Групповой социально-педагогический практикум для родителей — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Групповой социально-педагогический практикум для родителей

2020-12-27 97
Групповой социально-педагогический практикум для родителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Рымашевская Е. Э., социальный педагог)

Необходимость оказания социально-педагогической и психологической помощи современной семье обуславливается целым рядом причин, среди которых особое место занимают проблемы в детско-родительских отношениях: отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми; снижение значимости коммуникативных контактов в детско-родительских отношениях; отклонения в социальной и эмоциональной сферах ребенка; проблемы личностного роста и развития ребенка.

Обозначенные проблемы подтверждают необходимость оказания целенаправленной профессиональной помощи родителям, способствующей гармонизации взаимоотношений с детьми.

Исследуя сущность понятий «профилактическое воспитание родителей», «родительская терапия», мы пришли к выводу, что в основе этих понятий лежит именно коррекция родительских установок на воспитание детей в процессе которой достигается эффект гармонизации детско-родительских отношений.

 Как показывает опыт работы, родители, обращающиеся за помощью к специалистам ГЦСПСиД, не всегда готовы принять свободную тренинговую форму сотрудничества как ведущий способ проведения занятий с группой, объединяющей людей со сходными проблемами. Мы пришли к выводу о необходимости более приемлемой формы совместной работы, в качестве которой был избран групповой социально-педагогический практикум для родителей, сочетающий в себе элементы тренинговой работы с возможностью доступного изложения теоретических аспектов проблем, интересующих родителей.

Преимущество группового метода в работе с родителями мы видим в том, что в нем действует принцип «терапия» (therapy (лат.) - помогающий), который означает, что совместная работа оказывает терапевтическое воздействие на самого помогающего (им может быть любой член группы), так как дает ему возможность почувствовать свою полезность для других.

Групповая работа с родителями обеспечивает позитивную структуру межличностной групповой поддержки, улучшающей самовосприятие родителей: они начинают осознавать собственную значимость и верить в свои возможности. Возникающее чувство группы и групповой сплоченности - важные характеристики процесса родительской терапии.

Целью работы социально-педагогического практикума для родителей является:

1. Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка;

2. Приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним;

3. Коррекция и развитие новых установок и стратегий общения в диаде «родители - ребенок»;

Задачи, реализуемые в ходе групповой работы с родителями:

· повышение сензитивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения;

· обучение родителей навыкам регуляции поведения ребенка;

· активизация познавательной активности родителей в сфере взаимодействия с ребенком;

· обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия на основе развития навыков эмпатии и «активного слушания»;

· обучение методам рефлексии и саморефлексии как эффективным способам анализа детско-родительских отношений.

Значимость групповой работы с родителями мы видим в особой социально-педагогической направленности всего курса занятий, которая предполагает не только осмысление участниками группы особенностей межличностных взаимоотношений, что дает родителям возможность понять причины конфликтности ребенка, но и стимулирует родителей к изменению тактики взаимодействия с ним. Родители приобретают знания о способах поведения в конкретных внутрисемейных ситуациях, моделируют отдельные аспекты взаимоотношений с ребенком, анализируют способы преодоления трудностей в общении с ребенком. Потенциальные возможности групповой работы с родителями подтверждают ее значимость для гармонизации детско-родительских отношений.

 

Тема занятия часы
1. Знакомство и объединение участников в группу. Формирование представлений об особенностях работы группового социально – педагогического практикума для родителей.   2
2. Анализ особенностей взаимоотношений в семье, определение типичных ошибок в детско-родительских отношениях.   2
3. Психолого – педагогические особенности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.   2
4. Эмоциональное благополучие в семье, его роль в детско-родительских отношениях.   2
5. Развитие коммуникативной компетентности родителей в системе детско-родительских отношений.   2
6. Регуляция поведения ребенка в семье, пути и средства. 4
7. Игра в жизни ребенка. 4
8. Подведение итогов групповой работы. Последействие. 2

Всего часов                                                                                                                                   

20

Занятие № 1

Тема: знакомство и объединение участников в группу, формирование представлений об особенностях работы группового социально – педагогического практикума для родителей.

