Тема урока: А. Платонов. Повесть  «Котлован» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема урока: А. Платонов. Повесть  «Котлован»

2020-12-06 327
Тема урока: А. Платонов. Повесть  «Котлован» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема урока: А. Платонов. Повесть  «Котлован»

Цель: дать представление о стилистике произведения Платонова; раскрыть тему социалистического строительства

развивать умения конспектировать лекцию, углублять навыки самостоятельной работы;

воспитывать активную жизненную позицию, воспитывать интерес к творчеству писателя

Ход урока

 

Работа с текстом повести «Котлован»

Давайте  обратимся к повести А. Платонова «Котлован» и поговорим о ней более подробно.

«Котлован» написан Платоновым в 1929—30 годах, а опубликован только в 1987.

Задание: Найти такие черты и подобрать эпизоды.

Характерные черты времени:

Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян.

Грандиозные проекты, стройки коммунизма. Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации.

Энтузиазм «масс».

Уничтожение религии и фанатичное поклонение новой «религии» (не атеизм, а безбожие).

Массовое доносительство

Всеобщая подозрительность.

Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья.

Попытки людей приспособиться к новой жизни.

Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться.

 Повесть Андрея Платонова «Котлован» – это в высшей степени трогательное повествование о жизни «народных масс», огромных стройках социализма, преобразованиях в сельской местности и классовой борьбе в сталинской России. Андрей Платонов написал повесть в тридцатые годы, где показал события первой пятилетки СССР. Писатель сумел невероятно широко, и в то же время довольно четко отразить период наибольшего издевательства властей над простыми людьми. Платонов сам принимал участие в электрификации страны, поэтому не понаслышке знает о том, каким образом происходило строительство прекрасного будущего в то время.

Специфика композиции и стилистические особенности повести Платонова

Писатель посвятил написанию «Котлована» зиму 1929 года и период по апрель 1930-го. Платонова вдохновили события 30-х годов ХХ века, а также процессы, происходившие в СССР в первую половину ХХ столетия. Центральная тема произведения русского автора – коллективизация, попытка реализации ключевой идеи социализма, то есть постройки идеального мира, общества. Образ абстрактного строительства писателем представлен через буквальный мотив стройки: рабочие в повести строят котлован, который должен стать основой для общего дома пролетариев.

Композиция содержательно содержит два раздела. Первая часть можно назвать городской, потому что этот фрагмент повести посвящен компании котлована. Вторая же – деревенская, ведь описывает жизнь кулаков, зажиточных крестьян, процессы раскулачивания и коллективизации. Начало и конец повести – это словесное изображение котлована – центрального образа произведения. Это дает основание литературным критикам определять композицию текста Платонова как кольцевую.

Символы «Котлована»

Котлован знаменует начало строительства новой, лучшей жизни. Строители уже смирились с мыслью, что не смогут дожить до того чудного времени, когда «местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом». Но строители готовы много работать, чтобы будущее поколение – дети – жили в тепле и достатке. Однако именно этот котлован станет могилой для маленькой девочки, которая для всех и была живым примером той самой будущей новой жизни. После смерти девочки, строители, сознательный классовый пролетариат, начинают понимать тщетность создания этого «общепролетарского дома». Люди стараются превозмочь боль утраты каторжным трудом. Рабочие отрешенно, до потери сознания роют этот котлован, чтобы заглушить боль и понимание безнадежности, бессмысленности своих стараний. Маленькая девочка – символ той хорошей жизни, к которой так тяжело прокладывали путь пролетарии, умерла вместе с надеждой и верой в реальность этого призрачного прекрасного будущего.

Кстати, возвращаясь к Вощеву, следует отметить, что героя уволили, потому что во время роста стабильности и прогресса общества одновременно возросла и степень задумчивости населения во всем усиливающихся, увеличивающихся темпах труда. Для Вощева тоже характерна такая задумчивость. Говорят, что все беды – от мыслей, от тяжелых дум. Герой, в конце концов, просит о новой работе, а потом получает назначение на строительство котлована. Жизнь в общем бараке, знакомство с рабочими-землекопами, постоянство и постепенность, пошаговость строительства котлована – теперь это повседневность Вощева, новая жизнь, реальность героя. В этой жизни Вощеву суждено найти ответы на вопросы, которые мучили его. Прежде всего, это вопрошание о смысле жизни, о том, что ждет впереди.

«Котлован» и строительство «прекрасного будущего»

Простые, честные славянские люди никогда не сидели без дела. Русские привыкли зарабатывать себе на жизнь тяжелым трудом. Платонов выделяет два направления строительства прекрасного будущего: индустриализация и коллективизация. По мнению Сталина, частная собственность мешает жителям сельской местности приобщиться к пролетарскому движению масс в коммунистическое будущее. Поэтому у сельских жителей начинают отнимать силой продукты и скот. Эти люди всю свою нелегкую жизнь трудились, чтобы встретить старость в сытости. Единственным стремлением несчастных было желание обеспечить своим детям жизнь хоть немного лучше той, что выпала на их долю. Но активисты колхозного движения вынуждают этих людей, живших всю жизнь в строгой экономии и бережливости, отказаться от собственности и имущества. Смириться с такой несправедливостью и безграничной наглостью властей простым людям сложно. Те, кто ничего не имел, без проблем и даже с удовольствием соглашаются принять участие в коллективизации, ведь им нечего терять.

