Осень в природе. Признаки осени.(1ч) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Осень в природе. Признаки осени.(1ч)

2020-12-06 73
Осень в природе. Признаки осени.(1ч) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

 

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.

Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования.  Особая роль в этом принадлежит внеурочной деятельности.

 

Программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» - общекультурного направления, составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе авторской программы А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».

Программа  внеурочной деятельности имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас природную среду, места человека в ней, его биологическую сущность.

Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и культурной жизнью, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Актуальность программы.

Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования является воспитание духовно-нравственной личности.

Данная программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, в соответствии с новыми требованиями стандартов нового поколения начальной школы.

Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.

Цели программы: формирование культурного опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; создание условий для развития интеллектуальной активности воспитанников через формирование навыков проектно-исследовательской деятельности.

Основные задачи:

Обучающие:

• дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

• научиться применять на практике полученные знания;

• формировать представления о природе страны, родного края.

Развивающие:

• повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;

• развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;

• развивать творческие способности младших школьников.

Воспитывающие:

• воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

• воспитывать потребность в общении с природой;

• воспитывать любовь к Родине, к родному краю.

 

Межпредметная связь программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» соединяет в себе теоретические сведения из разных областей географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника.

Универсальные учебные действия (УУД).  

Образовательный процесс программы построен как последовательный переход воспитанника от одного образовательного уровня к другому. Средствами внеурочных занятий решаются общие задачи начальной школы, такие, как развитие у ребенка положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и др.), познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.

Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.

Детям предлагается свободная форма поведения на занятиях: можно передвигаться по классу, наблюдать и участвовать в экспериментальных опытах, выбирать по желанию задания творческого характера, участвовать в работе групп сменного состава, пользоваться справочными материалами.

 

Программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» представляет систему занятий для учащихся 1 – 4 классов и включает 135 занятий - 1 занятие в неделю:

- в первом классе - 33 занятия;

- во 2 – 4 классах - по 34 занятий за учебный год.

Формы занятий.Основными формами данной программы являются комбнированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми. Аудиторные занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, исследование.

Методы работы:

· словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

· наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

· практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.

Средства контроля и оценки качества образования:

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

• самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;

• контрольно – познавательные игры;

• табло достижений;

• открытые занятия в игровой форме;

• отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Ресурсное обеспечение программы «Мир вокруг нас»:

Материально-техническое: Компьютер, проектор, экран, DVD;

   Наглядно-дидактические пособия:

• Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы)

• Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс

Раздела

Название раздела и тем

Количество часов

Всего Теория Практика I. Введение. 1 1   II Я и мир вокруг меня. 2 1 1 2.1 Наша Родина – Россия. 1 1   2.2 Моя малая родина. 1   1 III Времена года. 24 9 15 3.1 Осень в природе. Признаки осени. 1   1 3.2 Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. 2 1 1 3.3 Птицы осенью. 2 1 1 3.4 Перелетные птицы. Их охрана. 2 1 1 3.5 Конкурсная программа «Золотая волшебница осень» 1   1 3.6 Зима в природе. Признаки зимы. 1   1 3.7 Вода. Три состояния воды. 2 1 1 3.8 Зимующие птицы. 3 1 2 3.9 Содержания комнатных растений зимой. 3 1 2 3.10 Утренник «Зимушка – зима». 1   1 3.11 Природа весной. Признаки весны. 1   1 3.12 Что вырастет из семечка? 2 1 1 3.13  Птицы весной. 1 1   3.14 Водоемы. 1 1   3.15 Праздник весны. Утренник 1   1 IV Мы – защитники природы. 5 2 3 4.1  Охрана природы. 2 1 1 4.2 Растения и животные «Красной книги России». 2 1 1 4.3 Игра – путешествие «По лесным тропинкам» 1   1 V Подведение итогов. 1 1     Итого: 33 14 19

Содержание программы.

Й год обучения

Введение. (1ч.)

Теоретическая часть. Знакомство с содержанием работы кружка.

 

Я и мир вокруг меня. (2ч.)

Наша Родина – Россия. (1ч.)

Теоретическая часть. Родина. Россия. Города России.

Практическая работа. Экскурсия по карте.

 

Моя малая родина. (1ч.)

 Практическая работа. Фотоколлаж.

 

Времена года. (24ч)

Птицы осенью.(2ч.)

Теоретическая часть. Знакомство с жизнью птиц осенью.

Практическая работа. Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах.

 

Зимующие птицы.(3ч.)

Теоретическая часть. Виды зимующих птиц. Особенности питания в зимнее время года.

