Тема 1: Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 1: Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка

2020-12-27 238
Тема 1: Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

Художественное образование сегодня представляет собой комплексную, проектно-художественную деятельность, интегрирующую естественно - научные, гуманитарные, технологические знания, инженерное и художественное мышление, и направленную на формирование предметного мира в чрезвычайно широкой зоне взаимодействия человека с окружающей средой во всех без исключения сферах деятельности. А учебный предмет «изобразительное искусство» включает основы всех зрительных видов искусств: живописи, графики, скульптуры, народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.

Целями художественного образования на современном этапе являются:

- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

- сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

- широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

Дополнительная общеобразовательная программа по изобразительному искусству «Довузовская подготовка по рисунку и черчению» относится к программам художественно-эстетической направленности и предназначена для тех, кто получил основы художественного образования и мотивирован к продолжению обучения в данной области.

  Программа разработана на основе анализа экзаменационных работ вступительных экзаменов по рисунку и черчению различных высших учебных заведений по профилю. Основное ее назначение –  преемственность школьных образовательных программ в области искусств и основных профессиональных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования в области искусств.

Новизна программы в том, что в ней предусмотрена определенная система обучения- система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков по рисунку и черчению. Программа включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения. Главной формой обучения традиционно является длительный рисунок с неподвижной натуры. Наряду с длительными постановками предусмотрены краткосрочные рисунки, наброски, зарисовки, которые обостряют внимание, развивают наблюдательность. Теоретический материал изучается в форме бесед и анализа произведений мастеров рисунка и учебных работ, сопровождающийся просмотром мультимедийных презентаций и репродукций мастеров, учебных таблиц. Формирование мотивации и стимулирования познавательной деятельности, направленной на раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей обучающихся осуществляется в процессе всего курса обучения, через профориетнационную работу, информацию о ВУЗах по направлению деятельности, встречу с бывшими выпускниками объединения, обучающимися в ВУЗах по профилю, участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня как очных, так и заочных, посещение выставок.

Актуальность программы. В последние десятилетия в учебных заведениях нашей страны открылось много новых специальностей художественного профиля, где основной дисциплиной является рисунок. Школьная образовательная программа не предусматривает глубоких знаний по рисунку, который является  основополагающим учебным предметом в учебных заведениях данного профиля. Программа призвана ликвидировать пробелы в знаниях обучающихся, возникших в результате несоответствия между государственными школьными образовательными стандартами по изобразительному искусству и черчению и требованиями к знаниям абитуриентов высших учебных заведений

Цель программы: подготовка обучающихся к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области изобразительного искусства.

Задачи:

- приобретение знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства

- формирование  развития зрительного вос­приятия цвета, композиции, воображения, пространственного мышления;

- формирование знаний, умений, навыков в изображении натуры средствами рисунка и живописи на плоскости листа в условном пространстве;

- развитие композиционного мышления и способности вести самостоятельную работу над станковой и декоративной композицией;

- воспитание комплекса необходимых для художника качеств – воспитание глазомера, «твёрдости руки», цельного видения предмета;

- развитие   творческих способностей обучающихся в различных видах изобразительной деятельности.

 

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа рассматривает теоретические и методические вопросы изобразительной грамоты, содержит полный объем учебных заданий по рисунку, расположенных в строгой последовательности усложнения задач; рассматривает основы композиции, пропорции, дает представление о форме, объеме и конструкции. Уделяется много времени рисунку гипсовой головы, являющемуся в большинстве учебных заведений художественного профиля экзаменационной постановкой на вступительных экзаменах. Параллельно с рисунком идет знакомство с элементами черчения и начертательной геометрии.

Программа носит профориентационный характер, так как предусматривает подготовку обучающихся к получению будущей профессии.

В программе предусмотрена определенная система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков:

- применение опорных, основных, узловых, опознавательных, измерительных точек формы и пространства, дающие возможность наилучшим образом вести перспективные, линейные и светотеневые рисунки;

- "прозрачность" рисунка, позволяющая передать понимание конструкции формы с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры и внешнего пластического строения, ее функционального назначения, позволяющая познать предмет с внешней стороны и проникнуть внутрь содержания;

- стадийность рисования, последовательный переход от стадии точечного рисунка к линейному, от изображения сначала простых геометрических тел и предметов быта, затем архитектурных деталей, голове и фигуре человека;

- навыки черчения и макетирования одновременно с рисунком, создание моделей из бумаги и картона с последующим их рисованием и вырезанием из дерева;

- использование знаний и понятий, приобретенных в средней школе при занятиях геометрией;

- информирование и консультирование по вопросам профессионального выбора для развития навыков профессионального самоопределения обучающихся.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 14-18 лет. Оптимальная наполняемость группы – 15 человек.

