Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-12-06 | 98 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий
П о проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2013 года
Б ИОЛОГИЯ
ЧАСТЬ 2
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЭКСПЕРТОВ ЕГЭ ПО О ЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Москва 2013
Часть 2. Материалы для самостоятельной работы экспертов ЕГЭ по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Биология. / Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А.
© Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А., 2013
© Федеральный институт педагогических измерений, 2013
Рекомендации дл я самостоятельной работы
В предлагаемых материалах приводятся примеры заданий части 3 (С) экзаменационной работы 2008-20012 гг. и ответы выпускников на каждое задание.
Задания С1 предполагают свободный развернутый ответ и содержат 2 элемента ответа. Задания отвечают повышенному уровню сложности и оцениваются в 2, 1 или 0 баллов.
Задания С2–С6 требуют свободного развернутого ответа, содержащего 3 и более элементов ответа. Они оцениваются в 3, 2, 1, 0 баллов в зависимости от числа названных выпускником элементов, полноты и правильности ответа.
Ход работы:
1. Прочитайте предложенные задания и эталоны ответов.
2. Выполните пошаговый тренинг. Для этого прочтите ответ выпускника. Затем последовательно ответьте на предложенные вопросы. Сравните свои ответы с приведенными ответами в тренинге, а потом ознакомьтесь с комментариями к каждому ответу.
|
3. По предложенному алгоритму оцените самостоятельно остальные ответы учащихся в соответствующих баллах.
3
Задания С1
С1. Почему почву в лесопосадках заселяют м икоризными грибами? Ответ
Содержание верного ответа и указания к о цениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Элементы ответа:
1) растения с помощью гифов грибов получают из почвы минеральные вещества;
2) грибы осуществляют дополнительное минеральное питание растений, способствуя их лучшему росту
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит 2 биологических ошибок
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ 1 включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2 Пошаговый тренинг
Ответ выпускника: икориза в переводе «грибокорень». Гифы грибов опутывают к орни растений. В шляпочных грибах много органических веществ. Из грибов вещества перетекают в растения. На ранних этапах развития это импомогает расти.
| ||
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ | ОТВЕТ | КОММЕНТАРИИ |
1. Содержится ли в ответе первый эталон ответа? | Частично | В ответе выпускника наряду с верной информацией, имеется неверная |
2. Содержится ли в ответе второй эталон ответа? | Нет | Представлена ошибочная информация |
3. Содержит ли ответ ошибки? | Нет | В ответе имеются грубые ошибки: « шляпочных грибах многоорганических веществ. Из грибов вещества перетекают врастения», «…На ранних этапахразвития это им (деревьям)помогает расти» |
4. Как оценить этот ответ? | 0 | Из ответа ясно, что у выпускника нет знаний о симбиозе деревьев и грибов, поэтому ответ рассматривается как неудовлетворительный |
|
4
Примеры ответов выпускников | Балл |
1. Микориза всасывает органические вещества из почвы, и растения лучше растут. Микориза есть у белых грибов, подосиновиков, подберёзовиков. Шляпочный гриб состоит из плодового тела и микоризы | 2 |
2. Симбиоз – это взаимовыгодное сожительство организмов. Из мясистых шляпок грибов в деревья перетекают вода и минеральные вещества, а деревья синтезируют в листьях органические вещества, которые используют грибы для питания | 1 |
3. Гриб самостоятельно не может синтезировать органические вещества, у него нет хлорофилла. Многие шляпочные грибы симбиотические организмы. Для лучшего произрастания кустарников и деревьев в лесопосадках их заселяют спорами грибов. Проросший мицелий гриба обвивает корни растений и всасывает воду и минеральные соли из почвы, в результате чего увеличивает всасывание воды и минеральных веществ растений лесопосадок | 2 |
4. Гифы гриба – это тонкие белые нити, мицелий – это совокупность гифов. Микориза – это взаимодействие корней растений и мицелия грибов, основанное на симбиозе, в результате чего лесопосадки хорошо растут и развиваются. В старых лесопосадках грибы заменяют деревьям корневые волоски | 2 |
С1. Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?
