Пожарная безопасность и борьба с пожаром — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Пожарная безопасность и борьба с пожаром

2020-12-27 346
Пожарная безопасность и борьба с пожаром 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ и БОРЬБА с ПОЖАРОМ

ТЕМА Возможные виды пожарной опасности на судах

(определение пожара, пожарный треугольник, причины пожаров

И их последствия, классификация пожаров и необходимость постоянной

Бдительности)

Особенности судовых пожаров. Для пожаров на судах характерно быстрое распространение огня по судну вызванное тем, что судовые помещения насыщены горючими веществами, а также про­исходящим интенсивным нагревом изоляции и отделочных материалов, закрепленных на металлических конструкциях.

Значительное влияние на более быстрое развитие судовых пожаров оказывают также возможные вторичные короткие замыкания судовых трасс, взрывы баллонов со сжатыми газами и паров топли­ва, способствующие возникновению новых очагов горения.

В закрытых помещениях пожары распространяются медленнее, чем в открытых.

При разгерметизации горящих помещений (например, при открытии дверей, люков, горловин, иллюминаторов) возникают кон­вективные потоки раскаленных газов и внутрь помещений поступает свежий воздух, что интенсифицирует процесс горения. Следует отметить, что внутри замкнутого объема горящего помещения значения температуры не одинаковы. Наибольшее значение наблюдается в зоне горения: в жилых и служебных помещениях температура может достигать 800...900°С, а в топливных цистернах — 1100... 1300 °С. Кроме того, образующийся при горении дым заполняет не только аварийное помещение, но и смежные с ним. Это затрудняет поиск и определение зоны пожара и действия по борьбе с ним.

Вообще для судов, как правило, характерны:

· наличие большого количества электрооборудования;

· большое количество воздуховодов, скрытых пространств (под зашивкой), по которым огонь может легко распространяться;

· наличие топлива и ГСМ под давлением и при высокой температуре.

Следовательно, можно назвать определенные особенности, которые свойственны пожарам на судах:

· быстрое распространение огня по судну — из аварийного помещения в смежные;

· угроза взрывов;

· быстрое заполнение аварийного и смежных с ним помещений дымом и токсичными газами;

· быстрое повышение температуры в аварийном помещении;

· существование ограничений подхода к очагу пожара;

· возможное снижение остойчивости судна при тушении пожара водой;

· при пожаре на судне, находящемся в море: необходимость экипажу рассчитывать при тушении пожара только на собственные силы и средства (которые, очевидно, ограничены).

Все это требует от экипажа при борьбе с судовыми пожарами высокой организации, грамотных и решительных действий, выдержки, самообладания и мужества.

Если пожар будет атакован на раннем этапе развития, с применением эффективных огнетушащих средств, существует возможность не допустить его выхода за пределы того помещения, в котором он возник. Однако если взять пожар под контроль не удается, может образоваться большое количество теплоты, которая способна распространяться далеко за пределы площади пожара, образуя новые очаги возгорания. Стальные переборки и палубы способны только приостановить или задержать распространение теплоты.

Классификация судовых пожаров. Степень опасности пожаров, возможность и выбор тактики тушения пожаров определяют специальные параметры, составляющие основу классификации судовых пожаров. Основная цель разработки той или иной классифи­кации — помочь экипажам судов при выборе соответствующего огнетушащего вещества, средства. Вообще, судовые пожары классифицируют по следующим основным параметрам: по внешним признакам горения; по масштабу и последствиям; по природе горящего материала. По внешним признакам различают пожары:

· наружные и внутренние;

· открытые и скрытые;

· комбинированные.

Наружный пожар — это пожар на верхней палубе, на открытых частях надстройки или в помещениях, которые не могут быть загерметизированы.

Внутренний пожар — это пожар во внутренних загерметизированных помещениях.

Открытый пожар — это такой пожар, при котором хорошо заметны пламя и дым.

Скрытый пожар — это пожар, внешние признаки которого заключаются только в наличии дыма. Такой пожар представляет наибольшую опасность.

Комбинированный пожар — это пожар, который можно охарактеризовать сразу по нескольким признакам, оборудования

По масштабу и последствиям пожары могут быть классифицированы как:

· загорание;

· небольшой пожар;

· большой пожар.