Срок реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения. Продолжительность курса –342 часа.

Режим работы: 3 раза в неделю по 3 часа.

Занятия предусматривают сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм обучения.

Программа предлагает такие методы обучения – словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Контроль результатов обученности воспитанников отслеживается в процессе педагогического наблюдения, на зачетных занятиях в конце каждого раздела изучаемой программы, выставках.

При оценке работ используются следующие критерии:

Высокий уровень – обучающийся умеет правильно определить формат, точно выявляет композиционный центр, грамотно выполняет геометрические построения, очень точно передает портретное сходство и светотеневой рисунок, соблюдает последовательность ведения графической работы, создает цельный художественный образ.

Средний уровень – обучающийся умеет правильно определить формат, хорошо выполняет геометрические построения, не всегда может в рисунке определить главное» и «второстепенное», при выполнении линейно-конструктивных рисунков не прорисовывает невидимые линии, светотеневой рисунок не насыщенный.

Низкий уровень – не всегда умеет выбрать правильно формат, допускает композиционные ошибки, не точно передает портретное сходство, линейно-конструктивный рисунок выполняет с ошибками, слабый светотеневой рисунок, отсутствует цельность художественного образа.

На этапе выпуска из учреждения обучающийся должен быть подготовлен для сдачи вступительных экзаменов по рисунку в любое высшее учебное заведение художественного профиля.

 

Ожидаемые результаты

К концу обучения обучающиеся должны:

Знать:

- основы грамоты;

-основные законы перспективы;

-основные термины перспективы;

-композиционные правила;

-законы композиции;

-понятия: «главное» и «второстепенное» в рисунке;

-пропорции головы и фигуры человека;

-имена известных мастеров живописи.

 

Уметь:

-определять формат;

-выявлять композиционный центр;

-выполнять геометрические построения;

-выполнять линейный конструктивный рисунок;

-выполнять светотеневой рисунок;

-передавать портретное сходство;

-последовательно вести графическую работу;

-создавать цельный художественный образ.

 

Примерный учебно - тематический план

 

П /п

Разделы, темы

Кол-во часов

В том числе

теория практика

раздел I Введение – 15ч.

1. Введение в образовательную программу. 9 9 - 2. Рабочее место, материалы, оборудования. 3 3 - 3. Требования к оборудованию и материалам. 3 3 -

раздел II Учебный рисунок – 18ч.

1. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка 3 1 2 2. Практические советы 3 1 2 3. Начальные упражнения 6 1 5 4. Натурные наброски бытовых предметов 6 1 5

раздел III Основы перспективы – 24ч.

1. Перспектива, общие положения 6 1 5 2. Основные законы перспективы 9 2 7 3. Основные термины в перспективе 9 2 7

раздел IV Композиция в перспективном рисунке – 24ч.

1. Композиционные правила 6 1 5 2. Плоскостные и объемные композиции 12 2 10 3. Приемы визирования 6 1 5

раздел V Элементы черчения – 21ч.

1. Геометрические построения 9 3 6 2. Аксонометрические проекции 12 2 10

 

раздел VI Рисование геометрических тел – 78ч.

1. Рисунок геометрических тел 18 3 15 2. Линейно-конструктивный рисунок композиции из геометрических тел 18 3 15 3. Световой рисунок геометрических тел 18 3 15 4. Конструктивный анализ формы гипсовой вазы 24 5 19

раздел VII Рисунок архитектурных деталей – 24ч.

1. Рисунок геометрической розетки 12 2 10 2. Рисунок капители 12 2 10

раздел VIII Пропорции и их значения в рисовании – 18ч.

1. Пропорции геометрических тел 9 2 7 2. Пропорции человека 9 2 7

раздел IX Рисунок гипсовой головы – 120ч.

