Сценическая исполнительская культура. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Сценическая исполнительская культура.

2020-12-06 124
Сценическая исполнительская культура. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Эстраде нужны не только профессиональные музыканты, но и музыканты – артисты, умеющие действовать, жить на сцене, как живут артисты драматические», - писал Ю. Дмитриев. Ведущим выразительным средством в эстрадном пении является вокальное искусство, и через него артист доносит до зрителя художественный образ, заложенный в песне. Однако песню можно прочувствовать, прожить и заставить слушателей прожить её вместе с артистом.

«Петь на эстраде, - отмечал М. Бернес, - надо не только голосом, но и, что, пожалуй, особенно важно, - головой, сердцем и всем своим существом». Особенностью жанра эстрадного пения является то, что оно включает в себя не только вокал, но и целый комплекс выразительных средств.

Среди них на важном месте – актёрское мастерство исполнителя. Дополнительные выразительные средства, служащие для усиления яркости создаваемого художественного образа, должны подчёркивать наиболее сильные стороны исполнителя, но ни в коем случае не разрушать созданный исполнителем художественный образ.

Дополнительные выразительные средства, способные украсить номер – это и театральные костюмы, и своеобразная игра – общение певцов между собой, взаимодействие с театрально – танцевальной группой, некоторые детали сценографического оформления номера, создание характера персонажа, художественной «маски», т.е. это один из этапов создания целостного исполнительского художественного образа. Чаще всего, ребёнок поёт «от первого лица», ансамбль же представляет себя в заданных условиях, но, при этом, тоже вживается в роль «первого лица», от имени которого ведётся рассказ. Любая песня проживается, проигрывается не только в музыкальном исполнении, но и в актёрском.

В актёрских навыках певца большое значение имеет фантазия и воображение. Чем ярче внутреннее видение исполнителя, тем больше эмоциональный отклик вызывает песня у публики. С помощью музыки и текста достаточно открыто музыканты – исполнители общаются со зрительным залом. Можно сказать, что исполнитель рассказывает песню своим слушателям. Чаще всего, в детском эстрадном номере в исполнении эстрадного ансамбля звучат песни – рассказы, песни – сценки, где главное выразительное средство актёрского мастерства – перевоплощение, создание характера персонажа, от имени которого поётся песня.

Детский вокальный эстрадный репертуар органично поддаётся театрализации. Яркие образы детских песен сами подталкивают исполнителя к более выпуклому, красочному созданию художественного образа.

СЛУХОВОЕ ОСОЗНАНИЕ ЧИСТОЙ ИНТОНАЦИИ.

Интонация – самая малая смысловая ячейка в музыке, образуемая последовательностью двух (и больше) звуков.

В музыке существуют некоторые закономерности, которым подчинено строение интонаций и мелодии. Мелодию нельзя сводить к простой последовательности интонаций. Для того чтобы быть музыкальной мыслью, выражать содержание произведения, мелодия должна иметь начало, конец, движение интонаций должно чем-то определяться. Таким определяющим началом для построения мелодий является лад – система звуковысотных связей, объединённая главным устойчивым звуком – т о н и к о й, к которой тяготеют все остальные звуки лада.

Кроме понятия интонации, как частицы мелодии, существует еще понятие – интонация исполнительская, т.е. передача высоты звуков при исполнении.

«Подобно слову в живой речи музыкальная интонация, как частица мелодии, подлежит в реальном исполнении музыки тому или иному «произнесению», т. е. интонированию. Отсюда понятие исполнительской интонации – т. е. точного, чистого или фальшивого, выразительного или невыразительного интонирования» (Л. Мазель).

Точное интонирование или чистая интонация – верная передача высоты музыкальных звуков.

Эти два определения – интонация как частица мелодии и интонация исполнительская – связаны между собой, т. к. исполнение даёт возможность услышать музыкальную интонацию.

В теории и практике музыкального воспитания и образования умение петь, чисто интонируя, обычно считается главным признаком музыкальности и служит доказательством хорошего музыкального слуха.

Однако специальные исследования показали, что умение петь отнюдь не является единственным доказательством музыкальной одарённости. Кроме того, есть и другие признаки наличия музыкальных способностей.

Согласно данным исследованиям Б. М. Теплова, «основными музыкальными способностями являются:

1. Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или, что то же, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения…

2. Способность к слуховому «представливанию» (термин Б. М. Теплова), т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение…

3. Музыкально – ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний…».

Б. М. Теплов доказывает, что умение петь зависит от степени развития способности к слуховому «представливанию», но не меньшее значение для определения музыкальности имеют и две другие способности – ладовое и музыкально-ритмическое чувство.

Эти положения имеют существенное значение потому, что ими опровергается неправильная точка зрения, согласно которой дети, не умеющие петь, считались не музыкальными.

Б. М. Теплов доказывает, что основные музыкальные способности могут проявляться с различной силой, но все они поддаются развитию, совершенствованию. Музыкальные способности развиваются особенно успешно в результате планомерного педагогического воздействия на детей, если при этом учитываются индивидуальные особенности их музыкальности.

Успех педагогической работы зависит от знания индивидуальных особенностей музыкальности детей. Педагог ускоряет музыкальное развитие ребёнка, обращая особое внимание на развитие той способности, которая проявляется слабее, чем другие.

Отсутствие чистоты интонирования еще не указывает на неспособность к пению. Особенно это высказывание относится к дошкольному и младшему школьному возрасту, когда большинству детей очень сложно правильно передать мелодию песни только потому, что они ранее совсем не пели или не задумывались над правильной интонацией.

Способность чистоты интонирования может быть развита как и остальные музыкальные способности.

Умение правильно передавать мелодию связывается с развитием мелодического слуха, который определяется как «музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии».