Практическая работа. Сбор материала о зимующих птицах. Оформление альбома.

Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

 

Птицы весной. (1ч.)

Теоретическая часть. Связь сроков появления птиц с изменениями температуры воздуха, скрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными изменениями в природе.

 

Водоемы. (1ч.)

Теоретическая часть. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Весеннее половодье.

 

Охрана природы. (2ч.)

Теоретическая часть. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Экологическая обстановка сегодня. Законы об охране природы. Просмотр видеофильма.

Практическая работа. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!».

 

Подведение итогов. (1ч.)

Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс

№ раздела

Название раздела и тем

Количество часов

Всего Теория Практика I. Где мы живем. 4 2 2 1.1 Земля и космос. 2 1 1 1.2 Наша Земля на глобусе и карте полушарий. 2 1 1 II Природа. 24 11 13 2.1 Какие науки изучают природу. Знаменитые ученые. 1 1   2.2 Книги – помощники исследователей. 1   1 2.3 Живая и неживая природа. 2 1 1 2.4 Солнце - источник жизни. 1 1   2.5 Вода. Путешествие за капелькой воды. 1 1   2.6 Вода. Откуда она берется в кране? 1   1 2.7. Воздух. Где он есть? Сколько весит? 2 1 1 2.8 Воздух теплый и холодный. Как беречь воздух? 1   1 2.9 Явления природы. 2 1 1 2.10 Назначение простейших метеорологических приборов. 1   1 2.11 Народные приметы. 2 1 1 2.12 Полезные ископаемые. 2 1 1 2.13 Какие бывают растения. 2 1 1 2.14 Какие бывают животные. 2 1 1 2.15 Человек и природа. 2 1 1 2.16 Природа просит помощи. Экологический утренник. 1   1 III Здоровье и безопасность 5 2 3 3.1 Огонь друг или враг. 2 1 1 3.2 Дорожная безопасность. 2 1 1 3.3 Утренник «Жизнь у нас одна». 1   1 IV Подведение итогов. 1 1     Итого: 34 16 18

Содержание программы.

Й год обучения

Где мы живем. (4ч.)

Земля и космос.(2ч.)

Теоретическая часть.  Земля. Солнце. Планеты. Смена дня и ночи, времен года. Понятие «астрономия». Существует ли жизнь в космосе. Легенды о созвездиях.

Практическая работа. Сочинение сказки «Фантастические приключения инопланетян на Земле».

 

Природа. (24ч.)

Явления природы.(2ч.)

Теоретическая часть.  Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца.

Практическая работа. Сборник загадок о явлениях природы.

 

Народные приметы.(2ч.)

Теоретическая часть.  Как появились народные приметы.

Практическая работа. Сборник народных примет.

 

Полезные ископаемые.(2ч.)

Теоретическая часть. Полезные ископаемые. Виды и свойства полезных ископаемых. Использование человеком природных богатств. Охрана полезных ископаемых.

Практическая работа. Изучение свойств отдельных полезных ископаемых.

 

Человек и природа.(2ч.)

Теоретическая часть. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Практическая работа. Фоторепортаж «Как мы бережем природу».

 

Огонь друг или враг.(2ч.)

Теоретическая часть. Откуда пришел огонь. Использование огня. Правила противопожарной безопасности.

Практическая работа. Просмотр презентации «Огонь друг или враг». Игра «Светофор здоровья».

 

Дорожная безопасность.(2ч.)

Теоретическая часть.  Правила дорожного движения. Дорожные знаки. Инспектор ГИБДД.

Практическая работа. Плакат «Безопасность на дороге».

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс

Раздела

Название раздела и тем

Количество часов

Всего Теория Практика I. Я и моя семья. 10 4 6 1.1 Моя родословная. 3 1 2 1.2 Мое имя. История происхождения имен. 2 1 1 1.3 Профессии моих родных. 3 1 2 1.4 Герб моей семьи. 2 1 1 II В мире растений 12 5 7 2.1 Деревья, кустарники, травы. 3 1 2 2.2 Лекарственные растения. 2 1 1 2.3 Комнатные растения. Откуда они? 2 1 1 2.4 Необычные растения. 2 1 1 2.5 Грибы 2 1 1 2.6 КВН «Знаешь ли ты растения?» 1   1 III В мире животных. 1 1 5 6 3.1 Домашние животные. 2 1 1 3.2 Путешествие в мир млекопитающих. 2 1 1 3.3 Пернатые друзья. 2 1 1 3.4 Земноводные. 2 1 1 3.5 Жизнь насекомых 2 1 1 3.6 Викторина «Знатоки природы». 1   1 IV Подведение итогов. 1 1     Итого: 34 15 19

 


Содержание программы.