1. Линейно-конструктивный рисунок гипсовой головы 60 10 50 2. Светотеневой рисунок гипсовой головы 60 10 50

ВСЕГО:

342 75 267

Содержание программы

Раздел I ВВЕДЕНИЕ

Тема 1: Введение в образовательную программу

Теория: Знакомство с обучающимися объединения. Правила внутреннего распорядка в образовательном учреждении. Задачи объединения в учебном году. Материалы и инструменты, ТБ на занятиях.

Раздел II УЧЕБНЫЙ РИСУНОК

Тема 2: Практические советы

Теория: "Главное" в рисунке как объект зрительного интереса, находящийся в центре внимания зрителя. Выбор художником "главного" в рисунке, светотеневых отношений, выявление фактуры поверхности. "Второстепенное" как окружение, дополнение для главных элементов рисунка, обобщается тоном.

Практика: Упражнения – проведение прямых, построение углов, нанесение штрихов различного направления. Выполнение натурных набросков, бытовых предметов с разной фактурой. Выявление "главное" в рисунке с помощью выбора точки зрения, композиционного построения работы, степени проработки светотени, фактуры на различных поверхностях.

Тема 3: Приемы визирования

Теория: Тональный рисунок плоских геометрических фигур, различных по соотношению сторон и тону. Понятие «силуэт». Способы визирования карандашом. Правильная передача тональных отношений.

Практика: Силуэтные зарисовки предметов простой формы.

Раздел V ЭЛЕМЕНТЫ ЧЕРЧЕНИЯ

Тема 1: Виды

Теория: Геометрические построения. Циркульных и спиралевидных кривых. Лекальные кривые. Сопряжения.

Практика: Построение перпендикуляров, параллель к прямой, египетский треугольник, деление угла с недоступной вершиной, построение угла равного данному, деление прямого угла на 3,6,12 и т.д. частей. Деление окружности на равные части. Построение ползучего свода, трехцентровая коробковая кривая, коробковая кривая, овалоидные формы, спирали из 2,3,4,5 центров, эвольвента окружности. Построение эллипсов, параболы, гиперболы, спирали Архимеда. Построение сопряжений двух прямых, прямой и окружности, двух окружностей, касательных к окружности.

Тема 1: Рисунок геометрических тел

Теория: Конструктивные особенности геометрических тел.

Практика: Построение простейших геометрических тел: куб (призма), цилиндр, конус, «лежащий» цилиндр, шар.

Тема 2: Линейно-конструктивный рисунок композиции из геометрических тел

Теория: Линейно-конструктивная передача формы предмета. Перспектива предмета и группы предметов. Последовательность ведения линейно-конструктивного рисунка с натуры.

Практика: Построение геометрических тел: шар, призма, усеченный конус, самостоятельно продумав этапы и элементы построения предметов разного размера, прозрачных, построенных и выявленных при сохранении линий построения.

Тема 3: Световой рисунок геометрических тел

Теория:  Понятие «светотень». Тональная зарисовка геометрических тел простых по форме и светлых по тону (без фона). Светотеневая прокладка тона по теням. Понятие о градациях светотени. Передача объемной формы при помощи светотени. Композиция листа.

Практика: Светотеневые зарисовки геометрических тел.

Раздел VII РИСУНОК АРХИТЕКТУРНЫХ ДЕТАЛЕЙ

Тема 1: Рисунок геометрической розетки

Теория: Конструктивный анализ формы и ее отдельных элементов во взаимосвязи. Выбор точки зрения с учетом линии горизонта и размещения изображения на листе. Построение конструкции предмета с учетом пропорции, перспективы.

Практика: Рисование с натуры гипсовой розетки.

Тема 2: Рисунок капители

Теория: Классическая архитектура. Шесть этапов выполнения рисунка капители.

Практика: Рисование капители с разных точек зрения. Компоновка изображения предмета в листе. Крепкое конструктивное построение, с легкой прокладкой тона. Освещение направленное. Формат А-3. Материал – графитный карандаш.

Тема 2: Пропорции человека

Теория: Образ человека в разных культурах мира. Представления народов о красоте человека, отраженные в изобразительном искусстве. Закрепление знаний об основных пропорциях фигуры человека, посадка, точка опоры. Выразительность линейного наброска при минимальном количестве графических средств. Освещение: верхнее, боковое.

