Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-12-06 | 137 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Соотношение понятий «диалог» и «коммуникация». Основные концепции диалога (М. Бубер, К. Ясперс, М. Бахтин).
3. Функции коммуникации. = 4 часа.
Функции коммуникации по К. Бюллеру. Функции коммуникативного сообщения (Р. Якобсон). Доминантность. Преобладание той или иной функции в различных контекстах.
4. Язык. – 6 часов
Язык. Структурные элементы. Теории языка. Религиозно мифологические представления о природе языка. Научные теории языка. Ф. Соссюр. Структурная лингвистика. Неопозитивизм. Аналитические теории. Языковая игра (Л. Витгенштейн), дискурс лингвистическое и философско-культурологическое его понимание. Теория речевых актов.
Модели коммуникации. – 6 часов.
Основные теоретические модели коммуникации: информационно кодовая, интерференционная, интеракционная. Частные модели коммуникации.
Основные социальные теории, задающие коммуникационные подходы: структурный функционализм, символический интеракционизм, теории обменов, социальная драматургия, социальная феноменология.
Семиотика массовой коммуникации. – 4 часа.
Семиотика. Семантика, синнтагматика, прагматика. Парадигмальный и синтагматический анализ. Классификация знаков Пирса. Риторика и идеология. Тропы и магия языка. Конструирование социальной мифологии.
Нарратив.
Виды массовой коммуникации. - 4 часа.
Виды коммуникации и основания их классификации. По участникам, по типу контактов, по характеру взаимодействия, по специфике каналов.
Эволюция коммуникационных технологий и трансформация социальной реальности (М. Маклюен). Коммуникация в архаике и доминирование устной коммуникации. Письменность. «Галактика Гутенберга», электронная коммуникация, «глобал виллидж».
|
Межличностная коммуникация. - 4 часа.
Межличностная коммуникация. Специфика, типология.
Коммуникация в малых группах
Теории массовой коммуникации. – 6 часов.
Массовая коммуникация ее специфика, социальные функции,
Критические теории общества массовой коммуникации. (Ю. Хабермас, Ж. Бодрийар). Стратегическое и коммуникативное поведение, публичная сфера и ее эволюция.
Коммуникатор. – 4 часа.
Коммуникатор. Качества коммуникатора. Специфика коммуникатора в условиях массовой коммуникации. Модель привратника.
Аудитория.
Аудитория. Эволюция представлений об аудитории. Прямое воздействие, двухступенчатая модель, активность аудитории, диффузность аудитории.
Барьеры коммуникации. – 4 часа.
Барьеры коммуникации. Классификация барьеров. Способы борьбы с помехами.
Коммуникация в организациях. – 4 часа.
Коммуникация в организациях. Вертикальные и горизонтальные связи и их эволюция.
3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ВИДАМ И ТЕМАМ РАБОТ
№ п\п | Наименование тем | Всего | Лекции | Практ. | Самост. раб. |
1. | Понятие коммуникации | 1 | - | ||
2. | Диалог и массовая коммуникация | 1 | |||
3. | Функции коммуникации | 2 | |||
4. | Язык. | 1 | |||
5. | Модели коммуникации | 1 | |||
6. | Семиотика массовой коммуникации. | 2 | |||
7 | Виды массовой коммуникации | 2 | |||
8 | Межличностная коммуникация | 2 | |||
9 | Теории массовая коммуникация | 2 | |||
10 | Коммуникатор. | 2 | |||
11 | Барьеры коммуникации | 1 | |||
12 | Коммуникация в организациях | 1 |
ВСЕГО: 34 18 16
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ
(текущая аттестация)
ТЕМА 1
1. Каково содержание социально-экономических, политических, культурологических и технологических факторов, определяющих роль массовой коммуникации в современном мире?
|
2. Общее и особенное в понятиях: коммуникация и общение; средства массовой коммуникации, медиа, средства массовой информации, средства массовой информации и пропаганды, средства массового общения?
3. В чем, на ваш взгляд, состоят основные отличия моделей коммуникации, предложенных Лассвеллом и Шраммом?
4. Как бы вы могли определить особенности социологического рассмотрения массовой коммуникации?
ТЕМА 2
1. Сравните особенности моделей СМК, предложенных Де Флюэром и Молем. В чем вы видите их общие черты, а в чем различия?