Й год обучения

Я и моя семья. (10ч)

Моя родословная.(3ч.)

Теоретическая часть.  Понятие «родословная», «генеалогия», «история». Необходимость изучения истории своей семьи, предков.

Практическая работа. Составление «генеалогического древа» своей семьи.

 

Профессии моих родных. (3ч)

Теоретическая часть.  Что такое профессия? Рассказывание о профессиях родителей и родственников. Знакомство с разнообразием профессий. Представление о будущей профессии.

Практическая работа. Альбом «Профессии моей семьи»

 

Герб моей семьи. (2ч.)

Теоретическая часть.  Понятия «герб», «девиз». Знакомство с историей возникновения герба.

Практическая работа. Составление герба и девиза своей семьи.

 

В мире растений. (12ч.)

Необычные растения. (2ч.)

Теоретическая часть.  Самые большие и самые маленькие растения, ядовитые растения, опасные растения. Растения-хищники.

Практическая работа. Создание альбома «Знаете ли вы…». 

 

Грибы. (2ч.)

Теоретическая часть.  Грибы съедобные и ядовитые. Грибы-паразиты.

Практическая работа. Игра «Съедобный – несъедобный». Составление презентации «Грибы».

 

В мире животных. (11ч.)

Домашние животные. (2ч.)

Теоретическая часть. Домашние животные. Породы домашних животных. Особенности жизни и содержания домашних животных.

  Практическая работа. Изготовление стенгазеты «Мы в ответе за тех, кого приручили».

 

Пернатые друзья.(2ч.)

Теоретическая часть.  Птицы их красота и разнообразие. Особенности строения птиц. Птицы самые маленькие и самые большие, летающие и нелетающие. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники). Птицы перелетные, оседлые, кочующие. Охрана птиц.

Практическая работа. Оформление альбома «Эти удивительные животные»

 

Земноводные. (2ч.)

Теоретическая часть.  Земноводные. Особенности строения земноводных. Приспособленность к условиям обитания. Польза и вред земноводных. Животные, занесенные в Красную книгу.

Практическая работа. Оформление альбома «Эти удивительные животные»

 

Жизнь насекомых. (2ч.)

Теоретическая часть.  Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Охрана насекомых.

Практическая работа. Игра «Пестрый мир насекомых»

 

Подведение итогов. (1ч.)

Анализ работы  за учебный год. Выставка проектных работ.

 

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс

Раздела

Название раздела и тем

Количество часов

Всего Теория Практика I. Я и школа. 4 1 3 1.1 Как, когда и почему возникли школы. 1   1 1.2 История моей школы. 3 1 2 II Родной край – часть большой страны 8 4 4 2.1  Мой край на карте Родины. 1 1   2.2 Путешествие по моему городу. 3 1 2 2.3 Я и мой дом. 2 1 1 2.4 Обычаи и традиции. 2 1 1 III Природа родного края. 13 4 9 3.1 Такие удивительные растения! 3 1 2 3.2 Животные. 3 1 2 3.3 Водоёмы 3 1 2 3.4 Кладовая земли родного края. 3 1 2 3.5 «Красная книга» 1   1 IV Мы и наше здоровье. 8 3 5 4.1 Что значит, быть здоровым человеком? 1 1   4.2 Человеческий организм. 3 1 2 4.3 Питание – основа жизни. 2 1 1 4.4 Вредные привычки 1   1 4.5 Праздник «Я выбираю здоровье». 1   1 V Подведение итогов. 1 1     Итого: 34 13 21

Содержание программы.

Й год обучения

Я и школа.(4ч.)

История нашей школы. (3ч)

Теоретическая часть.  История школы, в которой учатся дети. Традиции школы. Гордость школы. Воспоминания бывших учеников.

Практическая работа. Оформление альбома.

 

Я и мой дом.(2ч.)

  Теоретическая часть.  Виды домов. Жилища разных народов.

Практическая работа. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

 

Обычаи и традиции.(2ч.)

Теоретическая часть.  Обычаи, традиции.

Практическая работа. Разучивание народных игр.

 

Природа родного края.(13ч.)

Такие удивительные растения! (3ч.)

Теоретическая часть. Многообразие растений родного края. Значение растений для человека. Правила поведения в природе по отношению к растениям.

Практическая работа. Создание презентации «Растения нашего края»

 

Животные.(3ч.)

Теоретическая часть. Многообразие животных родного края. Значение животных для человека. Правила поведения в природе по отношению к животным.