Загорание — это горение вещества или материала, которое может быть ликвидировано с использованием переносных средств пожаротушения. Ущерб от загораний минимален (практически отсутствует).

Небольшой пожар — это пожар, для тушения которого используются вода или пена, подаваемая от судовых установок пожаротушения. После тушения пожара полученные судном повреждения могут быть ликвидированы силами экипажа.

Большой пожар — это пожар, для тушения которого используют стационарные судовые противопожарные системы и станции, а также привлекают средства других судов или силы береговых противопожарных служб. Полученные при таком пожаре повреждения судна не могут быть ликвидированы только силами экипажа.

По природе горящего материала пожары разделяют на определенные классы. Существует несколько классификаций пожаров по этому параметру, в соответствии с установленными стандартами. В данной книге представлены две классификации: в соответствии со стандартом МОС 3941 и — в Российской Федерации — в соответствии с национальным стандартом ГОСТ 27331-87

 

 

 

(Пожарная техника.Классификация пожаров).

Вполне естественно, национальная классификация судовых пожаров может отличаться от стандарта МОС 3941. В Российской Федерации, согласно стандарту ГОСТ 27331-87 {Пожарная техника. Классификация пожаров), принята следующая классификация по природе горящего материала: пожары разделяют на пять классов — А, В, С, D и Е; кроме того, некоторые из этих классов подразделены на подклассы.

 

Обозначение класса пожара Характеристика класса Обозначение подкласса Характеристика подкласса
А Горение твердых веществ А1 Горение твердых веществ, сопровождаемое тлением (например, дерева, бумаги, соломы, угля, текстильных изделий)
    А2 Горение твердых веществ, не сопровождаемое тлением (например, пластмассы).
В Горение жидких веществ В1 Горение жидких веществ, нерастворимых в воде (например, бензина, эфира, нефтяного топлива), а также сжижаемых твердых веществ (например, парафина)
    В2 Горение жидких веществ, растворимых в воде (например, спиртов метанола, глицерина)
С Горение газообразных веществ (например, бытовой газ, водород, пропан).    
D Горение металлов D1 Горение легких металлов, за исключением щелочных (например, алюминия, магния и их сплавов)
    D2 Горение щелочных и других подобных металлов (например, натрия, калия)
    D3 Горение металлосодержащих соединений (например, металлоорганических соединений, гидридов металлов)
Е Горением объектов, находящихся под напряжением    

В соответствии со стандартом МОС 3941 классификация пожаров по природе горящего материала выглядит следующим образом: те пожары подразделяют на четыре класса — А, В, С и D.

Класс А — это пожары, связанные с горением твердых (образующих золу) горючих материалов, обычно органического происхождения. К таким материалам относятся древесина и древесные материалы, ткани, бумага и т.п.

Класс В — это пожары, вызванные горением воспламеняющихся или горючих жидкостей, жиров и других подобных веществ, а также плавящихся твердых материалов (например, пластмассы, каучук и т.д.).

Класс С — это пожары, возникающие при воспламенении газов (таких как водород, кислород, пропан и т.д.).

Класс D — это пожары, связанные с возгоранием металлов (таких как натрий, калий, магний, титан, алюминий и др.), а так­же металлсодержащих веществ (таких как, например, гидриды металлов).

 

Вода.

Вода — наиболее распространенное средство тушения пожаров, что обусловлено ее доступностью, низкой стоимостью, высокой теплоемкостью и высокой скрытой теплотой парообразования. Вода представляет собой главным образом охлаждающее вещество. Она поглощает теплоту и охлаждает горящие материалы эффективнее любого другого из обычно применяющихся огнетушащих веществ. Наибольший эффект от использования воды для поглощения теплоты получается при температуре до 100°С. При значении температуры 100°С и выше вода продолжает поглощать теплоту, превращаясь в пар, и отводит поглощенную теплоту от горящего материала. Это быстро снижает его температуру до значения ниже точки его воспламенения, в результате чего пожар прекращается.

Превращаясь в пар, вода переходит от жидкого состояния в газообразное и при этом расширяется в 1700 раз. Возникшее большое облако пара окружает пожар, вытесняя воздух в котором содержится кислород, необходимый для поддержания процесса горения. Таким образом, помимо охлаждающей способности, вода способствует возникновению эффекта объемного тушения.

