Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-12-06 | 125 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Независимо от процессуального положения допрашиваемого при подготовке к допросу несовершеннолетнего и его производстве следователь должен:
1. Исключить промедление с допросом, свести к минимуму про
межуток времени с момента возникновения необходимости в до
просе до его проведения. В противном случае на подростка могут
оказать воздействие заинтересованные лица, внушающую роль
сыграют слухи, суждения различных лиц о происшедшем. С течени
ем времени будут забываться детали, события, замещаясь фанта
зиями, вымышленными подробностями.
2. Правильно определить способ вызова несовершеннолетнего
на допрос, чтобы исключить нежелательную огласку этого факта и
воздействие заинтересованных лиц.
3. Продумать круг участников допроса; решить, будут ли участ
вовать в допросе родители подростка, педагоги и другие лица, кто
именно; пригласить при необходимости защитника.
8 Криминалистическая метпдика ' 113
4. Получить по возможности полные сведения о личности несо
вершеннолетнего, использовать данную информацию для установ
ления психологического контакта с допрашиваемым и определения
тактики допроса.
5. Не допускать бесцельного ожидания подростком момента на
чала допроса.
6. Создать обстановку, в которой несовершеннолетний мог бы
сосредоточиться на содержании допроса, убрать предметы, спо
собные отвлечь его внимание, посадить в стороне от окна, исклю
чить присутствие посторонних лиц, телефонные разговоры и т. п.
7. Письменно сформулировать наиболее важные вопросы таким
образом, чтобы они не несли в себе подсказок и были бы составле
ны в понятных для подростка выражениях.
|
8. Вести допрос в спокойной, уверенной манере, избегать гру
бых окриков и в то же время пресекать развязное поведение допра
шиваемого.
9. Помочь подростку в определении предмета свободного рас
сказа и всего допроса. По возможности не прерывать речь допра
шиваемого. При необходимости акцентировать внимание на от
дельных сторонах обстоятельств преступления.
10. Не затягивать допрос, поскольку подростки быстро утомля
ются и в таком состоянии могут легко согласиться с какими-либо су
ждениями следователя. Если допрос в силу объективных причин
нельзя провести в короткое время, то необходимо делать переры
вы по 5-10 мин через каждые 20-40 мин допроса, в зависимости от
возраста допрашиваемого.
11. Выяснить, кто из взрослых беседовал с подростком по суще
ству дела.
12. Не допускать постановки наводящих вопросов.
13. Фиксировать сведения после завершения рассказа несовер
шеннолетнего (чтобы перерывы в показаниях не помешали воспро
изведению событий).
14. Использовать научно-технические средства (аудио- и видео
запись) в качестве дополнительных средств фиксации показаний с
целью более полно отразить ход и результаты допроса несовер
шеннолетнего. Следователь должен быть готов также к тому, что
подростки в ходе судебного разбирательства нередко меняют свои
показания под воздействием заинтересованных лиц и близких. По
этому наиболее важные из показаний несовершеннолетнего в ста
ти
дии расследования рекомендуется фиксировать не только в протоколе, но и на видео- или аудиопленке.
Проверку показаний несовершеннолетнего на месте необходимо проводить в следующих случаях:
1. Когда на допросе подросток не смог назвать точные парамет
ры или ориентиры расположения интересующего следствие объек
та (магазина и т. д.), заявив при этом, что укажет помещение или
путь следования к нему.
В данном случае не исключено, что подросток, не принимавший непосредственного участия в совершении преступления, решил взять всю ответственность на себя. Предварительный подробный допрос и тщательная проверка показаний на месте позволят выявить их несостоятельность.
|
2. Для более точного и наглядного представления механизма
происшедшего.
3. Когда имеющие" значение для дела обстоятельства могут
быть установлены или проверены на месте только с участием доп-'
рашиваемого несовершеннолетнего.
4. В целях выяснения первоначальной обстановки на месте про
исшествия, если со временем она была нарушена, а ее точное вос
становление необходимо для дела.
5. Для отыскания еще не обнаруженных следов преступления,
которые должны быть, если показания соответствуют действитель
ности. В отличие от осмотра с участием допрошенного (обвиняемо
го и др.) последний в ходе проверки показаний на месте активно
участвует в отыскании следов (брошенных орудий преступления и
т. д.) и объясняет, какова их связь с преступлением.
6. Для установления объектов, наличие которых могло повлиять
на ход преступления, делая его возможным- либо невозможным.
Этот прием несколько напоминает следственный эксперимент и
встречается в практике расследования преступлений несовершен
нолетних сравнительно часто. Для проверки показаний о том, что
несовершеннолетний проник в хранилище через лаз, прятался в ук
рытии и т. п., необходимо выяснить, есть ли такие объекты на мест
ности и позволяют ли они совершить эти действия. В отличие от
следственного эксперимента решение данного вопроса не требует
опытов, а достигается указанием на объект и простой демонстраци
ей действия.
115
Назначение экспертиз. По делам о преступлениях несовершеннолетних может быть назначена судебно-психологическая экспер тиза в следующих целях:
1. Для проверки, мог ли малолетний свидетель или потерпевший
правильно воспринимать имеющие значение для дела факты и яв
ления, о которых он сообщает в своих показаниях.
В этом случае на разрешение эксперта-психолога могут быть поставлены вопросы: мог ли свидетель (потерпевший), исходя из психологических особенностей его возраста, индивидуальных психических особенностей и интеллектуального развития, правильно воспринимать факты, сообщенные им на допросе; мог ли малолетний свидетель (потерпевший), исходя из психологических особенностей его возраста, индивидуальных свойств его памяти, наблюдательности и внимания, запомнить и правильно передать обстоятельства, изложенные в протоколе допроса; являются ли показания малолетнего свидетеля (потерпевшего) о сообщенных фактах результатом его фантазии; имеются ли у несовершеннолетнего признаки повышенной внушаемости?
|
2. Для проверки, мог чи психически здоровый несовершеннолет
ний обвиняемый полностью сознавать значение своих действий и
руководить ими.
В таких случаях на разрешение эксперта ставят следующие вопросы: имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, и если имеются, то в чем они конкретно выражаются; мог ли несовершеннолетний правильно осознавать значение своих действий и их последствия, учитывая уровень и особенности его психического развития; имеются ли у несовершеннолетнего признаки умственной отсталости (не связанные с душевным заболеванием) и в чем они выражаются, какова степень и форма отсталости; имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особенности, которые могли способствовать совершению данного преступления; в какой степени несовершеннолетний мог руководить своими действиями?
3. С целью проверить, достиг ли субъект определенного возрас
та, когда сведения об этом отсутствуют, а данные судебно-меди
цинского исследования не позволяют вынести категоричного суж
дения по указанному вопросу и нуждаются в обосновании другими
доказательствами.
116
ГЛАВА 22
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!