Методические разработки для коррекционной работы с детьми и подростками. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Методические разработки для коррекционной работы с детьми и подростками.

2020-12-06 81
Методические разработки для коррекционной работы с детьми и подростками. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приложение 1.

Приводим примеры рисунка к первому дню занятий.

«Триптих»

 

Каким я себя вижу Каким меня видят окружающие Каким я хочу стать

                                                                                                                                                                                          

  Бутылка                           Бомба               

 

 

 

 

«Я как бутылка

с газировкой –

неизвестно когда

обольешься»

«бомба замедленного

действия – взрыв все

разрушает»

«толстая книга – очень интересно читать, узнавать что-то новое»

 

 

 

 

 

    Диплом                                                           

 

 

 

 

«люблю учиться, заниматься в кружках»

«тихоня, спокойный, легкоранимый»

«хочу быть первым, не бояться сказать, что думаю»

 

 

 

 
                 

                                                                                          

 

Приложения

Рисунок "Триптих" - альбомный лист бумаги разделяется верти­кальными линиями на три колонки, которые называются: 1. Каким я себя вижу. 2. Каким меня видят окружающие. 3. Каким я хочу стать. Пациент-ребенок рисует в каждой колонке рисунок, образно раскрывающий содержание поставленного вопроса, и дает свое объяснение к нему.

Данное задание является диагностическим, так как частично рас­крывает проблемы, с которыми пациент обратился за помощью в дальнейшем тема "Каким я хочу стать" находит свое развитие в ри­сунке "Идеального образа" (восьмой день).

Приложение 2.

Материалы для обсуждения по неоконченным рассказам.

Родителям и детям предлагается придумать как можно больше конкретных советов, занести их в тетрадь и при необходимости попол­нять новыми советами.

Приложение 2.1. Для обсуждения на третьем дне занятий.

Окончания рассказа "Мальчик с богатым воображени­ем".

А. Как избавиться от страхов?

Придумать защитника в виде сказочного богатыря, литературного персонажа, реального человека и ввести его в сюжет образных фантазий.

Написать книгу с иллюстрациями. Сменить тему фантазий.

Сделать рисунки страхов и "пригвоздить их к позорному столбу» разорвать, сжечь, похоронить, отправить в виде бумажного самолети­ка "на все четыре стороны".

Пройти психотерапию. Перекреститься, помолиться.

Привыкнуть (можно в компании).

С волшебным фонарем заходить в темную комнату.

Переодеть страшил в клоунов. Сделать сюжет "страшно смешным".

Чаще читать перед сном нестрашные книги.

Поставить страшил в нелепую ситуацию (подбросить им банановую

Ввести в фантазию свое животное (кошку, собаку, веселого попугая и др.) или друга.

Попросить маму отвлечь.

Подружиться со страшилами.

Спать с "другом детства" (игрушкой).

Разыграть страх в сценке.

Аутотренинг с расслаблением, с загадыванием приятных снов.

Посадить страшил в тюрьму, напугать игрушечным оружием.

Окружить себя знаменитыми тезками.

Создать себе убежище ("Мой дом - моя крепость").

Изменить, перевоспитать своих героев.

Рационализировать иррациональное (объяснить необъяснимое естественными причинами - например, грозу через природу электричества, страхи - психофизиологическими процессами).

Поселить страшилок в боксерскую грушу и "отколошматить" как следует.

Сделать из образов мишень для стрельбы из лука, рогатки, пневматического оружия.

Раскрасить, украсить источники иллюзорных образов (люстру, унитаз, цветочный горшок), пугающих в темноте.

меньше смотреть страшные фильмы перед сном.

Найти в страшилках как можно больше хорошего, веселого, красивого.

Подстроить ловушку, заманить, перехитрить, спрятать в коробочку и выпускать, когда самому хочется.

Придумывать с родителями или друзьями веселые истории, где герои из страшных превращаются в добрых.

 

Б. Как стать смелее?

Заняться прыжками в воду, горными лыжами. Совершать каждый день поступки, которые трудны или которых бо­ишься до тех пор, пока не станет легко.

Ставить личные рекорды пребывания в одиночестве в темной ком­нате.

