Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий

2020-12-06 98
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

 

Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий

П о проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2013 года

 

 

Б ИОЛОГИЯ

 

 

ЧАСТЬ 2

 

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЭКСПЕРТОВ ЕГЭ ПО О ЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

 

Москва 2013


 

Часть 2. Материалы для самостоятельной работы экспертов ЕГЭ по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Биология. / Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А.

 

 

© Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А., 2013

 

 

© Федеральный институт педагогических измерений, 2013


 

Рекомендации дл я самостоятельной работы

 

 

В предлагаемых материалах приводятся примеры заданий части 3 (С) экзаменационной работы 2008-20012 гг. и ответы выпускников на каждое задание.

Задания С1 предполагают свободный развернутый ответ и содержат 2 элемента ответа. Задания отвечают повышенному уровню сложности и оцениваются в 2, 1 или 0 баллов.

Задания С2–С6 требуют свободного развернутого ответа, содержащего 3 и более элементов ответа. Они оцениваются в 3, 2, 1, 0 баллов в зависимости от числа названных выпускником элементов, полноты и правильности ответа.

 

 

Ход работы:

 

1. Прочитайте предложенные задания и эталоны ответов.

 

2. Выполните пошаговый тренинг. Для этого прочтите ответ выпускника. Затем последовательно ответьте на предложенные вопросы. Сравните свои ответы с приведенными ответами в тренинге, а потом                 ознакомьтесь с комментариями к каждому ответу.

3. По предложенному алгоритму оцените самостоятельно остальные ответы учащихся в соответствующих баллах.

 

 

3


 

Задания С1

 

 

С1. Почему почву в лесопосадках заселяют м икоризными грибами? Ответ

Содержание верного ответа и указания к о цениванию           Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1) растения с помощью гифов грибов получают из почвы минеральные вещества;

2) грибы осуществляют дополнительное минеральное питание растений, способствуя их лучшему росту

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит    2 биологических ошибок

Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ     1 включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный                                                                               0

 

Максимальный балл             2 Пошаговый тренинг

 

Ответ выпускника:

икориза в переводе «грибокорень». Гифы грибов опутывают к орни растений. В шляпочных грибах много органических веществ. Из грибов вещества перетекают в растения. На ранних этапах развития это импомогает расти.

 

  ВОПРОС ЭКСПЕРТУ     ОТВЕТ     КОММЕНТАРИИ  
  1. Содержится ли в ответе первый эталон ответа?     Частично     В ответе выпускника наряду с верной           информацией, имеется неверная  
  2. Содержится ли в ответе второй эталон ответа?     Нет     Представлена             ошибочная информация  
  3. Содержит ли ответ ошибки?     Нет     В ответе имеются грубые ошибки: «    шляпочных грибах многоорганических веществ. Из грибов вещества     перетекают        врастения», «…На ранних этапахразвития   это   им     (деревьям)помогает расти»  
  4. Как оценить этот ответ?     0     Из ответа ясно, что у выпускника нет знаний о симбиозе деревьев и грибов,                   поэтому       ответ рассматривается                       как неудовлетворительный  

 

4


  Примеры ответов выпускников     Балл  
  1. Микориза всасывает органические вещества из почвы, и растения лучше растут. Микориза есть у белых грибов, подосиновиков, подберёзовиков. Шляпочный гриб состоит из плодового тела и микоризы   2
  2. Симбиоз – это взаимовыгодное сожительство организмов. Из мясистых шляпок грибов в деревья перетекают вода и минеральные вещества, а деревья синтезируют в листьях органические вещества, которые используют грибы для питания   1
  3. Гриб самостоятельно не может синтезировать органические вещества, у него нет хлорофилла. Многие шляпочные грибы симбиотические организмы. Для лучшего произрастания кустарников и деревьев в лесопосадках их заселяют спорами грибов. Проросший мицелий гриба обвивает корни растений и всасывает воду и минеральные соли из почвы, в результате чего увеличивает всасывание воды и минеральных веществ растений лесопосадок   2
  4. Гифы гриба – это тонкие белые нити, мицелий – это совокупность гифов. Микориза – это взаимодействие корней растений и мицелия грибов, основанное на симбиозе, в результате чего лесопосадки хорошо растут и развиваются. В старых лесопосадках грибы заменяют деревьям корневые волоски   2

 

 

С1.     Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?