Практика: Изображение портрета современника (друга, мамы и др.), автопортрета. Наброски фигуры человека. Передача характерных черт внешнего облика, одежды, украшений. Использование пропорциональных отношений лица, фигуры человека при создании портрета.

Раздел IX РИСУНОК ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ

Тема 1: Линейно-конструктивный рисунок гипсовой головы

Теория: Основные пропорции, правила и особенности линейно-конструктивного рисования головы человека, на примере гипсовой обрубовки.

Практика: Конструктивный рисунок обрубовки по памяти.

Тема 2: Светотеневой рисунок гипсовой головы

Теория: Пластические особенности головы. Перспектива и трехмерность головы, конструктивные особенности. Плоскость лицевая и боковая. Пропорции и симметричность. Передача характерных особенностей модели посредством светотени. Построение в соответствии с основными этапами ведения рисунка. Компоновка изображения в листе.

Практика: Зарисовки с натуры головы Гудона (обрубовка), рисунки деталей головы (глаз, нос, губы, ухо), рисунок гипсовой головы (Афродита, Антиной, Сократ, Готтомелата).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты». Изд. «Просвещение» М.: 1969г.
  2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.
  3. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008г.
  4. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005г.
  5. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос».
  6. Барышников А.П. Перспектива, М., 1955г.
  7. Готфрид Баммес «Изображение фигуры человека». Изд. «Фольк унд Виссен» Берлин 1984г.
  8. Енё Барчаи «Анатомия для художников». Изд. «Корвина» Будапешт 1986г.
  9. Курс довузовской подготовки архитектора. «Рисунок» Учебное пособие. М.: 2004г.
  10.  Курс довузовской подготовки архитектора. «Черчение» Учебное пособие. М.: 2004г.
  11.  Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г.
  12.  Ли Н.Г. «Основы учебного академического рисунка». Изд. «ЭКСМО» - 2004г.
  13.  Макарова М.Н. «Перспектива». Изд. «Просвещение» М.: 1989г.
  14.  Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учебное пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов.-М.: Просвещение 1986г.
  15.  Молева Н.М. «Выдающиеся русские художники-педагоги». Изд. «Просвещение» М.: 1991г.
  16.  Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/0-75 авт.-сост. В. Надеждина.-Минск: Харвест, 2010г.
  17.  Рисунок. Учебное пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. А. Серова. М: Просвещение 1975г.
  18.  Ростовцев Н.Н. «История методов обучения рисованию». Изд. «Просвещение» М.: 1981г.
  19.  Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учебник для учащихся педучилищ по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразительное искусства»-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985г.
  20.  Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989 Учебный рисунок: Учебное пособие/ Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Акад. Художеств СССР. Под ред. В. Королёва-М.: Изобразительное искусство, 1981г.
  21.  
     Шорохов Е.В. «Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе». Изд. «Просвещение» М.: 1977г.
  22.  Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006г.

 

Пояснительная записка

Художественное образование сегодня представляет собой комплексную, проектно-художественную деятельность, интегрирующую естественно - научные, гуманитарные, технологические знания, инженерное и художественное мышление, и направленную на формирование предметного мира в чрезвычайно широкой зоне взаимодействия человека с окружающей средой во всех без исключения сферах деятельности. А учебный предмет «изобразительное искусство» включает основы всех зрительных видов искусств: живописи, графики, скульптуры, народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.

Целями художественного образования на современном этапе являются:

- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

- сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

- широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

Дополнительная общеобразовательная программа по изобразительному искусству «Довузовская подготовка по рисунку и черчению» относится к программам художественно-эстетической направленности и предназначена для тех, кто получил основы художественного образования и мотивирован к продолжению обучения в данной области.

  Программа разработана на основе анализа экзаменационных работ вступительных экзаменов по рисунку и черчению различных высших учебных заведений по профилю. Основное ее назначение –  преемственность школьных образовательных программ в области искусств и основных профессиональных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования в области искусств.