Ответ
Содержание верного ответа и указания к о цениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Элементы ответа:
1) причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода;
2) заболевание вызвано хромосомной мутацией – утратой или присоединением фрагмента хромосомы
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит 2 биологических ошибок
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ 1 включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки
|
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
5
Пошаговый тренинг
Ответ выпускника: Существуют м етоды и зучения н аследственных з аболеваний. Один из н их гибридологический. С помощью его можно, определить какие хромосомы былиу отца и матери. Клетки рассматривают под электронныммикроскопом и измеряют длину хромосом. Мутация хромосомная. Уотцовской хромосомы нет одной части. За счет этого происходитзаболевание.
| ||
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ | ОТВЕТ | КОММЕНТАРИИ |
1. Соответствует ли данный ответ эталону? | Нет | Прочтите еще раз ответ выпускника и эталон |
2. Раскрыты ли позиции, приведенные в эталоне ответа? | Нет | Прочтите еще раз ответ выпускника и эталон |
3. Имеются ли в ответе ошибочные суждения? | Да | Приведен ошибочный метод изучения наследственных заболеваний (гибридологический). Выпускник привел название мутации, но дал неверные объяснения |
4. Как оценить этот ответ? | 0 | Выпускник приводит информацию не по существу вопроса |
Примеры ответов выпускников | Балл |
1. Хромосомы специально обрабатывают, окрашивают красителями. При определении дефектов хромосом используют компьютеры. Дефект в нашем задании заключается в изменении размера хромосомы. Такая мутация хромосомная или геномная. Геномная мутация это болезнь Дауна, у такого ребенка будет 47 хромосом. Большее число хромосом тоже плохо, как и утрата ее части | 1 |
2. В данном заболевании используют цитогенетический метод. Он предполагает микроскопирование хромосом. Установления ее дефектов, которые возникают в результате изменения в самих хромосомах или их числа. А мутация будет называться хромосомной | 2 |
3. Многие уродства человека связаны с изменением хромосом. Изменяются хромосомы под действием многих причин. Загар на солнце приводит к хромосомным болезням. Врачи не рекомендуют жариться на Солнце, так как раковые опухоли быстро разрастаются | 0 |
4. Используемый метод – цитогенетический. В некоторых клетках человека можно под микроскопом рассмотреть хромосомы, например в ядрах лейкоцитов. Мазок крови окрашивают, чтобы хромосомы были заметны для изучения под микроскопом. Изменение длины хромосомы – это серьезная аномалия, которая ведет к нарушению функций организма. Мутация хромосомная, бывают еще геномные мутации, которые связаны с изменение числа хромосом | 2 |
|
6
Пошаговый тренинг
Ответ выпускника: При длительной в арке картофеля клубни становятся рассыпчатыми. О твысокой температуры клетки погибают и разваливаются на к уски.
| |||
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ | ОТВЕТ |
КОММЕНТАРИИ
| |
1. Содержится ли в ответе первый эталон ответа? | Нет |
В ответе ничего не сказано о разрушении межклеточного вещества, которое связывает клетки
| |
2. Содержится ли в ответе второй эталон ответа? | Нет |
В ответе нет информации об отделении клеток друг от друга
| |
3. Содержит ли ответ ошибки? | Да |
Выпускник сослался на то, что «клетки разваливаются на к уски».