Ответ

Содержание верного ответа и указания к о цениванию           Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1) причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода;

2) заболевание вызвано хромосомной мутацией – утратой или присоединением фрагмента хромосомы

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит    2 биологических ошибок

Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ     1 включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный                                                                               0

 

Максимальный балл             2

 

 

5


 

Пошаговый тренинг

 

Ответ выпускника:

Существуют м етоды и зучения н аследственных з аболеваний. Один из н их гибридологический. С помощью его можно, определить какие хромосомы былиу отца и матери. Клетки рассматривают под электронныммикроскопом и измеряют длину хромосом. Мутация хромосомная. Уотцовской хромосомы нет одной части. За счет этого происходитзаболевание.

 

  ВОПРОС ЭКСПЕРТУ     ОТВЕТ     КОММЕНТАРИИ  
  1. Соответствует ли данный ответ эталону?     Нет     Прочтите   еще  раз   ответ выпускника и эталон  
  2. Раскрыты ли позиции, приведенные  в  эталоне ответа?     Нет     Прочтите   еще  раз   ответ выпускника и эталон  
  3. Имеются ли в ответе ошибочные суждения?     Да     Приведен  ошибочный  метод изучения              наследственных заболеваний (гибридологический). Выпускник   привел   название мутации,  но дал  неверные объяснения  
  4. Как оценить этот ответ?     0     Выпускник приводит информацию не по существу вопроса  

 

  Примеры ответов выпускников     Балл  
  1. Хромосомы специально обрабатывают, окрашивают красителями. При определении дефектов хромосом используют компьютеры. Дефект в нашем задании заключается в изменении размера хромосомы. Такая мутация хромосомная или геномная. Геномная мутация это болезнь Дауна, у такого ребенка будет 47 хромосом. Большее число хромосом тоже плохо, как и утрата ее части   1
  2. В данном заболевании используют цитогенетический метод. Он предполагает микроскопирование хромосом. Установления ее дефектов, которые возникают в результате изменения в самих хромосомах или их числа. А мутация будет называться хромосомной   2
  3. Многие уродства человека связаны с изменением хромосом. Изменяются хромосомы под действием многих причин. Загар на солнце приводит к хромосомным болезням. Врачи не рекомендуют жариться на Солнце, так как раковые опухоли быстро разрастаются   0
  4. Используемый метод – цитогенетический. В некоторых клетках человека можно под микроскопом рассмотреть хромосомы, например в ядрах лейкоцитов. Мазок крови окрашивают, чтобы хромосомы были заметны для изучения под микроскопом. Изменение длины хромосомы – это серьезная аномалия, которая ведет к нарушению функций организма. Мутация хромосомная, бывают еще геномные мутации, которые связаны с изменение числа хромосом   2

 

 

6


 

 

Пошаговый тренинг

 

Ответ выпускника:

При длительной в арке картофеля клубни становятся рассыпчатыми. О твысокой температуры клетки погибают и разваливаются на к уски.

 

  ВОПРОС ЭКСПЕРТУ     ОТВЕТ  

 

КОММЕНТАРИИ

 

  1. Содержится ли в ответе первый эталон ответа?     Нет  

 

В ответе ничего не сказано о разрушении         межклеточного вещества,   которое связывает клетки

 

  2. Содержится ли в ответе второй эталон ответа?     Нет  

 

В ответе нет информации об отделении клеток друг от друга

 

  3. Содержит ли ответ ошибки?     Да  

 

Выпускник сослался на то, что «клетки разваливаются на к уски».

