Дела о защите прав потребителей — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Дела о защите прав потребителей

2020-12-06 50
Дела о защите прав потребителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дела о защите прав потребителей

 

Судебный порядок защиты прав потребителей значительно выделяется среди других категорий дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, простотой, доступностью и демократичностью.

Помимо процессуальных особенностей разрешения подобных дел необходимо отметить некоторые проблемы доказывания, существующие в правоприменительной практике в делах о защите прав потребителей. Появление этих особенностей связано прежде всего с неоднозначным толкованием положений Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и бесконечным спором вокруг определения круга правоотношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей.

Правом на обращение в суд за защитой потребителей согласно ст. ст. 17, 44 - 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" и ст. ст. 3, 34, 45, 46, 48 ГПК обладают:

- сам потребитель;

- представитель потребителя;

- органы местного самоуправления (их соответствующие структуры);

- общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы);

- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" и подп. 13 п. 1 ст. 333.36 НК РФ потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также уполномоченные органы по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины без каких-либо ограничений, в том числе при заявлении требований о компенсации морального вреда, причиненного нарушением этих прав.

Положительным моментом в защите прав потребителей является альтернативная подсудность таких исков. В силу п. 2 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" и ч. 7 ст. 29 ГПК иски по делам о защите прав потребителей предъявляются в суд:

- по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - по месту его жительства;

- по месту жительства или пребывания истца;

- по месту заключения или исполнения договора.

При обращении в суд с исковым заявлением необходимо учитывать, что Закон РФ "О защите прав потребителей" не устанавливает обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, однако по ряду споров данной категории действующее законодательство такой порядок предусматривает (например, ст. 797 ГК РФ, п. 3 ст. 124 ВзК РФ, ст. 120 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"). Несоблюдение этого требования в указанных случаях влечет возвращение искового заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК, если срок на предъявление претензии не истек.

 

ДОКАЗЫВАНИЕ ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ

 

Суды общей юрисдикции рассматривают дела по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов - Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов (ст. ст. 22, 245, 251 ГПК).

Разъяснения по ряду вопросов, возникающих при рассмотрении судами дел о признании нормативных правовых актов недействующими, даны в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ N 8 и от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".

Предмет доказывания по делам о признании нормативных актов недействующими образуют следующие юридически значимые обстоятельства:

1) принятие органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным должностным лицом оспариваемого нормативного акта (ст. ст. 251, 253 ГПК).

При решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам гл. 24 ГПК (п. п. 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48);

2) порядок принятия нормативного акта (ст. ст. 251, 253 ГПК). Под таким порядком Пленум ВС РФ понимает:

- полномочия государственного органа на издание нормативных правовых актов и их пределы;

- форму (вид), в которой государственный орган вправе принимать нормативные правовые акты;

- соблюдение установленной процедуры принятия нормативного правового акта;

- предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования (п. п. 17, 19 Постановления N 48).

При рассмотрении данных дел суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия государственным органом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции данного органа (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48).

Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, следует проверять, соблюден ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу.

Проверяя соблюдение порядка государственной регистрации НПА, следует выяснять, имеется ли решение о государственной регистрации данного НПА и принято ли оно уполномоченным на то органом в установленном порядке (п. п. 20 - 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48);

3) соответствие оспариваемого нормативного акта по содержанию нормативному акту, имеющему большую юридическую силу (ст. 253 ГПК).

Пленум Верховного Суда РФ в п. 24 Постановления N 48 разъяснил, что поскольку согласно ч. 3 ст. 246 ГПК суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу;

4) нарушение оспариваемым нормативным актом: прав и (или) свобод гражданина, организации-заявителя; компетенции государственного органа-заявителя.

Пленум Верховного Суда РФ в п. п. 7, 11 Постановления N 48 разъяснил, что в заявлении об оспаривании нормативного правового акта или его части должно быть указано, в частности, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя. При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и другими НПА, нарушаются оспариваемым актом, поскольку ст. 251 ГПК не возлагает на него такую обязанность. Судья отказывает в принятии заявления в случае, когда в заявлении гражданина или организации оспаривается полностью или в части НПА, очевидно не затрагивающий их права и свободы, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки акта или его части в порядке, предусмотренном гл. 24 ГПК;

5) момент, с которого оспариваемый нормативный акт вошел в противоречие с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу, а также тот факт, применялся ли оспариваемый нормативный акт и, соответственно, служил ли основанием для реализации прав граждан и (или) организаций.