Но люди, которые тяжким трудом, постоянно отказывая себе даже в еде, заботились о домашнем скоте больше, чем о себе, собственным трудом построили дом, где каждая досочка, каждый гвоздь – это родная вещь, теперь вынуждены отдать все это просто так.

Люди не понимают, почему это с ними происходит. Они не понимают, как теперь жить дальше. Помощи ждать неоткуда, поэтому несчастные готовы умереть, лишь бы не видеть, как уничтожаются труды всей их жизни. Одни простые люди превращают других простых людей в покорное стадо колхозников.

Политика партии именно в этом и заключалась, чтобы, при помощи малообразованных, но практически зомбированных большевистской агитацией представителей пролетариата, полностью уничтожить в сельской местности малейшие проявления независимости от правящей партии. Ликвидировать как класс всех, кто не хочет расставаться со своей собственностью, нажитым непосильным трудом добром – вот главная задача активистов и идейного пролетариата.

Мотив и образ смерти

Автор отдельно выделяет тот факт, что крестьяне собственноручно убили всю свою живность. Огромные мухи среди снега как бы подчеркивают безысходность сложившейся ситуации. Люди, затравленные идейными активистами, сдались и приготовились к смерти. Андрей Платонов в повести много внимания уделяет также теме смерти.

Смерть постоянно присутствует в динамике развертывания повествования Платонова. Процесс коллективизации неразрывно связан с убийством и самоубийством. Герои повести «Котлован» с энтузиазмом начинают строить новый мир. Освободившись от капиталистов, люди готовы радикально изменить мир вокруг и измениться сами. Торжество пролетариата сможет полностью преобразить жизнь простых тружеников: не будет голода, бедности, скорби, а может даже и смерти. Для достижения цели новые пролетарии готовы приложить все силы. Но в результате титанических усилий и жертв именно смерть поглощает все планы и надежды, а переживания и тяготы становятся бессмысленными:

Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем?..

Строители «общепролетарского дома» как и крестьяне в деревне – это работящие искренние труженики, которые гораздо больше заботятся о будущем поколении, чем о себе и своей жизни. Все герои повести готовы умереть, лишь бы дети жили лучше. Благородные затравленные люди еще много лет будут умирать во имя торжества пролетариата и строительства коммунизма… Для блага крестьян нужно уничтожить самих крестьян – такой посыл коллективизации. Андрей Платонов жил и работал в это страшное время огромных строек на костях людей, убийственной коллективизации и нескончаемой пропаганды о прекрасном будущем. Чтобы избежать расправы за вольнодумие, литератор никогда не высказывался против действий советской власти. Поэтому повесть «Котлован» стала своеобразным криком души писателя. Платонов, как и персонажи анализируемого произведения, заботится о будущем поколении. Писатель намеренно использует неуклюжие и просторечные выражения и обороты, так как старается в полной мере показать весь ужас и абсурдность больших государственных проектов того времени.

Финал повести Платонова

Завершение произведения Андрея Платонова отдает трагизмом, ведь символ светлого будущего, перспектив – Настя, маленькая девочка, которую приютили землекопы, – скоропостижно умирает от болезни. Настя – ребенок, и это – обобщающий образ всех детей, ради которых и возводился фундамент здания, котлован, основа нового общества. Настю хоронят в стене котлована. Теперь котлован – не базис для будущего или нового социума, но могила для мечты и надежды.

Андрей Платонов – человек разносторонних интересов. Предлагаем ознакомиться с анализом его произведения “Юшка”, где описывается грустная история одного несчастного человека.

Конечно, чтобы рассказать о сюжете повести, не нужно много места и времени. Но сюжет или фабула – далеко не центральная ценность произведения Платонова. Автор уделяет много внимания описаниям природы, чувств Вощева, анализу взаимоотношений между землекопами. Котлован поначалу кажется счастливой надеждой на другую, светлую жизнь, но вскоре Вощев увидит картину, скрывающуюся за поверхностными лозунгами. Правда жизни состоит в том, что возведение нового всегда граничит с разрушением старого порядка, образа жизни. Платонов демонстрирует в «Котловане» обе стороны перемен: люди, которые получают что-то, и те, которые это что-то теряют. Вещи не приходят из ниоткуда, материя постоянно вращается в мире по кругу, переходя из рук одних лиц в руки других людей. Последние, как правило, оказываются первыми жертвами нового режима.

Котлован роют долго. Строителям кажется, что процесс рытья длится вечно. Между тем, раскулачивание – стремительная специальная операция, которая происходит в мгновение ока. «Котлован» – это повесть, построенная на сюжетном и смысловом контрасте, скрывающая глубокую философскую подоплеку.