 

  4. Как оценить этот ответ?       0  

 

В первом предложении ответа выпускник   повторил   вопрос задания.  Первый и  второй элементы эталона в его ответе отсутствуют.         За         ответ выставляется     0  баллов, это неудовлетворительный ответ

 

 

Примеры ответов выпускников

 

  Балл  

 

1. При длительной варке картофеля даже невооружённым глазом видны мельчайшие крупинки, это и есть отделившиеся друг от друга клетки

 

1

 

2. В свежем картофеле много воды, когда его варят вода из его клеток выходит. Клетки сморщиваются и рассыпаются

 

0

 

3. Картофель долго варится, при этом погибают не только клетки, но и межклеточное вещество. Если картофель варить недолго, то такого вления не наблюдается и его трудно растолочь. В данном случае клетки при термической обработке умерли, а межклеточное вещество их ещё цементирует. Отделение клеток картофеля в результате

разрушения межклеточного вещества – это мацерация

 

1

 

4. При варке клубней высокая температура разрушает ядро, цитоплазму, вакуоли, оболочку. Все эти части не удерживаются вместе и рассыпаются

 

0        

 

9


 

Задания С2

 

 

С2. По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца?

 

 

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к о цениванию             Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1) в камеру, обозначенную цифрой 3, поступает венозная кровь из верхней и нижней полых вен;

2) в камеру, обозначенную цифрой 5, поступает артериальная кровь из легочных вен;

3) камера сердца, обозначенная цифрой 3, связана с большим кругом кровообращения;

4) камера сердца, обозначенная цифрой 5, связана с малым кругом кровообращения

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит    3 биологических ошибок

Ответ включает 2-3 из названных выше элементов и не содержит        2 биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3-4 названных

выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит       1 биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных

выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный                                                                               0 Максимальный балл     3

 

 

10


 

Пошаговый тренинг

 

Ответ выпускника:

Камера 3 – это правое предсердие, а камера 5 – левое. В п равое предсердие (3) из большого круга кровообращения поступает отработанная венознаякровь по нижней и верхней полым венам. В левое предсердие (5) из малогокруга кровообращения поступает а ртериальная кровь по лёгочным венам.

 

  ВОПРОС ЭКСПЕРТУ     ОТВЕТ     КОММЕНТАРИИ  
  1. Соответствует ли данный ответ эталону?     Да     Прочитайте еще раз ответ и эталон.  
  2. Раскрыт ли выпускником первый элемент эталона ответа?     Да     Ответ выпускника: «… поступает отработанная венозная кровь понижней и верхней полым венам…»  
  3. Раскрыт ли выпускником второй элемент эталона ответа?     Да     Ответ выпускника: «…поступает артериальная кровь по лёгочнымвенам…»  
  4. Раскрыт ли выпускником третий элемент эталона ответа?     Да     Ответ выпускника: «В правое предсердие (3) из большого кругакровообращения поступает…»  
  5. Раскрыт ли выпускником четвёртый элемент эталона ответа?     Да     Ответ выпускника: «В левое предсердие (5)из малого круга кровообращения поступает…»  
  6. Имеются ли в ответе дополнительные сведения?     Да     В ответе выпускника названы камеры сердца, о которых идёт речь в задании: «Камера 3 – этоправое предсердие, а камера 5 –левое»  
  7. Как оценить такой ответ?       3     Ответ продуман и логически выстроен: приводятся  названия камер         сердца,         кругов кровообращения, с какими они связаны, указывается, какая кровь в камеры сердца поступает и по каким сосудам. Ответ выпускника заслуживает максимального балла  

 

  Примеры ответов выпускников     Балл  
  1. В камеру 3 впадают нижняя и полая вены, они несут венозную кровь. Это вены. Большой круг. В камеру 5 впадают легочные артерии, они несут артериальную кровь. Малый круг кровообращения   3
  2. 3 – левый желудочек из него течёт артериальная кровь по артериям большого круга кровообращения. 5 – правый желудочек из него течёт артериальная кровь в артерии малого круга (лёгочного)   0

 

 

11


  кровообращения по лёгочным артериям    
  3. Камера три связана с малым кругом кровообращения (лёгочные артерии); пятая камера связана с большим кругом кровообращения (аорта)   0
  4. Камеры 3 и 5 связаны с малым кругом кровообращения. В камере 3 – венозная кровь поступает в лёгкие по артериям. В камере 5 находится артериальная кровь, она поступает по венам   0

 

Пошаговый тренинг

 

