Что такое медиабезопасность? — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Что такое медиабезопасность?

2020-12-27 110
Что такое медиабезопасность? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если говорить о медиабезопасности, то, прежде всего, необходимо определить содержание этого понятия. Слово «медиа» включает в себя все средства массовой информации, Интернет и социальные сети. То есть это уже не только традиционные СМИ, но и все существующие средства аудио-, телео- и визуальной коммуникации. Они включают в себя:

— масс-медиа – средства массовой информации (телевидение, периодическая пресса, радио, кабельные телевизионные сети);

— директ-медиа – коммуникационные системы передачи информации (интернет, телефон, почта);

— медиа-носители – отдельные носители информации (письма, записи на аудио- и видео-носителях, видео-, аудио- мультимедиа-презентации);

— социальные медиа-средства коммуникации групп сообществ между собой (социальные сети, блоги, персональные сайты, самиздатовская периодическая пресса).

Говоря о безопасности, мы понимаем под этим словом состояние защищённости от последствий воздействия на человека, его психику, ценности, настроение, отношения с близкими. В случае с информационной безопасностью ситуация несколько усложняется, так как не всегда можно зафиксировать и проследить ее нарушение. Ведь вроде бы никакой угрозы для жизни молодых людей не наблюдается, но их настроение под информационным воздействием меняется, они становятся более безразличными, интересы их трансформируются, растет вроде бы


беспричинно апатия, иногда агрессия и ненависть к окружающим. Такой человек обычно ничего не хочет и ни к чему не стремится.

Всем, конечно же, известны сказки, где одним из героев является домовой. Так вот, можем поздравить вас! Сегодня этот самый домовой ожил и активно воздействует на наших детей. Только теперь он называется страшным заморским словом «Интернет». Постепенно, но неуклонно он проникает в каждую организацию, детские учреждения, учебные заведения, в каждый дом и даже в душу ребенка. Для него просто нет запретных зон. Он прекрасно себя чувствует не только у вас на кухне, балконе, но даже и в туалете. Там детишки особенно любят скрываться со смартфонами или айфонами от назойливых глаз родителей или нянек.

Известно, что количество пользователей Интернета в мире экспоненциально растет, напоминая космический взрыв. Только число подписчиков Фейсбука уже перевалило за миллиард. Интернет уже давно превратился просто в среду обитания. Люди там не просто живут, но и пропадают, как в матрице. Более того, он из просто матрицы превратился в матрицу, создавшую новую матрицу, в которой можно не только быстро получить все, что ты захочешь, но и перевоплотиться из обычной лягушки в принцессу. Любое ничтожество, боящееся пикнуть при физическом контакте с другими, превращается в супергероя, смело оскорбляя всех и вся, ловко скрываясь под вымышленным именем и чужой фотографией. Воистину человек-паук! Ну, или просто паук… А может все-таки муха? Человек-муха – тоже неплохо. Во всяком случае, наверное, лучше, чем ничто. Может поэтому подростки с чувством комплекса неполноценности с удовольствием присваивают Ники и отождествляют себя с тем или иным образом. Уж лучше быть кем-то, чем никем!

Интернет, конечно же, может быть также прекрасным, и полезным средством развития личности. Он многократно облегчает обучение, общение с друзьями, да и просто отдых. Но, к сожалению, как всегда нет добра без худа. Появляется кибер-преступность, новые формы интернет преступности,


информационный терроризм и т.д. Обидно, что виртуальная реальность предоставляет беспрецедентные возможности причинить вред молодым людям, особенно детям, которые в силу своей чистоты и наивности принимают всю информацию за чистую монету.

Они не могут распознавать манипулятивные технологии, анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников. Поэтому на взрослых лежит ответственность за обучение детей медиабезопасности, безопасности общения с информацией. К сожалению, взрослые обычно слишком заняты на работе, пытаясь заработать для своих детей материальные блага для лучшей, как они считают, жизни. Которой, к великому сожалению, у детей уже может и не быть.

Как отмечается в Законе РФ «Об участии в международном информационном обмене» «Информационная безопасность – это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств», (Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» [Электронный ресурс]. URL: http://cpi-it.ru).

Информационная безопасность включает также «защищенность информации от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации (Финансовый словарь [Электронный ресурс]. URL: http://finans.net.ua). Так, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, сегодня игроманией страдают свыше 9-10 процентов населения мира.

