Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

2020-12-07 57
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума[1].

Занятия физкультурой — одна из основных составляющих здорового образа жизни

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций[2], для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности[3].

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья[4].

 [Формирование здорового образа жизни

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях[3]:

· социальном: пропаганда, информационно-просветительская работа;

· инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

· личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

 

 

Нарушения осанки – исправление и профилактика

Нарушения осанки

Нарушения осанки – это искривления позвоночного столба, которые в свою очередь могут привести к целому ряду заболеваний.

Различают нарушения осанки в вертикальной плоскости, горизонтальной и в обеих плоскостях одновременно.

Различают следующие виды нарушений осанки в горизонтальной плоскости:

· Плоская спина

· Плосковогнутая спина

· Кругловогнутая спина

· Круглая спина

· Сутулость.

Отклонение позвоночника в вертикальной плоскости в одну или другую сторону именуется сколиозом.

Причины возникновения

Для того, чтобы правильно определить причину и избрать необходимое лечение, следует провести полное обследование позвоночника, которое легко выполняется с помощью компьютерной диагностики.

Причины нарушения осанки могут быть либо врожденными, либо приобретенными:

· Врожденные нарушения осанки – это различные патологии и нарушения внутриутробного развития, приводящие к недостаточному развитию позвонков, изменению их формы и т.д.

· Приобретенные нарушения осанки - это последствия перенесенных заболеваний и травм, а также неправильное положение тела при работе, сне, отдыхе и т.д.

Также негативно влияет на осанку слабое развитие мышц спины из-за преимущественно пассивного образа жизни, либо наоборот переразвитость некоторых групп мышц.

Как исправить осанку

Одним из самых эффективных и при этом безопасных методов для исправления осанки считается лечебная физкультура, которая позволяет развить необходимые мышцы.

Многолетний опыт применения доказал - ЛФК при нарушении осанки позволяет создать мощный мышечный корсет, который сможет эффективно поддерживать позвоночник.

Таким образом, исправляются дефекты осанки, и создается долговременный эффект, который позволит забыть о проблемах с позвоночником.

Периодизация Выготского

· кризис новорожденности (до 2 мес.)

· младенческий возраст (до 1 года)

· кризис 1 года

· раннее детство (1-3 года)

· кризис 3 лет

· дошкольный возраст (3-7 лет)

· кризис 7 лет

· школьный возраст (7-13 лет)

· кризис 13 лет

· пубертатный возраст (13-17 лет)

· кризис 17 лет

·

Периодизация Эльконина[2]

· Этап раннего детства

· Младенчество (до года)

· Ранний возраст (1-3 года)

· Этап детства

· Дошкольный возраст (3-7 лет)

· Младший школьный возраст (7-11 лет)

· Этап отрочества

· Подростковый возраст (11-15 лет)

· Ранняя юность (15-17 лет)

ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка подразумевает отнесение его к одной из пяти «групп здоровья». Такое деление на группы позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья детей как в момент обследования, так и при динамическом контроле, во время проверки эффективности профилактических и лечебных мероприятий

В соответствии с предложенной схемой дети в зависимости от состояния здоровья, делятся на следующие группы:

1) здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций

2) здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

3) дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма;

4) дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями;

5) дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

К 1-й группе относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функционалъных отклонений.

2-ю группу составляют дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические изменения. Сюда же следует относить реконвалесцентов (переболевшие дети), особенно перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (четыре раза в год и более) болеющих. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адекватных лечебно-оздоровительных мероприятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.

