Гиперактивность (импульсивность) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Гиперактивность (импульсивность)

2020-12-27 56
Гиперактивность (импульсивность) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с ги­перактивностью — СДВГ) проявляется у детей в импуль­сивности, неустойчивости внимания, двигательной расторможенности. Таким детям трудно соблюдать предпи­сания, сосредоточиться на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Для них собственное желание «Я так хочу!» является более значимым, чем любые пра­вила; даже четкое знание правил поведения отнюдь не является условием их выполнения. Интеллектуальный уровень и творческая активность у гиперактивных детей могут быть достаточно высокими, однако продуктив­ность выполнения задания невелика из-за повышенной утомляемости. Фаза сосредоточения составляет от 5 до 15 минут, после чего в течение 3-7 минут мозг нуждает­ся в отдыхе для накопления энергии.

Естественно, что перечисленные выше особенности влияют и на процесс общения со взрослыми и сверстни­ками: неумение регулировать свое поведение, равно как и неспособность сдерживать ситуативные желания, мо­жет приводить к конфликтам. Для взрослых особой про­блемой при взаимодействии с импульсивными детьми является невозможность контролировать ситуацию.

В основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возник­шие в результате осложнений беременности матери и ро­дов, соматические заболевания раннего возраста, физи­ческие и психические травмы. Первые его проявления можно заметить уже в младенчестве, к 6-7 годам он дос­тигает пика, в благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается.

Выявить гиперактивного ребенка в детсадовской группе можно по критериям, предложенным педагогами-психологами Г.Мониной и Е.Лютовой.

Оценка внимания:

· имеет много незаконченных проектов непоследователен в поведении

· не может долго удерживать внимание

· не слышит, когда к нему обращаются

· с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его

· имеет трудности в организации поведения

· теряет вещи

· избегает задач скучных и требующих умственных усилий

· часто бывает забывчив.

Оценка сверхактивности:

· ерзает, крутится

· беспокоен (барабанит пальцами, двигается в кресле, забирается куда-либо)

· спит намного меньше, чем другие дети (даже в мла­денчестве)

· находится в постоянном движении, «с мотором»» очень говорлив. Оценка импульсивности:

· отвечает уже до того, как его спросят

· не может дождаться своей очереди в игре, на за­нятиях

· часто вмешивается, прерывает говорящего

· плохо сосредоточивает внимание

• не может отложить момент вознаграждения

· не может регулировать свое поведение, не умеет подчиняться правилам

· на некоторых занятиях спокоен, на других — нет (вариативность выполнения заданий).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик, воспитатель может пред­положить (но не поставить диагноз!), что ребенок явля­ется гиперактивным.

Коррекционная работа с гиперактивным ребенком наи­более эффективна, если она проводится параллельно с вме­шательством психоневролога. Что касается воспитательных воздействий, то педагогу и родителю необходимо, прежде всего, учитывать особенности нервной системы ребенка.

Истощаемость внимания. Учитывая данную особен­ность, предлагайте ребенку поэтапное выполнение дей­ствий, инструкция должна быть простой и краткой. В обучающих занятиях используйте различные методы — чередование активности (вашей и ребенка), чередование деятельности — интеллектуальной и физической (пока­зать что-либо мимикой, в движении, изобразить чувство, психогимнастический этюд). Смена деятельности — по­слушать, пересказать, рассмотреть картинки, предста­вить, нарисовать, поиграть — не только позволяет ребен­ку получить разнообразный опыт, потренировать различ­ные способности, но и поддерживает интерес к занятию. В качестве физкультминутки актуальными будут подвижные игры для развития внимания и наблюдательности. Конеч­но, не следует использовать сразу все методы, выбирайте наиболее соответствующие вашим целям и возможностям. Физическая подвижность. Ели ее не удается ограничи­вать, то необходимо преобразовывать из спонтанной в конструктивную.

Неумение регулировать свои эмоции и поведение. Глав­ная стратегия в работе с такими детьми должна быть на­правлена на повышение субъективной значимости прави­ла и осознанности собственных действий. Необходимо, чтобы действие стало личностно значимым и эмоцио­нально привлекательным. Лучше всего это достигается в играх с правилами. Для достижения развивающего эф­фекта в играх с правилами взрослый должен быть и орга­низатором, и участником игры одновременно. В роли участника взрослый вызывает у детей интерес к игре, со­здает субъективную значимость правил, демонстрирует правильные действия; в роли организатора он следит за соблюдением правил, оценивает и контролирует резуль­таты тех или иных действий детей. Следует заметить, что для ребенка до 5-6 лет предварительное объяснение пра­вил, оторванное от реальных действий, неэффективно для регуляции его поведения. Правила должны выделять­ся постепенно, в ходе самой игры, действия которой нео­днократно проиграны, т. е. необходимо опираться на опыт ребенка.

