Диалог и массовая коммуникация. – 4 часа. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Диалог и массовая коммуникация. – 4 часа.

2020-12-06 137
Диалог и массовая коммуникация. – 4 часа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Соотношение понятий «диалог» и «коммуникация». Основные концепции диалога (М. Бубер, К. Ясперс, М. Бахтин).

3. Функции коммуникации. = 4 часа.

Функции коммуникации по К. Бюллеру. Функции коммуникативного сообщения (Р. Якобсон). Доминантность. Преобладание той или иной функции в различных контекстах.

4. Язык. – 6 часов

Язык. Структурные элементы. Теории языка. Религиозно мифологические представления о природе языка. Научные теории языка. Ф. Соссюр. Структурная лингвистика. Неопозитивизм. Аналитические теории. Языковая игра (Л. Витгенштейн), дискурс лингвистическое и философско-культурологическое его понимание. Теория речевых актов.

Модели коммуникации. – 6 часов.

Основные теоретические модели коммуникации: информационно кодовая, интерференционная, интеракционная. Частные модели коммуникации.

Основные социальные теории, задающие коммуникационные подходы: структурный функционализм, символический интеракционизм, теории обменов, социальная драматургия, социальная феноменология.

 

Семиотика массовой коммуникации. – 4 часа.

Семиотика. Семантика, синнтагматика, прагматика. Парадигмальный и синтагматический анализ. Классификация знаков Пирса. Риторика и идеология. Тропы и магия языка. Конструирование социальной мифологии.

 Нарратив.

 

Виды массовой коммуникации. - 4 часа.

Виды коммуникации и основания их классификации. По участникам, по типу контактов, по характеру взаимодействия, по специфике каналов.

Эволюция коммуникационных технологий и трансформация социальной реальности (М. Маклюен). Коммуникация в архаике и доминирование устной коммуникации. Письменность. «Галактика Гутенберга», электронная коммуникация, «глобал виллидж».

Межличностная коммуникация. - 4 часа.

Межличностная коммуникация. Специфика, типология.

Коммуникация в малых группах

Теории массовой коммуникации. – 6 часов.

Массовая коммуникация ее специфика, социальные функции,

Критические теории общества массовой коммуникации. (Ю. Хабермас, Ж. Бодрийар). Стратегическое и коммуникативное поведение, публичная сфера и ее эволюция.

 

Коммуникатор. – 4 часа.

Коммуникатор. Качества коммуникатора. Специфика коммуникатора в условиях массовой коммуникации. Модель привратника.

Аудитория.

Аудитория. Эволюция представлений об аудитории. Прямое воздействие, двухступенчатая модель, активность аудитории, диффузность аудитории.

 

Барьеры коммуникации. – 4 часа.

Барьеры коммуникации. Классификация барьеров. Способы борьбы с помехами.

 

Коммуникация в организациях. – 4 часа.

Коммуникация в организациях. Вертикальные и горизонтальные связи и их эволюция.

 

 

3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ВИДАМ И ТЕМАМ РАБОТ

№ п\п Наименование тем Всего Лекции Практ. Самост. раб.
1. Понятие коммуникации   1 -  
2. Диалог и массовая коммуникация   1    
3. Функции коммуникации   2    
4.  Язык.   1    
5. Модели коммуникации   1    
6. Семиотика массовой коммуникации.   2    
7 Виды массовой коммуникации   2    
8 Межличностная коммуникация   2    
9 Теории массовая коммуникация   2    
10 Коммуникатор.   2    
11 Барьеры коммуникации   1    
12 Коммуникация в организациях   1    

ВСЕГО:                                                                             34                18     16  

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ

(текущая аттестация)

ТЕМА 1

1. Каково содержание социально-экономических, политических, культурологических и технологических факторов, определяющих роль массовой коммуникации в современном мире?