Иногда привычная терминология не отражает разницы между функциональными отклонениями и болезнью и тем самым препятствует четкому разграничению 2-й и 3-й групп. Например, гипертрофия миндалин, аномалии рефракции, нарушение осанки относятся как к функциональным отклонениям, так и к заболеваниям. Определение 3-й и 4-й групп здоровья проводится в зависимости от степени выраженности патологического процесса с учетом функциональных возможностей организма

6   Феномены патологического сна у детей

Часто у родителей и персонала ДОУ вызывают беспокойство наблюдаемые у детей во время сна следующий явления: странные повторяющиеся движения во сне, сноговорение, сон с открытыми глазами, хождение ребенка во сне (так называемый лунатизм), и даже болевые ощущения. В настоящее время эти явления рассматриваются как проявления патологического сна. Вместе с тем до сих пор нет единого мнения во поводу причин и методов лечения отдельных видов проявлений патологий сна (А. М. Вейн, А. С. Гольбин).

Стереотипныедвижения наблюдаются при засыпании, пробуждении и во время сна. Различают «качание во сне», «биение во сне», «складывание», движение типа «челнок».

Качание во сне представляет собой маятникообразные движения головой, совершаемые ребенком строго ритмично. Такие качания возникают при засыпании или пробуждении. Дети с такой патологией хорошо справляются с творческим и заданиями, но отстают там, где требуются строгое подчинение нормам поведения, аккуратность и логика. Они опережают сверстников по гуманитарным наукам, но отстают ко другим.

Биение во сне. Ребенок лежит на животе и бьется лбом или щекой о подушку, приподнимаясь при этом на вытянутых руках. Движения следуют короткими сериями по 5— 15 раз и повторяются несколько раз в течение ночи. Интересы у них односторонние и часто «недетские». Общение со сверстниками протекает нормально. Появление феномена может быть связанно с небольшими органическими поражениями головного мозга.

Движения типа «челнок»: при засыпании, а также во время сна ребенок переворачивается на живот, встает на четвереньки и раскачивается в переднезаднем направлении. Феномен формируется после предшествующих других стереотипных движений, как правило, в возрасте от 1,5 года до 3 лет. После попытки остановить ребенка эти движения возобновляются с большей интенсивностью. Данный феномен возникает чаще у детей, перенесших отит или пневмонию предполагают также наследственную предрасположенность.

Складывание: ритмичное поднимание и опускание верхней части туловища из положения лежа на спине в положение сидя. Движение начинается медленно, а потом доходит до резких ударов головы о колени. Наблюдается чаще у мальчиков. Днем поведение таких детей характеризуется расторможенностью, аллергическими и астматическими проявлениями.

Пароксизмальныеявления происходят во типу «взрыва», однократно и кратковременно. Пароксизмальные феномены начинаются во сне и могут продолжаться в период бодрствования. К их числу относятся: вздрагивание во сне (ночные миоклонии); скрипение зубами (бруксизм); приступы ночной астмы; боли во сне (никталгии); приступообразные рвоты; ночные страхи (их следует отличать от кошмарных сновидений); болезненная эрекция (приапизм); носовые кровотечения; энурез (см. ранее).

Эти феномены трудно поддаются лечению, в большинстве случаев исчезают с наступлением периода полового созревания.

Странныепозы во сне могут носить постоянный характер и относятся к одной из разновидностей нарушений основного суточного биоритма: сон-бодрствование. Речь идет о статических феноменах сна, к которым относятся странные позы во сне и сон с открытыми глазами. Избранная поза является наиболее продолжительной и при ее изменении ребенок все равно возвращается к ней. Часто изменение приводит к пробуждению и появлению пароксизмов (мочеиспускание, астмаВот описание нескольких поз:

1) поза со значительным увеличением тонуса отдельных мышц: с тоническим напряжением вытянутой руки или с напряженным удерживанием обеих рук во сне;

2) мертвая поза: полное расслабление Мышц в положении на спине. Наблюдается в возрасте от 6 мес до 3 лет. Часто предшествует энурезу и сопровождает его;

3) поза вниз головой: имеет продолжительный характер. Наблюдается при сотрясениях или ушибах головы. Может встречаться при качании во сне;

4) поза «опистотонус». Насильное изменение позы может привести к появлению астматических приступов.