Компактная струя выбрасывается из пожарного ствола с большой скоростью, что обеспечивает дальность полета до 20...25 метров. Максимальная дальность полета струи по горизонтали достигается, если ствол направлен вверх под углом 35...40 ° к палубе; максимальная дальность полета струи по вертикали — под углом 75 °.

Тушение компактной струей воды горючих жидкостей приводит только к разбрызгиванию горючего и увеличению площади пожара. Кроме того, при таком способе подачи значительное количество воды расходуется бесполезно. Объясняется это тем, что вода обладает невысоким коэффициентом теплопроводности; проходя через пламя, она почти не успевает нагреться и поглотить тепло, поэтому в виде крупных капель падает вниз.

Наибольшей огнетушащей способностью обладает струя воды, распыленная до мельчайших капель (размером менее 100 мкм). Испаряясь, эти капли забирают тепло от очага пожара и понижают содержание кислорода в воздухе; как было сказано выше, превраща­ясь в пар, вода увеличивается в объеме в 1700 раз. Мелкораспыленная вода не погружается в горящую жидкость и не разбрызгивает ее. Она сочетает в себе преимущества как жидкого, так и газового средства тушения. Получение тонкого распыла воды достигается благодаря применению специальных технических решений, либо путем выброса перегретой воды или газонасыщенного раствора СО2 в воде через распылители оригинальной конструкции. Однако мелкодисперсная струя воды обладает недостаточной проникающей способностью, что затрудняет тушение твердых материалов, уложенных в виде штабеля.

Недостатки воды как огнетушащего средства: она электропроводна; замерзает при отрицательных температурах; тяжелее топлива (которое всплывает на ее поверхность и продолжает гореть); имеет большое значение поверхностного натяжения (поэтому недостаточно смачивает поверхности и быстро стекает с них); способствует процессу коррозии металлов; ухудшает изоляцию электрооборудования.

При тушении пожаров во внутренних помещениях путем бесконтрольной подачи воды из шлангов возможно снижение остойчивости и запаса плавучести судна (вплоть до опрокидывания).

Пены.

Пены представляют собой дисперсные системы, состоящие из пузырьков газа, окруженных тонкими пленками жидкости. В зависимости от способа получения различают пены химические и воздушно-механические.

Химическую пену получают при взаимодействии кислотного раствора и раствора бикарбоната натрия. Выделяющийся в резуль­тате химической реакции диоксид углерода образует в пене газовые пузырьки. В качестве вспенивателя обычно используется экстракт солодкового корня, который в химической реакции не участвует, но играетважную роль в придании пене необходимой стойкости.

Воздушно-механическая пена получается в пенных стволах или на сетках пеногенераторов из водных растворов пенообразователей или растворов смачивателей.

Для производства пены существуют различные виды пенообразователей, которые разделяются по химическому составу и по назначению.

По химическому составу пенообразователи подразделяют на углеводородные (ПО-ЗАИ, ПО-ЗНП, ПО-6НП, ПО-6ТС, ТЭАС, САМПО, "Морской") и фторсодержащие (ФОРЭТОЛ, "Универсальный").

По назначению пенообразователи делятся на пенообразователи общего и специального назначения ("Морозко", "Морской" и др.); последние применяют в особых условиях или для тушения конкретной группы горючих веществ.

Особое место занимают пенообразователи на фторорганической основе (например, ФОРЭТОЛ, "Универсальный"). Впервые такие пенообразователи были разработаны в США, а пена на их основе получила название "легкая вода". Наличие атома фтора в молекуле этого пенообразователя придает образуемой с его помощью пене высокую термическую стойкость и, соответственно, высокую изолирующую способность. При применении "легкой воды" на горящей поверхности образуется пленка, препятствующая поступлению горючих паров, изолирующая пену от горящей поверхности и предохраняя ее от разрушения. Образовавшаяся пленка препятствует также повторному воспламенению вещества после его тушения. Пена на основе фторсодержащих пенообразователей сохраняет стойкость и на полярных жидкостях (которые интенсивно разрушают пену, полученную на основе других пенообразователей).

