Тема 2. Религия как предмет исследования. Происхождение и формы религии — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 2. Религия как предмет исследования. Происхождение и формы религии

2020-12-06 136
Тема 2. Религия как предмет исследования. Происхождение и формы религии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................... 7

Тема 1. Религиоведение как наука и учебная дисциплина........................ 8

Тема 2. Религия как предмет исследования. Происхождение и формы религии 18

Тема 3. Религиозные системы Древнего мира........................................... 35

Тема 4. Национальные религии.................................................................. 46

Тема 5. Буддизм: история и современность............................................... 60

Тема 6. Христианство: истоки, эволюция исовременное положение........ 68

Тема 7. Православие................................................................................... 82

Тема 8. Католицизм..................................................................................... 94

Тема 9. Протестантизм............................................................................... 106

Тема 10. Ислам........................................................................................... 125

Тема 11. Современные нетрадиционные религии

Тема 12. Религия в Украине. Современное положение христианства в Украине 146

Тема 13. Конституционно-правовые основы обеспечения свободы совести в Украине...................................................................................................................... 158

Тема 14. Религиозное сознание и проблемы современной социальной теории  166

Литература................................................................................................... 172


ВВЕДЕНИЕ

 

«Бог умер», - сказал Фридрих Ницше. XXI век будет религиозным или не будет вовсе», — сказал Андре Мальро.

Независимо от того, верит ли человек в Бога, стремление понять бесконечность, смысл жизни, причины несправедливостей и страданий, надежда на продолжение существования после смерти остаётся главными составляющими человеческого духа.

Трудно дать определение, что есть религия, но одно можно сказать определённо: вера в сверхъестественное есть универсальная характеристика всех ранних форм общественной жизни, и она сохраняется до наших дней.

Религия - это, прежде всего факт социальной жизни и, согласно одному из определений, представляет собой систему символов, действующих с це­лью установления глубоких, убедительных и длительных настроений и мотиваций людей через формулирование представлений об общем порядке существования и облекающих эти представления аурой подлинности, чтобы эти настроения и мотивации выглядели как единственно реальные.

Функция религии в обществе рассматривается как соединяющая сила для членов группы, будь это домохозяйство, клан, племенной союз или со­временное государство. Тем самым религия, наряду, например, с государством, политикой и правом, выступает как один из фундаментальных факторов стабильности и социального порядка, а изучение мира религиозного — обязательным компонентом подготовки будущих специалистов в самых разнообразных отраслях знания.


Тема 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Тяга человека к познанию природы, общества, самого себя среди явлений окружающего мира неисчерпаема и вечна. Есть знания, необходимые каждому специалисту для успешной деятельности в конкретной отрасли, а есть понятия, идеи, теории, усвоение которых имеет важное значение для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной природы. Одной из наук, которая содержит такие знания, есть религиоведение. Научное религиоведение является ком­плексом теоретических взглядов на религиозное сознание как форму общественного сознания, на социальную природу и роль религии, закономерности ее возникновения и развития. Религиоведение - это гуманитарная наука, которая исследует социально-историческую природу религии, механизм ее социальных связей с политическими, экономическими, духовными системами общества, особенности ее воздействия на верующих.

Исторические истоки религиоведения восходят к периоду античности. Так, еще в середине 1 тыс. до н. э. греческие философы обратили внимание на то, что люди выдумали своих богов для того, чтобы внушить человеку страх и заставить его соблюдать законы. Демокрит считал, что в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы. Евгемер выдвинул теорию о происхождении религии из почитания и обожествления древнейших царей, где боги и герои — то обожествленные великие люди прошлого, а мифы — фантастическое изложение реальных событий прошлого. Возникновение христианства покончило с практикой античного вольнодумства, вплоть до эпохи Возрождения. Крупнейшие мыслители Нового времени Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза возродили традиции вольнодумства на новом, более высоком, уровне и много сделали для того, чтобы объяснить, что представляет собой религия, каковы её сущностные характеристики. Большое влияние на становление религиоведения оказали также французские материалисты XVIII в. и немецкие философы И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах.

