Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних

2020-12-06 125
Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Независимо от процессуального положения допрашиваемого при подготовке к допросу несовершеннолетнего и его производ­стве следователь должен:

1. Исключить промедление с допросом, свести к минимуму про­
межуток времени с момента возникновения необходимости в до­
просе до его проведения. В противном случае на подростка могут
оказать воздействие заинтересованные лица, внушающую роль
сыграют слухи, суждения различных лиц о происшедшем. С течени­
ем времени будут забываться детали, события, замещаясь фанта­
зиями, вымышленными подробностями.

2. Правильно определить способ вызова несовершеннолетнего
на допрос, чтобы исключить нежелательную огласку этого факта и
воздействие заинтересованных лиц.

3. Продумать круг участников допроса; решить, будут ли участ­
вовать в допросе родители подростка, педагоги и другие лица, кто
именно; пригласить при необходимости защитника.

8 Криминалистическая метпдика                                                                     '                                       113


4. Получить по возможности полные сведения о личности несо­
вершеннолетнего, использовать данную информацию для установ­
ления психологического контакта с допрашиваемым и определения
тактики допроса.

5. Не допускать бесцельного ожидания подростком момента на­
чала допроса.

6. Создать обстановку, в которой несовершеннолетний мог бы
сосредоточиться на содержании допроса, убрать предметы, спо­
собные отвлечь его внимание, посадить в стороне от окна, исклю­
чить присутствие посторонних лиц, телефонные разговоры и т. п.

7. Письменно сформулировать наиболее важные вопросы таким
образом, чтобы они не несли в себе подсказок и были бы составле­
ны в понятных для подростка выражениях.

8. Вести допрос в спокойной, уверенной манере, избегать гру­
бых окриков и в то же время пресекать развязное поведение допра­
шиваемого.

9. Помочь подростку в определении предмета свободного рас­
сказа и всего допроса. По возможности не прерывать речь допра­
шиваемого. При необходимости акцентировать внимание на от­
дельных сторонах обстоятельств преступления.

 

10. Не затягивать допрос, поскольку подростки быстро утомля­
ются и в таком состоянии могут легко согласиться с какими-либо су­
ждениями следователя. Если допрос в силу объективных причин
нельзя провести в короткое время, то необходимо делать переры­
вы по 5-10 мин через каждые 20-40 мин допроса, в зависимости от
возраста допрашиваемого.

11. Выяснить, кто из взрослых беседовал с подростком по суще­
ству дела.

12. Не допускать постановки наводящих вопросов.

13. Фиксировать сведения после завершения рассказа несовер­
шеннолетнего (чтобы перерывы в показаниях не помешали воспро­
изведению событий).

14. Использовать научно-технические средства (аудио- и видео­
запись) в качестве дополнительных средств фиксации показаний с
целью более полно отразить ход и результаты допроса несовер­
шеннолетнего. Следователь должен быть готов также к тому, что
подростки в ходе судебного разбирательства нередко меняют свои
показания под воздействием заинтересованных лиц и близких. По­
этому наиболее важные из показаний несовершеннолетнего в ста­
ти


дии расследования рекомендуется фиксировать не только в прото­коле, но и на видео- или аудиопленке.

Проверку показаний несовершеннолетнего на месте необхо­димо проводить в следующих случаях:

1. Когда на допросе подросток не смог назвать точные парамет­
ры или ориентиры расположения интересующего следствие объек­
та (магазина и т. д.), заявив при этом, что укажет помещение или
путь следования к нему.

В данном случае не исключено, что подросток, не принимавший непосредственного участия в совершении преступления, решил взять всю ответственность на себя. Предварительный подробный допрос и тщательная проверка показаний на месте позволят вы­явить их несостоятельность.

2. Для более точного и наглядного представления механизма
происшедшего.

3. Когда имеющие" значение для дела обстоятельства могут
быть установлены или проверены на месте только с участием доп-'
рашиваемого несовершеннолетнего.

4. В целях выяснения первоначальной обстановки на месте про­
исшествия, если со временем она была нарушена, а ее точное вос­
становление необходимо для дела.

5. Для отыскания еще не обнаруженных следов преступления,
которые должны быть, если показания соответствуют действитель­
ности. В отличие от осмотра с участием допрошенного (обвиняемо­
го и др.) последний в ходе проверки показаний на месте активно
участвует в отыскании следов (брошенных орудий преступления и
т. д.) и объясняет, какова их связь с преступлением.

6. Для установления объектов, наличие которых могло повлиять
на ход преступления, делая его возможным- либо невозможным.
Этот прием несколько напоминает следственный эксперимент и
встречается в практике расследования преступлений несовершен­
нолетних сравнительно часто. Для проверки показаний о том, что
несовершеннолетний проник в хранилище через лаз, прятался в ук­
рытии и т. п., необходимо выяснить, есть ли такие объекты на мест­
ности и позволяют ли они совершить эти действия. В отличие от
следственного эксперимента решение данного вопроса не требует
опытов, а достигается указанием на объект и простой демонстраци­
ей действия.

115


Назначение экспертиз. По делам о преступлениях несовершен­нолетних может быть назначена судебно-психологическая экспер­ тиза в следующих целях:

1. Для проверки, мог ли малолетний свидетель или потерпевший
правильно воспринимать имеющие значение для дела факты и яв­
ления, о которых он сообщает в своих показаниях.

В этом случае на разрешение эксперта-психолога могут быть по­ставлены вопросы: мог ли свидетель (потерпевший), исходя из пси­хологических особенностей его возраста, индивидуальных психиче­ских особенностей и интеллектуального развития, правильно вос­принимать факты, сообщенные им на допросе; мог ли малолетний свидетель (потерпевший), исходя из психологических особенностей его возраста, индивидуальных свойств его памяти, наблюдательно­сти и внимания, запомнить и правильно передать обстоятельства, изложенные в протоколе допроса; являются ли показания малолет­него свидетеля (потерпевшего) о сообщенных фактах результатом его фантазии; имеются ли у несовершеннолетнего признаки повы­шенной внушаемости?

2. Для проверки, мог чи психически здоровый несовершеннолет­
ний обвиняемый полностью сознавать значение своих действий и
руководить ими.

В таких случаях на разрешение эксперта ставят следующие во­просы: имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, и если имеются, то в чем они конкретно вы­ражаются; мог ли несовершеннолетний правильно осознавать зна­чение своих действий и их последствия, учитывая уровень и особенности его психического развития; имеются ли у несовершен­нолетнего признаки умственной отсталости (не связанные с душев­ным заболеванием) и в чем они выражаются, какова степень и форма отсталости; имеются ли у несовершеннолетнего индивиду­ально-психологические особенности, которые могли способство­вать совершению данного преступления; в какой степени несовер­шеннолетний мог руководить своими действиями?

3. С целью проверить, достиг ли субъект определенного возрас­
та, когда сведения об этом отсутствуют, а данные судебно-меди­
цинского исследования не позволяют вынести категоричного суж­
дения по указанному вопросу и нуждаются в обосновании другими
доказательствами.

116


ГЛАВА 22


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.