2. Общее и особенное в понятиях: коммуникация и общение; средства массовой коммуникации, медиа, средства массовой информации, средства массовой информации и пропаганды, средства массового общения?

3. В чем, на ваш взгляд, состоят основные отличия моделей коммуникации, предложенных Лассвеллом и Шраммом?

4. Как бы вы могли определить особенности социологического рассмотрения массовой коммуникации?

ТЕМА 2

1. Сравните особенности моделей СМК, предложенных Де Флюэром и Молем. В чем вы видите их общие черты, а в чем различия?

2. Как вы понимаете интерпретацию Луманом масс-медиа, как саморефернтной социальной системы?

3. Приведите примеры того, как современные российские медиа способствуют поддержанию стабильности сложившейся социальной системы?

4. Попытайтесь построить схему функционирования современной российской медиа системы (на примере вашего города, области, края, республики). Какие из выявленных вами функций медиа являются универсальными, а какие специфическими?

5. Предположим, что вы проводите эмпирическое исследование деятельности одного из общероссийских каналов телевидения. В чем системно-структурная методология могла быть вам здесь полезна, а в чем нет?

ТЕМА 3

1. Каковы основания классической марксисткой концепции идеологии? В чем этот подход может быть полезен для анализа современных процессов в области массовой коммуникации?

2. В чем заключается общее, а в чем особенное в концептуальных построениях Альтюссера и Грамши, касающихся идеологии и средств массовой коммуникации?

3. Попробуйте изобразить структурную схему оперирования идеологии. Какие основные моменты вы считаете необходимым здесь отразить? Почему?

4. С помощью каких основных способов современные медиа способствуют обеспечению согласия в российском обществе в отношении основных (базовых) ценностей?

5. Согласны ли вы с идеей о том, что проявления идеологии можно обнаружить в самых разных сторонах нашей жизни? Рассмотрите с этой точки зрения систему образования в нашей стране, ваш личный опыт образования.

ТЕМА 4

1. Сравнените теоретико-методологические основания анализа текстов массовой коммуникации присущих: а) традиционному контент-анализу; б) семиотике. Можно ли, на ваш взгляд, выделить здесь общее и особенное?

2. Как концепция синтагматического и парадигматического анализа может быть применима для анализа текстов массовой коммуникации?

3. Какие переменные, на ваш взгляд, опосредуют процесс кодирования - декодирования? Обоснуйте ваш выбор на примере прочтения популярной ежедневной газеты, наиболее популярной среди ваших друзей и знакомых.

4. Выберите в качестве примера сообщения рекламное объявление в качественном женском журнале. Проведите его семиологический анализ.

5. Примените методологию В. Проппа применительно к просмотренному вами сериалу. В чем, на ваш взгляд, состоят преимущества и недостатки этого подхода?

6. Какие фундаментальные бинарные оппозиции вы могли бы выделить после просмотра рекламных роликов на российском телевидении?

ТЕМА 5

1. Как понимали Адорно и Хоркхаймер "индустрию культуры"?

2. В чем, на ваш взгляд, идея Беньямина противоречат подходам франкфуртской школы?

3. На какие негативные тенденции в деятельности современного телевидения обращает внимание Постман. Согласны ли вы с теми оценками, которые предлагает автор?

ТЕМА 6

1. Какие черты современности (применительно к изучению процессов массовой коммуникации в обществе) постмодернистское теоретизирование позволяет выявить более рельефно по сравнению с другими подходами?

2. В чем состоят основные особенности в интерпретации роли средств массовой коммуникации в современном обществе у Дебора и Бодрияра?

ТЕМА 7

1. Выделите общее и различия в теоретических основаниях концепций свободы печати Дж. Милтона, Дж. Локка. И. Бентама, Дж. Ст. Милля. Какие из этих посылок могут быть применимы в современных условиях?

2. В чем, на ваш взгляд, состоят сильные и слабые стороны оценки роли СМК в условиях трансформации публичной сферы общества (концепции Ю. Хабермаса)?

