очень тонким слоем эмали, стадный образ жизни.

 

Праобщина.

Трудно сказать, какая из двух отраслей хозяйства древних и древнейших людей – собирательство или охота – была основой их жизни. Вероятно, их соотношение было различным на разных территориях и в разные исторические периоды. Однако несомненно, что именно охота была самой прогрессирующей отраслью занятий человека, предопределяя и его развитие (Кости тапиров, гиппопотамов, диких быков, лошадей, оленей кобанов, пещерных медведей и львов (Каповая пещера – пещерный медведь, Тешик-Таш – горные козлы)).

Выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, который сам по себе представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Переход даже к простейшим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, в условиях общественных форм поведения. Это обстоятельство позволяет утверждать, что уже на самых ранних этапах антропогенеза и истории первобытного общества имело место регулирование в добывании и распределении пищи, в половой жизни и т.д. Этот процесс усиливался действием естественного отбора, который способствовал сохранению именно тех коллективов, в которых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь и которые противопоставляли врагам и стихийным бедствиям как монолитные объединения.

Факторы сплочения: Получение питания (охота – выработка коллективных качеств); распределение обязанностей; обучение – передача навыков и опыта следующему поколению; коллективная защита; строительство жилищ; коллективно творчество и труд; поддержание огня.

В праобщине господствовали гаремные семьи, состоящие из десятка-другого особей во главе с крупным сильным самцом. Кроме вожака в нее входили молодые самцы, но не учавствовавшие в размножении из-за невозможности выдержать соперничество с вожаком. (Мало данных) Половые отношения в таком коллективе скорее всего были беспорядочными (промискуитет). Постепенно половые связи между членами одного стада стали запретными и были заменены половыми связями с членами других коллективов (экзогамия). Так стадо превращалось в род.

Важнейшая особенность как табуитета (прамораль), так и первобытной морали заключалась в том, что обе эти формы общественной воли регулировали отношения только между членами того или иного социоисторического организма. Каждая община имела собственную волю, нормы которой распространялись исключительно лишь на ее членов. Соблюдение социальных норм требовалось лишь в отношении членов своей общины и своего рода. На человека, не входившего в состав данной общины, не распространялось действие ни негативных, ни позитивных норм, существовавших в данном социоисторическом организме.

Не менее сложную проблему составляет реконструкция идеологических представлений людей праобщины. Большую роль в ее решении могут сыграть так называемые неандертальские погребения. Почему неандертальцы хоронили своих покойников? Этот вопрос привлек большое внимание исследователей и вызвал много споров. Некоторые ученые видят в неандертальских погребениях заботу об умерших, смерть которых, возможно, еще не осознавалась полностью и воспринималась как временное явление; косвенно об этом свидетельствует поза погребенных. Определенную роль могли играть также санитарные соображения и стремление предотвратить некрофагию— поедание мертвецов. Поэтому в неандертальских погребениях видят одно из доказательств зарождения социальных связей.

Другие ученые выводят неандертальские захоронения из инстинктивных побуждений, известных уже у некоторых видов животных: с одной стороны, из опрятности и, следовательно, желания избавиться от мертвого тела, с другой — из привязанности к особям той же группы и, следовательно, стремления удержать их тела при себе. Обе эти точки зрения не исключают друг друга: мы уже видели, что с развитием праобщины инстинктивные побуждения все больше уступали место общественно осознанным правилам поведения.

Возникновение социальных связей и норм — достаточное, но не единственно возможное объяснение мотивов неандертальских погребений. Уже давно обратил на себя внимание тот факт, что костяки захороненных, как правило, ориентированы по линии восток— запад, т. е. их положение как-то увязано с движением солнца.

А. П. Окладников, раскопавший остатки мальчика-неандертальца в пещере Тешик-Таш в Узбекистане, обнаружил, что вокруг него были уложены в определенном порядке рога горного козла-киика, основного объекта охоты обитателей пещеры. Сопоставив это с солнечной ориентацией костяков, А. П. Окладников выдвинул предположение, что здесь мы уже имеем дело с зачатками солнечного культа. Многие другие ученые также считают возможным, что в поздних неандертальских погребениях отразилось зарождение примитивных религиозных представлений, в частности погребального культа.