Сон с открытыми глазами в норме встречается у новорожденного и в раннем детстве. Первые 3 часа веки не плотно закрыты и видна белая полоска белка. Глаза повернуты вверх и внутрь. В середине ночи и под утро феномен не отмечается. Часто феномен может быть сопутствующим признаком энуреза или прогрессивной мышечной дистрофии. В остальных случаях прогноз благоприятен.

Одна из последних групп феноменов патологического сна у детей — сложные виды психологической деятельности. К ним относятся хождение во сне (сомнамбулизм), сноговорение и кошмарные сновидения.

Первое, что должны сделать воспитатели и родители, — обязательно проконсультироваться с врачом. Родители должны обратить особое внимание на эти явления, так как, если своевременно не выявить симптомы патологии сна и не скорректировать их, легкие формы расстройства могут усилиться и распространиться и на период бодрствования. Это может повлиять на гармоничное развитие ребенка.

Неврозы излечимы, хотя и не всегда быстро. Затянувшееся течение невроза часто результат тяжелой болезни, ослабившей организм ребенка; несвоевременного лечения, систематического нарушения режима жизни. Профилактика неврозов детей состоит, прежде всего, в устранении всех факторов, способствующих их формированию.

В дошкольных учреждениях и дома ребенку надо создать обстановку, предохраняющую его от возникновения или усиления уже существующей нервности: правильный уход, строгое соблюдение рационального режима сна, питания, отдыха, осуществление физического воспитания и закаливания организма, способствующих повышению сопротивляемости инфекциям.

Родители и воспитатели должны разговаривать с детьми спокойным тоном, без раздражения, не применять телесных наказаний, ибо они причиняют не только физическую, во и душевную боль, так как унижают, оскорбляют ребенка.

Эпилепсия — это хроническое расстройство мозга, которое поражает людей во всех странах мира. Для этой болезни свойственны повторяющиеся припадки, которые являются физическими реакциями на внезапные и, как правило, кратковременные избыточные электрические разряды в какой-либо группе клеток мозга. Такие разряды могут происходить в различных частях мозга.

Эпилептические припадки могут варьироваться от коротких периодов потери сознания или мышечных сокращений до тяжелых и продолжительных судорог (например, резкие и непроизвольные мышечные сокращения или целый ряд таких сокращений). Эпилептические припадки могут также варьироваться по их частоте — от менее одного припадка в год до нескольких в день.

Эпилепсия является одним из состояний, известных в мире с древних времен. В течение многих веков эпилепсия была окружена страхом, непониманием, дискриминацией и социальной стигматизацией. Во многих странах стигматизация в какой-то мере остается и сейчас, что сказывается на качестве жизни людей с этими расстройствами и их семей.

Эпилепсия повышает риск преждевременной смерти человека примерно в два-три раза по сравнению с общим населением.

Один припадок еще не означает эпилепсии (до 10% людей в мире на протяжении своей жизни имели один припадок). Эпилепсия определяется при наличии двух или более неспровоцированных припадков.

Признаки и симптомы

Эпилептические припадки могут иметь различные проявления в зависимости от того, в каком участке мозга начинается расстройство и как далеко оно распространяется. Могут наступать временные симптомы, такие как расстройства или потеря сознания, и нарушения движений, ощущений (в том числе зрения, слуха и вкуса), настроения и психических функций.

Как правило, люди, страдающие припадками, имеют больше физических проблем (таких как переломы и ушибы), чаще других болеют другими болезнями или сталкиваются с психологическими трудностями.

