Бленды, светофильтры, оптические насадки — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Бленды, светофильтры, оптические насадки

2020-12-08 101
Бленды, светофильтры, оптические насадки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В фотоаппарате всю ответственность за качество изображения несет объектив. Но изображение, даваемое чистым объективом, и качество негатива не всегда устраивают фотографа. Это может быть излишняя резкость изображения, либо источник света, находящийся почти в поле зрения аппарата, создающий неприятные засветки и блики, либо облака, приятные для зрителя, но почти не воспроизведенные на окончательном отпечатке, и еще много всяких явлений, мешающих получить тот результат, который хотелось бы автору. Для того, чтобы дать фотографу дополнительные возможности вмешиваться в процесс построения изображения, предусмотрены всевозможные приспособления и насадки на объектив.

Простейшей насадкой является солнечная бленда. Это, пожалуй, единственная насадка, которая никогда не бывает вредной. Ее назначение - уменьшить подсветку кадра от ярких объектов, находящихся вне “поля зрения” камеры. Наибольший эффект приносит бленда в аппаратах с низким качеством чернения внутренних поверхностей, со светосильными и длиннофокусными объективами, особенно при съемке против света.

Светофильтры используются для того, чтобы изменить спектральный состав света, прошедшего через объектив (изменить окраску изображения). В черно-белой фотографии с помощью светофильтров можно ослабить или усилить тон цветных объектов. Так, в пейзажной фотографии светофильтры желтого, оранжевого и красного цвета ослабляют чрезмерную яркость голубого неба, выделяют предметы, освещенные солнцем, ослабляют влияние воздушной дымки. Ультрафиолетовые фильтры задерживают проникновение в камеру ультрафиолетовых лучей, ухудшающих качество изображения, особенно в условиях высокогорья. Часто ультрафиолетовые фильтры используются просто для защиты объектива от пыли и грязи.

Особое место занимают поляризационные фильтры, которые не изменяют окраски изображения, но задерживают свет, поляризованный особым образом. С их помощью можно устранить блики и отражения от блестящих неметаллических поверхностей, изменить тональность неба. В силу большой кратности и ограниченного действия поляризационные светофильтры применяются редко.

В цветной фотографии применяются специальные фильтры, называемые конверсионными. Это цветные фильтры, изменяющие окраску изображения, делая ее “теплее” или “холоднее”, что позволяет устранить голубизну снимков в пасмурную погоду или желтую окраску вечернего или искусственного света. Конверсионные светофильтры незаменимы при съемке на обратимую пленку.

Кроме светофильтров, изменяющих цветовые характеристики изображения, находят применение насадки, предназначенные для создания специальных оптических эффектов.

Призматические насадки представляют собой многогранные стеклянные призмы. Они разбивают изображение на множество (по числу граней призмы) изображений. Выпускаемые насадки отличаются числом и расположением граней. Из-за резко выраженного эффекта этот вид насадок применяется редко.

Чрезвычайно высокая резкость, даваемая современными объективами, иногда оказывается чрезмерной. Обилие мелких деталей отвлекает зрителя от восприятия картины в целом. Особенно непривлекательно выглядит фотография, где резкий объект соседствует с объектом менее резким, что происходит из-за недостаточной глубины резкости. С целью снижения общей резкости объектива, а возможно и некоторого увеличения глубины резкости, применяются так называемые диффузионные (смягчающие) насадки (хотя принятые названия не всегда корректны). Эти насадки представляют собой стеклянную пластинку с неоднородной поверхностью. В простейшем случае это может быть обрезок искажающего или плоского стекла, покрытого слоем прозрачного лака, клея или вазелина. Хорошо подобранная структура насадки позволяет получить изображение, обладающее приятной нерезкостью, характерной для старинных объективов с плохо устраненными эффектами. В художественной фотографии диффузионные насадки с несильно выраженным эффектом могут применяться достаточно часто, не вызывая эффекта “утомления” у зрителя.

Можно отметить общую закономерность: чем более броский, заметный прием используется в фотографии, тем быстрее он утомляет зрителя. Это относится и к неумеренному использованию плотных светофильтров, и к мульт-насадок, и широко- и сверхширокоугольных объективов, и необычных ракурсов, и печати с “красивыми” рамочками.

Экспономерты

Глаз человека как очень совершенный инструмент легко приспосабливается к самым различным условиям освещения. Это происходит как за счет изменения диаметра зрачка (диафрагмы), так и за счет изменения чувствительности сетчатки глаза. Процесс адаптации происходит помимо нашей воли, автоматически. Поэтому наши органы чувств не в состоянии оценить ни уровень освещенности, ни состав света.

С другой стороны, малый полезный интервал экспозиций светочувствительного материала требует точного определения экспозиции. Поэтому, только пользуясь экспонометром, отдельным или встроенным в фотоаппарат, можно установить нужную экспозицию в различных условиях освещения. Требуемое качество экспонометра зависит как от условий съемки, так и от опыта фотографа. Проще всего определить экспозицию в условиях солнечного освещения на открытом пространстве. Здесь можно пользоваться простейшими экспонометрами. Сложнее всего определить экспозицию в условиях искусственного освещения, особенно при съемке на обратимую пленку, где сочетается неопределенность ситуации с повышенными требованиями точности. Лишь при съемке в повторяющихся условиях можно полагаться на свой опыт и определять экспозицию без экспонометра.

Выпускаемые промышленностью экспонометры отличаются большим разнообразием. Наиболее простые и дешевые экспонометры имеют невысокую точность измерения, небольшой диапазон и способны измерять экспозицию по освещенности и средней яркости. Наиболее совершенные экспонометры имеют высокую точность измерения, цифровую индикацию, широкий диапазон, возможность измерения как средней, так и точечной яркости объекта. Особый класс экспонометров (флашметры) предназначен для определения экспозиции при работе с импульсными осветителями. Они же, как правило, способны выполнять роль обычных экспонометров.

Осветительное оборудование

Для тех, кто избирает работу в условиях студии основной работой в области фотографии, изучение осветительной аппаратуры и приемов освещения должно быть удостоено специального внимания. Здесь же мы познакомимся с элементарными источниками света, которые должны быть в обиходе у каждого фотографа.

Наиболее распространенным искусственным источником света, применяемым в фотографии, является электронная лампа-вспышка. Ее популярность обусловлена компактностью, высокой интенсивностью, хорошим спектральным составом света и автономностью. Лампа-вспышка незаменима при оперативной работе в условиях недостаточной освещенности. Эффективно ее использование и при солнечном свете для подсветки теневых участков объекта съемки. Практически все современные камеры имеют встроенную автоматику, обеспечивающую нормальное экспонирование пленки путем регулирования диафрагмы и длительности вспышки. При использовании аппаратов или вспышек, не имеющих экспозиционной автоматики, требуемое значение диафрагмы определяется расчетным путем. При использовании двух или более синхронно работающих вспышек требуемое значение диафрагмы с высокой точностью может быть определено лишь с помощью специальных экспонометров.

Для освещения больших пространств, а также для создания сложного освещения, используются импульсные осветительные приборы, содержащие несколько светильников. В студийных условиях это профессиональные осветительные системы, содержащие, кроме светильников, всевозможные насадки, экраны, снабженные приспособлениями для их синхронизации.

Хотелось бы предостеречь от непрофессионального использования вспышек. Как правило, одиночные лампы-вспышки устанавливаются на фотоаппарате и создают резкий прямой свет, качество которого в силу очень короткой вспышки (около 0,001 с), нельзя проконтролировать. Такой свет является чрезвычайно бедным; фотографии, полученные с помощью одиночной вспышки, отличаются однообразием формы. В условиях низкой освещенности предпочтительнее пользоваться высокочувствительными материалами и светосильной оптикой, но это дело вкуса и зависит от конкретных условий.

Импульсные осветительные приборы практически вытеснили другие источники света в фотографии. Однако в стационарных условиях при съемке портретов, натюрмортов и в учебных целях используются светильники с лампами накаливания. В профессиональных импульсных осветителях лампы накаливания используются для создания установочного света. Основным преимуществом ламп накаливания является то, что качество их света может быть проконтролировано глазом, что является решающим условием почти при всех видах съемки. Кроме того, съемка может вестись любым фотоаппаратом без средств синхронизации. Свет ламповых светильников можно легко комбинировать с имеющимся светом, дополняя его.

К недостаткам осветителей с лампами накаливания нужно отнести необходимость мощной электрической сети, тепловыделение, отличие спектрального состава света от солнечного.

Штатив

Можно определить несколько функций фотографического штатива. Первая функция - это предохранение фотоаппарата от сотрясения при длительных выдержках. Вторая функция - облегчение кадрирования при работе в стационарных условиях. Третья - удержание тяжелых крупноформатных камер.

Любое сотрясение фотоаппарата во время экспозиции приводит к ухудшению четкости изображения (смазке). Степень смазки изображения зависит от скорости движения фотоаппарата во время экспонирования, от выдержки и фокусного расстояния применяемого объектива. Если смазка настолько мала, что она несущественно ухудшает качество изображения, то она считается допустимой. На практике пользуются простым соотношением для определения выдержки, начиная с которой требуется применение штатива; знаменатель этой выдержки числено равен фокусному расстоянию (в миллиметрах) применяемого объектива. Например, при использовании нормального объектива для малоформатных камер с фокусным расстоянием 50 мм предельно большая выдержка, при которой можно снимать с рук, составляет 1/50 с. Эта величина ориентировочная. Так некоторые “асы” снимают без смазки с выдержкой более 0,5 с; другим “удается” смазать и при 1/125 с.

Кроме чисто технической необходимости предотвращения сотрясения аппарата, штатив чрезвычайно полезен для тщательного кадрирования. Лишь в закрепленном аппарате возможен неспешный анализ содержания кадра, его границ, компоновки, качества освещения. Особенно полезно применение штатива при съемке на обратимую пленку из-за ограниченных возможностей кадрирования.

Если по техническим соображениям применение штатива всегда оправдано, то в художественной фотографии нельзя повсеместно рекомендовать работу со штативом. Как правило, фотографии, снятые с рук, отличаются непосредственностью восприятия, динамизмом, жизненностью. Чтобы это лучше понять, сравните фотографии, сделанные в начале века с современными, т.е. вопрос - применять или не применять штатив, еще определяется еще и творческой позицией фотографа.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.