Цель: формирование у родителей адекватной рабочей установки и положительной настроенности на занятия.

Задачи: введение родителей в атмосферу занятия; знакомство с особенностями работы в родительской группе; снятие смысловых и внутриличностных барьеров; проведение первичного диагностирования.

Организационная часть.

1. Приветствие группы.

2. Знакомство с родителями.

· Оформление беджей. Представление родителей друг другу. Краткая история о себе (возраст, образование, специальность, семейное положение и т.д.).

· Дискуссия с родителями (вопросы: «Кто такой психолог, социальный педагог?», «Что такое социально - педагогический практикум?», «Знаете ли Вы кого-нибудь, кто обращался за помощью к психологу или социальному педагогу? Какова реакция этих людей?»).

Руководитель обобщает ответы родителей, делает вывод.

3. Знакомство родителей со спецификой работы социально – педагогического практикума. Рассказ о формах и методах, используемых в работе. Знакомство со схемой каждого занятия и тематикой курса. Согласование расписания следующих занятий.

4. Выработка правил взаимодействия в группе.

· называть друг друга так, как указано в бедже;

· приходить на занятия вовремя;

· предупреждать заранее о пропуске занятий;

· активно участвовать в работе на занятиях;

· уважать точку зрения других;

· не критиковать других, а отстаивать свою точку зрения;

Группа обсуждает предложенные правила и дополняет их.

Активная часть.

1. Исследование причин прихода родителей в группу.

Анонимное заполнение проблемного листа (родителям предлагается чистый бланк, в котором они записывают проблемы, для разрешения которых им необходима помощь психолога). После того, как все бланки будут заполнены, их складывают в центре стола и перемешивают, а затем снова разбирают и, передавая друг другу, прочитывают.

После прочтения всех бланков руководитель спрашивает у родителей встречались ли им бланки, в которых указывались те же проблемы, что были заявлены у них? Если да, то их необходимо записать на отдельном листе и передать руководителю. После окончания занятия они будут внесены в общий проблемный лист и на следующем занятии родители смогут познакомится с его содержанием. Индивидуальные проблемные листы также собираются, анализируются и вносятся в отдельный список, который будет представлен на следующем занятии.

Примечание. По желанию родителей данный опрос может проходить в открытой форме (руководителю необходимо заранее приготовить флипчарт или лист ватмана на котором будут записываться слова родителей).

2. Упражнение «Презентация моего ребенка».

Руководитель предлагает родителям «сосватать» своего ребенка (каждый родитель получает чистый бланк, на котором ему необходимо записать несколько положительных характеристик своего ребенка, а затем по очереди представить своего ребенка, стараясь чтобы описание было как можно лучше).

По окончании упражнения, каждый участник группы отвечает на следующие вопросы:

· Было ли Вам сложно ответить на вопросы в бланке?

· Как Вы можете объяснить трудности, возникшие в процессе выполнения этого задания?

· Ваши ответы искренние, или Вы включили в список характеристики, которые скорее хотели бы видеть в своем ребенке?

· Хотели бы Вы, чтобы данное упражнение давалось Вам без труда и с удовольствием?

Лекционная часть.

1. Минилекция «Стили семейного воспитания».

Основные вопросы для обсуждения: 1) что такое стиль взаимоотношений; 2) какие существуют стили семейных взаимоотношений; 3) в чем заключаются особенности каждого стиля; 4) влияние родительской позиции на развитие ребенка.

2. Диагностическое исследование.

· Методика «Анализ семейного воспитания».

Рефлексия.  

Домашнее задание.

· Провести с ребенком методику «Кинетический рисунок семьи», интерпретация результатов которой пройдет на следующем занятии.

· Завести тетрадь для наблюдений, записей и выполнения домашних заданий.

