Известность ему принесло стихотворение «В дороге» (1845 г.). — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Известность ему принесло стихотворение «В дороге» (1845 г.).

2020-12-27 120
Известность ему принесло стихотворение «В дороге» (1845 г.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стихотворение “В дороге” открывается нехитрым диалогом седока с ямщиком. Слово “скука” несколько раз повторяется: седоку, явно барину, скучно потому, что не знает он настоящих трагедий, равнодушно просит спеть про “рекрутский набор и разлуку”, то есть не затрагивают его страдания крестьян. И только в итоговых строках мы ощущаем, что даже на такого человека подействовала история ямщика.
А история проста: жену его смолоду воспитывали в барском доме наравне с барышней. Очевидно, что господа девушку любили, но просто не подумали, что, дав ей дворянское воспитание, они не дадут ей дворянского положения, крепостной она и останется, ее лишь на время “выдернули” из привычной среды. Барышня вышла замуж и уехала, барин захворал и умер, “сиротинкой оставивши Грушу”. Через месяц приехал зятек... Нового помещика не интересуют чувства подвластных крестьян, он руководствуется сиюминутными настроениями и решениями. Девушку он отослал на село и выдал замуж.

Привыкнув к господской жизни, крестьянка не может исправно выполнять предписанные судьбой обязанности: «Ни косить, ни ходить за коровой!.. Грех сказать, чтоб ленива была. Да, вишь, дело в руках не спорилось! Как дрова или воду несла. Как на барщину шла — становилось Инда жалко подчас!»

Женщина стремится научить сына грамоте, не разрешает мужу бить ребенка, но сам ямщик видит, что жить ей в таких тяжелых условиях осталось недолго: «Да недолго пострела потешит! Слышь, как щепка худа и бледна, ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна — Чай, свалит через месяц в могилу…». Так, на примере рассказа об одной судьбе поэт показывает тяжелое положение русской крестьянки.

 

Н. А. Некрасов является одним из русских писателей, наиболее ярко и проникновенно описавших характер народа и его нелегкую жизнь в своих произведениях. Он не просто сочувствует — он отождествляет себя с простыми тружениками России. Произведения Некрасова полны правдивых картин рабства и нищеты, горьких раздумий о судьбе родного народа:

Народ! Народ!

Люблю тебя, пою твои страданья.

Но где герой, кто выведет

Из тьмы тебя на свет?..

По его мнению, любить свой народ — значит ненавидеть его угнетателей и посвятить свою жизнь борьбе за его свободу и счастье. Поэтому личные переживания в творчестве Некрасова неотделимы от судьбы народа. Например, в стихотворении «Рыцарь на час» борьбу за права народа Некрасов называл «великим делом любви».

Чувства неослабевающей любви и глубокого сострадания к угнетенным людям, к нищей России звучат во всех произведениях Некрасова. Русский народ-богатырь, бескрайние просторы России, зеленые леса и морозные, снежные зимы — все это явилось для поэта источником неиссякаемого вдохновения

Горькая доля крестьян-тружеников всегда волновала поэта. Мир поэзии Некрасова виден «сквозь слезы» глазами самого народа. Поэт страстно мечтает увидеть крестьян свободными:

Мать-отчизна!

Дойду до могилы,

Не дождавшись свободы твоей!

Однако Некрасов продолжал верить, что русский народ все вытерпит и в конце концов «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Будущее родной страны писатель представлял себе как жизнь свободного, процветающего общества полноправных граждан:

...Освобожденный от оков,

Народ неутомимый

Созреет, густо заселит

Прибрежные пустыни;

Наука воды углубит:

По гладкой их равнине

Суда-гиганты побегут

Несчетною толпою,

И будет вечен бодрый труд.

Над вечною рекою...

 

Тема женской доли начинает развиваться в творчестве Некрасова в 40-е годы. Образ загубленной бытом женщины мы находим и в 'Тройке", и в "Еду ли ночью...", и в поэме "Мороз, Красный нос" в лице Дарьи.
И в самом монументальном своем произведении - поэме "Кому на Руси жить хорошо" - Некрасов опять разрабатывает эту тему. Нигде в поэме так ярко она не раскрыта, как в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно ей автор посвящает целую часть поэмы под названием "Крестьянка".