 

7 Физиологические состояния новорожденных Физиологические (пограничные, переходные) состояния новорожденных являются результатом адаптации маленького организма к новой жизни. Те или иные пограничные состояния проявляются у большинства новорожденных детей в порядке нормы. Они не требуют специального лечения и не считаются патологией, поэтому все, что Вы можете сделать, - внимательно следить за тем, чтобы физиологические состояния новорожденных не переросли во что-то более серьезное. Физиологическая эритема. Физиологическая эритема - это покраснение тела малыша, связанное с усиленным притоком крови и расширением сосудов. Подробнее Токсическая эритема. Токсическая эритема - это высыпания на коже малыша в виде красных прыщиков или пузыриков. Может появиться на 2-5-й день жизни на фоне физиологической эритемы при перегреве или раздражении кожи (например, растирании полотенцем). Подробнее Физиологическая желтуха. Физиологическая желтуха - пожелтение кожи малыша, вызванное избыточным количеством билирубина в организме новорожденного. Подробнее Милии. Милии - это белые высыпания на носу, переносице и лбу. Это физиологическое состояние новорожденных вызвано закупоркой сальных желез. Не пытайтесь выдавить милии или поддеть их ваткой, так Вы можете занести инфекцию. Милии пройдут сами к концу второго месяца жизни. Транзиторная гипотермия. Транзиторная гипотермия проявляется в том, что малыш быстро переохлаждается и быстро перегревается. Это связано с несовершенством системы терморегуляции новорожденного. Будьте внимательны, если слишком сильно укутать малыша, температура его тела может подняться до 39-40 градусов, т.к. ребенок еще не умеет потеть. Если это все же произошло, полностью разденьте малыша и приложите его к груди. Потеря массы тела. Вызвана отхождением мекония (первородного кала) и мочи, а также небольшим количеством молока у матери в первые дни. В первые 3-4 дня после рождения вес ребенка снижается. В норме ребенок может потерять до 10% своей массы. Если же вес ребенка уменьшается более чем на 10%, необходимо вмешательство врачей. Чтобы минимизировать потери в весе, почаще прикладывайте малыша к груди, даже если молоко еще не пришло, ведь в молозиве тоже содержится масса полезных веществ. К 10-му дню жизни ребенок восстанавливает вес, который имел при рождении. Половой криз. Половой криз вызван тем, что гормоны, выделяющиеся в больших количествах у матери во время родов, попадают в организм ребенка. Половой криз может проявляться в нескольких формах: нагрубании молочных желез, отеке наружных половых органов у мальчиков, кровянистых выделениях из влагалища у девочек, белесом налете между большими и малыми половыми губами у девочек. Подробнее Особенности стула новорожденного. Первые 2 дня жизни у крохи отходит меконий - первородный кал черного цвета плотной консистенции. На 3-4-й день стул ребенка становится жидким, слизистым и зеленоватым - это переходный стул. А к концу первой недели жизни стул нормализуется: приобретает желтоватый цвет и кашицеобразную консистенцию. Особенности мочи новорожденного. В первые дни жизни новорожденные мочатся мало, а на 3-4-й день моча может приобрести ярко выраженный оттенок и оставлять на подгузнике розово-красные разводы. Это явление вызвано тем, что вместе с мочой у ребенка выделяются соли мочевой кислоты. К концу первой недели жизни моча новорожденных приобретает обычный цвет.www.kinderok.ru

Рост и вес новорожденных

Рост, масса тела, окружности головы и груди — это основные антропометрические измерения, с помощью которых педиатр оценивает физическое развитие ребенка. Нормы прибавки роста и веса ребенка установлены ВОЗ. Однако они различаются для детей на грудном вскармливании и для детей на искусственном вскармливании. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, набирают вес медленнее ровесников, получающих формулу. Грудное молоко имеет оптимальный состав, лучше усваивается и содержит вещества, способствующие усвоению и защищающие ребенка от инфекций.

Рост

Рост (длина тела) новорожденного зависит не только от наследственности, но и от качества питания мамы, состояния маточно-плацентарного кровотока, пола ребенка и т.п. Длина тела новорожденных в норме колеблется в пределах — от 45 до 55 см.

Рост малыша после рождения происходит по определенным закономерностям:

  Наиболее интенсивно малыш растет в первые 3 месяца жизни, «вытягиваясь», в среднем, на 3 см ежемесячно.

