Деиндивидуализация: растворение личности в толпе — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Деиндивидуализация: растворение личности в толпе

2020-12-27 476
Деиндивидуализация: растворение личности в толпе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если вы собираетесь унифицировать результаты работы отдельных людей, то при этом должны сознавать и другие последствия превращения личности в одно из безымянных лиц в толпе. Итак, мы рассмотрели, как организация работы группы воздействует на то, насколько старательно люди трудятся и насколько успешно они обучаются новым вещам. Но действие в составе группы также может привести к деиндивидуализации (deindividualization), то есть к стиранию обычных границ дозволенного, когда человек находится в толпе, что повышает вероятность импульсивного или девиантного поведения. Иными словами, потеря личности в толпе приводит к повышению вероятности того, что люди будут делать такие вещи, о которых они даже не помыслят, когда находятся одни.

Деиндивидуализация (deindividualization) — стирание обычных границ дозволенного, когда человек находится в толпе, что повышает вероятность импульсивного или девиантного поведения.

История полна примерами того, как группы людей творили ужасающие дела, которые никто из этих людей не совершил бы в одиночку. В главе 8 мы обсуждали трагедию, случившуюся во время вьетнамской войны во вьетнамской деревне Мэй Лай, когда группа солдат систематично истребляла мирных жителей, убив несколько сотен беззащитных женщин, детей и стариков. В Европе толпы футбольных фанатов периодически нападают друг на друга и избивают противников дубинками. В Соединенных Штатах обезумевшие фанаты на рок-концертах иногда затаптывают друг друга до смерти. И в относительно недавнем прошлом Соединенных Штатов есть позорнейшие страницы, когда белые американцы, — часто прячущие свою индивидуальность за одинаковыми белыми балахонами, — линчевали чернокожих. Брайан Муллен (Mullen, 1986) проанализировал газетные описания 60 линчеваний, имевших место за период с 1899 по 1946 год, и обнаружил интересный факт: чем больше людей было в толпе, тем с большей яростью и жестокостью они убивали свои жертвы. Точно так же, Роберт Уотсон (Watson, 1973), исследовав 24 культуры, пришел к выводу, что там, где воины перед битвой замаскировывают свои индивидуальные особенности, — например, с помощью боевой раскраски, — они бывают значительно более склонны убивать, калечить или пытать пленных, чем те воины, которые не скрывают свою личность.

Белые балахоны и колпаки Ку-Клукс-Клана облекают членов этой организации анонимностью, и их жестокое и бесчеловечное поведение, доходящее подчас до убийства, вполне соответствует результатам научных исследований явления деиндивидуализации.

К счастью, линчевания и войны — явления сравнительно необычные. Однако не так уж редко бывает, что нас просят носить униформу, которая делает нас похожими на всех, кто находится рядом, и в такой обстановке мы также можем почувствовать себя менее ответственными за свое поведение и стать более склонными к агрессии. Действительно ли ношение униформы, такой как форма членов одной спортивной команды, ведет к повышению агрессивности? Результаты исследования, проведенного Юргеном Ремом, Майклом Стэйнлэйтнером и Вольдемаром Лилли (Rehm, Steinleitner & Lilli, 1987), показывают, что это на самом деле так. Исследователи путем (298:) случайного подбора сформировали из пятиклассников нескольких германских школ команды, по пять человек каждая, а затем наблюдали, как эти команды играли друг с другом в ручной мяч. В каждой игре члены одной команды были одеты в одинаковые оранжевые рубашки, а члены другой команды выходили на поле в своей обычной одежде. В результате дети, на которых были оранжевые рубашки (и, таким образом, их было труднее отличить друг от друга), играли заметно более агрессивно, чем их ровесники, одетые в свою повседневную одежду (так что определить, кто есть кто, было довольно просто).

 

Кто, когда и где сделал эту фотографию, точно неизвестно. Но она — живое свидетельство того, до какой беспредельной жестокости и бесчеловечности может дойти деиндивидуализованная толпа линчевателей.

 

Откуда же берется эта деиндивидуализация, заставляющая людей совершать импульсивные (и часто насильственные) действия? В исследованиях Стивена Прентис-Данна и Рональда Роджерса (Prentice-Dunn & Rogers, 1989), а также Эда Динера (Diener, 1980) отмечается два обстоятельства. Во-первых, присутствие других (или ношение униформы и маскировочной одежды) приводит к тому, что люди начинают чувствовать себя менее ответственными за свои действия, поскольку снижается вероятность того, что каждый отдельный человек будет выделен из толпы и наказан (Zimbardo, 1970). Во-вторых, присутствие других снижает уровень осознания человеком своих поступков, отвлекая его внимание от собственных моральных принципов. Как мы говорили в главе 5, нам трудно направлять внимание одновременно внутрь, на самих себя, и вовне, на окружающий мир, поэтому в каждый конкретный момент мы выбираем некоторый определенный уровень самосознания (Carver & Scheier, 1981; Duval & Wicklund, 1975). Когда мы фокусируем внимание внутри себя, это, в частности, приводит к тому, что мы лучше помним о своих моральных ценностях, и это делает нас менее склонными совершать девиантные или антисоциальные поступки (например: «Я считаю, что причинять людям боль — плохо; я не буду бить этого парня»). Если мы фокусируем внимание на окружающей среде, уровень самосознания (self-awareness) падает, и мы скорее готовы забыть о своих моральных стандартах и действовать импульсивно.

 

Если вы можете сохранять голову на плечах, когда все вокруг теряют свои…

Редьярд Киплинг

 

Представьте, что вы находитесь на дискотеке, и все вокруг вас бешено танцуют под громкую музыку. Насколько хорошо вы будете осознавать себя в этой ситуации? Чем больше воздействий из окружающей среды привлекает наше внимание, тем ниже уровень нашего самосознания, что может привести к большей деиндивидуализации. Наше внимание направлено во внешнюю среду, мы меньше думаем о наших моральных ценностях, что может заставить нас действовать более импульсивно (Harkins & Szymanski, 1987; Mullen & Baumeister, 1987; Prentice-Dunn & Rogers, 1989).

Данный пример показывает, что не все импульсивные действия обязательно бывают аморальными или насильственными. Хотя деиндивидуализация часто является причиной агрессивных или жестоких поступков, она также может выражаться и в других импульсивных действиях, например, когда человек самозабвенно танцует на дискотеке или слишком много ест. Но как определить, к какому результату приведет деиндивидуализация, станет ли она причиной аморальных поступков или вполне нейтральных действий? Хороший социальный психолог, вероятно, легко угадал бы ответ: все зависит от контекста или от ситуации, способствующей проявлению тех или иных побуждений (Gergen, Gergen & Barton, 1973; Johnson & Downing, 1979). Если мы злы на кого-нибудь, деиндивидуализация ослабляет наше сдерживающее начало, и мы становимся более склонными действовать агрессивно. Если мы голодны и сидим за столом, на котором много хорошей еды, деиндивидуализация может привести к тому, что мы съедим чуть ли не целое ведро салата.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.