Характеристика учащихся специальной коррекционной школы V вида. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Характеристика учащихся специальной коррекционной школы V вида.

2020-12-06 685
Характеристика учащихся специальной коррекционной школы V вида. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Методика преподавания русского языка (специальная)»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА

Лекция № 1. Коррекционная направленность обучения русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида.

План:

1. Характеристика учащихся специальной коррекционной школы V вида.

2. Образовательные и коррекционные задачи русского языка как учебной дисциплины в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

3. Принципы обучения русскому языку в специальной школе.

4. Содержание и направления работы по обучению русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Задачи изучения языка как учебного предмета.

- усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, графике и пунктуации, подготавливающих к изучению систематического курса языка средней школы;

- обогащение речевой практики детей, развитие умения сознательно использовать знания по фонетике, грамматике и правописанию;

- овладение на этой основе способами моделирования, различными речевыми операциями.

- Воспитание умения работать с учебником, словарями, таблицами.

Принципы обучения русскому языку в специальной школе.

Принципы:

1. Принцип коммуникативной направленности – язык в первую очередь должен быть усвоен как средство общения и орудие познавательной деятельности.

2. Построение обучения языку на основе учета уровня речевого развития, типичных и индивидуальных особенностей детей.

3. Взаимосвязь в работе по формированию речевого общения, коррекции речи и обучения детей языку как предмету.

4. Онтогенетический принцип.

5. Формирование и коррекция речи на основе установления взаимосвязи между фонетическими, лексическими и грамматическими компонентами языка.

6. Обучение языку на основе формирования языковых обобщений.

 

Содержание и направления работы по обучению русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи.

Решение речевых и языковых задач в их взаимосвязи требует специальных педагогических средств и расчленения курса русского языка на разделы, отличные от общеобразовательной школы.

Программа начальных классов состоит из следующих разделов: «Развитие речи», «Произношение», «Обучение грамоте», «Фонетика, грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи».

УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Основная задача развития речи состоит в том, чтобы приблизить учеников к уровню практического владения родным языком в норме, т. е. научить пользоваться речью как средством общения.

С этой целью систематически проводится совершенствование форм речевого общения и средств языка по следующим взаимосвязанным направлениям:

а) развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире;

б) формирование и расширение лексической стороны речи;

в) практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений;

г) формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов родного языка (обучению грамматике, грамоте, правописанию).

Система работы по развитию речи предусматривает концентрический путь освоения речевого материала (Л. Ф. Спирова, 1980).

УРОКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

В системе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи выделен специальный раздел — произношение. Его основная задача — воспитание у учащихся четкой, внятной и выразительной речи, коррекция фонематического недоразвития и формирования навыков анализа и синтеза звукового состава речи.

При обучении произношению на всех этапах решаются три основных задачи: формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия; развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи; развитие навыков анализа и синтеза звукового состава речи.

Наиболее эффективной работой по формированию произношения в специальной школе является сочетание уроков произношения и индивидуальных логопедических занятий.

УРОКИ ЧТЕНИЯ

В программе по чтению, помимо формирования общеобразовательных и воспитательных задач, учитывается коррекционная роль чтения как эффективного средства закрепления правильного произношения звуков и слов различной слоговой структуры, накопления и обогащения словарного запаса, развития грамматического строя языка, понимания синтаксических конструкций и развития связной речи.

План:

1. Лингвистические и психолого-педагогические основы обучения грамоте учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

2. Добукварный период обучения грамоте в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

3. Букварный период обучения грамоте в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. 

 

 

ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ

Правильное чтение - это чтение без искажения звукового со­става слов с соблюдением правильного ударения в словах. Дети с нарушениями речи допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, не дочитывают окончания, что затрудняет выработку других качеств чтения.

ОСОЗНАННОСТЬ ЧТЕНИЯ

Осознанность чтения является основным качеством, при овладе­нии которым достигается наиболее полное понимание информацион­ной, смысловой и идейной сторон текста.

*  подготовка учащихся к восприятию текста.

*  словарная работа.

*  анализ изобразитель­ных средств.

*  первоначальное чтение.

*  анализ текста.

*  закрепление содержания прочитанного текста.

*  работа над составлением плана.

*  пересказ.

*  обобщающая беседа в связи со всеми текстами темы или по всему произведению.