Новейшие археологические данные, по-видимому, подтверждают гипотезу о зарождении в коллективах неандертальцев зачатков религии. В пещере Базуа на северо-западе Италии найден напоминающий животное сталагмит, в который первобытные люди кидали комья глины; судя по сохранившимся отпечаткам ног, этими людьми были неандертальцы. Еще интереснее находка в пещере Регурду на юго-западе Франции, где в мустьерских слоях обнаружено несколько искусственных сооружений из камня, в которых были погребены кости бурого медведя. Эти открытия, дополняя находки в мустьерских гротах Петерсхеле и Драхенлох, позволяют думать, что неандертальцу были уже не чужды какие-то элементы магии.

В то же время все наши знания о мозге неандертальца свидетельствуют, что у него еще не могло быть сколько-нибудь оформившихся отвлеченных представлений и что, следовательно, даже простейшие из этих представлений могли зародиться в лучшем случае лишь в позднемустьерское время.

В праобщине, по крайней мере в мустьерское время, уже существовали и другие формы общественного сознания. Американский археолог Р. Солецки обнаружил неандертальское захоронение с обильными остатками пыльцы лекарственных растений в иракском мустьерском гроте Шанидар. Стало быть, уже зародились положительные знания, в данном случае народномедицинские, которые легко могли вырасти из известного даже животным инстинктивного знания полезных растений.

В другом мустьерском гроте Ля Ферраси во Франции обнаружены плитки с чашевидными углублениями и охряными пятнами и полосами. Есть и другие раннепалеолитические находки, рассматриваемые частью специалистов как начатки искусства: волнистые линии на стенах пещер (так называемые макароны), изображения контура рук. Однако большинство ученых считают, что это еще не искусство, а только предшествовавшая ему натуральная изобразительная деятельность. Ясно, что в любом случае перед нами только первые шаги того духовного творчества, которое расцветает в человеческом обществе.

 

Раннеродовая община.

В рамках раннеродовой общины выделяются два последовательных этапа присваивающей деятельности: архаическое и более развитое охотничье-собирательское хозяйство, в ряде районов сочетавшееся также и с рыболовством. Гранью между ними обычно считают применение нового, очень эффективного орудия охоты — лука со стрелами, способствовавшего развитию охоты на средних и мелких животных и птиц.

Начальный этап существования раннеродовой общины представлен археологическими памятниками позднего палеолита: нуклеус, отжимная ретушь → наконечники копий и клинки ножей. Ловчие ямы, ямы-хранилища. Люди селились на лессовых террасах, вблизи долин рек, на местах летних и зимних передвижений стад диких зверей. Наступает расцвет костяной и роговой индустрии; наиболее замечательное мадленское орудие — гарпуны. Характерно появление так называемых жезлов начальников, назначение которых неизвестно.

Мадленская эпоха отмечена изобретением, которое впервые дополнило мускульную силу человека механическим средством, — копье-металки. Возможно, что уже к концу мадлена было изобретено другое «механическое» оружие — лук. В конце мадлена вымерли носорог и мамонт. Основным объектом охоты стали северный олень и дикая лошадь. Мадленцы охотились и на более мелких животных и даже на птиц. Наряду с охотой некоторое значение начала приобретать рыбная ловля. Об этом свидетельствует впервые появившийся в мадлене очень примитивного типа рыболовный крючок.

Следующий этап в развитии раннеродовой общины прослеживается по археологическим памятникам мезолита. Начало мезолита совпадало с окончательным оттаиванием ледникового панциря и с установлением на Земле в общем современного климата. С концом ледниковой эпохи в Южной и Центральной Европе исчез северный олень. Основной добычей охотников стали лось, благородный олень, зубр, кабан, косуля, а также мелкие животные и водоплавающая птица. Микролиты употреблялись в качестве вкладышей в продольных прорезях костяной или деревянной оправы. Так получалось деревянное или костяное орудие с кремневым режущим краем из микролитов. Важнейшим достижением мезолитической техники было появление лука и стрел. Это новое дальнобойное оружие дало новый толчок развитию охоты. Одомашнивание собаки. В северных областях, а в конце мезолита вообще в разных районах появляются грубо-оббитые рубящие орудия (макролиты): топоры, тесла, кирки. Широкое распространение гарпуна и находки на поселениях большого количества костей рыбы свидетельствуют об интенсивном развитии рыболовства.

