Условия обеспечивающие успешное усвоение понятий. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Условия обеспечивающие успешное усвоение понятий.

2020-12-06 90
Условия обеспечивающие успешное усвоение понятий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) активная умственная деятельность учащихся (коллективный поиск для решения проблемы)

2) целенаправленная работа над развитием у детей лингвисти­ческого отношения к слову и предложению;

3) осознание существенных и несущественных признаков по­нятия;

4) включение нового понятия в систему ранее изученных;

5) раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории;

6) наглядное изучение понятия (таблицы, схемы)

 

Задачи и содержание обучения орфографии в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Русская орфография представляет собой определенную систе­му, которая регламентирует написание значимых частей слова или отдельных слов. Эта регламентация осуществляется с помощью орфографических: правил, основанных на фонетических (как слышится, так и пишется), морфологических (часть слова всегда пишется единообразно независимо от того, как произносится), исторических (слово пишется так, потому что это традиция) законах языка.

Наибольшее, количество правил группируется вокруг морфологического принципа, который является ведущим в русском правописании и охватывает более 70% орфограмм. Кроме морфологического принципа орфографические правила опираются на фонетический и исторический принципы, регулируют раздельное, слитное и дефисное написание слов, определяют пере­нос слов со строки на строку, упорядочивают употребление про­писных букв.

 

1. Развитие навыка фонетически правильного письма

Фонетические написания основаны на соответствии письма и произношения (как слышится, так и пишется).

Освоение процесса письма требует достаточной сформированности ряда психофизических компонентов, в частности, акустического, речедвигательного, зрительного и моторного. Кроме того, большое значение в акте письма имеет умение сохранять внимание на протяжении длительного времени. У детей с ТНР все эти компоненты развиты недостаточно, что приводит к трудностям формирования навыка письма.

Школьники допускают самые разные ошибки, которые носят дисграфический характер: замены букв, пропуски, перестановки, вставки, пропуски и перестановки слогов.

Развитие навыка фонетически правильного письма ведется по двум основным направлениям:

1. развитие фонематического анализа и синтеза

2. компенсаторная опора на дополнительные анализаторы (речедвигательный, зрительный, моторный)

Развитие фонематического анализа и синтеза включает в себя следующие основные виды работ и приемы:

1. Формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа. Здесь большое внимание необходимо уделять упражнениям на звуковую дифференциа­цию: выработку умения повторять сходные слоги и слова вслед за учителем (па-ба-па, ба-па-па), самостоятельно воспроиз­водить оппозиционные структуры (учитель произносят мя, уче­ник — ма и наоборот), сравнивать слова, отличающиеся одним-двумя звуками (мошка — мышка, мишка — миска, шла — ушла — ушли), подбирать слова на заданный звук, комбинировать их из данных букв, наращивать буквы до целого слова, заменять одну букву другой для получения нового слова, называть каждую букву в слове перед его записью, выкладывая при этом фишки.

2. Выполнение упражнений в звуковом анализе обязательно сопровождается беседой, в ходе которой учитель уточняет, как соот­носит ребенок произнесенный звук и букву, как характеризует звук (звонкий и глухой, твердый и мягкий), как понял он произ­веденную им замену одного звука на другой («В слове кот замени звук [т] на [м]. Что получилось? Чем отличаются слова кот и ком?). Эта работа предупреждает механичес­кий характер выполнения упражнений, способствует разви­тию навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Для того что­бы процесс работы был более интересным, учитель может ис­пользовать игровые приемы, например «Живые буквы» (дети получают буквы и строятся с ними так, чтобы из них получилось слово), «Что видел зайка?» (зайка указывает картинку, ученик называет слово и его буквенный состав, за что получает фишку), «Рассыпанные буквы» и др.

3.  Не менее важно для облегчения детям сложного для них процесса звуко-буквенного анализа и синтеза использовать различные наглядные опоры (условно-графические схемы)

4. Полезно организовывать наблюдение за изменением положения органов артикуляционного аппарата, когда эти изменения хорошо просматриваются (в произношении слов мыл, сыр, сом и др.).

Компенсаторная опора на дополнительные анализаторы (речедвигательный, зрительный, моторный). Подключение их осуществляется за счет использования специальных приемов и разных видов заданий:

1. Орфографическое проговаривание слов по слогам, усиливающее речевые кинестезии и активизирующее деятельность речедвигательного анализатора. Усиление поступающих сигналов от движения органов артику­ляционного аппарата в кору головного мозга способствует на­коплению в памяти артикуляционных образов слов.

2. Опора на зрительный анализатор. В качестве основных видов упражнений здесь можно назвать зрительно-предупредительный диктант, письмо по памяти, таблицы «дежурных слов», рассчитанные на зрительное восприятие их в течение недели. При использовании зрительно-предупредительного диктанта дети прочитывают предложение, разбирают орфограммы, проговаривают слова по слогам и воспроизводят их по памяти при закрытом тексте. Письмо по памяти — более трудоемкий вид упражнения, но и более действенный, так как школьники получают установку сохранить в памяти зрительные образы слов на больший промежуток времени, чем в зрительном диктанте. Дети дома заучивают текст, а в классе воспроизводят его на орфографической пятиминутке. Работа с «дежурным» словарем, который находится все время перед глазами ученика, будет эффективной, если один раз в течение недели (без объявления дня) учитель обязательно предлагает школьникам записать по памяти все слова, которые были на таблице или наборном полотне.

3. Для формирования навыка зрительного контроля и умения сличать написанное на доске и в тетради полезны задания на взаимопроверку тетрадей, а затем и на самопроверку.

4. Большое значение для освоения грамотного письма имеет процесс списывания, когда включается в деятельность моторный анализатор. Школьники учатся соблюдать следующий порядок работы:

· прочитать слово и осмыслить его;

· еще раз прочитать слово и проговорить его по слогам;

· записать слово, проговаривая его по слогам с несколько утрированным артикулированием каждого звука и соотнесением звука с буквой;

· проверить написанное с записью на доске или в книге. Наиболее сложными для детей операциями являются третья и четвертая. Для отработки умения записывать слова с проговариванием (а именно этот путь соответствует естественному про­цессу письма любого человека) можно сохранить на некоторое время шепотное произнесение, постепенно заменяя его на проговаривание про себя.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.