Как отрасль гуманитарного знания, религиоведение возникло в Европе во второй половине XIX в. на стыке философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, археологии, языковедения, сравнительной мифологии и фольклористики, имея своей целью не апологию конкретных религиозных догматов, а непредвзятое исследование религий мира.

На рубеже XIX - XX вв. внутри религиоведения сформировались относительно самостоятельные дисциплины: философия религии, история религии, психология религии, социология религии, окончательно утвердился круг проблем их исследования. В XX в. лекции по религиоведению стали читать во всех крупных учебных заведениях стран Европы и Америки, а научные разработки религиоведения стали использовать не только светские ученые, либеральные теологи, но и религиозные ортодоксы.

Предметом религиоведения является анализ объективных закономерностей возникновения, становления и развития религий, их функционирования, структура и разнообразные феномены, взаимосвязь и взаимодействие религии с другими отраслями знаний.

Предмет религиоведения постоянно развивается и изменяется с течением времени, по мере накопления новых фактов и их осмысления. Главным при этом является разработка наиболее универсальных понятий и теорий науки о религии. При исследовании религий религиоведение опирается на данные различных естественных и обществоведческих наук, особенно на достижения современной научно-технической революции.

Религиоведение выступает целостной и одновременно многодисциплинарной отраслью гуманитарного знания, объединяя в себе ряд разделов и структурных систем.

Философия религии изучает основные религиозно-философские идеи в их историческом развитии, разнообразные концепции, которые интерпрети­руют религию под углом зрения герменевтики, феноменологии, экзистенциализма, материализма, прагматизма, позитивизма, психоанализа.

История религии изучает становление и развитие религии от возникновения примитивных верований, первичных религиозных форм до становления и развития национальных и мировых религий. Психология религии исследует истоки религиозного феномена, психологию верующих, изучает психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений, их направленность, место и роль в религиозном комплексе, влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей. Социология религии рассматривает религию как общественное явление, общественные закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее структуру, место, функции и роль в общественной системе, воздействие на различные элементы социальной системы, использование религиозного фактора в различных социальных обстоятельствах.

Футорология религии рассматривает перспективы социальных процессов, связанных с тенденциями религии в будущем.

Феноменология религии осуществляет систематическое описание религиозных явлений, классифицирует их на основе сравнения.

Религиозная антропология исследует человека в контексте религиозного мировоззрения на основе единства духовного и телесного начал у человеческого индивида.

Религиозная культурология исследует религиозное искусство в практике богослужения конкретных религиозных систем.

География религии рассматривает знания о территориальной организации мировых, региональных религий в историческом аспекте и на современном этапе.

Вольнодумство по отношению к религии изучает происхождение, и смысл свободной мысли, закономерность ее развития, функции в обществе и жизни личности, ее различные проявления, историю, типы и этапы развития, проявление ее в разных эпохах в народном сознании, науке, морали, политике, искусстве, философии, теологии.

В процессе исследования религии используются разнообразные методы познания: общефилософский, социологический, теоретический, эмпирический. Чаще всего осуществляют интегрирование индивидуальных методов и приемов, что открывает широкие познавательные и исследовательские возможности.

Генетический метод ставит цель воспроизвести развитие религии на всех ее этапах, начиная с начальной фазы. Здесь большое внимание уделяется поиску и установлению промежуточных звеньев в цепи ее эволюции. Но чем глубже исследователь опускается к истокам религии, тем меньше в его распоряжении оказывается фактического материала. В этом случае историзм выступает в форме актуализма, т. е. изучения прошлого через познание настоящего.

Исторический метод предусматривает изучение религий в процессе их возникновения, становления и развития, а также взаимодействие в этом процессе закономерностей истории и конкретных обстоятельств.

Сравнительно-исторический метод использует сравнительно-исторические исследования: сравнение различных этапов развития одной религии в различные периоды времени, различных религий, существующих одновременно, но пребывающих на различных этапах развития, реконструкцию тенденций развития. На основе сравнительного анализа сформировалась специальная отрасль исследования — сравнительное религиоведение.