Фторсодержащие пенообразователи применяют в виде раствора в воде (с концентрацией до 6%). Для получения "легкой воды" можно использовать как пресную, так и морскую воды. Пенообразователи, предназначенные для получения "легкой воды" не следует смешивать с пенообразователями других типов. Тем не менее, при тушении одного пожара можно использовать пены полученные на основе различных пенообразователей (в том числе и фторсодержащих).

В число недостатков пенообразователей на основе фторорганических соединений входят: высокая стоимость и высокая биологическая стойкость большинства из них.

Пены характеризуются рядом параметров, основной из которых — кратность, т.е. отношение объема пены к объему ее жидкой фазы. Химическая пена обладает кратностью, равной 5, в то время как воздушно-механическая пена может быть низкой (до 20), средней (от 20 до 200) и высокой кратности (более 200). Особенности применения пены различной кратности пояснены на рис. 3.1.

Будучи тяжелее воздуха, но легче воды или нефтепродуктов, высокократная пена стекает через отверстия и заполняет отсеки, помещения и щели, вытесняя из них воздух. Таким образом, к пожару прекращается доступ кислорода. Поскольку пена содержит воду, она поглощает теплоту и охлаждает горящий материал. Если высокократная пена поглотила количество теплоты, достаточное, чтобы содержащаяся в этой пене вода при 100 °С превратилась в пар, значит, эта пена поглотила максимально возможное количество теплоты. Выделяющийся пар продолжает вытеснять кислород и, таким образом, способствует ликвидации пожара.

Для получения высокократной пены используется эжекторный ствол, в котором пенообразователь и вода смешиваются, образуя 12%-й раствор пенообразователя в воде, и подаются на сетчатый экран под давлением не менее 14 кгс/см2. Воздух с большой скоростью засасывается в ствол и проходит через экран. При этом образуются пузырьки, и из ствола выходит высокократная пена.

Пены обладают существенными положительными качествами, однако существуют и некоторые ограничения в их применении.

Положительные качества пены:

1. пена представляет собой очень эффективное огнетушащее вещество, обладающее охлаждающим эффектом;

2. пена создает паровой барьер, препятствующий выходу наружу воспламеняющихся паров;

3. пена может быть использована для тушения пожаров класса А, поскольку в ней присутствует вода; особенно эффективна для этого "легкая вода" (пена на основе фторсодержащего пенообразователя);

4) пена представляет собой наиболее эффективное огнетушащее вещество для тушения пожаров в больших емкостях с воспламеняющимися жидкостями;

5. пена — эффективное огнетушащее вещество для покрытия растекающихся нефтепродуктов;

6. для получения пены молено использовать воду пресную или забортную, мягкую или жесткую;

7. пена не склонна к быстрому разрушению и при правильной подаче тушит пожар постепенно;

8. пена способна удерживаться на месте, покрывает горящую поверхность и поглощает теплоту содержащуюся в тех материалах, которые могли бы вызвать повторное возгорание;

9. пена способствует экономному расходу воды и не вызывает перегрузки судовых пожарных насосов.

Ограничения в применении пены:

1. пену нельзя подавать на электрооборудование, находящееся под напряжением;

2. пену нельзя применять для тушения горючих металлов;

3. пену нельзя употреблять совместно с огнетушащими порошками. Исключение из этого правила составляет "легкая вода", которую можно использовать совместно с огнетушащим порошком;

4. пена не годится для тушения пожаров, связанных с горением газов и криогенных жидкостей (однако высокократную пену применяют при тушении растекающихся криогенных жидкостей, для быстрого подогрева паров и для уменьшения опасности, сопутствующей такому растеканию);

5. если пена подается на горящие жидкости, температура которых превышает 100 °С, то вода, содержащаяся в пене, способна вызвать вспучивание, разбрызгивание и вскипание таких жидкостей.

Кроме того, необходимо помнить, что запас пенообразователя должен быть достаточным для покрытия пеной всей поверхности горящего материала. Также нужен дополнительный запас пенообразователя для замены той пены, которая выгорает, а также для запол­нения разрывов, образующихся на ее поверхности.

Аэрозольные составы.