Интересно то, что страдающие, как правило, не признают, что попали в умело расставленные сети паутины. Из игрозависимых согласно исследованиям только 6-7 % признают себя игроманами. Остальные обычно жалуются, что психиатры, мстя за что-то, специально хотят им навредить, назвать психбольными и запрятать в психиатрическую клинику. Среди них выделяют три категории больных - 61 процент из них "просто


играют в сети", около 30 процентов пропадают в порносайтах, 10-11 процентов - цифровые шопперы – то есть те, кто подсел на покупки товаров через Интернет. К ним примыкают также и другие игроманы: 15 процентов – играют на скачках и в нелегальных казино (лудоманы), 1-2 процента – больны желанием разбогатеть посредством ставок на тотализаторе.

Хотя цифровая игромания многими не воспринимается как психическое расстройство личности, это заболевание более опасное, чем простой алкоголизм. Ведь алкоголик, сравнивая себя с другими людьми, понимает, что болен. Тем более, его организм рано или поздно начинает давать сбой, предупреждая о болезни. Цифровой же игроман попадает в две ловушки. «Ловушку престижа» – не каждому доступна «цифра», а потому обычные люди «просто завидуют ему». И «ловушку привыкания» – он, как и обычный зависимый, также сбегает после первого сеанса лечения, а впоследствии возвращается уже заядлым цифровым «наркоманом» – с кучей долгов и с психическим состоянием на грани самоубийства.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) однозначно объявила цифровую игроманию одной из коварнейших болезней ХХI век, которая поражает современных подростков, не способных подобно мухе вырваться из беспощадной паутины. Они ради «цифры» отказывается от еды, прогуливает учебу, не спят ночами, теряют интерес к реальной жизни и даже порой не могут вовремя ходить в туалет.

В числе лидеров, страдающих от цифровой игромании, находится Австралия (1,7 процента населения), Дания и Германия (по 1,5 процента), США и Швейцария (1,3 процента). Россия замыкает вторую десятку, занимая 19-е место. Однако, радоваться не стоит, очень быстро дистанция уменьшается. При этом цифровой зависимости подвержены, как правило, подростки и молодые люди. Лидируют среди цифровых игроманов любители киберсекса (62 процента) – от 20 и до 45 лет. За ними следуют геймеры (зависимые от игр и соцсетей) – от 9 и до 30 лет, реже –


пенсионеры. И цифровые шопперы (11 процентов), как правило, молодые женщины до 45 лет.

Цифровых игроманов обычно делят на три типа. Первый – те, кто попадает в зависимость от чувства эйфории, второй – кто старается забыться от проблем и получить эндорфин – «гормон радости». Оба типа, страдая зависимостью от киберсекса или интернет-шопинга, заражаются болезнью суррогата человеческих отношений и "радости". Третий тип – геймеры. Они живут идеей-fix: например, выиграть, чтобы хватило денег на всю оставшуюся жизнь. Считается, что это – самый опасный тип игроманов, так как они через игры могут привыкнуть к навязанным мыслям, например, об условности смерти. Реальные жизненные ценности в результате виртуальной жизни в матрице могут постепенно девальвироваться. Безразличие ко всему охватывает не только личность, но также целые группы и слои молодежи.

По данным департамента здравоохранения правительства Москвы, согласно исследованиям в нескольких московских школах в 2018 году к интернет-зависимым можно отнести 69 процентов школьников старше 12 лет. Интересно, что в Великобритании при населении около 65 млн, число активных аккаунтов в азартных приложениях достигло 23 млн, то есть более 30% от всего населения. Исследования показывают, что британцы все чаще делают ставки со смартфонов и планшетов – в 51% случаев в 2018 году против 43% еще в 2017. Рост числа онлайн-игр и игр для смартфонов – свидетельствует о постоянном усилении зависимости, превращающейся в эпидемию.

 

Кибербуллинг

Свобода слова, даруемая сетью, воспринимается большинством людей, как вседозволенность, демонстрируя беспрецедентный уровень агрессии. Обычному обмену информацией многие молодые люди предпочитают отнюдь не невинное интернет-насилие, приобретающее самые различные


формы. Мы все чаще становимся свидетелями беспощадной кибертравли или, как ее еще называют, кибербуллинга, который приводит порой к весьма трагическим последствиям. Что же такое кибербуллинг?