Структурно-функциональный метод направлен на раскрытие структуры и функционирования религий, религиозных организаций, культов. Выделение элементов религиозных систем, сравнение с другими элементами и системой вообще дает возможность глубже познать особенности их функционирования. Религия в этом случае выступает подсистемой.

Социологический метод дает широкие возможности познания религии как определенной социальной системы, социальной подсистемы, которая является объектом внешних воздействий и одновременно субъектом воздействий на разные социальные группы, институты, на бытие людей. Социологический анализ раскрывает механизм функционирования религиозных верований и учений в разных социальных группах верующих, освещает главные тенденции развития религиозных ситуаций с учетом воздействия различных социальных факторов.

Типологический метод позволяет охарактеризовать исторические типы религии, а также типы вольнодумства. С помощью процедур разделения и группирования объектов формируются стойкие статистические группы признаков. Неизменяемость признаков определенного объекта является основанием для отнесения его к соответствующему типу.

Казуальный метод способствует познанию причинно-следственных связей возникновения и эволюции различных религиозных явлений. Главным вопросом казуального метода является вопрос: «Почему религия не может быть понята через саму себя, почему она не есть причина самой себя?» Этот метод помогает познать разные религиозные и нерелигиозные формы, анализируя отношения людей в процессе их жизнедеятельности.

Философско-логический метод исследует процесс отображения религии в сознании человека, формирование духовных ценностей, религиозных символов и понятий на основе рассмотрения религии как объекта философских знаний, социально-духовного феномена общества. При таком анализе объектом исследования является не только сама религия, а и природная и социальная среда, которые воздействуют на ее формирование.

Учения о религии подразделяются на религиозные (конфессиональные) и нерелигиозные (неконфессиональные); на нормативные, дескриптивные и исторические.

Религиозные учения представляют собой направления, представленные теологами и исследователями, основывающимися на религиозном мировоззрении. Они считают, что в основе понимания религии должна быть религиозная вера, а знание сути религии возможно лишь для верующего человека. Личный религиозный опыт исследователя может дать уникальный материал для развития религиозного познания, но, стоит подчеркнуть, что результаты самонаблюдения требуют теоретической интерпретации.

Нерелигиозные учения базируются на противоположных мировоззренческих принципах, используя достижения науки, они имеют возможность успешно познавать различные феномены и сущность религии. Здесь отсутствие религиозной веры заполняется фундаментальным религиозным образованием.

Нормативные исследования связаны с анализом истинности постулатов религии, ценностей, которые она проповедует, и т. п.

Дескриптивно исторические исследования рассматривают структуру религии, ее историческое развитие. Эти исследования не оперируют оценоч­ными суждениями относительно конкретных аспектов религиозных доктрин. Религиоведение сформировалось на основе дескриптивного подхода, т. е. имеет тенденцию к максимально допустимой объективности в отличие от дисциплин теологического цикла, которые характеризуются нормативным подходом к предмету. В наше время в изучении религии преобладает дескриптивный подход. Религиоведение не ставит целью согласовать взгля­ды на религию верующего и неверующего или верующих разных конфессий. Оно дает определенный объем научных знаний и ставит целью научить самостоятельно и объективно оценивать религиозные явления, религию как общественный феномен, события, про­исходящие в религиозной жизни конкретного общества. Поэтому в своих исследованиях оно использует общенаучные и специфические принципы.

Принцип объективности предусматривает строгую объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета, неприятие абстрактных сте­реотипов, представления в чёрно-белых тонах явления религии или вольнодумства. Объективность требует научно обоснованных положений, установленных фактов, уклонения от тенденциозности.

Культурологический принцип дает возможность рассматривать религию и вольнодумство в контек­сте развития духовной культуры, в историческом и современном аспектах, в различных формах их проявлений.

Антропологический принцип сосредоточивает внимание на анализе мировоззренческих вопросов в аспекте проблем бытия человека, в сути, цели и содержании его жизни, смерти и бессмертия, то есть в русле философской антропологии.