| |
4. Как оценить этот ответ? | 0 |
В первом предложении ответа выпускник повторил вопрос задания. Первый и второй элементы эталона в его ответе отсутствуют. За ответ выставляется 0 баллов, это неудовлетворительный ответ
| |
|
Примеры ответов выпускников
1. При длительной варке картофеля даже невооружённым глазом видны мельчайшие крупинки, это и есть отделившиеся друг от друга клетки
2. В свежем картофеле много воды, когда его варят вода из его клеток выходит. Клетки сморщиваются и рассыпаются
3. Картофель долго варится, при этом погибают не только клетки, но и межклеточное вещество. Если картофель варить недолго, то такого вления не наблюдается и его трудно растолочь. В данном случае клетки при термической обработке умерли, а межклеточное вещество их ещё цементирует. Отделение клеток картофеля в результате
разрушения межклеточного вещества – это мацерация
4. При варке клубней высокая температура разрушает ядро, цитоплазму, вакуоли, оболочку. Все эти части не удерживаются вместе и рассыпаются
9
Задания С2
С2. По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца?
|
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к о цениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Элементы ответа:
1) в камеру, обозначенную цифрой 3, поступает венозная кровь из верхней и нижней полых вен;
2) в камеру, обозначенную цифрой 5, поступает артериальная кровь из легочных вен;
3) камера сердца, обозначенная цифрой 3, связана с большим кругом кровообращения;
4) камера сердца, обозначенная цифрой 5, связана с малым кругом кровообращения
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит 3 биологических ошибок
Ответ включает 2-3 из названных выше элементов и не содержит 2 биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3-4 названных
выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит 1 биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных
выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3
10
Пошаговый тренинг
Ответ выпускника: Камера 3 – это правое предсердие, а камера 5 – левое. В п равое предсердие (3) из большого круга кровообращения поступает отработанная венознаякровь по нижней и верхней полым венам. В левое предсердие (5) из малогокруга кровообращения поступает а ртериальная кровь по лёгочным венам.
| ||
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ | ОТВЕТ | КОММЕНТАРИИ |
1. Соответствует ли данный ответ эталону? | Да | Прочитайте еще раз ответ и эталон. |
2. Раскрыт ли выпускником первый элемент эталона ответа? | Да | Ответ выпускника: «… поступает отработанная венозная кровь понижней и верхней полым венам…» |
3. Раскрыт ли выпускником второй элемент эталона ответа? | Да | Ответ выпускника: «…поступает артериальная кровь по лёгочнымвенам…» |
4. Раскрыт ли выпускником третий элемент эталона ответа? | Да | Ответ выпускника: «В правое предсердие (3) из большого кругакровообращения поступает…» |
5. Раскрыт ли выпускником четвёртый элемент эталона ответа? | Да | Ответ выпускника: «В левое предсердие (5)из малого круга кровообращения поступает…» |
6. Имеются ли в ответе дополнительные сведения? | Да | В ответе выпускника названы камеры сердца, о которых идёт речь в задании: «Камера 3 – этоправое предсердие, а камера 5 –левое» |
7. Как оценить такой ответ? | 3 | Ответ продуман и логически выстроен: приводятся названия камер сердца, кругов кровообращения, с какими они связаны, указывается, какая кровь в камеры сердца поступает и по каким сосудам. Ответ выпускника заслуживает максимального балла |
Примеры ответов выпускников | Балл |
1. В камеру 3 впадают нижняя и полая вены, они несут венозную кровь. Это вены. Большой круг. В камеру 5 впадают легочные артерии, они несут артериальную кровь. Малый круг кровообращения | 3 |
2. 3 – левый желудочек из него течёт артериальная кровь по артериям большого круга кровообращения. 5 – правый желудочек из него течёт артериальная кровь в артерии малого круга (лёгочного) | 0 |