3. В работе Дж. Дьюи (равно как и Ч.Р. Миллса) отмечается нарастание в американском обществе все большего разрыва между рядовыми гражданами и представителями элитных групп в плане доступа и использования СМК. Справедлива ли эта посылка применительно к современному российскому обществу?

ТЕМА 8

1. Как вы считаете, является ли необходимым для российского общества наличие общественного телевизионного вещания, независимого как от прямого влияния правительства, так и от давления со стороны рынка?

2. Предоставляют ли современные российские СМИ (прежде всего телевидение) равные условия для участия в обсуждении актуальных проблем общества для представителей всех слоев населения?

3. Аудиторию СМК можно рассматривать под разными углами зрения. В чем состоят основные различия, если мы будем рассматривать аудиторию в терминах 'потребителей продукции', с одной стороны, и 'граждан' - с другой?

4. Какие аргументы можно выдвинуть в поддержку идеи общественного телевидения? Каковы, по вашему мнению, перспективы концепции общественного вещания в условиях нарастания рыночных тенденций в мировых СМК?

5. Как бы вы могли расположить нынешние российские медиа в поле следующих нормативных моделей СМК: авторитарной, свободного рынка идей, социальной ответственности?

ТЕМА 9

1. В чем состоят основные идеи концепции модернизации? Какая роль отводится в этих процессах массовой коммуникации?

2. Проследите общее и особенное в интерпретациях концепций "культурного империализма", "американизации" и глобализации применительно к средствам массовой коммуникации?

3. Выделите основные процессы в области развития технологии коммуникации, в наибольшей степени, на ваш взгляд, повлиявшие на тенденции глобализации?

4. Проанализируйте содержание программ общероссийских телеканалов, вышедших в эфир на прошлой неделе. Можете ли вы найти здесь эмпирическое подтверждение идеи о преобладании материалов, произведенных американскими или транснациональными кампаниями?

5. Сформулируйте основные положения концепции культурного империализма. В какой мере эти идеи являются для вас убедительными применительно к дню сегодняшнему, к реалиям российской ситуации?

6. Какой тенденции в большей степени способствует развитие глобальных медиа: развитию прав и гражданских свобод или усилению централизованного контроля над личностью?

7. Считаете ли вы необходимым контроль за деятельностью транснациональных медиа корпораций? Какие формы этого контроля могли бы быть наиболее эффективными?

ТЕМА 10

1. Каковы ведущие социологические концепции, опираясь на которые можно описать основные проявления эффектов массовой коммуникации?

2. Какие модели анализа эффектов массовой коммуникации могут наиболее полно описать особенности использования средств массовой коммуникации в электоральных процессах?

ТЕМА 11

1. В чем заключается общее, и в чем особенное при изучении коммуникативного поведения аудитории прессы, телевидения, прессы?

2. На примере разработки программы контен-анализа конкретной проблематики проанализируйте сильные и слабые данного подхода в исследовании СМК.

ТЕМА 12

1. Проведите периодизацию исследований массовой коммуникации в российской социологии, дайте характеристику каждому из ее периодов.

2. В чем состоят основные теоретико-методологические особенности исследования эффективности массовой коммуникации в российской социологии?

6. Контрольные вопросы для итоговой аттестации:

