Кафедра истории, культурологии и музееведения — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кафедра истории, культурологии и музееведения

2020-12-27 120
Кафедра истории, культурологии и музееведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра истории, культурологии и музееведения

 

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ИСТОРИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫА И БЫТ НАРОДОВ КУБАНИ»

 

УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ № 2

для подготовки эссе по теме

Материальная культура и быт античных поселений на Кубани

БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО НА КУБАНИ

Около 480 г. до нашей эры в результате воссоединения греческих городов-полисов, расположенных по обоим берегам Боспора Киммерийского, было образовано единое государство, которое имело несколько наименований, таких как Боспор, Воспорское царство, Воспорское тиранство. Однако в истории закрепилось под названием Боспорское царство.

Столицей Боспора стал Пантикапей (современная Керчь), единственный крупный город на западном побережье пролива. Остальные более или менее крупные поселения греческих колонистов находились на восточном («азиатском») берегу Боспора Киммерийского.

Первоначально греческие города-полисы, заключившие между собой союз, сохраняли самостоятельность во внутренних делах. Затем во главе союза стала династия Археанактидов. Предполагают, что это были представители знатного греческого рода из Милета. С течением времени их власть приобрела наследственный характер.

С 438 г. до н. э. власть в Боспорском царстве перешла к династии Спартокидов. Ее родоначальник Спарток I был выходцем из «варварской» племенной знати, связанной с греческими купцами и рабовладельцами.

Занятия древних греков

Основу хозяйства Боспора составляло развитое земледелие. На плодородных прикубанских приазовских черноземных землях трудолюбивые греческие переселенцы получали большие урожаи хлеба и продавали его в самой Греции. Успешно возделывали они огороды и сады. Не случайно один из городов Таманского полуострова носил название Кепы, что в переводе значит «Сады». Колонисты занималис также виноградарством и виноделием, причем вином активно торговали. Развивались и другие отрасли сельского хозяйства: животноводство, коневодство, а также рыболовство.
Переселенцы перенесли на новые места более высокий уровень умений и навыков в ремесленном производстве. В Фанагории и других городах археологи обнаружили многочисленны мастерские по производству керамических изделий. Остатки крупной керамической мастерской по производству черепицы найдены в Анапе. Она принадлежала основателю города — Горгиппу. На изделиях ставилось клеймо хозяина — ГОР.
Знакомство с материалами раскопок Фанагории и Горгиппии дает возможность восстановить план этих городов и места расположение мастерских.
Кроме разнообразной посуды и черепицы в городах-колониях из глины изготовляли различные статуэтки.

Торговля в колониях

Греческие колонисты наладили торговлю с окрестными синдо-меотскими племенами. Оживленная торговля велась и с городами Греции. Особенно много вывозилось из Боспора хлеба, по свидетельству древнегреческого оратора Демосфена (около 384-322 гг. до н. э.), — около 16 тысяч тонн в год. Это составляло половину завозимого Грецией зерна.
Историк-географ Страбон приводил еще более внушительные цифры: он отмечал, что царь Левкон I однажды отправил из Феодосии в метрополию огромную партию зерна — около 84 тысяч тонн. В этой партии было и зерно, выращенное греческими колонистами, и взятое в качестве дани от подвластных племен, и полученное в результате обмена.
Помимо хлеба вывозилась соленая и вяленая рыба, скот, меха, процветала работорговля. В обмен поселенцы получали драгоценные металлы, прежде всего серебро, железо и изделия из него, мрамор для построек, керамические изделия, предметы искусства (статуи, вазы), оружие, вино, оливковое масло, дорогие ткани.
Колонисты поддерживали торговые отношения с прибрежными городами Малой Азии, Хиосом, Родосом, Милетом, Самосом, а также с греческой колонией в Египте Навкратисом и важным торговым центром материковой Греции Коринфом.

С конца VI в. до н. э. лидерство в торговле с боспорскими городами перешло к Афинам. Столица Греции стала основным потребителем производимых в Северном и Восточном Причерноморье продуктов и поставщиком ремесленных изделий на Боспор.