2. Как вы понимаете интерпретацию Луманом масс-медиа, как саморефернтной социальной системы?
3. Приведите примеры того, как современные российские медиа способствуют поддержанию стабильности сложившейся социальной системы?
4. Попытайтесь построить схему функционирования современной российской медиа системы (на примере вашего города, области, края, республики). Какие из выявленных вами функций медиа являются универсальными, а какие специфическими?
5. Предположим, что вы проводите эмпирическое исследование деятельности одного из общероссийских каналов телевидения. В чем системно-структурная методология могла быть вам здесь полезна, а в чем нет?
ТЕМА 3
1. Каковы основания классической марксисткой концепции идеологии? В чем этот подход может быть полезен для анализа современных процессов в области массовой коммуникации?
2. В чем заключается общее, а в чем особенное в концептуальных построениях Альтюссера и Грамши, касающихся идеологии и средств массовой коммуникации?
3. Попробуйте изобразить структурную схему оперирования идеологии. Какие основные моменты вы считаете необходимым здесь отразить? Почему?
4. С помощью каких основных способов современные медиа способствуют обеспечению согласия в российском обществе в отношении основных (базовых) ценностей?
5. Согласны ли вы с идеей о том, что проявления идеологии можно обнаружить в самых разных сторонах нашей жизни? Рассмотрите с этой точки зрения систему образования в нашей стране, ваш личный опыт образования.
ТЕМА 4
1. Сравнените теоретико-методологические основания анализа текстов массовой коммуникации присущих: а) традиционному контент-анализу; б) семиотике. Можно ли, на ваш взгляд, выделить здесь общее и особенное?
|
2. Как концепция синтагматического и парадигматического анализа может быть применима для анализа текстов массовой коммуникации?
3. Какие переменные, на ваш взгляд, опосредуют процесс кодирования - декодирования? Обоснуйте ваш выбор на примере прочтения популярной ежедневной газеты, наиболее популярной среди ваших друзей и знакомых.
4. Выберите в качестве примера сообщения рекламное объявление в качественном женском журнале. Проведите его семиологический анализ.
5. Примените методологию В. Проппа применительно к просмотренному вами сериалу. В чем, на ваш взгляд, состоят преимущества и недостатки этого подхода?
6. Какие фундаментальные бинарные оппозиции вы могли бы выделить после просмотра рекламных роликов на российском телевидении?
ТЕМА 5
1. Как понимали Адорно и Хоркхаймер "индустрию культуры"?
2. В чем, на ваш взгляд, идея Беньямина противоречат подходам франкфуртской школы?
3. На какие негативные тенденции в деятельности современного телевидения обращает внимание Постман. Согласны ли вы с теми оценками, которые предлагает автор?
ТЕМА 6
1. Какие черты современности (применительно к изучению процессов массовой коммуникации в обществе) постмодернистское теоретизирование позволяет выявить более рельефно по сравнению с другими подходами?
2. В чем состоят основные особенности в интерпретации роли средств массовой коммуникации в современном обществе у Дебора и Бодрияра?
ТЕМА 7
1. Выделите общее и различия в теоретических основаниях концепций свободы печати Дж. Милтона, Дж. Локка. И. Бентама, Дж. Ст. Милля. Какие из этих посылок могут быть применимы в современных условиях?
2. В чем, на ваш взгляд, состоят сильные и слабые стороны оценки роли СМК в условиях трансформации публичной сферы общества (концепции Ю. Хабермаса)?
3. В работе Дж. Дьюи (равно как и Ч.Р. Миллса) отмечается нарастание в американском обществе все большего разрыва между рядовыми гражданами и представителями элитных групп в плане доступа и использования СМК. Справедлива ли эта посылка применительно к современному российскому обществу?
|
ТЕМА 8
1. Как вы считаете, является ли необходимым для российского общества наличие общественного телевизионного вещания, независимого как от прямого влияния правительства, так и от давления со стороны рынка?
2. Предоставляют ли современные российские СМИ (прежде всего телевидение) равные условия для участия в обсуждении актуальных проблем общества для представителей всех слоев населения?
3. Аудиторию СМК можно рассматривать под разными углами зрения. В чем состоят основные различия, если мы будем рассматривать аудиторию в терминах 'потребителей продукции', с одной стороны, и 'граждан' - с другой?