Кроме игр с правилами, следует использовать дру­гие, тренирующие усидчивость, снимающие напряже­ние, подвижные, направленные на развитие умения со­относить свои действия с инструкцией, контролировать активность.

Для импульсивных детей очень полезны обсуждения их действий, организуемые взрослым, например, итог иг­рового занятия. Ребенку предлагается проанализировать игровые действия сверстников и свои собственные с точ­ки зрения соблюдения (несоблюдения) правил, расска­зать о возникших затруднениях. В процессе беседы взрос­лый задает стимулирующие вопросы, совместно с ребен­ком обсуждает альтернативные варианты действий, предлагает ему ту или иную стратегию поведения. Такая совместная рефлексия позволяет ребенку в дальнейшем отслеживать и контролировать свои действия.

Замкнутость — нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоциональ­ного контакта с окружающими, возрастании трудности установления новых социальных отношений [Е. И. Рогов. Настольная книга...]. Замкнутый ребенок, т. е. ребенок с уменьшенной возможностью установления и поддержа­ния контактов, не только не знает как общаться с други­ми, но и не испытывает потребности в общении. Причи­нами замкнутости могут быть:

· длительный стресс;

· недостаток эмоционального общения в семье (дли­тельные пребывания в больнице или ситуация, когда в семье ребенка игнорируют, не проявляют люб­ви к нему и др.);

· индивидуальные патологические особенности эмо­циональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов);

· страх ребенка перед незнакомыми взрослыми, ма­лый опыт общения с ними, неумение обратиться к взрослому.

Замкнутый ребенок как бы отгораживается от окружающего мира и приспосабливается жить в одиночестве. Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Обычно у замкнутого ребенка сниженный эмоциональный тонус, он не проявляет интереса к играм и занятиям, хотя участвует в них наравне с другими. Он равнодушно принимает предложения взрослого, послушен, практически никогда не проявляет своей инициативы. При этом малыш может испытывать разнообразные и не всегда положительные эмоции, однако у него нет путей и способов их выразить. Косвенными проявлениями переживания ребенком отрицательных эмоций могут служить навязчивые действия (посасывание пальца, грызение ногтей, царапание кожи, выдергивание у себя волос, раскачивание и пр.). Попытку «разговорить» его, установить с ним внутреннийконтакт, выяснить причины «такого» поведения ребенок может расценивать как вторжение в личный мир, несущее дискомфорт. Замкнутый ребенок часто не нуждается и в физической ласке, или вообще не переносит физических контактов.

Замкнутость качественно отличается от застенчивости И от аутизма, но в поведенческом проявлении они могут быть похожи. В отличие от аутизма (крайней формы от­чуждения, выражающейся в уходе от контактов с окру­жающей действительностью), замкнутость не является патологическим явлением и может быть скорректирова­на совместными усилиями психолога, воспитателей и родителей.

Первостепенной задачей взрослого в работе с таки­ми детьми является установление доверительных отно­шений. Однако само по себе расположение к взрослому не обеспечивает активности и самостоятельности детей. Для формирования интереса к окружающему и стремле­ния к самостоятельным действиям нужно, чтобы у ре­бенка появился позитивный опыт таких действий. Необ­ходимо совместное со взрослым действие, способное увлечь и заинтересовать ребенка. Вначале нужно понаб­людать, чем ребенок занимается и что приносит ему в игровых действиях удовлетворение, а затем повторить для него эти действия. Смотреть при этом лучше не в лицо, а на игрушку. Это освободит ребенка от скованно­сти, игра увлечет его — таким образом возникает осно­ва для дальнейшего контакта с ним, с постепенным включением элементов контакта в привычную для ре­бенка деятельность.

Если положительный эффект достигнут, надо после­довательно разнообразить действия, приносящие ребен­ку удовольствие, усиливая эмоции выражением собствен­ной радости, показывая ребенку всю прелесть общих дей­ствий и взаимопонимания.

После закрепления у ребенка потребности в контак­те, когда его обращение к другому человеку становится спонтанным, можно переходить к усложнению форм вза­имодействия и новым играм [35].

НЕАДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА

Неадекватное оценивание ребенком себя в процессе общения, даже при наличии определенных навыков, мо­жет стать началом серьезных трудностей при завязывании социальных контактов.