Заняться изучением пугающих вещей. Каждый день задавать по 25 вопросов незнакомым прохожим. Сделать то, что трудно, пересилив себя, снять на видеопленку или записать на аудиокассету - посмотреть или послушать вместе с ро­дителями, друзьями.

"Спасти", помочь маме, папе, бабушке, дедушке, другу в трудный момент. Взять под "опеку" более слабого.

Представлять себя в роли смелых героических людей, стараясь и вести себя соответственно. Выступить в защиту слабого. Повесить и тренироваться с боксерский грушей. Пойти первому из класса к зубному врачу, сдавать кровь на анали­зы, делать укол.

Покупать продукты у самой "страшной" (которую больше всех бо­ишься) продавщицы. Ответить самый сложный урок.

Робкому, застенчивому ребенку поднимать всегда руку, когда знает ответ.

Находить - кто быстрее - в темной комнате конфету. Отпустить родителей в гости, самому заняться чем-нибудь интерес­ным, а не цепляться за "мамину юбку". Завести книгу собственных рекордов и записывать свои "тихие" под­виги.

Рассказать незнакомым людям стихотворение с показом. Совершить не получившиеся громкие подвиги. Отправиться в турпоход, плавание на байдарках, в горы. Не побояться отстоять свою правоту в несправедливом решении вопроса. Застенчивому ребенку здороваться за руку, глядя в глаза.

Разыграть ситуацию, приближенную к жизни, где ребенок почувст­вовал бы себя победителем.

 

Приложение 2.2. Для обсуждения на третьем дне занятий.

Окончания рассказа "Будущая учительница"

Материалы для дискуссии-обсуждения

ИНСТРУКЦИЯ: "Внимательно ознакомьтесь с представленным спи­ском причин упрямства и капризов детей, выделите ТРИ пункта, с которыми Вы не согласны и сформулируйте доводы, обосновываю­щие Ваше мнение. Предложите свои дополнения к списку ответов и впишите их".

А. Почему дети бывают упрямыми и капризными?

Родители детям слишком много запрещают. Родители постоянно заняты собственными делами. Дети не "видят" непосредственного (ближайшего) результата той деятельности, которая им навязывается взрослыми. Дома, в отличие от детского коллектива, не с кем соревноваться в том, чтобы "быть хорошим", родители "и так любят", а плохим быть легче - не надо стараться.

Родители относятся к детям, как начальники к подчиненным ("Я -начальник, ты-...").

Родители в своих требованиях не учитывают сил и возможностей детей.

Родители слишком категоричны и бескомпромиссны. У родителей нет достаточных знаний о воспитании. Родители "ленивы и нелюбопытны", интересы детей им безразлич­ны.

Родители "не слышат детей".

Родители говорят на "взрослом" языке, непонятном для детей. Отношение родителей к ребенку, как к малышу, контрастирует с их требованиями к нему, как к идеальному взрослому.

 

Родители забыли, какими они сами были в детстве.

Ребенку трудно выразить свои мысли, он расстраивается из-за того, что его не понимают и это внешне выглядит, как каприз. Ребенок нездоров, устал, голоден или не выспался.

У ребенка плохое настроение.

Родители не стремятся сделать задание более интересным для ре­бенка.

Ребенку "выгодно" быть капризным, "больным", потому, что в этот момент на него обращают внимание, тогда как его "взрослое", "должное" поведение (требующее усилий), не подкрепляется вни­манием.

Ребенок "забыл" или не уяснил, "кто в доме хозяин" и считает, что он - "пуп земли".

Родители не учат детей думать, рассуждать, а дают готовые реше­ния-инструкции.

Родители часто торопят, подгоняют детей или начинают делать за них то, что те хотели бы закончить самостоятельно.

Слишком мало время "чистого" общения с ребенком.

Когда ребенку интересно то или иное дело (стирка, глажка, приго­товление пищи, мытье посуды и т.п.), родители останавливают их из-за нехватки времени или опасения травмы, а потом (в более старшем возрасте) требуют у них помощи по дому.

Ребенок отказывается от выполнения того или иного дела из-за бо­язни ошибиться, не справиться, а не из-за строптивого характера. Родители не интересуются мнением ребенка, а свое считают един­ственно верным.