Установление данных обстоятельств связано с необходимостью разрешения судом вопроса о том, с какого времени оспоренный НПА признается судом недействующим - "со дня его принятия или иного указанного судом времени" (ч. 2 ст. 253 ГПК) - с учетом стабильности гражданского оборота.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 28 Постановления N 48 разъяснил, что НПА или его часть может быть признан недействующим с того времени, когда он вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее НПА, имеющего большую юридическую силу, он или его часть может быть признан недействующим со дня вступления в силу НПА, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть противоречит. Оспариваемый акт, принятый позднее НПА, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если НПА до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Распределение обязанностей по доказыванию следующее. В силу правила ч. 1 ст. 249 ГПК факты, обозначенные в приведенной классификации под N 2, 3, надлежит доказывать государственному органу, принявшему оспариваемый НПА. На заявителя возлагается обязанность доказать сам факт принятия такого акта и нарушения таким актом прав и (или) свобод либо компетенции заявителя (факты N 1, 4).

"Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие)" (ч. 1 ст. 249 ГПК).

 

Необходимые доказательства:

- копия оспариваемого нормативного акта. В силу ч. 6 ст. 251 ГПК к заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким СМИ и когда опубликован этот акт;

- копии нормативных актов, регулирующих деятельность государственного органа (в том числе его правомочность на издание нормативных актов, порядок их принятия, регистрации, обнародования и проч.).

- доказательства нарушения оспариваемым нормативным актом прав и (или) свобод заявителя либо его компетенции. Например, по делу об оспаривании инструкции ФССП и другой федеральной службы о порядке взаимодействия между службами по вопросам ограничения граждан-должников в выезде за рубеж, предусматривающей определенное по времени прохождение информации об отмене ограничения в выезде гражданина за рубеж, по мотиву того, что такое ограничение по смыслу ст. 67 Федерального закона "Об исполнительном производстве" подлежит отмене (снятию) незамедлительно по погашении долга по исполнительному документу, заявителю надлежит представить доказательства возбуждения в отношении его исполнительного производства, применения в отношении его в рамках исполнительного производства ограничения на выезд за рубеж (копии соответствующих постановлений судебного пристава-исполнителя), погашения долга в определенный момент, после чего направление к месту отправки за рубеж (на отдых, лечение и др.) и невыпуск его за рубеж уполномоченным государственным органом по мотиву неотмененного в отношении гражданина ограничения в перемещении за границу.


В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНО

ДОКАЗЫВАНИЕ ПО ДЕЛАМ

Дела об усыновлении (удочерении) гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации

 

По делам об усыновлении детей - граждан РФ гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами России, иностранными гражданами и лицами без гражданства выделим лишь особенности, поскольку общие требования уже были указаны при рассмотрении вопроса о порядке усыновления детей - граждан РФ гражданами РФ, постоянно проживающими на территории РФ.

Предмет доказывания следующий.

При установлении факта возможности данных лиц быть усыновителями необходимо выяснять также следующие обстоятельства:

- личность кандидата в усыновители;

- условия жизни и быта, включая биографические данные, состав семьи, наличие детей;

- право на усыновление кандидата в усыновители;

- возможность въезда ребенка на территорию страны проживания усыновителей и возможность его постоянного жительства на территории страны.

Факт возможности усыновления в отношении данного ребенка должен подтверждаться также следующими обстоятельствами:

- невозможность усыновления в отношении данного ребенка гражданами РФ, постоянно проживающими на ее территории;

- факт поступления сведений о ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и истечение шестимесячного срока со дня поступления этих сведений.