4. Какие аргументы можно выдвинуть в поддержку идеи общественного телевидения? Каковы, по вашему мнению, перспективы концепции общественного вещания в условиях нарастания рыночных тенденций в мировых СМК?
5. Как бы вы могли расположить нынешние российские медиа в поле следующих нормативных моделей СМК: авторитарной, свободного рынка идей, социальной ответственности?
ТЕМА 9
1. В чем состоят основные идеи концепции модернизации? Какая роль отводится в этих процессах массовой коммуникации?
2. Проследите общее и особенное в интерпретациях концепций "культурного империализма", "американизации" и глобализации применительно к средствам массовой коммуникации?
3. Выделите основные процессы в области развития технологии коммуникации, в наибольшей степени, на ваш взгляд, повлиявшие на тенденции глобализации?
4. Проанализируйте содержание программ общероссийских телеканалов, вышедших в эфир на прошлой неделе. Можете ли вы найти здесь эмпирическое подтверждение идеи о преобладании материалов, произведенных американскими или транснациональными кампаниями?
5. Сформулируйте основные положения концепции культурного империализма. В какой мере эти идеи являются для вас убедительными применительно к дню сегодняшнему, к реалиям российской ситуации?
6. Какой тенденции в большей степени способствует развитие глобальных медиа: развитию прав и гражданских свобод или усилению централизованного контроля над личностью?
7. Считаете ли вы необходимым контроль за деятельностью транснациональных медиа корпораций? Какие формы этого контроля могли бы быть наиболее эффективными?
ТЕМА 10
1. Каковы ведущие социологические концепции, опираясь на которые можно описать основные проявления эффектов массовой коммуникации?
2. Какие модели анализа эффектов массовой коммуникации могут наиболее полно описать особенности использования средств массовой коммуникации в электоральных процессах?
ТЕМА 11
1. В чем заключается общее, и в чем особенное при изучении коммуникативного поведения аудитории прессы, телевидения, прессы?
|
2. На примере разработки программы контен-анализа конкретной проблематики проанализируйте сильные и слабые данного подхода в исследовании СМК.
ТЕМА 12
1. Проведите периодизацию исследований массовой коммуникации в российской социологии, дайте характеристику каждому из ее периодов.
2. В чем состоят основные теоретико-методологические особенности исследования эффективности массовой коммуникации в российской социологии?
6. Контрольные вопросы для итоговой аттестации:
Список рекомендуемой литературы.
Основная:
Дополнительная:
16. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. М. 2000.
28. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2362
8. ТЕМЫ ДЛЯ ЭССЕ (промежуточная аттестация)
1. Средства массовой информации, массовая коммуникация, масс медиа, средства массового общения - к вопросу о дефинициях и генезисе понятий.
2. Структурный функционализм как исследовательская традиция социологии массовой коммуникации.
3. Концепция идеологии и ее познавательный потенциал применительно к задачам изучения массовой коммуникации.
4. Массовая коммуникация и социальные изменения: теоретические модели, результаты исследований.
5. Структуралистские подходы анализа содержания массовой коммуникации: теория, практические приложения.
6. Метод классического контент-анализа. Разработка программы и категорий анализа. На примере анализа предвыборных публикаций в центральной прессе.
7. Современные тенденции в области мировых информационных процессов.
8. Массовая коммуникация в ракурсе постмодернистского теоретизирования.
9. Нормы функционирования институтов массовой коммуникации в условиях тоталитаризма, авторитаризма, либеральной демократии. Специфика современной российской ситуации.
10. Массовая коммуникация: дилемма рыночного или государственного регулирования.
11. Медиа в ракурсе феминистской перспективы анализа.
12. Аудитория и эффекты массовой коммуникации.
13. Исследование аудитории массовой коммуникации в России. Историографический обзор.
14. Прикладные маркетинговые исследования аудитории средств массвовой коммуникации. Специфика изучения аудитории телевидения (радио, печатных изданий).
15. Проблематика мифа в работах Р. Барта. Как методология анализа мифа, по Барту, помогает анализировать материалы массовой коммуникации?
16. Механизмы формирования общественного мнения, роль в этом средств массовой информации. По работе Э. Ноэлле-Нойман 'Спираль молчания'.