Главные компоненты мелодического слуха:

  • Ладовое чувство — эмоциональный компонент музыкального слуха.
  • Музыкальные и слуховые представления.

Одно из проявлений ладового чувства у детей и у взрослых — интерес и любовь к слушанию музыки. Ладовое чувство так же проявляется в узнавании мелодии, в чувствительности к точности музыкальной интонации. Ладовое чувство — основа осмысленного, правильного восприятия музыки. Исследования доказали, что при восприятии мелодии у слушающего имеется ладовая настройка, благодаря которой он воспринимает мелодию как нечто целое, а не как простую последовательность отдельных интервалов. Проведённые опыты доказали, что не только взрослые, но и дети воспринимают мелодию как комплекс звуков в их соотношении с тоникой.

Развитие ладового чувства осуществляется на основе развития музыкальных представлений в процессе неоднократного восприятия музыки.

Представление – след восприятия, чувственное отражение действительности, образ предметов и явлений, которых в данный момент не воспринимаем.

Пение мелодии невозможно без определённого её представления, т. е. представления её звуковысотного и ритмического движения. Представление мелодии должно быть точным, иначе воспроизведение мелодии будет неправильным.

Восприятие выразительности музыки возможно только в единстве её звуковысотной и ритмической сторон. Вместе с тем и представление мелодии только тогда становится точным, когда в нём сохраняются и звуковысотные, и ритмические соотношения.

Поэтому нельзя развивать ладовое чувство и музыкальные представления отдельно от музыкально-ритмического чувства.

Умение чисто интонировать возникает только на определённом этапе развития музыкальных представлений, сначала при опоре на непосредственное восприятие мелодии, когда пение поддерживается инструментом или голосом педагога, дающим точное звучание.

Более высокой ступенью является самостоятельное пение знакомых мелодий без сопровождения. Здесь отсутствует опора на непосредственное восприятие мелодии (фортепиано или педагога).

Когда мелодия поётся сразу после прослушивания, но без сопровождения, можно считать, что уже есть элементы пения по представлению, но близко связанные с восприятием и поющий опирается на свежее впечатление.

Значительно труднее припомнить и спеть знакомую мелодию, опираясь лишь на её представление, вызванное в памяти. Это возможно только при наличии произвольного или «свободного» представления мелодии. Этим обстоятельством объясняется сравнительная трудность достижения правильного пения «а капелла», как сольного, так и ансамблевого.

Способность произвольно, т. е. сознательно, по своему желанию, пользоваться слуховыми представлениями без опоры на их восприятие определяется рядом музыкантов как «внутренний слух». Пение без сопровождения возможно только при развитом «внутреннем слухе».

Путь развития у детей «внутреннего слуха» в случае слабой способности пользоваться слуховыми представлениями: наиболее целесообразно начинать развивать внутренний слух с наиболее естественной и лёгкой формы его проявления – с представлений, непосредственно связанных с восприятием и имеющих опору в реальном звучании. Но это является лишь этапом, за которым должна следовать работа по воспитанию «свободных» представлений, «чистого внутреннего слуха».

У детей с сильным слуховым (репродуктивным) компонентом музыкального слуха «свободные» представления ярко проявляются уже в ранние годы, тогда как у других они возникают лишь в результате большой педагогической работы.

Чистота интонации и певческий голос.

Чистота интонации в пении в любом возрасте зависит не только от развития слуха (способность воспринимать музыку), но и от умения владеть голосом (способность воспроизводить мелодию).

Согласно взглядам, которые высказываются в современной вокальной педагогике, обучение пению представляет собой целостный процесс.

В ряде работ вопросы развития певческого голоса рассматриваются не только в свете совершенствования голосовой функции. Процесс развития голоса певца рассматривается в тесном взаимодействии не только с органом слуха, но и с психикой и социальными условиями жизни.

Чистота интонации в пении возникает в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию и дикции. В пении очень важно умение сохранить правильное певческое звучание. Сохранению правильного певческого звучания способствует правильное формирование гласных, поющихся на певческом дыхании.

Пение гласных развивает певучесть звука, его протяжённость. В правильном произнесении гласных и согласных большое значение имеет работа артикуляционного аппарата, т. е. органов произношения (нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки). При хорошей артикуляции будет и чёткая дикция.

Хорошее открывание рта, активная работа губ и языка в соединении с правильным звукообразованием и дыханием облегчает правильное произношение слов и способствует точной, чистой интонации.

В достижении правильного звукообразования придаётся большое значение правильной «атаке» звука. Рекомендуется активная подача звука – средняя между мягкой и твёрдой атакой. Твёрдая атака звука не рекомендуется, так как создаёт в начале обучения пению опасность громкого, резкого звучания, очень вредного для голоса, нередко ведущего к несмыканию связок и потере чистоты интонации.

 

ИТАК, МЫ С ВАМИ ИЗУЧИЛИ ВЕСЬ МАТЕРИАЛ, УЗНАЛИ МНОГО НОВОГО И СОВСЕМ СКОРО ПОВТОРИМ НА УРОКЕ ВОКАЛА!

А ПОКА У НАС ЕСТЬ МНОГО ВРЕМЕНИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ ДОМА, НЕ ЗАБЫВАЕМ ПОВТОРЯТЬ ПРОЙДЕННЫЙ РЕПЕРТУАР И НАБИРАЕМ НОВЫЙ!

ТАК ЖЕ ЖДУ ВИДЕО-ОТЧЕТЫ ПО ВОКАЛЬНЫМ КОМПОЗИЦИЯМ (РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫМ) КО ДНЮ ПОБЕДЫ! (можете скинуть в любую социальную сеть)

ДО ВСТРЕЧИ В НАШЕМ ЛЮБИМОМ КЛУБЕ!

Светлана Александровна Косухина!


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.