Рекомендуемая литература. Медведева И. Я., Шишова Т. Л. «Разноцветные белые вороны»

Стимульный материал:

беджи; бланки индивидуальных проблемных листов; чистые листы А5; бланки «Презентация моего ребенка»; бланки рефлексии; бланки методики «АСВ»; фломастеры; бланки карты включенного наблюдения.

Занятие №2

Тема: анализ особенностей взаимоотношений в семье, определение типичных ошибок в детско-родительских отношениях.

Цель: формирование у родителей установки на активное восприятие родительской стратегии и детско – родительских отношений.

Задачи: актуализация проблем детско-родительских отношений; обучение родителей навыкам саморефлексии во взаимоотношениях с ребенком.

Организационная часть.

1. Приветствие группы.

2. Анализ результатов методики «АСВ».

3. Обсуждение результатов домашнего задания, вопросов, возникших при проведении методики «Кинетический рисунок семьи».

4. Введение родителей в атмосферу занятия.

5. Анализ проблемных листов.

Активная часть.

1. Минианкета «Как я оцениваю себя как родителя? – Как мой ребенок оценивает меня как родителя?».

Участники группы анализируют свои ответы. В том случае, если ответы в параллельных анкетах не сходятся, родители делают предположения о причине этого явления.

2. Дискуссия на тему «Кто я как родитель», вопросы:

· Нравится ли Вам быть родителем?

· Нравится ли Вам быть таким родителем каким Вы есть на самом деле?

· Что именно в Ваших родительских функциях Вам нравиться больше всего, а что нет? Почему?

· Как хорошо Вы знаете своего ребенка? По каким критериям Вы делаете подобный вывод?

· Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка?

· Как Вам кажется, Ваш ребенок смог бы соответствовать этому образу?

· Что для этого надо?

· Знает ли Ваш ребенок то, каким бы Вы хотели его видеть?

· Он стремиться к тому, чтобы соответствовать этому образу?

· Вы часто обращаетесь к специалистам или читаете в книгах об особенностях развития личности ребенка. Если да, то для чего Вы это делаете?

По итогам дискуссии, группа анализирует ответы, обсуждает спорные вопросы.

3. Интерпретация результатов методики «Кинетический рисунок семьи».

Руководитель поясняет родителям в чем значимость методики «КРС», объясняет какие аспекты внутрисемейных отношений она выявляет, затем предлагает каждому участнику группы самостоятельно обработать рисунок их ребенка, для этого он медленно зачитывает симптомы КРС (Овчарова Р. В.), поясняет их значение, отвечает на возникающие вопросы родителей. После того, как родители завершат интерпретацию и подсчитают количество баллов по каждому симптомокомплексу, руководитель помогает им обобщить полученные результаты.

По окончании интерпретации руководитель раздает родителям бланки симптомокомплексов для самостоятельного проведения методики.

4. Диагностический этап:

· Заполнение «Визитной карточки моего ребенка».

5. Минилекция «Ребенок глазами родителей».

Основные вопросы для обсуждения: 1) что такое родительские притязания; 2) как родители реагируют на изменения в поведении ребенка; 3) как ребенок реагирует на непонимание родителей.

Рефлексия.

Домашнее задание. Заполнение ребенком «Моей визитки».

Рекомендуемая литература: Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1982.

Стимульный материал:

сводный проблемный лист; бланки анкеты «Как я оцениваю себя как родителя. – Как мой ребенок оценивает меня как родителя»; бланк с дискуссионными вопросами; бланки «Визитка моего ребенка»; бланки «Моя визитка»; бланки симптомокомплексов методики «КРС»; план минилекции «Ребенок глазами родителя»; фломастеры; бланки рефлексии; бланки карты включенного наблюдения.

Занятие №3

Тема: психолого – педагогические особенности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: повышение психолого – педагогической компетенции родителей.