Принцип толерантности и терпимости предусматривает диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире. Это относится к выяснению основ бытия природы, общества, человека, космоса, биосферы, экономики, политики, права, морали, искусства, психики и т. д. Исходные основания религиозных и нерелигиозных мировоззрений различны. Рознятся в них и пояснения процессов и событий в природе, обществе, человеке. Но экономические, экологические, моральные, эстетические, социально-политические и другие идеи, ценности могут быть близкими.

Принцип правового обеспечения свободы совести имеет общефилософский, теологический, этический, эстетический, политологический, правоведческий аспекты. Он предусматривает за человеком право исповедовать конкретную религию или не исповедовать никакой, отправлять или не отправлять религиозные культы и соответственно организовывать научные исследования этих явлений и процессов.

Анализируя любую форму религии, религиоведение использует:

•/ общефилософские и социально-философские категории: бытие, сознание, познание, отображение, символ, истина, фантазия, общество, материальное, духовное, культура, отчуждение;

■S общенаучные термины: структура, система, функция, закон, роль и др.

S конкретные научные термины: эпоха, право, иллюзия, вера, чувства, настроение, страдание, общение, жизнь, смерть;

*f специальные религиозные термины: религия, теология, религиозный культ, церковь, конфессия, храм, молитва, теизм, деизм, пантеизм, скептицизм, атеизм и др. Особое место занимают термины: Бог, ангел, рай, ад, провидение, карма, сансара и т. п., которые в науке имеют часто другое значение, чем в религии;

■s термины, обозначающие процессы трансформации религии: сакрализация, секуляризация, эволюция религии, церквообразование, детеоло-гизация, демифологизация и др.

Контрольные вопросы

□ Сформулируйте понятие «религиоведение», определите его предмет.

□ Определите структуру религиоведения.

□ Почему религиоведение является составной частью гуманитарного образования.

□ Объясните практическое значение курса религиоведения.

□ В чем заключается мировоззренческое значение религиоведения.


Религия Древнего Египта

Сведения о религии Древнего Египта можно почерпнуть из «Текстов пирамид» — заупокойных царских ритуалов времен V и VI династий Древнего царства (26 - 23 вв. до н.э.), «Текстов саркофагов» (эпоха Среднего царства 21 - 18 вв. до н. э), «Книги мертвых», «Книги дыхания» и т. д., а также из трудов античных авторов: Геродота (5 в. до н. э.), Плутарха (1 -2 вв. н. э.) и др.

Начало формирования религиозной системы Древнего Египта исследователи относят к VI — IV тыс. до н. э. Система политеистических верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытного и раннерабовладельческого общества была очень широкой и объемной. В каждой области (номе) существовал свой пантеон и культ богов. В процессе образования рабовладельческого государства боги местных обмин объединялись в виде триады и в различные пантеоны во главе с богом - демиургом, покровителем нома, вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний (например, фиванская триада - бог солнца Амон, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны). Позднее боги разделяются на общеегипетских и местных.

Огромную роль в верованиях древних египтян играло поклонение природе. Зооморфизм и тотемизм, характерные для древнеегипетской религии, объяснялись значительной ролью скотоводства и охоты в экономике страны. Река Нил, от разлива которой зависело благополучие страны, олицетворялась в образе бога Хапи, солнце - в образе бога Ра. Многие боги изображались или в виде животных, или с элементами конкретных животных: Апис, Мневис, Бата - в виде быка; Сохмет, Хатор, Исида - в виде коровы; Амон, Хнум - в виде барана; Себек - в виде крокодила; Бает - в виде кошки; Анубис -с головой шакала; Гор - с головой сокола; Тот - с головой ибиса и др. Животные определенной масти объявлялись воплощениями божества, жили в храмах и были объектами культа. Практически все при­родные явления и сферы жизни древних египтян олицетворялись с конкретными богами, в честь которых строились величественные храмы и осуществлялись пышные религиозные ритуалы, для чего существовала огромная масса жрецов, имеющих строгую иерархию.