Родители возлагают на детей обязанность реализовать то, чего са­ми не добились в жизни, не интересуясь/подходит ли это ребенку.

Ребенок с детства избалован и не приучен к подчинению старшим. Дома не ставят "оценок", значит, не за чем стараться.

В школе относятся "по-взрослому", значит, уважают, а дома - нет, тогда.как ребенку уже мало любви, ему требуется уважение родите­лей.

Капризы - способ "показать характер", добиться своего, самоутвер­диться, выбраться из "пеленок" родительской гиперопеки.

Капризы - способ уклониться от выполнения обязанностей, поруче­ний.

Родители требуют убрать "игрушки", когда ребенок еще не "дои­грал".                                             

Родители регламентируют жизнь ребенка, исходя из соображении

собственного удобства и спокойствия.

Среди родителей нет единства в подходе к воспитанию ребенка.

Родители непоследовательны - сегодня запрещают то, что вчера

разрешали.

Родители действуют по шаблону, не учитывая индивидуальных осо­бенностей ребенка, его характера, потребностей, интересов, умст­венных и физических возможностей, "психологического возраста.

Родители тормозят развитие самостоятельности ребенка, не пере­дают своевременно ответственности за принятие решении (когда вставать, что надевать, как поддерживать порядок в своих вещах и своей комнате, самому выяснить отношения с братом, сестрой и т.п.)

"Правила игры" в семье расходятся с "правилами", принятыми в об­ществе.

Отношение к разновозрастным детям разнится только в смысле

обязанностей, тогда как старший имеет право на большие права и

привилегии.

Родители не подкрепляют "взрослого" и "здорового" поведения ре­бенка, и потому "детское" и "больное" выглядит более привлека­тельным.

Родители не держат слова, не выполняют обещанного.

Родители не способствуют проявлению взрослости, силы, мужества, умелости (в том числе в качестве "маминого защитника",' рыцаря, "папиной хозяюшки" и т.п.).

Дети завидуют тому, что родители всегда правы и безошибочны, чувствуют собственную неполноценность рядом с "образцово-показательными" родителями.

ИНСТРУКЦИЯ: "Внимательно ознакомьтесь с представленным спи­ском родительских реакций на капризы и упрямство детей, выдели­те ТРИ пункта, с которыми Вы не согласны и сформулируйте дово­ды, обосновывающие Ваше мнение. Предложите свои дополнения к списку ответов и впишите их".

 

 

Б. Что надо делать, когда дети упрямятся и каприз­ничают?

Выяснить причину каприза и, по возможности, устранить ее. Найти ребенку интересное занятие.

Хвалить не столько за конечный результат, сколько за старание. Награждать за желательное поведение и наказывать за плохое (в том числе с помощью "штрафа" и "наряда вне очереди"). Дать ребенку отдохнуть, побыть одному.

Переключить на другую тему или "озадачить" ("Никакого шоколада, можешь съесть яблоко или морковку").

Удивить нестандартной реакцией, проявив сочувствие, приласкав, предложив выбросить "капризки" за окно, неожиданно извинившись. Рассказать о своих чувствах, возникших при его капризах, подчерк­нув, что родители любят ребенка всегда и всякого, но его поведение им не нравится.

Проявить гибкость, отказаться от категоричности, предложить ком­промисс.

Предложить поменяться ролями, предварительно обсудив мотивы поведения каждого участника конфликта.

Изменить форму обращения, вместо приказа или запрета использо­вать просьбу или обращение за советом.

Настоять на подчинении во что бы то ни стало, дав понять, "кто в доме хозяин".

Спросить: "Ты меня любишь?" и предложить доказать свою любовь. Сказать: "Если ты больной, то давай лечиться, ложись в постель". Проконсультироваться у психолога, психиатра и пролечить, если надо.

Доходчиво объяснить смысл предъявляемых требований. Уговорить.

Дать достаточное количество времени на выполнение задания, окончание игры.

Высмеять нежелательное поведение.

В спокойной обстановке (во время вечерней сказки) рассказать ду­шещипательную историю о ребенке, который расстраивал любящих родителей своим поведением...

Составить договор (контракт) с конкретным перечислением взаим­ных обязательств.