Задачи: стимулирование познавательного интереса родителей к изучению механизма поведения ребенка; формирование у родителей внимательного отношения к пониманию поведения и переживаний ребенка; информационное обеспечение родителей.

Организационная часть.

1. Приветствие (руководитель предлагает родителям поприветствовать друг друга, начиная фразу словами «Я рад(а) видеть вас» и продолжить монолог рассказом о том, что хорошего за минувшую неделю произошло в их жизни).

2. Сбор бланков «Визитка моего ребенка», обсуждение возникших вопросов.

3. Введение аудитории в атмосферу занятия.

Лекционная часть.

1. Дискуссия с родителями, вопросы:

· Были ли в жизни вашего ребенка такие периоды, когда вы просто не узнавали его, когда в нем появлялись такие признаки, которых вы раньше не замечали?

· Как вам кажется, с чем связано появление этих изменений?

· Как вы отреагировали на появление изменений в ребенке?

· Изменялись ли отношения между вами вашим ребенком за период с его рождения и до настоящего времени?

· В чем причина этих изменений?

· Как другие члены вашей семьи относятся к вашему ребенку?

2. Минилекция «Почему ребенок – это не маленький взрослый».

Основные вопросы для обсуждения: 1) возрастные особенности ребенка младшего школьного и дошкольного возраста; 2) позиции, которые занимает родитель по отношению к ребенку.

Активная часть.

1. Упражнение «Что я знаю о своем ребенке».

· Выпишите по порядку 10 слов, фраз, которые наиболее полно характеризуют вашего ребенка. Оцените степень проявление этих характеристик (10 – ярко проявляется, 5 – средняя степень проявления, 1 – проявляется иногда).

- Определите, сколько из перечисленных характеристик можно отнести к одной из следующих категорий: положительная (+); отрицательная (-); нейтральная (0).

· Поставьте себя на место ребенка, которого вы только что характеризовали и одним словом оцените свои чувства по поводу этой оценки.

2. Упражнение «Мой уникальный ребенок».

Руководитель предлагает аудитории следующую ситуацию: «Представьте, что какой-то сумасшедший генетик создал точную копию вашего ребенка, которая внешне абсолютно во всех деталях на него похожа. Ваша задача узнать, где истинно ваш ребенок».

· Вспомните и расскажите, что в вашем ребенке есть такого, что нельзя продублировать.

· Есть ли в окружении вашего ребенка такой человек, который знает его уникальные качества и сможет идентифицировать реального человека от копии?

· Наличие какого качества сам в себе отмечает ваш ребенок? Что именно по его мнению может отличить его от любой, даже самой совершенной копии?

Ответы родителей анализируются. Необходимо, чтобы участники группы сами оценили свои суждения и определились, нравится ли им тот образ ребенка, который они только что представили, как бы им на самом деле хотелось отвечать на поставленные вопросы и почему.

3. Упражнение «Белое - черное».

Руководитель предлагает родителям разобраться какое, влияние на их жизнь имеют разные люди, и дает следующее задание:

· Выпишите, пожалуйста, пять самых приятных событий, которые произошли в вашей жизни. После каждого пункта отметьте, благодаря кому оно произошло.

· Выпишите пять самых крупных неприятностей, случившихся в вашей жизни. После каждого пункта отметьте, кем или чем были вызваны эти неприятности.

По окончании упражнения руководитель просит родителей оценить по каждому из 2-х этапов, сколько набралось событий, за которые ответственны они сами, а за сколько ответственен их ребенок.

Рефлексия.

Домашнее задание. Родителям в течении недели необходимо внимательно понаблюдать за своим ребенком и в дневнике наблюдений ответить на следующие вопросы, подтвердив их конкретными примерами:

· Насколько внимателен мой ребенок?

· Насколько развита у моего ребенка кратковременная и долговременная память?

· В каких ситуациях наиболее ярко проявляется темперамент моего ребенка.

Рекомендуемая литература: Спиваковская А. С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). – М.,1986.