 С 3-го по 6-й месяц малыш прибавляет по 2,5 см каждый месяц,

 C 6-го по 9-й месяц ребенок растет еще медленнее прибавка составляет 1,5–2 см ежемесячно,

 C 10-го по 12 месяц — по 1 см в месяц.

За год малыш вырастает в среднем на 25 см, и в годик его рост — уже около 75 см.

Вес

Средний вес (или масса) доношенного новорожденного составляет 2600–4500 г. В последние десятилетия наблюдается ускорение биологического развития, и потому малыши «тяжелеют»: сейчас не редкость и рождение 5-килограммовых богатырей.

Груднички растут и набирают вес не по дням, а по часам. Правда, происходит это не сразу.

 В первую неделю масса тела может немного уменьшиться (но не более чем на 5–10%): малыш теряет жидкость, да и режим кормления пока еще не установился.

 Затем в течение первого месяца малыш тяжелеет в среднем на 20 г в день.

 Каждый день второго месяца добавляет к массе тела грудничка по 30 г.

 К 4-м месяцам вес ребенка удваивается, к году — утраивается.

 С 2-летнего возраста до периода полового созревания вес ребенка увеличивается в среднем на 2 кг в год.

Для оценки веса малыша врачи рассчитывают по специальным формулам так называемую долженствующую массу тела.Например, масса тела ребенка в первые полгода жизни определяется по формуле: Масса тела = масса тела при рождении (г) + 800хN, где N — число месяцев

С начала второго полугодия жизни темпы прибавки веса снижаются, а формула усложняется: Масса тела = масса тела при рождении + 800х6 (прибавка веса за первые 6 месяцев) + 400х(N–6), где N — число месяцев (от 6 до 12).

Упрощенно эту формулу можно свести к следующей схеме: · в 6 месяцев средний вес младенца 8200 г; · на каждый последующий месяц прибавляют 400 г; · а на каждый «лишний» — вычитают 800 граммов.

Масса — показатель более динамичный, в отличие от «стабильного» роста, и потому массу «привязывают» к росту, чтобы определить гармоничность развития ребенка. Так, длине тела 65 см соответствует масса тела 8000 г. Соотношение роста и массы определяется по специальным таблицам.

Крупные малыши при рождении обычно тяжелее своих сверстников в течение всего первого года жизни. Те же малютки, чей вес при рождении был меньше 3300 г, со второго месяца жизни должны своих сверстников нагнать, а, значит, на первом месяце расти быстрее них, т.е. прибавить на 100–300 г больше нормы.

 

8   Кулинарная обработка пищевых продуктов на предприятиях общественного питания имеет важное физиологическое, санитарно-гигиеническое и эпидемиологическое значение. При кулинарной обработке в пищевых продуктах происходят сложные физико-химические процессы, в результате которых первоначальные свойства продуктов изменяются. Под влиянием высокой температуры, посола, действия кислот, смешивания с другими веществами пищевые продукты приобретают высокие вкусовые свойства, повышается их усвояемость. В них происходит уничтожение микроорганизмов. Несоблюдение правил кулинарной обработки может, напротив, ухудшить вкусовые свойства пищевых продуктов и привести к значительным потерям углеводов, белков, витаминов и минеральных солей, вследствие чего пищевая ценность готовых изделий снижается. При небрежной кулинарной обработке возможно загрязнение сырья полуфабрикатов и готовых изделий. Основными требованиями к кулинарной обработке пищевых продуктов являются: максимальное сохранение их пищевой ценности, наименьшее загрязнение и полное обезвреживание.

Санитарный контроль за приготовлением пиши на предприятиях общественного питания начинается с момента отпуска пищевых продуктов со склада. При этом должно обращаться внимание на качество пищевых продуктов.

Санитарный работник должен требовать, чтобы продукты, поступающие для кулинарной обработки со склада, были доброкачественными и соответствовали установленным на них стандартам. Проверка качества пищевых продуктов производится обычно поваром или заведующим производством. Недоброкачественные продукты должны изыматься из употребления.