Аэрозольные составы, образующиеся при горении зарядов, созданных на базе компонентов твердых топлив, представляют собой смесь инертного газа и твердых частиц солей и окислов щелочных и щелочноземельных металлов микронного размера. Высокая огнетушащая эффективность аэрозольных составов обусловлена протеканием при их применении следующих процессов:

· выжигание кислорода воздуха в атмосфере замкнутого объема;

· разбавление газовой фазы инертными продуктами сгорания зарядов;

· ингибирование цепной реакции окисления в пламени высокодисперсными активными твердыми частицами.

ТЕМА Организационно-технические и предупредительные мероприятия (Требования НБЖС-81)

Огнетушителей.

- тушение пожаров с помощью компактной и распыленной струи,

Водяного тумана.

- тушение пожаров с помощью пены, порошка или любого другого

Аппарата.

- тушение нефтяных пожаров предусмотренными средствами.

Общие действия при борьбе с пожарами. Тактика борьбы с пожарами на судах определяет организацию и порядок действий, определение способов и приемов тушения судовых пожаров с учетом имеющихся в наличии сил и средств, а также конкретной обстановки — с целью спасти людей и сохранить мореходные качества судна. Основные принципы борьбы с пожарами представлены на рис.


Порядок действий при возникновении пожара на суд не может быть примерно таким:

- обнаружение пожара;

- оповещение о пожаре экипажа судна (объявление аварийной тревоги с указанием места пожара);

- передача сообщения о пожаре (судовладельцу, спасательному координационному центру, другим судам и т.д.);

- выполнение действий согласно расписанию по борьбе с пожаром;

- оценка обстановки и принятие решения;

- локализация пожара;

- борьба с дымом и токсичными газами;

- разведка района пожара;

- сосредоточение (концентрация) сил и средств тушения в районе пожара;

- тушение пожара;

- удаление воды, скапливающейся при тушении пожара;

- контроль помещений после тушения пожара;

- восстановление (при необходимости) мореходных качеств судна;

- проведение расследования относительно обстоятельств возникновения и ликвидации пожара

Следует помнить: первостепенная задача — это поиск пострадавших при пожаре и оказание им помощи!

Действия при обнаружении пожара. При обнаружении любого очага пожара или его первых признаков каждый член экипажа в лю­бом случае должен предпринять следующие действия:

объявить тревогу — любым способом (через ближайший пост сигнализации, по телефону, через посыльного для доклада вахтен­ному помощнику капитана или вахтенному механику);

принять меры для локализации очага пожара, используя все имеющиеся поблизости средства пожаротушения.

При получении сообщения о пожаре вахтенный помощник капитана немедленно объявляет общесудовую тревогу. Расписание по борьбе с пожаром вступает в силу после подачи сигнала общесудовой тревоги и объявления по трансляции. В объявлении указывают место пожара и (в зависимости от этого) место сбора людей, а также прочие необходимые сведения.

Члены экипажа выполняют действия согласно расписанию по тревоге. При этом должны быть предусмотрены следующие действия:

- сбор и эвакуация пассажиров (на пассажирском судне);

- подготовка к спуску на воду спасательных средств;

- задраивание всех противопожарных закрытий, имеющих дистанционные приводы;

- герметизация корпуса судна для перекрытия возможных пу­тей распространения огня и дыма;

- выключение вдувной и вытяжной вентиляции;

- приведение в полную готовность всех стационарных систем пожаротушения;

- локализация пожара, его тушение всеми имеющимися средствами.

Вахтенная служба за минимально возможное время должна собрать информацию о пожаре (с учетом исходной обстановки), а именно:

· место, характер и масштаб пожара, пути его распространения;

· степень опасности, угрожающей экипажу и судну;

· наличие людей в зоне пожара, степень опасности дыма и высоких температур для их здоровья и жизни (при необходимости— возможные пути спасения и эвакуации людей);

· опасность пожара для смежных с аварийным помещений;

· состояние переборок и палуб в аварийном районе;

· наличие в зоне пожара оборудования, находящегося под напряжением;

· наличие и состояние стационарных и переносных средств пожаротушения;

· необходимость обращения за помощью (в силах, средствах и т.д.).