Вообще буллинг это – преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство власти или силы. Иначе говоря, – травля. Кибербуллинг – это травля в Интернете. Мы в России столкнулись с этим явлением сравнительно недавно, особо развитой стратегии противодействия ему у нас нет. Интересно поэтому рассмотреть опыт борьбы с кибербуллингом в других странах. Так, в Новой Зеландии 2015 году в парламенте специально рассматривался вопрос о способах борьбы с интернет-троллями и необходимых для этого правовых законах. Троллинг был внесен в список уголовных преступлений с вытекающими из этого штрафами и лишением свободы. На заседании парламента приводились примеры жестокого поведения подростков с их видеозаписями. Новая Зеландия стала первым государством, в котором сажают за оскорбления в сети. Хотя до сих пор это вызывает споры, как в самой стране, так и за её пределами. Не секрет, что россияне выражаются в интернет-общении гораздо более экстремально. Представляете, сколько людей пришлось бы посадить у нас за такие оскорбления в Интернете!

Термин «кибербуллинг» применяют в первую очередь в отношении травли в сети детей и подростков. Для взрослых порой применяют менее популярный термин – «киберхарассмент». В 1993 году норвежский психолог Д. Ольвеус определил буллинг как «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство власти или силы»1.

С тех пор эта тема широко обсуждается.

Следует подчеркнуть, что современное поколение детей резко отличается от своих родителей, познакомившихся с соцсетями в 25 лет или даже позже. Интернет-коммуникация для современных детей – это их родная

 

1 Ольвеус Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать. М.: АСТ. 1993. С.56.


среда, в которой они, можно сказать, родились и живут всю свою жизнь. Это

– серьезная проблема и предмет для комплексных исследований. Ведь специфические социальные нормы, усвоенные ребёнком в Интернете, переносятся в реальность, трансформируя общение.

Сегодня существует дифференциация различных типов кибербуллинга

– флейминг, троллинг, клевета, гриферство, раскрытие секретов, выдача себя за другого, остракизм, мошенничество, киберсталкинг и секстинг. Говорят также о прямом и косвенном буллинге. В первом случае ребёнка атакуют напрямую в сети, по телефону или СМС, а во втором – в процесс травли вовлекаются посторонние люди. Например, с аккаунта жертвы могут рассылать агрессивные сообщения в адрес его друзей, знакомых и даже преподавателей.

Сегодня травля в сети превратилась в шоу, а порой и шоу-бизнес. На этом зарабатывают немалые деньги. Сохраняя анонимность, даже не отрываясь от повседневных дел, вовлекают огромные аудитории в процесс буллинга. При этом агрессору психологически легче троллить в сети, потому что нет необходимости переживать визуальный и телесный контакт, а число невидимых наблюдателей расправы будет во много раз больше: ведь поставить лайк под комментарием намного проще, чем ударить одноклассника.

Иногда травля может длиться практически бесконечно за счёт отсутствия реакции жертвы, которую насильник обычно не видит и не может оценить эффективность своих затраченных усилий. То же самое справедливо и для жертвы: когда агрессор анонимен, нельзя оценить, насколько он на самом деле опасен.

Сложнее всего детям, чем-то отличающимся от большинства. Радости кибертравли тут накладываются на традиционную подростковую альтерофобию. Хотя это не чуждо и взрослым, но у детей она развита особо. Не удивительно поэтому, что во многих школах кибербуллинг сейчас имеет


высокий рейтинг среди издевательств, а в качестве жертв выступают, как правило, субкультурные дети.

Насилие часто пронизывает все уровни взаимодействия в школе: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родитель, учитель-родитель. Все чаще мы становимся свидетелями видео с унижениями учеников в школе, которые охотно собираются агрессорами в коллекцию видеозаписей и демонстрируются, повышая рейтинг насильников. Сегодня такие группы существуют практически в каждой школе, а их количество исчисляется тысячами. Не менее распространены сегодня и издевательства над преподавателями. Ученики эти видео выкладывают в Интернет с особым удовольствием.

В стратегии обеспечения безопасности в Интернете в качестве положительного момента можно отметить решение Федеральной нотариальной палаты о том, что нотариусы имеют право заверять скриншоты переписок, подтверждающих факт травли, на основании которых может быть запущен судебный процесс с целью получения истцом компенсации морального вреда.

