Давид Тенирс младший. Обезьяны в кухне — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Давид Тенирс младший. Обезьяны в кухне

2020-12-27 101
Давид Тенирс младший. Обезьяны в кухне 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

История фламандского искусства XVII века не исчерпывается творчеством упомянутых художников. Во Фландрии в ту пору работало несколько сот мастеров. Ведущая роль живописи во фламандском искусстве, новые барочные тенденции, проявившиеся в творчестве Рубенса и других ведущих фламандских живописцев, определили характер архитектуры и скульптуры Фландрии XVII века.

Восстановление всей жизни страны, ее хозяйства и культуры приводит к широкому размаху строительства. Усиление католической реакции, стремление церкви вновь привлечь народ Фландрии в лоно католицизма способствуют созданию большого числа католических соборов, отличающихся грандиозностью, богатством и великолепием архитектурной и скульптурной отделки, торжественной парадностью алтарных образов. За время правления эрцгерцогской четы во Фландрии было построено более 400 церковных зданий. Главную роль в церковном строительстве играл орден иезуитов. Из среды иезуитов вышел первый крупный фламандский архитектор XVII века Генрих Гуймакер (1559—1629), создатель целого ряда иезуитских церквей. Вновь строившиеся церкви приобретали пышное убранство. В соответствии с новыми вкусами украшались и старые готические соборы. Образцом для фламандских архитекторов была церковь Иисуса (Джезу) в Риме, но при этом в архитектуре были сильны и старые готические традиции.

Большое значение придавалось во Фландрии украшению церковных фасадов. Фасады фламандских церквей выходили на улицы и площади города, органически сливаясь с ними, благодаря чему церковь становилась частью городского ансамбля. Это одна из характерных особенностей фламандской архитектуры XVII века. Так называемая «Фасадная архитектура» ведет свое начало с фасада, созданного Якобом Франкартом (1581—1651) для иезуитской церкви в Брюсселе (1616—1621). Церковь не сохранилась, известна только по графическим изображениям. Фасад Франкарта, с его делением на три этажа, не выражающим, однако, внутренней конструкции здания, с пилястрами тосканского и коринфского ордеров, волютами, объединяющими первым и второй этажи, скромным рельефом, — еще достаточно прост. Именно эта композиция, возникшая в результате использования итальянских архитектурных форм, полюбившаяся фламандским архитекторам, будет постепенно усложняться.

Новым принципом архитектурной отделки фасада является динамическое живописное решение с энергичным акцентом в центре. Постепенное нарастание декоративных деталей: пилястр, колонн, гирлянд, картушей, скульптур к центру — превращает фасад фламандской барочной церкви в грандиозное зрелище.

Национальное своеобразие фламандской архитектуры нашло полное выражение в творчестве Питера Хейссенса (1577—1637). К наиболее важным архитектурным сооружениям первой половины XVII века принадлежат построенные по его проектам церковь св. Карла Борромея в Антверпене (1617—1621) и церковь св. Петра в Генте. Созданные Хейссенсом роскошные храмы имели ярко выраженный светский характер; они соответствовали национальному темпераменту и вкусу.

В декоративном убранстве церквей Хейссенса чувствовалось мощное влияние искусства Рубенса. Есть предположение, что художник принимал участие в создании интерьера церкви св. Карла Борромея. Возможно, по его эскизам были исполнены отдельные детали архитектурного убранства. Благодаря сложному нарастанию пилястр, раскрепованным карнизам, богатой игре света и тени, раскрашенным статуям святых в преисполненных страсти позах, ярким картинам, позолоте — стены и своды «оживали». Известно, что Рубенсом и его помощниками для украшения алтаря, боковых нефов и галерей церкви было написано несколько десятков картин. Существует предположение, что если не по эскизам Рубенса, то под его влиянием создан мощный и величественный фасад церкви св. Карла Борромея.

Питер Хейссенс. Церковь Карла Борромея. Фасад. 1617—1621

 

В 1718 году церковь сгорела, картины Рубенса погибли. По старым проектам церковь позднее была восстановлена.