Пригрозить ремнем, а если не поверил - выпороть ("выбить дурь").

Поставить в угол, посадить на "скамью штрафников". Отобрать "звездочку" или "чипе", которыми ребенок был награжден за примерное поведение, "наградить" нелепым бантиком.

При проявлении агрессии показать, кто сильнее, обхватив "мертвой хваткой", приперев к стене или "дав сдачи".

Отвести в милицию или вызвать ее при противоправном поведении.

Передать ответственность за решение собственных проблем ("Сы­нок, к тебе пришел сосед, которому ты разбил стекло, разберись с ним").

Перестать баловать, не покупать лишних игрушек ("незаслужен­ных").

Лишить внимания, не разговаривать и не смотреть, пока не испра­вится, не выполнит инструкцию.

Дать ребенку свободно высказаться.

Воспитывать собственным примером, вдохновлять, создавать си­туацию успеха, воодушевления.

Подкреплять желательное и наказывать нежелательное поведение по принципу "сейчас и здесь".

Составить список поведенческих проблем и решать их последова­тельно, начиная с самой простой, а "не стрелять из пушки по во­робьям".

Ограничить список проблем лишь теми, с которыми нельзя смирить­ся и которые "не перекрываются" радостью от успехов в учебе, творческими достижениями, душевным теплом» Последовательно передать ребенку ответственность за решение тех проблем, которые он в состоянии решать самостоятельно, показывая пример решения собственных проблем и заботы о своем бла­гополучии.

Увеличить время "чистого" общения с ребенком. Облекать трудные задания в игровую и соревновательную форму. Обращаться "на равных", заменив "Ты - высказывания" "Я-высказываниями", сообщая о том, что чувствуешь и что думаешь в связи с тем или иным нежелательным поведением и что сделаешь в сле­дующий раз, если оно повторится.

Излагать свои требования максимально конкретно ("Почисти зубы", "Собери игрушки" и т.п., вместо "Будь аккуратным, послушным" и т.п.).

Порицать не ребенка (он безусловно любимый), а его поведение, которое ему легче исправить без ущерба для чувства полноценно­сти.

Учитывать черты характера своего ребенка, индивидуализируя мо­тивацию его поведения в соответствии с его потребностями. Рассказать ребенку о негативном влиянии капризов на здоровье, характер, отношение к нему окружающих.

Сфотографировать "капризулю" для "доски почета", записать его на магнитофон, снять на видеокамеру для "развлечения друзей" и "на память потомкам".

 

Приложение 2.3. Для обсуждения на четвертом дне занятий. Окончания рассказа "Новичок в классе"

А. Что можно сделать, чтобы вызвать к себе интерес, доверие и симпатию сверстников?

Пригласить к себе в гости одноклассников, организовав интересный праздник.

Записаться в ту же спортивную секцию, что и сверстники.

Предложить интересную игру.

Организовать для всего класса турпоход, интересную экскурсию.

Позвать одноклассников (сверстников) на олимпиаду, концерт и т.д. где будешь выступать.

Выиграть для класса награду, приз в соревнованиях, школьной игре и др.

Рассказать что-нибудь интересное, занимательное, интригующее и;

своей жизни или жизни родителей, знакомых, знаменитых людей.

Выступить в защиту слабого, несправедливо обиженного сверстни­ка.

Заинтриговать внешним видом и манерой поведения (позитивной).

Подружиться с кем-то из класса по определенным интересам.

 

Окончания рассказа "Старший брат"

Как доказать свою любовь?

 

Сделать приятный подарок.

Взять на себя часть обязанностей по дому.

Принимать посильное участие в семейном бюджете Отказаться в пользу любимого человека от интересного себе заня­тия.

Улучшить успеваемость в школе.

Похвалить за старание, прилежание.

Принять участие в интересной не для себя игре. Каждый вечер перед сном читать сказку.

Побеседовать по душам.

Приласкать.

Публично похвалить.

Проявить уважение (общение на уровне

"взрослый - взрослый").

Лестное сравнение с почитаемым авторитетом.

Назвать один из кораблей именем сестры.

 

 

Приложение 3.

 

Для работы с родителями на третий день занятий.

Стимулы и последствия, подавляющие нежелательное поведение, формирующие желательное и закрепляющие соответствующие реакции ребенка по принципу "Здесь и Сейчас"

"Здесь и Сейчас"

Вдохновление Поощрение Принуждение Наказание
аванс или «подъемные» (опережающая награда Похвала (выражение радости и благодарности за приложенные усилия) реальная угроза наказания (от внушающей инстинктивное подчинение демонстрации силы до прямого предупреждения о конкретных негативных реакций на непослушание) лишение - удовольствия, развлечения, лакомства, привилегий.
обещание реальной награды Ласка (поглаживание, прикосновения, нежные слова, приятные ребенку и др.) доказательное убеждение в оправданности и обоснованности требований с точки зрения разумности запрет на приятную деятельность, встречи с друзьями
включение задания в игровой сюжет, увлекающий ребенка Лакомство информация о реально возможных неприятных последствиях подавляемого поведения для физического и/или морального "Я" ребенка смена дружеского тона на строгое официальное общение
неожиданное проявление доверия, побуждающее воспитанника во что бы то ни стало оправдать его Развлечение (максимально приближенное по времени к ситуации) категорическое предложение единственно возможной альтернативы требованиям ребенка ("ультимативный компромисс") штраф (в том числе денежный), запрет на телефонные разговоры
совместная деятельность с группой или со значимым лицом Подарок (как символ одобрения, не обязательно дорогой) демонстративное игнорирование вызывающего поведения прием "выключенного времени" (изоляция, угол, "скамья штрафников", досрочное отправление в постель, "домашний арест")

моделирование успешности усилий, вдохновляющее предвкушением победы"

Премия (как материальная, так и в форме "услуга за услугу")

выражение предпочтения контактов с ребенком, чье поведение может быть примером для подражания

лишение внимания вплоть до бойкота и "родительской забастовки"

выражение веры в силы и способности ребенка (подбадрива- ние) восхваление публичное (по принципу "доски почета" предупреждение о перспективе утраты любви и уважения, внимания и помощи при невыполнении инструкции физическое наказание от простого удержания в железных объятиях" и дополнения инструкции "болевой доминантой" до показательной экзекуции
подключение эгоцентрических установок ("показательное выступление") положительная оценка в "дневник поведения" угроза "обнародования" негативного поведения (моральное подавление) наряд "вне очереди"
мотивация за счет любопытства разговор "по душам" (в том числе нотация в истинном смысле слова) снижение нагрузки за счет соучастия в вынужденном поведении высмеивание поведения и/или его носителя (в том числе с помощью карикатуры в стенной газете или плаката "Не проходите мимо")
азарт, спровоцированный кокетством, соперничеством, конкуренцией выражение сочувствия по поводу пережитых волнений и трудностей физическое принуждение ("Не можешь - научим, не хочешь - заставим") обеспечение обратной связью с помощью психотерапевтического зеркала" (фотографирование, аудио- и видеозапись негативного поведения, разыгрывание конфликтных ситуаций со сменой ролей и обсуждением)
безусловное прощение прежних прегрешений ("амнистия") лестное сравнение с почитаемым авторитетом предоставление самостоятельности в принятии решения с одновременной передачей ответственности за него (по принципу "Жизнь заставит") публичное подчинение отрицательного лидера в присутствии тех, кого он подавлял ("развенчивание" антигероя)
предоставление возможности са­мореализации (творческая моти­вация) проявление уважения (общение в трансак­ции "взрослый взрослый")     моделирование си­туации, когда сами последствия де­монстрируемого поведения наказы­вают "нарушителя", лишают выгод, вы­зывают страх

 

Материал, изложенный в таблице, предлагается применить на лестнице проблемного поведения ребенка, которую составляют родители только из конкретных примеров нежелательного поведения.

Для этого родители сначала выписывают по порядку максимально конкретные ситуации-примеры такого поведения или реакций ре­бенка. Затем располагают в виде лестницы, причем на нижней сту­пеньке меньше всего беспокоящая ситуация, на верхней - самая "горячая" проблема, все остальные располагаются по степени воз­растания. Необходимо помнить, что выбранная мишень должна быть конкретной, чтобы решение проблемы подходило бы к ней как "ключ к замку".

В качестве вспомогательного материала мы предлагаем детям на­писать минисочинение на тему "Что я люблю" и "Что я не люблю", соответственно родители могут получить необходимую информацию о стимулах и последствиях, которые окажут необходимое воздействие на их ребенка.

 

Лестница проблемного поведения ребенка

(составлена по материалам отчетов).

Боязнь окрика и резких звуков.

Боится один быть в темной комнате.

С трудом и плохо за-сыпает.

Неумение вступить в контакт с ок- ружающими первым. 

Не собирает свои игрушки после игры.

Пассивный на занятиях, не поднимает руки, даже если знает ответ.

Трудно заставить есть.

Отказывается умываться и чистить зубы.

Сочинение "Что я люблю" (составлено по детским отчетам)

"Я люблю слушать музыку и смотреть телевизор, праздники, тайны, критиковать действия, которые мне не нравятся…”

"Я люблю учиться, мороженое, получать хорошие отметки, читать книжки, маму, папу, бабушку с дедушкой, сестру Иру, люблю делать кому-нибудь что-то приятное, например, помогать маме, играть в теннис, люблю, когда любят и ласкают.

«Я люблю играть в компьютер, смотреть мультики, играть в футбол, ходить в гости, делать уроки…»

«Мне нравится смотреть мультфильмы Диснея, разукрашивать красивые раскраски. Читать. Слушать магнитофон, ходить в школу, играть, яйца всмятку и вкрутую, ходить в цирк, в театр, гулять на при­роде...

"Я люблю гулять, спать, котлеты с пюре, апельсиновый сок, помидоры, смотреть мультики, играть в машинки, когда папа катает на машине, новый год и день рождения…»

Сочинение "Что я не люблю" (составлено по детским отчетам)

«Я не люблю, когда мне делают замечания, когда заставляют делать что-то, что очень не хочется, не люблю болеть и уколы, лечить  зубы, не люблю, когда заканчиваются каникулы… "

"Я не люблю грустить, историю в школе, когда ставят 2 и 3, когда меня ругают, болеть, рано просыпаться, опаздывать куда-нибудь, тараканов…»

"Я не люблю когда меня наказывают, смотреть страшные фильмы, ходить в школу, когда вызывают к доске, засыпать без света, оставаться долго один дома, убирать игрушки…»

"Мне не нравится, когда мне делают уколы, не нравится читать страшные истории, получать плохие отметки…»

«Я не люблю рано вставать, не люблю  когда мама кричит и ругает

ся, убираться в своей комнате, делать уроки манную кашу, огурцы рыбу, когда заканчиваются праздники …“    

Приложение 4. Методика "Автопортрет" (пятый день занятий).

Ведущий собирает автопортреты детей и родителей, перемешивает их, загибает углы с подписью автора, чтобы она не была видна при демонстрации. Затем показывает первый рисунок и просит угадать, чей это автопортрет. Ребенку, высказавшему свое предположение предлагается доказать его верность путем сравнения с оригиналом (портрет помещается рядом с предполагаемым автором и ребенок доказывает их идентичность). Из дидактических соображений жела­тельно, чтобы первая попытка оказалась неуспешной (к доказатель­ству своего решения приглашается участник, предложивший оши­бочный вариант).

Со второго автопортрета ведущий отклоняет попытки сразу же отга­дать авторство, а настаивает на следовании алгоритму последова­тельный доказательств в соответствии с задаваемым им вопросами:

"Это мужчина или женщина? Почему Вы так решили? Это взрослый или ребенок? Докажите. Какой у него овал лица? Какая прическа и цвет волос? Какой разрез глаз и их цвет? Какая форма губ? и т. д.". После того, как данный алгоритм оказывается усвоенным большин­ством участников, вводятся дополнительные инструкции: "Поста­райтесь отгадать, в какой позиции к зеркалу - вплотную, на рас­стоянии, сверху, снизу, сбоку - стоял автор автопортрета в момент его создания. В каком состоянии он выполнял это домашнее зада­ние - старался, нервничал, торопился, ленился, халтурил? Какие чувства он испытывал, глядя на свое отражение в зеркале - был недоволен, приятно удивлен, любовался собой, изучал себя, весе­лился?"

Затем можно предложить отгадать, какие индивидуальные особен­ности характера отражены человеком в собственном автопортрете (отсутствующие уши и открытый рот, широко раскрытые глаза и сомкнутые губы, широкая улыбка, наморщенный лоб, строгий взгляд и т. д.).

В заключение (после просмотра всех автопортретов), ведущий, кон­статируя приобретенный аналитический опыт членов группы, пред­лагает им поиграть в "сыщиков" и дает для "опознания" вначале фи­зическое описание одного из участников, а затем психологический портрет другого. После чего аналогичные "загадки" предлагается составить одному-двум родителям и детям.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Александров А.А., Бараш Б.А., Карвасарский Б.Д„ Ташлы-ков В.А., Федоров А.П. Личностно-ориентированная инте-гративная психотерапия. СПб. 1992.

2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстрой­ства. - \ Руководство для врачей \. - М.: Медицина, 1993.

3. Бэндлер Р., Гриндер Д. ТРАНСФОРМЭЙШЕН. Нейролингви-стическое программирование и структура гипноза. СПб. 1995.

4. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. М., 1992.

5. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л, Нау-ка.-1989.

6. Бретт Д. "Жила - была девочка, похожая на тебя..." Психотерапевтические истории для детей. М.: Н.ф. "Класс", 1996.

7. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., Медици­на, 1989.

8. Баллон А. Психическое развитие ребенка. М., "Просвещение" 1967.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.2. Проблемы общей психологии. М.: "Педагогика", 1982.

10. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения Обезьяна, Примитив. Ребенок., М.: "Педагогика-пресс", 1993.

11. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ре­бенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб, АО "Сфера", 1994.

 

37. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: "Прогресс", 1987.

38. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в обра­зовании. Учебное пособие. М.; "Йладос",^996.

39. Рожнов В.Е. \Ред. Руководство по психотерапии. М., Медицина. 1979.

40. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.М.: Педагогика, 1973.

41. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М„ 1992.

42. Самохвалов В.П. История души и эволюция помешательства / начала эволюционного психоанализа /. Сураут.: АИИК "Северный дом", 1994.

43. Самохвалов В.П. Этология человека: некоторые последствия объективных исследований поведения для медицины и антро­пологии (обзор). Таврический журнал психиатрии. Т.1.№2, 1997. - с 50-80.

44. Скворцов И.А. Детство нервной системы. - М.: Тривола, 1995.96 с

45. Спиваковская А.С Профилактика детских неврозов/ комплексная психологическая коррекция/. М.: изд. Мгу,1988.

46. Тинберген Н. Социальное поведение животных.: М, -Мир", 1993.

46. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы».

М. Педагогика-пресс", 1993.

47. Фрейд 3. "Я - и "Оно". Труды разных лет. Т 1,2. Тбилиси, 'Мерани", 1991.

49. Шевченко Ю.С., Добридень В.П., Усанова О.Н. Ред. Психокоррекция: теория и практика,:М.,НПЦ «Коррекция», 1995.

50. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивно­стью и психопатоподобным синдромом: Практическое руково­дство для врачей и психологов. М., РМАПО, 1997.

51. Эйдемиллер Э.Г, Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Я, Медицина, 1990.

52. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотера­пии. М. - Спб., "Фопиум", 1996.

53. Юнг К. Собрание сочинений. Конфликты детской души.: М.. Ка­нон, 1994.

 

Уважаемые коллеги!

Авторы данного руководства отдают себе отчет в том, что даже са­мое подробное описание психотерапевтической методики не в со­стоянии заменить живого присутствия на занятиях и тем более не­посредственного участия в них. В связи с этим желающим пройти практическое обучение методики ИНТЭКС, а также глубже вникнуть в суть концепции онтогенетически ориентированной психотерапии может быть предоставлена такая возможность.

Наши координаты в Москве:

Фонд социально-психического здоровья семьи и ребенка

тел факс (095) 954-1314

Институт психологии и педагогики

тел (095) 181 -0216

факс 181-0216

В Тюмени

тел (3452) 25-01-41

 

Вы можете также заказать учебный видеофильм по нашей методике.