Борьба с кибербуллингом, являясь одним из важных направлений обеспечения медиабезопасности, идёт в мире по двум основным направлениям: повышение уровня безопасности самих интернет-платформ и обучение детей и их родителей безопасному, грамотному и адекватному поведению в Интернете. К первому относятся различные технические приспособления вроде настроек конфиденциальности, возможности внесения в чёрный список, кнопок «пожаловаться», которые подключают работников сайта к разрешению конфликтных ситуаций. У Facebook, например, есть специальный отдел специалистов (Protect and Care team), разрабатывающих особые приспособления для платформы, которые сделают пользователей более корректными в общении.

Главная проблема современных подростков в общении вообще и в онлайн-общении в частности – это отсутствие эмпатии. И это не странно, ибо


современные дети практически лишены живого общения и с родителями, которые все время пропадают на работе. Дети лишены общения и с друзьями, с которыми они вообще почти не общаются вживую. Вследствие этого подростки теряют навык живого общения друг с другом. Поэтому не остается ничего другого, как общаться в киберпространстве. А там можно творить что угодно. Ведь нет никакой ответственности.

Интересен сам факт виртуализации ответственности. Ведь, что собой представляет ответственность? Как известно – это готовность и способность нести ущерб за принятое решение и совершенный поступок. Виртуальная жизнь лишает молодых людей такой готовности и желания нести какую-либо ответственность.

Многие вообще отказываются от какого-либо общения в сети на тех или иных площадках из-за грубых комментариев в свой адрес. Не случайно в Facebook существуют смайлики с разными эмоциями отсутствии значка «Не нравится». Это вполне соответствует антибуллинговой стратегии, разработчики которой создают все новые варианты противодействию кибербуллинга.

Важным направлением обеспечения кибербезопасности является консультации родителей и детей по поводу должного поведения в сети общественными организациями, деятельность которых заключается в защите подростков в киберпространстве. Так, появившийся ещё в 1995 году британский проект Childnet.com с помощью разных медиа и педагогических программ работает с детьми от 3 до 18 лет. В России такие проекты появились значительно позже, среди них, например, – «Дети онлайн»,

«Дружественный рунет», тематические сообщества, посвящённые борьбе с кибербуллингом и безопасности в сети.

Значение и масштабы кибербуллинга иллюстрирует тот факт, что очень много обращений за помощью для защиты детей связано с травлей в интернете. Причём часто обращаются как дети, так и их родители. Чем младше ребенок, тем болезненнее воспринимает он даже единичное


оскорбление или неприятную реплику случайных пользователей в свой адрес. Подростки же обычно обращаются, когда в интернете имеет место уже травля. Одна из таких форм травли – это «группы ненависти», представляющие собой отдельную страницу в социальной сети, где публикуются компрометирующие фотографии, оскорбительные реплики, высказывания, обсуждается поведение и даже внешность выбранных жертв. Причем, все это происходит анонимно. Не к кому предъявить претензии. Интересный оттенок в связи с этим приобретает русское слово «подлость», которым называют человека, скрывающего под своим физическим лицом, другое, истинное свое лицо. В Интернете в таком случае практически очень многие пользователи являются подлецами, скрывающими свое лицо под Никами и аватарами.

Опасность подлости кибербуллинга заключается в том, что юные юзеры в таких случаях очень сильно переживая, порой решаются на суицид. Известен случай кибертравли мальчика, над которым все время издевались одноклассники в школе. Ему с незнакомого аккаунта прислали его фотографии, превращённые в коллажи, с отвратительными подписями, оскорблениями и нецензурными комментариями. Причем, издевались над его внешностью, национальностью и материальным положением его семьи. В школе его напугали, что если он расскажет кому-то, то пострадает ещё сильнее.

В дальнейшем выяснилось, детей, которых травят в собственной школе, очень много. Однако им и в голову не приходит объединиться против их обидчиков, которые, между прочим, действуют сообща. Вообще – это психология жертвы – действовать в одиночку или вообще бездействовать. Хищники в своей охоте за травоядными собираются в группы. А травоядные ждут, пока их съедят поодиночке. Причем, порой ждут на том же самом месте, где съели их друга, пока хищник проголодается и съест его самого.

В случае с тем подвергшимся буллингу мальчиком психолог- консультант убедил его рассказать о проблеме старшей сестре. Посоветовал


сделать скриншоты всех оскорблений и насмешек как неоспоримое доказательство травли. Объяснил, что мальчик имеет право на защиту, как со стороны школьной администрации, так и со стороны правоохранительных органов. В таких ситуациях важно, объяснить детям, что они не одиноки, что есть, кому их защитить и, что из любой ситуации всегда есть выход.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.