    1. .Становление теории коммуникации. Предметная сфера. Теории коммуникации
    2. .Понятие коммуникации
    3. Соотношение различных дисциплин при изучении коммуникативной проблематики.
    4. Соотношение понятий «коммуникация» и «информация».
    5. Соотношение понятий «общение» и «коммуникация».
    6.  Базовая модель коммуникации (коммуникативный процесс) и ее структурные элементы.
    7. Социальная коммуникация
    8. Эволюция теорий коммуникации.
    9. Классический и неклассический подход к понятию коммуникация.
    10. Основные теоретические подходы (парадигмы) коммуникации.
    11. Функции коммуникативного сообщения.
    12. Понятие кода, лексикода и коммуникативной ситуации. Семантический шум.
    13. Язык. Структурные элементы. Основные теории.
    14. Понятие «языковой игры» и «дискурса» и их методологическое значение.
    15. Диалог – специфика и роль в коммуникативных процессах.
    16. Полемика и дискуссия.
    17. Модели коммуникации
    18. Виды коммуникации. Классификация видов коммуникации по характеру участников.
    19. Коммуникативная компетентность.
    20. Коммуникативные стили.
    21. Семиотика. Разделы. Основные теоретические основания.
    22. Виды знаков.
    23. Проблема понимания. Герменевтический круг.
    24. Специфика вербальной коммуникации.
    25. Слушание как коммуникация.
    26. Теория речевых актов и ее значение.
    27. Классификация видов коммуникации по характеру контактов.
    28. Классификация видов коммуникации по типу участников.
    29. Специфика невербальной коммуникации.
    30. Проксемика коммуникации.
    31. Социальная феноменология и анализ коммуникативных процессов.
    32. Драматургия повседневного взаимодействия
    33.  Этнометодология Гарфинкеля и ее значение.
    34. Коммуникация в малых группах.
    35. Модели коммуникационной структуры малой группы.
    36. Устная коммуникация и моделирование социальной реальности
    37. Особенности структурирования социальной реальности в условиях доминирования письменной коммуникации.
    38. Становление «Галактики Гуттенберга» и ее социальные последствия.
    39. Специфика массовой коммуникации.
    40. «The medium is the message» смысл и значение высказывания.
    41. Global village - содержание и методологический смысл понятия
    42. Функциональные особенности массовой коммуникации.
    43. Критические теории массовой коммуникации.
    44. Роль стратегического и коммуникативного поведения в социальных процессах (Ю. Хабермас)
    45. Коммуникатор. Качества коммуникатора.
    46. Коммуникативная сфера, ее характеристики и виды.
    47. Аудитория коммуникации.
    48. Барьеры коммуникации.
    49. Коммуникация в организациях общие принципы.
    50. Виды коммуникативных связей в организации.

Список рекомендуемой литературы.

Основная:

  1. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.1997.
  2. Основы теории коммуникации. Под ред. Василика М.А. М. 2003.
  3. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. Рефл-бук. Ваклер. 2001.
  4. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.2002.
  5. Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. СПб. 2001.

Дополнительная:

  1. Афанасьев А.В. Социальная информация. М. 1995.
  2.  Барт. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М. 1994.
  3. Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М. 1968.
  4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М. 1997
  5. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб. 2003.
  6. Дькова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург. 1999.
  7. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. СПб. 1997.
  8. Землякова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М. 1995.
  9. Казаринова М. В. Погольша В. М. Межличностное общение: повседневные практики. СПб. 2000.
  1. Кашкин В.Б. Теория коммуникаций Воронеж 2001.
  2.  Костенко Н.В Ценности и символы в массовой коммуникации. Киев. 1993.
  3.  Крейг Р.Т. Теория коммуникации как область знания. //Компаративистика-3. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб. 2003.
  4.  Маклюен М. Галактика Гутенберга. Киев. 2003.
  5. Маклюен М. Понимание медиа: внешние расширения человека М. 2003.
  6.  Назаров Н.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М. 1999.

16. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. М. 2000.

  1. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.1998.
  2.  Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М. 1994
  3. Семиотика. М.1990.
  4.  Сепир Э. Коммуникация// Избранные труды по языкознанию и культурологии. М. 1993.
  5. Социальная лингвистика. М.1996.
  6. Степанов Ю.С. Семиотика. М. 1971.
  7.  Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и методы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 1. Воронеж. 2000.
  8. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия //Вестник МГУ. Сер. Философия. 1993.№3.
  9.  Эко У. Отсутствующая структура. СПБ. 1998
  10.  Языковая структура и социальная среда. Воронеж. 2000.
  11.  Якобсон Р.О. Речевая коммуникация. Язык в отношении к другим системам коммуникации// Избранные работы. М. 2000.

28. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2362

8. ТЕМЫ ДЛЯ ЭССЕ (промежуточная аттестация)

1. Средства массовой информации, массовая коммуникация, масс медиа, средства массового общения - к вопросу о дефинициях и генезисе понятий.

2. Структурный функционализм как исследовательская традиция социологии массовой коммуникации.

3. Концепция идеологии и ее познавательный потенциал применительно к задачам изучения массовой коммуникации.

4. Массовая коммуникация и социальные изменения: теоретические модели, результаты исследований.

5. Структуралистские подходы анализа содержания массовой коммуникации: теория, практические приложения.

6. Метод классического контент-анализа. Разработка программы и категорий анализа. На примере анализа предвыборных публикаций в центральной прессе.

7. Современные тенденции в области мировых информационных процессов.

8. Массовая коммуникация в ракурсе постмодернистского теоретизирования.

9. Нормы функционирования институтов массовой коммуникации в условиях тоталитаризма, авторитаризма, либеральной демократии. Специфика современной российской ситуации.

10. Массовая коммуникация: дилемма рыночного или государственного регулирования.

11. Медиа в ракурсе феминистской перспективы анализа.

12. Аудитория и эффекты массовой коммуникации.

13. Исследование аудитории массовой коммуникации в России. Историографический обзор.

14. Прикладные маркетинговые исследования аудитории средств массвовой коммуникации. Специфика изучения аудитории телевидения (радио, печатных изданий).

15. Проблематика мифа в работах Р. Барта. Как методология анализа мифа, по Барту, помогает анализировать материалы массовой коммуникации?

16. Механизмы формирования общественного мнения, роль в этом средств массовой информации. По работе Э. Ноэлле-Нойман 'Спираль молчания'.

17. М.Маклюэн как основоположник концепций технологического детерминизма в сфере массовой коммуникации.

18. Теоретики 'Франкфуртской школы' о массовой коммуникации. На примере работы В.Беньямина 'Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости'.

19. Концепция анализа 'текста' В.Проппа. На примере работы 'Морфология сказки'.

20. Как средства массовой информации и прочие институты общества 'делают' мнения? По работе П. Шампаня 'Делать мнение'.

21. Проанализируйте работу Ж. Бодрияра 'Система вещей'. Какие посылки этой работы можно применить для анализа проблематики медиа-реклама-культура современного российского общества?

22. Средства массовой информации в современном индустриально развитом мире. (По работам А. Зиновьева 'Запад', 'Глобальный человейник'). В чем, на ваш взгляд, состоят сильные, а в чем слабые стороны аргументов автора?

23. Работа Г. Маркузе 'Одномерный человек'. Проблемы средств массовой информации и рекламы, как элементов системы духовного производства современного общества.

24. Какую интерпретацию получила деятельность средств массовой информации в работе Т. Адорно и М. Хоркхаймера 'Диалектика просвещения'. В чем, на ваш взгляд, авторы работы правы, а в чем нет?

25. Ч. Р. Миллс как представитель радикальной социологии. Его видение отношений в системе: средства массовой информации - общественное мнение - демократическая политическая система. По работе 'Властвующая элита'.

26. Проанализируйте основные положения работы Г. Шиллера 'Манипуляторы сознанием'. Какие выводы автора можно применить для анализа роли медиа в современной российской действительности, а какие нет и, почему?

27. Проблемы объективности и свободы средств массовой информации. Проанализируйте статьи на эту тему, опубликованные в журналах 'Вестник МГУ. Серия журналистика' и 'Журналист' за последние 3-4 года.

28. Проблематика роли массовой коммуникации в современном российском обществе в книге В. Пелевина 'Generation П'. С какими из основных идей автора вы согласны, с какими нет?