Первоначальный род по большей части деформировался и видоизменился. Но науке удалось восстановить главное: тот неизменный коллективизм, который был присущ отношениям между членами родовой общины. Охота облавой или загоном, ловля рыбы запорами или сетями, организованное собирательство, сооружение жилищ и лодок — все это требовало совместных усилий коллектива, а общий труд порождал общинную собственность на средства и продукты производства. Личная собственность члена родовой общины была лишь его отношением к вещи, а общественные отношения между людьми определялись безраздельным господством коллективной родовой собственности.

Коллективизм в потреблении был не просто автоматическим результатом коллективного производства, а необходимым условием выживания при низкой производительности труда и частой нехватке пищи. Коллективная трудовая деятельность заключалась в совместных трудовых затратах для выполнения более или менее однородных работ и могла приобретать различные конкретные формы. Существовавшее уже в праобщине естественное разделение труда по полу и возрасту получило теперь дальнейшее развитие. Мужчина стал преимущественно охотником, а позднее и рыболовом, женщина — преимущественно собирательницей и хранительницей домашнего очага, дети и старики помогали трудоспособным сородичам. Старики, кроме того, обычно были хранителями коллективного опыта и активно участвовали в изготовлении орудий труда. Эта специализация, способствовавшая росту производительности труда, вела к более или менее четко выраженному половозрастному делению, которое наложило глубокий отпечаток на всю общественную жизнь родовой общины.

Основными половозрастными группами в раннеродовой общине были группы детей, взрослых женщин и взрослых мужчин. Подразделению общества на эти группировки придавалось большое значение, причем очень важным считался возрастной рубеж перехода в категорию взрослых, что сопровождалось торжественными обрядами, известными под названием инициаций. В разных племенах обряды инициаций были различны, но, по существу, они всегда заключались в приобщении подростков к хозяйственной, общественной и идеологической жизни взрослых членов общины.

Довольно четким было и подразделение на группы взрослых мужчин и женщин, подчас приводившее к их своеобразному обособлению. Не было и каких-либо привилегированных, господствующих возрастных категорий. Первобытная родовая община была общиной равных, но в условиях жестокой борьбы за существование этими равными были лишь полноценные члены производственного коллектива.

Вместе с появлением дуальной организации в первобытном обществе возникли брак и семья, т. е. особые общественные институты, призванные регулировать отношения между полами и их отношение к потомству.


Дуально-экзогамная древнейшая форма брака заключала в себе, во-первых, запрещение брака с сородичами, во-вторых, требование взаимобрачия двух определенных родов (так называемая направленная экзогамия, или зпигамия) и, в-третьих, требование супружеской общности. (Белого и Черного Какаду – внутри связи запрещены, мужья и жены с самого рождения; институт «пиррауру», или «пираунгару» - дополнительные мужья и жены)

Классификационная система родства в противоположность описательным системам различает не отдельных, индивидуальных родственников, а их группы, или «классы».

Однако главной отличительной чертой парного брака была не его неустойчивость, а то, что основанная на нем парная семья, хотя и обладала некоторыми хозяйственными функциями, не составляла обособленной, противостоящей родовой общине экономической ячейки. Муж и жена на протяжении всей жизни оставались связанными каждый со своим родом, не имели общей собственности, дети принадлежали только матери и ее роду.

С возникновением дуальной экзогамии первобытное общество получило прочную социальную структуру. На смену относительно аморфной праобщине пришла четко очерченная и устойчивая родовая община. Вместе с тем первобытное общество получило и более сложную структуру: два дуально-экзогамных рода составили зародыш новой социальной общности — племени. Брак, охота, но постепенно связи крепли и усложнялись. Поддерживаемый взаимными браками контакт порождал все более регулярное хозяйственное сотрудничество, обмен культурными ценностями, языковое взаимовлияние → племена. Для раннего этапа родо-племенной организации характерна незначительная, хотя и постепенно возрастающая, роль племени и очень большая, доминирующая роль рода.