Жизнь древних греков

В свою новую жизнь на Боспоре греки переносили все, чего они достигли ранее, все то, что лежало в основе их культуры: язык, письменность, мифы, религиозные обряды, праздники. И все, что окружало их — архитектура, устройство жилища, мебель, предметы быта, украшения, — «было родом» из Греции. Боспорские города значительно уступали по величине Милету и Афинам, им трудно было достичь уровня градостроительства и архитектурного убранства крупных городов Эллады. Тем не менее боспоряне всегда стремились показать, что они следуют общегреческим традициям.
Цитадели боспорских городов и внешние границы укрепляли каменными оборонительными стенами. Мощеные улицы делили город на кварталы.

Города Боспора подобно полисам Древней Греции были благоустроенными, с колодцами и водостоками.

В центральной части города располагались торговые площади, строились храмы и общественные здания, дворцы правителей. Обязательным элементом зданий был колонный портик — галерея с колоннами, прилегающая к зданию. Верхнюю часть колонн изготавливали из местного известняка. Стены были сырцовыми (глиняные необожженные кирпичи), перекрытия и колонны — деревянными, крыши — черепичными.

Возводили каменные здания, жилые дома делали все более просторными. Стены штукатурили и окрашивали в разные цвета. Мебель — ложа, кресла, столы, сундуки — украшали костяными и бронзовыми рельефами. Представление о греческой мебели нам дают рисунки на вазах, рельефные изображения, так как подлинной деревянной мебели не сохранилось.

Центральное место в доме занимала комната хозяина — адрон, где он отдыхал и принимал друзей. Там стояли 7-8 лож и столики для вина и яств.

Религия древних греков

Главным божеством, почитаемым в боспорских городах, был Аполлон - покровитель колонистов. Поклонялись и другим олимпийским богам: Зевсу, Гермесу, Дионису, Афине, Артемиде. Особенно популярным был культ самого любимого героя греков — Геракла. К нему за защитой обращались участники сражений.

В городах и вблизи них выделялись участки земли под святилища. Первоначально воздвигали алтари для жертвоприношений, ставили столы для даров.

Среди загородных святилищ наиболее известным стало посвященное Афродите Апатуре у Фанагории. Там же находилось святилище Деметры. Археологи узнали о нем, раскопав на Майской горе большую культовую яму, наполненную множеством терракотовых изображений Деметры, а также курильницами, светильниками, посудой.

О том, что Афродита, богиня любви и красоты, была на Боспоре одной из наиболее почитаемых богинь, свидетельствуют и античные авторы, и материалы раскопок.

Богатые граждане посвящали особо почитаемым богам храмы, выставляя у входа в них каменные плиты с соответствующими надписями. Одна из таких плит найдена вблизи Фанагории. Надпись на ней сообщает, что «Ксеноклйд, сын Посия, посвятил храм Артемиде Агротере при Перисаде, сыне Левкона, архонте Боспора и Феодосии и царе синдов, торетов и дандариев». Судя по другим надписям, в IV в. до н. э. было построено немало храмов и алтарей в городах Таманского полуострова. Есть сведения о существовании в Гермонассе святилищ Аполлона.

Жрецами и жрицами в главных святилищах не только Пантикапея, но и Фанагории, Гермонассы часто избирались дети боспорских царей. Например, Акия, дочь Перисада I, служила жрицей в святилище Афродиты, которая почиталась как защитница гражданских общин и семейных уз, а также покровительница мореплавания.

Храмы украшали величественные мраморные скульптуры богов. Их привозили из Афин или изготавливали на Боспоре. Украшением домашних святилищ были терракотовые статуэтки. Часто это были изображения Деметры и Коры-Персефоны, глиняные алтарики. Их ставили возле очага, который считался священным местом. Наиболее почитаемым домашним божеством была Гестия — покровительница домашнего очага. Аполлон почитался как покровитель гражданской общины, полиса. Земледельцы поклонялись Деметре, Коре, Дионису. Торговцы отдавали предпочтение Гермесу и Посейдону, рыболовы — Артемиде Агротере.