Древние египтяне верили, что каждый человек состоит из различных частей: материального тела, духа двойника (ка), души (ба), сердца, тени, не­видимой эфирной оболочки (кху), формы и имени, которое существует на небе. Вера в то, что некоторые сущности человека продолжают жить после смерти, породила обычай мумификации, так как считалось, что блаженствовать в «загробном мире» будет лишь тот, чье тело хорошо сохранилось. Поэтому культ мертвых был очень распространен.

С утверждением V династии Древнего царства, происходящей из г. Гелиополя - центра почитания бога Ра — он стал главным божеством Египта. В эпоху Среднего царства и особенно со времен правления XVIII (Фиванской) династии Нового царства в качестве главного бога утверждается другой бог солнца - фиванский Амон (Амон-Ра).

Осирис, как бог мертвых, вытесняет с конца III тыс. до н. э. древнего бога - покровителя умерших -Анубиса. Происходит процесс слияния богов. Например, Амон отождествляется с Ра, Монту, Птахом, Гором; Ра - с Атумом, Гором, Амоном, Осирисом, Птахом. В период Нового царства становится популярной гелиопальская «девятка» — эннеада (Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Исида, Нефтида, Осирис, Сет), которые становятся общеегипетскими богами.

В развитой египетской мифологии выделяются три основные группы мифов: о сотворении мира, о солнечных божествах, об умирающем и воскресающем Осирисе.

Представление о верховном Боге в Египте складывалось по образу земных владык - фараонов которые считались сыновьями бога и живыми богами на земле. Во II тыс. до н. э. храмы стали могучей экономической и политической силой. Усилилась роль жречества, что создало угрозу власти фараонов В XV в. до н. э. это привело к попыткам религиозной реформации. Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) пытался заменить культ Амона-Ра и других богов культом бога солнечного диска Атона и таким образом подорвать могущество жречества введением монотеизма. Однако после смерти фараона было восстановлено почитание прежних богов и в XI в. до н э. фиванские жрецы на некоторое время даже захватили престол и установили теократию. С распространением христианства в начале нашей эры религия Древнего Египта окончательно исчезла, но она оказала большую роль в формировании самого христианства. Египетский миф об умершем и воскресшем Осирисе и его матери Исиде оказал существенное влияние на создание образа Иисуса Христа и Девы Марии.

 

Религия Древней Греции

Религиозные представления древних греков прошли через ряд исторических этапов развития: древнейший (дофессалийский), классический (фессалийский), эллинистический. Основные источники - «Илиада», «Одиссея» Гомера, классическая греческая лирика и драма, труды греческих и римских историков и мастеров.

Для религии древних греков было характерным развитие на всех этапах элементов ранних форм религии: фетишизма (почитание камней, деревьев, особенно дуба), тотемизма (в Фивах - почитание ласки, в Фессалии — муравьев, в Дельфах — волка и т. д.); анимизма (вера в души, духов, демонов); широкое почитание душ погибших (из этого возник культ героев), а также культа предков.

Древние греки поклонялись богам везде - в горах, в рощах, в гротах, возле источников - всюду, где, считалось, были боги. Там устанавливались жертвенники, а затем строились храмы. В Греции не было специального духовенства. Вне храмов жрец был человеком светским. Для свяшеннослужения он нигде не обучался. Главным актом религиозных обрядов было жертвоприношение, преимущественно животных. К богослужению принадлежали также процессии, танцы, игры и другие народные развлечения.

Древние греки верили, что после смерти души героев и праведников попадают в загробный мир на Елисейские поля (Элизиум), где живут в блаженстве, а души грешников - в Тартар (подземный мир), в котором вечный мрак и страдание.