11
кровообращения по лёгочным артериям | |
3. Камера три связана с малым кругом кровообращения (лёгочные артерии); пятая камера связана с большим кругом кровообращения (аорта) | 0 |
4. Камеры 3 и 5 связаны с малым кругом кровообращения. В камере 3 – венозная кровь поступает в лёгкие по артериям. В камере 5 находится артериальная кровь, она поступает по венам | 0 |
Пошаговый тренинг
Ответ выпускника: На рисунке буквой А обозначена жилка листа. В её состав входят проводящие ткани. К ним относят сосуды, по ним передвигаются вода иминеральные соли из корняко всем органам и тканям. В частности этивещества по жилкам идут ко всем клеткам листа. В жилках имеются ситовидные трубки, по нимот листьев оттекают органические вещества. Сосуды мёртвые клетки, у них отсутствуют поперечные перегородки. Ситовидные клетки живые, его поперечные перегородки имеют мельчайшиеотверстия (перфорации)
| ||
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ | ОТВЕТ | КОММЕНТАРИИ |
1. Соответствует ли ответ эталону ответа? | Частично | Прочитайте еще раз ответ и эталон |
2. Раскрыт ли выпускником первый элемент эталона ответа? | Частично | Структура листа под буквой А названа жилкой, что соответствует действительности. Выпускник не учёл, что в состав жилки помимо проводящих тканей входит механическая ткань |
3. Раскрыт ли выпускником второй элемент эталона ответа? | Да | Ответ соответствует эталону |
4. Раскрыт ли выпускником третий элемент эталона ответа? | Да | Ответ соответствует эталону |
5. Раскрыт ли выпускником четвёртый элемент эталона ответа? | Нет | Четвёртый элемент эталона отсутствует |
6. Имеются ли в ответе дополнительные сведения? | В ответе приводится дополнительная информация, которая характеризует проводящую ткань (строение сосудов и ситовидных клеток) | |
7. Как оценить этот ответ? | 2 | Выпускник дал грамотный ответ, привел верную дополнительную информацию, относящуюся к вопросу. В ответе нет биологических ошибок. Такой ответ оценивается как неполный |
15
Примеры ответов выпускников | Балл |
1. На рисунке обозначена жилка. В ней находится проводящая ткань и механическая. Механическая ткань придаёт прочность и упругость, это каркас листа. По клеткам проводящей ткани передвигаются органические вещества, которые были синтезированы в пластидах листьев | 3 |
2. Ранней весной после таяния снега можно найти старые листья с одними жилками. Они выглядят как сеточки, потому что мякоть сгнила. Это жилки листа. Такие находки доказывают, что жилки придают листу прочность, поэтому они долго не перегнивают | 2 |
3. В жилках есть проводящая и механическая ткань. Проводящая ткань: сосуды и ситовидные трубки. По сосудам передвигаются органические вещества, это нисходящий ток веществ. По ситовидным трубкам передвигаются вода с минеральными солями. Это восходящий ток веществ. В жилках вещества передвигаются в двух направлениях. Механические клетки придают листу прочность | 2 |
4. Под буквой А показана середина листа. В её клетках находится хлорофилл, а значит, происходит фотосинтез. Фотосинтез очень важный процесс: в листьях на свету образуются органические вещества (крахмал) из воды и углекислого газа | 0 |
Пошаговый тренинг
Ответ выпускника: Ошибки д опущены на характеристику а тавизмов: № 5, 6 и 7 5 - У человека генов атавизмов нет вообще. 6 - Они появляются в новь в результате многочисленных мутаций (вредное влияние алкоголя, никотина, солнечной радиации). 7 - К атавизмам не относят многососковость, она встречается только у животных. Человек рождает малодетей. Этот признак матери не нужен
| ||
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ | ОТВЕТ | КОММЕНТАРИИ |
1. Сколько указано ошибок? | 3 | Внимательно прочитайте еще раз ответ выпускника |
2. Соответствует ли первая ошибка элементу эталона? | Нет | У выпускника не сформировано представление о блокировке генов, их активизации |
3. Соответствует ли вторая ошибка элементу эталона? | Нет | Выпускник не знаком с биогенетическим законом |