Род управлялся на основе принципов первобытнообщинной демократии. Его высшим органом было собрание всех взрослых сородичей, сообща решавших основные вопросы хозяйственной, общественной и идеологической жизни. При этом, естественно, особенным авторитетом пользовались зрелые, умудренные опытом люди, из среды которых выбирались главари — наиболее влиятельные женщины и мужчины.

 


Эпоха раннеродовой общины отмечена заметными успехами в развитии языка, начатков рациональных знаний, искусства.

В устной речи народов даже самых развитых стран в отличие от их письменного языка фразы также обычно состоят из очень небольшого числа слов. Развитие языка шло параллельно увеличению объема информации и, в свою очередь, способствовало ее аккумуляции и передаче – трудовая деятельность.

Значительное развитие получили и такие практические отрасли знания, как медицина, фармакология, токсикология. Человек овладел простейшими рациональными приемами залечивания переломов, вывихов и ран, удаления больных зубов и других несложных хирургических операций, лечения змеиных укусов, нарывов, простуды и других заболеваний (ампутация, массаж, холодные и горячие компрессы, паровая баня, кровопускание, промывание кишечника).

Счет (куски, путь – локоть, пядь, сезоны)– практика.

Письмо. Даже у наиболее отсталых племен имелась сравнительно развитая система передачи на расстояние звуковых или зрительных сигналов. Так, яганы передавали сообщения клубами дыма, разжигая и быстро гася огонь. Один клуб дыма означал болезнь или несчастный случай, два — важную неожиданность, три — смерть, четыре — находку выброшенного на берег кита и приглашение всех соседей на празднество. Письменности, разумеется, не было совсем, хотя уже у аборигенов Австралии появились зачатки пиктографии, т. е. рисуночного письма, нанесения примитивных изображений для запоминания или передачи мысли. В пиктографии область рациональных знаний смыкается с другой областью духовной культуры — искусством, различные виды которого широко прослеживаются на самых ранних этапах развития родовой общины.

Искусство отражало коллективный опыт общины и в сложной, эстетически опосредствованной форме способствовало его эмоциональному закреплению, совершенствованию, передаче потомству. Отсюда замечательная конкретность и реалистичность большинства уже относительно ранних образцов первобытной графики, скульптуры, устного народного творчества, музыки, танца. Женские фигурки и головы животных. Одновременно возникают графические и живописные изображения животных, реже растений и людей, развивающиеся от примитивных одиночных контуров ориньяка к замечательным своей выразительностью пещерным фрескам мадлена и многофигурным охотничьим и бытовым композициям средиземноморского мезолита (так называемая капсийская культура).

В устном творчестве раньше всего развились предания о происхождении людей и их обычаев, подвигах предков, о возникновении мира и различных явлений природы. Вскоре сюда добавились рассказы и сказки. В музыке вокальная, или песенная, форма, по-видимому, предшествовала инструментальной. По крайней мере огнеземельцам и ведда, имевшим несложные трудовые, охотничьи и другие песни, не было известно ни одного музыкального инструмента. Но вообще музыкальные инструменты также появились очень рано. Это ударные приспособления из двух кусков дерева или натянутого куска кожи, простейшие щипковые инструменты, прототипом которых, вероятно, была тетива лука, различные трещотки, гуделки, свистелки, трубы, флейты.

Единство с природой – религия. Природе приписывались человеческие свойства вплоть до кровно-родственной организации и дуалистического разделения на две взаимобрачные половины; людям — свойства природы вплоть до воспроизводства ее стихийных явлений. Эта специфика первоначальной религии сказалась во всех ранних видах фантастических представлений: тотемизме, фетишизме, анимизме, магии.

Тотемизм — это вера в существование тесной связи между какой-либо родовой группой и ее тотемом — определенным видом животных, даже растений, еще реже — других предметов или


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.