Проблема соотношения материального и идеального — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Проблема соотношения материального и идеального

2020-12-06 179
Проблема соотношения материального и идеального 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сознание есть идеальное свойство высокоорганизованной материи (человеческого мозга) и представляет из себя субъективный образ объективного мира. Сознание является идеальным потому, что образы, которые существуют в сознании человека, хотя и соответствуют объективным явлениям, но не содержат в себе ни одного материального свойства. Идеальное существует в голове человека (субъекта) как образ внешнего мира, как идеальный снимок с действительности, позволяющий выразить предмет в сознании в отражённом виде. Сознание, являясь свойством деятельности мозга, сводится к материальному процессу, а характеризуется в понятии “идеальное”. Поэтому идеальное есть философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта, отражённого в психическом мире и жизнедеятельности субъекта. Сферу идеального образуют многообразные формы отражения действительности в человеческом мозгу: чувственные и умственные образы, способы их построения и оперирования ими, духовные ценности и ориентации. Идеальное выступает как система отношений между независимыми от сознания и воли объективными явлениями и человеком, который способен эти явления воспроизводить и преобразовывать в процессе своей деятельности.

Идеальное – это субъективная форма, в которой существует объективное содержание, получаемое человеком из внешнего мира. Поэтому содержание сознания объективно.

Идеальное всегда обладает материальным носителем, в качестве которого выступает не только его нервно-мозговой субъект, но и феномены культуры (например, различные знаковые системы и язык), которые были выработаны как воплощение идеального процесса исторического развития человечества.

Будучи производным от материального, идеальное приобретает относительную самостоятельность, становится активным началом жизнедеятельности. Идеальное, возникнув на высоком уровне организации материи, первоначально выступает в роли чувственного образа мира, который служит необходимым фактором регуляции поведения. С развитием человеческого общества первоначальная форма идеального, благодаря деятельности человека, приобретает принципиально иной характер, ибо человек становится субъектом культуры. В системе культуры и благодаря созданным ею продуктам: орудиям труда, религии, искусству, нравственности, науке, правы, политике, философии – развиваются различные формы идеального, формируются умственные образы, схемы и операции, складывается богатство ценностей и идеалов.

 

Язык как форма и средство выражения идеального

Понятие «язык в широком смысле слова» в философской литературе обозначает систему знаков, которые позволяют человеку и человечеству осваивать многообразие мира. В эту систему включает не только абстрактно-логический язык, но и язык символов, представляющий искусственные языки науки (математические и химические формулы, графики и т.д.), различные формы художественно образного языка искусства (музыки, скульптуры, живописи, архитектуры и т.д.), а также система сигнализации, которой пользуются глухонемые.

Язык выступает как средство общения, закрепления и передачи информации и социального опыта.

Общество не может развиваться без средств общения и прежде всего без языка (звукового или письменного).     Язык выступает как материальная оболочка мысли. Он, как и сознание, развивается у человека в процессе усложнения трудовой деятельности, а поэтому язык, как и сознание, является продуктом общественного развития.

Однако, язык необходимо отличать от идеальных образов. Образ – это мысленная или чувственная копия предмета. Если образ внешнего мира указывает на него как на материальный носитель воплощения норм сознания. Поэтому в единстве языка и сознания проявляется диалектика материального и идеального.

Диалектика сознания и языка требует рассмотрения вопросов, связанных с анализом структуры сознания и соотношения сознательных и неосознанных процессов.

Структура сознания

Отметим, что сознание есть явление психическое. Однако понятие «психика» шире понятия «сознание», ибо психика присуща и животному, а сознание, как психическое явление, только человеку. К психическим явлениям можно отнести все осознанные и неосознанные познавательные процессы и образования, такие как ощущения, восприятия и представления, а также психические состояния (радость, усталость, бодрость и др.) и психические свойства личности (типы темперамента, наблюдательность, находчивость и др.).

Сознание не только психологическая категория, но и гносеологическая, ибо ядром сознания является знание. Знание выступает как подтвержденное на практике отражение действительности. Однако сознание может включать не только верное отражение, но и догадки, мифологические и религиозные и другие взгляды.

Кроме знания, в структуре сознания выделяют волю и эмоции. Эмоции отражают переживание человеком своего отношения к миру, многообразным явлениям личной и общественной жизни. Воля выражает сознательную целеустремленность человека на выполнение каких-либо действий.

Надо отметить, что в структуру сознания входит и самосознание, которое представляет из себя оценку человеком своего знания, общественного облика, мотивов поведения, идеалов и т.д. Самосознание присуще не только индивиду, но и социальной группе, обществу, когда они поднимаются до осознания своих общих интересов. Самосознание носит общественный характер, потому что критерием человеческого отношения к самому себе выступают прежде всего другие люди. Человек как личность есть самооценивающее существо. Можно сказать, что без самооценки не только трудно, но даже почти невозможно самоопределиться в жизни. Социальность человека приводит к возникновению в его психическом мире самосознания.

Если сознание позволяет контролировать человеку практическую деятельность, то возникновение самосознания позволяет держать под контролем деятельность самого сознания. Самосознание качественно меняет само сознание, которое включает его в свою структуру. Можно полагать, что сознание можно расчленить на предметное сознание, сознание как переживание и самосознание.

Рассматривая структуру сознания, необходимо обратить внимание на то, что важнейшую особенность сознания человека, в отличие от психики высших животных, составляет его творческая активность. Способность познавать материальный мир и на этой основе изменять его присуще только людям.

Человеческое сознание не только осуществляет глубокий анализ и синтез наблюдаемых явлений, процессов действительности, но и обладает способностью абстрагирования и обобщения. Процесс абстрагирования дает возможность отвлекаться от частностей, открывать в явлениях и процессах общее, глубокие связи и отношения действительности и на данной основе проникать вглубь, в сущность вещей и процессов. Такой процесс сопровождается созданием новых понятий, открытием новых законов, формулированием новых теорий, которые объективно отражают существующие процессы.

Такой процесс переработки понятий, разработки новых теорий есть процесс превращения материального в идеальное.

Данный процесс указывает на то, что сознание обладает свойством отражения. Однако сознание – это особый род и способ отражения действительности, возникший в процессе развития живой материи.

Сознание – явление психическое, но не все психические процессы человека находятся под контролем его сознания и являются осознанными.

Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, неподдающихся в данный момент контролю, получили название бессознательного.  К таковым явлениям относятся: сон, гипноз, телепатия, различные эмоциональные состояния, творческое вдохновение, внушение. Бессознательное – это не мистика, реальность духовной жизни. О существовании этого явления знали в Древней Индии, где в учении Потанджали бессознательное трактовалось как высший уровень познания, а в учении древнегреческого философа Платона эта проблема нашла свое отражение в учении о сознании как припоминании. Тема бессознательного нашла свое отражение в учении Лейбница, Канта, Шопенгауэра, Ницше, Фрейда, который исследовал область бессознательного, его роль в душевных расстройствах людей. Надо учитывать то обстоятельство, что бессознательное, находясь как бы за «порогом сознания», активно влияет на деятельность человека.

 

Схема 1.

  

 

 

 



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.