17. М.Маклюэн как основоположник концепций технологического детерминизма в сфере массовой коммуникации.
18. Теоретики 'Франкфуртской школы' о массовой коммуникации. На примере работы В.Беньямина 'Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости'.
19. Концепция анализа 'текста' В.Проппа. На примере работы 'Морфология сказки'.
20. Как средства массовой информации и прочие институты общества 'делают' мнения? По работе П. Шампаня 'Делать мнение'.
21. Проанализируйте работу Ж. Бодрияра 'Система вещей'. Какие посылки этой работы можно применить для анализа проблематики медиа-реклама-культура современного российского общества?
22. Средства массовой информации в современном индустриально развитом мире. (По работам А. Зиновьева 'Запад', 'Глобальный человейник'). В чем, на ваш взгляд, состоят сильные, а в чем слабые стороны аргументов автора?
23. Работа Г. Маркузе 'Одномерный человек'. Проблемы средств массовой информации и рекламы, как элементов системы духовного производства современного общества.
24. Какую интерпретацию получила деятельность средств массовой информации в работе Т. Адорно и М. Хоркхаймера 'Диалектика просвещения'. В чем, на ваш взгляд, авторы работы правы, а в чем нет?
25. Ч. Р. Миллс как представитель радикальной социологии. Его видение отношений в системе: средства массовой информации - общественное мнение - демократическая политическая система. По работе 'Властвующая элита'.
26. Проанализируйте основные положения работы Г. Шиллера 'Манипуляторы сознанием'. Какие выводы автора можно применить для анализа роли медиа в современной российской действительности, а какие нет и, почему?
27. Проблемы объективности и свободы средств массовой информации. Проанализируйте статьи на эту тему, опубликованные в журналах 'Вестник МГУ. Серия журналистика' и 'Журналист' за последние 3-4 года.
28. Проблематика роли массовой коммуникации в современном российском обществе в книге В. Пелевина 'Generation П'. С какими из основных идей автора вы согласны, с какими нет?
9. Темы курсовых работ:
Глоссарий основных понятий.
Авторитарная теория – теория функционирования СМК под влиянием и с опреленной степенью контроля со стороны высшей власти или бизнеса в стране или регионе.
Активная аудитория – аудитория СМК, которая обладает качествами заинтересованно, мотивированно, селективного, практического, критического отношения к массовой информации.
Виды средств массовой коммуникации (СМК) – печатные (книги, журналы, газеты), «химические» (фото, кино) и электронные (радио, телевидение, Интернет) СМК.
Доля телеканалов – число людей, которые смотрели данный канал в данный момент времени, по отношению к числу людей, смотревших телевизор в данный момент времени.
Интерактивные коммуникации – коммуникации с обратной связью между источником сообщений и потребителем.
Коммуникативные потребности – потребности людей в интересной и жизненно необходимой информации.
Контент-анализ – методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, что позволяет сделать некоторые выводы о намерениях создателя этого текста.
Либертарианская теория – теория свободы СМК на основе частной собственности на средства массовой информации и осуществления функций информирования и развлечения аудитории, критики властей.
Массовая коммуникация (МК) – процесс производства и передачи сообщений большим массам людей, рассредоточенных в пространстве и времени, с помощью технических средств.
Политическая реклама – форма информирования населения о партийных программах или программах отдельных кандидатов на выборах.
Процесс массовой коммуникации – процесс отбора информации, формирования повестки дня, культивации и восприятия массовой информации.
Рейтинг телеканалов – число людей, смотревших данный канал в данное время по отношению к общей численности населения от четырех лет и более.
Социальная реклама – образа социально одобряемого или не одобряемого действия в СМК с целью привлечения людей к участию в решении социальных проблем.
Социальная ответственность СМК – ответственность специалистов СМК перед обществом на основе профессионализма, связанного с точностью, объективностью, плюрализмом, балансом информации при соблюдении правовых и моральных норм.
Социальный институт СМК – система организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации в обществе на основе правовых и этических норм.
Технологический детерминизм – преувеличение влияния технических средств МК на содержание информации.
Тоталитарная теория - теория функционирования СМК на основе общественной собственности средств массовой информации и подчинения содержания господствующей идеологии.
Функции МК – информирование и развлечение с помощью СМК.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!