 

9. Темы курсовых работ:

      1. Понятие коммуникации.
      2. История изучения коммуникации.
      3. Общение и коммуникация.
      4. Специфика социальной коммуникации.
      5. Информация и коммуникация.
      6. Диалог как коммуникативная стратегия.
      7. Коммуникативная компетентность.
      8. Семантический шум коммуникации.
      9. Эволюция технических средств и изменение характера коммуникации.
      10. Устная коммуникация и мифологизация.
      11. Влияние письменной и печатной коммуникации на характер социальности.
      12. Специфика вербальной коммуникации.
      13. Виды невербальной коммуникации и специфика невербального воздействия.
      14. Проксемика в коммуникативных процессах.
      15. Ритуалы повседневного взаимодействия и скрытые формы регулирования коммуникации.
      16. Аксиомы межличностного взаимодействия.
      17. Проблема понимания.
      18. Социальная феноменология как метод анализа коммуникации.
      19. Функции массовой коммуникации и их социальная роль.
      20. Маршал Маклюена о влиянии техники на коммуникативные и социальные процессы.
      21. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.
      22. Ж. Бодриярд о специфике коммуникативных процессов в современном мире.
      23. Критические теории массовой коммуникации.
      24. Барьеры коммуникации.
      25. Коммуникация в организациях.
      26. Манипулирование: специфика воздействия и способы защиты.
      27. Специфика восприятия.
      28. Понятие языковой игры и дискурса и их роли в коммуникативных процессах.
      29. Коммуникация в малых группах.
      30. Политическая коммуникация.

 

Глоссарий основных понятий.

Авторитарная теория – теория функционирования СМК под влиянием и с опреленной степенью контроля со стороны высшей власти или бизнеса в стране или регионе.

Активная аудитория – аудитория СМК, которая обладает качествами заинтересованно, мотивированно, селективного, практического, критического отношения к массовой информации.

Виды средств массовой коммуникации (СМК) – печатные (книги, журналы, газеты), «химические» (фото, кино) и электронные (радио, телевидение, Интернет) СМК.

Доля телеканалов – число людей, которые смотрели данный канал в данный момент времени, по отношению к числу людей, смотревших телевизор в данный момент времени.

Интерактивные коммуникации – коммуникации с обратной связью между источником сообщений и потребителем.

Коммуникативные потребности – потребности людей в интересной и жизненно необходимой информации.

Контент-анализ – методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, что позволяет сделать некоторые выводы о намерениях создателя этого текста.

Либертарианская теория – теория свободы СМК на основе частной собственности на средства массовой информации и осуществления функций информирования и развлечения аудитории, критики властей.

Массовая коммуникация (МК) – процесс производства и передачи сообщений большим массам людей, рассредоточенных в пространстве и времени, с помощью технических средств.

Политическая реклама – форма информирования населения о партийных программах или программах отдельных кандидатов на выборах.

Процесс массовой коммуникации – процесс отбора информации, формирования повестки дня, культивации и восприятия массовой информации.

Рейтинг телеканалов – число людей, смотревших данный канал в данное время по отношению к общей численности населения от четырех лет и более.

Социальная реклама – образа социально одобряемого или не одобряемого действия в СМК с целью привлечения людей к участию в решении социальных проблем.

Социальная ответственность СМК – ответственность специалистов СМК перед обществом на основе профессионализма, связанного с точностью, объективностью, плюрализмом, балансом информации при соблюдении правовых и моральных норм.

Социальный институт СМК – система организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации в обществе на основе правовых и этических норм.

Технологический детерминизм – преувеличение влияния технических средств МК на содержание информации.

Тоталитарная теория - теория функционирования СМК на основе общественной собственности средств массовой информации и подчинения содержания господствующей идеологии.

Функции МК – информирование и развлечение с помощью СМК.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.