Новизна программы в том, что в ней предусмотрена определенная система обучения- система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков по рисунку и черчению. Программа включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения. Главной формой обучения традиционно является длительный рисунок с неподвижной натуры. Наряду с длительными постановками предусмотрены краткосрочные рисунки, наброски, зарисовки, которые обостряют внимание, развивают наблюдательность. Теоретический материал изучается в форме бесед и анализа произведений мастеров рисунка и учебных работ, сопровождающийся просмотром мультимедийных презентаций и репродукций мастеров, учебных таблиц. Формирование мотивации и стимулирования познавательной деятельности, направленной на раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей обучающихся осуществляется в процессе всего курса обучения, через профориетнационную работу, информацию о ВУЗах по направлению деятельности, встречу с бывшими выпускниками объединения, обучающимися в ВУЗах по профилю, участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня как очных, так и заочных, посещение выставок.

Актуальность программы. В последние десятилетия в учебных заведениях нашей страны открылось много новых специальностей художественного профиля, где основной дисциплиной является рисунок. Школьная образовательная программа не предусматривает глубоких знаний по рисунку, который является  основополагающим учебным предметом в учебных заведениях данного профиля. Программа призвана ликвидировать пробелы в знаниях обучающихся, возникших в результате несоответствия между государственными школьными образовательными стандартами по изобразительному искусству и черчению и требованиями к знаниям абитуриентов высших учебных заведений

Цель программы: подготовка обучающихся к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области изобразительного искусства.

Задачи:

- приобретение знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства

- формирование  развития зрительного вос­приятия цвета, композиции, воображения, пространственного мышления;

- формирование знаний, умений, навыков в изображении натуры средствами рисунка и живописи на плоскости листа в условном пространстве;

- развитие композиционного мышления и способности вести самостоятельную работу над станковой и декоративной композицией;

- воспитание комплекса необходимых для художника качеств – воспитание глазомера, «твёрдости руки», цельного видения предмета;

- развитие   творческих способностей обучающихся в различных видах изобразительной деятельности.

 

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа рассматривает теоретические и методические вопросы изобразительной грамоты, содержит полный объем учебных заданий по рисунку, расположенных в строгой последовательности усложнения задач; рассматривает основы композиции, пропорции, дает представление о форме, объеме и конструкции. Уделяется много времени рисунку гипсовой головы, являющемуся в большинстве учебных заведений художественного профиля экзаменационной постановкой на вступительных экзаменах. Параллельно с рисунком идет знакомство с элементами черчения и начертательной геометрии.

Программа носит профориентационный характер, так как предусматривает подготовку обучающихся к получению будущей профессии.

В программе предусмотрена определенная система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков:

- применение опорных, основных, узловых, опознавательных, измерительных точек формы и пространства, дающие возможность наилучшим образом вести перспективные, линейные и светотеневые рисунки;

- "прозрачность" рисунка, позволяющая передать понимание конструкции формы с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры и внешнего пластического строения, ее функционального назначения, позволяющая познать предмет с внешней стороны и проникнуть внутрь содержания;

- стадийность рисования, последовательный переход от стадии точечного рисунка к линейному, от изображения сначала простых геометрических тел и предметов быта, затем архитектурных деталей, голове и фигуре человека;

- навыки черчения и макетирования одновременно с рисунком, создание моделей из бумаги и картона с последующим их рисованием и вырезанием из дерева;

- использование знаний и понятий, приобретенных в средней школе при занятиях геометрией;

- информирование и консультирование по вопросам профессионального выбора для развития навыков профессионального самоопределения обучающихся.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 14-18 лет. Оптимальная наполняемость группы – 15 человек.

Срок реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения. Продолжительность курса –342 часа.

Режим работы: 3 раза в неделю по 3 часа.

Занятия предусматривают сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм обучения.

Программа предлагает такие методы обучения – словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Контроль результатов обученности воспитанников отслеживается в процессе педагогического наблюдения, на зачетных занятиях в конце каждого раздела изучаемой программы, выставках.

При оценке работ используются следующие критерии:

Высокий уровень – обучающийся умеет правильно определить формат, точно выявляет композиционный центр, грамотно выполняет геометрические построения, очень точно передает портретное сходство и светотеневой рисунок, соблюдает последовательность ведения графической работы, создает цельный художественный образ.

Средний уровень – обучающийся умеет правильно определить формат, хорошо выполняет геометрические построения, не всегда может в рисунке определить главное» и «второстепенное», при выполнении линейно-конструктивных рисунков не прорисовывает невидимые линии, светотеневой рисунок не насыщенный.