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ

Выразительность чтения — это такое качество чтения, при кото­ром с помощью различных средств интонации наиболее полно пере­дается эмоциональное и смысловое содержание произведения. Выработка выразительного чтения является длительным и не всегда успешным процессом в речевой школе. Специфика речевого развития и нейродинамики приводит к тому, что даже устные высказывания детей часто маловыразительны, интонационно не окрашены либо имеют неадекватную эмоциональную окрашенность; речь детей страдает в темпо-ритмическом и фонемном оформлении.

Виды и приемы работы:

* Отчетливое произнесение звуков, фраз, скороговорок – для отработки дикции.

* Хоровое чтение – для отработки громкости речи и темпа.

* Подражание образцу выразительного чтения.

* Чтение по ролям, драматизация текста.

* Специальные упражнения на формирование умения со­знательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств – логическими паузами, логическим ударением, изменением интонации и проч.

* Участие всех школьников класса в художественной самодеятельности.

БЕГЛОСТЬ ЧТЕНИЯ

Беглость чтения — это такой темп, который характерен для раз­говорной речи и при котором понимание читаемого материала опере­жает его произнесение. Становление навыка беглого чте­ния у детей с нарушением речи — процесс достаточно длитель­ный. Не все учащиеся с ТНР способны овладеть беглым чтением в силу специфики динамики нервных процессов и речи: беглое чтение с трудом дается детям с брадилалическими расстройствами, с проявлениями сенсомоторной алалии, с заиканием и для других. Часто наращивание темпа чтения приводит к тому, что ребенок не успевает осознавать прочитанное и читает механически – достаточно бегло, но не понимая смысла. Поэтому вопрос формирования беглого чтения у учащихся с ТНР является дискуссионным (Алтухова Т.А.)  

ЗАДАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ В МЕЖСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД

Тренировочный тест:

A. Внешний вид лебедя

B. Части его тела

C. Место обитания

III. Вопросы к экзамену по методике преподавания русского языка.

1. Образовательные задачи русского языка как учебной дисциплины в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

2. Коррекционно-воспитательные задачи русского языка как учебной дисциплины в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

3. Содержание и направления работы по обучению русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи.

4. Методические принципы обучения русскому языку школьников с тяжелыми нарушениями речи.

5. «Произношение» как учебная дисциплина цикла «Русский язык» в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

6. Основные разделы работы на уроках произношения.

7. Особенности применения звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

8. Характеристика задач добукварного периода обучения грамоте в школе V вида.

9. Работа по формированию и развитию фонематического слуха в добукварный период обучения грамоте детей с нарушениями речи.

10. Работа по развитию зрительно-пространственных функций детей с нарушениями речи в добукварный период обучения грамоте.

11. Подготовка детей с нарушениями речи к обучению письму (формирование графомоторных навыков).

12. Основные трудности, испытываемые учащимися с тяжелыми нарушениями речи в букварный период обучения грамоте.

13. Основные виды занятий по обучению грамоте.

14. Образовательно-воспитательное и коррекционно-развивающее значение уроков чтения.

15. Задачи и содержание обучения чтению в школе для детей с нарушениями речи.

16. Работа над правильностью чтения в начальных классах школы V вида.

17. Работа над осознанностью чтения в начальных классах школы V вида.

18. Работа над выразительностью чтения в начальных классах школы V вида.

19. Работа над беглостью чтения в начальных классах школы V вида.

20. Этапы работы над художественным произведением на уроках чтения в школе V вида.

21. Общая характеристика содержания обучения русскому языку в школе V вида.

22. Задачи работы по обучению русскому языку в начальных классах школы для детей с ТНР (2-5 классы).

23. Методика формирования первоначальных грамматических обобщений у учащихся 2-5 классов школы V вида. Упражнения, использующиеся при формировании первоначальных языковых обобщений: логические, языковые, речевые.

24. Методика формирования грамматических понятий у учащихся с ТНР.

25. Задачи и содержание обучения орфографии в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

26. Особенности формирования орфографических навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Специфические ошибки письма учащихся с детей с нарушениями речи.

27. Работа по формированию орфографических навыков (навык фонетически правильного письма, навык письма по правилу).

28. Предупреждение ошибок и работа над ошибками в школе V вида.