Стимульный материал:

бланк с дискуссионными вопросами и текст минилекции «Почему ребенок – это не маленький взрослый»; бланки для упражнения «Что я знаю о своем ребенке»; бланки для упражнения «Белое - черное»; бланки рефлексии; фломастеры; бланки карты включенного наблюдения.

Занятие №4

Тема: эмоциональное благополучие в семье, его роль в детско-родительских отношениях.

Цель: гармонизация эмоциональной сферы детско-родительских отношений.

Задачи: анализ актуального состояния эмоциональной сферы детско-родительских отношений; формирование у родителей представлений об особенностях эмоциональных взаимоотношений с детьми; развитие навыков рефлексивного анализа детско-родительских отношений.

Организационная часть.

1. Приветствие родителей.

2. Анализ домашнего задания и возникших вопросов.

3. Упражнение «Письмо себе»

Родителям предлагается вспомнить то время, когда они только научились писать и затем написать о себе небольшой рассказ, стараясь имитировать детский почерк (получившиеся сочинения родители передают друг другу и делятся своими впечатлениями). Необходимо, чтобы родители обратили внимание на те чувства и эмоции, которые они испытывали в процессе выполнения этого задания.

4. Введение родителей в тематику занятия.

Основная часть

1. Упражнение «Ситуационное реагирование».

Раздаются карточки, где описаны различные ситуации взаимодействия с детьми. Родителям необходимо описать свою реакцию на подобную ситуацию, акцентируя внимание на своих словах и фразах.

2. Лекционный фрагмент.

Минилекция «Я - высказывания».

3. Упражнение «Я - высказывание».

Родители получают чистые бланки, которые им необходимо заполнить по следующей схеме:

· «Когда ….» (описание проблемной ситуации с ребенком);

· «Я чувствую …» (описание ваших чувств);

· «Мне бы хотелось, чтобы …» (описание желательного варианта).

Родители зачитывают свои варианты высказываний, анализируют услышанное, предлагают свои формулировки.

4. Упражнение на закрепление навыков Я – высказывания.

Раздаются бланки, где записаны примеры обидных высказываний. Задача родителей, используя Я - высказывания переформулировать каждый пример.

Заполнив бланки, родители зачитывают каждый свой вариант высказывания, анализируют услышанное.

Основная часть

1. Минилекция «Эмоциональный мир ребенка».

Основные вопросы для обсуждения: 1) особенности эмоциональной сферы ребенка дошкольника и младшешкольника; 2) специфика эмоциональных взаимоотношений с ребенком вы семье; 3) благоприятная эмоциональная атмосфера в семье как залог гармоничных детско – родительских отношений.

2. Упражнение «Эмоциональная реакция ребенка» (таблица).

Родителям предлагается таблица, где в одной колонке представлены различные ситуации, участником которых может быть их ребенок. Участники группы должны продумать какие чувства и эмоции испытывает ребенок, попавший в подобную ситуацию и записывают их во вторую колонку, затем варианты ответов зачитываются, родители обмениваются мнениями, анализируют замечания.

3. Введение и групповое обсуждение правил управления эмоциями.

· Уважайте выражение чувств других.

· Терпеливое отношение к тому, кто переживает бурную эмоциональную реакцию.

· Эмоциональное поощрение только желаемого для вас поведения собеседника.

· Отказ от негативной борьбы за доминирование.

· Игнорирование желания отомстить.

· Отказ от упреков и критики.

Руководитель поясняет значение каждого правила. Группа анализирует услышанное. Участники предлагают свои примеры ситуаций, в которых необходимо применение предложенных правил.

Рефлексия

Домашнее задание

· Составление эмоционального словаря.

· Заполнение таблицы типичных эмоциональных реакций в ситуации взаимодействия с ребенком (Приложение 1).

Рекомендуемая литература: Азаров Ю. П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. – М., 1993.