На празднества, посвященные богам, собирались все жители города и сельской округи. Они сопровождались проведением спортивных, музыкальных и поэтических состязаний.

Помимо знаменитых Олимпийских игр греки проводили и другие спортивные состязания.

При исполнении погребальных обрядов устраивали процессии и тризны. Все участники обряда надевали черные траурные одежды, близкие родственники исполняли песни-плачи. Вместе с покойным в могилу клали необходимые ему в новой, загробной жизни вещи: посуду, украшения, бытовые предметы, оружие.

Живопись древних греков

О развитии живописи в боспорских городах можно судить только по археологическим находкам. Среди них обнаруженные при раскопках склепов росписи акварельными красками по камню и фрески. Художники изображали сцены из мифов и реальной жизни, воинов, растительные и геометрические орнаменты.
Особенно интересен склеп Геракла, открытый в Анапе в 1975 г. На его росписях представлены все двенадцать подвигов Геракла.

В боспорских росписях, как и в скульптуре, сочетаются реалистические и условно-схематические черты, что объясняется взаимодействием античной и местной (варварской) скифско-сарматской культур.

Поэзия у греков

На надгробных плитах часто высекали стихотворные эпитафии. Посвятительные надписи в стихах наносили и при сооружении статуй богам. Многие из них восхваляют правителей царства — Спартокидов.

Примером может служить посвящение Аполлону-Фебу:

Статую Фебу твою посвятив, Антистасий, бессмертный

Памятник сын Фаномах смертному создал отцу.

В оные дни, когда всею землею от пределов Кавказа
Вплоть до таврийских границ славный владел Перисад.

Прекрасные поэтические строки встречаются в надписях, посвященных родным и близким.

Государственным языком на Боспоре был греческий, но все чаще в надписях стали появляться ошибки, искажения, «варваризмы». О влиянии культуры варваров говорят и появившиеся родовые или личные знаки на бытовых вещах, украшениях, монетах, надгробиях, каменных плитах. Были такие знаки и у боспорских царей.

Пути христианства

В первые века новой эры происходили существенные изменения в духовной жизни боспорян. Утрачивали былое значение олимпийские боги, хотя в их честь по-прежнему строились храмы. Распространялись культы египетских божеств, римского бога Юпитера. Особую популярность завоевал культ безымянного «бога высочайшего».

Боспорское государство приходило в упадок: города теряли былую славу и красоту, храмы и дворцы ветшали. Постоянные разорительные набеги варваров порождали чувство безнадежности. Многие жители пали духом и искали спасения или в старых забытых обрядах, или в новых верованиях. К числу последних относилось христианство. Новая религия привлекала своей таинственностью, необычностью и тем, что не делала различий между людьми по происхождению и благосостоянию.

В боспорских городах появились тайные общины первых христиан. Об этом свидетельствуют найденные украшения, надгробия, амулеты с христианскими символами. По преданию, среди причерноморских народов христианство проповедовал апостол Андрей Первозванный, за что был распят по приказу римских властей в греческом городе Патры. Однако, несмотря на гонения, новая религия распространялась.

В первой четверти IV в. н. э. на Боспоре уже существовала епархия во главе с епископом Кадмом. Первоначально она объединяла в церковном отношении весь Боспор. Но уже к VI в. появились и другие епархии, в том числе Зихская, которая сыграла большую роль в распространении христианского учения среди местных племен. Церковь выступала в Причерноморье главным хранителем греческого языка и образования.

Завершение христианизации Боспора произошло с вхождением его в состав Византии. Именно тогда были построены христианские храмы — базилики — в Пантикагхее и других городах.

К наиболее ранним сведениям о миссионерской деятельности на Северо-Западном Кавказе относится сказание о трудах среди «кавказо-меотических племен и в Колхиде» апостола Андрея Первозванного и апостола Матфея.
Основы общественной жизни, заложенные на Боспоре христианством, оказались достаточно прочными и сохранялись еще долгие годы.

Кафедра истории, культурологии и музееведения

 

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ИСТОРИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫА И БЫТ НАРОДОВ КУБАНИ»

 

УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ № 2

для подготовки эссе по теме


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.