29. «Развитие речи» как учебная дисциплина цикла «Русский язык» в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

30. Тематика, цели, задачи, структура и планирование уроков развития речи в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида.

Основная литература:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Методика преподавания русского языка (специальная)»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА

Лекция № 1. Коррекционная направленность обучения русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида.

План:

1. Характеристика учащихся специальной коррекционной школы V вида.

2. Образовательные и коррекционные задачи русского языка как учебной дисциплины в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

3. Принципы обучения русскому языку в специальной школе.

4. Содержание и направления работы по обучению русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Характеристика учащихся специальной коррекционной школы V вида.

 

Обучение и воспитание детей с ОНР школьного возраста осуществляется в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В I отделение школы для детей с ТНР принимаются дети с грубо выраженным общим недоразвитием речи (алалией, алалией, осложненной заиканием, афазией, дизартрией, ринолалией и тяжелой дислалией, сопровож­дающейся дисграфией и дислексией).

Общее недоразвитие речи у таких учеников проявляется в позднем ее развитии. Поэтому их опыт речевого общения оказы­вается намного меньше, чем у детей с нормальной речью, и харак­теризуется недоразвитием всех компонентов речи, касающимся как смысловой, так и звуковой ее сторон. Речь детей характеризуется чрезвычайной бедностью словаря. Каждый учащийся имеет свой словарь, иногда весьма отличный от словаря других. Используемые, слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употреб­ляются не всегда верно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания их значения.

Ученики стремятся изменить слова по родам, числам, падежам, лицам и временам, но их попытки оказываются часто безуспешными. При построении предложений нарушаются нормы согласо­вания и управления. Затруднения в практическом овладении грам­матическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи и читаемого текста, многие грамматические формы и категории недостаточно различаются детьми.

Наблюдаются грубые недостатки в произношении звуков и сло­говой структуры даже двусложных слов. Отсюда недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что приводит в процессе обучения к специфическим (дисграфическим) ошибкам. Все это ограничивает общение детей. Их разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с опреде­ленной ситуацией. Вне этой ситуации она часто оказывается непонятной. Развитие описательной и повествовательной речи (моно­логической), очень важной для обучения и усвоения детьми зна­ний, происходит в процессе обучения очень медленно.

Указанные отклонения в развитии речи детей требуют специ­альной работы по их преодолению. Разработка содержания и методов обучения основывается на тщательном изучении закономерностей речевого развития учащихся (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, И. К. Колповская, Г. В. Чиркина, О. Е. Грибова и др.).

Особенности речевого развития учащихся I отделения определяют специфику обучения в школе. Основным учебным предметом, который служит в наибольшей степени коррекционным целям, является начальный курс русского языка. Содержание уроков по этому предмету в специальной школе имеет несколько направлений: устранение нарушений речевого развития; организацию активной речевой практики; обучение письму, чтению; систематическое изучение сведений по грамматике, правописанию; подготовку к дальнейшему усвоению русского языка как предмета и других курсов в объеме неполной средней общеобразовательной школы.

В процессе специального обучения языку осуществляется также развитие познавательной деятельности на материале речевых фактов, постепенное формирование отвлеченного словесного мышления, создание прочной основы для дальнейшего повышения образовательного и культурного уровня учащихся и овладения профессией.

Обучение РЯ в школе ТНР имеет четко выраженную практическую направленность. Начиная со второго класса, овладение языком и его изучение сливаются в единый процесс, создающий базу для всестороннего развития учащихся.

Образовательные и коррекционные задачи русского языка как учебной дисциплины в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель - формирование у детей с ТНР полноценного средства общения и орудия мышления и создание тем самым необходимы предпосылок для изучения русского языка как предмета и других основ наук учебного плана. Для достижения этой цели, работа по развитию речи и обучению РЯ проводится не только на уроках языкового цикла, но и в процессе всей образовательно-воспитательной работы в школе.

Исходя из цели, обучение языку в школе ТНР включает две группы задач:

1. задачи, направленные на формирование у учащихся речи как средства общения (СО)  и орудия мышления (ОМ)

2. задачи изучения языка как учебного предмета.

Задачи, направленные на формирование у учащихся речи как СО и ОМ:

- Развитие понимания обращенной речи

- Формирование активной устной речи учащихся

- Обучение произношению

- Обучение письменной речи

- Формирование словарного запаса

- Формирование грамматического строя речи


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.