Практическая работа. Создание презентации «Животные нашего края»

 

Водоёмы. (3ч.)

Теоретическая часть Реки, озера родного края. Обитатели водоемов.

Практическая работа. Составление сборника «Обитатели наших водоёмов». Создание презентации «Матушка речка»

 

Мы и наше здоровье. (8ч.)

Человеческий организм.(3ч.)

Теоретическая часть. Особенности человеческого организма. Как мы растём? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Как циркулирует кровь? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Почему у нас есть родинки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо? Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар?

Практическая работа. Создание «Книги рекордов Гиннеса» нашей школы.

 

Вредные привычки. (1ч.)

Теоретическая часть.  Алкоголь, никотин, наркотики. Как уберечься от вредных привычек.

Практическая работа. Выпуск газеты «Береги здоровье смолоду!»

 

  Праздник «Я выбираю здоровье». (1ч.)

Практическая работа. Сценарий мероприятия.

 

Подведение итогов. (1ч.)

Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.

 

 

Список литературы:

1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. М.: Агропромиздат, 1999.

2. Афанасьева В.И. Экология не знает границ. М.: Просвещение, 2006.

3. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.

4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 2007.

5. Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ,  1998, №6.

6. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.

7. Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6.

8. Жестгрва Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. 1989, № 10.

9. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 2005.

10. Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // НШ. 2000, №6.

11. Ладвинская А.А. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2012.

12. Плешаков А.А. Планета загадок. М.: Просвещение 2010.

13. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.

14. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. 1999, № 5.

15. Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.

16. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Металлургия, 2012.

17. 11. Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель. М.: АСТ «Астрель», 2002.

18. Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. 1991, № 9.

19. Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ. 1991.

20. Хессайон Д.Г. Энциклопедия «Все о комнатных растениях». М.: «Кладезь-Букс», 2002.

21. Хефлинг Г. Все «чудеса» в одной книге. М.: Прогресс, 2010.

22. Хефлинг Г. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: Колос, 2012.

23. Чижевский А.Е. Экология у нас дома. // НШ. 1998, № 6.

24.  Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

25. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.

Пояснительная записка

 

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.

Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования.  Особая роль в этом принадлежит внеурочной деятельности.

 

Программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» - общекультурного направления, составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе авторской программы А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».

Программа  внеурочной деятельности имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас природную среду, места человека в ней, его биологическую сущность.

Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и культурной жизнью, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Актуальность программы.

Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования является воспитание духовно-нравственной личности.

Данная программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, в соответствии с новыми требованиями стандартов нового поколения начальной школы.

Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.

Цели программы: формирование культурного опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; создание условий для развития интеллектуальной активности воспитанников через формирование навыков проектно-исследовательской деятельности.

Основные задачи:

Обучающие:

• дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

• научиться применять на практике полученные знания;

• формировать представления о природе страны, родного края.

Развивающие:

• повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;

• развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;

• развивать творческие способности младших школьников.

Воспитывающие:

• воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

• воспитывать потребность в общении с природой;

• воспитывать любовь к Родине, к родному краю.

 

Межпредметная связь программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» соединяет в себе теоретические сведения из разных областей географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника.

Универсальные учебные действия (УУД).  

Образовательный процесс программы построен как последовательный переход воспитанника от одного образовательного уровня к другому. Средствами внеурочных занятий решаются общие задачи начальной школы, такие, как развитие у ребенка положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и др.), познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.

Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.

Детям предлагается свободная форма поведения на занятиях: можно передвигаться по классу, наблюдать и участвовать в экспериментальных опытах, выбирать по желанию задания творческого характера, участвовать в работе групп сменного состава, пользоваться справочными материалами.

 

Программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» представляет систему занятий для учащихся 1 – 4 классов и включает 135 занятий - 1 занятие в неделю:

- в первом классе - 33 занятия;

- во 2 – 4 классах - по 34 занятий за учебный год.

Формы занятий.Основными формами данной программы являются комбнированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми. Аудиторные занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, исследование.

Методы работы:

· словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

· наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

· практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.

Средства контроля и оценки качества образования:

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

• самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;

• контрольно – познавательные игры;

• табло достижений;

• открытые занятия в игровой форме;

• отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Ресурсное обеспечение программы «Мир вокруг нас»:

Материально-техническое: Компьютер, проектор, экран, DVD;

   Наглядно-дидактические пособия:

• Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы)

• Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс

Раздела

Название раздела и тем

Количество часов

Всего Теория Практика I. Введение. 1

Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.206 с.