Ответ выпускника:

На рисунке буквой А обозначена жилка листа.   В её состав входят проводящие ткани. К ним относят сосуды, по ним передвигаются вода иминеральные соли из корняко всем органам и тканям. В частности этивещества по жилкам идут ко всем клеткам листа. В жилках имеются ситовидные трубки, по нимот листьев оттекают органические вещества. Сосуды мёртвые клетки, у них отсутствуют поперечные перегородки. Ситовидные клетки живые, его поперечные перегородки имеют мельчайшиеотверстия (перфорации)

 

  ВОПРОС ЭКСПЕРТУ     ОТВЕТ     КОММЕНТАРИИ  
  1. Соответствует ли ответ эталону ответа?     Частично     Прочитайте еще раз ответ и эталон  
  2. Раскрыт ли выпускником первый элемент эталона ответа?     Частично     Структура листа под буквой А названа жилкой, что соответствует действительности. Выпускник не учёл, что в состав жилки помимо проводящих   тканей   входит механическая ткань  
  3. Раскрыт ли выпускником второй элемент эталона ответа?     Да     Ответ соответствует эталону  
  4. Раскрыт ли выпускником третий элемент эталона ответа?     Да     Ответ соответствует эталону  
  5. Раскрыт ли выпускником четвёртый элемент эталона ответа?     Нет     Четвёртый   элемент   эталона отсутствует  
  6. Имеются ли в ответе дополнительные сведения?       В        ответе        приводится дополнительная       информация, которая                    характеризует проводящую  ткань  (строение сосудов и ситовидных клеток)  
  7. Как оценить этот ответ?       2     Выпускник дал грамотный ответ, привел верную дополнительную информацию, относящуюся  к вопросу.     В     ответе     нет биологических  ошибок. Такой ответ оценивается как неполный  

 

15


 

 

  Примеры ответов выпускников     Балл  
  1. На рисунке обозначена жилка. В ней находится проводящая ткань и механическая. Механическая ткань придаёт прочность и упругость, это каркас листа. По клеткам проводящей ткани передвигаются органические вещества, которые были синтезированы в пластидах листьев   3
  2. Ранней весной после таяния снега можно найти старые листья с одними жилками. Они выглядят как сеточки, потому что мякоть сгнила. Это жилки листа. Такие находки доказывают, что жилки придают листу прочность, поэтому они долго не перегнивают   2
  3. В жилках есть проводящая и механическая ткань. Проводящая ткань: сосуды и ситовидные трубки. По сосудам передвигаются органические вещества, это нисходящий ток веществ. По ситовидным трубкам передвигаются вода с минеральными солями. Это восходящий ток веществ. В жилках вещества передвигаются в двух направлениях. Механические клетки придают листу прочность   2
  4. Под буквой А показана середина листа. В её клетках находится хлорофилл, а значит, происходит фотосинтез. Фотосинтез очень важный процесс: в листьях на свету образуются органические вещества (крахмал) из воды и углекислого газа   0

 

 

Пошаговый тренинг

 

Ответ выпускника:

Ошибки д опущены на характеристику а тавизмов: № 5, 6 и 7

5 - У человека генов атавизмов нет вообще. 6 - Они появляются в новь в результате многочисленных мутаций (вредное влияние алкоголя, никотина, солнечной радиации). 7 - К атавизмам не относят многососковость, она встречается только у животных. Человек рождает малодетей. Этот признак матери не нужен

 

  ВОПРОС ЭКСПЕРТУ     ОТВЕТ     КОММЕНТАРИИ  
  1. Сколько указано ошибок?     3     Внимательно прочитайте еще раз ответ выпускника  
  2. Соответствует ли первая ошибка элементу эталона?     Нет     У выпускника не сформировано представление о блокировке генов, их активизации  
  3. Соответствует ли вторая ошибка элементу эталона?     Нет     Выпускник   не   знаком   с биогенетическим законом  
  4. Соответствует ли третья ошибка элементу эталона?     Нет     Ответ неверный. Выпускник не относит   многососковость    к атавизмам  
  5. Как оценить такой ответ?     0     Ответ полностью неверный, хотя выпускник указал и исправил три ошибки. Все три предложения задания        (№5,6,7)      несут правильную информацию  