Поступившие на производство пищевые продукты вначале подвергаются так называемой холодной обработке. Первичная, или холодная, обработка пищевых продуктов заключается в сор­тировке овощей, очистке и мытье их, размораживании замороженных пищевых продуктов (рыбы, мяса), вымачивании соленых продуктов и т. д.

9                                       ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

  Рациональное питание — основа правильного физического и психического развития ребенка, один из существенных факторов в профилактике различных заболеваний. Для грудного ребенка, особенно первого полугодия жизни, молоко матери является лучшей пищей, обеспечивающей его всеми необходимыми питательными веществами. У детей первого года жизни различают три вида вскармливания — естественное (грудное), смешанное и искусственное. Естественное вскармливание. Естественное (грудное) вскармливание ребенка является наиболее физиологичным, его преимущества несомненны. Так, в женском молоке значительно меньше, чем в коровьем, содержится казеина — трудно перевариваемого белка (соответственно 61,5 и 85,7%). Белки грудного молока по своей структуре наиболее близки к белкам тканей ребенка. Женское молоко богато наиболее ценными и жизненно необходимыми аминокислотами, ферментами, иммунными телами, витаминами. Минеральные вещества фосфор и кальций усваиваются с женским молоком в 2 раза лучше, чем с коровьим. Соотношение белков, жиров и углеводов в грудном молоке (1:3: 6) наиболее благоприятно для ребенка первых 6 мес жизни. Абсолютное большинство грудных детей в нашей стране находится на естественном вскармливании. При его организации необходимо придерживаться нескольких правил: 1) перед кормлением мать должна вымыть руки с мылом, обмыть сосок и околососковое пространство 0,5% раствором борной кислоты или кипяченой водой; 2) перед кормлением необходимо сцедить из груди несколько миллилитров молока для удаления из выводных протоков молочной железы возможно загряз* ненного молока; 3) на кормление ребенка прикладывают только к одной груди, последова тельно меняя грудь в каждое кормление. Если после кормления в этой груди осталось молоко, его необходимо сцедить до полного опорожнения молочной железы; 4) нужно следить за тем, чтобы ребенок во время кормления свободно дышал носом; 5) держать ребенка у груди следует не более 20 мин, не давая засыпать; лишь в первую неделю жизни можно продлить это время до 30 мин. Известно, что поло вину или даже 2/3 количества молока, полагающегося ребенку на кормление, он высасывает в первые 5 мин; 6) после кормления грудь обмывают кипяченой водой и обязательно обсу шивают марлевым или ватным тампоном; 7) первые 3—4 дня мать кормит ребенка лежа, с 4—5-го дня разрешается кормить сидя, если у матери не было осложнений в родах. Секреция молока у некоторых женщин наступает не сразу после родов, лишь на 3—4-й день отделение молока значительно увеличивается. В этих слу чаях новорожденного следует кормить или докармливать сцеженным молоком от другой женщины. В первые 2—3 дня у женщины выделяется молозиво, с 4— 5-го дня и до конца недели — переходное молоко и лишь затем зрелое молоко. Молозиво — это клейкая, густая жидкость желтоватого цвета, в нем содержится в 4 раза больше белка и в 2 раза больше солей, чем в зрелом молоке. Калорий ность молозива также выше и равна 150—110 кал в 100 г. Молозиво особенно легко усваивается, возможно даже его всасывание через стенки кишечника в неиз мененном виде. Новорожденного прикладывают к груди первый раз через б—8 ч после рож-дения. Могут быть незначительные отклонения в сроках, зависящие от состояния ребенка или матери. Частота кормлений зависит от возраста ребенка. Новорожденного (до 2V2—3 нед) кормят 6—7 раз в сутки, т. е. через 3—3V2 ч с 6-часовым ночным перерывом. Ребенка от 2V2—3 нед до 4—5 мес кормят 6 раз в сутки через 31/2 ч с 6-часовым ночным перерывом, от 5 мес до 1 года.— 5 раз в сутки через 4 ч с 8-часовым ночным перерывом. Ослабленного или недоношенного новорожденного ребенка кормят по индивидуальному режиму, но не чаще чем каждые 2 ч, с 6-часовым ночным перерывом, т. е. 10 раз в сутки. Строгий порядок кормления ребенка по часам необходим для выработки устойчивого условного рефлекса на время, а следовательно, и рефлекторного выделения пищеварительных соков Суточная потребность в пище ребенка первого года жизни определяется несколькими способами. 1. В течение первых 7 дней жизни количество необходимого молокана одно кормление высчитывают по формуле: 10 X п, где 10 — число миллилитров молока, п >» число дней ребенка. Например, ребенку в возрасте 5 дней необходимо на одно кормление 50 мл молока. Для получения суточной нормы это количество умножают на 7, т. е. на число корм лений. Таким образом, суточная норма молока для 5-дневного ребенка состав-' ляет 350 мл. 2. Расчет питания в зависимости от веса и возраста ребенка (при условии здорового, нормально развивающегося ребенка): для ребенка в возрасте от 2 нед до 2 мес количество получаемого молока должно составлять 1/б массы тела, от 2 до 4 мес. —1/6 массы веса, от 4 до 6 мес —1/7 массы. Дети с 6 месяцев до 1 года должны получать 1 л пищи в сутки. 3. Расчет питания по калорийности: на 1 кг массы тела ребенок должен получать в сутки: в I четверть года — 120—130 кал, во II четверть — 110— 120 кал, в III четверть — 100—110 кал, в IV четверть — 90—100 кал. Калорий ность женского молока составляет 700 кал в 1 л. Дотация к грудному молоку и прикорм. Грудное молоко может полностью обеспечивать потребности организма ребенка только до определенного возраста. Рекомендуется следующая ориентировочная схема дотации и прикорма.