Стимульный материал:

листы А4; карандаши простые; фломастеры; карточки с ситуациями; бланки для упражнения «Я - высказывания»; текст минилекций «Я - высказывания», «Эмоциональный мир ребенка»; бланки для упражнения на закрепление Я – высказываний; бланки «Таблицы типичных эмоциональных реакций в ситуации взаимодействия с ребенком»; бланки с таблицей «Эмоциональная реакция ребенка»; бланки рефлексии; бланки карты включенного наблюдения.

Занятие №5

Тема: развитие коммуникативной компетентности родителей в системе детско-родительских отношений.

Цель: гармонизация коммуникативной сферы детско-родительских отношений.

Задачи: анализ актуального состояния коммуникативной сферы детско-родительских отношений; развитие у родителей навыков конструктивных коммуникативных взаимоотношений с детьми.

Организационная часть.

1. Приветствие родителей.

2. Анализ домашнего задания.

3. Введение родителей в тематику занятия.

4. Упражнение «Я – мой собственный ребенок».

Руководитель зачитывает ситуацию и просит каждого участника группы поставить себя на место ребенка, от лица которого произносится монолог.

Прослушав текст, родителям необходимо определить какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации, каковы причины и что нужно сделать, чтобы изменить положение.

Лекционная часть.

1. Упражнение «Эффективное общение»

· на первом этапе группа обсуждает, какие качества важны для успешного межличностного и внутрисемейного общения;

· на втором - каждый участник группы на индивидуальном бланке записывает те качества, которые по его мнению способствуют успешному общению (в этот список могут войти не только те качества, которые были названные при групповом обсуждении, а также и те, которые по каким-либо причинам не были поддержаны группой);

· затем, каждый должен оценить степень проявления качества, указанных в индивидуальном списке по шкале от 1 до 6, после того, как все оценят себя, оценочный лист сдается руководителю, так как он будет нужен для дальнейших занятий.

2. Дискуссионное обсуждение, вопросы:

· Сколько временив день вы уделяете общению с вашим ребенком?

· В какое время дня вы чаще всего общаетесь с ребенком?

· На какие темы вы разговариваете с ребенком чаще всего?

· Вы общаетесь с ребенком также как и с близкими друзьями? Почему?

· Нравится ли вам то, как вы общаетесь с ребенком? Почему?

3. Минилекция «Роль общения в детско-родительских отношениях».

Основные вопросы для обсуждения: 1) что такое общение; 2) какова структура общения; 3) специфика коммуникаций в детско – родительских отношениях.

Активная часть.

1. Упражнение «Резервные возможности коммуникаций».

· 1-я часть – слушание.

Руководитель просит родителей записать, а затем прокомментировать несколько известных им способов активного слушания.

· 2-я часть – информирование.

Группа разбивается на пары. Задача каждого собеседника узнать, что именно партнер подразумевает под той или иной фразой, для этого один собеседник сообщает какое-нибудь утверждение, а другой выражает свою реакцию на это фразами, начинающимися словами: «Ты имеешь в виду, что …», и дальше переформулирует утверждение так, чтобы дать понять, что смысл произнесенного понят. Цель – трижды добиться согласия. Затем собеседники меняются ролями.

· 3-я часть – подтверждение.

Группа разбивается на пары. Один из партнеров сообщает какое-либо утверждение, например «Мой сын плохо учится». Задача второго собеседника, во-первых – узнать какие эмоции и чувства испытывает его партнер, сообщающий тот или иной факт, во-вторых – передать своими словами чувства собеседника и попытаться пересказать их смысл одной фразой (целесообразно использование слов «Я понимаю Вас …»). Собеседники меняются ролями.

Примечание. Руководителю необходимо на примере показать как выполняется каждая часть этого упражнения.

2. Упражнение «Ситуационное реагирование».

Раздаются карточки, где записаны детские утверждения. Родителям необходимо спланировать и записать свою реакцию на услышанное по следующей схеме:

· Убедиться в том, что утверждение понято правильно – «Ты имеешь в виду, что …».