Тема женской доли в творчестве Некрасова представлена широко: поэт охватывает разные стороны жизни женщины, рисует различные женские образы. Неизменным остается одно - жестокость и несправедливость общества по отношению к женской судьбе. Так, в стихотворении «Орина, мать солдатская» поэт говорит о великом горе несчастной матери, единственного сына которой забрали в солдаты здоровым, крепким парнем «богатырского сложения», а вернули назад калекой. Ваня медленно умирает на руках матери, горе которой неисчерпаемо.

Однако не только крепостная зависимость становится причиной изломанных женских судеб. На хрупкие женские плечи сваливается и вся тяжелая работа по дому, и забота о детях. Сопровождается все это побоями мужа и измывательствами свекрови. При этом такая судьба предопределена крестьянке с рождения. В стихотворении «Тройка» Некрасов именно об этом говорит молодой девушке, мечтательно засмотревшейся на проезжающего мимо корнета. Он говорит, что красота девушки от тяжелой и непосильной работы «отцветет, не успевши расцвесть», что будет ее бить «муж-привередник», а свекровь гнуть «в три погибели».

В поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов говорит о том, что главной героине поэмы Дарье, как и любой крестьянке, выпали в жизни три доли:

И первая доля: с рабом повенчаться.

Вторая - быть матерью сына раба,

А третья - до гробу рабу покоряться...

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Похоронив мужа, героиня не может себе позволить предаваться горю - на ее плечах лежит вся работа, которая без мужа стала более непосильной. Дарья едет в лес за дровами, так как дома у нее сидят замерзшие дети. Ей суждено замерзнуть в зимнем лесу, и только перед смертью на какой-то миг она ощущает себя счастливой. Главным же достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть самоотверженной заботливой матерью. Забота о детях заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью.

Героиня стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...» «из сил выбивается», чтобы был сыт ее ребенок. Ей очень хочется, чтобы ее дети были счастливы.

В своём творчестве знаменитый русский поэт Некрасов Николай Алексеевич неоднократно выражал своё восхищение и уважение к простым крестьянским женщинам России. Кроме того, в его произведениях чувствуется не только восторг, но и сочувствие к незавидной женской доле. Он сострадает женщинам, вынужденным много и тяжело работать, лишённым ласки и тепла, постоянно испытывающим различные унижения со стороны окружающих. При этом Некрасов не создал образ измученной и забитой женщины, вовсе нет. Во многих стихотворениях Некрасова перед нами предстаёт образ русской красавицы, сильной, крепкой, работящей, богатой духовно, искренней и чистой.

 

Тесно связывает Некрасов понятия «гражданин» и «поэт», выявляя тесную взаимосвязь, заключающуюся в том, что поэт должен быть проводником, выражающим нужды народа и его желания.


«…Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан».

 


Гражданская тема красной нитью пронизывает одно из самых известных стихотворений автора «Размышления у парадного подъезда» (1858):


Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям…


При этом гражданская лирика Некрасова – это не только защита униженных и оскорбленных, это еще и обличение тех, кто готов склонить голову перед режимом, кто смирился и не хочет бороться за свои права:


«И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «суди его Бог!»,
Разводя безнадежно руками…»


Низкопоклонство Некрасов считает одним из главных пороков общества, упрекая свой народ в слепом следовании установленных властью порядков:


«Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..»

 

Гражданская лирика поэта включает в себя и множество посвящений тем людям, «светилам» общества, которых Некрасов уважал и ценил. Эти произведения, среди которых «На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Пророк», «Памяти Белинского» и многие другие, написаны о тех людях, которые искренне переживали судьбам своего народа. И снова мы видим, что пафос и революционные настроения, звучащие в этих стихотворениях, соседствуют с простыми человеческими мыслями о дружбе, о верности, о нежности и любви к другу. Для Некрасова такие люди, несущие в себе миссию поддерживать народ, вести его за собой, являются героями:


Природа-мать!
Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.

 

Гражданская лирика Некрасова – это не только сочувствие народу, это еще и пламенное завещание, оставленное с любовью всем тем, кто не мыслит своей жизни без Родины.

 

               Основные темы творчества Н.А. Некрасова.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.