Наибольшим проявлением приязни богов греки считали ясновидение и пророчество. Вещуны и вещуньи - люди, имеющие особые дарования, разъясняли разнообразные приметы — полет птиц, удары грома, неведомый голос, неожиданную встречу, краски, размещение внутренностей у животных, — видя в этом волю богов. Иногда бог говорил устами своих жрецов, и тогда в храме появлялся оракул

Во П-ом тыс. до н. э. мелкие местные боги оттесняются, и оформляется пантеон богов О греческих богах известно из древнегреческой мифологии-одной из наиболее известных. Согласно представлениям древних греков вначале был Хаос Из него произошли два могучих божества - Уран(Небо) и Гея (Земля). Они породили поколения титанов циклопов и богов. Вместе с богами родился мир, которым правил Кронос (свергнувший Урана) со своей женой Реей. Кроноса низлагает Зевс, который после воины с гигантами воцарился на горе Олимп и стал верховным богом. Олимпийская семья богов управляет миром, знания и могущество их огромны, но не беспредельны. Их деятельность ограничивает Мойра(Судьба), а также каждый

Кроме Зевса, наиболее популярными были: Гера покровительница брака и семьи, Деметра - богиня земледелия; Посейдон - бог морской стихии; Аид бог подземного мира; Афина - богиня мудрости Афродита - богиня красоты и любви; Аполлон бог искусств; Арес - бог войны; Гермес - бог предпринимательства; Гефест - покровитель ремесел др.

Иерархия богов отражала иерархию зарождающегося классового общества. В Древней Греции существовали также тайные религиозные общества и культы, членами которых могли б свящённые. Это, прежде всего таинства в честь Деметры (элевсинские мистерии) и в честь Диониса

С точки зрения древних греков, победа олимпийских богов никогда не была полной. Греки всегда верили в злую силу мертвых и не позволяли уничтожать своих древних каменных и деревянных идолов. В Древней Греции существовало как бы две религии: официальная - ее проповедовало государство, литература, искусство, основанное на гомеровских традициях, и догомеровские народные верования. Существовала и религиозная автономия как характерная черта древнегреческой религии: каждая община имела своих богов-покровителей.

На базе древнегреческой религии развивались различные религиозно-философские идеи и системы. Например, орфическая религия - своеобразный мистический монотеизм. Для орфиков боги были только внешними формами единого божественного существа.

В целом религия Древней Греции оказала огромное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

 

Религия Древнего Рима

Религиозные верования древних римлян возникают в начале I тыс. до н. э. и вырастают из римских племенных политеистических культов, которые испытали на себе влияние религии этрусков. Для древнеримской религии характерна вера в духов - покровителей природы, сельского труда. К ранним богам относятся Сильван, Фавн, Сатурн (первоначально - бог посевов). В плебейской среде особенно почитались Церера (богиня злаков), Либер (бог виноградников). В патриархальной общине почитали богов и духов домашнего очага (Пана, Весту, Пенатов). В древнеримской религии сохраняются элементы фетишизма (культ деревьев, рощ, земли), тотемизма (культ животных, например, волка). Мифотворчество древних римлян испытало сильное влияние мифологии древних народов, особенно греков. С образованием классов и государства оформляется пантеон римских богов, которые становятся общегосудаственными и которым строятся храмы.

Главные боги древних римлян: Янус - дух-хранитель дверей и ворот, бог всякого начала, ему посвящено утро, начало месяца января, он первый бог; Юпитер - главный бог (бог света, повелитель всех небесных явлений, само небо); Минерва — покровительница всех искусств и ремесел; Юнона - жена Юпитера, царица богов; Марс - бог войны; Венера - богиня весны, цветов и всего привлекательного в природе; Сатурн - бог урожая; Меркурий — бог торгового обмана. Особо почитались Юпитер, Юнона и Минерва, которым был посвящен храм на Капитолии в центре Рима (отсюда и название - капитолийская триада). Высшим среди богов, «отцом богов», олицетворяющим могущество Рима, был признан Юпитер.

Древние римляне верили, что человеческая жизнь во всех, даже малейших, проявлениях находится под властью и опекой богов. Поэтому наряду с главными богами почитали множество меньших богов, духов, которые заведовали отдельными жизненными или хозяйственными делами (Ватикан, Кунина, Рунина, Куба, Вермин и т. д.).