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ

Успешное решение задач воспитания и обучения детей невозможно без оснащения дошкольных учреждений современными учебными пособиями и игрушками. Игрушка сопровождает ребенка с первых месяцев жизни и оказывает большое влияние на его развитие. Поэтому необходим серьезный подход к подбору и применению игрушек, уходу за ними.

Игрушка необходима ребенку для игры — ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Она является символом окружающего материального мира, удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, разнообразных движениях. Решению различных дидактических задач способствуют ярко выраженные в игрушках цвет, форма, назначение, величина, материал. Эмоциональное отношение к игрушке воспитывает нравственные качества. В игре формируется детский коллектив, при уходе за игрушками рождается интерес к труду, игрушка развивает эстетический вкус, возбуждает фантазию.

Таким образом, при умелом применении игрушка может стать действенным средством всестороннего воспитания, обогатить жизнь ребенка.

Игрушка должна быть идеологически выдержанной, функциональной, действующей, способствовать развитию умственных возможностей ребенка, его фантазии, воображения, выглядеть правдоподобно, давать правильное представление об изображаемом предмете. Необходимо соответствие игрушки полу и возрасту ребенка. Высокие требования предъявляются к художественному оформлению игрушки.

Существуют различные классификации игрушек. Наиболее распространено разделение игрушек по принципу игрового назначения: сюжетно-образные, дидактические, технические, спортивные, театральные, музыкальные, строительные и игрушки-забавы. С гигиенических позиций классифицируют игрушки по материалу, из которого они изготовлены, и возрастной адресованности.

С учетом важной роли игрушки во всестороннем развитии ребенка в настоящее время определены требования. Предупредительный санитарный надзор за игрушками и другими товарами для детей осуществляется на уровне министерства просвещения и здравоохранения РФ.

В соответствии с приказом Минобразования РФ (№ 1917 от 26.06.2000 г.) утвержден временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. В соответствии с документом производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально психолого-педагогического заключения не допускаются. Игрушки не должны оказывать негативного влияния на здоровье, эмоциональное состояние ребенка, провоцировать ребенка на агрессивные действия, вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, вызывать нездоровый интерес к сексуальны м проблемам.