4. Соответствует ли третья ошибка элементу эталона? | Нет | Ответ неверный. Выпускник не относит многососковость к атавизмам |
5. Как оценить такой ответ? | 0 | Ответ полностью неверный, хотя выпускник указал и исправил три ошибки. Все три предложения задания (№5,6,7) несут правильную информацию |
Примеры ответов выпускников | Балл |
1. ошибки в предложениях № 2, 3, 7: 2.- Рудименты часто встречаются у человека, их у него около 90. 3. - К рудиментам не относят полулунную складку в уголке глаз, ее у человека нет, она есть у птиц. 7. – К атавизмам не относят многососковость, это рудимент | 1 |
2. ошибки: 2 – рудименты и атавизмы – это сравнительно-анатомические признаки животных, у человека есть только рудименты | 0 |
3. ошибки допущены в предложениях 2,3,6. 2 – рудименты |
17
развиваются у многих; 3 – к рудиментам не относят аппендикс, это нормально функционирующий орган, в нем много пищи и она у человека там переваривается. Если в нем много микробов, то он прорывается, и человек может умереть. 6 – индивидуальное развитие называется онтогенезом | 2 |
4. ошибки допущены в предложениях № 3,5,6: 3 – к рудиментам не относят волосяной покров человека – волосы могут расти, а могут – не расти. Скоро их у человека, наверное, не будет; 5 – гены не блокируются, а перестают работать; 6 – онтогенез – индивидуальное развитие организма. Филогенез – есть краткое повторение онтогенеза | 2 |
18
Задания С3
Пошаговый тренинг
Ответ выпускника: Витамины – низкомолекулярные органические с оединения, необходимые в малых количествах, но обладающие большой биологической активностью. Они совсем не вырабатываются в организме или вырабатываются в очень малых количествах. Чаще всегоони являются коферментами или входят в состав ферментов, поэтому при их недостатке нарушается рост иразвитие, обмен веществ, развиваются заболевания (при авитаминозах и гиповитаминозах). Витамины относят к двум группам, этоводорастворимые - С, и витамины группы В, и жирорастворимые - А, Д, Е, К. Витамин В6 входит в состав ферментов, катализирующих превращениеаминокислот. Витамин К участвует в биосинтезе факторов свертывания крови, Е – антиоксидант
| ||
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ | ОТВЕТ | КОММЕНТАРИИ |
1. Соответствует ли ответ вопросу задания? | Да | Ответ соответствует заданию, дана дополнительная информация |
2. Раскрыт ли в ответе первый элемент эталона? | Да | Дано определение витаминов |
3. Раскрыт ли в ответе | Да | Отмечено, что витамины входят в |
19
второй элемент эталона? | состав ферментов | |
4. Раскрыт ли в ответе третий элемент эталона? | Да | Показана роль витаминов |
5.Содержит ли ответ информацию, не относящуюся к заданию? | Нет | Дополнительная информация конкретизирует третье положение эталона |
6. Содержит ли ответ ошибки? | Нет | В ответе ошибок и неточностей практически нет |
7. Как оценить такой ответ? | 3 | Ответ полный |
Примеры ответов выпускников | Балл |
1. Витамины – биологически активные вещества, которые организм человека вырабатывать не может или вырабатывает в очень малых количествах. Человек получает витамины из внешней среды вместе с пищей. При недостатке витаминов человек может заболеть. При недостатке витамина С развивается цинга. У детей при недостатке витамина D развивается рахит | 2 |
2. Витамины – группа биологически активных органических соединений различной химической природы, поступающих в организм с пищей растительного и животного происхождения. Они присутствуют в пище в ничтожно малых количествах, но играют очень важную роль в процессах обмена веществ, часто являются составной частью ферментов. Некоторые витамины синтезируются микрофлорой кишечника. При отсутствии какого-либо витамина возникает болезненное состояние – авитаминоз, при недостатке поступления витамина с пищей – гипоавитаминоз. Авитаминоз и гипоавитаминоз могут возникать при нарушении всасывания, а также при подавлении микрофлоры кишечника антибиотиками | 3 |