Полученные сведения позволят капитану судна более объектив­но оценить состояние судна и выработать оптимальное решение в отношении способа локализации и тушения пожара.

Используя все возможные источники достоверной информации, старший помощник капитана должен произвести первичную оценку аварийной ситуации и доложить о ней капитану. В докладе о пожаре должны быть отражены следующие аспекты:

· характер, масштаб и степень опасности пожара для судна и экипажа;

· наличие или отсутствие угрозы жизни людей в аварийном районе;

· возможные направления развития пожара (в том числе угрожающие безопасности людей и судна);

· сосредоточение сил и средств на участках, которым угрожает пожар;

· необходимость введения ограничений для мореходных качеств судна и для режимов использования энергетической установки, и т.д.

Разведка пожара. Для получения качественной оценки аварийной обстановки и принятия оптимального решения по подавлению огня в район пожара направляют группу разведки.

В наиболее общем виде задачи, стоящие перед группой разведки (получение ответов на определенные вопросы), представлены на рис.5.8


Рис. 5.8. Основные задачи группы разведки пожара

Тушение пожара в трюме.

Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет особую сложность, поскольку в таких ситуациях доступ непосредственно к очагу пожара с любыми огнетушащими средствами ограничен или практически невозможен.

При выборе способа тушения пожара в трюме необходимо учитывать следующие сведения:

а) в отношении огнетушащих средств — правила их использования, регламентированные Правилами МК МПОГ' для груза, находящегося в трюме и смежных с ним помещениях;

б) в отношении груза, находящегося в трюме и смежных с ним помещениях — его характер и расположение;

в) в отношении состояния аварийного помещения — надежность герметизации люковых закрытий, системы трюмной вентиля­ции и заглушек палубных вентиляторов.

При тушении пожара в загруженном трюме необходимо пред­принять следующие действия:

немедленно прекратить грузовые операции;

немедленно принять меры для выполнения мероприятий по тушению пожара, регламентированных Правилами МК МПОГ для груза, находящегося в трюме и смежных с ним помещениях;

произвести полную герметизацию трюма путем закрытия грузовых люков, раструбов вентиляции и выключения искусствен­ной вентиляции и т.д. или раскрыть трюмы во избежание взрыва (при пожаре таких грузов как, например, нитраты);

· включить стационарную систему пожаротушения (паротушения, жидкостного тушения, газотушения), предусмотренную для конкретного трюма;

· проверить отключение стационарной системы пожаротушения соседних отсеков, не охваченных пожаром — при отсутствии явной угрозы возникновения пожара в этих помещениях;

· усилить наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений судна;

· произвести охлаждение забортной водой палуб, переборок и других конструкций, расположенных вблизи от очага пожара и в районе трюмов, загруженных огнеопасными грузами;

· разгрузить, при необходимости, смежные трюмы, не охваченные пожаром.

В особо тяжелых случаях, когда ликвидировать пожар в трюме с помощью имеющихся на судне огнетушащих средств не представляется возможным, следует затопить трюм. При принятии такого решения (о затоплении) необходимо принять во внимание следующие факторы:

а) влияние принимаемой в трюм (отсек) воды на остойчивость и запас плавучести судна;

б) возможность всплытия горящего груза под палубу;

в) возможность увеличения в объеме (разбухания) некоторых грузов при соприкосновении с водой: это особенно опасно при горении зерновых грузов.

При выборе огнегасительных средств для тушения пожаров в загруженных трюмах нужно учитывать следующие особенности грузов:

большинство перевозимых на судах грузов портится от воздействия воды, пены и пара. Поэтому целесообразно для тушения пожара сначала использовать углекислый газ и другие инертные газы (если применение последних регламентировано Правилами МК МПОГ);

при возгорании хлопковых очесов и подобных им материалов следует использовать любые огнетушащие средства для объемного тушения, поскольку в таких грузах происходит очень быстрое рас­пространение пламени по поверхности; это способно вызвать серьезный пожар на большой площади если трюм загружен грузом в ящиках, бочках и т.д., существует возможность проникновения пара в штабеля. Следовательно, пар может быть использован для тушения пожара (если применение пара регламентировано Правилами МК МПОГ).

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ и БОРЬБА с ПОЖАРОМ


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.