Рассмотрим необходимые доказательства. Для подтверждения факта возможности данных лиц быть усыновителями должны быть представлены следующие доказательства:

- копии паспортов;

- заключение (homestudy), выданное компетентным органом страны проживания кандидата в усыновители, а если заключение дано частным агентством - копия лицензии агентства. К заключению прилагаются также фотоматериалы о семье кандидата в усыновители;

- документ, выдаваемый компетентным органом страны проживания кандидата в усыновители, о возможности быть усыновителем;

- разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на территории страны;

- обязательство компетентного органа государства проживания гражданина РФ, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка и представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя;

- обязательство компетентного органа государства проживания гражданина РФ, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленного ребенка.

Факт возможности установления усыновления в отношении данного ребенка должен подтверждаться с помощью:

- справки органа исполнительной власти субъекта РФ, на который возложены функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

- письма Министерства образования и науки РФ, в котором также указывается, что в установленные сроки не представилась возможность передачи ребенка в семью граждан РФ.

Особенности собирания, представления доказательств и их исследования следующие. Все представленные документы должны быть удостоверены компетентным органом страны, в которой документ был совершен, посредством проставления на каждый документ апостиля. Граждане государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г., представляют документы, легализованные в установленном порядке. После легализации и проставления апостиля документы должны быть переведены на русский язык и перевод нотариально удостоверен в консульском учреждении Российской Федерации либо в органах нотариата на территории РФ.

Проставление апостиля не требуется в том случае, если между сторонами - участницами Гаагской конвенции заключены международные договоры об оказании правовой помощи и о правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (например, такие договоры подписаны у Российской Федерации с Италией, Грецией, Латвией).

Как уже указывалось выше, при усыновлении ребенка в данном случае необходимо устанавливать факты поступления сведений о ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и истечение шестимесячного срока со дня поступления этих сведений. Первичный учет ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органом опеки и попечительства по месту его фактического нахождения. В течение трех дней со дня получения сведений о таком ребенке орган опеки и попечительства обязан зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета. Если по истечении одного месяца со дня первичной регистрации по фактическому месту нахождения ребенок не был передан на воспитание в семью, орган опеки и попечительства заполняет на ребенка анкету, которая передается региональному оператору банка данных о детях. Если после этого ребенок по истечении месяца не был устроен на воспитание в семью, сведения о нем передаются федеральному оператору государственного банка о детях.


ДОКАЗЫВАНИЕ ПРИ СОВЕРШЕНИИ

Дела о защите прав потребителей

 

Судебный порядок защиты прав потребителей значительно выделяется среди других категорий дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, простотой, доступностью и демократичностью.

Помимо процессуальных особенностей разрешения подобных дел необходимо отметить некоторые проблемы доказывания, существующие в правоприменительной практике в делах о защите прав потребителей. Появление этих особенностей связано прежде всего с неоднозначным толкованием положений Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и бесконечным спором вокруг определения круга правоотношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей.

Правом на обращение в суд за защитой потребителей согласно ст. ст. 17, 44 - 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" и ст. ст. 3, 34, 45, 46, 48 ГПК обладают:

- сам потребитель;

- представитель потребителя;

- органы местного самоуправления (их соответствующие структуры);

- общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы);

- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" и подп. 13 п. 1 ст. 333.36 НК РФ потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также уполномоченные органы по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины без каких-либо ограничений, в том числе при заявлении требований о компенсации морального вреда, причиненного нарушением этих прав.

Положительным моментом в защите прав потребителей является альтернативная подсудность таких исков. В силу п. 2 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" и ч. 7 ст. 29 ГПК иски по делам о защите прав потребителей предъявляются в суд:

- по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - по месту его жительства;

- по месту жительства или пребывания истца;

- по месту заключения или исполнения договора.

При обращении в суд с исковым заявлением необходимо учитывать, что Закон РФ "О защите прав потребителей" не устанавливает обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, однако по ряду споров данной категории действующее законодательство такой порядок предусматривает (например, ст. 797 ГК РФ, п. 3 ст. 124 ВзК РФ, ст. 120 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"). Несоблюдение этого требования в указанных случаях влечет возвращение искового заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК, если срок на предъявление претензии не истек.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.