3. Витамины нужны человеку в небольших количествах, но они играют очень большую роль в жизни человека. При их недостатке могут развиваться серьезные болезни. При недостатке витамина А может появиться куриная слепота, замедление роста, ороговение кожи. При отсутствии витамина В – болезнь бери-бери. При этом поражается центральная нервная система. Витамины бывают жирорастворимыми и водорастворимыми | 1 |
4. Витамины играют очень большую роль в жизнедеятельности человека. Нехватка витаминов может привести к различным заболеваниям и ослаблению иммунитета. Например: нехватка витамина А приводит к куриной слепоте, а нехватка витамина D приводит к слабости костей | 0 |
20
Пошаговый тренинг
Ответ выпускника: Скелет головы человека сильно отличается от скелета черепа человекообразных обезьян. У обезьян сильно развиты челюсти, у человека вменьшей степени. Человек питается размельченной, термическиобработанной пищей, поэтому его челюстной аппарат развит слабее. Обэтом можно судить по зубаммудрости (32 пара), для них у человека часто нехватает место на челюстях, это зубы практически не участвуют впищеварении и быстро портятся. У человека имеется подбородок, этосвидетельствует о развитии речи и облегчении челюстного аппарата. Жевательные мышцы хорошо развиты у человекообразных обезьян иутяжеляют нижнюю часть черепа. У человека такжепреобладает лицевойчереп над мозговым. У людей хорошо развито лицо
| ||
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ | ОТВЕТ | КОММЕНТАРИИ |
1.Соответствует ли ответ вопросу задания? | Частично | В ответе частично дан ответ на задание, но раскрыты не все позиции |
2. Раскрыт ли в ответе первый элемент эталона? | Нет | Выпускник перепутал и написал, что у человека развита лицевая часть черепа, и она преобладает над мозговой |
3. Раскрыт ли в ответе второй элемент эталона? | Да | Выпускник указал в ответе на уменьшение челюстного аппарата |
21
4. Раскрыт ли в ответе третий элемент эталона? | Да | Выпускник отметил об уменьшение подбородочного выступа у человека |
5. Раскрыт ли в ответе четвертый элемент эталона? | Нет | Элемент эталона отсутствует |
6. Содержит ли ответ дополнительный материал? | Да | Выпускник приводит дополнительный материал и разъяснения по элементам ответа |
7. Содержатся ли ошибки в ответе? | Да | Перепутан первый элемент ответа |
8. Как оценить такой ответ? | 1 | Дан неполный ответ, допущена грубая ошибка при двух элементах ответа |
Примеры ответов выпускников | Балл |
1. У человека хорошо развиты челюсти, он употребляет приготовленную пищу | 0 |
2. У человека в отличие от человекообразных обезьян не развиты надбровные дуги, челюсти и подбородок. Так как у человека хорошо развит головной мозг, то и мозговой череп развит над лицевым. Мозг у различных людей весит различно: у Тургенева мозг весил около 2-х килограмм, у французского писателя Анатоля Франса - 1 килограмм и четыреста граммов, но это не значит, что один умнее, а другой нет | 2 |
3. У человека не очень хорошо развиты зубы, его предки питались различной пищей. Древний человек собирал корни, зерна, питался насекомыми и моллюсками. Сейчас люди варят пищу, её легче жевать | 0 |
4. Во рту имеются челюсти, жевательная поверхность у человека уменьшена. Увеличена лицевая часть, на который выступает подбородок. Он хорошо развит у кроманьонцев | 1 |
Пошаговый тренинг
Ответ выпускника: Слюна, вырабатываемая у млекопитающих животных в слюнных железах, и содержит разнообразные вещества. Слюна смачивает пищу, у людей есть вещество, обеззараживающее пищу, это вещество называется лизоцимом.Только в растворенном состоянии ощущается вкуспищи. В слюне также есть клейкое вещество муцин, которое формирует пищевой комок.Благодаря муцину пищевой комок скользкий и клейкий, он попадает попищеводу в желудок. В слюне находятся ферменты, расщепляющие углеводы, то естьпищаначинает перевариваться