Самооценка формируется уже в раннем возрасте. Вна­чале дети учатся оценивать поступки других детей, чуть позднее — свои собственные. Ребенок сравнивает себя с другими, проверяет границы своих возможностей и спо­собностей. Постепенно у него складывается представле­ние о себе, чертах своего характера, на основе чего он строит свою деятельность и отношения с окружающими. На этом этапе дети осознают особенности своего поведе­ния, соотносят его с общепринятыми нормами и прави­лами, могут предвосхитить результат своих действий и оценку со стороны взрослого.

Самооценка ребенка может быть очень высокой либо очень низкой, или может находиться на среднем уровне. Для детей дошкольного возраста обычно харак­терна недифференцированная завышенная самооценка. Примерно к 7-летнему возрасту ребенок начинает оце­нивать себя более дифференцированно: он отграничи­вает отношение к себе от оценки своих поступков, от своих возможностей выполнить ту или иную деятель­ность, добиться определенных результатов. Важно, чтобы ребенок мог реально оценить свои возможности, так как от этого напрямую зависит его положительное (отрицательное) самоощущение. В поведении адекват­ная самооценка выражается в решительности, бодрос­ти, общительности, желании контактировать с други­ми; в играх дети спокойно воспринимают ситуацию проигрыша (во всяком случае, это не вызывает у них бурных эмоциональных реакций).

Дети с заниженной самооценкой испытывают внут­ренний дискомфорт, сомнения, они могут болезненно реагировать на внешние воздействия, испытывать страх перед неудачей, проигрышем. В поведении заниженная самооценка может проявляться в низкой активности, неуверенности, повышенной ранимости, обидчивости. Ребенок неохотно вступает в контакт, что затрудняет его отношения с другими детьми.

На индивидуальном коррекционном занятии с ребенком, имеющим трудности в развитии когнитивной сферы, я ока­зывала малышу различные виды стимулирующей помощи в достаточно знакомой ему деятельности. Стараясь эмоци­онально поддержать Костю, я хотела поделиться с ним соб­ственной уверенностью в его силах: «Я знаю, что ты с этим справишься!». «Нет, я — глупый», спокойно констатировал Костя.

Думаю, что в приведенном примере речь не об адек­ватной или дифференцированной самооценке, скорее всего, такая самооценка мальчика являлась результатом неблагоприятного опыта, навешивания ярлыков со сто­роны взрослых или детей, на основании чего ребенок ус­пел сделать выводы о своих способностях.

Другой крайний вариант неадекватного отношения к себе — завышенная самооценка: ребенок считает себя лучше всех, стремится везде быть первым и болезнен­но переживает, если ему это не удается. В поведении это может выражаться в эгоцентризме, высокомерном отношении к другим людям. Конфликты и агрессивные проявления могут быть следствием завышенных притя­заний.

На формирование самооценки оказывает влияние множество факторов: особенности воспитания и соци­ального опыта, личностные особенности, объективные факторы (наличие или отсутствие тех или иных качеств). Педагог должен корректировать неадекватную само­оценку ребенка целенаправленными воспитательными воздействиями — подчеркиванием успехов ребенка, его достижений за какой-то временной период («ты уже на­учился делать то-то и то-то...»), выражением уверенно­сти в его возможностях («У тебя обязательно получит­ся!»). Нужно поощрять проявления всякой инициативы, формировать адекватное отношение к успехам и неуда­чам. Принятие малыша взрослым играет немаловажную роль в преодолении им личностных трудностей: ребен­ку необходимо ощущать, что его любят, положительно к нему относятся, даже если у него что-то не получается. Хорошим подспорьем являются коллективные игры, организуемые взрослым, так как создают условия для успеха, получения нового опыта, улучшают отношения внутри детской группы, тем самым повышая уверен­ность ребенка в себе.

Завышенная самооценка может быть следствием вос­питания, например, по типу кумира семьи, вседозволен­ности, а в иных случаях является компенсацией эмоцио­нального неблагополучия ребенка, стремлением дока­зать, что он — лучше всех и таким образом способен добиться популярности и успеха. При завышенной само­оценке будет оптимальным, во-первых, налаживание от­ношений с другими детьми, формирование уважительно­го отношения, приятия, сопереживания. Ребенку нужно дать понять, что каждый в группе по-своему особенный и сравнивать детей нужно только с самим собой. Педагог может моделировать проблемные ситуации для каждого конкретного случая, использовать ролевые игры, в кото­рых ребенок сможет увидеть свое поведение и его резуль­таты как бы со стороны и расширить свой поведенческий репертуар. Кроме того, взрослому следует демонстриро­вать своим примером адекватное отношение к чужим ус­пехам и неудачам, критически оценивать в присутствии детей свой возможности и результаты.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.