Современники восторженно оценивали строительство подобных храмов. Рубенс с удовлетворением отмечал улучшение вкуса и видел примеры тому «в великолепных церквах, которые почтенное общество иезуитов воздвигло в Брюсселе и Антверпене». Во второй половине XVII века стиль барокко в архитектуре Фландрии развился полностью. Крупнейшими архитекторами второй половины XVII века были Вильгельм Хесиус (1601—1690) и Лука Файд-хербе (1617—1697), ученик Рубенса. Для церквей Хесиуса характерно сочетание традиционной конструкции с великолепным барочным декоративным убранством.

В последней трети XVII века в церковном строительстве Фландрии начинается застой. Сокращаются масштабы строительства. Крайне редко появляются новые конструктивные и декоративные идеи.

Светская архитектура Фландрии XVII века уступала церковной и по масштабам строительства и по значению. В течение первого десятилетия XVII века она оставалась верной стилю предыдущего столетия. История барокко в светской архитектуре начинается с ансамбля дома Рубенса в Антверпене (строительство начато ок. 1610, а кончено после 1617). «Нельзя пренебрегать строительством частных домов, которые образуют ансамбль города в целом», — говорил Рубенс. Его дом — полное выражение представления Рубенса об архитектуре. Ансамбль состоит из двух зданий, соединенных трехарочным портиком, и садового павильона. Портик, павильон и одно из зданий обильно украшены бюстами, гирляндами, картушами и т. п. Декоративный элемент решительно господствует над логикой конструкции.

 

Большая площадь в Брюсселе

Одним из самых знаменитых ансамблей Фландрии является ансамбль Большой площади в Брюсселе (конец XVII в.)- Гильдейские дома, узкие 4—5-этажные здания образуют тесный ряд, создают единую композицию (6 домов объединены одним фасадом), а декоративное убранство, элементы которого взяты из итальянских образцов, поражает смелостью и разнообразием. Ансамбль площади — последний отголосок рубенсовского влияния во фламандской архитектуре.

Оживленное церковное строительство XVII века во Фландрии вызвало массовые заказы на алтари, дарохранительницы, надгробия, статуи святых, кафедры, исповедальни и т. п. В начале XVII века во фламандской скульптуре сосуществовали разные тенденции. Слабые отблески готики сочетались с ренес-сансными традициями нидерландского XVI века, а в результате воздействия ранних работ Рубенса в творчестве скульпторов начинали проявляться черты нового барочного стиля. Художественная продукция скульпторов Фландрии XVII века грандиозна по объему. По назначению своему фламандская скульптура, как это уже отмечалось, имела в основном декоративный характер, ее развитие шло под эгидой живописи. Многие темы и образы, трактовка форм, живописность манеры, находящаяся в некотором противоречии со спецификой скульптуры, в значительной степени обусловлены влиянием Рубенса. Лучшие скульптурные произведения характеризует полнокровный реализм.

Крупнейшим фламандским скульптором первой половины XVII века был Франсуа Дюкенуа (1594— 1643). Долгие годы Дюкенуа, по прозвищу «II Fiamingo» — «Фламандец», прожил в Италии. Он уехал туда в двадцатидвухлетнем возрасте, увозя сильнейшее впечатление от знакомства с Рубенсом и его искусством. В Риме Дюкенуа часто выступал как один из сильнейших соперников Лоренцо Бернини — первого скульптора и архитектора итальянского барокко. От эффектных произведений знаменитого итальянца работы Дюкенуа отличались задушевностью, искренностью чувства. Он никогда не впадал в крайности барочного стиля. Глубокое стремление к правде и основательно усвоенное наследие античных мастеров спасали его от этого. Его работы современники причисляли к лучшим скульптурным произведениям века. Незадолго до смерти Рубенс писал Дюкенуа о впечатлении, произведенном на него работами скульптора: «Эти произведения кажутся, скорее, созданными природой, чем искусством, потому что мрамор нежен, как жизнь».

Число работ, созданных Дюкенуа для Фландрии, крайне невелико. Значение же этого художника в истории скульптуры огромно. Из мастерской Дюкенуа вышли самые крупные скульпторы Фландрии середины XVII века Артус Квелин, Иероним Дюкеиуа и другие.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.