Модель Малер: стадии детского развития — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Модель Малер: стадии детского развития

2020-12-27 74
Модель Малер: стадии детского развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пытаясь создать диагностическую парадигму, которая бы от­ражала динамику развития взаимоотношений, мы искали модель детского развития, которая была бы гибкой, но всеобъемлющей. Мы выбрали модель Маргарет Малер, поскольку она описывает нестатичный процесс, постоянно проявляющийся во времени. Это модель, которая легко применима как к отдельной личности, так и к интерактивным отношениям между супругами.

Вместе со своими коллегами Малер обследовала "средних мате­рей и их нормальных детей" в "Детском Центре Мастере" в Нью-Йорке. За два раза (1959 и 1963 год) они обследовали 38 детей.

20


Доктора осматривали нормальных детей два раза в неделю, раз в неделю беседовали с их матерями и посещали детей два раза в месяц на дому, пока им не исполнилось три года. Исходя из этих исследований, Малер и её коллеги описали стадии, ведущие, по их терминологии, к "психологическому рождению" (Малер, Пайн и Бергман, 1975). Начинаются эти стадии с аутичной фазы, пере­ходящей затем в симбиозную, которая, в свою очередь, сменяется четырьмя подфазами отчуждения и индивидуализации. В кульми­национной стадии ребёнок учится формировать эмоциональные привязанности, выдерживающие периоды отчуждения, а иногда и интенсивных конфликтов.

Давайте вкратце рассмотрим стадии детского развития, описан­ные Малер, и посмотрим, как эти стадии соотносятся с отношени­ями взрослых людей.

Во время аутичной стадии, начиная от рождения до второго ме­сяца жизни, перед ребёнком стоит задача - физиологически интег­рироваться в этот мир. Действительно, ребёнок должен научиться поддерживать гомеостатическое равновесие вне утробы матери. Ребёнок всецело проявляет свои внутренние потребности, и он, похоже, обладает стимулирующим барьером, который защищает его от внешних раздражителей. При этом физиологически ребёнок развивается очень быстро, а его сон занимает больше времени, чем бодрствование.

По мере увеличения чувствительности к внешним раздражите­лям ребёнок переходит к симбиозной стадии. Малер даёт следую­щее определение своей концепции симбиоза:

"В данном контексте термин симбиоз является метафорой. В от­личие от биологической концепции симбиоза, рассматривающей, что взаимополезного происходит в отношениях между двумя от­дельными представителями разных видов, наш симбиоз - это со­стояние не дифференцирования, слияния с матерью, состояния, в котором "Я"пока ещё не дифференцируется от "Не Я", и в котором внутреннее и внешнее только ещё начинает постепенно различать­ся". (Малер, Пайн и Бергман, 1975).

Бланк и Бланк (1986) так говорят о значении этой стадии:

"Опыт личной исключительности, полученный в период симбиоза

21


j


представляет собой форму объективных отношений и даёт ребён­ку чувство удовлетворения, которое он помнит всю жизнь. Это чувство - основа всех будущих удовольствий, включая эмпатию и любовь, и к нему он время от времени возвращается в моменты наслаждений" (с. 14).   

Эта стадия длится от двух до пяти месяцев, в конце этой стадии у ребёнка появляется смутное представление о том, что его мать существует как отдельный источник удовлетворения его потреб­ностей. Для успешного прохождения этой стадии очень важна спо­собность матери к кормлению грудью и врождённая способность ребёнка принимать это кормление. Фаза симбиоза закладывает основные "кирпичики" в здание чувственных отношений и привя­занностей. Малер пишет:

"Нормальное прохождение симбиозной фазы даёт ребёнку важ­нейшую филогенетическую способность воспринимать свою мать как некое двойственное единство, что формирует почву для его последующих взаимоотношений с людьми." (Малер, Пайн и Бер­гман, 1975, с. 48).

Безотчётная улыбка на лице ребёнка означает вступление в ста­дию симбиоза. Это знак того, что восприятие сместилось из внут­реннего "я" во внешний мир и что человеческое лицо становится узнаваемой целостностью. Более осмысленная улыбка, обращен­ная к матери (обычно в пять, шесть месяцев), означает, что дитя отличает мать от незнакомцев и способно признать отдельное су­ществование другой личности. Это предшествует переходу ребён­ка к стадии отделимости и индивидуализации.

Малер определяет отделимость как "интрапсихическое достиже­ние чувства отделимости от матери и далее от внешнего мира, в целом"(Малер, Пайн и Бергман, 1975, с. 7). Она отмечает, что "ин­дивидуализация состоит из подобных достижений, знаменующих собой приобретение ребёнком своих индивидуальных характерис­тик" (Малер, Пайн и Бергман, 1975, с. 4). Сложная и важная стадия отделимости и индивидуализации состоит из четырёх фаз: диффе­ренциация (6-9 месяцев), обучение (10 - 16 месяцев), установле­ние отношений (17-24 месяца) и консолидация индивидуальнос­ти. Успешная навигация по этим четырём фазам приводит к

22


"психологическому рождению маленького человека."