· Подтвердить то, что вы действительно поняли услышанное - «Я понимаю тебя …».

· Показать, что вы разделяете чувства ребенка – «Мне тоже …».

· Убедить ребенка в том, что проблема разрешима – «Мы вместе …».

Выполнив упражнение родители зачитывают друг другу свои варианты высказываний и комментируют услышанное.

3. Дискуссия на тему «Саботажники общения».

Родителям предлагается серия высказываний содержащих элементы деструктивности. Задача группы выявить в чем ошибочность этих фраз и изменить их.

· «Если ты немедленно не сядешь за уроки, я не позволю тебе вечером пойти гулять на улицу», «Либо ты сейчас же идешь спать, либо я закрываю тебя в темной комнате одного» - Угроза.

· «Быстро домой!», «Марш в постель!», «Садись за стол!» - Приказы.

· «Ты опять плохо порезал хлеб», «Ты очень неаккуратно ешь», «Ты - неряха» - Негативная критика.

· «Ты поступил как дурак», «Ты упрямый как осел» - Оскорбительные прозвища.

· «Ты должна слушать каждое мое слово», «Ты должен делать так как я говорю», «Вы не должны так кричать когда играете» - Слова «должники».

Рефлексия.

Домашнее задание. Самонаблюдение (родителям необходимо обратить внимание на то, как они предъявляют требования ребенку, как ребенок обычно реагирует на просьбы родителей, а также проанализировать как часто и каким способом они хвалят ребенка).

Рекомендуемая литература: Ле Шан Э. Когда ваш ребенок вас сводит сума. – М., 1990.

Стимульный материал:

текст минилекции «Роль общения в детско-родительских отношениях» и дискуссионных вопросов; текст упражнения «Я – мой собственный ребенок»; листы А4; фломастеры; карточки с ситуациями для упражнения «Ситуационное реагирование»; бланк упражнения «Саботажники общения»; бланки рефлексии; бланки карты включенного наблюдения.

Занятие № 6

Тема: регуляция поведения ребенка в семье, пути и средства.

Цель: обучение родителей навыкам регуляции поведения ребенка.

Задачи: анализ актуальных способов регуляции поведения ребенка; развитие навыков активного восприятия деятельности и поведения ребенка; обучение родителей техникам конструктивного воздействия на поведение ребенка.

Организационная часть

1. Приветствие родителей.

2. Анализ домашнего задания.

Основная часть

1. Дискуссионное общение (1), вопросы:

· Часто ли вы наказываете своего ребенка?

· Что в поведении вашего ребенка чаще всего вызывает ваш гнев?

· Как вы реагируете на плохое поведение вашего ребенка?

· Как ваш ребенок реагирует на наказания?

· По вашему мнению избранный вами метод наказаний эффективен? Почему?

· Вашему ребенку нравится когда вы его хвалите?

· Вы часто его хвалите?

· Как вы реагируете на хорошее поведение вашего ребенка?

· Как вам кажется, ваш ребенок доволен тем как его хвалят и как часто это делают или ему хотелось бы большего? Почему?

2. Упражнение «Ситуационное реагирование»

Группа разбивается на пары, каждой паре руководитель зачитывает несколько одинаковых ситуаций конфликтного взаимодействия с ребенком. Каждая пара должна продумать, а потом продемонстрировать реакцию родителя на подобную ситуация с учетом заданной заранее установки:

· первая пара - агрессивно, со злостью;

· вторая пара - с насмешкой;

· третья пара - при помощи иронической похвалы;

· четвертая пара - с косвенным неодобрением.

Группа анализирует предложенные варианты реагирования, делает вывод об их приемлемости и предлагает наиболее эффективный по их мнению способ поведения в каждой из предложенных ситуаций (продемонстрировать на примере).

3. Дискуссионное общение (2), вопросы:

· Какую вы преследуете цель, когда наказываете своего ребенка?

· Какие чувства вы испытываете, когда наказываете ребенка?

