ЗАНЯТИЕ 7. Разновидности лжи — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

ЗАНЯТИЕ 7. Разновидности лжи

2020-12-06 74
ЗАНЯТИЕ 7. Разновидности лжи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ведущий. Сегодня мы познакомимся с ложью, которую многие считают невинной, а также узнаем, какая ложь считается очень опасной. Невинная ложь — это хитрость. Психологи делят людей на умных и хитрых. «У лжи постоянная спутница — хитрость»,– сказал философ Джон Локк.

1. Вспомните хитрых животных из русских народных сказок. Эти герои кажутся тебе умными или хитрыми?

• К приемам хитреца можно отнести лесть и плутовство. Многие философы, писатели сходятся на том, что хитрость — это качество людей с невысоким уровнем развития. Хитрость — от слабости, от страха, от желания что-то получить бесплатно. Может быть, поэтому в народных сказках хитрыми чаще всего бывают животные, маленькие дети, старики. А молодые, сильные герои за правду сражаются, стоят горой и никогда не хитрят. Попробуйте вспомнить хитрость сказочного героя.

• Самая опасная ложь — полуправда. В этой лжи есть немного правды, и ей все начинают верить. А заодно верят и той большой лжи, которую нагромождают рядом с правдой. Например, девочки узнали, что их подруга ходила к директору школы, но не знали — зачем. На следующий день в школе распространилась «правдивая» ложь: Света ябеда, она ходила к директору жаловаться.

2. Приведите пример такой «правдивой лжи» из истории или собственной жизни.

ЗАНЯТИЕ 8. Как распознать лжеца

Ведущий. Распознать лжеца можно по трем вещам: жестам, выражению лица (мимике) и особенностям речи. Жесты и мимика человека — это язык, который очень точно говорит нам о желаниях и намерениях человека. Если вы знаете значение жестов, то вы с уверенностью сможете сказать, когда человек лжет, а когда говорит правду.

С начала наших занятий вы много наблюдали за людьми, сталкивались с обманом. Как вы считаете, можно ли понять, что человек лжет? По каким признакам это можно определить?

• Нервозность. Человек совершает лишние движения, суетится без причины

• Особенности взгляда: ускользающий взор, не смотрит в глаза.

• Очень пристальный, немигающий взгляд, изучающий твою реакцию на его слова

• Жест, прикрывающий рот рукой, как будто не хочет, чтобы лживые слова вылетели из его рта.

• Неточность, путаность речи.

• Многословие, отсутствие четких формулировок, Говорит много и ни о чем, не отвечает на вопрос конкретно. «У правды один ответ: либо да, либо нет».

• Многократное повторение одной и той же мысли.

• Излишняя эмоциональность, когда человек кричит, нервничает.

ЗАНЯТИЕ 9. Кому мы чаще всего лжем

Ведущий. Сегодня мы сделаем вывод, кому мы чаще всего лжем.

Игра 1

Предложите детям ответить на вопрос, подняв руку вместо ответа «Да».

После каждого вопроса посчитайте общее количество ответов «Да». Вопросы построены в виде утверждения, от первого лица. Это снижает вероятность правдивого ответа.

1. Я обманываю своих родителей.

2. Ежедневно я обманываю учителей.

3. Я обманываю друзей.

4. По телефону я лгу практически каждый день.

5. При знакомстве с новыми людьми я всегда им лгу.

6. Я лгу своим одноклассникам.

7. Считаете ли вы себя лжецом?

Ведущий. А сейчас мы поиграем в похожую игру, но по-другому и с другими вопросами.

Игра 2

Предложите всей группе собраться в одном конце класса. Раздайте каждому ребенку по 7 одинаковых предметов (счетные палочки, фишки и пр.) Предложите вместо утвердительного ответа класть предмет в коробку.

Каждый ребенок по очереди проходит мимо коробки и опускает туда руку независимо от того, оставит он там фишку или нет. Так сохраняется конфиденциальность. По окончании игры посчитайте количество предметов в каждой коробке.

Из практики можно сказать, что почти всегда количество предметов в коробках значительно превышает количество ответов «да» в первом варианте игры.

Вопросы к детям

• Приятно, когда новые знакомые считают меня отличником или восхищаются моими способностями, которые я немного преувеличиваю.