На излёте симбиоза, на пятом или шестом месяце, начинается стадия отделимости и индивидуализации в фазе дифференциации. Теперь ребёнок более восприимчив к внешнему миру и начинает исследовать мать и посторонних людей своими глазами, ртом, ру­ками, ладонями и ногами. Трогая пальцы на руках и ногах, руки и ноги, дитя вскоре познаёт свои внешние физические границы, и таким образом получает первый опыт дифференциации от матери. Он уже больше не интересуется только матерью, но по-прежнему предпочитает играть у её ног. Ребёнок, успешно прошедший эту фазу, похож на вылупившегося птенца, сияющего довольством и энергией.

Вскоре после этого начинается фаза обучения, при которой энер­гия ребёнка направлена во внешний мир. Довольное появившейся способностью делать что-либо без матери, дитя начинает "роман с внешним миром" (Гринакр, 1957, цитата из Малер, Пайн и Бер­гман, 1975, с. 70). Раннее обучение начинается, когда ребёнок на­чинает ползать, в то время как "собственно обучение" происходит во время ходьбы. Потом, в большинстве случаев, дитя начинает ве­селиться, когда ему удаётся вырваться из-под постоянной опеки и прервать всё ещё существующую симбиозную связь. На этой ста­дии ребёнок бегает от матери по комнате, наслаждаясь дистанцией. Теперь в его жизни появилось новое ценное качество - возросшая автономность. Малер считает, что опыт автономности также важен для развития ребёнка, как и культивация моторной деятельности:

"Нормальную подстадию обучения как раз и отличает востор­женное осуществление автономных функций, особенно подвиж­ности, а не развитие самих по себе моторных навыков" (Малер, Пайн и Бергман, 1975, с. 69).

Реакция матери на развитие ребёнка в этой фазе очень важ­на для успешного её завершения. Особенно полезно для матери уважать желание своего ребёнка отделиться и приветствовать его осуществление. Для создания прочного фундамента будущих взаи­моотношений недостаточно просто снисходить к зарождающейся Детской самостоятельности. Её нужно активно поддерживать, на­правлять и поощрять.

2 з


Установление отношений - зачастую наиболее трудная фаза для детей и их матерей. Это время крайностей, независимости и отхода от неё, ухода и возвращения. Ребёнок вновь испытывает потребность в эмоциональном общении с матерью, но желает его только в определённое время. Это ведёт к замешательству, борьбе за власть и меньшей восторженности по поводу отрыва от матери. Мать часто не понимает, когда ей следует понянчить дитя, а когда - поощрить к самостоятельности. Для того, чтобы чувство само­стоятельности у ребёнка достигло оптимального уровня функци­онирования и развития, ему необходима постоянная эмоциональ­ная поддержка. Без неё малыш потратит значительное количество энергии в стремлении сделать мать более доступной вместо того, чтобы использовать эту энергию на создание различных функций самостоятельности.

Как правило, во время нормальной фазы установления отноше­ний ребёнок быстро учится языку и навыкам познания реальности и различения полов. В дополнение к этому, роль отца становится более важной.

После успешного завершения фазы установления отношений, начинается консолидация индивидуальности. Фред Пайн (1985) описывает, как эволюция на этих стадиях ведёт к достижению ли­бидного объектного постоянства, включающего "способность фор­мировать и держать в уме образы, воспоминания и ожидания, свя­занные с конкретным объектом, даже в отсутствие этого объекта." (с. 102) Он предполагает, что формирование либидного объектного постоянства проходит следующий процесс развития: 1) развитие конкретной привязанности к матери; 2) способность узнавать её; 3) последующее развитие способности вызывать её образ в её от­сутствие; 4) развитие способности функционально в полной мере использовать образ так, что он становится регулятором любви, гнева и самоуважения и даёт ребёнку свободу автономности в от­сутствие близости. Вместе с тем, ребёнок идеально и на всю жизнь усваивает чувство индивидуальности и способность формировать эмоциональные связи, позволяющие в будущем переносить тяготы несовершенства и недостатков реальной жизни.

Луиза Каплан, наблюдавшая детей вместе с Маргарет Малер, очень красочно описывает эту последнюю стадию:

24


"Когда преобладает постоянство, мы способны уважать и ценить отделимость от других. Мы продолжаем их любить, даже когда они не могут наполнить нас гармонией безоговорочной любви. Че­рез постоянство совершенство соединяется с реальностью. Каж­дый шаг на пути к отделимой самости от рождения до трёх лет является ощутимым вкладом в постоянство и несёт с собой новые возможности любви и ненависти, власти и страха, доверия и по­дозрения, восхищения и разочарования" (Каплан, 1978, с. 35).


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.