 

А. Платонова «Котлован»

Хронологические рамки повествования довольно четко определены. Характерные черты времени, относят читателя к событиям 1929—30 гг. Почти полгода в действии повести сливается в один монотонно тянущийся день, лишенный каких-либо событий. Зато множество событий — организация колхоза, раскулачивание, высылка кулаков, празднование победы — занимает всего один день.В финале повести Чиклин пятнадцать часов роет могилу для Насти в «вечном камне». «Вечное» поселение в «вечном камне» (вечное значит - смерть) оказывается далеко не счастливым. Дом становится ненужным, потому что в нем после смерти Насти, «будущего счастливого человека», некому жить.

Пространство романа определено прежде всего в названии. Это котлован, пространство будущей «счастливой жизни», на самом деле — пространство захоронения этой будущей жизни.

Пространство страны представлено картой СССР, которую разглядывает Настя. Линии на карте определяются ею как «загородки от буржуев». Ни город, ни деревня, в которых действие разворачивается одновременно, названий не имеют. Платонов порой обращает взгляд на небо. Иногда этот взгляд соединяет вечное и преходящее, бесконечное и конечное: «Вощев, опершись о гробы спиной, глядел с телеги вверх — на звездное собрание и в мертвую массовую муть Млечного Пути. Он ожидал, когда же там будет вынесена резолюция о прекращении вечности времени, об искуплении томительности жизни».

Пространство и время съеживаются в пустых гробах. В одном из них Чиклин устраивает Насте «постель на будущее время», в другом должны храниться ее игрушки и «всякое детское хозяйство»: «пусть она тоже имеет красный уголок». Этот страшный символ как нельзя ярче характеризует бесплодность попыток строителей новой жизни.

Котлован становится огромной могилой. Вначале он захватывает овраг, потом партийная администрация требует его расширения в четыре раза, затем Пашкин, «дабы угодить наверняка и забежать вперед главной линии», приказывает увеличить котлован уже в шесть раз.

Главным для Платонова является не конкретное историческое событие, а философское обобщение происходящего, оценка его с точки зрения вечности. Понятия времени и пространства становятся у Платонова метафорой.

Беседа

— Что является предметом изображения в повести?

(В повести Платонова и широкая панорама жизни (промышленность, строительство, сельское хозяйство, образование, управление), и ее философское осмысление (поиски смысла жизни, проблема одиночества человека, стремление к истине, проблема личности).)

— Как развивается в повести чувство тревоги за будущее, за саму жизнь?

(В «Котловане» тревога накапливается и растет с каждым поворотом повествования. Трагедия одиночества и непонятости обществом наложила определенный отпечаток на платоновского героя-правдоискателя, «измученного заботой за всеобщую действительность и поисками «коммунизма среди самодеятельности народа». Платонов пишет о необратимом и все углубляющемся распаде всех социальных и нравственных связей в обществе. Идет превращение жизни в ее экскременты и истирание всего живого в прах: зажиточные мужики заготовляют гробы впрок и ложатся в них с началом раскулачивания; полуголый крестьянин, пришедший за гробами, покрывается со спины «почвой нечистот и обрастает «защитной шерстью».)

Какой же вывод делает Платонов? В «Котловане» нет надежды на будущую жизнь: в основе дома-мечты — гроб с телом ребенка — девочки Насти (вспомним Достоевского — Иван Карамазов, говоря о «слезинке замученного ребенка в основании мировой гармонии», утверждал несостоятельность Царства небесного). «Я теперь ни во что не верю!» — итог строительства новой жизни и нового человека. Однако в записных книжках Платонова есть фраза: «Мертвецы в котловане — это семя будущего в отверстии земли». Все, оказывается, не так просто.

 

Дополнительный материал

Смерть девочки с именем, за которым стоит воскрешение (Анастасия — воскресшая), остановка действия в повести, пик финала и вопрос. Повесть, в которой запечатлелись реальные, общественно-политические события «года великого перелома», обнажала вопросы глубинные — о смысле и цене фундаментальных разрушений в национальной и мировой истории XX века.

Платонов называет еще одного виноватого в случившемся со страной и людьми. Это новый «революционный» язык, оказавшийся чрезвычайно агрессивным и способным к подавлению самостоятельно мышления людей.

Язык лозунгов и декретов, лавиной обрушившийся на головы людей после революции, для большинства из них был чужим и непонятным. А значит — страшным и по-особому значительным. К тому же каналы, по которым этот язык поступал в «массы», тоже были пока непривычными, неосвоенными. Собрания и митинги, а особенно радио и печать в стране полуграмотности — незаменимые способы внушить людям «священный трепет» перед официальным словом. Не случайно главный бюрократ в «Котловане» «товарищ Пашкин бдительно снабдил жилище землекопов радиорупором, чтобы во время отдыха каждый мог приобретать смысл классовой жизни из трубы».

Домашнее задание.   Раскрыть образ (по выбору)

 

Тема урока: А. Платонов. Повесть  «Котлован»

Цель: дать представление о стилистике произведения Платонова; раскрыть тему социалистического строительства

развивать умения конспектировать лекцию, углублять навыки самостоятельной работы;

воспитывать активную жизненную позицию, воспитывать интерес к творчеству писателя

Ход урока

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.