| ||
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ | ОТВЕТ | КОММЕНТАРИИ |
1. Соответствует ли ответ вопросу задания? | Да | Ответ конкретизируется примером |
2. Раскрыт ли в ответе первый элемент эталона? | Да | Приводятся сведения о смачивании и обезвреживании пищи во рту |
3. Раскрыт ли в ответе второй элемент эталона? | Да | Приводятся сведения о формировании пищевого комка |
4. Раскрыт ли в ответе третий элемент эталона? | Да | Имеются сведения о переваривании углеводов |
5. Содержит ли ответ ошибки? | Нет | Ошибка в ответе не содержатся, приводятся дополнительные сведения |
6. Как оценить такой ответ? | 3 | Ответ полный, заслуживает максимального балла |
Примеры ответов выпускников | Балл |
1. В ротовой полости имеются зубы. У взрослого человека 32 зуба. Зуб имеет сложное строение. Чтобы сохранить зубы надо обеспечить за ними тщательный уход. В ротовой полости в слизистой оболочке много мелких слюнных желез, еще три пары крупных слюнных желез открываются протоками в ротовую полость. К ним относят подъязычные, подчелюстные и околоушные железы | 0 |
2. В слюне есть вещества, которые расщепляют белки. Из белков образуются глюкоза и аминокислоты | 1 |
3. Ферменты слюны расщепляют крахмал, если черный хлеб долго жевать, то появится сладкий вкус. Это происходит потому, что при долгом жевании ферменты успевают переварить углеводы до глюкозы | 1 |
23
При быстром пережевывании крахмал успевает расщепиться только до коротких полимеров | |
4. Хотя слюна состоит в основном из воды, но в ней также имеются биологически активные вещества, которые выполняют определенные функции в ротовой полости. Во рту пища переваривается под действием ферментов, расщепляющих углеводы. Слюна имеет щелочную среду, температура достигает 370С. Такие условия обеспечивают расщепление углеводов. В слюне есть клейкие вещества, формирующие пищевой комок, также в ней есть рецепторы вкуса, в результате чего пища опробуется. На языке расположены зоны, где располагаются рецепторы, воспринимающие сладкое, кислое, горькое, сладкое. Чтобы во рту можно было распознать вкус, пища должна восприниматься обонятельными рецепторами и быть ни холодной и не очень горячей. Слюна частично обеззараживает пищу и делает её скользкой, она быстро скользит по пищеводу в желудок | 3 |
Пошаговый тренинг
Ответ выпускника: Кровь несет по телу воздух, он присоединяется к эритроцитам и лейкоцитам. Также разносится пища. В крови есть антитела, поэтомучеловек не болеет, когда их число уменьшается, то страдает иммунитет. Иммунитет защищает людей от вирусов, паразитов. Его снижение происходит с возрастом, поэтому пожилые люди часто болеют. Лейкоциты поедают микробов.
| ||
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ | ОТВЕТ | КОММЕНТАРИИ |
1. Соответствует ли ответ вопросу задания? | Да | Внимательно прочтите ответ еще раз, в нем представлены элементы эталона |
2. Раскрыт ли в ответе первый элемент эталона? | Частично | Ответ содержит ошибки и неточности |
3. Раскрыт ли в ответе второй элемент эталона? | Да | Ответ содержит биологические погрешности |
4. Раскрыт ли в ответе третий элемент эталона? | Нет | Нет сведений о гуморальной регуляции жизнедеятельности организма |
5. Содержит ли ответ ошибки? | Да | Ответ содержит биологические ошибки и неточности (1, 2) |
6. Как оценить такой ответ? | 1 | Ответ неполный с серьезными погрешностями |
Примеры ответов выпускников | Балл | |||
1. В крови циркулируют питательные вещества, углекислый газ и кислород, антитела, ферменты и гормоны. Все это транспортируется из левого желудочка в правое предсердие и из правого желудочка в левое предсердие | 2 | |||
2. Кровь представляет собой соединительную ткань. Она сост
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности... Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим... Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют... Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |