Характеристика психоаналитической концепции — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Характеристика психоаналитической концепции

2020-11-19 77
Характеристика психоаналитической концепции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характеристика психики

Анализ культурных феноменов осуществляется З. Фрейдом с позиций его теории, сложившейся в ходе практической деятельности. Эти взгляды на структуру человеческой психики можно найти в работах "Психология масс и анализ человеческого Я" (1921), "Я и Оно" (1923). Изложим ее основные положения. В психике человека существует три сложно взаимодействующие между собой сферы, или инстанции. Первая, бессознательная, инстанция - Оно (Id), к которой относится, прежде всего, все унаследованное, врожденное, заданное конституцией, происходящее в первую очередь из телесной организации влечения. Вторая - Сверх-Я (Super-Ego), или идеал, - в которой как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, социальной среды, народной традиции. Обе эти инстанции представляют прошлое - наследственность и общественную историю. Третья - Я (Ego), ей принадлежит переживаемое настоящее, но переживается и осмысляется реальность в зависимости от прошлого самого индивида, от заданной им системы видеия

Фундамент и генератор деятельности психики - бессознательное. Оно иррационально, в нем сосредоточены все биологические влечения (инстинкты) и желания человека, главные из которых - жизнеутверждающие, сексуальные (обозначенные как Эрос, или либидо (от лат. libido - влечение, страсть, стремление) и жизнеразрушающие, влекущие к смерти и порождающие склонность к агрессии (Танатос). В реальной психике человека эти влечения перемешаны в различных пропорциях. Главный стимул, которым руководствуется в своей деятельности бессознательное, - удовольствие. Помимо этих первичных природных инстинктов, находящихся в сфере бессознательного, в ней содержатся и инстинкты, влечения, вытесненные из сознания индивида как неприемлемые для общества и культуры. Разумное Я человека, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, формируется как следствие осознанного социокультурного бытия человека, оно регулирует актуализацию бессознательных влечений и вытесняет из сферы сознания те из них, которые не соответствуют данному уровню культуры (запрещенные формы сексуальности, стремление к насилию, жестокость и т.п.). Не существует четкой внутренней границы между Я и бессознательной душевной субстанцией, обозначенной как Оно. Для более наглядного представления о взаимодействии Я и Оно З. Фрейд прибегает к образу колесницы: "Функциональная важность "Я" выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к "Оно" оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а "Я" - заимствованными. Если всадник не хочет расставаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда копь хочет; так "Я" превращает волю "Оно" в действие, как будто бы это была его собственная воля". Этот образ иллюстрирует сложный процесс взаимодействия бессознательного и деятельности сознания, приводящий к внутренней конфликтности психики. Внутренняя конфликтность обусловлена интенциями бессознательного и невозможностью их реализовать вследствие ограничений, накладываемых со стороны сознания. Такая амбивалентность (противоречивость) расценивается З. Фрейдом в качестве универсальной черты психики человека.

 

Поскольку именно в психике находится источник всех проявлений человеческой души, постольку психоанализ имеет еще одно название - "глубинная психология". Согласно З. Фрейду, чтобы объяснить смысл нынешних психических затруднений человека, необходимо вернуться к его детству и там искать их исток; аналогично, чтобы понять смысл разнообразных сфер культурной деятельности человечества, необходимо обратиться к анализу ранних этапов человеческой истории, ибо там содержится объяснение сегодняшних творений, религиозных верований, моральных запретов. Это отождествление онтогенеза, относящегося к развитию отдельного существа, и филогенеза, относящегося к процессу исторического развития человечества, - важнейшая предпосылка культурологической концепции психоанализа.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.