· Что испытывает ваш ребенок, когда его наказывают?

Примечание. В процессе обсуждения необходимо попросить родителей вспомнить наиболее яркую ситуацию из их жизни, когда они оказались в роли обвиняемого, и обсудить, что в этой ситуации задело их больше всего, какие эмоции они связывают с этой ситуацией.

· Как вам кажется, что в наказании наиболее задевает ребенка 1)содержание (смысл, суть) наказания, 2)ваши жесты и мимика, 3)выражения, слова, которыми вы изъясняетесь с ребенком?

· Наказывая ребенка вы стремитесь его обидеть, унизить, поставить его на место и т.п.?

· Вспомнив последние ссоры с ребенком вы можете с уверенностью сказать, что вы действительно не затронули его чувства, не обидели его, а лишь указали на ошибку?

Родители должны сделать вывод из услышанного, прийти к единому мнению относительно того, что в действительности должно содержать в себе наказание и каково его влияние на ребенка.

4. Групповое обсуждение темы (3) «Как правильно наказывать ребенка», вспомогательные вопросы:

· Случалось ли, что вы несколько раз наказывали ребенка за один и тот же проступок? Какова реакция вашего ребенка на повторные обвинения?

· Бывало ли, что наказывая ребенка вы использовали оскорбительные выражения? Как реагирует на это ваш ребенок?

· Случалось ли, что незначительный проступок ребенка вызывал у вас врыв гнева и массу обвинений? Какова была реакция вашего ребенка?

· Были ли у вас такие ситуации, когда вам достаточно было один раз наказать ребенка чтобы он больше никогда не повторял этой же ошибки? Что это была за ситуация и как вы реагировали?

· Вспомните как в детстве вас наказывали ваши родители, когда наказание действительно задевало вас и вам хотелось измениться и больше никогда так не поступать?

· Если среди ваших родственников или друзей человек, являющийся для вас авторитетом? Обращались ли вы к нему за советом в сложной для вас ситуации? Что и как говорил вам этот человек, чтобы вы прислушались к его словам и поступили так как он рекомендует?

5. В качестве обобщения данной темы, руководитель предлагает группе самостоятельно сформулировать требования, предъявляемые к наказанию.

Примечание. Необходимо, чтобы группа сделала следующий вывод:

Наказание не должно

l Вредить здоровью

l Употребляться в сомнительных случаях

l Быть унизительным

l Быть страшным для ребенка (ребенок должен боятся не наказания, а огорчить родителей)

Наказание должно

l Применяться один раз за один проступок

l Следовать сразу за проступком, а не отсрочено и сопровождаться прощением

l По серьезности соответствовать проступку

6. Упражнение «Ситуационное реагирование».

Раздаются карточки с ситуациями, где указаны реплики родители, наказывающих детей за проступок. Задача родителей изменить предложенные высказывания на более приемлемые.

Лекционная часть

1. Обсуждение темы «Поощрение».

Руководитель предлагает группе обсудить предложенную тему минилекции и вводит правила того «как передать любовь ребенку» (желательно, чтобы участники группы комментировали каждый пункт правил и делились своими замечаниями):

Контакт глаз – родители должны почаще смотреть на ребенка, стараясь выразить свою любовь к нему.

Физический контакт – необязательно целовать ребенка, достаточно прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться и т.п.

Пристальное внимание – почаще бывать с ребенком наедине, тщательно планировать свою жизнь с ребенком, внимательно относиться к ребенку в присутствии других людей.

Дисциплина – необходимо педагогически грамотное общение с ребенком на основе безусловного принятия его, единство требований родителей к ребенку.

Опора на положительные качества ребенка – если вы колеблитесь стоит ли наказывать ребенка или не стоит – лучше не наказывайте вовсе, помните, что ваш ребенок искренне верит вам и если вы говорите только о его недостатках, то именно таки никчемным человеком он себя и считает и наоборот.

2. Упражнение «Ситуационное реагирование».


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.