Характерной чертой древнеримской религии было наличие персонификации или воплощений моральных понятий, человеческих чувств (Физес Верность, Конкордия - Согласие, Пакс - Мир Спес - Надежда, Ювенус - Молодость) и т д

Древнеримская религия имела очень разветвленную магию. Перед каждым важным делом римляне вначале узнавали про волю богов, которая проявлялась в различных знамениях, что наблюдали и разъясняли специальные жрецы-авгуры Большое развитие имели анимизм, и культ предков Духов предков называли манами - чистыми и добрыми духами. Близки к духам предков были личные духи гении, которые воплощали жизненную силу мужчин и юноны, которые были ангелами-хранительницами женщин. К духам-покровителям принадлежали лары, охраняющие поле и дом крестьянина, а также пенаты, заведовавшие кладовой Государство рассматривалось римлянами как большая семья, поэтому были и государственные пенаты, которых почитали в одном храме с Вестой (воплощением семейного очага).

Широкий веротерпимый политеизм римлян легко вбирал в себя чужие религиозные верования и представления, так что в период империи римская религия походила на сборище богов со всех концов света. Из Малой Азии проник культ матери богов - Кибелы, со 2 в. н. э. стал популярен культ иранского бога солнца Митры. Больше всего ощущалось греческое влияние, выражавшееся в культах Аполлона, Асклепия (Эскулапа), Геракла (Геркулеса) Артемиды и т. д.

В период Римской империи возникают культ цезарей обожествление личности императора.

В Древнем Риме не возникло жреческой касты и храмового хозяйства, что не создало и развитого вероучения, а веротерпимость римлян привела к тому, что государство не занималось религиозным воспитанием граждан. Это позволило христианству одержать полную победу в Риме.

Контрольные, вопросы

□ Назовите основные причины возникновения религий в Древнем мире.

□ Охарактеризуйте верования и культы в Древнем Египте.

□ Укажите основные черты религии в Древней Мессопотамии.

□ Что представляет собой религия Древней Греции.

□ Каковы особенности религии Древнего Рима.


Иудаизм

 

Иудаизм является одной из древнейших национальных религий, он распространен главным образом среди еврейского населения. Впоследствии на его основе было основано христианство Иудаизм возникает в конце II тыс. до н. э. среди кочевых семитских племен, осевших в Палестине и впитавших в себя религиозные традиции религий Ближнего Востока. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иудеев, которое в конце XI века до н. э. стало господствующим среди еврейских племен. История его развития связана с покорением иудейского рабовладельческого государства римлянами и с рассеянием (диаспорой) приверженцев иудаизма за пределами Палестины, созданием религиозных общин — синагог, которые возглавлялись раввинами-законоучителями и судьями, регулировавшими религиозную и светскую жизнь верующих. Иудаизм принимал различные ис­торические формы. Обычно выделяют библейский, раввино-талмудический и реформированный период эволюции иудаизма.

Догматика и культ в иудаизме разработаны на основе библейско-талмудических поучений. Источниками вероучения являются священные книги: Танах — Священное Писание иудеев, сформированное с начала X по конец II вв. до н. э., состоящее из 39 книг; Тора — Пятикнижие Моисея, со­ставная часть Танаха, но Толмуд одновременно и самостоятельный религиозный источник; Толмуд — по сути, сборник разъяснений к Танаху и Торе, составленный с III в. до н. э. до конца IV в. н. э., в котором содержатся законы условного и гражданского права, нравственные нормы, практические советы по вопросам личной и семейной жизни, система иудейской обрядности, состоящая из 613 предписаний (365 запретов и 248 повелений). В иудейской религии выделяют следующие направления:

1) ортодоксальное, или традиционное — сложилось в раввино-толмудический период (II в. - нач. XIX в.):

2) реформированное — возникло в начале XIX в. в связи с приспособлением евреев диаспоры к новым условиям жизни в буржуазном обществе и потребностью интегрировать в европейскую и американскую культуру, что, в свою очередь, стимулировало расхождение между ортодоксальным (основанным на абсолютном духовном авторитете Торы) и реформированным иудаизмом;