Министерство образования РФ утверждает нормативно-техническую документацию (ГОСТы, ОСТы, ТУ) по изготовлению игрушек, а также согласует все новые образцы сырья и материалов и опытных образцов изделий с привлечением институтов гигиенического профиля, медицинских институтов и крупных санитарно-эпидемиологических станций.

Гигиенические требования, предъявляемые к игрушкам, касаются материалов, конструкции, маркировки, упаковки, хранения, транспортировки, эксплуатации. Все требования устанавливаются с учетом возраста ребенка.

Материал, из которого изготавливают игрушки, должен быть исследованы на токсичность, отношение к микробной флоре, огнестойкость, возможность легкого ухода.

В вытяжках из игрушек для детей старше 3 лет цинка не должно быть более 5 мг/л, мышьяка — 0,05 мг/л, свинца — 0,03 мг/л, кадмия — 0,001 мг/л, селена — 0,001 мг/л, ртути — 0,0005 мг/л, стирола — 0,1 мг/л.

Применение мягких игрушек в детских учреждениях ограничено санитарными правилами. Поверхность игрушек легче инфицируется, их труднее обрабатывать, поэтому рекомендуется использовать мягкую игрушку только в качестве дидактического пособия в группах дошкольного возраста.

Запрещается использование в производстве игрушек целлулоида, материалов с меховой поверхностью, которая вспыхивает при приближении огня и по поверхности которых пламя распространяется со скоростью более 500 мм/с.

В детских садах запрещены игрушки: стеклянные, фарфоровые, фаянсовые, елочные украшения, бумажные (папье-маше), матерчатые, ватные, мягкие (с 3 лет).

Музыкальные игрушки типа свистулек, дудочек использовать не рекомендуется, поскольку они легко могут стать переносчиками инфекции.

Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

Окраска игрушек должна быть прочной. В условиях дошкольного учреждения возможно провести определение прочности фиксации красок. Для этого игрушку моют горячей водой (60 °С) с мылом не менее 3 мин, затем определяют состояние красок. Если изменился внешний вид игрушки (потускнела краска, стала липкой поверхность), значит фиксация краски неудовлетворительна.

Масса игрушки или детали игры (за исключением крупногабаритных и механизированных) не должна превышать 100 г для детей до 3 лет, 400 г — для детей до 7 лет, 800 г — для детей 7— 10 лет. Масса игрушек типа «погремушка» должна быть не более 100 г.

Конструкция игрушек должна отвечать требованиям безопасности, исключать травматизм. Игрушка должна быть удобной, иметь гладкие, ровные поверхности и хорошо заделанные края (особенно у металлических игрушек), у нее не должно быть выступающих острых углов, мелких, легко отделяющихся частей.

Детям раннего возраста не рекомендуется давать мелкие игрушки, поскольку они могут проглотить их, засунуть в нос или ухо. Диаметр детали игрушки для детей этого возраста не менее 30 мм, высота 12 мм.

Для исключения поражения детей током напряжение микроэлектродвигателей, используемых в игрушках для детей до 7 лет, допускается не более 12 В. Напряжение питания игрушек, подключенных к сети переменного тока, должно быть до 12 В и подаваться с понижающего трансформатора, установленного отдельно от игрушки. Не допускается применение автотрансформатора.

При хранении игрушек должны соблюдаться следующие условия:

• доступность игрушек для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими;

• общий порядок в расположении игр, сохранение привлекательности каждой игрушки;

• поддержание самими детьми порядка в игровом хозяйстве, ккуратное обращение с игрушками.

Игрушки для детей раннего возраста хранят в закрытых шкаI)ах, а для детей дошкольного возраста — в доступных для детей местах: на столах, полках, стеллажах. Крупные игрушки размещают на полу, на нижних полках, мелкие — на полках повыше, но К, чтобы каждую игрушку ребенок мог <


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.