Ю.С..Шевченко, В.П. Добридень.

Читателям данной книги и всем заинтересованным лицам!

В октябре 1994 года в Москве зарегистрирован Фонд социально-психического здоровья семьи и ребенка в качестве некоммерческой общественной организации, целью которой является объединение усилий врачей, педагогов, психологов, социологов, работников ис­кусства, общественных деятелей и всех, кто обеспокоен судьбой подрастающего поколения в наше непростое время. За прошедший период сотрудники Фонда организовали две конфе­ренции, посвященные использованию средств искусства в лечении и воспитании детей и подростков. В рамках первой из них, в 1995 году создана Международная ассоциация арттерапевтов и артпедагогов (соучредители И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова). Фонд принял активнейшее участие в приостановке введения Программы "Половое воспитание российских школьников", как противоречаще.'. национальным интересам России. Силами учредителей Фонда с октября 1997 года стал выходить научно-публицистический журнал "Права ребенка" (главный редактор канд. мед. наук Ю.Е. Лапин). Фонд ведет большую бескорыстную работу по гуманизации образования, внедрению психотерапевтических и психокоррекционных основ в деятельность детских учреждений, по подготовке специалистов.

Фонд обращается с призывом ко всем организациям и частным лицам присоединиться к его деятельности на любом уровне и в любой форме.

Президент Фонда социально-психического здоровья семьи и ребенка профессор Ю.С. Шевченко.

 


[1] При работе с контингентами детских домов в роли "родителей" выступали воспитатели наших пациентов, что весьма благотворно влияло на их последующие взаимоотношения. В работе со взрослыми вместо родителей в групповой работе участвовали их жены, мужья, невесты, женихи

[2] Программа методики ИНТЭКС воссоздает в трансформированном и рафинированном виде ключевые моменты подготовки и осуществления сложного обряда инициации (по­священия в новый, более высокий социально-психологический ранг), существующий в любой традиционной культуре и изобилующий чувственными агрессивно-героическими испытаниями (смена стереотипов, парциальная изоляция, система табу, тотемическая имитация, символическая смерть всего плохого и "детского" и второе рождение в зрелом, здоровом, умудренном качестве, слияние с возвышенным идеаль­ными образом, открывающим перспективы духовного роста и т.п.). В современной Рос­сии обряды инициации, ранее существовавшие в институциях "октябрят", "пионеров", "комсомольцев", военно-спортивных организаций, студенческих строительных отрядов и проч. частично выродились, частично насильственно отменены. Блокирование архе-типической потребности в инициации проявляется в признаках агрессивно-ассоциального поведения и психических расстройствах, типологически сходных с пе­реживаниями во время инициации (Клинков В.Н., 1995; Самохвалов В.П., 1997). Дан­ная методика служит альтернативой беспорядочному инстинктивному поиску способов удовлетворения онтогенетически обусловленной потребности в инициации.

[3] При наличии музыкального работника в учреждении или в случае владения музы­кальным инструментом одним из котерапевтов в рамки данной методики естественно включаются различные методики муэыкотерапии, в частности, приемы музыкальной ритмики, реактивной, коммуникативной, регулятивной психотерапии (Сh. ShwаЬе, 1968; Шевченко Ю.С., 1995; Шевченко Ю. С., Добридень В. П., 1995; Петрушин В. Н., 1997).  В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в рамках разви­тия невербальной коммуникации осуществляется музыкально-пантомимическая инсце­нировка сказки Ш Пьеро "Золушка". Смена ролей в каждой сцене позволяет всем де­вочкам хотя бы раз сыграть роль Золушки, а всем мальчикам побыть принцем.

 

[4] 1Работа в паре с естественным разделением котерапевтами «мужской» и «женской» ролей (если пара смешанная по полу), или с психологическим разделением их, позволя­ет в индивидуальных беседах уточнять информацию о внутрисемейной ситуации, да­вать конкретные рекомендации по улучшению семейного микроклимата, сплочению родственников, выработке ими единого и адекватного подхода к решению психологи­ческих проблем, начиная с первых же дней курса ИНТЭКС

[5] 2Позитивный характер данного приема (в <


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.181 с.