Низкий уровень – не всегда умеет выбрать правильно формат, допускает композиционные ошибки, не точно передает портретное сходство, линейно-конструктивный рисунок выполняет с ошибками, слабый светотеневой рисунок, отсутствует цельность художественного образа.

На этапе выпуска из учреждения обучающийся должен быть подготовлен для сдачи вступительных экзаменов по рисунку в любое высшее учебное заведение художественного профиля.

 

Ожидаемые результаты

К концу обучения обучающиеся должны:

Знать:

- основы грамоты;

-основные законы перспективы;

-основные термины перспективы;

-композиционные правила;

-законы композиции;

-понятия: «главное» и «второстепенное» в рисунке;

-пропорции головы и фигуры человека;

-имена известных мастеров живописи.

 

Уметь:

-определять формат;

-выявлять композиционный центр;

-выполнять геометрические построения;

-выполнять линейный конструктивный рисунок;

-выполнять светотеневой рисунок;

-передавать портретное сходство;

-последовательно вести графическую работу;

-создавать цельный художественный образ.

 

Примерный учебно - тематический план

 

П /п

Разделы, темы

Кол-во часов

В том числе

теория практика

раздел I Введение – 15ч.

1. Введение в образовательную программу. 9 9 - 2. Рабочее место, материалы, оборудования. 3 3 - 3. Требования к оборудованию и материалам. 3 3 -

раздел II Учебный рисунок – 18ч.

1. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка 3 1 2 2. Практические советы 3 1 2 3. Начальные упражнения 6 1 5 4. Натурные наброски бытовых предметов 6 1 5

раздел III Основы перспективы – 24ч.

1. Перспектива, общие положения 6 1 5 2. Основные законы перспективы 9 2 7 3. Основные термины в перспективе 9 2 7

раздел IV Композиция в перспективном рисунке – 24ч.

1. Композиционные правила 6 1 5 2. Плоскостные и объемные композиции 12 2 10 3. Приемы визирования 6 1 5

раздел V Элементы черчения – 21ч.

1. Геометрические построения 9 3 6 2. Аксонометрические проекции 12 2 10

 

раздел VI Рисование геометрических тел – 78ч.

1. Рисунок геометрических тел 18 3 15 2. Линейно-конструктивный рисунок композиции из геометрических тел 18 3 15 3. Световой рисунок геометрических тел 18 3 15 4. Конструктивный анализ формы гипсовой вазы 24 5 19

раздел VII Рисунок архитектурных деталей – 24ч.

1. Рисунок геометрической розетки 12 2 10 2. Рисунок капители 12 2 10

раздел VIII Пропорции и их значения в рисовании – 18ч.

1. Пропорции геометрических тел 9 2 7 2. Пропорции человека 9 2 7

раздел IX Рисунок гипсовой головы – 120ч.

1. Линейно-конструктивный рисунок гипсовой головы 60 10 50 2. Светотеневой рисунок гипсовой головы 60 10 50

ВСЕГО:

342 75 267

Содержание программы

Раздел I ВВЕДЕНИЕ

Тема 1: Введение в образовательную программу

Теория: Знакомство с обучающимися объединения. Правила внутреннего распорядка в образовательном учреждении. Задачи объединения в учебном году. Материалы и инструменты, ТБ на занятиях.

Раздел II УЧЕБНЫЙ РИСУНОК

Тема 1: Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка

Теория: Рисунок - основа зрительно воспринимаемой формы. Линия, штрих, пятно как выразительные средства рисунка. Линия - след от движущейся точки, результат движения карандаша или другого рисующею материала по листу. Штрих - совокупность линий. Разновидности штриха: прямой, наклонный, пересекающийся. Пятно - часть поверхности, характеризующаяся плоскостностью. Тон - степень светлоты поверхности.

Практика: Практическое изучение способов получения изображения карандашом (штриховка, тушевка) и тушью (линия, заливка). Упражнения в проведении прямых и кривых линий. Упражнения с нарастанием и ослаблением тона.

Тема 2: Практические советы

Теория: "Главное" в рисунке как объект зрительного интереса, находящийся в центре внимания зрителя. Выбор художником "главного" в рисунке, светотеневых отношений, выявление фактуры поверхности. "Второстепенное" как окружение, дополнение для главных элементов рисунка, обобщается тоном.

Практика: Упражнения – проведение прямых, построение углов, нанесение штрихов различного нап


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.