 

 

  Примеры ответов выпускников     Балл  
  1. ошибки в предложениях № 2, 3, 7: 2.- Рудименты часто встречаются у человека, их у него около 90. 3. - К рудиментам не относят полулунную складку в уголке глаз, ее у человека нет, она есть у птиц. 7. – К атавизмам не относят многососковость, это рудимент   1
  2. ошибки: 2 – рудименты и атавизмы – это сравнительно-анатомические признаки животных, у человека есть только рудименты   0
  3. ошибки допущены в предложениях 2,3,6. 2 – рудименты    

 

 

17


  развиваются у многих; 3 – к рудиментам не относят аппендикс, это нормально функционирующий орган, в нем много пищи и она у человека там переваривается. Если в нем много микробов, то он прорывается, и человек может умереть. 6 – индивидуальное развитие называется онтогенезом   2
  4. ошибки допущены в предложениях № 3,5,6: 3 – к рудиментам не относят волосяной покров человека – волосы могут расти, а могут – не расти. Скоро их у человека, наверное, не будет; 5 – гены не блокируются, а перестают работать; 6 – онтогенез – индивидуальное развитие организма. Филогенез – есть краткое повторение онтогенеза   2

 

18


 

Задания С3

 

 

Пошаговый тренинг

 

Ответ выпускника:

Витамины – низкомолекулярные органические с оединения, необходимые в малых количествах, но обладающие большой биологической активностью. Они совсем не вырабатываются в организме или вырабатываются в очень малых количествах. Чаще всегоони являются коферментами или входят в состав ферментов, поэтому при их недостатке нарушается рост иразвитие, обмен веществ, развиваются заболевания (при авитаминозах и гиповитаминозах).   Витамины относят к двум группам, этоводорастворимые - С, и витамины группы В, и жирорастворимые - А, Д, Е, К. Витамин В6 входит в состав ферментов, катализирующих превращениеаминокислот. Витамин К участвует в биосинтезе факторов свертывания крови, Е – антиоксидант

 

  ВОПРОС ЭКСПЕРТУ     ОТВЕТ     КОММЕНТАРИИ  
  1. Соответствует ли ответ вопросу задания?     Да     Ответ соответствует заданию, дана дополнительная информация  
  2. Раскрыт ли в ответе первый элемент эталона?     Да     Дано определение витаминов  
  3. Раскрыт ли в ответе     Да     Отмечено, что витамины входят в  

 

 

19


  второй элемент эталона?       состав ферментов  
  4. Раскрыт ли в ответе третий элемент эталона?     Да     Показана роль витаминов  
  5.Содержит    ли   ответ информацию,                    не относящуюся к заданию?     Нет     Дополнительная      информация конкретизирует третье положение эталона  
  6. Содержит ли ответ ошибки?     Нет     В ответе ошибок и неточностей практически нет  
  7. Как оценить такой ответ?     3     Ответ полный  

 

  Примеры ответов выпускников     Балл  
  1. Витамины – биологически активные вещества, которые организм человека вырабатывать не может или вырабатывает в очень малых количествах. Человек получает витамины из внешней среды вместе с пищей. При недостатке витаминов человек может заболеть. При недостатке витамина С развивается цинга. У детей при недостатке витамина D развивается рахит   2
  2. Витамины – группа биологически активных органических соединений различной химической природы, поступающих в организм с  пищей      растительного  и животного  происхождения. Они присутствуют в пище в ничтожно малых количествах, но играют очень важную роль в процессах обмена веществ, часто являются составной частью ферментов. Некоторые витамины синтезируются микрофлорой кишечника. При отсутствии какого-либо витамина возникает болезненное состояние – авитаминоз, при недостатке поступления витамина с пищей – гипоавитаминоз. Авитаминоз и гипоавитаминоз могут возникать при нарушении всасывания, а также при подавлении микрофлоры кишечника антибиотиками   3
  3. Витамины нужны человеку в небольших количествах, но они играют очень большую роль в жизни человека. При их недостатке могут развиваться серьезные болезни. При недостатке витамина А может появиться куриная слепота, замедление роста, ороговение кожи. При отсутствии витамина В – болезнь бери-бери. При этом поражается центральная нервная система. Витамины бывают жирорастворимыми и водорастворимыми   1
  4. Витамины играют очень большую роль в жизнедеятельности человека. Нехватка витаминов может привести к различным заболеваниям и ослаблению  иммунитета. Например:  нехватка витамина А приводит к куриной слепоте, а нехватка витамина D приводит к слабости костей   0

 

 

20


 

Пошаговый тренинг

 

Ответ выпускника:

Скелет головы человека сильно отличается от скелета черепа человекообразных обезьян. У обезьян сильно развиты челюсти, у человека вменьшей   степени. Человек питается размельченной, термическиобработанной пищей, поэтому его челюстной аппарат развит слабее. Обэтом можно судить по зубаммудрости (32 пара), для них у человека часто нехватает место на челюстях, это зубы практически не участвуют впищеварении и быстро портятся. У человека имеется подбородок, этосвидетельствует о развитии речи и облегчении челюстного аппарата. Жевательные мышцы хорошо развиты у человекообразных обезьян иутяжеляют нижнюю часть черепа. У человека такжепреобладает лицевойчереп над мозговым. У людей хорошо развито лицо

 

  ВОПРОС ЭКСПЕРТУ     ОТВЕТ     КОММЕНТАРИИ  
  1.Соответствует ли ответ вопросу задания?     Частично     В ответе частично дан ответ на задание, но раскрыты не все позиции  
  2. Раскрыт ли в ответе первый элемент эталона?     Нет     Выпускник перепутал и написал, что у человека развита лицевая часть черепа, и она преобладает над мозговой  
  3. Раскрыт ли в ответе второй элемент эталона?     Да     Выпускник указал в ответе на уменьшение челюстного аппарата  

 

 

21


  4. Раскрыт ли в ответе третий элемент эталона?     Да     Выпускник      отметил      об уменьшение        подбородочного выступа у человека  
  5. Раскрыт ли в ответе четвертый элемент эталона?     Нет     Элемент эталона отсутствует  
  6. Содержит ли ответ дополнительный материал?     Да     Выпускник                   приводит дополнительный   материал  и разъяснения по элементам ответа  
  7. Содержатся ли ошибки в ответе?     Да     Перепутан первый элемент ответа  
  8. Как оценить такой ответ?     1     Дан неполный ответ, допущена грубая ошибка при двух элементах ответа  

 

 

  Примеры ответов выпускников     Балл  
  1. У человека хорошо развиты челюсти, он употребляет приготовленную пищу   0
  2. У человека в отличие от человекообразных обезьян не развиты надбровные дуги, челюсти и подбородок. Так как у человека хорошо развит головной мозг, то и мозговой череп развит над лицевым. Мозг у различных людей весит различно: у Тургенева мозг весил около 2-х килограмм, у французского писателя Анатоля Франса - 1 килограмм и четыреста граммов, но это не значит, что один умнее, а другой нет     2  
  3. У человека не очень хорошо развиты зубы, его предки питались различной пищей. Древний человек собирал корни, зерна, питался насекомыми и моллюсками. Сейчас люди варят пищу, её легче жевать   0
  4. Во рту имеются челюсти, жевательная поверхность у человека уменьшена. Увеличена лицевая часть, на который выступает подбородок. Он хорошо развит у кроманьонцев   1

 

 

Пошаговый тренинг

 

Ответ выпускника:

Слюна, вырабатываемая у млекопитающих животных в слюнных железах, и содержит разнообразные вещества. Слюна смачивает пищу, у людей есть вещество, обеззараживающее пищу, это вещество называется лизоцимом.Только в растворенном состоянии ощущается вкуспищи. В слюне также есть клейкое вещество муцин, которое формирует пищевой комок.Благодаря муцину пищевой комок скользкий и клейкий, он попадает попищеводу в желудок. В слюне находятся ферменты, расщепляющие углеводы, то естьпищаначинает перевариваться

 