• Чтобы избежать наказания за плохую оценку, я лгал родителям.

• Чтобы не травмировать подругу: узнает правду, обидится, разволнуется, начнет подозревать, ревновать — я лучше солгу.

• Учителям я не лгу, но могу ввести в заблуждение об уровне своих знаний или о причине невыученных уроков.

• Когда разговариваю по телефону, могу сказать неправду, чтобы отстали: все равно не видят, чем я занимаюсь.

• Я люблю радовать людей и преувеличиваю свои заслуги в школе или в спорте, чтобы все порадовались, а меня похвалили.

• Я не лгал, но не совсем искренне отвечал на только что заданные вопросы.

Ведущий. Вопросы в первой и второй игре были одинаковыми по смыслу, но разными по форме. И посмотрите, какими разными были ваши ответы. В первой игре большинство заявили, что они всегда честные, а во второй игре большинство признались, что обманывают других людей. Что получается, что вы все — лжецы? Почему вопросы одинаковые, а ваши ответы — разные?

• Вопросы во второй игре содержали оправдание вашей лжи. Легче признаться во лжи, когда есть оправдание. Человек так устроен, что всегда ищет и находит себе оправдание. Это неплохо. Таким образом мы защищаемся. От чего? (От своей совести.)

• Труднее говорить правду при всех. Какие качества нужны, чтобы признаться, сказать правду?

Ведущий. Какой вывод мы сделаем: кого люди обманывают чаще всего? Чаще всего люди обманывают себя. Преувеличивают или недооценивают себя и свои способности. В Японии школьников учат точно оценивать свои силы. В этой развитой стране действует очень интересная методика. Ученик заранее говорит, на какую отметку он выполнит задание, например — подготовит доклад. Если ученик заявил, что выполнит на «5», а выполнил на «4», то он получает «2», потому что не умеет рассчитать свои силы. Но ему ставят «2» и тогда, когда он обязался получить «4», а выполнил задание на «5». Так японские школьники учатся быть правдивыми, нести ответственность за свои слова и взятые обязательства.

Домашнее задание: подумайте, что вы можете сделать, чтобы меньше обманывать самих себя? Какие качества нужно развивать, чтобы стать честнее?

ЗАНЯТИЕ 10
Как противостоять обману

1. Что вы можете сделать, чтобы избежать самообмана?

Ниже приводятся ответы детей: «Не давать поспешных обещаний»; «Не бояться наказания»; «Сразу не соглашаться, если тебе не нравится, чтобы потом не увиливать и не лгать»; «Изучать себя, чтобы знать, где ты обычно «прокалываешься»; «Изучать других, потому что не со всеми обманываешься, а только с некоторыми»; «Не думать о том, как ты выглядишь, потому что тогда обязательно обманешься»; «Быть уверенным»; «Думать хорошо о других людях»; «Работать над собой, стараться не хвастаться, не злиться и т.д.»; «Учиться и больше читать — тогда тебя не обманут».

2. Человек может обманываться сам, но его могут обманывать и другие люди. Некоторых обмануть легко, а некоторых сложно. Почему?

3. Информация о том, когда и какого человека легко обмануть. Предложите детям «примерить» к себе все утверждения и сделать вывод, легко ли обмануть каждого из них и почему.

• Когда у тебя нет нужной информации, ты чего-то не знаешь.

• Если ты неуверен в себе. Если ты сомневаешься в своих знаниях, если ты себе не нравишься.

• Если у тебя есть проблемы, которые кажутся тебе очень серьезными, тогда любой может обмануть тебя, пообещав их решить. «Голодную собаку легче заманить в капкан» — гласит народная мудрость.

• Тебя легко обмануть, если ты слишком эмоциональный. Чем ты эмоциональнее, тем меньше рассуждаешь и анализируешь.

• Если ты чего-то боишься. Страх делает нас слабее.

• Легко обмануть верящих в чудо мгновенного богатства, выздоровления, обучения.

4. Легко ли вас обмануть? Почему вы так думаете? Что вы можете сделать, чтобы противостоять обману?

ЗАНЯТИЕ 11
Как защититься от обмана

Есть самый простой и верный способ защититься от обмана — быть честным самому. Но есть и другие способы. Прочтите их и отметьте те, которые помогали вам увидеть чей-то обман.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.