3) консервативное - сложилось во втором десятилетии XX в. как реакция на «устарелость» ортодоксального иудаизма и ассимиляторской тенденции. Консервативный иудаизм представляет собой средний вариант между ортодоксальным и реформистским, поскольку отличается либерализмом в теологии и традиционностью в практике;

4) реконструкцио-нистское - возникло в середине XX в. как реализация тенденции реконструировать религиозные представления и переосмыслить их индивидуально так, чтобы они превратились для верующего в действен­ную силу. Характерная особенность реконструкционизма выражена в поисках единства с христианством на основе идеи общности веры в единого Бога, что отразилось в создании в 1947 г. Общества иудео-христианской дружбы. Сегодня иудео-христианство достаточно популярно среди верующих этнических евреев Европы и Америки.

В настоящее время среди евреев-иудеев сохраняются секты караимов и хасидов. Караимы — антиталмудическая секта, возникшая в VIII в. среди земледельцев и ремесленников еврейской диаспоры как протест против социального угнетения, оправдываемого Талмудом и раввинами. Основатель секты Анан бен Давид в качестве религиозного источника призывал признавать только Тору в ее «первоздатной чистоте», несовместимой с какими-либо толкованиями. Самые важные принципы караимства - самостоятельное изучение Священного Писания и почитание десяти заповедей. Иисуса

Христа и Мухаммеда караимы почитают как великих пророков. В этом проявляется влияние Христианства и особенно Ислама. Религиозные обряды караимы отправляют в домашних условиях.

Хасидизм — религиозное движение, возникшее среди евреев Украины и Польши в XVIII в. как форма социального протеста низов против господства финансовой верхушки общин и подерживающих их раввинов. В XIX веке хасидизм превратился в откровенно мистическое течение в иудаизме. Основоположник этого учения Израиль Бешт (1700 — 1760) подчеркивал, что неравенство, существующее в мире, не влияет на отношения между Богом и людьми. По представлениям хасидов, Бог (Шехина) присутствует во всем, что окружает человека (т. е. религиозный пантеизм). Хасидизм провозглашает необходимость непосредственной связи верующего с богом и соответственно отрицает талмудическую «ученость» и раввинское посредничество. Спасение хасидизм видит в индивидуальном религиозно-нравственном совершенствовании на основе постоянного изучения Торы и мистического учения Каббалы (Каббала - «понятие», «традиция» — учение, согласно которому приблизиться к познанию Бога человек может только через знания мистического значения имен, букв, чисел, магических формул и т. д.). Помочь в совершенствовании могут цадики (праведники), избранные Богом люди, которым дано особое откровение и которые являются главами общин хасидов с XVIII в. Хасиды признают зло низшей ступенью добра и связывают его с Шехиной. Эти представления аккумулируются в «доктрине радости», которая проявляется в песнях, плясках экстатического по своему характеру хасидского религиозного культа, а также в отрицании аскетизма. Хасидизм охватывает половину мирового религиозного еврейства и существует в разных формах, главным образом в форме «хаббад-хасидизма», объединяющего мистику хасидизма с раввинским богословием. Живут хасиды замкнутыми общинами, доступ в которые посторонним запрещен. Довременный хасидизм как учение и практика признан даже в Израиле религиозными иудаистскими ортодоксами. Последова­тели хасидизма есть и в Украине, где много их священных мест (гг. Бердичев, Умань, Тараща и др.):"Основу вероучения иудаизма составляет вера: в единого Бога Яхве, управляющего миром; в «богоизбранность» еврейского народа, который имеет особые отношения с Богом («избранный народ») и, соответственно, пользуется особым его покровительством; в загробный мир; в бессмертие души; в посмертное воздаяние; в воскресение мертвых; в святость Танаха и Талмуда; в приход Мессии (спасителя, присланного богом людям); в конец существования материального мира (эсхатологическое учение).

Для иудаизма характерен монотеизм. В современном иудаизме под мессией понимается мистический посланник бога, который должен обновить мир, собрать всех евреев в Палестине («вокруг Сиона» - возвышенность в окрестностях Иерусалима, где, по преданию, <


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.