  ВОПРОС ЭКСПЕРТУ     ОТВЕТ     КОММЕНТАРИИ  
  1. Соответствует ли ответ вопросу задания?     Да     Ответ конкретизируется примером  
  2. Раскрыт ли в ответе первый элемент эталона?     Да     Приводятся сведения о смачивании и обезвреживании пищи во рту  
  3. Раскрыт ли в ответе второй элемент эталона?     Да     Приводятся       сведения      о формировании пищевого комка  
  4. Раскрыт ли в ответе третий элемент эталона?     Да     Имеются         сведения        о переваривании углеводов  
  5. Содержит ли ответ ошибки?     Нет     Ошибка в ответе не содержатся, приводятся        дополнительные сведения  
  6. Как оценить такой ответ?     3     Ответ   полный,  заслуживает максимального балла  

 

  Примеры ответов выпускников     Балл  
  1. В ротовой полости имеются зубы. У взрослого человека 32 зуба. Зуб имеет сложное строение. Чтобы сохранить зубы надо обеспечить за ними тщательный уход. В ротовой полости в слизистой оболочке много мелких слюнных желез, еще три пары крупных слюнных желез открываются протоками в ротовую полость. К ним относят подъязычные, подчелюстные и околоушные железы   0
  2. В слюне есть вещества, которые расщепляют белки. Из белков образуются глюкоза и аминокислоты   1
  3. Ферменты слюны расщепляют крахмал, если черный хлеб долго жевать, то появится сладкий вкус. Это происходит потому, что при долгом жевании ферменты успевают переварить углеводы до глюкозы   1

 

 

23


  При быстром пережевывании крахмал успевает расщепиться только до коротких полимеров    
  4. Хотя слюна состоит в основном из воды, но в ней также имеются биологически активные вещества, которые выполняют определенные функции в ротовой полости. Во рту пища переваривается под действием ферментов, расщепляющих углеводы. Слюна имеет щелочную среду, температура достигает 370С.  Такие  условия   обеспечивают расщепление углеводов. В слюне есть клейкие вещества, формирующие пищевой комок, также в ней есть рецепторы вкуса, в результате чего пища опробуется. На языке расположены зоны, где располагаются рецепторы, воспринимающие сладкое, кислое, горькое, сладкое. Чтобы во рту можно было распознать вкус, пища должна восприниматься обонятельными рецепторами и быть ни холодной и не очень горячей. Слюна частично обеззараживает пищу и делает её скользкой, она быстро скользит по пищеводу в желудок   3

 

 

Пошаговый тренинг

 

Ответ выпускника:

Кровь несет по телу воздух, он присоединяется к эритроцитам и лейкоцитам. Также разносится пища. В крови есть антитела, поэтомучеловек не болеет, когда их число уменьшается, то страдает иммунитет. Иммунитет защищает людей от вирусов, паразитов. Его снижение происходит с возрастом, поэтому пожилые люди часто болеют. Лейкоциты поедают микробов.

 

  ВОПРОС ЭКСПЕРТУ     ОТВЕТ     КОММЕНТАРИИ  
  1. Соответствует ли ответ вопросу задания?     Да     Внимательно прочтите ответ еще раз, в нем представлены элементы эталона  
  2. Раскрыт ли в ответе первый элемент эталона?     Частично     Ответ содержит  ошибки и неточности  
  3. Раскрыт ли в ответе второй элемент эталона?     Да     Ответ содержит биологические погрешности  
  4. Раскрыт ли в ответе третий элемент эталона?     Нет     Нет сведений о гуморальной регуляции      жизнедеятельности организма  
  5. Содержит ли ответ ошибки?     Да     Ответ содержит биологические ошибки и неточности (1, 2)  
  6. Как оценить такой ответ?     1     Ответ неполный с серьезными погрешностями  

 

 

  Примеры ответов выпускников     Балл  
  1. В крови циркулируют питательные вещества, углекислый газ и кислород, антитела, ферменты и гормоны. Все это транспортируется из левого желудочка в правое предсердие и из правого желудочка в левое предсердие   2
  2. Кровь представляет собой соединительную ткань. Она сост

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.152 с.